Ленинец. 1964 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1964 г. (г. Липецк)

Над Черной речной черный клен. Погиб поэт?... Нет! Ожил снова • В больших глазах, в большой груди, т—; Ом обвиняет, грозным словом, Он выполняет роль судьи... Его убили на дуэли. • Стреляли двое: он и .трон. Но в смерть его года не верят, — Поэт бессмертен, трон — сражен... Валентина КУПАВЫХ. Чужую капельку Тепло» Как будто жизнь с экранной дали Решеньем жизни их была. И после, выходя под зеездный. Бездонно-синий окоем, Молчали бережно, серьезно, И думал каждый о своем» Была в молчаньн этом сила, И правда высшая была... О, как ты щедро одарила,, чужая капелька тепла. Лидия ДУВИНА. П о э т б ессмертен А правда пела, правда пела, С экрана жаркого плыла, И до всего ей было • дело — Мужала, спорила, росла. А здесь еще, в притихшем зале, Все непонятно до конца. Бродили, словно на . вокзале, И мысль, и руки, и сердца. А здесь натужно, трудно ждали Его убили на дуэли. Сражались двое. Он и трон... России раны в. нем, метели, Тоска российская и стон... Качался трон бездумно- . жалкий, Декабрьским гневом опален, И обливался кровью жаркой твльнцй холмик.'Неё, это мертвый..; «Ра-'- д и е т , н е у зн ал ^ р .догадался штурман, «—радист». . ’ гЯй! Радист застонал. О д то ^проваливался в воронку,-то взмы'вал к Звездам, то пе­ реворачивался, то слушал, как сердце выстукивает .позывные забвенья и от­ чаянья. Штурман прислушался: не ошибся ли? «Может, радист уже и не стонет?» Но тут что-то придвинулось к лицу штурма­ на. «Что это?.. Рука. Руки не связаны... Значит, все. Не встать радисту, когда придут з а нами на -рассвете. Вон у него на голове не то волосы слиплись, не та кровь. А если я поднимусь, то подни­ мется и он. Надо стоя, стоя надо ветре- земли. Неужели где-то есть люди, леса и реки?.. Равнодушно посвечивают стволы аз- томатов. Из них сейчас вылетит очередь. Все будет кончено. Только бы не упасть, только бы дойти с поднятой головой до конца. Слышно, как шуршат босые ноги, как скрипят сапоги. Где-то робко попро­ бовала голос птиаа, точно не знала са ­ ма, можно %й петь или нет. И запела для них, последний раз. И повеяло’ рекой, и освежило их, и, застонав, закричала от тоски чайка. — Стой! — закричал .немецкий офицер. Их остановили на краю вырытой мо­ гилы. : : ; СЛОВНО 4 5 - IСкульптору Фивейсшшу I авин что штурман смотрит сквозь него, т о ч в о з сн приговорил офицера, точно его, гер-Я майского обер-лейтенапта, уже и нет н з в земле, а она покоилась ва их мужестве 8 и непримиримости. ® Офицер вскинул, руку. § Солдаты подняли автоматы... Трое, словно отлитые из бронзы, с т о я - я ли неподвижно... Седая женщина, вскрикнув, кинулась* к ним... И остановилась . Они уже были бронзовыми. И двое вэ 3 Ч ЕРСТВАЯ земля теьша В четыре ряда, обкручена колючей "проволо­ кой, точно земля для того и су­ ществует, чтобы ее, как приговоренную к казни, опутали напоследок, боясь, как бы она не вырвалась и не сбежала. Ос­ лепшее от слез, оглохшее от взрывов, з ахлеб иувшееся кровью, лежит в терно­ вом венце колючей . проволоки лицо об­ реченной земли. Разве она увидит, услы­ шит, поймет их? В концлагере одни говорили, что это — разведчики. Другие утверждали, что это — партизаны, взорвавшие мост и утопившие в .«'реке эшелон карателей. Третьи убеждали, что это — танкисты, дравшиеся до последнего снаряда и кон­ туженными попавшие в плен. Никому не былц известны их имена. Но знали все, что это они подняли бунт в лагере, выр­ вали оружие у стражи, организовали побег и, оставшись сами, до конца при­ крывали других. Гестаповцы пьг-тали их всю ночь. По­ том три . полумертвых :тела сволокли под колючую проволоку, чтобы расстре­ лять на рассвете. Они распластались один подле друго­ го,. но боль и забытье разделили их на многие годы и многие километры. Самый :молодой очнулся первым. >К.изиь возвра­ щалась болью. Он попытался ощупать себя, но . не смог: руки- связаны за спи- ной. Тогда он свел пальцы в кулаки. Так легче. Напряг все. мускулы, и, казалось, тело зазвенело, как железное, но нерез­ ка не поддавалась. Главное сейчас было — порвать, веревку. Воздушный стрелок, он, еще. не приходя в сознание, верил, что сейчас дотянется до пулемета. Зем ­ ля казалась самолетом, летящим сквозь, ночь и. залпы батарей. V Второй — штурман. ■ Ему привиделся последний воздушный бой. Вспыхнуло крыло их бомбардировщика и,'смертель­ но раненный,комдядир экипажа крикнул: «Прыгай!» Не успели они выпрыгнуть, как командир накренил запылавший, на­ полненный бомбами самолет и ринулся, обгоняя парашютистов, к мосту через реку, к мосту, через который вот-вот должен был промчаться уже показав - шийся вражеский эшелон. Как две ли ­ нии треугольника, одна, окутанная па­ ром, и другая, охваченная огнем, на се­ редине моста сомкнулись эшелон и бом­ бардировщик. От этого взрыва Штурман очнулся. Летчик погиб. Теперь он, штур­ ман, оставался старшим. А не только ,.руки веревкой, все тело опутано болью, и повернуться нельзя. Открыл глаза. В предрассветной . призрачной мгле — мо- Еще не все кончено! чать смерть». Он даже прошептал по­ следние слова, но радист его не слышал: он оцять низвергся в пропасть. Он забыл о сбитых им «Фокке-вуль- фах», о вчерашней ехватке с эсэсовцами. Он не помнил, что не стонал под пыткой. Он улетал. И только сердце, словно само по себе, стучалось в землю, пыта­ ясь достучаться до какой-то неведомой правды. И тут падение в пропасть пре­ кратилось: кто-то надавил на его руку. Уже, пришли .палачи. Штурман подбородком дотянулся до руки радиста.; Тот открыл глаза, увидел сквозь багровую ' мглу поднимающегося штурмана. Пошатываясь на . разбитых ногах, штурман встал. Радист охватил его ноги, вскарабкался по телу друга и привалился к нему, обняв его за шею. А : воздушный стрелок уже стоял. Он думал, на кого же из палачей .ему бро­ ситься, как только-.ослабнет веревка. Их повели. Они шли не один за дру­ гим, а как бы шеренгой. Вернее, Шал стрелок, штурман неуклюже ступал пе­ ребитыми ногами, почтя неся на себе радиста. Трава позади них становилась багро­ вой, и заря началась не на горизонте, а в этой красной траве. Они шли, насту­ пали на тьму ночи, давили ее, и заря ширилась. Они шли. Их вел штурман. Верным, последним курсом вел их штурман. Огромное, опаленное, оголённое крыто рез пропасть крикнул летчи- 'ДР сч - л Д 1 кам офицер. — В последний ^ раз предлагаю служить нам; / 1К яж ё Р - Немцу вдруг показалось, Д Ц Ц ^ / ^ 8 что пропасть "расширилась, хотя по-прежнему . только — двенадцать шагов выжжен- ной земли разделяло его и ( приговоренных. Ему показа- Ч. - 4 ^ Н лось даже, что они не рас- | слышали его слов. I Я Н Стрелок шагнул к штур-! г УД мацу,* веревка поддалась. I 1 Л Сейчас он ее разорвет. Но у I ' перед, этим он обязательно - крикнет: «Гады!». ■ : Но плечо, окаменевшее плечо штур- мана, к которому он прижался, твёрдо сказало ему:-«Молчи! Совсем молчи!» И стрелок понял. Надо молчать. Он только дорывал веревку, чтоб успеть броситься на фрица, Радист упал бы, но, вцепившись, по­ вис на плече .друга, врос в его тело, словно закопал в нем свое отчаянье и слабость. Он прижался к плечу-штурма­ на не грудью, а сердцем. И сердце ус­ лышало: .«Надо стоять. Стой, стой; дер­ жись». Зёкля уходила ,из-под ног, но ра ­ дист держался. И штурман стоял, пото­ му что надо было поддержать их. П о ­ тому что смерть надо встречать стоя. Немец сделал полшага Вперед, чтобы повторить свои слова. Но тут-он увидел, них казались ей родными погибшим» на а фронте сыновьями. — Люди молча стояли вокруг. 3 «Сильнее смерти»,— гласило название3 скульптуры. Люди смотрели на своих бронзовых 3 братьев, и на их лицах проступало в ы - в ражение мужества и непоколебимости, 5 | точно приготовленные к смерти делились® с оставшимися в живых самы-м дорогим Я на свете. Седая женщина все еще недвижно Я стояла около них. Мать уже не могла з закрыть их собою от пуль. Но грудью от Б смерти закрыло нх искусство, подняло, а как символ мужества и веры. Подняло Я над веками, потому что искусство, как и В1 подвиг, сильнее смерти. - Я Поиски крупиц драгоценных Папка со три строфы, а поэзии—толь- так нужного для больших Н. Шебанова («Аппассвона- ко две строки. Только в них открытий. . та»), А. Фаустов (два стм- есть поэтический образ ве- В стихах. Бориса Капу- хотворения без заглавия), ожиданный и глубокий. И сты, например, мелькают А. Суров («Ее любовь», хочется сказать Сушковой, красочными блесками инте- басни), А. Шмелев («Я хо- чтобы она искала, собирала ресные находки. Но много чу», «Счастье»). Им, конеч- по крупице вот. такие дра- в них и лишнего. В его сти- но, ие скажешь, что с поэ- стихами наших авторов в редакции почти никогда не бывает пустой. Мы берем ее и перечитыва­ ем ют начала до конца все, что в ней накопилось за Последнее время. И, к огор­ чению, не сразу нам удает­ ся отыскать в ней поэзию. -Но вот что-то остановило наше внимание, заставило сильнее биться сердце: Полотенце белое метели Мне январь кидает на плечо... Всего две строки. Но это уже поэзия, потому что от­ крытие, А всякое открытие, как известно, радует чело­ века. Автор этих строк житель­ ница Липецка Сушкова. Она прислала нам свое сти­ хотворение «Зима». В нем настоящего, • шагать. На это нс всякийв с т и х о в 1 добровольно соглашается. 8 ; А как же быть с теми, у а ...... ............. .......... ................ ..Л кого и проблеска поэзии Я нет? Мы им пишем, дескать,В хах так и сквозит сырость у вас хорошне МЫСЛВ1 доб-Я и неряшливость. рые чувства, не стихи, к со-В В папке стихотворение жалениЮ) не получились,Я Капусты «Целиннику». В надо больше читать, учить-3 нем есть-и образ, и обра- ся Верно. Со временем оннЯ зы, есть хороший подтекст. сами поймут, что взялисьВ Но читать его просто не- не за свое дело и обнжать-Я возможно. Поражаешься ся ТуТ нечего: не все же В безответственности автора. р0Ждаются поэтами. в Напрашивается совет: не Сейчас создан областной В ленись, будь придирчив и молодежный клуб «-Поэты в самокритичен, работай над и прозаики». Двери его от-Я стихом до седьмого пота. Дрь|ты для всех. Научиться 5 Без большого труда и поис- в нем МОжно" многому. 8 Я ков открытий настоящих не д 0р0гие друзья! Шлите и - бывает. приносите свои «поэтические Я В поэтической папке есть и прозаические» опыты в В стихи таких авторов, как наш литературный клуб! Я

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz