Ленинец. 1965 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1965 г. (г. Липецк)

Вопрос Звонок с последней лекции. По лестни­ це бегут, обгоняя друг друга, студентки и студенты, штурмуют раздевалку, и че­ рев пять—десять минут в вестибюле во­ царяется тишина. Я продолжаю стоять в коридоре. .В душе какое-то бессилие. По­ чему в институте, как в ночноеврем я , устанавливается тишина? Где люди?.. На лестнице .торопливые, шаги. Нет, это преподаватели еще ходят... Думаю, что нового принес м I пчо- дняшний день? Слушала лекции, была «а семинарах. И только. Чувствую, знаю: этого мало. Так же считают и очень многие мои товарищи и подруги. Третьекурсники, например, говорят с ночкой обиды в голосе: — Прошли почти три года, а вспом­ нить нечего... $ И с ними действительно невольно со­ глашаешься. Вот группа, в которой я учусь. Почти год я вижу, перед собой хороших,' чудесных-Девчат и парней. И чуткости, и любви у них’ друг к друту много. Преподаватели и студенты стар­ ших курсов говорят о нас не иначе, как: — Хорошая группа, неплохо учатся... А что еще можно . оказать о нашей: группе? Нечего. Было, к примеру, у нас комсомольское собрание. »— Давайте, братцы, проведем диспут «Я и время»,—предлагает кто-то.—Очень хорошие вопросы есть: «Что характерно для. современного человека—широта ду­ ши иди трезвый расчет, увлеченность или безразличие?». . 4 Вопросы к диспуту не очень охотно, но принимают. Кто-то глухо проговори; : — Вот уж и нашли что проводить—-' диспут... Кто-то позевывает, другие, махнув ру­ кой и усмехнувшись на предложение, предпочли «интеллектуально»/ отмол­ чаться. Видно, последние слова вопроса существенно относятся к ним. — Л если нам обсудить какую-нибудь книгу?.. И опять легкий шум среди рядов и ти­ шина. Робкий голос произносит: моим коллегам — Так ведь надо читать их, а так... Кстати, примерно так проходят и дру­ гие комсомольские собрания. Намечен­ ные планы срываются из-за такого .флегматичнаго отношепня. Пет самого простого: походов, культвылазок, инте­ ресных вечеров. Всматриваясь в эти безучастные лица, ■я однажды вспомнила, как я рвалась в педагогический институт, когда впервые сказана самой себе, что буду учителем.., ...На меня глядели внимательные гла- за ребятишек: что принесла я им? И с какой твердой уверенностью в себя, без всякцх вступлений просто/сказала: — Я пришла к вам... В То время я работала на тракторном заводе... Были неотложные- дела, дома, семь часов, отданных производству, да­ вали правб,;на отдых. И все-таки наскоро, пообедав,/переодевшись, я спешила в школу к ребятишкам. Я знала: они ждут меня, йГ-/«*йе хотелось научить их мно.го- му ,.Стенщет§ 'л®би.кукольный театр, макеты для'. школьного краеведческого музея — все это и многое другое было делом рук ,наших.. Там, в школе, я поня­ ла, что прежде, чем идти, к ребятам, нужно знать много-м«ого, нужно самим уметь гореть, чтобы потом зажигать ребячьи сердца. Всему этому я и меч­ тала научиться в Институте. Но вот прошел почти год. Что дал он мне? Да, я смогу рассказать ребятам е ■переписке Курбского с Иваном Гроз­ ным, чего ист в щ ольнои. пре гра■к е. Но разве только этого ждут ребята, пыт­ ливо глядя на учителя, когда тот впер­ вые приходит в/ класс? Я ждала бурных споров о времени и о себе на студенче­ ских диспутах, интересных Вечеров, на манер которых ста.' а бы потом прово­ дить в школе, куда меня пошлют.рабо­ тать. Наконец, представляла себе шум-. вое студенческое общежи гкс\ где не­ впроворот юмора, задора, просто — мо- л-аости. А в нашем-—тишина, При тут парии и девушки с лекций: запахнет жа­ реной картошкой, закипят супы на кухне, а чуть позже—опять тишина: кто засть?-, нет перед телевизором, кто-то уйдет в город, кто-то засядет за учебники. Прав­ да. изредка сделают, «набег» на общежи­ тие подростки с улицы, разобьют стекла на первом этаже, перепугают насмерть наших дев-ушок. И снова тихо... , Сейчас есть в некоторых школах клас­ сы- живущие без классного руководите/ ля. Зато в институте, у студентов, завтрашних педагогов, в каждую группу назначается наставник (официального названия этой должности нет, потому зовется по-разному: «класоный папа», «классная дама», «шеф»). Мы должны будем учить ребятишек мыслить творче­ ски, а сами не умеем: в научных круж­ ках занимаются лишь- единицы. Впрочем, перечислять всего нет надобности. Од­ ного этого почти единодушного «скучно»/ достаточно. «Почти»—потому что неко­ торые студенты все-таки находят себе дело, которому отдают и время, й серд­ це, и привязанности. Но это — за пре­ делами института. . . Год пролетел... Как нс хочется, чтобы так же, как этот, прошли и оставшиеся три.. ' . . * - ■ . Р. МИТИНА, студентка первого курса историко- филологического факультета Липец­ кого пединститута. Т ИХИЙ вечер обнял сияю-' щий огнями город. Через открытую форточку до­ носится веселый гомон играю­ щих во дворе ребятишек. Слышно, как заботливая мама предупреждает: — Валера, пора домой! Мы сидим с Александром, моим давним другом, в его уютной квартире. Сидим за большим овальным столом, пьем чай и вспоминаем Сашки­ ну жизнь солдатскую. Александр любит вспоминать армейские годы. Я уже знаю десятки случаев и историй из . его военной биографии, но ((всякий раз с интересом слу­ шаю его, поскольку их он все­ гда рассказывает по-новому, с заводе, служба в армии. За это время подросли сестра Вален­ тина и брат Виктор. Зарубцева­ лись глубокие раны, остались позади голод и холод военных лет. Когда Александр вернулся из армии, родные советовали: — Оставайся в селе. Работа найдется. И жизнь здесь стала лучше. — Нет,—решительно сказал Александр. — Хлебороб из ме­ ня теперь не облучится, поме­ шала война. Поеду на завод. Первым решением после устройства на работу было огромное желание учиться. Еще в армии понял, как трудно в жизни человеку с начальным Э с т а ф е т а о т ц о в — в р у к а х д о с т о й н ы х ШПАТА присущим ему одному, пожа­ луй, юмором. — Все было. Больше, конеч­ но, хорошего. Служба в армии, брат, многое дает. На жизнь шире посмотришь, подтянешь­ ся, станешь человеком. Под ко­ нец немало благодарностей по­ лучил, а когда настало время демобилизоваться, сердце ще­ мило по ребятам. Трудной сложилась жизнь у Александра Шкатова. Ему не было еще семи лет, когда над страной нависли черные тучи. Ушел на фронт единственный кормилец семьи—отец. На про­ щанье поцеловал: — Ты самый старший в се­ мье, Сашок. Береги мать. И больше не вернулся. Когда пришла похоронная, мать в го­ л о с кричала, причиталаг -г ■— Как же жить дальше? Маленькие сестренка й бра­ тишка непонимающе хлопали глазами, а Сашка, вытерев сле­ зь», сказал сурово: — Не плачь, мать. Не у од­ них такая, беда. Вскоре Александр уехал в Липецк, поступил в ремеслен­ ное училище. Затем работа на образованием. Собрал доку­ менты и пошел в школу ра­ бочей молодежи. И так три го­ да—--день на заводе, а вечерам за партой «грыз» алгебру, три­ гонометрию. Осталась позади школа рабо­ чей молодежи, в руках похру­ стывал новенький аттестат зре­ лости. Чего, казалось, еще на­ до: работа хорошая, зарплата приличная. Но Александр опять недоволен. — Среднее образование хо­ рошо иметь, но лучше спе­ циальное, — сказал он как-то товарищу по общежитию, ко­ торый скептически заметил: ( \ • * 1 У юных ' следопытов ! о • — Век учись, а дураком по­ мрешь, — Устарел ты, Павло, вместе со своей пословицей. И снова три с лишним года напряженной учебы в вечер­ нем техникуме. Молодому бы только погулять, в театр или на танцы сходить, а он один в об. щежитейскОй комнате «грыз» высшую математику и сопро­ мат. Однажды все же не вы­ держал. Уж очень вечер хо­ роший был. Ласковый, летний и пахнущий цветами. Отложил учебники «до двенадцати», по­ шел в парк. И тут встретил ее. При знакомстве Инной назва­ лась. Встретился, да так и остался с ней навсегда, словно завороженный. Мы жили тогда в одной квартире дома молодоженов, и я видел, как трудно было моему другу работать и учить­ ся. Придет, бывало, с ночной смены, учебники за пазуху — и в техникум. А вечером за книги или чертежи. — Чертишь, Сашок? ----Черчу, шут возьми. Не­ долго осталось, —• и проведет ладонью по уставшему лицу. В доменном цехе Ново­ липецкого завода, где работал водопроводчиком печи, при­ мерным был. Когда закончил техникум, бригадиром стал, во­ допроводчики участка избрали его профгрупоргом и послали своим представителем в цехо­ вой комитет: Однажды в обеденный пере­ рыв в мастерской затрещал телефон. С доменной печи тре­ вожный голос сообщил, что в один из холодильников по не­ известным причинам, прекра­ тился сброс воды. Выход из строя холодильни­ ков — это ЧП в доменном цехе. Значит, вода поступает в доллну, и через несколько ми­ нут может быть авария. Александр собрал ребят—и в цех. Водное хозяйство домен­ ных печей он знает превосход­ но. Быстро определил не­ исправность, отключили воду и под высоким давлением про­ дули воздухом холодильник. Авария была предотвращена. Самоотверженных случаев не­ мало в рабочей биографии бригадира. Вот таков , он, мой . друг, Александр Шкатов. бывший ефрейтор Советской Армии— сын солдата, отдавшего в годы Великой Отечественной войны жизнь за счастье своих детей. И дети остались верны памяти своего отца. Все трое — Алек­ сандр, Валентина и Виктор Шка­ товы — смело несут по жизни эстафету трудовых дел, пере­ данную их отцом Митрофаном Шкатовым. М. ВЛАСОВ. г, Липецк, Р ЕБЯТА Задонской средней школы решили к 20-лешю Великой Победы создать у себя уголок боевой славы. Они собирают фотографии героев города, рассказы о подвигах воинов, вырезки из газет, документы. С этой целью следопыты устраивают вылазки, приглашают к себе в гости бывших фронтовиков. Так, недавно охотно поделились своими воспоминаниями с ребятами офицеры запаса^ участники Ве­ ликой ■ Отечественной войны Александр Сергеевич Игнатов и Андрей Гаврилович Кочехаи. и. н е е т р и к о в . г. Эадошзк. ~ . , - Весла, пришла . Фотоэтюд Ю. Ардашева. В СЕ жарче пригревает солнце. По­ смотришь на горизонт—сквозь ту­ манную пелену вспыхивают лучи- зайчики. В лесу начинают петь птицы. Лесной плотник-дятел веселым перестуком встре­ чает дроздов, вальдшнепов, лебедей. При­ летевшие гуси приветствуют всех гром­ ким: го-го! Й заливается весенней песней жаворонок. На речках началось половодье. Вода выгоняет из домиков и нор бобров, вы­ хухолей. Во время разлива зверьки 'страиваются на возвышенных местах, пнях. Не пугайте их, не стреляйте! Весной в наших лесах много лосей и оленей. В каждой такой семье прибав­ ляется по два лосенка и олененка. Если вам случится встретить их, не тревожьте: разъяренная лосиха набросится на вас. Однажды женщина из села Двуречки Т а й н ы в е с е н н е г о л е с а в увидела двух лосей на небольшом | островке. Отойдя несколько метров, жен- | щына оглянулась: на нее по воде и ку- |с т ам мчалась лосиха. Женщина бросила | мешок и убежала. А лосиха разодрала 5 его в клочья. | Побывайте в лесу. Вы увидите сле- Хзы сока на березе, вдохнете скицидар- I ный запах сосны и чуть слышный аромат | душистой черемухи. Сможете понаблю- * дать и такую картину. Под раскидистым | дубом хитро маскируются красавцы- I вальдшнепы. А как они токуют утрении « ми и вечерними зорями! Тогда и выхо- ♦ дят на них охотники. | И. АНИЯКОВ, егерь.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz