Ленинец. 1965 г. (г. Липецк)
Р е п о р т а ж с р е п е т и ци. и * С большим успехом идет сей- ^ час на сцене нашего драматиче- ^ ского театра комедия Н. В. Го- 8 гояя «Ревизор». Много .<ййЁ ^ т><-»»8 и ПЛИОИЛВ.. V дум ий и поискмв^^р'ёжггссера 5 * -актеров, пре.лде . чем этот спек- 8 лакль увидели зрители. -Здесь и 8 ~ размышления наедине с самим V собой, и первые подступы к ро- Я лям в период, когда репетиция Я еще идет за столом. А затем — § первый выход на сценическую 8 площадку, «вживание» в душу Я и плоть персонажа. Чтобы дать Я хотя бы небольшое представление К о радостном и нелегком труде по § созданию спектакля, мы печата- Я ем сегодня репортаж с одио'и | репетиции. между прочим — раз и сел. Смотри. — И режиссер показывает. — Ои1 - Пономарев вспрыгивает, »о барьер для него довольно высок, легкости не получается. — Ничего, сделаешь пятьдесят раз, и все выйдет, — успокаивает Нови- ков.—Дальше. Пятая, картина для Хлестакова са мая сложная. В ней. и знаменитая сиена вранья. Осторожно поддерживаемый, ча- : новниками/и :0 д локотки, Иван Алек- 'сайыч возвращается с обеда в бого угодном заведении. Он пьян, что на зывается, вдребезги и пускается в Я О ЗАЛЕ темно. Светится только К Г з красноватая надпись' «Завас- ^ ной выход». Главный п< I )••- 8 сер театра А. Г. Новиков, постаноа- X щи* спектакля, сидит за столиком у 8 -десятого ряда. » На. сцене —синеватый полумрак О утра, едва наступившего в сонном V уездном городе N. Я — Начала,— негромко говорит он. Я — Я пригласил вас с тем, госпо- 9 да...— 1 одре городничего, роль ко го- § к рого. репетирует артист М. Н. Собо лев, звучит настороженно и тревож- Й но. 9 — ...К нам едет «ревизор! 8 Как резнзор? Я Чиновники -понемногу стряхивают с себя остатки дремоты. Л «ревизор», чиновник из. Петер бурга, Иван Александрович Хлеста- . го», он ж е ....артист Виталий Поно- ^ у арен, стоит со мной рядом, курит ^ волнуется. Как и все актеры, он йокг в своем повседневном костюме, только на:"голове цилиндр да в руке тро стояка. Вот и его выход. Из боковой до жи, веред первыми рядами ;кресел. - - Черт побери, ужасно как хо чется есть... Хлестаков заканчивает § - прогулку, но. «скверному городишке», где даже «в овощных лавках ничего ' не д я 'ч в 1 и 8 — А не мог бы ты вот здесь Я вспрыгнуть, «а барьер? Легко так, е д н а м е гп ревизор... а ! самые сногсшибательные рассказы. Пищей для них служит все, на что наталкивается его скачущая мысль. — А один раз меня приняли за главнокомандующего, ,— говорит "он, наткнувшись на застывшего с саблей в руке жандарма. Анна Андреевна наводит разговор на великолепие петербургских балов, и Хлестаков принимается их описы вать. Удивление и , восхищение слу шателей распаляет его все больше. Он совсем не врет. Он действитель но видит себя то на блестящем ба лу, то в департаменте. Он подни мается все выше. И фигурально, и буквально, по лестнице, ведущей на второй этаж. И вдруг - - случайное падение. Нго здесь быть не должно. Просто Пономарев поскользнулся. Но, значит, и Хлестаков мог? Меня завтра, сейчас произведут в фельдмарш... -Вырвав у жандарма саблю, «фельдмаршал» устремляется на «неприятеля». Чиновники и город ничий в ужасе, а Хлестаков снова . падает, вонзает саблю в пол и умуд ряется запутаться в ней и в собствен ных. ногах. Раскачиваясь на гибком лезвии, сабля рукояткой сбивает, на конец, «фельдмаршала» с ног, /и он тут же засыпает мертвецким сном. Проведя эту сцену отчасти на им провизации, Пономарев и партнерам дал . разыграться. Им было па что отреагировать. За накалом' последо вала разрядка. Мягко и тонко, провел городничий эпизоды г Анной Андреевной (арти стка Шитова), Марьей Антоновной {артистка Лапицкая) и с Осином (артист Корсаков). ' ’—"Сегодня Виталию -удалось мо стами «схватить» сущность Хлеста кова, Хлестаковщину. ' Но работы еще много. Глав- I ног — неожидан ность его поступ ков. Они должны бьпь неожиданны даже для него са мого. .Может бы п,, случайное падение помогло : почувст вовать эту неожи данные ■’ — Не надо стре миться играть, уже, как на спектак ле. Репетируй!-.’, ищите но ; черточ- , ,, „ , , ке, — говорит по- егиновщик. Й актеры ищут. Верное внутреннее состояние, контакт с партнерами, внешне интересные детали. Интерес- .ных деталей в спектакле мною. И найденных актерами, и «подсказан ных» режиссером. Например, корм ление Осипом барина с ложечки. На одной, из репетиций Пономарев за мешкался, й^Оси* па§мее ему лож ку"ко рту. — Правильно, закрепить!-—тотчас послышался голос' постановщика. ’ Или- великолепный эпизод, под сказанный Новиковым,--- игра семей ства Сквозяик-Дмухановскйх с цн- линдром столичного гостя. — Мы ставим «Ревизора» не к ка кой-либо юбилейной гбгояёвскон да те,— рассказывает "Анатолий Гри горьевич Новиков,—а по Следующим соображениям. Во-первых, надо зна комить наших зрителей, особенно молодежь, с произведениями' Клас сиков. ■Во-вторых, пьеса привлекла «ас своей злободневностью. Да, черты характера и поступки, осмеян ные Гоголем целый век назад, встре чаются еще и сегодня. В трактовке образов мы стараем ся, как-то выделить то, что волнует нас сегодня. Поэтому и роль город ничего поручена Михаилу Николае-, вину Соболеву' Если толковать згу роль традиционно — этаким бурбо ном: с тяжелыми кулаками, то она, пожалуй, не совсем для него. Мы же имеем в виду другое. Оттолкнуться от современного самодура, какого- нибудь районного. чинуши, дорвав шегося ; до власти. Он к дипломат, и фразой может щегольнуть. (Купцам, например, говорит:, «Вы народ об манываете!»), и осторожен. Словом, применяется к обстоятельствам .. Итак, к нам прибыл «Ревизор». в. смолья нов. П Р На снимке: момент репетиции. 1 фото Л. Черкашина. В октябре народный театр Дворца культу-, ры. тракторного завода показал прем ь е р у «Юность отцов» по. Бо рису Горбатову, а в де кабре уже порадовал зрителей новым спек таклем., На этот раз — Карло Гольдони —«Слу га двух господ». Та ким темпам любой про фессиональный театр по завидует! Львиную долю апло дисментов принял на се бя Святослав Сверна- чу.к, сыгравший заглав ную роль. Уже шесть лет выступает на сцене Дворца культуры ЛТЗ Святослав, работающий там же электриком. За это -время он сыграл не мало ролей, среди кото рых такие разные, как Аркашка Счастливцев из «Леса» А. Н. Островско го -я Артур в «Оводе» Э. Войнич. А в пьесе Попова «Семья» он ис полнял роль В. И. Ле нина. Можно поздравить с удачей и Раису Алехину (Беатриче). В течение пяти лет Рая, работа ющая заточницей ин струментов на трактор ном заводе, посвящает свое свободное время занятиям сценическим искусством. В ее репер туарном списке Джем- В Е Р А ма из «Овода», Аксюша из «Леса», Наташа из «Юности отцов» и дру гие роли. Удачно выс т у п и л и Е. С. Попов (Флорин- до), Л. М. Бураков (доктор Л о м б а р д и), П. И. Шевцов (Панта лоне). — «Слуга двух гос под» — первая комедия на нашей сцене за по следние несколько лет,— рассказал нашему кор респонденту художест венный руководитель коллектива Борис Дми триевич кузнецов. — Мы взяли эту . пьесу, преследуя студийные це ли. Исполнители должны уметь фехтовать, носить костюм, легко двигать ся. Наши актеры играли то, что им близко, слиш ком «отходить от се бя» йм не приходилось. А тут нужно почувство вать другую эпоху . , и другую страну. Фразы у Гольдони построены своеобразно. Было над чем поработать. Думаю, что артистам. это пошло на пользу. НА СНИМКЕ: Тру- фальдино — Святослав Сверначук, в роли Фло- риндо — Евгений По пов. Фото В. Финогина. |Мораль мещанского гнезда 8 Бьют часы. Еще очень рано, но пани К Дульская со свечой в руке появляется Я из спальни. Трудовой день начался. Она 8 отдает распоряжения. Кухарке —- идти 8 на базар, мужу пора на службу, доче- 8 рям — Хесе и Меле — на занятия. 8 'Все. должны трудиться. Денежки не да- 5 ются даром. (Тани Дульская хлопочет по 9 ^ому, натирает полы. 8 Кроме трудолюбия и чрезвычайной у бережливости, у пани есть еще одна й добродетель, которой, она очень гор- Я дится и ревностно оберегает: безуко ризненная репутация. Дульская сдает внаем квартиры в при- цлежащем ей большом доме. И от ™^рИльцов требуется та же порядочность, О ^ Женщине, которая разошлась с му~ 8 жем да еще вздумала травиться из-за 8 какой-то там любви, предлагают немед- V ценно съехать с квартиры. Из-за нее у Я Дома останавливалась карета скорой по- Я мощи! Разве это прилично? Что могут подумать?! профессией,*тоже :зжать не предла- которых приезжа- не у дома. Она незаметно, зна чит, все в порядке. Вот и выясняется хозяйская мораль: Я делать можно все, только бы об этом Ь никто не знал. Единственный человек в доме, не под- | 'Д> ЯМ чиняющийся строгому распорядку, вве денному хозяйкой, — ее сын Збышко (артист В. В. Боков). Службой он не до рожит, время проводит в каких-то ка баках, И к высокой репутации фамилии Дульских относится иронически. Не дай бог, может наделать долгов. И чтобы удержать сына дома, мать поощряет его связь ё Ганкой, девуш кой, живущей у них в горничных. Ведь тут-то все будет «прилично», т. е. оста нется в своих стенах. Как уже сказано, любовь, а также прочие глупые поня тия, вроде «душа», пани Дульская в рас чет не берет, ибо считает/что это вы думки для простаков. Ошибки стоят ей многих тревог и, что самое главное для нее, денег. Но из испытаний она выходит несломленной, Живуча мещанская мораль. Не станем пересказывать всех под робностей сюжета. Обратимся к испол нительской стороне спектакля. Здесь в первую очередь надо говорить о за служенной артистке республики Н. А, Плюсковой, отлично сыгравшей главную роль. А еще лучше видеть ее в этой роли. Как быстро и в' то же время ор ганично, плавно, достоверно меняется спектр ее состояний. От властной хо зяйки, любительницы поучать и ставить себя в пример — до жалкой, обмякшей старушонки с дряблым телом и лицом. похожим на морщинистое вымя. А за тем — обратная перемена. И, надо видеть, ее почти физические страдания при необходимости отдавать деньги. Сдержанно, точно и очень наполнен ие играет Ганку артистка А. -В, Батало ва. Пожалуй, только -.не надо бы ей представлять свою героиню слишком забитой. Покорной, послушной/'— да, но не забитой. Убедителен в роли Збышко Дульско- го артист В, В. Боков. Его «бунт» не мог быть серьезным. • Тонко, едва уло вимо, артист показывал это с самого начала. Поэтому отступление Збышко не выглядит неожиданностью. Душа его уже была развращена той жизнью, ко торой он жил. Некоторый упрек артисту можно сде лать лишь в том, что в отношениях с Ганкой он не выявил достаточно ярко умения «играть на раскрытом .рояле» (с ним он сравнивает женскую душу). И Ю увлечение им Ганки не получило до- N статочной мотивировки. л Второй акт заканчивает сцена, по- 8 следняя фраза ; которой — «обе пани 8 Дульские принимают» — звучит, как Я точка' в спектакле. Словно борьба, окон- V чена, и пани Дульская побеждена. Не 9 перебрасывается мостик в следующую 8 картину. , 8 Четко, ярко проведена в спектакле 8 линия — дети в семье. Разными растут 8 . сестры Хеся и Меля Дульские. Одна, $ видя обман, ханжество, распущенность, О рассуждает: отчего бы и ей , не посту- а- пать та« же? В другой же это рождает 8 внутренний протест. Но . можно не со- Я ‘ мневаться, что души у .обеих будут' нс- V калечены. Артистки Горячева (Хеся) и 9 Зубова (Меля) каждая по-своему досто- а- верно и интересно рисуют характеры Я своих героинь. Я В целом спектакль областного театра Я «Мораль пани Дульской» полезный и Я поучительный. Он хорошо принимается &, зрителем. V А, КОЛЬЦОВ, § рабочий. Ч ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! НАПИШИТЕ НАМ, КАКИМИ БЫ ВЫ ХОТЕЛИ ВИ ДЕТЬ НАШИ СТРАНИЧКИ, КАКИЕ ВОПРОСЫ ИСКУССТВА ВАС ИНТЕРЕ СУЮТ, ВЫСКАЖИТЕ СВОЕ МНЕНИЕ О РАБОТАХ НАШЕГО ЛИПЕЦКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА, ОБЛАСТНОЙ ФИЛАРМОНИИ, РАССКАЖИ ТЕ, КАК ОРГАНИЗОВАНА САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ВАШЕМ ПРЕДПРИЯ ТИИ, В ВАШЕМ КОЛХОЗЕ, СОВХОЗЕ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz