Ленинец. 1965 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1965 г. (г. Липецк)

* Руну дружбы подростку * С школа, завод * Детские сеансы в театрах и романтика походов * кончится перерождение? ОБКОМА О ТЕЦ стоит, широко расставив моги, и непослушным язы­ ком выговаривает: — Кл..,лашка! А ну, до­ мой! — и девочка, то- ропливо собрав на пес­ ке пестрые лоскутки, в которые только что на­ ряжала куклу, безропот­ но направляется к дому. В комнате едкий та­ бачный дым и запах спиртного. Мать спит тяжелым сном, распла­ став руки. Клаве тоск­ ливо и одиноко. Взяв за руку куклу, она снова выбегает на улицу. На скамейке около дома сидят тетя Маша Дробышева и дядя Ваня Торопцев. Клава слы­ шит, как дядя Ваня гово­ рит ей вслед: — Пропадет девчон­ ка... — Тетя Маша вздыхает. Смахнув ладошкой слезы, Клава подходит к играющим неподалеку ребятишкам. Ее останав­ ливает капризный голос соседской Наташки: — Уходи от нас. Нам не разрешают играть с тобой. ...Это было, когда Кла­ ва еще не училась. Потом мать отвела ее однажды , в школу. У нее теперь была ра­ дость, о существовании которой раньше ока даже не предполагала. Каждое утро, заботливо сложив в старенький портфель книжки и тет­ радки, Клава спешила в класс. Радость эта кончилась неожиданно. К,ак-то на перемене девчонки из 4 «г», перебивая друг друга и отчаянно споря,- завели разговор о своих мамах.. — Мне мама платье новое купила... — А моя все равно лучше. Она мне.:. —- Нет, моя лучше... Клава, слушая их, по­ думала: «А мне почему- то ничего ие покупают», — а вслух сказала: «— Когда у мамы бу­ партой с «грубиянкой». Б дневнике появились двойки... Бы, наверное, спроси­ те, что делали учителя, когда в жизни девочки начала происходить эта драма. Ведь они не мог­ ли не заметить, что Кла­ ва стала.хмурой, нераз­ говорчивой. Да, свое участие они, педагоги школы № 26, проявили. вне школы. Люба Негро- брва. Хоть она была на­ много старше Клавы, во внимании и дружеском участий не отказывала. Правда, слышала девоч­ ка, что Люба пьет и ку­ рит, потом и сама это увидела "воочию, зато никто, как она, не мог оборвать насмешников. Когда Клава- с ней, ник­ ло душам, разговоров ц ! Антониной Алексеевной*' Вожжиной, инспектором детской комнаты мили­ ции, и ребятами из ко­ митета комсомола трак­ торного завода. Клаве подыскали несложную, но интересную работу в прессовом цехе. Стар­ ший мастер Петр Анд­ реевич Поликанин рас­ сказывал ей об умных же, как они с ней. Ей ничего не стоит дать обещание и не выпол­ нить его. Словом, Кла­ вино «перерождение» едва-едва. начинается. .Чем кончится все это?.. Клава живет с родите­ лями, . которых, навер­ ное, как говорится, толь­ ко могила исправит. Ста­ рые дружки кет-нет, да напомнят о себе: то у проходной встретят, то домой придут. Просила Клава, чтобы ей дали общежитие, но ей гово­ рят: — Иногородних и тех вселить не можем... Несколько раз Клава приходила в красный уголок, где в это время девчата художествен­ ную самодеятельность готовили. Но пригласить ее принять участие в са­ модеятельности не до­ гадались. Должно быть потому, что многие счи­ тают, как и комсорг це­ ха Миша Толубьев, что до конца полагаться на Клаву не стоит — под­ ведет. А зря. Девушка стоит на перепутье. Она пове­ рила в силу коллектива, обнаружила в жизни це­ ха белее серьезное, бо­ лее ценное, чем то, что предлагает «улица». Но и прошлое еще цепко держит ее в своей вла­ сти. Не надо останавли­ ваться на половине до­ роги. Человек не может жить без друга. И пусть комсомольцы цеха бу­ дут ее друзьями, а не те, кто вел ее по потем­ кам жизни. В. САВЕЛЬЕВ, комсорг теплосилового цеха ЛТЗ. Было много длинных разговоров в учитель­ ской и кабинете дирек­ тора, были выяснения ее семейного положения. Но понять душу этой оз­ лобленной на всех девоч­ ки никому не удалось. Впрочем, наверное, ник­ то, и не хотел по-настоя­ щему. «Виноваты роди­ тели»,— решили в шко­ ле. Дальше же этой оценки никто не пошел. Обвинять родителей бы­ ло поадно, а чувство, которое учителя гордо называют «педагогиче­ ским чутьем», не под­ сказало им, что Клаве не хватает друга, чутко­ го, внимательного на­ ставника. Клава по-прежнему, будучи в школе, остава­ лась одна. Учителя мах­ нули рукой на то, что она получает двойки, пропускает занятия. Од­ ноклассники будто не замечали ее. Зато у Кла­ вы появилась подруга дет получка, она мне портфель купит. Наташка, вредная, злая' Наташка, фыркну­ л а :.- .- . .- .- ’ — твоя Мвть — пьяни­ ца. И ничего-то она тебе не купит. От обиды Клава не могла сказать ни слова. И в отместку за обиду заколотила кулачками по спине Наташки. :— Нет, купит! Нет, ку­ пит! А вы все... Потом она долго в уголке коридора плака­ ла, а через некоторое время решительно ска­ зала себе: «В школу больше не пойду». Отец, узнав о реше­ нии Клавы, жестоко из­ бил ее. Она снова стала ходить в школу, ко те­ перь лишь потому, что так велел отец. На уро­ ках сидела молчаливая, занятая своими мысля­ ми. Место рядом с ней пустовало: никто не хо­ тел сидеть за одной то не смеет ее оскор­ бить, обидеть. Их все чаще видели вместе. Иногда — в компании крикливых подвыпивших мальчи­ шек. Слухи об этом до­ ходили до учителей. Нет, они и тут не протя­ нули ей руку помощи. А их отношение к этому факту : видно из характе­ ристики, которую они дали в детскую комнату милиции, когда Клава бросила школу: .«...уча­ ствует е мелких кра­ жах.., сбывает краде­ ное,.. в пьяном виде распевает непристойные песни...». И оговорка: «бывшая ученица». Нет тут ни «педагогической чуткости», ни боли за судьбу воспитанницы, пусть даже бывшей. Бес­ страстная, равнодушная констатация факта... К счастью, нашлись люди, которых судьба Клавы не могла не встревожить. Было мно­ го-много доверительных, станках, на которых д е ­ вушка училась работать. Но не Думайте, что все выглядит до умиления просто: пришла девушка на Завод, Встретила вни­ мательных, чутких людей — и забыла Обо всем, что было в прошлом. Конечно, в ней не мог­ ло не родиться счаст­ ливое чувство от того сознания, что в нее ве­ рят, что она тоже «не хуже Других». Появи­ лось в ней такое, что радует всех. Если рань­ ше работа была для нее тяжкой повинностью («Скука!.. Каждый день одно и то же!»,—говори, ла она), то теперь, гля­ дя на аккуратно сложен­ ные детали рядом со станком, старший мастер говорит: — Стала работать луч­ ше. Молодец... Но Клава по-прежне­ му замкнутая, скрытная. Не было еще случая, чтобы она поговорила с подругами по душам так воз детей, горячие завтраки, ус- находит средства для мате­ риальной помощи. настоящий, разговор о воспи­ тании подростков на собра- наверное, на- ниц ие состоялся. .............. Подросток, где. бы он ни жил — в городе, в сете — везде остается подростком. Т О Л Ь К А вздрогнул, когда краем уха лышал; .что отца вы­ зывают в контору совхоза И все-таки на. собрание учителей и ро- глубокий дитетей. • - — Опять, шкодил «наш»,- доносился голос отца...— Как в глаза людям смотреть буду?.. ' Толька на этот раз за со­ бой никакой вилы не чувст­ вовал. Однако ему было не по себе. ■Больше всего он боялся, что отец"опять, как тогда,- потащйт его вместе с собой... ...С полгода назад семи­ классник Талька Аргунов семенил по улице вслед 'за отцом и - мучительно - раз­ мышлял,'зачем'его тоже вы­ звали в контору совхоза;' Спросить отца Он боялся. Тот шагал хмуро и будто и и т г л ешь—не зная края своего»,— это, по­ жалуй, основная заповедь юных ту­ ристов. Каждый отряд избрал свою цель похода. Самым интересным был маршрут туристов второй Данков- ской школы. Ребята давно уже дру­ жат с городским краеведческим му­ зеем. По его заданию побывали на родине знатных земляков своего района, бывших участников Великой Отечественной войны. Они собрали богатый интересный материал. Три дня продолжался слет. И в памяти надолго останутся эти весе­ лые дни. • Л. ДУБИНА. г. Липецк, лагерь туристов. На снимках: в походе и у турист­ ского костра. Т ИХО-ТИХО в лесу. Чуть пока-' чиваются задремавшие под июльским солнцем деревья. Под их зеленью почти не видно стройных рядов палаток. Третий день здесь живет веселый народ, участники шестого областного сле­ та юных туристов. Пять дней вели их сюда сложные маршруты. «Помни, мира не узив-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz