Ленинец. 1964 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1964 г. (г. Липецк)

V Ю Н Ы Е КНИГОЛЮБЫ Х ОДИТ по земле добрый великан. Веселый, улыбающийся, внима­ тельно поглядывающий на все, что происходит вокруг. Великан одет не в медвежью шкуру, и лицо его не зарос­ ло густой колючей бородой. Он моло­ дой, побритый, подстриженный и носит обычные брюки, рубаху и ботинки. Толь­ ко вся его одежда самого большого размера — «сорок пятого размера поку­ пал он сапоги». Обычно великаны отли­ чаются от простых людей только ог­ ромным ростом. Но наш великан от­ личается, кроме того, большой вни­ мательностью к людям, особенно детям. И если у ребят запутается в проводах бумажный змей, то вели­ кан приходит на пОмощь. Он делает множество хороших Дел. А когда; начинается война, уходит защи­ щать свою Родину от фашистов. Это — дядя Степа из любимой: детской книжки, написанной Серге­ ем Михалковым. Я не случайно на­ чал разговор об идеалах советской .ли­ тературы для детей, припомнив михал­ ковского дядю Степу. В нем, как в фо­ кусе, собрались те человеческие черты, которые импонируют ребячьим серд­ цам. На память приходит старая книжка, написанная Бушем, — «Макс и Мориц». Это стихотворное повествование о двух проказниках, которые устраивают мно­ жество, казалось бы, смешных затей. Почему же эта книжка — она в свое квремя была переведена на русский “ язык — не стала любимой у юных чита­ телей? Потому что в основе ее лежит жестокость. Макс и Мориц шагают по свету, и там, где они появляются, к лю­ дям приходит несчастье. Эта история чужда всему душевному строю наших детей. Они отвергли ее. А вот веселый добрый великан пришелся им по душе, -й'ребята не желают с ним расставаться. Советская детская литература много- жанрова, она не ограничивается сказ­ ками и стихами. На полках специальных библиотек стоят романы и повести, по­ эмы и лирические стихи, книги приклю­ ченческие и познавательные. Все они проникнуты гуманизмом, и если в них идет борьба, то эта борьба за торже­ ство справедливости. Герои книг Аркадия Гайдара — свер­ стники юных читателей. Действие мно­ гих его рассказов происходит в дни гражданской, войны. Мальчишки Гай­ дара попадают в очень трудные ситуа­ ции. Они оказываются в горниле борь­ бы, которую ведут взрослые. Писатель вообще не изолирует детей, не замыка- ■рт в круг «детской жизни, он выводит —их на большую «взрослую» дорогу и находит здесь для них место. Гайдар не ищет для своих героев удобные, выиг­ рышные места. Но именно столкнове­ ние детей с жизнью такой, какая она есть, и делает его книги романтичными, захватывающими. Аркадий Гайдар очень хорошо знал детскую психологию. Он понимал: для того, чтобы геро'й книги полюбился чи­ тателям, повел их за собой, он должен быть наделен чертами, близкими де­ тям. Главное качество гайдаровских ре­ бят — активность. Советская литература для детей не только разножанрова, она также разно­ возрастна. «Дядя Степа» — книга ма­ лышей и младших школьников, «Тимур и его команда» — адресована детям более старшим, а вот «Дикая собака Динго» пришлась по сердцу юношам и девушкам. «Дикая собака Динго» — произведе­ ние тонкое, лирическое, посвященное пробуждению первого чувства. Напи­ сал эту книгу прекрасный советский пи­ сатель Рувим Фраерман. Героиня ее, девочка Таня, живет с матерью в дале­ ком краю. У Тани много хороших дру­ зей. Неожиданно в город на берегу суровой реки приезжает её отец с но­ вой семьей и приемным сыном. К это­ му мальчику и пробуждается чувство у Тани. Это чувство напоминает росток, пробившийся на каменистой, неблаго­ дарной почве. Множество противоречи­ вых чувств возникает в юном существе, лишает его покоя, толкает на отчаянные поступки. Писатель с большой силой ДАРЯЩИЕ К Р Ы Л Ь Я раскрывает мир . переживаний своей героини, рисует девочку гордой и сильной. Книга о первой любви цело­ мудренна, и это высокое, не ханжеское целомудрие дает ей право войти в круг детского чтения. В Советской стране детская литера­ тура не уходит от-трудных вопросов,, а помогает разобраться в них, многое понять. И в этом — ее большой идей­ ный смысл. Мне думается, для детей не может существовать литературы без улыбки. В СССР много талантливых литерато­ ров, которые Пишут юмористические книжки. Николай Носов, Анатолий Алексин, Виктор Драгунский, Иосиф Дик, Юрий Томин, Юрий Сотник и Мно­ гие другие. Их произведения пользуют­ ся у ребят заслуженной дюбовью. Веселые повести и рассказы. И весе­ лые стихи. Их создают Сергей Михал­ ков и Агния Барто, Владимир Лифшиц и Борис Заходер. Лучшие сборники дет­ ских поэтов наряду с веселыми без­ думными шутками содержат произ­ ведения с серьезными, глубокими мыс­ лями. . Поэзия для детей, как правило, очень современна. Но не надо забывать раз­ ницы между современностью и злобод­ невностью. Настоящие стихи, написан­ ные о сегодняшнем событии, не умира­ ют и завтра. Книги детских авторов — увлекатель­ ные, остроумные, лиричные — воспиты­ вают в юных читателях те качества, ко­ торые отцы хотят видеть в своих де­ тях: гуманизм и патриотизм, неприми­ римость ко всякой несправедливости и сердечность. Но глубоко ошибается тот, кто представляет себе эти произведения неким сводом правил, педагогическим ^пособием. Стихи," рассказы, где мо- »раль выпирает и навязчиво режет ‘глаза, ребята просто откладывают, они стоят на полках, сверкающие ^новизной. " ■ " ? Очень большое место в детской ^литературе Советского Союза зани- |мают произведения, посвященные Ттеме интернационализма, воспиты­ вающие любовь ко всем народам. ♦Мне хочется напомнить о замеча- Ттельных стихах нашего патриарха ■*■*"”**Самуила Маршака — «Мистер Тви- стер». Любимыми книгами советской детво­ ры стали многие произведения зарубеж­ ных авторов. Это «Овод» Войнич и сказ­ ки братьев Гримм, «Хижина дяди То­ ма» Бичер Стоу и «Три мушкетера» Александра Дюма, стихи Родари и Ту- вима, романы Майна Рида и Вальтера Скотта, Диккенса и Жюля Верна — да разве можно перечислить их даже при­ близительно! Советские издательства для детей вы­ пускают миллионы экземпляров книг. Они несут ребятам добро, пробуждав ют у них благородные чувства, воспиты­ вают высокие идеалы. ЮРИЙ ЯКОВЛЕВ, детский писатель. (АПН). стойкости, мужестве ♦ В книжных магазинах появились запи-* * ски бывшего узника фашистских за- 2 * стейков Михаила Ивановича Иконвико - 2 2 ва — «В каменцом мешке», пробывшего в 2 Т плену с осени 1941 по весну 1945 года.2 » Автор рассказывает о жизни концлагеря? ►Вульхайде,- где-вдалеке от Родины орга- ►низовалась группа сопротивления. Подпольем руководили полковник ( Н. Бушманов, Г. Коноваленко, А. Ры- { бальченко и другие. Они выпускали ли- » стовки, организовывали работу среди | «восточных' рабочих» (так именовались Гнасильно ^угнанные в Германию совет- | ские люди}’. - После провала подпольной оргапиза- I ции автор попал в тюрьму при главном | управлении гестапо. Пытки, допросы, из- * аевательства. По ничто не сломило дух | заключенных. В тюрьме распространя- ? лнсь острые карикатуры старшего лейте- | нанта Фоли Чйчвикова на фашистов, уз- | ников поддерживал своим пением капи- { тан А Русанов. В_ книге рассказывается о замечатель- | ном поэте — Мусе Джалиле й его това- I рищах, организовавших подпольное дви- ♦жение среди легионеров-татар, обма- | ном попавших в гитлеровскую армию. ♦ Закопанный.: в наручники и кандалы, Му- | са сочинял пламенные стихи, ожидая ис- | полпенни смертного приговора. А когда |ш л а бомбежка, через окно камеры-оди- ►ночки диктовал их товарищам. Поэта казнйли вместе с одиннадцатью: | товарищами по борьбе. : В начале мая 1945 года Иконникова; {судили «за подрыв мощи третьего рей-: Гха» и подпрльную работу среди военно-: { пленных, приговорили к смертной казни. 1 | Но фашисты не успели привести приго-1 | вор в исполнение. И в 1946 году автор; [ вернулся на Родину, в г. Архангельск. • I Книга учит стойкости и мужеству. ; ; А. БЕЛЬСКИЙ, ; юнкор. ' Х О Р ОШИ Е ПОМОЩНИ К И В библиотеке школы № 25 г. Ли­ пецка четырнадцать тысяч нниг, множе­ ство журналов. В прошлом учебном году здесь было сотни читателей. Одной за­ ведующей библиотекой трудно было справиться с работой. Ей на помощь пришли пионеры — члены библиотечно­ го кружка. Они занимались ремонтом книг, знакомили своих товарищей с но­ винками, дежурили на абонементе. Ребята хорошо ознакомились с биб­ лиотечным делом. Оки умело подбира­ ли книжки на все вкусы своих юных сверстников. И юные читатели всегда были очень довольны. НА СНИМКЕ: члены библиотечного кружка Люда Пищулика, Зина Полинки- нз и Люда Жукова в школьной библио­ теке. Фото В. Финогина. . . . П |!, 1 | 1 7 1 , 1 | , , ( 11 ,7 ^ , В1 п | | ! | | | и | 1 1 | 1 | е | а библиотекарь Владимировас едет в Нью-Йорк 1 Н о в ы м ПИ-ПОКТОПОМ бнЙЛИПТАКЧ* ГТГМ1 П П Н РТОЛ 1ГЛ1Д- * * & с . . Еще до окончательного решения'в Москву для знакомства с советским кандидатом приезжала кон­ курсная комиссия. В беседе с ее членами он не скрыл что одним из основных мотивов, заставивших его выдвигать свою кандидатуру на конкурс, был личный. Исследовательский . интерес к работе специализирован- Н-ЫX И-УГШПШП'.'лпппмгг/-.г>оип> ..... . ... ^ ' 5 ____н_ _______ „_3 & # яг Конкурс на место директора библиотеки ООН выиграл советский к а н д и д а т Мй ... ' --------” ’Г' а .'ЯЯН „ «и и „ ^ ^ 45 ныт и хорошо оборудованных научных библиотек од- = гающии километр меньше чем за 3 минуты — норма ной из которых является библиотека пси ООН Втяни = третьего разряда. . мировас полагает, что время гигантских ушшерсалы = и — «такой человек, как все». Это уже его:собствен- ных книжных собраний уходит в прошлое и что сювсе - « -‘ ( с м э д я . ар - * ” » * - " “ »» — 1 1 Гч>' - « . г ” ■ - * » — — »>» « и , з 5 Преподаватель н "Вильнюсском университете, заве- В своеобразном состязании на замешен/е вакантной р„-е1^ гвердо придерживаться принципов максималь- 5 = дующий основанной имкафедрыбиблиотековедения, должности директора библиотеки при ООН (профес- ные м Х н и кГ Г м о п н ь гГ 'г л тиТ° ЧК" з р е н и я , и различ- В - которая ведетподготовку 400студентов.. СОр Иозей Ш пм Ь л ь ямтпигч п а и » » , «т», п!-т ™ л , НСТ0ЧНИКЙ в спорных случаях должны быть поед- В I гтяпейнн>0Р У ™ * библиотеки - состоянию здоровья) дом Т е в И в а н о в ” Началах- ° ™ з - § 5 старейшего Советском Союзе уникального собрания представителей стран Европы, Азии и Америки Основ- м Я В старопечатной книги и картографии, которое в 1970 го- ным конкурентом ВлялИмнппЙЯгЯ Мног9 ли наших соотечественников работает в Я Я Новым директором библиотеки при ООН стал ком- В мунйст Лев Иванович Владимировас, гражданин Со- 8 ветского Союза, практик и исследователь библиотеч- 5 ного дела. В Кто он? “ Сын литовки и русского инженера, специалист по В английской и германской, филологии, тщетно искавший .В место школьного учителя в буржуазной Латвии. » у Бывший чиновник страхового общества, вынужден- В ный закончить экономический факультет ради прафес- 5 сии, которую совеем не любил. , — г ---- .представит лен стран Ьвропы, Азии и Америки Основ» « а 1 дуЙотхщтит1^щтырехсоттетие°Г^3^™’ Н°Т0рО€ В 1970 Г0‘ Щ конкурентом Владимирову оказался мексиканец, бп7 т^ е% • четырехсотлетие. владевший многими языками (что касается Льва Ива- — ' | человек, который, впервые столкнувшись е библио- иовича, он знает английский, немецкий французский I течным делом 16 лет назад, опубликовал за это время польский и, разумеется, русский и литовский языки) ’ ! СТа РабОТ по ИСТОРИИ и раэшь ° перед»в официальные ' каналы, первым'об итогах В библиотек. конкурса сообщил Льву Ивановичу его будущий ? . . . . . « « Р1™™.Л.5.в?“ -?Л1^есят два гола легко пробе- меститель американец Гросг.бек. •— Персонал насчитывает около 100 человек, среди которых только два советских сотрудника а еще, ка­ жется, двое — из социалистических стран. Виктор БУХАНОВ, корреспондент АПН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz