Ленинец. 1965 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1965 г. (г. Липецк)

П О ЛУГУ медленно и щанно,дви­ жется «степной корабль». За штурвалом —. учащийся второ­ го курса Усманского совхоза-техникума комсомолец- Анатолий Лосаднев. Арядом е ним на -мостике инструктор—комбай­ нер Дмитрий/Иванович Трофимов. Вни­ мательно следит он за каждым движе­ нием своего ученика. Но все идет нор­ мально, Знания техники у Анатолия хорошие, а упорства *— ж занимать. Пройдены одна, другая учебные за­ гонки. — Молодец, — говорит Анатолию Дмитрий Иванович. В совхозе большие земельные пло­ щади. Сейчас здесь полным ходом идет работа по уходу за посевами. Учащиеся готовятся и к уборке зерновых. Фото Г. Солоднова. ШбШМ ШКОЛАМ Н У Ж Н Ы КУЛИБИНЫ У взрослых было много забот после войны. Восста­ навливались разрушенные города, фабрики, заводы. Поэтому в магазинах еще нельзя было купить на­ глядных пособий. Но это никого не огорчало... Наша школа номер один в городе Усмани считалась, да и до сих пор считается, одной из лучших в области. Большинство моих одно­ классников не случайно вы­ брали профессию учителя, а воспоминания о школе на­ всегда остались самыми от­ радными. Почему? —Пото­ му что в школе нам разре­ шали все делать самим. Идея! — восклицал кто-то из наших заводил. Значит, рождался новый «сюрприз». Чаще он все- таки оказывался приятным для учителя. До сих пор вспоминаю, как улыбались глаза Евгении Михайловны Королевой, когда мы пока­ зали ей сделанный нами ма­ кет действующего вулкана. Бесспорно, он не шел ни в какое сравнение с фаб­ ричным, который найдешь теперь в географическом ка­ бинете любой сельской юно- лы. Но зато в самом уни­ версальном магазине не ку­ пишь радости, которая пе­ реполняла нас, ребят. Закончили учебу... Насту­ пили экзамены на аттестат зрелости. Вот тогда взгля­ нуть на наши самоделки пришли выпускники других городских школ. Сможете ли вы представить нашу гор­ дость за свою школу, за на­ шу Надежду Ивановну Го- роднянскую, учительницу физики? . По-вастоящему мы толь­ ко теперь сумели оценить, сколько времени, терпения, кропотливого труда стоили учителям эти «наши дости­ жения». Но, видно, поэто­ му Левка (однажды, уже потом, об этом нам расска­ зывала его мама) бормотал во сне: «На погруженное в жидкость тело действует выталкивающая сила...». И любая девчонка из класса мгновенно отвечала на неожиданно заданный вопрос учителя, что «угол падения равен углу отраже­ ния»... И вот спустя много лет я заглянула в школьные ка­ бинеты одной из липецких школ. — Что вы, — возразили мне. — Мы не настолько бедны, чтобы делать само­ дельные приборы. Да и фабричные нагляд­ ные пособия не то, что эти... Так сказать, с точки зрения эстетики... В школьных '.мастерских. Липецкой школы ЛЬ 2 пока­ зали уголки, петли, изго­ товленные ребятами, еще некоторые предметы. На­ глядных пособий среди них не было. Нет их или почти нет и в других школах. — Да, — согласились в школе ЛЬ 15. — Это хоро­ шо, если ребята сделают наглядные пособия сами. Но мы покупаем... Может быть, все-таки на­ прасно только покупаем? Может быть, так привива­ ем иждивенческие наклон­ ности? Г. КАРАБАЧ, наш нештатный корр. ГУ СЕЛИ улицы дыша г зноем. В { ) конторе совхоза «Галицкий» ши.-' •кого не -найти. Агрономы и Ме­ ханизаторы, управляющие и бригадиры — все сейчас в ноле: жаркая пора ■— обработка посев-ов. Только бухгалтер да забежавший на минуту главный зоо­ техник совхоза вводят нас в курс дела. Конечно, в совхозе есть механизиро­ ванные звенья по выращиванию про­ пашных. Под стеклом на столе у глав­ ного агронома синеок. Записываем фа­ милию и. едем* в Колосошжое отделение •к звеньевому А. И. Белоусову. Свекловичные плантации начинаются , сразу же за селом. Идет разборка бу­ кетов. По всему огромному полю скло­ нились фигуры женщин. Участок сильно засоренный. После дождя свекла подня­ лась и пошла в рост. Можно, было бы провести и разрезку букетов, но сдела­ на только междурядная ‘ -обработка, н теперь. свекловичницам приходится труднее. Жара. Нещадно палит солнце. Здесь же у дороги несколько .женщин присели отдохнуть. Мы разговорились. Зз каждой из них закреплено от 2 до 0,5 гектаров свеклы, О нормах выработ­ ки и об оплате никто из них ничего не знзег, — У нас ведь как,; — вступает в раз­ говор Лидия Бутова, — отмерили тебе участок, повесили фанерки — и все. Работай. - Женщины заговорили хором. Да что там нормы? Воду привозят только два /раза в день. И это по такой жаре. Вот привезли в 10 часов, тетерь ожидай до трех. А чего бы лучше найти три-четы­ ре фляги, да и расставить их ; по всей ' плантации. Я слушал свекловичниц, и в памяти всплыл другой .разговор, происшедший незадолго до той встречи в конторе -от­ деления. Когда мы уточняли, где мож- ; но найти я-веньеного-мехапизатора Алек­ сея Ивановича Белоусова, зашла Мария Семеновна Грицких. — :Вы вот запишите, что мы каждый день отмеряем -километров по шест­ надцать. — Как? — Да так. Участок -нидвмеч-ра за че­ тыре о}сюда. В тень четыре кшщз сде­ л аеш ь— ноги гудят. А на перерыв но приходить — нельзя. Дома и дети, и хозяйство. Надо за всем углядеть. Сю­ да пришла, думаю, попутная машина будет. И с кем- бы мы не. разговаривали, всегда слышали подобные жалобы. В совхозе «Талицкий» своевременно не позаботились о 'создании нормальных условий-труда для .свекловичниц. Нет., иавасив, где: бы н короткие минуты пе­ рерыва можно-бьга-о укрыться от жары. Даже снабжение ни новой водой и т о . превращается в неразрешимую /проб­ лему. ' % /р ' ! К'олооавокого светличного А. И. Бе­ лоусова мы вейрётиля в другим конце поля. На своем «КДГ1» он • пересевай участок сахарной свеклы. Алексей Ива- Про о б и ды п р и ч и н ы ________ Ш М й нчи нам сказали: поезжайте в -отделе­ ние -«Путь Ильича», гам есть светлич­ ные Зимой еще о них разговор тел. .’ Действительно, зимой Шел разговор о создании в совхозе мехинизмг.окшшмх н I ч 1,1 I "I р н- механизаторов: II. Куд- рякова из Камбаровокого, Г, Антюхова и: «Свет.того пути» н В. Мелешнш из «Пути Ильича» в конце января рызва- . ли вДряед. Почти рее-они не перцый го-д выр“ цйвяют ^ овекау, имеют опыт, и каждый из них Мог бы возглавить зве­ но; В районе на иредставптчьном сове­ щании механизаторам сказали, что они и будут руководить свекловичными звеньями. Как полагается, их занесли в Знойные километры ловим у края гона остановил трактор. Начало разговора нас немного оза­ дачило, . — Какое там звено, — спокойно воз­ разил Белоусов. — Это так , ' названье одно.- Звена нет. Сеял я, по и только. Почву готовил другой механизатор. Технологической карты , у меня нет. Так что звено только на бумаге. Один я работал на всех 230 гектарах Гам, где идет пересев, на тринадцати гектарах, свекла не «пыхнула». Агроно- мы и механизаторы" теряются в догад­ ках. В чем причина? В глубокой ли за­ делке /семян, в поздних сроках или всходы съела, свекловичная блошка? Надо сказать, что такие бумажные ме­ ханизированные звенья ,в Елецком рай- юле не редкость. Нам удалось побывать, в трех хозяйствах, й только в одном из них мы услышали утвердительный от­ вет. Но о нем несколько ниже. А сейчас еще об одной интересной встрече. В совхоз «Солидарность» мы попали на исходе дня. На Центральном отделе- гоответствующие списки, объяснили по­ рядок оплаты труда. Но пришла весна •и об этих разговорах никто не вспом­ нил. Сам Виктор Мелехии тоже возму- щается. — Не люблю я, откровенно сказать, неправды. Я понимаю так: раз звене значит мы почву готовим, мы сеем, мы опыливаем и все прочее. Должна быть 'технологическая карта на руках. А у нас что же вышло. Площадь готовил один, сеял другой, опыливал третий. Вот сейчас вон там, — он указал на широкое полотно пахоты в лощине, — мы пересеваем. А в чем причина, я ве знаю. Может быть, тот, кто вел опили­ вание, погнался за гектарами? Виктор ещё долго выкладывал своя обиды: Когда принимался за выращи- вание, сказали, что буду г платить аванс, как это положено в Звене, а на самом дг-яе платят от выработки. В об­ щем, несмотря на разговоры, в совхозе и к, районе, светличного в отделении «Путь Ильича»"-нет. И у самого Викто­ ра уже руки'опустились. Обрабатывать свеклу придется ему, но раз платят от выработки,, он и будет «выжимать» гек­ тары. - - ' .--2 — А в ,- звёце-то .лучше,;—; закончил Мелехин. И мы не в накладе, и сов­ хоз в выгоде. . *У»"'- ' - У/т И как бы в .подтверждение' слов- Вик­ тора вспомнилась, встреча, с членом, ме­ ханизированного звена Василием Кара­ севым. Она произошла тож е: в иоле. Василий вёл междурядную обработку свеклы. Бросилась в глаза, прежде все­ го идеальная чисРота посевов.. Лишь кое-где небольшие засоренные клочки.. Настроение у механизатора радостное. — Если и дальше так пойдет, шентве- ;:ров по 1-И) 15!) верных 1 будет. ;'ГЙ?/ В звене их трое: Никитыч (так зовут ребята своего звеньевого Ивана Ники­ товича .Мельникова), Василий и Нико­ лай Карасевы. Закреплено за ними де­ вяносто гектаров. Конечно, есть у вдх и технологическая карта на руках. Учас­ ток они удобряли и готовили сами, вес­ ной бороновали в два следа, в два сле­ да культивировали, удобрял^. В общем, провели весь цикл работ, положенный по технологии. А появились, всходы -— день и ночь «сторожи.™» от свеклович­ ной блошки. Трижды механизаторы про­ вели опыление, до 30 килограммов на гектар ядохимикатов внесли, поздней ночью уходили с плантации, но свои всходы сберегли. Трудно предугадать, что пошлет тебе капризная природа: раннюю весну, теп­ лое лето .или холод, дождь или засуху. По существу, вся жизнь хлебороба •— бесконечная борьба со стихией. Ребята сделали и сделают все. Потому что это их участок, они за него отвечают, вив :. На нем хозяйничают. Так за комплексные звенья подает ©вой голос сама земля. Н. НИКОЛАЕВ. Елецким район. В ПОИСКАХ НОВОГО Комсомолец Владислав Маль­ цев, молодой инженер, окончив в 1963 году Ростовский институт сельскохозяйственного машино­ строения, по направлению прибыл на Чаллыгинский агрегатный за­ вод, Много труда и творческой смекалки внес Владислав в улуч­ шение организации труда и усо­ вершенствование оборудования механического цеха, работая там инженером-технологом. Затем комсомольцу поручают более сложный участок работы. Его назначают старшим инжене- ром-технологом технического от­ дела. И здесь он ищет новое. Год назад обработка корпуса центрифуги производилась на от­ дельных токарных, фрезерных и сверлильных станках. Производи­ тельность труда и качество обра­ ботки были низкими. Владислав взялся за усовер­ шенствование агрегатных стан­ ков. Сейчас работает уже полуав­ томатическая линия, предложен­ ная молодым инженером. Произ­ водительность увеличилась в два раза. В настоящее время Владислав проводит большую работу по пла­ нировке строющегося главного корпуса. В. ТРИШИН, инженер. Любят ребята из четверто: с класса -свою вожатую Нину: Иваничеву. Они всегда с не­ терпением:: ждут ее прихода. •Ее ■«Оянлашс: в классе всегда приносит что-то новое, инте­ ресное. Нина -проводит со свомми подшефвыми интерес­ ные вечера художественной сам«деятельности, организует увлекательные., экскурсии. А ■работает Нина на тракторном заводе, в отделе главного тех­ нолога, еветокщшровщицей. Фото Л. Гусева. Школа ФГ«39 г. Липецк. • в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz