Ленинец. 1965 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1965 г. (г. Липецк)

Б е з у м с т в у х р а б р ы х . . . | | 0 УЛИЦАМ оккупированного Таганрога медлен- I |н о двигалась траурная процессия. Впереди, со ‘ спущенными бортами, черепашьей скоростью полз грузовик, на котором стояли два непокрашениых гроба, увитые черными лентами. За ним шагал батальон фа­ шистских солдат из дивизии «Адольф Гитлер». Немцы хоронили двух русских. На кладбище командир батальона —- обер-лейтенант, сняв фуражку с высокой кокардой, обратился к солда­ там с речью. Прозвучал ружейный салют. В могилу опустили дна гроба. Над выросшими холмиками фашисты укрепили дощечки. На одной из них на русском и немецком язы­ ках было написано: «Здесь похоронен русский летчик капитан Егоров, погибший смертью храбрых на Таган­ рогском аэродроме 18 апреля 1943 года». Вторая гово­ рила о неизвестном русском летчике, павшем тоже ге­ ройской смертью на том же аэродроме и в тот же день. . Что же заставило гитлеровцев хоронить советских летчиков с воинскими почестями? В ОСЕМНАДЦАТОГО апреля 1943 года на немец­ кий аэродром, расположенный на окраине Тагаи- рога, неожиданно спикировал русский бомбарди­ ровщик. Не сбросив бомб, он взмыл в безоблачное небо и унесся навстречу солнцу- Вслед за ним над притихшим аэродромом показалась целая эскадрилья советских ист­ ребителей. Выпустив шасси, они разошлись по кругу и начали заходить на посадку. Ведущий группы капитан Егоров приземлил самолет 'точно у посадочных знаков, быстро освободил полосу и, зарулив на стоянку, выключил двигатель. Крыло к кры­ лу рядом с ним остановил свою машину в его ведомый.- Третий самолет, теряя скорость, уже приближался к земле, когда Егоров увидел немцев. С автоматами и пи­ столетами бежали они к его истребителю. Все тело покрылось холодным потом..Решение пришло сразу. Включив передатчик, Егоров проговорил четким голосом:- . - . . — Прекратите посадку! На аэродроме немцы. Почти касаясь земли колесами, над посадочной поло­ сой гасил скорость краснозвездный самолет. Но вот сно­ ва взревел мотор, и, поджав под себя шасси, машина понеслась на бреющей высоте к границе аэродрома. За ней устремились и остальные советские истребители. Че­ ред минуту в небе растаял их удаляющийся гул. Горю­ чее в баках было у всех на исходе, и нельзя было ни од­ ной минуты оставаться над территорией, занятой вра­ гом. А капитан Егоров уже открыл вентиль сжатого воздуха, пытаясь запустить двигатель. .Медленно проворачивались лопасти винта, из патруб­ ков струился сизый дымок, но мотор не давал даже вспышки. А фашисты уже рядом. Егоров отчетливо ви­ дел их лица, в руках поблескивала вороненая сталь автоматов. Только утром, собираясь перелетать на фрон­ товой аэродром, он думал о том, как будет бить этих гадов. И вдруг такой непредвиденный, нелепый случай... Авиационная часть, в которой служил капитан Егоров, перелетала из тыла на фронт.. Как и подобает в таких случаях, на каждую группу истребителей был выделен лидер. Многоместный бомбардировщик, в экипаже кото­ рого ‘имеется;штурман, всегда водил подразделения од­ номестных истребителей при полетах на большие рас- И) РЕДАКЦИОННОЙ почты По ч е м у о н и у ш л и с з а в о д а Р АННЕЕ УТРО. В ок н а к о р п у с а б ью т лучи с о л н ц а , а н а д г о л о в о ю м аш ини ста д р о ­ б и л о к А л е к с а н д р а Т о б о - лнн а си яю т д е ся тк и эл е к т р и ч е с к и х лам п . М о ж н о бы л о д а в н о их выключить, н о н е с д е л а ­ еш ь э т о г о . Выключатели — в п о м ещ е н и и пульта с и л о в о г о у л р а в л е н и я, д в е р ь н а з а м к е . е т 2 7 0 .0 0 0 киловатт э л е к т ­ р о э н е р г и и . П р и м е р н о та ж е к ар ­ тина н а б л ю д а е т с я на тр ак т е п о д а ч и и зв е с т н я ­ ка. На о д н о м и з к о н в е й е ­ р о в у с т а н о в л е н м е т а л л о ­ и ск ат ель . Если в и з в е с т ­ няк п о п а д а е т м е т а л л , то п р о и с х о д и т ав т ом а ти ч е ­ с к о е о тк л ю ч е н и е . П ока м аш ини ст ищ е т причин у о тк лю ч ен и я , в х о л о с т ую На холостом х о д у — Электрики сами вы­ ключают, — сказал ма­ шинист. А свет почти всегда горит до самого обеда. Неужели нельзя избе'4- жать ненужного расхода электроэнергии? — Можно, — говорит электрик Виктор Грузен- ко. — Дело несложное: вывести выключатели из помещения, чтобы ими могли пользоваться ма­ шинисты. А вот как расходуется электроэнергия на участ­ ке шихтового отделения. Лампы здесь не горели, зато одна мельница ра­ ботала вхолостую. — Бункер полный, — объясняет машинист Ва­ лентин Карпов. — Мож­ но отключить, но ЖДУ указаний. Машинисты ждут ука­ заний, а мельницы часа­ ми «трудятся» без на­ грузки. При этом вхоло­ стую работают и дымо­ сос, и шнек. Вместе за смену они потребляют 3 0 0 0 киловатт, а з а один месяц в «трубу» вылета- работают четыре конвей­ ера и две дробилки. Такое положение ни­ чуть не волнует руко­ водителей энергослужбь цеха. Они считают: глав­ ное — обеспечить беспе­ ребойную работу меха­ низмов, попросту гово­ ря, лишь бы все. «верте­ лось», а все ли даст; от­ дачу — неважно. А . ТАРАНЧЕВ, р а б о ч и й а г л оф а б р и к и НЛМЗ . Недавно на Чаплыгннском агрегатном заводе прошло собрание комсомольского ак­ тива, где обсуждался вопрос об улучшении воспитатель­ ной работы среди молодежи предприятия. Там немало говорилось о неудовлетворительной рабо­ те с молодыми рабочими в цехах. Это действительно так. Приходит, скажем, на завод юноша или девушка. У новичков большое жела­ ние освоить ту или иную профессию. Но весь интерес у них порой спадает иа первой же неделе. Почему? Да потому, что с новичком никто по душам не побеседует, не поинтере­ суется его жизнью, стрем­ лениями. «Пришел и ладно», —рассуждают в цехе. И от­ дают парня или девушку на попечение старших учиться мастерству. Хорошо, если старший товарищ —человек душевный, относится к но­ вичкам с заботой и внима­ нием. Но ведь не секрет, что попадаются и такие «учите­ ля», которым, кроме «отне­ си это» да «принеси то» — ничего больше не нужно от ученика. Взять, например, автомат­ ный цех завода. Один, ка­ залось бы. коллектив. Но даже и здесь по-разному от­ носятся к обучению специ­ альностям молодых. Опыт­ ным и знающим специали­ стом зарекомендовала себя в цехе токарь Валентина Курьянова. Ее продукцию отдел технического контро­ ля принимает е первого предъявления. Валентина требовательна к себе и то­ варищам, пользуется авто­ ритетом. Прошел всего месяц, как Валентина Котосонова при­ шла ученицей к В. Курьяно­ вой, но уже сейчас она са­ мостоятельно в ы п о л и я е т сложные операции на стан­ ке. А вот другой пример. В июне этого года в автомат­ ный цех приняли Валентину Васильеву. Вместо того, чтобы закрепить ее за умель­ цем (их, кстати, немало в цехе), девушку поставили под начало Владимира Язы­ кова, который сам месяц на­ зад сдал на первый разряд. Какой опыт может перенять у него ученица? Подобные случаи : встре­ чаются и в других цехах аг­ регатного завода. Как ни странно, это ни­ сколько не волнует комсо­ мольских вожаков. Никто из них ни разу не «заступил­ ся» за ученика, не поинтере­ совался его судьбой. А если нет внимания к молодым, отсюда и такая текучесть кадров. Только за июнь — июль с нашего завода уво­ лились 89 молодых рабочих. Сейчас заводской комитет комсомола делает первые попытки улучшить воспита­ тельную работу среди моло­ дых агрегатчиков, Намечено провести несколько вечеров отдыха, экскурсий. Это, ко­ нечно, нужное дело. Но не следует забывать о главном — чутком отношении к че­ ловеку. В. ТРИШИН, инженер БТИ агрегатного завода. г. Чаплыгин. ☆ Рая Циплухина и Маша Пронина, которых выви- дите на снимке, живут в Липецке и работают ма­ лярами е «Жилстрое» № 5. Недавно подруги и еще. несколько девчат поехали в Волово помо­ гать сельчанам в ре­ монте домов. Тепло от­ зываются жители Волово о трудолюбивых подру­ гах. Фото А . Дурова. ☆ стояния. И группу Егорова тоже лидировал бомбарди­ ровщик. Пункт посадки — аэродром Ростов. Но по ка­ кой-то непонятной ошибке штурман привел истребите­ лей ;на Таганрогский аэродром, с Заходя на. посадку, Егоров видел самолеты, стоявшие на земле, разглядел на крыльях и фюзеляжах кресты и фашистскую свастику. Но Советская Армия совсем не­ давно закончила наступательную операцию. На многих аэродромах, располагавшихся между Волгой и берегом Азовского моря, стояли трофейные немецкие машины.- «Внднмо, и здесь гитлеровцы в панике побросали бое- вую технику», - думал Егоров, подруливая к стоянке «Юнкерсов» и «Мессершмиттов». И только увидев во­ оруженных немцев, он понял, что ошибался. Когда убедился, что запустить мотор уже не удастся, решил принять бой на земле. Выхватив из кобуры пистолет, Егоров стал отстрели­ ваться от наседавших фашистских летчиков," Пистолеты были теперь единственным оружием Его­ рова и его ведомого. По две обоймы на каждого. Всего по шестнадцать: патронов. Больше десятка гитлеровцев успели уложить двое русских к тому моменту, когда Егоров выпустил послед­ нюю пулю себе в висок. Его ведомый в горячке боя рас­ стрелял яо врагу все шестнадцать патронов. Но, увидев, как, не желая сдаваться в плен, покончил с собой ка­ питан, он тоже решил умереть. Передний бензиновый бак был пробит автоматной очередью. На полу кабины, под ногами растекался бен­ зин. Его нары лезли в нос, в рот, затрудняли дыхание. И воин показал, на что способен советский летчик. Нем- цы не видели, как чиркнул он спичкой. Подбегая почти вплотную, они лишь заметили, как захлопнулся фонарь ' кабины и огромный столб пламени мигом охватил са­ молет. ~ ~ У,"* Так, оказавшись на немецком аэродроме, волей тра­ гического случая погибли два советских человека, два русских летчидд. К сожалению, фамилия одного из них до сих пор" еще неизвестна. - V . РАГИ хоронили их с .почестями._В этом акте был |у с в о й тайный умысел. Моральный дух солдат фа- шистской Германии улетучивался с каждым днем. Гитлеровцы стали часто сдаваться в плен. Потому-то ко­ мандир сто одиннадцатой пехотной дивизии генерал-лей- те.нант Рекнягель, штаб которого располагался в городе Таганроге, решил пристыдить своих деморализованных солдат и поэтому так подчеркнуто приказал похоро­ нить героев с- воинскими почестями. Г. Б О РИ С О В . Н А О ДН ОМ и з п р и ­ в о лж ск и х х о л м о в , утоп аю щ и х в з е л е ­ ни , р а зм е с т и л и с ь з д а н и я Каминского вы сш е г о в о ­ е н н о г о авиа ц и о н н о г о училищ а л етчи к ов . С в о е н а з в а н и е — К а ч и н ск о е — о к о п о л у ч и л о о т речк и Качи, в д о л и н е к о т о р о й , п о д С е в а с т о п о л е м , бы л а о с н о в а н а в 1910 г о д у п е р в а я в Р о с си и ав и ац и ­ о н н а я ш к ола , т е п е р ь о н а н а х о д и т ся в В о л г о г р а д е . З а м е ч а т е л ь н ы е ст р ан и ­ цы в и с т о р и ю в о з д у х о ­ плавания , в и с т о р и ю г р аж д а н с к о й и В ели к ой О т е ч е с т в е н н о й в ойн впи ­ саны г ер о я м и -к а ч и н ц а - м и . 2 3 0 Г е р о е в С о в е т с к о г о С о ю з а — в т ом ч и с л е та ­ к и е п р о с л а в л е н ны е л е т ­ чики, как П олин а О с и ­ п ен к о , Ге о р г и й Б ай д у ­ к ов , А л е к с а н д р Б ел я е в , А л е к с а н д р Покрыш кин , Б о р и с С а ф о н о в , А м е т Х ан -С ултан , к о см он а в т В ал ер ий Быковский— вы ­ шли и з с т ек училищ а . НА СНИМКЕ: гр упп а к у р сан тов и д е т к маши-А н ам . Ещ е н е м н о г о — к" он и в зм о ю т в з а о б л а ч ­ н ую высь; НА СНИМКЕ, с л е в а — к у р сан т -отл ич ­ ник, выпускник 1965 г о ­ д а А н атолий П ов ал я ев . Фото М . Р едьк и н а . (Фотохроника ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz