Ленинец. 1965 г. (г. Липецк)
* Руну дружбы подростку * С школа, завод * Детские сеансы в театрах и романтика походов * кончится перерождение? ОБКОМА О ТЕЦ стоит, широко расставив моги, и непослушным язы ком выговаривает: — Кл..,лашка! А ну, до мой! — и девочка, то- ропливо собрав на пес ке пестрые лоскутки, в которые только что на ряжала куклу, безропот но направляется к дому. В комнате едкий та бачный дым и запах спиртного. Мать спит тяжелым сном, распла став руки. Клаве тоск ливо и одиноко. Взяв за руку куклу, она снова выбегает на улицу. На скамейке около дома сидят тетя Маша Дробышева и дядя Ваня Торопцев. Клава слы шит, как дядя Ваня гово рит ей вслед: — Пропадет девчон ка... — Тетя Маша вздыхает. Смахнув ладошкой слезы, Клава подходит к играющим неподалеку ребятишкам. Ее останав ливает капризный голос соседской Наташки: — Уходи от нас. Нам не разрешают играть с тобой. ...Это было, когда Кла ва еще не училась. Потом мать отвела ее однажды , в школу. У нее теперь была ра дость, о существовании которой раньше ока даже не предполагала. Каждое утро, заботливо сложив в старенький портфель книжки и тет радки, Клава спешила в класс. Радость эта кончилась неожиданно. К,ак-то на перемене девчонки из 4 «г», перебивая друг друга и отчаянно споря,- завели разговор о своих мамах.. — Мне мама платье новое купила... — А моя все равно лучше. Она мне.:. —- Нет, моя лучше... Клава, слушая их, по думала: «А мне почему- то ничего ие покупают», — а вслух сказала: «— Когда у мамы бу партой с «грубиянкой». Б дневнике появились двойки... Бы, наверное, спроси те, что делали учителя, когда в жизни девочки начала происходить эта драма. Ведь они не мог ли не заметить, что Кла ва стала.хмурой, нераз говорчивой. Да, свое участие они, педагоги школы № 26, проявили. вне школы. Люба Негро- брва. Хоть она была на много старше Клавы, во внимании и дружеском участий не отказывала. Правда, слышала девоч ка, что Люба пьет и ку рит, потом и сама это увидела "воочию, зато никто, как она, не мог оборвать насмешников. Когда Клава- с ней, ник ло душам, разговоров ц ! Антониной Алексеевной*' Вожжиной, инспектором детской комнаты мили ции, и ребятами из ко митета комсомола трак торного завода. Клаве подыскали несложную, но интересную работу в прессовом цехе. Стар ший мастер Петр Анд реевич Поликанин рас сказывал ей об умных же, как они с ней. Ей ничего не стоит дать обещание и не выпол нить его. Словом, Кла вино «перерождение» едва-едва. начинается. .Чем кончится все это?.. Клава живет с родите лями, . которых, навер ное, как говорится, толь ко могила исправит. Ста рые дружки кет-нет, да напомнят о себе: то у проходной встретят, то домой придут. Просила Клава, чтобы ей дали общежитие, но ей гово рят: — Иногородних и тех вселить не можем... Несколько раз Клава приходила в красный уголок, где в это время девчата художествен ную самодеятельность готовили. Но пригласить ее принять участие в са модеятельности не до гадались. Должно быть потому, что многие счи тают, как и комсорг це ха Миша Толубьев, что до конца полагаться на Клаву не стоит — под ведет. А зря. Девушка стоит на перепутье. Она пове рила в силу коллектива, обнаружила в жизни це ха белее серьезное, бо лее ценное, чем то, что предлагает «улица». Но и прошлое еще цепко держит ее в своей вла сти. Не надо останавли ваться на половине до роги. Человек не может жить без друга. И пусть комсомольцы цеха бу дут ее друзьями, а не те, кто вел ее по потем кам жизни. В. САВЕЛЬЕВ, комсорг теплосилового цеха ЛТЗ. Было много длинных разговоров в учитель ской и кабинете дирек тора, были выяснения ее семейного положения. Но понять душу этой оз лобленной на всех девоч ки никому не удалось. Впрочем, наверное, ник то, и не хотел по-настоя щему. «Виноваты роди тели»,— решили в шко ле. Дальше же этой оценки никто не пошел. Обвинять родителей бы ло поадно, а чувство, которое учителя гордо называют «педагогиче ским чутьем», не под сказало им, что Клаве не хватает друга, чутко го, внимательного на ставника. Клава по-прежнему, будучи в школе, остава лась одна. Учителя мах нули рукой на то, что она получает двойки, пропускает занятия. Од ноклассники будто не замечали ее. Зато у Кла вы появилась подруга дет получка, она мне портфель купит. Наташка, вредная, злая' Наташка, фыркну л а :.- .- . .- .- ’ — твоя Мвть — пьяни ца. И ничего-то она тебе не купит. От обиды Клава не могла сказать ни слова. И в отместку за обиду заколотила кулачками по спине Наташки. :— Нет, купит! Нет, ку пит! А вы все... Потом она долго в уголке коридора плака ла, а через некоторое время решительно ска зала себе: «В школу больше не пойду». Отец, узнав о реше нии Клавы, жестоко из бил ее. Она снова стала ходить в школу, ко те перь лишь потому, что так велел отец. На уро ках сидела молчаливая, занятая своими мысля ми. Место рядом с ней пустовало: никто не хо тел сидеть за одной то не смеет ее оскор бить, обидеть. Их все чаще видели вместе. Иногда — в компании крикливых подвыпивших мальчи шек. Слухи об этом до ходили до учителей. Нет, они и тут не протя нули ей руку помощи. А их отношение к этому факту : видно из характе ристики, которую они дали в детскую комнату милиции, когда Клава бросила школу: .«...уча ствует е мелких кра жах.., сбывает краде ное,.. в пьяном виде распевает непристойные песни...». И оговорка: «бывшая ученица». Нет тут ни «педагогической чуткости», ни боли за судьбу воспитанницы, пусть даже бывшей. Бес страстная, равнодушная констатация факта... К счастью, нашлись люди, которых судьба Клавы не могла не встревожить. Было мно го-много доверительных, станках, на которых д е вушка училась работать. Но не Думайте, что все выглядит до умиления просто: пришла девушка на Завод, Встретила вни мательных, чутких людей — и забыла Обо всем, что было в прошлом. Конечно, в ней не мог ло не родиться счаст ливое чувство от того сознания, что в нее ве рят, что она тоже «не хуже Других». Появи лось в ней такое, что радует всех. Если рань ше работа была для нее тяжкой повинностью («Скука!.. Каждый день одно и то же!»,—говори, ла она), то теперь, гля дя на аккуратно сложен ные детали рядом со станком, старший мастер говорит: — Стала работать луч ше. Молодец... Но Клава по-прежне му замкнутая, скрытная. Не было еще случая, чтобы она поговорила с подругами по душам так воз детей, горячие завтраки, ус- находит средства для мате риальной помощи. настоящий, разговор о воспи тании подростков на собра- наверное, на- ниц ие состоялся. .............. Подросток, где. бы он ни жил — в городе, в сете — везде остается подростком. Т О Л Ь К А вздрогнул, когда краем уха лышал; .что отца вы зывают в контору совхоза И все-таки на. собрание учителей и ро- глубокий дитетей. • - — Опять, шкодил «наш»,- доносился голос отца...— Как в глаза людям смотреть буду?.. ' Толька на этот раз за со бой никакой вилы не чувст вовал. Однако ему было не по себе. ■Больше всего он боялся, что отец"опять, как тогда,- потащйт его вместе с собой... ...С полгода назад семи классник Талька Аргунов семенил по улице вслед 'за отцом и - мучительно - раз мышлял,'зачем'его тоже вы звали в контору совхоза;' Спросить отца Он боялся. Тот шагал хмуро и будто и и т г л ешь—не зная края своего»,— это, по жалуй, основная заповедь юных ту ристов. Каждый отряд избрал свою цель похода. Самым интересным был маршрут туристов второй Данков- ской школы. Ребята давно уже дру жат с городским краеведческим му зеем. По его заданию побывали на родине знатных земляков своего района, бывших участников Великой Отечественной войны. Они собрали богатый интересный материал. Три дня продолжался слет. И в памяти надолго останутся эти весе лые дни. • Л. ДУБИНА. г. Липецк, лагерь туристов. На снимках: в походе и у турист ского костра. Т ИХО-ТИХО в лесу. Чуть пока-' чиваются задремавшие под июльским солнцем деревья. Под их зеленью почти не видно стройных рядов палаток. Третий день здесь живет веселый народ, участники шестого областного сле та юных туристов. Пять дней вели их сюда сложные маршруты. «Помни, мира не узив-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz