Ленинец. 1965 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1965 г. (г. Липецк)

1ПНННППИ1интП11ПП1Ш1Ш11ин|| ^анММтаIМММИМта1ТО!!1^^Ш^И^I^ГШ^ИII^МIШвТ1IТIНЯI^^^IIIЯГ,*IТУ1^!^III^II^I" ,,IИ^ ^ ,^ ,IIIII,ШШЦДI^>А1'^м^ ^-- « м м м м о ю т т м н м т м т * ! п о э т и ч е с к о й В. Д у б р о-в и н Пока отца я помню хоть немного, Его уже не отнимает смерть.»' Он у коня. Он в стремя вставил ногу, Он бросился в седло — зовет тревога. Буденновцу ль на месте усидеть?,. Еще зарю запомнил я иную, Когда отец рубли принес в горсти, Когда он продал Саблю именную, Чтобы семью от голода спасти. Я со счетов минувшее не скину. Он был и увлечен, и напряжен: Еще я помню спину, спину, спину Отца Над освещенным чертежом, Он с каждым годом строже и моложе Мне видится Средь мчавшихся годин, И раз я жив, Он мертвым быть не может: Мы сплавлены в одно — Отец и сын. Пусть нет над ним надгробного гранита, Звезды — посмертной гордости бойца, — Как должен жить я Твердо И открыто, Чтоб быть достойным своего отца! В Брестской крепости Перекалялся горизонт, Перегорал металл, И обреченный гарнизон В крови изнемогал. Не пожелали отступать, Склонясь перед бедой.., Ведь кто-то должен первым встать И первым встретить бой. И, коль мне правда по плечу, Пока я не затих, Я обреченности хочу Такой же, как у них, Я ЕГО ВИДЕЛ Я его видел. Я все о нем знаю. На песчаном азиат­ ском Каспии живет сто­ рож маяка. В бурю, шторма, в туманы рас­ секает тьму белый кли­ нок света, показывая путь судам. А днем Фа- деич носит землю на грядки. От буровой ' вышки до домика, при­ лепившегося к маяку, километр. Фадеич прохо­ дит за день 20—36 ки­ лометров, В песках чер­ неют грядки, огражден­ ные кусками железа. Потом на грядках Про­ клюнулись ростки. А од­ нажды к нефтяникам дед пришел с большой золотой дыней. Ребята переглянулись. Удиви­ тельно: в пустыне и та­ кие ароматные ломтики. С собственного огорода. Я видел, как люди це­ почкой шли по барханам за Фадеичем, чтобы по­ смотреть на огород. Лю­ ди стояли молча перед грядками, пораженные непривычным. Я его видел. Я все о нем знаю. В центре Казахстана вырос фосфоритный го- год. Парни назвали его Каратау — черная гора. Город настолько молод, что нет еще кладбища. Шумит парк, белеют со­ временные дома, а могил нет, потому что все мо­ лодые. Старый Петро­ вич, прослушав про го­ род, поднялся с наси­ женного места. Посмот­ реть мир. Деревушка под Орлом осталась без Петровича. А он со сво­ ей старухой среди гитар и песен едет в Каратау. Он раздевает людей в огромной столовой. Нет еще на вешалках номер­ ков, но он каждого зна­ ет в лицо. Несколько раз я обедал в той столо­ вой. Петрович безоши­ бочно подавал мой плащ и как бы мимоходом спрашивал: — Ну, как там у нас, в России? Я его видел. Я все о нем знаю. В моей родной дере­ веньке живет Егорыч. Пошел этой весной на пенсию. Старый рыбак и хлебороб. Я приезжаю, и он приходит покурить. — Ну его, табачище, сигареты есть какие?.. Мы с ним старые друзья. Это он научил меня насаживать косу, отбивать ее, точить. Это он научил меня держать ручки сохи, ездить вер­ хом, очищать от коры бревна веселым светлым топором. А утром, когда еще не выгоняют скот, он брал меня с собой, на язей. С ним всегда попа­ далась рыба. Я его видел. Я все о нем знаю. Под Лебедянью, в Стрельцах это—Иваныч, в Ельце — Констант­ ный, в Усмани — Миха­ лыч, где-то под Вороне­ жем — Семеныч. Их вез­ де так зовут по России. В знак уважения к лю­ дям, прожившим долгую и нелегкую жизнь. И ли-, цо-то у них иссечено морщинами, и поясница все чаще побаливает, а глаза молодые. А руки проворные, сноровистые. Не сдаются. Их много, лукавых, степенных, шу­ тейных дедов. В. ЗОРИН. Фото В. Добрякова. В ОДНОМ из кварталов Октябрь­ ской улниьг Ельна в небольшой, скромно, но со вкусом обставлен­ ной квартире живет любитель-краевед Сергей Федорович Логвинов В книжных шкафах комнаты хозяина много редких, любопытных книг по ис­ кусству и литературе. Но особый ин- •интерес представляет собрание автогра­ фов. Их около пятисот. Некоторые из них имеют литературоведческий харак­ тер, например, подлинник предисло­ вия Г1. Истрати к его книге «Королнна», комментарии В. Б. Шкловского к его книге «Письма не о '"любви». Но боль­ шинство автографов являются дарствен­ ными надписями на книгах, репродукци­ ях, фотографиях, подаренных Сергею Федоровичу в те годы, когда он был на­ чальником библиотечного отдела полит­ управления одиннадцатой армии Закав­ казья в 1920—23 годы, а потом руконо- дил библиотечной работой в Совпрофе Грузии в Тифлисе и 1923—1929 годы. В круг задач Сергея Федоровича входило устройство литературных лекций, дис­ кусеии, литературних вечеров. Для это­ го он старался использовать приезд в тогдашний Тифлис каждого большого писателя, поэта, литературоведа. лист тополя (Н о в е л л а) Я сижу на скамейке, под старым то­ полем. Мое внимание привлек один по­ блекший лист. Широкий, с узловатыми прожилками, он напоминал руки отца, натруженные руки с буграми вздувших­ ся вен на тыльной стороне ладони. И добротно сколоченная скамейка, н дом сработаны этими руками, ими по­ сажен и старый сад. Жаден был отец до работы. Еще и сейчас под навесом ря­ дом с граблями и деревянными вилами, лежит за черемуховыми скобами набор ладных плотницких топоров. Но никому уже отец не срубит новый дом. Ветер перекидывал листья, как стра­ ницы книги. Вот они залетели на мою скамейку, на серую плиту песчаника, ко­ со лежащую в борозде, около скамей­ ки. Я знал этот иссеченный ветрами и дождями камень. На нем, еще школь­ ником, иступив отцовское зубило, я вы­ сек свое имя и год рождения. Как давно это было! Вот так же ветер перебирал листву. Я вышел в сад поку­ рить: еще стеснялся в открытую при от­ це. Он растил нас без потачек, строго- настрого наказывал куревом не бало­ ваться, за стопкой не тянуться. Отца мы слушались, не потому что он был крут нравом. Уважали мы его. Помню, как неслышно подсел он ря­ дом со мной на скамейку, уже сухонь­ кий и меньше меня ростом, положил руку на плечо: — Уж если куришь, кури без утайки... А. Каковкии ! п и с ь м о | За окнами, за окнами, продрогнув, | бродит темь. 1 Я ровно в семь | уйду в ту темь 1 и растворюсь, как тень. А. Но перед тем, как в ночь уйти, я напишу письмо. В нем пропишу, что я здоров и что живу, как бог, И попрошу меня простить за торопливость строк. Я напишу, что я люблю, ■ люблю тебя одну. У Тебя с подснежником сравню и с васильком сравню, Что за тобой уйду в пургу, уйду в любую тьму И что пурга мне — ерунда, и ночь подобна дню. И в синий ящик, " как в мечту, я опушу письмо И с разводящим в темь уйду .» на самый дальний ноет. -1 И будет мне твоим окном Светить ' ' - одна -V: ; ; : из звезд. .. ;. . , Это было признание моей самостоя­ тельности. Долго мы говорили тогда, серьезно, первый раз как мужчина с мужчиной. С тех пор прошло много лет. Поста­ рел и сад, и дом, и скамейка, только ка­ мень остался тем же, лишь чуть побе­ лел от дождей. Он походил сейчас на старую могильную плиту. Мне вдруг за­ хотелось с него смахнуть печальные ли­ стья, поднять его и положить на видное место. Я опустился на корточки и ле­ гонько, чуть прикасаясь к шершавой по. верхности, стал гладить его. И вдруг, на том месте, где раньше не было ни цифр, ни букв, я увидел неглубоко про­ царапанные буквы: «Сережа». А я и не знал, что и мой сынишка оставил на камне свой след. Я не стал переносить плиту, сел на скамейку и задумался. Тихо было в ста­ ром саду. Время от времени ветер сры­ вал и с легким шуршанием перекаты­ вал листья. А на голых ветках остава­ лись коричневые бугорки. На следую­ щую весну из них набухнут свежие поч­ ки. г. Липецк. М. ДАНИЛОВ. Л О Р О Г А Вьется, льется ~ в просторе дорога, Как серая лепта : на зеленом ветру. Ах, дорога, дорога, не суди меня строго, "Что тобою дорога, ' я не скоро пройду. Я солдат. Я живу от тебя в отдалении. Я на горных вершинах с о-рлами дружу. И, дорога, твое трудовое движенье День и ночь, . . в снег л дождь, под охраной держу. Если вдруг протрубит боевая тревога И беда вс 13нет в рост над покоем людей. Ты. дорога, тогда М81 ‘ стань-короче немно:с * Мне идти во тебе ' за победой своей. и т » 1 п н н н и ц | |ц ш и ц т н « 1 |ц » н ц 1| ц ,ц „ „ |Ш н ц „ „ 1ш „ „ „ и н „ . . „ „ | . , и ц , 1 и ^ — Да живет, кто жизнь творит; Вот мое ученье... Такие строки нз «Фауста» Гете написал Сергею Федоровичу на память на обо­ роте своего фото пиеатель-реалист В. В. Вересаев. С фотографии смотрит молодой Сер­ гей Есенин. Слева от него Айседора Дункан с приемной дочерью Исидорой.- А на обороте фото напиеанные рукой профом. Есенина принимали восторжен­ но. А когда наступил перерыв, началась дружеская беседа Есенина е поклонни­ ком его таланта. По окончании - вечера поэт подписал памятную фотокарточку. В мае 1925;года, в Тифлисе выступали артисты Московского художественного театра; К. С. Станиславский, В. И. Ка­ налов,;. И. М. Москвин с труппой. С на­ ми была и супруга А. П. Чехова—Оль­ га Леонардовна Книппер-Чехова. Сергей Федорович познакомился со знаменитой актрисой и получил автог­ раф с надписью из пьесы А. П. Чехова «Вишневый над»- . - ■ «Милый, прекрасный мой. нежный мой сад,'прощай.-..» 1 Памятный 1927 год. В концертном за­ ле имени Руставели на псйшостки сие- В гостях у коллекционера поэта последние четыре строчки из его стихотворения «Воспоминание». Тут же . копия акварели Л. Бакста «Танцующая Дункан» с личной надписью талантлн- - вой танцовщицы на французском языке. Памятная в жизни Сергея Федорови­ ча встреча с Есениным состоялась в на­ чале 1923 года в редакции газеты «Заря Востока». В тот вечер лоэт выступал в нижнем зале здания, занимаемого Сов- ны вышел высокого роста мужчина с копной густцх волос Остановился, снял пиджак, бережно сложил и- положил на спинку стула. ' ' - Какие-будут вопросы? — бросил он в зал. Это был Владимир Маяковский,' История получения автографа у Вла­ димира Маяковского такова. В одной мз- комнат художник готовил -суперобложку к книге Василия Каменского «Юность Маяковского». Сюда и пришел Влади- 1 Ш Щ Щ 1 И П Ш 1 Н Ю Н Н Щ Ш Щ Ш 1 Ш Ш 1 1 И мир Маяковский с начинающими гру­ зинскими .поэтами, Семеном Чнковани, Тицианом-Табидзе,' Паоло Яшвили. 1Гос- ле общего .разговора -Сергею- Федоровы-' чу удалось получигь автограф.. С зна­ менит ым поэтом Сергей Федорович встречался- неоднократно. • Встреч -с замечательными,/талантливы­ ми и выдающимися . людьми у Сергея Федоровича было много. Об этом гово­ рят автографы М. Горького, Анри Бар- бюса, Серго ОрдЖоникидзе, А. В. Луна­ чарского, М. Пришвина, В. В. Ермило­ ва, Ильи Оренбурга, Семена Кирсанова, А: А ЯблочКИНОй,' ШтьГ Вачнадзе, Иго­ ря Ильинского, К. С. Станиславского и многих других известных поэтов, лите­ раторов, писателей, артистов. В молодые годы С: Ф. Логвинов, сам обучался театральному мастерству у из­ вестных мастеров сцены Б. Е. Захаем, Б. В. Щукина в театре имени Вахтанго­ ва. Сохранились программы, афиши, фо­ тографические снимки; рассказывающие о выступлениях Сергея Федоровича Лог-; винона, мастера художественного чтения, в городах Ельне,. Ефремове, Линейке, Смоленске; Сейчас С. Ф. Логвинову 70 лет. Но он по-прежнему большой книголюб и кол­ лекционер книг, фотодокументов и крае­ вед: : Сергей Федорович готовит книгу очерков о знатных ельчанах: Н. Н. Жу­ кове, И. В. Ершове, Н. П. Ульянове, Н. И'. Дорохине, М. М. Пришвине, И. А» Бунине, Н. Ю. Юреневой, Т Н. Хренни­ кове и .других А. БЕЛЬСКИЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz