Ленинец. 1965 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1965 г. (г. Липецк)

Р е п о р т а ж с р е п е т и ци. и * С большим успехом идет сей- ^ час на сцене нашего драматиче- ^ ского театра комедия Н. В. Го- 8 гояя «Ревизор». Много .<ййЁ ^ т><-»»8 и ПЛИОИЛВ.. V дум ий и поискмв^^р'ёжггссера 5 * -актеров, пре.лде . чем этот спек- 8 лакль увидели зрители. -Здесь и 8 ~ размышления наедине с самим V собой, и первые подступы к ро- Я лям в период, когда репетиция Я еще идет за столом. А затем — § первый выход на сценическую 8 площадку, «вживание» в душу Я и плоть персонажа. Чтобы дать Я хотя бы небольшое представление К о радостном и нелегком труде по § созданию спектакля, мы печата- Я ем сегодня репортаж с одио'и | репетиции. между прочим — раз и сел. Смотри. — И режиссер показывает. — Ои1 - Пономарев вспрыгивает, »о барьер для него довольно высок, легкости не получается. — Ничего, сделаешь пятьдесят раз, и все выйдет, — успокаивает Нови- ков.—Дальше. Пятая, картина для Хлестакова са­ мая сложная. В ней. и знаменитая сиена вранья. Осторожно поддерживаемый, ча- : новниками/и :0 д локотки, Иван Алек- 'сайыч возвращается с обеда в бого­ угодном заведении. Он пьян, что на­ зывается, вдребезги и пускается в Я О ЗАЛЕ темно. Светится только К Г з красноватая надпись' «Завас- ^ ной выход». Главный п< I )••- 8 сер театра А. Г. Новиков, постаноа- X щи* спектакля, сидит за столиком у 8 -десятого ряда. » На. сцене —синеватый полумрак О утра, едва наступившего в сонном V уездном городе N. Я — Начала,— негромко говорит он. Я — Я пригласил вас с тем, госпо- 9 да...— 1 одре городничего, роль ко го- § к рого. репетирует артист М. Н. Собо­ лев, звучит настороженно и тревож- Й но. 9 — ...К нам едет «ревизор! 8 Как резнзор? Я Чиновники -понемногу стряхивают с себя остатки дремоты. Л «ревизор», чиновник из. Петер­ бурга, Иван Александрович Хлеста- . го», он ж е ....артист Виталий Поно- ^ у арен, стоит со мной рядом, курит ^ волнуется. Как и все актеры, он йокг в своем повседневном костюме, только на:"голове цилиндр да в руке тро стояка. Вот и его выход. Из боковой до­ жи, веред первыми рядами ;кресел. - - Черт побери, ужасно как хо­ чется есть... Хлестаков заканчивает § - прогулку, но. «скверному городишке», где даже «в овощных лавках ничего ' не д я 'ч в 1 и 8 — А не мог бы ты вот здесь Я вспрыгнуть, «а барьер? Легко так, е д н а м е гп ревизор... а ! самые сногсшибательные рассказы. Пищей для них служит все, на что наталкивается его скачущая мысль. — А один раз меня приняли за главнокомандующего, ,— говорит "он, наткнувшись на застывшего с саблей в руке жандарма. Анна Андреевна наводит разговор на великолепие петербургских балов, и Хлестаков принимается их описы­ вать. Удивление и , восхищение слу­ шателей распаляет его все больше. Он совсем не врет. Он действитель­ но видит себя то на блестящем ба­ лу, то в департаменте. Он подни­ мается все выше. И фигурально, и буквально, по лестнице, ведущей на второй этаж. И вдруг - - случайное падение. Нго здесь быть не должно. Просто Пономарев поскользнулся. Но, значит, и Хлестаков мог? Меня завтра, сейчас произведут в фельдмарш... -Вырвав у жандарма саблю, «фельдмаршал» устремляется на «неприятеля». Чиновники и город­ ничий в ужасе, а Хлестаков снова . падает, вонзает саблю в пол и умуд­ ряется запутаться в ней и в собствен­ ных. ногах. Раскачиваясь на гибком лезвии, сабля рукояткой сбивает, на­ конец, «фельдмаршала» с ног, /и он тут же засыпает мертвецким сном. Проведя эту сцену отчасти на им­ провизации, Пономарев и партнерам дал . разыграться. Им было па что отреагировать. За накалом' последо­ вала разрядка. Мягко и тонко, провел городничий эпизоды г Анной Андреевной (арти­ стка Шитова), Марьей Антоновной {артистка Лапицкая) и с Осином (артист Корсаков). ' ’—"Сегодня Виталию -удалось мо­ стами «схватить» сущность Хлеста­ кова, Хлестаковщину. ' Но работы еще много. Глав- I ног — неожидан­ ность его поступ­ ков. Они должны бьпь неожиданны даже для него са­ мого. .Может бы п,, случайное падение помогло : почувст­ вовать эту неожи­ данные ■’ — Не надо стре­ миться играть, уже, как на спектак­ ле. Репетируй!-.’, ищите но ; черточ- , ,, „ , , ке, — говорит по- егиновщик. Й актеры ищут. Верное внутреннее состояние, контакт с партнерами, внешне интересные детали. Интерес- .ных деталей в спектакле мною. И найденных актерами, и «подсказан­ ных» режиссером. Например, корм­ ление Осипом барина с ложечки. На одной, из репетиций Пономарев за­ мешкался, й^Оси* па§мее ему лож­ ку"ко рту. — Правильно, закрепить!-—тотчас послышался голос' постановщика. ’ Или- великолепный эпизод, под­ сказанный Новиковым,--- игра семей­ ства Сквозяик-Дмухановскйх с цн- линдром столичного гостя. — Мы ставим «Ревизора» не к ка­ кой-либо юбилейной гбгояёвскон да­ те,— рассказывает "Анатолий Гри­ горьевич Новиков,—а по Следующим соображениям. Во-первых, надо зна­ комить наших зрителей, особенно молодежь, с произведениями' Клас­ сиков. ■Во-вторых, пьеса привлекла «ас своей злободневностью. Да, черты характера и поступки, осмеян­ ные Гоголем целый век назад, встре­ чаются еще и сегодня. В трактовке образов мы стараем­ ся, как-то выделить то, что волнует нас сегодня. Поэтому и роль город­ ничего поручена Михаилу Николае-, вину Соболеву' Если толковать згу роль традиционно — этаким бурбо­ ном: с тяжелыми кулаками, то она, пожалуй, не совсем для него. Мы же имеем в виду другое. Оттолкнуться от современного самодура, какого- нибудь районного. чинуши, дорвав­ шегося ; до власти. Он к дипломат, и фразой может щегольнуть. (Купцам, например, говорит:, «Вы народ об­ манываете!»), и осторожен. Словом, применяется к обстоятельствам .. Итак, к нам прибыл «Ревизор». в. смолья нов. П Р На снимке: момент репетиции. 1 фото Л. Черкашина. В октябре народный театр Дворца культу-, ры. тракторного завода показал прем ь е р у «Юность отцов» по. Бо­ рису Горбатову, а в де­ кабре уже порадовал зрителей новым спек­ таклем., На этот раз — Карло Гольдони —«Слу­ га двух господ». Та­ ким темпам любой про­ фессиональный театр по­ завидует! Львиную долю апло­ дисментов принял на се­ бя Святослав Сверна- чу.к, сыгравший заглав­ ную роль. Уже шесть лет выступает на сцене Дворца культуры ЛТЗ Святослав, работающий там же электриком. За это -время он сыграл не­ мало ролей, среди кото­ рых такие разные, как Аркашка Счастливцев из «Леса» А. Н. Островско­ го -я Артур в «Оводе» Э. Войнич. А в пьесе Попова «Семья» он ис­ полнял роль В. И. Ле­ нина. Можно поздравить с удачей и Раису Алехину (Беатриче). В течение пяти лет Рая, работа­ ющая заточницей ин­ струментов на трактор­ ном заводе, посвящает свое свободное время занятиям сценическим искусством. В ее репер­ туарном списке Джем- В Е Р А ма из «Овода», Аксюша из «Леса», Наташа из «Юности отцов» и дру­ гие роли. Удачно выс т у п и л и Е. С. Попов (Флорин- до), Л. М. Бураков (доктор Л о м б а р д и), П. И. Шевцов (Панта­ лоне). — «Слуга двух гос­ под» — первая комедия на нашей сцене за по­ следние несколько лет,— рассказал нашему кор­ респонденту художест­ венный руководитель коллектива Борис Дми­ триевич кузнецов. — Мы взяли эту . пьесу, преследуя студийные це­ ли. Исполнители должны уметь фехтовать, носить костюм, легко двигать­ ся. Наши актеры играли то, что им близко, слиш­ ком «отходить от се­ бя» йм не приходилось. А тут нужно почувство­ вать другую эпоху . , и другую страну. Фразы у Гольдони построены своеобразно. Было над чем поработать. Думаю, что артистам. это пошло на пользу. НА СНИМКЕ: Тру- фальдино — Святослав Сверначук, в роли Фло- риндо — Евгений По­ пов. Фото В. Финогина. |Мораль мещанского гнезда 8 Бьют часы. Еще очень рано, но пани К Дульская со свечой в руке появляется Я из спальни. Трудовой день начался. Она 8 отдает распоряжения. Кухарке —- идти 8 на базар, мужу пора на службу, доче- 8 рям — Хесе и Меле — на занятия. 8 'Все. должны трудиться. Денежки не да- 5 ются даром. (Тани Дульская хлопочет по 9 ^ому, натирает полы. 8 Кроме трудолюбия и чрезвычайной у бережливости, у пани есть еще одна й добродетель, которой, она очень гор- Я дится и ревностно оберегает: безуко­ ризненная репутация. Дульская сдает внаем квартиры в при- цлежащем ей большом доме. И от ™^рИльцов требуется та же порядочность, О ^ Женщине, которая разошлась с му~ 8 жем да еще вздумала травиться из-за 8 какой-то там любви, предлагают немед- V ценно съехать с квартиры. Из-за нее у Я Дома останавливалась карета скорой по- Я мощи! Разве это прилично? Что могут подумать?! профессией,*тоже :зжать не предла- которых приезжа- не у дома. Она незаметно, зна­ чит, все в порядке. Вот и выясняется хозяйская мораль: Я делать можно все, только бы об этом Ь никто не знал. Единственный человек в доме, не под- | 'Д> ЯМ чиняющийся строгому распорядку, вве­ денному хозяйкой, — ее сын Збышко (артист В. В. Боков). Службой он не до­ рожит, время проводит в каких-то ка­ баках, И к высокой репутации фамилии Дульских относится иронически. Не дай бог, может наделать долгов. И чтобы удержать сына дома, мать поощряет его связь ё Ганкой, девуш­ кой, живущей у них в горничных. Ведь тут-то все будет «прилично», т. е. оста­ нется в своих стенах. Как уже сказано, любовь, а также прочие глупые поня­ тия, вроде «душа», пани Дульская в рас­ чет не берет, ибо считает/что это вы­ думки для простаков. Ошибки стоят ей многих тревог и, что самое главное для нее, денег. Но из испытаний она выходит несломленной, Живуча мещанская мораль. Не станем пересказывать всех под­ робностей сюжета. Обратимся к испол­ нительской стороне спектакля. Здесь в первую очередь надо говорить о за­ служенной артистке республики Н. А, Плюсковой, отлично сыгравшей главную роль. А еще лучше видеть ее в этой роли. Как быстро и в' то же время ор­ ганично, плавно, достоверно меняется спектр ее состояний. От властной хо­ зяйки, любительницы поучать и ставить себя в пример — до жалкой, обмякшей старушонки с дряблым телом и лицом. похожим на морщинистое вымя. А за­ тем — обратная перемена. И, надо видеть, ее почти физические страдания при необходимости отдавать деньги. Сдержанно, точно и очень наполнен­ ие играет Ганку артистка А. -В, Батало­ ва. Пожалуй, только -.не надо бы ей представлять свою героиню слишком забитой. Покорной, послушной/'— да, но не забитой. Убедителен в роли Збышко Дульско- го артист В, В. Боков. Его «бунт» не мог быть серьезным. • Тонко, едва уло­ вимо, артист показывал это с самого начала. Поэтому отступление Збышко не выглядит неожиданностью. Душа его уже была развращена той жизнью, ко­ торой он жил. Некоторый упрек артисту можно сде­ лать лишь в том, что в отношениях с Ганкой он не выявил достаточно ярко умения «играть на раскрытом .рояле» (с ним он сравнивает женскую душу). И Ю увлечение им Ганки не получило до- N статочной мотивировки. л Второй акт заканчивает сцена, по- 8 следняя фраза ; которой — «обе пани 8 Дульские принимают» — звучит, как Я точка' в спектакле. Словно борьба, окон- V чена, и пани Дульская побеждена. Не 9 перебрасывается мостик в следующую 8 картину. , 8 Четко, ярко проведена в спектакле 8 линия — дети в семье. Разными растут 8 . сестры Хеся и Меля Дульские. Одна, $ видя обман, ханжество, распущенность, О рассуждает: отчего бы и ей , не посту- а- пать та« же? В другой же это рождает 8 внутренний протест. Но . можно не со- Я ‘ мневаться, что души у .обеих будут' нс- V калечены. Артистки Горячева (Хеся) и 9 Зубова (Меля) каждая по-своему досто- а- верно и интересно рисуют характеры Я своих героинь. Я В целом спектакль областного театра Я «Мораль пани Дульской» полезный и Я поучительный. Он хорошо принимается &, зрителем. V А, КОЛЬЦОВ, § рабочий. Ч ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! НАПИШИТЕ НАМ, КАКИМИ БЫ ВЫ ХОТЕЛИ ВИ­ ДЕТЬ НАШИ СТРАНИЧКИ, КАКИЕ ВОПРОСЫ ИСКУССТВА ВАС ИНТЕРЕ­ СУЮТ, ВЫСКАЖИТЕ СВОЕ МНЕНИЕ О РАБОТАХ НАШЕГО ЛИПЕЦКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА, ОБЛАСТНОЙ ФИЛАРМОНИИ, РАССКАЖИ­ ТЕ, КАК ОРГАНИЗОВАНА САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ВАШЕМ ПРЕДПРИЯ­ ТИИ, В ВАШЕМ КОЛХОЗЕ, СОВХОЗЕ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz