Ленинец. 1964 г. (г. Липецк)
Еслипедагогболеет душой.» Передо мной два письма. Одно — теплый, задушев ный рассказ о молодой учительнице. «Когда Людмила Александровна Беляева приехала в Васильевскую шко лу, многие смотрели на нее недоверчиво. Но Людми ла Александровна умела давать уроки. К каждому уроку готовилась она не меньше, чем к экзаменам в институте.., И для меня, старшеклассника, который не первый год учится в школе, как-то по-новому зазвуча ли пушкинские стихи... Я понял, что в нашу школу гввоишел чудесный, талантливый человек с большим 'тРрдцем, полным любви к детям». Читаю и радостно становится на душе от этого письма — радостно за молодую учительницу, нашед шую путь к сердцам детей, и за подростка, который сумел оценить человеческое тепло и душевную красоту. Другое — возбуждает совсем иные чувства и мысли. Это письмо о педагоге-чиновнике. Глубокое возмуще ние вызывает бездушие учителя, который осмеливает ся поднять руку на восьмилетнюю девочку, называть ее и ее мать бранными словами. Трудно поверить, что настолько можно затоптать в грязь учительскую честь. Встает вопрос: может ли этот человек называться лас ковым и мудрым словом — учитель? В чем же состоит большое человеческое счастье учителя? — вот над чем хочется подумать, прочитав эти два письма. Они волнуют и возбуждают желание вызвать на откровенный разговор своих коллег. Рабочий, строитель, инженер создают материальные ценности и каждый день могут видеть плоды своего -труда. Труд учителя не дает таких явно ощутимых р е зультатов — это сложный, процесс воздействия на ум и сердце ребенка. Не всегда можно определить, что происходит в дет ском мозгу, насколько сильно действуют -слова учите ля, как они помогают противостоять вредным влия- ниям. Результаты этого воздействия могут проявиться толь ко через большой промежуток времени. А между тем изо дня в день готовится учитель к урокам, обогащает *^6я знаниями,, чтобы- открыть ребенку двери в боль- и неизвестный мир. И когда он видит живые ли ца ребят, ощущает их уважение, чувствует, как рож дается их любознательность и проявляются лучшие движения детской д^ши — испытывает радость’.' Кем они будут, какой путь выберут в жизни, насколько они будут полезны Родине — вот что 'волнует их воспита теля, вот о чем спрашивает народ, оценивая работу школы. Учителя нашей школь!, как - и всех других, собрав шись в учительской около бывшего ученика, приехав шего в отпуск, вспоминают выпускников, интересуются их судьбой, перечисляют, гордятся и радуются. Мно гие выпускники нашей школы работают инженерами на липецких заводах, десятки — врачами, учителями. Есть научные работники, военнослужащие. Но есть и другие факты, которые тяжело ранят сердце. В спивке выпускников нашей школы есть фа милии таких, которые недостойны нашего времени, которые оказались во власти старых пережитков. Их немного, но они есть. Начинаешь вспоминать и анализировать, что было упущено в их воспитании. Почему они выбрали себе «легкий» и позорный путь? Почему мы вовремя не смогли предостеречь их? Значит, не изучили, не уз нали, не проникли в душу. Труден и противоречив че ловеческий характер и, чтобы постигнуть его, нужны поиски и открытия, нужно сильное, эмоциональное убедительное воздействие, нужно проникновение душу. Вот задача, которую мы до конца еще не раз решили и которая сейчас, как никогда, стоит перед нами вплотную. - И вот еще и еще раз перебираешь в памяти, что делается и что еще надо сделать, чтобы каждый урок, каждое внеклассное мероприятие, каждый раз- коллективе нужна единая, дружная, целенаправленная работа, чтобы все жили одними мнениями, глубоко болели бы за честь школы и за честь каждого учите ля — один , за всех, все за одного. Так ли это? Нет, далеко не всегда и не везде! Такой коллектив, живущий одними мыслями и чув ствами, мог бы называться коллективом коммунисти ческого труда. И все коллективы школ должны стать такими. Такой коллектив способен сделать то, что не под силу одному учителю, но что необходимо для « д ™ . ж, т л „ . . . . . г&к ВОТ ЗАЧТОМЫЕЕ ЛЮБИМ болел за товарищей, помогал бы друг д ру гу , чтобы отдельные искры разгорались огнем, который бушевал Новая учительница Ва- то, что она всегда отвечав бы внутри. Это горение должны поддержать и лентипа Петровна Дкжаре- ет на. все наши вопросы, школьные шефы — бригады коммунистического тру- ва приехала к нам во втот отзывчива на все просьбы, да, организованные и направленные на решение общей -Рой половине ноября, прош- но и за скромность и доб- лота- года. Она преподает роту. задачи. Поддержать это пламя должна и семья. Вот почему У нас математику. Как она м ы хотим чтобы- т задача школьного коллектива и каждого учителя со. объясняет! Слушаешь ее, . было больна' стоит в страстном умении и систематическом раСпро- и асе становится на г«л« ■> странении педагогических знаний среди родителей. " м " Опыт работы родительского университета при Доме культуры Новолипецкого металлургического завода показывает, что многие родители чутко отзываются на свои места, ,Мы . теперь .сцравля- „емся с.самыми труддьши аадачами я примерами. ? ___ ^ __ Ученики любят Валенти- советы учителей и готовы их выполнить — "надо толь-. НУ Петровну не только за ко планомерно и горячо вести работу среди них. . . г , . . ,..,. Так сплоченный, дружный учительский коллектив может привести в движение массу учащихся и общест венность, окружающую школу. Трудное и сложное это дело. Но если взяться всем, всем болеть душой за общее дело, всем загореться незатухающим огнем, то можно поднять успеваемость В. ИВАН ИНА, ученица Мало- Еорковской восьми летней школы Тербунского района. Мои сверстницы Идут девушки по заене- Хорошо идут у нее дела; и дисциплину и спасти многих ребят от дурных внеш- женной улице. В их руках Ребята, ее учащиеся, «дво- них влияний, от преступлений, от разочарований и папки, книги, тетради. Слы- ек» ке имеют. А в инсти- роковых жизненных ошибок. шатся шутки, смех. Это туте Каменева — пример- Каким же должен быть учитель в этом коллективе? мои сверстницы, студентки- ная студентка. Можно ли терпеть людей-фзрмалистов, работающих заочницы Липецкого пе- Вместе с Лией учится без души, оскорбляющих детей и не умеющих быть Дагогического института. Маша ф еденк0 _ энергич- великодушными? Нет, нет, нет! Учитель — это человек, “ сех их привела сюда лю- н ВОлевая девушка постоянно работающий над совой, идущи-й дсегда ®овь к благородной про- вперед, всегда ищущий, честный в работе и в ф.чяой Фессии учителя, жизни, требовательный й ласковый, суровый и душев- Лия Каменева закончи- ныи, сдержанный и взволнованный, рассудительный и ла десятилетку в !959 году. одержимый, словом, страстно влюбленный в свой Заманчивым и интересным жет работать / увлеченно, предмет и в свое дело человек. казалось все. Девушка ре- захватывающе. В Тростян- Что делает и еще может сделать каждый предмет- шила пойти на завод. Тру- ской восьмилетней школе нцк, классный руководитель, завуч, директор? Какие ДОвые будни дали ей пу- Лебедянского района, где неиспользованные резервы в вопросе воспитания мож- тевку в жизнь. Лия поня- работает Маша, ее выдви- но и нужно еще пустить в ход? Как добиться, чтобы Ла, что счастье ее среди нули на пост директора. И все учительские коллективы стали коллективами ком- дегей. мунистического труда? Каким должен быть учитель? ' - Сейчас она работает Никольско-Высельской вось милетней школе Усман- ского района и учится за очна на третьем курсе ин- учится >нерг деву ка. — Умница, — так харак теризуют ее однокурсницы. И это верно. Маша мр« Что такое учительская честь? Вот'по каким вопросам хорошо было бы высказаться, поделиться хорошим опытом и внести свои предложения. М. Д. КАЧЕРИНА, заслуженная учительница школ РСФСР. г, Липецк. ституга. не ошиблись. Успеваемость учащихся школы по срав нению с прошлым годом повысилась на 10 процен тов. А вот Валя Смчикова. Еще в школе она мечтала стать педагогом. Когда по сле десятилетки ей предло жили работать пионерво- =5==> Вопросы питомцев... Мастер не всегда А жатой она с радостью со. I В . ПЯГт НЯГНИТ ТТПГПт НТОТЬШ.|Д ПТКРТ 4:1- I ___п _________. дает на них утвердительный ответ. Ча- . т е так. Подходит к нему кто иибудь из т ребят- А — Как распилить маточную гайку? А Мастер ответил, но в конце добавил: Т — Так думаю я. По ты помозгуй/то- у же, можно ли эту операцию сделать А быстрее и лучше. Мастер не просто сказал. Он задал Т ученику задачу; а следовательно, он у Николая Шарыповича я застал в ма- заставил искать, выдумывать. - ф у стерской. Гудели станки, стучали молот- То, о чем я рассказал, не исчерпн- ! ! говор с учеником были действенными, затрагивали бы ; , , - • , , , сердца за живое, будили лучшие, чувства, учили полу- * 1дДнад- «ает работы мастера.^ Н р а б о - удовольствие в Труде, раскрывали бы прекрасное ф изни и искусстве, учили бы отличать ложное , стоящего, возбуждали чувство негодования при виде Т подлости и радость — при виде благородного порыва А или совершенного подвига. Но все ли и всегда пи мы думаем об этом, боле- Т ем душой за неудачи, тревожимся за судьбу своих А воспитанников? Судя по второму письму, — не все, I Таких, конечно, единицы. Но есть просто спокойные Т люди, которые глубоко не задумываются над ответст венностью, пять шесть будущих слесарей. Иногда га«ь — гше пе главное. Завтра тепе- на короткое время все стихает, и тогда реппше учащиеся будут рабочими. Им А слышно:" , ; - идти к будущее. Пе сразу удалось Ни- ^ — Николай Шарынович, как подо- колаю Шарыповичу сколотить сильный у гнать втулки? я здоровый коллектив. Это стоило не- А дорогой. Они подружились и — С подшипником что-то не ладится малых трудов и усилий. У сблизились в аудиториях ин- ...Александр Терпугов работал с лен- Т ститута. Их объединяет цой. Он как-то даже решил уйти из ^ одна цель — учиться и гласилась. Потом стала сту ден гной-заочницей. Ей до верили вести уроки. Умело сочетает Валя теорию с практикой, Вера Павленко — тоже заочница. Работает она » Елецком детском доме. Мальчики и девочки назы вают ее ласковым родным словом «мама». И не зря. Забота воспитательницы о детях поистине материн ская. Молодец Вера и в учебе. В ее зачетной книж ке нет ни одной «тройки». Идут девчата одной Мастер терпеливо объясняет, какое нужно принять решение. ...Группе, которую ведет Н. Ш. Ла- ^чилива Николай^Шарыттович^знал, что * . .. & тылов, доверили сложное дело—сборку АлексанДР любит черчение. И он стал лежащей на них, а между тем в каждом 1 настольного токарно-винторезного стан- вместо обычной работы поручать Алек- 4 У ка. Каждый учащийся знает, что на ле- сандру на первый взгляд необычные’зп- а Радостное настроение у восьмиклассников шко лы № .31 г. Липецка, Нины Головачевой, Не- ра Бирюкова и Люды Рахманкуловой. По ито гам учебы за первое полугодие они стали от личниками. А недавно в красном уголке трактор ного цеха № 3 ЛТЗ их 'приняли в комсомол, Прием был . особенно торжественным, так как в президиуме вместе с членами комитета комсо мола школы сидели их старшие товарищи -я рабочие завода, НА СНИМКЕ: Н. Го ловачева, Н. Бирюков и Л . Рахманкулова. Фото В. Финогина. , — ------ ..... , д -- 4 таль, пришедшую к ним на сборку, их ^?ния ~ готовить схемы * же товарищи потратили немало труда и к ' иоша умело учить других. М. МУР КИНА, наш. нештатный корр.' г. Липецк. . ■• -ивьря : - : - увлечением выполнял эту ра- * времени, И на последней операции «за- ботУ: А однажды, когда тот полностью ? V гнать» ее в брак — значит, пустить все «Ушел» в свое любимое дело, Николай А 1 на ветер. Шарыпович как бы невзначай?опросил: 1 Учащийся Суржинский как-то потерял — не попР°бовать ла тебе. Саша, Т крепежный болт. Николай Шарыпович Есе- чт0 сделал на бумаге, показать па • не читал ему наставлений. Только ска- заг0т0ПКС? ■ I зал: — Попробую. Т — Ты <\бокр!й товарищей. В этом ко- Получилось. Потом мастер предложил Т пеечном болтике—труд десятков людей, обработать размеченную заготовку. И Понял? : ОПЯТЬ успех. ;В — .Ну’ вот,—говорил мастер, — слож ность не велика, нужно только за пастись терпением. О ' Виктором Лссиком мастер нодру- * жился на «Спортигл1ой почве»: оба фи и . культурники. И теперь Виктор, с иелкг У кой неохотой вспоминает своих прежних' ^ друяисов и их общие~«подвиги». А Шарыповичу тем, что он не дал им ос- т тупиться. Может Гнлть, потому, что ког- ^ да-то встретились хорошие.люди самому к ему, беспризорному малышшке,' помогли V еайти место в ркизя и. А мажет, потому, ф что беспокойная душа и отзывчиное д сердце у этого человека.. ■ , В. БЕЗЕУКАВНККОВ, 4 мастер производственного обучения а технического училища № 10. ^ г, Липецк. V Я люблю, когда иод ногами Ослепительный хохпкнй Пе растоптанный сапог;, мк. Нище, всех и - -негрон\ :ей дсел: ' : Он мне кажется чуть таинственным, Пахнет, коежтеом он _чуть-ч\’тщ ; Па снежпнки —..Да■■ .... . 'белые ипинььг Я смотрю и боюсь : Дохнуть. Хорошо! И свежо; И ’ 1 | ' | ц 1 Каждый добрый прохожий рад . ' 5 ‘А -над городом, белым городом Все. кружит звездопад, звездопад... Б. ШАЛЬНЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz