Ленинец. 1965 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1965 г. (г. Липецк)

ЮНОСТЬ МУЖАЕТ В ТРУДЕ СОВЕТСКОЙ: МОЛОДЕЖИ Куда ни посмотришь — Н В всюду колосья. Они пока ШЗк Л * рмв ■ зеленые, мягкие, с распу- ЩиР «Н г Ь . С 1 § Щ щекными сережками, а ■ пройдет день-другой, потя­ желеют; ' станут упругими. Возьмешь в руки, стук- С Ж 1 ^ ^ нешь о ладонь, и колос Чья* щ вГ брызнет искорками солнца. В зимнюю стужу, когда зоводам, тем, кто занят на по степи гуляли ураганы, выращивании пропашных, молодые хлеборобы вели .'Их много в колхозе — мо- по белому полю машины лодых земледельцев с ком- с удобрениями, пахали снег, сомольским билетом у серд- Потом пришла весна, ца. Один из них — Нико- землю обласкала теплом. И лай Ермаков, опять, молодой . хлебороб Николай - механизатор вышел в поле. И всегда ря- щирокого профиля. Выра- дом с комсомольцами, был щивает карт^ ль. 0н сам их вожак - заведующая сажал бор0„Овал, П0Т0М оиблиотекои Валя Клепико- обрабатывал. Всходы хоро- ва (снимок слева). шие, поле чистое. Радовать- Борьба за урожай про- Ся бы механизатору. Не вы- должается. Эстафета пере- терпел, подошел к брига- дана свекловодам, ........... группы, так же, как Катя Мизгулина. Хорош и средний удой по ферме — 14 килограм­ мов. Это лучший результат района. Животноводы из других хозяйств говорят: — Куда нам за ними гнаться: там одна моло­ дежь. Что одна молодежь — это верно. Ферма и назы­ вается комсомольско-моло­ дежной. За успехи в про­ шлом году девушкам вру­ чили переходящий вымпел обкома комсомола. — И в этом году он наш будет,—уверяет доярок Валя Клепикова, В разговор вступил Иван Красичков: — Могу заверить: по 2200 надоят от каждой коровы. Иван — учетчик. И гово­ рит всегда только языком цифр. Уезжали мы поздно. В домах уже зажглись экра­ ны телевизоров, звала в клуб мелодия вальса, све­ тилось огнями наше зна­ комое село Екатериновка. А прохладный росный вечер обещал новый солнечный день. А. ГИРЕВ, Н. ЕГОРОВ. Колхоз «Знамя коммунизма» Добровского района. кукуру- Золотые — Зачем же вызывают? — думал Николай, подходя к Управлению колхоза, — опять что-нибудь хотят предложить. У .Председатель был один. У — Вот что, Рыжков, — поднялся ему навстречу Александр У Иванович. — Посылаем тебя в Липецк на семинар свеклово­ дов. Будем создавать механизированное звено. Машины куп­ лены новые, нужно научиться ими пользоваться. Разберись в :них-повнимательнее. Неделя учебы дала многое. Особенно заинтересовал Нико­ лая прореживатель. Новая, еще не испытанная на полях, ма­ шина обещала многое, ; Приехав домой, .сразу же взялся за подготовку закреплен-; У ной за ним площади, ■Вышедшая из-под бобовых культур,; ;лучших предшественников сахарной свеклы, она была и без; ЦШ------ ------------- *--- . многое) с утого хороша, но нужно было сделать еще очень У бы урожай был высокий. : Всю зиму под завывание пурги, когда руки ломило от же-: ;стокого холодУа, вместе с Иваном, своим напарником, прово-: :Дили снегозадержание, на специально приспособленных ли-: . стах вывозили в поле навоз. С оголтелым криком грачей и звоном ручьев пришла, на­ конец, весна, а вместе с нею нежданная неприятность. Главный агроном, смотревший с одобрением на работу ребят, что-; Все мероприятия, объе­ диненные единым пла­ ном воспитательной ра­ боты, сохраняют преем­ ственность. Но у нас еще немало и таких школ, где всеми правдами и неправдами стремятся избавиться от так называемых «труд­ ных» ребят. Иные дирек­ тора ждут не дождутся, когда подростку испол­ нится шестнадцать, лет, чтобы снять с себЯг егя= кую ответственность за воспитание. Под разны­ ми предлогами «сбыва­ ют» подростков в вечер­ ние школы. Из школы— на пред­ приятие. Таково в боль­ шинстве случаев н1чайо разделят между женщинами для ручной обработки, а им вы­ делят такую же площадь из-под старого свекловичника. Аг­ роном мотивировал свое решение тем, что машины-де, не про­ веренные, загубите хорошую площадь и останемся без свеклы. — Как же так, — думал Николай, =—ведь новые машины: нужно проверять на хорошей площади, где созданы все ус-У уловия для высокого урожая. Мысли роились в голове. По-; Урой в душу заползало чувство боязни. Настоять на своем —; У значит взять на себя большую ответственность. В случае не-У Уудачи, вся вина будет свалена на ребят, у Комсомолец решил настоять на своем. Но сделать это бы- у ло не так-то просто. Сторону агронома, к удивлению, принял; В нашей жизни еще н е р е д к о встречаются факты, когда отдельные молодые люди, подрост­ ки нарушают общест­ венный порядок, стано­ вятся на путь пьянства, хулиганства. Где истоки, их порождающие? Поче­ му подчас подросток, еще не успевший по­ знать вкус жизни, садит­ ся на скамью подсуди­ мых? . Все эти росы были в центре внимания не­ давно состо я в ш е г о с я пленума Липецкого го­ родского комитета пар­ тий, в котором приняли участие директора школ, работники детских вне­ школьных зреждений, комсорги секретари парткомов предприятий. С докладом на плену­ ме выступила секретарь горкома КПСС Л. Г. Со­ рокина. Она отметила, что молодежь, те, кому сейчас по десять — че­ тырнадцать лет, — наше будущее. Поэтому вос­ питание подрастающего поколения было и ос­ тается одной из главных задач партийных органи­ заций. Безусловно, что большая ответственность здесь лежит на школе. Липецкие педагоги-нова­ торы многого добились, работая над проблемой рационального построе­ ния урока, над орга­ низацией учебного про­ цесса. Но вместе с тем наблюдаются- и серьез­ ные пробелы в воспита­ нии школьников, особен­ но старшеклассников. В городе есть школы, в которых создана и сло­ жилась своя система вос- :питания, Заслу ж и в а е т одобрения опыт третьей школы. Важно то, что пе­ дагогический коллектив, дирекция этой школы подчинили воспитатель­ ной работе все, привели в действие, образно го­ воря, все ее рычаги: и работу с родителями, и связь с заводом «Сво­ бодный сокол», с работ­ никами Дворца культу­ ры" металлургов, и ра­ боту пионерской и ком­ сомольской организаций. КПСС 1 1 Вот, например, вместе проводят свой отпуск Виктор Садчиков — газоопера- тор завода, Галя Перехотюк— медсестра областной больницы, Валентин Свиридов —инструк­ тор обкома ВЛКСМ. Но встре­ тились они не на морском пля­ же или туристической базе. Они — студенты-заочники, и с 1 июня начали сдавать экза­ мены в Воронежском государ­ ственном университете.”Их объ­ единяет общее призвание гт=все учатся на отделении журнали- росток Гуляев. В день его первой пелучки старшие подговорили «обмыть» ее. В резуль­ тате — совершено пре­ ступление. Почему на подобные факты закры­ вают глаза партийные и комсомольские комите­ ты станкозавода и авто­ хозяйства? Заслуживав серьез­ ного внимания работа детских секторов двор­ цов культуры, Не о без­ ответственности ли и равнодушии говорит тот факт, что городской Дом пионеров на лето даже не им плана воспитательна работы? Строители затянули ре­ монт загородного пи­ онерского лагеря, моти­ вируя тем, что не хва­ тает рабочих. А парк, права владеть которым в свое время так рев­ ностно добивались стро­ ители, пришел в окон­ чательное запустение. Ответственность -за обо­ рудование и работу детских площадок цели­ ком и полностью ложит­ ся на жилищные- органы- (ЖКО заводов и тре­ стов, горжилуправле- ние) и горком комсо­ мола. Конечно, все воспита­ ние подростков нельзя недостойно ведет себя в — Видимо, необходи- быту, совсем устранился мо,—предлагает он,—со- от воспитания сына, ко- здать какой-то единый торый начинает уже пе- центр, который бы объ- ренимать привычку- от- единил и координировал ца к спиртному. Однако усилия всех организа- мер к такому «руково- Ций, наделить его опре- дителю» не принимает- деленными правами и ся- полномочиями. Деловой и принципи- „„„ „ альный разговет) вели гя Г " от^ Д 1 ' участники пленш-ы За секретарю горкома участники пленума. За- комсомола в> Соснов- аааоп Г РеГЗРЯ « Ь Он говорил об ОТ- бодный сокол* И П т е м н о с т и Р учителей. К : т а й С большим интересом _ы_ г и .. ^ р и вниманием бь)до вы- ДаЛ подробный анализ при- ® чи” неудовлетворитель­ ной воспитательной ра­ боты в ряде школ го- 1 |Я|| ЯНЬ роде. Слабым звеном Ы I I Ы школ является работа с Д а И м 1|Т| родителями. Правильно «ч у * * * * говорят педагоги школы ЧЖ N° 12, что нет «труд­ ных» ребятишек, есть И А Ш Л <<тРУДные» родители. С |У§ §§и1 Ы НИХ-ТО и надо начинать ВЦ й ® 11 воспитание. И, конечно, Шт ^ школе в этом смысле нужна крепкая под- держка партийных ор- слушано выступление ганизаций, администра- начальника горотдела Чии< комсомола пред- милиции Н. К. Архипова, приятий и учреждений. Он особо подчеркнул Об ответственности необходимость строго ; коллектива за судьбу спрашивать с родителей подростков говорил и за воспитание детей. председатель городско- — Наблюдения пека- ' го народного суда В. И. зывают, — заметил он, , Чепегин. На пленуме — что больше семиде- поделились своими со- сяти процентов так на- , ображениями по обсуж- зываемых «трудных» даемому вопросу т. Ере- ребят из тех семей, где менко, председатель родители сами ведут завкома . тракторного неправильный образ завода, т. Порядим, ди­ жизни: пьют, ссорятся, ректор института усо- Для некоторых семей вершенствования учите- дни зарплаты и аванса лей. стали черными днями. в работе пленума Далее тов. Архипов принял участие и высту- заметил, что воспитани- пил с речью секретарь ем подростков сейчас обкома КПСС А, А. занимаются асе: школа, Сталь, инструктор ЦК горком комсомола, КПСС И. В, Никитин, за- профсоюзные органи- ведующий отделом пар- зации, администрация, тийных органов обкома партийные организации, партии В. К. Ельчанинов. и, наконец, милиция. Но По обсуждавшемуся во­ на практике выходит — просу пленум принял все понемногу и никто развернутое постанов- 1 7 Ш адУЧЕБУ ; Ночью Николаю не спалось. На улице разразилась гроза,: ;в стекла окон хлестал дождь. К утру он перестал. Николай ; оделся и вышел во двор. В грудь дохнуло прохладной бод-: ;рящей свежестью. Сам того не Замечая; направился в поле к плантациям'свеклы,- Еще издали заметил одинокую челозе- ческую фигуру. Подошел ближе и узнал агронома. Лицо Алексея Дмитриевича светилось какой-то искренней ра-: ;ДОСТЬЮ. — Смотри, — агроном указал на всходы свеклы, — вышло. | Омытые дождем, ростки стряхнули с себя землю, выпрями- < Удись, ] Удача, Как хотелось сказать человеку, стоящему рядом,] у слова теплой благодарности за. то, что и он также волновал-] ;ся и, видимо, тоже провел бессонную ночь. Прошло несколько дней. Всходы подросли, окрепли. Прове- ] ли шаровку. И вот, наконец, наступило время проверить про-] ;реживатель. Он уже давно был подготовлен и ждал своей] ;очереди. Николай направил трактор на рядки. Завихрилась) Уземля под быстро вращающимися лапками. Первые же мет- ] :ры показали, что с такой регулировкой работать нельзя. • ) До дыр измусолили инструкцию пока не добрались до сути] Удела. К вечеру прореживатель пошел, : За два следующих^ • ... ............ ] .... ..... дня обработали почти всю] ; площадь. Плантации свекло-) г-Ш. вичпиц граничат с плантацией) 1 ■ Ре^ят- И какой разительный) контраст. На первой площади) густые рядки, заросшие сорня-) нами (при всем своем стара-) ЩШШШ нии женщины не управляются),! и& Ш ш , -:-!-^ ж Ш у на: втором — чистые, будто) 1 % * ЯШ я Ж , вымытые рядки. И -все это! | , щ ^ сделано руками двух ребят,; * ^ Ук ШШ& золотыми руками молодых ме-< I 'Ж Щ ШшШ ханизаторов < { * > * тпг * ' — Закончу . обрабатывать; * Щ свою площадь, перееду к сосе-; • *!& ",пм — говорит Николай, —; самостоятельной жизни подростка. И от того, как и кто встретит его на заводе, зависит его дальнейшая с у д ь б а . Между тем, наблюдают­ ся факты, когда партий-, ные организации, коми­ теты комсомола заводов формально относятся к работе с подростками. На станкостроительный завод за последнее вре­ мя пришло семьдеся: ребят. Из них только двое приняты в комсо­ мол. Ребят изо дня в день не обеспечивают работой. Порой всюсме­ ну подростки бесцельно бродят из цеха в цех. А вот в седьмом ав- тохозяйстве всю работу с подростками отдали на откуп пьяницам, которые внедряют свои «ритуа­ лы». Здесь ребят при­ ручают «обмывать» пер­ вую получку, удачную работу. • Недавно был принят учеником под- Не стал еще центром работы с подростками и пионерский парк. Кроме карусели да машины напрокат для четырех­ пятилетних ребятишек, здесь ничего нет. По су-, ществу он бездействует. Это серьезное упуще­ ние городского коми- тета комсомола. Наши стадионы для ребяти­ шек закрыты, детские спортивные школы тоже не вышли из своих стен. В кинотеатрах, несмотря на целый ряд распоря­ жений, по-прежнему мало детских сеансов и еще меньше детских фильмов. Серьезную озабочен­ ность вызывает работа с подростками по месту их жительства. Надо сказать, отмеча­ ет далее докладчик, что парткбм треста «Липецк^ строй» безответственно отнесся' к 'организаций летнего отдыха ребят. перекладывать на плечи общественности, снимая тем самым всякую от­ ветственность с родите­ лей. А между тем мно­ гие папы и мамы имен­ но так и понимают. И задача партийных ;и ком­ сомольских организаций, предприятий в том, что­ бы- поднять ответствен­ ность родителей, за вос­ питание детей-. Хорошее дело начал партком за­ вода «Свободный ' со­ кол», создав вместе со школами советы содей­ ствия семьям. Они наде­ лены опреде л ен ны м и правами, и если надо— вмешиваются в жизнь семьи, спрашивают с ро­ дителей за плохое вос­ питание детей. Но, к со­ жалению, не везде так поступают. Хорошо из­ вестно парткому трак­ торного завода, что за­ ведующий инструмен- тально-штамповым хо­ зяйством И. И. Лапшин целом. о ЗАКОНЧИЛ, учебу в во- _/1 ммом училище "10 июня 1941 года и в, зв-айии лейтенанта получил.назначение в Киевский ' военный« ! округ, На граниду, на место службы, прибыл за два дня до начала войны, 22 июня 1941 года ров­ но в четыре часа, я как ко­ мандир ДОТа, оказался в цент­ ре боевых действий. '* " 29 октября' 1941>года полу­ чил приказ командира батальо­ на наладить связь с полком.'В районе' Старого Салтбва был ранен, -в лолуеознании лопал в‘ Учлен, и с тех пор начались мои мытарства в фашистской нево- - ле?" " ""'У; - • ;У. ' '' ^ _ . У меня всегда жила . мысль'. вырваться1'-на свободу, ’ чтобы ' Увновь встать в ряды занштии- ! : ков Родины. ! (осле неудачного побега из Полтавского лагеря, я был заключен в ’Кременчуг­ скую тюрьму. Оттуда меня вы­ везли в Прибалтику и опять бросили в лагерь. Я опять бе- жлл и снова не повезло. Те­ перь меня: ждал ад черного ла­ геря в немецком городе Эссе­ не, а затем и Маутхаузен, ку- ■да я попал осенью ,1943; года. Трудно даже представить се- бс те ужасы и те издевательст­ ва, которые переносили'узники 1 концлагеря. Каждое мгновение Они жили лицом к - лицу со смертью. Маутхаузен, кроме централь­ ного лагеря, имел несколько от­ делений: Гузен I и Гузен И, Линц III, Эбензее. Это те •ме­ ста, , где австрийцы когда-то предали Суворова, знаменитый Чертов мост. ■ . '■ . - За первым—внутри лагеря— . стоял второй забор из беток- . ных столбов, опоясанных в два ря^а проволокой тоже под та - , пряжением. .Между заборами *—взрытая, полоса. На башнях деипо и. нощно дежурили эс­ эсовцы с г!улемста.чи. 11обсг из лагеря был исключен. 'Выход; ‘йзУнего —только Учерез крема- ТОрНЙ.я Но мы, коммунисты И КОМСО­ МОЛЬЦЫ, вес советские люди, всё наши зарубежные друзья, не падали духом, боролись, как могли, верили в победу. Заключенные были лишены, всех прав. Массовый садизм, издевательства, голод и изну­ рительный ' труд :. выматывали ; людей ..физически и морально. Когда мы прибыли в Маут­ хаузен, нас выстроили на пла­ ну. Перед нами выступил эс­ эсовец. Он рассказал о лагер­ ных порядках, о «гуманизме» фашистов. А затем нам прика­ зали. донага раздеться. Отобра­ ли одежду и сказали, что мы пойдем в баню. Шел снег е дождем, а мы стояли голые. Долго стояли. Потом попели в баню. По дороге били дубин­ ками за то, что мы, . дескать, плохо держали строй. Так про изошло первое знакомство с «гуманизмом» фашистов. Многих уже в первый день отправили в крематорий. УУтром нас выгнали на план. ■Было холодно, мы устроили «печку»: стали в круг друг к Другу , спиной, начали толкать­ ся. И тогда по, нас ударили ха- ■ лодной водой из брандспойтов/:. • Скоро стали гонять на рабо­ ту в каменоломню. Там я узнал знаменитые 86 ступенек' Маут­ хаузена. На них убивали вся­ кого, кто, нс выдержав, падал или останавливался с непосиль- Уной ношей. Это считалооь са­ ботажем. На работу мы уходили в по­ лосатых костюмах со снятыми тюбетейками, в деревянных ко­ лодках. Капо (бригадир) сто- рил, сколько человек в коман­ де. А тот определял, сколько заключенных должно возвра­ титься в лагерь. Это значило, что остальные должны быть умерщвлены. ■ Я был сначала в центральном лагере, потом прошел через Гау- зен I, Линц, Эбензее. В лаге; знали, что я советский офицер. У меня была' . своя кличка «Алекс». Мы знали, что в Ма­ утхаузене заключен Карбышев Его мужество помогло нам вы­ стоять в борьбе. На смерть мьг шли спокойно, не прося поща­ ды. Лишь обращались к това­ рищам, чтобы передали па Ро­ дину. что умер достойно. Советские, люди, не только могли мужественно и достой­ но умирать. В жутких услови­ ях лагеря существовала сила, которая помогала заключенным не пасть духом , ;верить в побе­ ду, готовиться к борьбе. Русских особенно уважали в лагере. Советские офицеры на­ чали сплачивать антифашист­ ские силы, готовить сопротив­ ление. «Центр» (так ; условно именовалось руководящее яд­ ро, которое знали единицы!, ставил перед нами задачи. В это время в Гузен I начи- науёт работать мастерская но сборке самолетов, ■ строится подземный военный завод. Ра­ ботая на важных объектах, за­ ключенные по заданию «Цент­ ра» стали устраивать аварий: сталкивали в. штольнях ваго- : гески, резали щланги, подводя­ щие сжатый воздух, портили электрооборудование. Вредили везде, где могли. Иногда рабо­ ты надолго приостанавлива­ лись. У Озверевшие эсэсовцы устраи­ вали дикие расправы, но дивер-. Усии не прекращались. Мужест­ во наших людей росло. Нас стали поддерживать чехи, ис­ панцы, поляки, немцы-аитифа- шисты. Из них тоже были ;сформированы группы сопрей тнвления. По заданию «Цент­ ра» они вели агитационную работу, участвовали в диверси­ ях и саботажах. В русской группе, где рабо-: тал и я, было несколько чело-1 век. Мы держали связь с чеха­ ми. Они помогали нам про­ дуктами.. При возможности, особо слабых мы пытались переставить1 на легкую работу по у.боркё двора, -бараков, на склады. ■ Работа в сопротивлении не прекращалась и после того, как меня перегнали в ’ Эбензее. Здесь я встретив Старостина (Масевича), ныне Героя Совет евдго Союза. Там же я и мой Товаршн Фишер, австриец," по- лучили разрешение подпольно го руководства -на побег. Котла . нас вывели ремонтировать раз­ бомбленный железнодорожный путь, нам удалось, бежать V скрыться от погони... Сейчас я работаю в Липе» ком отделении Воронежского 1 реста инженерно-строительны> изысканий. 17 лет проработал в ; геологии. Окончил заочно ин­ ститут. Живу, хорошо. И все хорошо. Но сколько бы лет не прошло со дня,победы, время бессильно, видно, стереть из па­ мяти зверства фашистов. И нет и не может им быть пощады!.. А. КАЗАКОВ, бывший узник фашистского концлагеря Маутхаузен. явшему у ворот эсэсовцу гово-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz