Ленинец. 1964 г. (г. Липецк)
ь . ' иИ 1 Ш Ш 1 Н Ш 1 Ш 111 Ш 1111111111111111111 П 111111111111111111111111 Ч 11111 <Н 11 Ч 1 Ш 1 Ш 11111 Ш 1111111111111 Н 111 Н 11 Ш * Н 11111111 Ч 1 Н Н 11 Ш П ! 111111 Н 11111 ! 11 П 1 Н 1 Н Н 111 Л 1 Бе з бога шире д о р о г а “ Давно прошли те времена, когда лю- 5 дей науки церковь именем господа Е сжигала на кострах инквизиции. Мину- 5 ло и то время, когда капитализм счи- 1 тался лучшим общественным строем, - спасителем цивилизации, наиболее соот- 1 ветствующим природе человека. Теперь § даже подрумяненный, сменивший свою 5 фамилию на «строй всеобщего ,благо- 11 действия» и т. п., он не может никого “ обмануть. Да и как обманешь, когда “ сам Л. Джонсон, президент США, за- 2 являет в послании конгрессу, что около " тридцати миллионов человек этой бо- ё ^гатейшей капиталистической страны жи- в нищете, имеют доход менее про- "^житочного минимума. ~ Социализм,' освободивший людей от эксплуатации, давший право на труд, “ на образование, на бесплатное меди- = цинское обслуживание, на государст- “ • венное обеспечение в старости и другие 5 блага трудящимся, завоевывает все * большее признание во всем мире. Это грозит церкви отрывом от нее верую щих. И она вынуждена приспосабли ваться к новой обстановке. Видя по- - -яулярность лозунгов коммунизма, слу жители культа подстраиваются к ним. Коммунисты провозглашают: «Чело век человеку — друг, товарищ и брат». Но ведь это же наш лозунг, утвержда ют церковники, ведь мы всегда говори ли; «Возлюби ближнего ’ твоего, как самого себя». Наши заповеди: «не ук ради», «не убей», «не прелюбодействуй» и т. п. — входят в моральный кодекс строителей коммунизма, подразумева ются в его статьях, одухотворяют его. Й церковники обижаются за отказ от мирного сосуществования и сотрудни чества с ними. Они сожалеют, что ком мунисты, «имеющие так много общего» с ними в вопросах морали, отрицают главную основу ее — бога. Это, дескать, большая ошибка: страх перед богом, и только он, всегда был и будет вели кой и неизменной сдерживающей нрав ственной силой. Ведь люди от людей все могут скрыть, а поскольку «не пой ман —• не вор», они будут оставаться безнравственными. Другое дело — бог: от негр ничего не'скроешь, даже мыс лей, он все видит, все слышит, все зна ет. Только помня о его всесущности, люди могут стать нравственными. И еще один упрек коммунистам бро сают церковники. Отрицая загробный мир. они, мол, отравляют людям жизнь Мрачной перспективой .бесследного ис чезновения после Смерти, не оставляют им впереди ничего утешительного, от нимают надежду, отнимают счастье. А, может, действительно религия «поумнела»? Может быть, изменилась ее реакционная сущность? Может, из врага коммунизма она превратилась в его друга? Нет, нет и нет! Религия — это плод отчаяния и разо чарования в попытках что-либо изме нить в жизни, чего-либо добиться. Она Странички истории 4 Всякий раз, как в распоряжении че ловечества .оказывается какое-нибудь новое могучее средство, церковь пытает ся использовать его в своих целях. Так произошло и с кинематографией. Родив шееся на заре двадцатого столетия Ки но, как и прочие увеселения (театр, музыка, пляски), попало в разряд «бе совского творения». Очень долгое вре мя церковники держались того 'мнении, что кинематограф угождает незатейли вым художественным запросам и вооб- *■ ще лишен возможности здраво воЗдей- № стонать на умы. Однако впоследствии; благодаря притягательной силе кино и *■ свойственной ей наглядности, церковники * Изменили свое отношение к последнему. Недавно мне удалось обнаружить в * Центральном Государственном истори- «. веском архиве в г. Ленинграде ряд ин- тересных документов об истории взаи моотношения русского православия с *. кинематографией. Среди них осо бое место занимает «дело» саратоз- ^’- екого' священника 'Константина Покров- «» ского, осмелившегося нарушить .'запрет- ные законы церкви, «Дело» о священии- Покровском, пожалуй, самая шумная о Я^ория из всех, когда-либо воз- ^ нйкавших в церковных кругах дорево люционной ,:Р-ОССии. Достаточно упомя- ф нуть, что это «дело» в течение всего ж 1913 тода было сенсационной пищей У многих столичных газет. Так, «Петер- т бургский листок» дважды поместил на А своих страницах большие обзоры по де- , лу Константина Покровского, «День»—. Т 6, «Речь» — 3, «Петербургские новости» ф — 2, журнал «Живой экран»—2, -«Вест- , ник кинематографии» —-3, «Сине-фоно» т —3, «Наша неделя» —2, «Кино-журнал» * “ 4- А Что же послужило поводом для столь У шумного процесса? Что заставило свя- Т тейший Синод в течение года Три раза А созывать специальные заседания, свя- 7 занные с этой историей? У Оказывается, поводом для этой исто- А рии послужило наложение архиеписко- 7 пом саратовским Алексием строгого на- Т казания в виде запрещения священно- А служения и двухмесячного покаяния в ^ монастыре на уважаемого в городе Са ратове священника Константина По- овского за двукратное посещение: ки- атографа. Как сообщала петербургская газета «День»; И августа 1913 года, староста церкви, где служил отец Константин, подал архиепископу Алексию жалобу, в которой обвинял последнего в нечисто плотности его личной связи с женщи нами, в утрате всякой моральной устой чивости, сообщив при этом, что он не однократно посещал ' . «по шршш. - кине ма штраф, на которое «русский право славный народ смотрит, как на зрели ще, не соответствующее духу истинного христианина». ■ При проверке фактов выяснилось, что староста прихода и подкупленный им церковный сторож лжесвидетельствуют На священника о его аморальности, од нако факт посещения кинематографа подтвердился. Усмотрев в этом «блаж ное поведение» отца Константина, епи скоп Алексий постановил лишить его А прихода, переведя на должность пса- 7 ломщика и сослать на покаяние в мо- У настырь, дабы «воздерживать совер- А шенно от посещения соблазна всех лиц, 7 носящих духовный сан». У В связи с этим отец Константин по- ^ дал жалобу в Синодов которой под- а черкнул, что посещение духовными ли- ▼ цами кинематографов вовсе не являет-ф ся предосудительным делом, тем более, А что сам архиепископ кишиневский С е -7 рафим частенько устраивает в архив- 'у рейском доме кинематографические се- А ансы, на которые приглашается духо- 7 венство города." у Святейший Синод, рассмотрев это де- ^ ло и извлекая последствия, которые а могли бы возникнуть, если бы священ- ' ник Покровский остался наказанным, у определением от июня 1913 года поста- А новил: «Освободить о. Константина от у всех возложенных на него епископом А Алексием саратовским взысканий и пе- 7 ревести в другую епархию». У Газета «День», комментируя это по- А становление, замечает в своей дерзкой 7 статье «Церковь и «позорище»: «Выхо-т дит как будто, что Синод признал допу- А стимым для священников посещение ки- I нематографов.. Если да," то в этом т «разъяснении» Синода таится начало А целой сети сложнейших противоречий; а впрочем, в атмосфере, грубых противо-У речий издавна привыкла жить русская У культура вообще, русский театр в част- д нести и особенности. Если священникам Можно ходить в кинематограф и для мирян нет соблазна в том, что их ду- ф ховный отец любуется пошлостями Глу- пышкина и клоунадами Пренса, то где ▼ же смысл 1 в дальнейшем шельмовании ф Синодам настоящего театра, театра Т Шекспира, Островского, Чехова»? ▼ Значит, перевод в другую епархию ^ отца Константина «вызван, очевидно, . только местной «внутренней ; полита- ▼ кой»?—не без ехидства спрашивала га- ф зета. Именно честь мундира — вот, что ^ была использована правящими класса ми в качестве «духовной сивухи», «опиума для народа». Потому и рели гиозная мораль —это мораль примире ния с тем, что есть, мораль покорности судьбе, какой бы тяжелой она ни была. Человек, согласно религии, —раб бо жий. Все, на что человек способен, сво дится в конечном счете только к од ному: взывать к помощи бога, выпра шивать у него милостыню. Такими иде ями религия убивала волю трудящихся к борьбе за свое освобождение, убеж дала их в бесполезности и греховности их попыток изменить; существующие по рядки, добиться лучшей жизни, подта чивала их моральные силы, служила, таким образом, эксплуататорам. Да, наш коммунистический лозунг: «Человек человеку — друг, товарищ и брат» — внешне похож на христианское учение о любви к ближнему. Но они диаметрально противоположны. В ; ос нове цёрковного учения к ближнему и к врагу своему лежит -эгоизм, желание спасти самого себя. Проповедует же Иисус Христос: «Любите врагов ваших, благословляйте обижающих вас, благо творите ненавидящих вас и молитесь за проклинающих вас и гонящих вас». Д1ы же откровенно провозглашаем вме сте с любовью к людям, ко всему хо рошему, передовому, прогрессивному еще и ненависть к эксплуатации чело века человеком, к тому, что мешает идти нам вперед. Борясь против духа стяжательства, 4 иы уделяем в то же время внимание материальным благам. И мы ничуть не забываем о духовной жизни человека. В росте культуры, в развитии ума, чувств, во всестороннем развитии чело веческой личности видят свою цель ком мунисты. Искать близость коммунистической мо рали и церковной на том основании, что некоторые их заповеди внешне сов падают, неправомерно. В каждой из трех мировых религий есть те самые заповеди, которыми гордится христиан ство. Все религии враждуют между со бой. Почему же они вдруг сошлись на некоторых заповедях? Да потому; что ни один из богов никакого отношения к ним не имеет. Это общечеловеческие элементарные нормы поведения в об ществе. Они созданы в самой гуще на рода. На долю религии осталось только включить их в свои каноны и препод носить от имени бога, чтобы укрепить, таким образом, авторитет церкви. Ком мунистическая мораль неизбежно впи тывает в себя и элементы общечелове ческой морали, поскольку в основе ее лежит мораль пролетарская, мораль трудящихся. Что касается того, что страх перед богом служит великой нравственной си лой, то это тоже не совсем так. На этот счет очень удачно сказал один из ве ликих французских просветителей XVIII века Гольбах: «Самые религиозные лю ди часто оказывают большее уважение к лакею, чем к богу. Иной человек, твердо верящий, что бог все видит, все знает и всюду незримо присутствует, позволяет себе наедине такие поступки, на которые он не решился бы в присут ствии последнего из смертных». Общественное мнение всегда служи ло, служит и будет служить главной нравственной силой. Конечно, есть среди верующих людей такие, которые и в труде, и в семье мо гут служить хорошим примером. Но это не потому, что они верующие. Напро тив, такие тем самым противоречат главной идее религиозной морали, что все помыслы человека должны быть на правлены на подготовку к загробной жизни. Значит, нет никакого смысла и даже греховно устраивать с наибольши ми удобствами свою жизнь, а тем бо лее жизнь других людей. Главное — это терпеть наказание божие и наслаждать ся этим терпением, ибо «господь, кого не любит, того наказывает, бьет же вся кого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то бог поступает с вами как с сынами: ибо есть ли сын, которого не наказывал отец?». Религия, якобы, успокаивает человека перед смертью, давая ему надежду на венную жизнь, а атеисты отнимают эту надежду и тем самым отнимают сча стье. По этому поводу очень хорошо сказано в фильме «Все остается людям». Религия не только <рай обещает людям, но и ад, а грехов человеку набраться гораздо легче, чем остаться праведни ком. И получается, что большинству ничего хорошего в загробной жизни ждать нельзя — какое уж тут утешение умирающему! Коммунисты зовут не к радостям загробной жизни, а к счастли вой жизни на земле. Коммунизм дает людям всестороннее развитие личности, дает удовлетворение всех положитель ных .качеств, всех здоровых потребно стей, и в том числе — главной потребно- "ста: трудиться по своим способностям. Нет. при всей кажущейся близости некоторых положений религиозной мо рали коммунистической, они диамет рально противоположны. Религия без нравственна уже потому, что она ри сует извращенную картину мира, пита ет сознание верующих не истиной, а за блуждением, мешает им добиваться ус пехов на пути к коммунизму. В. ЗАЦЕПИН, учитель. ! 1 Ш ! М Ш 1 Ш П Ш 1 Ш Ш Ш 1 | 1 | | 1111 ] 1 Ш ! П ! М Ш Ш 1 П Ш Ш Ш ! П 111111111 ? «В НОГУ» СО ВРЕМЕНЕМ Монастырский джаз 4^К>0] А Среди почитателей в Бельгии все большую популяр ность завоевывает «смеющаяся сестра», новая звезда эстрады монахиня-бенедиктинка. В свое время здешние благочестивые отцы просла вились на весь мир производством «божестветшого» ликера— бенедиктина. Сейчас их дотянуло к легкой музыке. В тишине монастыря в Ватерлоо одаренная господом монашка сочинила песенку «Цвет кактуса», Синоде—это больной .и старый вопрос а признанную сенсацией года- о взаимоотношении русской церкви и ; .: ' ‘ в первую очередь определяло решение Синода о переводе опального батюшки ^ в другую" епархию. «Интересно,- с . не А скрываемой улыбкой спрашивал журнал ▼ «Сине-фоно»,— есть ли на новом месте у служения пастыря электро-театр, или а эта опасность также предусмотрена?!» •| «Дело» о саратовском священнике в у русского «позорища», Синода и кино, у Именно из Синода доносился средневе ковый вопль о «несоответствующем ду хе» каждого произведения экрана, о том, что «живая» фотография, носред- А ством быстрого движения показывае- 7 ммх лиц, производит сильное впечат- Т ление на зрителей... и может порождать А соблазн.. Все это . красноречиво гово- Т рит о том, что синодские отцы крайне У подозрительно, и недружелюбно относи- А лись ко всему новому и прогрессивно- ^ А. ЧЕРНЫШОВ. А Ленинград—Липецк. ^ ^ му. Христос в Японии Некий Омаре Такеуши, ничтоЖе сумняшеся, об» явил недавно, что Иисус Христос вовсе не был рас пят на Голгофе, а в возрасте 106 лет умер и похоре нен в японском городке Чингомура. Открытие Такеу ши, якобы, подтверждают им же найденные старинны: книги. Предприимчивый японец не только распро страняет «истину о смерти сына божьего», но и охот но показывает его гроб. Вея эта история преследует, очевидно, одну цель привлечь в Чингомура как можно больше туристов I паломников, сделать на гробе Христовом *неплохо! бизнес.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz