Ленинец. 1964 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1964 г. (г. Липецк)

Нам потребуются Леонардо да Винчи, но на новом качественном уровне». Зал аплодирует оптимисту. I - Диспуты — дело привычное для студентов Казанского университет та. Один из них состоялся недавно. Еще до этого споры вспыхивали в общежитии, в коридорах универси­ тета, дискуссию веда студенческая многотиражная газета. А потом эстафету принял актовый зал, вме­ стивший многие сотни студентов. ■ЛВАЙТЕ обсудим вопрос о гармонии личности и глав- ►ной линии жизни, — сказал ведущий. — Что вы думаете об их соот­ ношении? Что надо вынести из.вуза, что­ бы стать вровень с веком? Ваш идеал специалиста? С чем ты, студент, всту­ паешь в коммунизм? Первым поднялся с места студент четвертого, курса механико-математиче­ ского факультета Анатолий Мерлин. «Я ПРОТИВ ДИЛЕТАНТОВ...» — Зачем мы живем на свете? Чтобы внести в жизнь свое. -Пусть маленькое, но свое. Может ли человек, хватающий­ ся за все, оставить заметный след? Ед­ ва ли... Вот почему я против дилетан­ тов. От их энциклопедичное™ проку нет. Хорошо сказал Герцен: «Дилетан­ тизм... это платоническая, романтиче­ ская страсть к науке, такая любовь к ней, от которой детей не бывает». Нужна увлеченность одним делом. Я — математик. Для меня главное — ма- ВРЕМЕНИ ' и О С Е Б Е тематика. Считаю, что незачем загро­ мождать память посторонними сведе­ ниями. Они мешают- сосредоточиться, отдаваться целиком, без остатка, лю­ бимому делу. Обкрадываю ли я себя? Ничуть! л Ум надо углублять, а не расширять, здшш ■ Студенческий диспут об облике советского специалиста собирать все тепло и все лучи своего ума в одной точке, в фокусе. Тогда можно зажигать других, согревать, _ а не просто ослеплять. А раз ты прино­ сишь людям пользу, то ты и духовно богат и гармоничен. Без ведущей темы, главной идеи жизни—нет гармонии. .антнт111и1ши111иш11шнш1ш1шшшп1ншн1пш1иа1111ш1н1111111нгш1шн11 Р а с с к а з ы о т в о и х с в е р с т н и к а х в Измалковское отделение совхоза «Пролетарий» Елец­ кого производственного уп­ равления. Ходить по полям, среди тугих колосьев, ей не пришлось. Ее назначили за­ ведующей током. Тоже, неслись конечно, работа важная, хо- смотрим, дескать, как у тя... техникума для этого, тебя получится, Зоя Алек- пожалуй, кончать не обяза- сеевна. Мужик и тот не тельно. А потом еще пе- справлялся. А тут — дев- т я д о т л скептически. По- Ты, товарищ «специалист; сельского хозяйства», сама } это хорошо знаешь. « Валя уехала все-таки до -} мой, не понравилось ей в } сельском хозяйстве, как и $ некоторым другим, А как? ты там? Пиши, какие успехи | в работе и личной жизни.} Мой новый адрес: Челя-} бинская область, станция Джабык, совхоз «Астафь­ евский», Целую тебя. Шура». В комнате тихо, тепло чисто. А за окном ветер, редели под ее ответствен- чонка. Ничего еще толком дождь стучит по стеклу. Пе- < ■несть 600 центнеров кар- не знает в жизни. Р ° аккуратно выводит круг-; тошки. Часть хранилась в Пришлось столкнуться ль,е бУ«вь|- «Здравствуй, Шура! Спор о знаниях... Разные точки зре­ ния, разный подход к проблеме. Но не было среди выступавших на диспуте такого, кто бы устало вздохнул: «С меня хватит того, что я получил». Всех — и сторонников узкой специализации, и тех, кто ратовал за гармоническое развитие личности, — объединяло од- Так что лучше 'быть односторонним но: «Хотим больше знать!», специалистом, чемдилетантом-всезнай- Некоторые с сожалением отмечали: кой. Смежные областикаждый должен не успеем в университете разработать знать по потребности, т. е. настолько, глубинные пласты человеческой куль- насколько ем-у надо решить ту или иную туры, не хватит времени. Тревогу рас- задачу. сеял один из продолжателей дела Ло- Выступление Мерлина всколыхнуло бачевского профессор Борис Лаптев, который -сорок лет: назад пришел в Ка- ................................................................... занский университет. ПУТЕШЕСТВИЕ БЕЗ ПРИВАЛА — Я знаком со многими учеными, сделавшими большой вклад в науку. Но они; не перестают работать над собой. Тянутся к знаниям с такой же жадно­ стью, как и в студенческие годы. Инте­ ресуются всем — и литературой, и жи­ вописью, и кино. Человек должен по­ стоянно расширять и углублять свой научный' багаж. Иначе можно обанкро­ титься, оказаться на мели. Университет дает только основы зна­ ний. Здесь вас снаряжают в поход; иди­ те дальше сами. Вот почему очень важ­ но вынести из вуза не просто : сумму фактов, а и умение думать, мыслить са­ мостоятельно. * ф * Кажется, диспут достигает своей це­ ли: все яснее и яснее вырисовывается идеал специалиста. Пути достижения идеала проходят через знания и на­ пряженный Труд. Но все ли исчерпы­ вается знаниями? Среди участников диспута была рас­ пространена анкета. В ней — только представляешь подвалах, а часть — в -бур- новой «бригадирше» - тех. Из-за этой картошки прежними порядками. «На Получила твое письмо. 1 Зое не одну слезу приш- эту работу не пойдем, Дру- Что ж, значит, не все высо-} тетически развитый лось уронить. Плохо бурты гих назначь». Зоя кричать ко пронесли ту «марку», о ♦ тоньшевоспринята заделаны, пропадет ведь... не стала, — не умела. СЖа- которой говорили на вы-; А подвалы пустые. Пере- лась только вся, сказала пускном вечере. Конечно, в; везти надо^Но настоять на тихо: «Пойдете. Других у городе веселее, легче, вот; Центне- меня нет». В тот день Пер- этом не удалось. и сбежали некоторые. У меня тут все хорошо... По-честному говоря, в первое время было и у ме-; ня такое настроение, что; ров 200 пргибло-таки. цевв| Измалкова, Сапелкина Не хватило тогда настойчи- и Ачкасова на работу не вости... вышли. А на второй — по- На току каждый раз дру- лучили то же задание, гие люди работают. При- «Нужно ведь это, вот как сматривается Зоя. Кто с нужно, бабоньки, удобре- *отелось Уехать куда-ни- прохладцей, кто с огонь- ния разгружать. Вагоны будь. Ты это сама можешь ком. Разные люди. И гово- простаивают,—сказала Зоя. понять. Ну, теперь от этих рят о разном. Одни—о сво- — А других — некого мне мь|слеи и следа не осталось, ем огороде, другие — о де- посылать». На четвертый Что мне 8 г°Р°Де Делать? лах совхозных. Постепенно день пошли все же. «Вот В полях моя дорога. Там, со всеми Зоя позиакоми- же настырная девка ока- где хлеб растет...» Зоя от-; лась. И когда назначили ее залась, ох и настырная», — рывается от письма и смот- бригадиром первой брига- ворчали. А у Зои на душе Рит 8 окно‘ Потом еще раз ды, он а уже знала, с кем радостно сделалось. Пе- пишет ту же строчку. «Где будет работать. реупрямила... Нельзя потач- хлеб растет...» И снова Ее предшественник, Ва- ку давать, а то будет как смотрит в окно. Там, сквозь силий Иванович Совков, раньше: кто куда захотел, Д°ЖДЬ. видится ей, как уса- невысокий полный чело- туда и идет. тая Р°жь волнуется под вет- басовитыми нотками * * Ром- плывут, покачиваясь •* комбайны, и все вокруг за-Х Привет из Лебединого! лито солнечным золотом. | Там, в полях, лежит ее до- ^ и} она, Зоя Давыдова, стоит} аудиторию. Одни согласны с ним, дру­ гие бурно протестуют: узость интересов сдерживает полет фантазии человека, делает его рабом своей профессии, ставит преграды на пути к совершен­ ству. Кто-то вспомнил изречение: скоро поваренное искусство разовьется до то­ го, что жарящий форель не сумеет под­ жарить карпа. Горькая ирония. Но в ней глубокий смысл. Ремесленническая специализация исключает творчество. Где же выход? В спор вступает физик Анатолий Зверев. ТОЛЬКО ЛИ ИНТЕГРАЛ? — Если математик ограничит свои интересы интегралом, он дальше своего носа ничего не увидит. Это полностью относится и к физикам, и к химикам, и к биологам. Специалист не должен • - быть односторонним. Ограниченность один вопрос. «К ■ , - болезнь. И от нее надо лечиться. свою жизнь Мне нравится радиофизика Я занй- КРЕДО «ПЛЕМЕНИ МЛАДОГО» маюсь ею увлеченно. Для того и при- И. Егорова (физический факультет): шел в университет, чтобы стать радио- Буду работать учителем. У нас такая физиком. А недавно увлекся бионикой, специальность — всегда совершенегвуй- психологией. Ради любопытства? Нет. ся. Необходимо учить ребятишек не Это помогает мне лучше познать окру- только какому-то предмету, но и жизни, жающую природу. Надо интересоваться Надо всем интересоваться, жить «С смежными науками, мечтать, фантази- искоркой». ровать, искать. Ю. Михайлов (псторико-филологиче- Участники диспута остро реагирова- ский факультет): Не ясны детали, но ли на выступления, в которых умаля- очень ясно одно: работа с полной отда­ лась роль искусства. Большинство при- чей сил и способностей в интересах об- держивалось той точки зрения, что ли- щества. Сознание, что ты полезен и, мо- тература, музыка, кино, .театр помо- жет быть, необходим людям, — только гают развивать научное мышление. Эс- это может быть основой удовлетворе- человек ярче и ния собой и своей жизнью. Главное —* воспринимает связь явлений, быть на своем месте. Один из выступавших рассказал о С. Брацун (физический факультет): казанском ученом академике А. Арбузо- Постараюсь ' залезть поглубже в на-. ве. Химик с мировым именем читает уку. Меня увлекает космос, лекции по музыке, а его игра на рояле л * вызывает зависть у профессионалов. Когда выступает академик, зал пере­ полнен. Он как-то сказал, что просто не Из двухсот человек, ответивших на анкету, только двое скептически смот- нредставляет себе жизнь только возле *>ят на свою жизнь после ^ундверсите. ,, - та: «ничего особого не произойдет, уче- пробирок и колб. ...В президиум летит записка: «Мо­ жет: ли наше время дать Леонардо да Винчи?». Выступающий категорически отвечает: «Нет!». И объясняет: «Сильно развилась и разветвилась наука, дале­ ко вперед шагнуло искусство». Вроде бы убедительно. Однако другой сту­ дент смело парирует: «Не согласен! ба заменится работой», «сверхъестест­ венного не жду». Есть и такие ответы: «Хочу жить вовсю». Но какой смысл вкладывается в это слово — непонятно. Скептических и неясных ответов — де­ сять — одна двадцатая часть. Владимир ПОШАТАЕВ. (АПН). век, в голосе командовал лихо, с притоптыванием, с выкри­ ком и потому слушались Пишет тебе с нового его слабовато. Впрочем, он, места твоя Сашка. Переве- «..Гпп^’^ г т г кажется, не очень этим ли меня, Зоинька, от моих огорчался. У него «поваж- татарчат, скучаю. Поля нее» были заботы: выпить, здесь обширные. Дали мне закусить... кобылу,. бегает быстро. С Как почти всегда бывает, шести утра до одиннадца- к новому «начальству» от- ти вечера дома не бываю. еще в самом ее начале, В. см ольянов . Совхоз «Пролетарский» Елецкого района. Если вы хотите летать Невидимые нити воздушных линий пролегли над вами. Хотите— и через несколько часов вы во Владивостоке. Хотите — и после завтрака в Липецке' вы можете обедать в Париже. Уже сейчас многоместные скорост­ ные турбореактивные й турбовинтовые лайнеры ежедневно - перевозят по 1150 тысяч пассажиров. Путь ц воздушный океан не из лег­ ких, нужно не только многое знать, но и обладать хорошим здоровьем, высо­ кой физической закалкой. Кадры для гражданского воздушного флота: гото­ вят институты, высшие летные школы и технические училища Государство про­ являет огромную заботу о летном со­ ставе. О курсантах учебных заведений проявляется также высокая отеческая забота: во время учебы они находятся полностью на государственном обеспе- чении. ' . V. Если вы хотите летать, покорять стихию воздушного океана и космоса, вы можете это сделать, поступив учить­ ся в. учебные заведений ГВФ, чтобы стать пилотом, штурманом, техником. Справки о порядке поступления в эти учебные заведения вы можете получить через Липецкий аэропорт ГВФ по ад­ ресу: Липецк, аэропорт, отдел кадров. Телефон 30—26, Областная станция юных натуралистов подготовила группу младших ин­ структоров по туризму, в их числе 15 учащихся старших классов липецкой сред-, ней школы № 3. Как поставить палатку, разжечь костер, приготовить обед, ока­ зать первую медицинскую помощь, ходить по компасу и многие другие, необхо­ димые знания приобрели здесь инструкторы. Собираются в свой очередной поход- пионеры третьего «В» класса. Помогает им выбрать интересный маршрут ин­ структор ио туризму ученица Ш-го класса Нина Бунина (на снимке в центре}., фото Ю. Ардашева.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz