Ленинец. 1965 г. (г. Липецк)
1ПНННППИ1интП11ПП1Ш1Ш11ин|| ^анММтаIМММИМта1ТО!!1^^Ш^И^I^ГШ^ИII^МIШвТ1IТIНЯI^^^IIIЯГ,*IТУ1^!^III^II^I" ,,IИ^ ^ ,^ ,IIIII,ШШЦДI^>А1'^м^ ^-- « м м м м о ю т т м н м т м т * ! п о э т и ч е с к о й В. Д у б р о-в и н Пока отца я помню хоть немного, Его уже не отнимает смерть.»' Он у коня. Он в стремя вставил ногу, Он бросился в седло — зовет тревога. Буденновцу ль на месте усидеть?,. Еще зарю запомнил я иную, Когда отец рубли принес в горсти, Когда он продал Саблю именную, Чтобы семью от голода спасти. Я со счетов минувшее не скину. Он был и увлечен, и напряжен: Еще я помню спину, спину, спину Отца Над освещенным чертежом, Он с каждым годом строже и моложе Мне видится Средь мчавшихся годин, И раз я жив, Он мертвым быть не может: Мы сплавлены в одно — Отец и сын. Пусть нет над ним надгробного гранита, Звезды — посмертной гордости бойца, — Как должен жить я Твердо И открыто, Чтоб быть достойным своего отца! В Брестской крепости Перекалялся горизонт, Перегорал металл, И обреченный гарнизон В крови изнемогал. Не пожелали отступать, Склонясь перед бедой.., Ведь кто-то должен первым встать И первым встретить бой. И, коль мне правда по плечу, Пока я не затих, Я обреченности хочу Такой же, как у них, Я ЕГО ВИДЕЛ Я его видел. Я все о нем знаю. На песчаном азиат ском Каспии живет сто рож маяка. В бурю, шторма, в туманы рас секает тьму белый кли нок света, показывая путь судам. А днем Фа- деич носит землю на грядки. От буровой ' вышки до домика, при лепившегося к маяку, километр. Фадеич прохо дит за день 20—36 ки лометров, В песках чер неют грядки, огражден ные кусками железа. Потом на грядках Про клюнулись ростки. А од нажды к нефтяникам дед пришел с большой золотой дыней. Ребята переглянулись. Удиви тельно: в пустыне и та кие ароматные ломтики. С собственного огорода. Я видел, как люди це почкой шли по барханам за Фадеичем, чтобы по смотреть на огород. Лю ди стояли молча перед грядками, пораженные непривычным. Я его видел. Я все о нем знаю. В центре Казахстана вырос фосфоритный го- год. Парни назвали его Каратау — черная гора. Город настолько молод, что нет еще кладбища. Шумит парк, белеют со временные дома, а могил нет, потому что все мо лодые. Старый Петро вич, прослушав про го род, поднялся с наси женного места. Посмот реть мир. Деревушка под Орлом осталась без Петровича. А он со сво ей старухой среди гитар и песен едет в Каратау. Он раздевает людей в огромной столовой. Нет еще на вешалках номер ков, но он каждого зна ет в лицо. Несколько раз я обедал в той столо вой. Петрович безоши бочно подавал мой плащ и как бы мимоходом спрашивал: — Ну, как там у нас, в России? Я его видел. Я все о нем знаю. В моей родной дере веньке живет Егорыч. Пошел этой весной на пенсию. Старый рыбак и хлебороб. Я приезжаю, и он приходит покурить. — Ну его, табачище, сигареты есть какие?.. Мы с ним старые друзья. Это он научил меня насаживать косу, отбивать ее, точить. Это он научил меня держать ручки сохи, ездить вер хом, очищать от коры бревна веселым светлым топором. А утром, когда еще не выгоняют скот, он брал меня с собой, на язей. С ним всегда попа далась рыба. Я его видел. Я все о нем знаю. Под Лебедянью, в Стрельцах это—Иваныч, в Ельце — Констант ный, в Усмани — Миха лыч, где-то под Вороне жем — Семеныч. Их вез де так зовут по России. В знак уважения к лю дям, прожившим долгую и нелегкую жизнь. И ли-, цо-то у них иссечено морщинами, и поясница все чаще побаливает, а глаза молодые. А руки проворные, сноровистые. Не сдаются. Их много, лукавых, степенных, шу тейных дедов. В. ЗОРИН. Фото В. Добрякова. В ОДНОМ из кварталов Октябрь ской улниьг Ельна в небольшой, скромно, но со вкусом обставлен ной квартире живет любитель-краевед Сергей Федорович Логвинов В книжных шкафах комнаты хозяина много редких, любопытных книг по ис кусству и литературе. Но особый ин- •интерес представляет собрание автогра фов. Их около пятисот. Некоторые из них имеют литературоведческий харак тер, например, подлинник предисло вия Г1. Истрати к его книге «Королнна», комментарии В. Б. Шкловского к его книге «Письма не о '"любви». Но боль шинство автографов являются дарствен ными надписями на книгах, репродукци ях, фотографиях, подаренных Сергею Федоровичу в те годы, когда он был на чальником библиотечного отдела полит управления одиннадцатой армии Закав казья в 1920—23 годы, а потом руконо- дил библиотечной работой в Совпрофе Грузии в Тифлисе и 1923—1929 годы. В круг задач Сергея Федоровича входило устройство литературных лекций, дис кусеии, литературних вечеров. Для это го он старался использовать приезд в тогдашний Тифлис каждого большого писателя, поэта, литературоведа. лист тополя (Н о в е л л а) Я сижу на скамейке, под старым то полем. Мое внимание привлек один по блекший лист. Широкий, с узловатыми прожилками, он напоминал руки отца, натруженные руки с буграми вздувших ся вен на тыльной стороне ладони. И добротно сколоченная скамейка, н дом сработаны этими руками, ими по сажен и старый сад. Жаден был отец до работы. Еще и сейчас под навесом ря дом с граблями и деревянными вилами, лежит за черемуховыми скобами набор ладных плотницких топоров. Но никому уже отец не срубит новый дом. Ветер перекидывал листья, как стра ницы книги. Вот они залетели на мою скамейку, на серую плиту песчаника, ко со лежащую в борозде, около скамей ки. Я знал этот иссеченный ветрами и дождями камень. На нем, еще школь ником, иступив отцовское зубило, я вы сек свое имя и год рождения. Как давно это было! Вот так же ветер перебирал листву. Я вышел в сад поку рить: еще стеснялся в открытую при от це. Он растил нас без потачек, строго- настрого наказывал куревом не бало ваться, за стопкой не тянуться. Отца мы слушались, не потому что он был крут нравом. Уважали мы его. Помню, как неслышно подсел он ря дом со мной на скамейку, уже сухонь кий и меньше меня ростом, положил руку на плечо: — Уж если куришь, кури без утайки... А. Каковкии ! п и с ь м о | За окнами, за окнами, продрогнув, | бродит темь. 1 Я ровно в семь | уйду в ту темь 1 и растворюсь, как тень. А. Но перед тем, как в ночь уйти, я напишу письмо. В нем пропишу, что я здоров и что живу, как бог, И попрошу меня простить за торопливость строк. Я напишу, что я люблю, ■ люблю тебя одну. У Тебя с подснежником сравню и с васильком сравню, Что за тобой уйду в пургу, уйду в любую тьму И что пурга мне — ерунда, и ночь подобна дню. И в синий ящик, " как в мечту, я опушу письмо И с разводящим в темь уйду .» на самый дальний ноет. -1 И будет мне твоим окном Светить ' ' - одна -V: ; ; : из звезд. .. ;. . , Это было признание моей самостоя тельности. Долго мы говорили тогда, серьезно, первый раз как мужчина с мужчиной. С тех пор прошло много лет. Поста рел и сад, и дом, и скамейка, только ка мень остался тем же, лишь чуть побе лел от дождей. Он походил сейчас на старую могильную плиту. Мне вдруг за хотелось с него смахнуть печальные ли стья, поднять его и положить на видное место. Я опустился на корточки и ле гонько, чуть прикасаясь к шершавой по. верхности, стал гладить его. И вдруг, на том месте, где раньше не было ни цифр, ни букв, я увидел неглубоко про царапанные буквы: «Сережа». А я и не знал, что и мой сынишка оставил на камне свой след. Я не стал переносить плиту, сел на скамейку и задумался. Тихо было в ста ром саду. Время от времени ветер сры вал и с легким шуршанием перекаты вал листья. А на голых ветках остава лись коричневые бугорки. На следую щую весну из них набухнут свежие поч ки. г. Липецк. М. ДАНИЛОВ. Л О Р О Г А Вьется, льется ~ в просторе дорога, Как серая лепта : на зеленом ветру. Ах, дорога, дорога, не суди меня строго, "Что тобою дорога, ' я не скоро пройду. Я солдат. Я живу от тебя в отдалении. Я на горных вершинах с о-рлами дружу. И, дорога, твое трудовое движенье День и ночь, . . в снег л дождь, под охраной держу. Если вдруг протрубит боевая тревога И беда вс 13нет в рост над покоем людей. Ты. дорога, тогда М81 ‘ стань-короче немно:с * Мне идти во тебе ' за победой своей. и т » 1 п н н н и ц | |ц ш и ц т н « 1 |ц » н ц 1| ц ,ц „ „ |Ш н ц „ „ 1ш „ „ „ и н „ . . „ „ | . , и ц , 1 и ^ — Да живет, кто жизнь творит; Вот мое ученье... Такие строки нз «Фауста» Гете написал Сергею Федоровичу на память на обо роте своего фото пиеатель-реалист В. В. Вересаев. С фотографии смотрит молодой Сер гей Есенин. Слева от него Айседора Дункан с приемной дочерью Исидорой.- А на обороте фото напиеанные рукой профом. Есенина принимали восторжен но. А когда наступил перерыв, началась дружеская беседа Есенина е поклонни ком его таланта. По окончании - вечера поэт подписал памятную фотокарточку. В мае 1925;года, в Тифлисе выступали артисты Московского художественного театра; К. С. Станиславский, В. И. Ка налов,;. И. М. Москвин с труппой. С на ми была и супруга А. П. Чехова—Оль га Леонардовна Книппер-Чехова. Сергей Федорович познакомился со знаменитой актрисой и получил автог раф с надписью из пьесы А. П. Чехова «Вишневый над»- . - ■ «Милый, прекрасный мой. нежный мой сад,'прощай.-..» 1 Памятный 1927 год. В концертном за ле имени Руставели на псйшостки сие- В гостях у коллекционера поэта последние четыре строчки из его стихотворения «Воспоминание». Тут же . копия акварели Л. Бакста «Танцующая Дункан» с личной надписью талантлн- - вой танцовщицы на французском языке. Памятная в жизни Сергея Федорови ча встреча с Есениным состоялась в на чале 1923 года в редакции газеты «Заря Востока». В тот вечер лоэт выступал в нижнем зале здания, занимаемого Сов- ны вышел высокого роста мужчина с копной густцх волос Остановился, снял пиджак, бережно сложил и- положил на спинку стула. ' ' - Какие-будут вопросы? — бросил он в зал. Это был Владимир Маяковский,' История получения автографа у Вла димира Маяковского такова. В одной мз- комнат художник готовил -суперобложку к книге Василия Каменского «Юность Маяковского». Сюда и пришел Влади- 1 Ш Щ Щ 1 И П Ш 1 Н Ю Н Н Щ Ш Щ Ш 1 Ш Ш 1 1 И мир Маяковский с начинающими гру зинскими .поэтами, Семеном Чнковани, Тицианом-Табидзе,' Паоло Яшвили. 1Гос- ле общего .разговора -Сергею- Федоровы-' чу удалось получигь автограф.. С зна менит ым поэтом Сергей Федорович встречался- неоднократно. • Встреч -с замечательными,/талантливы ми и выдающимися . людьми у Сергея Федоровича было много. Об этом гово рят автографы М. Горького, Анри Бар- бюса, Серго ОрдЖоникидзе, А. В. Луна чарского, М. Пришвина, В. В. Ермило ва, Ильи Оренбурга, Семена Кирсанова, А: А ЯблочКИНОй,' ШтьГ Вачнадзе, Иго ря Ильинского, К. С. Станиславского и многих других известных поэтов, лите раторов, писателей, артистов. В молодые годы С: Ф. Логвинов, сам обучался театральному мастерству у из вестных мастеров сцены Б. Е. Захаем, Б. В. Щукина в театре имени Вахтанго ва. Сохранились программы, афиши, фо тографические снимки; рассказывающие о выступлениях Сергея Федоровича Лог-; винона, мастера художественного чтения, в городах Ельне,. Ефремове, Линейке, Смоленске; Сейчас С. Ф. Логвинову 70 лет. Но он по-прежнему большой книголюб и кол лекционер книг, фотодокументов и крае вед: : Сергей Федорович готовит книгу очерков о знатных ельчанах: Н. Н. Жу кове, И. В. Ершове, Н. П. Ульянове, Н. И'. Дорохине, М. М. Пришвине, И. А» Бунине, Н. Ю. Юреневой, Т Н. Хренни кове и .других А. БЕЛЬСКИЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz