Ленинец. 1964 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1964 г. (г. Липецк)

БЫТЬ ЗА ПОДРОСТКОВ В Изложение доклада секретаря промышленного обкома комсомола В, Прибыткова ка VI пленуме обкома ВЛКСМ В системе коммунисти­ ческого воспитании моло­ дого поколения ' исключи­ тельное место принадлежит школьному комсомолу, ибо в школе закладываются ос­ новы знаний, мировоззре­ ния, формируются нравст­ венные . принципы, кого-рые определяют отношение че­ ловека к обществу, к тру­ ду, К ЖИЗНИ; За последние- годы -значи­ тельно обогатилось содер­ жание работы школьных комсомольских организаций нашей области. Большое внимание они уделяют по­ вышению успеваемости и посещаемости учащихся. Действуют посты всеобуча. Так, посты всеобуча сред­ ней школы № 12 г. Липец­ ка дважды в году, в сен­ тябре и январе, Делают Проверку, в микрорайоне, все ли посещают школу. Бывают дома у тех, кто слабо учится, знакомятся с условиями, в которых ре­ бята готовят домашние задания. В школе прово­ дятся дни математики, фи­ зики, литературы, олимпи­ ады физиков, математиков, химиков. В результате из 150 комсомольцев в первом полугодии не успевало 4, во втором — неуспеваю­ щих нет, а 32 человека учатся только ва отлично и хорошо. Открытые комсомольские собрания, диспуты, сатири­ ческая газета, заседания комитета — вот далеко не 'Полный перечень форм ра­ боты комсомольской орга­ низация елецкой железно­ дорожной школы № 97 во борьбе за полную успе­ ваемость. В этой организа­ ции повышены требования к отличникам, которые должны помогать отстаю­ щим. Комсомольцы не оставляют в стороне и не­ союзную молодежь, во­ время оказывают ей по­ мощь. В 51-й школе г. Грязи ® классах с низкой успева­ емостью проводятся заседа­ ния комитета ВЛКСМ, учебного сектора и его ак­ тива. Комсомольская орга­ низация поддер ж и в а е т связь с родителями неуспе­ вающих, с предприятиями, где работают родители. В -классах работают группы взаимопомощи, консульта­ ционные пункты. Борьбу с неуспеваемостью неустан­ но ведут и классные сове­ ты. Много можно привести примеров, когда комсо­ мольские организации стре­ мятся к тому, чтобы каж­ дый школьник упорно и на­ стойчиво овладевал знания­ ми. Коммунизм и знания не­ отделимы, как неотделимы знания и мечта. Старше­ классники мечтают о меж­ звездных космических ко­ раблях, мечтают постигать самые сокровенные тайн® природы. Романтика сме­ лых дерзаний и становится союзником комсомольских организаций в борьбе за знания. Старшеклассники расширяют уровень своих апату, занимаясь в ; пред­ метных кружках. Сейчас в жизнь школьного комсо­ мола входят "новые формы работы: юношеское науч­ ное обществоГ клубы юных химиков, физиков, матема­ тиков, литераторов. В них не только углубляются зна­ ния, полученные на уроке, но и воспитывается подлин­ ная любовь к науке не только ради пятерок, а во имя больших целей, откры­ ваются ВОЗМОЖНОСТИ для применения знаний на прак­ тике. Б последнее время в боль­ шинстве школ области улучшилось идейно-лолити- чеокое воспитание учащих­ ся на революционных и трудовых традициях партии и советского народа, на примере жизни и деятель­ ности В. И. Ленина. В шко­ лах рождаются новые зз- мёчагельные-тр'ад'иции, на которых воспитываются юноши и девушки, В этом смысле громадное значение имеет военно-патриотиче­ ское воспитание наших старшеклассников и подро­ стков. Большой, интерес­ ный опыт работы имеется в липецкой средней школе № 5. Комсомольская и пи­ онерская организации, кол­ лектив учителей . приложи­ ли много усилий к тому, чтобы разыскать имена тех, кто учился в их школе -и в дни Великой Отечествен­ ной . войны отдал жизнь за ' Родину. Большую;:" кро­ потливуюлработу : проделал отряд Красных еледопы- то вм ^ ‘ В 51-й Школе' г. Грязи вопросами'- идейно-полити­ ческого воспитания учащих­ ся занимается специальный сектор ' при комитете ВЛКСМ, при котором- ра­ ботает совет агитаторов. Большое' распространение в классных _ комсомольских организациях получили уст­ ные журналы, в них имеют­ ся разделы: волитичеокий, шскусстЗо Ш .спорт. В ком- :муяарских классах имекп^ "группы просветителей, ко­ торые знакомят ребят с событиями, происшедшими в Советском Союзе и за рубежом, с участием : учи­ телей помогают учащимся разобраться в сложных во­ просах политической жиз­ ни. Политинформации де­ лаются и на комсомоль­ ских «сигналах», которые проводятся классами два раза в месяц. В школе имеются дежурная Карта мира, стенд с материалами о важнейших событиях международной жизни. Однако во многих шко­ лах области работа по вос­ питанию на революционных традициях проводится кам­ панейски. В большинстве школ ос­ новной формой политпро­ свещения продолжает ос­ таваться политинформа­ ция. Политкружки прижи­ лись не везде. Диспуты в основном сводятся к рас­ смотрению нравственных проблем. Очевидно, в ос­ нову системы политическо­ го просвещения в ком­ сомольских организациях школ должен быть поло­ жей принцип ступенчато­ сти. . ■ ■ У комсомольцев, -=■особен­ но У подростков, -мы дол­ жны. воспитывать не только иммунитет к б у р ж у а з- ным идеям, занимать не оборонительную позицию, а решительно наступать на буржуазную идеологию, до­ биваться, чтобы каждый молодой советский человек был активным борцом за идеалы коммунизма. Все мы, каждый комсомолец, обязаны быть идейными бойцами, активными пропа­ гандистами достижений на­ шего народа, нашего строя. "Большие задачи стоят перед школьным комсомо­ лом по трудовому воспи­ танию старшеклассников и подростков. . Комитеты ком­ сомола ШКОЛ во многих случаях являются органи­ заторами самообслужива­ ния, -создания различных бригад по . содержанию в образцовом порядке школы, по изготовлению пособий, оборудованию кабинетов, по строительству парников, теплиц, спортивных ..пло­ щадок и стадионов. Члены радиокружка: . данковекой средней школы № 2 радио­ фицировали все классные, комнаты обоях зданий, и передачи по1:школьно.му . ра­ дио ребята слушают в каждом классе. Комсо­ мольцы школы .\’« 3 постро­ или для школы теплицу. Они часто помогают рабо­ чим завода «Свободный сокол» приводить в поря­ док ' заводскую территорию. Комсомольским органи­ зациям. предприятий необ­ ходимо теснее и конкретнее вести совместную работу со школьными комсомоль­ скими организациями по воспитанию у старшеклас­ сников' . любви и гордости к героическим традициям рабочего .класса. В последнее время зна­ чительно улучшился . отдых старшеклассников. В жизнь .вшили такие формы актив­ ного отдыха, как «огонь­ ки», -молодежные клубы КВН, клубы старшеклассни­ ков, тематические.-, вечера, ; спортивные секции ,,. диЕзкус- еиояные клубы, клубы вы ­ ходного ХбзЯевйЙр клубов являются сами ре­ бята. Они " заботятся- .р Том, чтобы на занятиях клуба было весело и инте­ ресно. > Жорощо отдыхают Старшеклассники средней школы № 2 города Данко­ в а , ,Школы Л» 51 г. Гря.зи, школы-интерната г, Усмани, школ №№ 12, 3, .29, 19 г. Липецка. Раз в неделю там проводятся вечера на самые .-^.разнообразные те­ мы: «Разговор в выборе; профессии», вечвресоветсКой поэзий, «Химия и религия», вечер художников, «Ленин всегда живой» и т. д. Однако не все делается для того, чтобы ребята большую часть свободного времени были заняты по­ лезным делом. Много мы ведем разговоров о клубах выходного дня при школах. Но ведь до сих пор подав­ ляющее большинство школ области в выходной день не работает, а учащиеся в эти дни отдыхают неорга­ низованно. Во многих школах под­ линными хозяевами явля­ ются комсомольцы. Они са­ мостоятельно составляют планы работы, сами гото­ вят комсомольские собра­ ния, диспуты, вечера. На­ пример, комсомольцы шко­ лы № .511 г. Грязи классные комсомольские . собрания проводят в форме «огонь­ ка», в подготовке к кото­ рым принимают участие все учащиеся класса. Те­ мы собраний — самые раз­ ные. Они остры и своевре­ менны, начинаются и закан­ чиваются песней, на собра­ ние всегда вносится школь­ ное комсомольское знамя, подаренное школе коллек­ тивом локомотивного депо. Собрания часто превраща­ ются в диспуты. Большинство комсомоль­ ских . организаций школ включилось -в областное со­ ревнование на .лучшую ком-, сомольосую организацию. В ряде Школ области найде­ ны интересные формы про­ ведения соревнования, вно­ сят свою . выдумку ребята и при подведении итогов. В школе № 97 г. Ельца луч­ шей комсомольской группе вручается переходящий ; вымпел «Золотая звезда», в средней школе № 3 г. Ли­ пецка подводятся . .итоги’ отдельно по каждому усло­ вию. Лучшей группе вру- чается вымпел.,.". Жизнь . подсказывает, что формы и методы рабо­ т ы ; » . старшеклассниками должны быть иными, не­ жели с пионерами: более конкретными, целенаправ­ ленными, открывающими ши.рокие возможности для активного участия- ребят в общеполитической жизни страны. И в то же время они обязательно должны быть насыщены романтикой больших дел. У подростка остается .детская увлечен­ ность необычным. В пони­ мание этой необычности он вкладывает очень многое: быть полезным людям, уме­ ние проявлять свои способ­ ности, поступить так, чтобы ; удивить своих товарищей и т. п. Многие комсомольские организации не всегда пре­ доставляют такие возмож­ ности . -;. старшеклассникам. Выработался определенный стандарт мероприятий для комсомольцев - старшеклас­ сников: ком сом о л ьско е собрание, кружок, вечер, выпуск стенгазеты и ' т. п. А ведь можно из числа комсомольцев создать «экс­ педиционные " ' ■ отряды», целью которых явится изучение истории партий­ ной, комсомольской органи­ заций предприятия. , Это одна из форм воспитания подростков на революцион­ ных ТраДифИЙ. Научно - географическое общее тар "«Глобус» расши­ ряет знания и представле­ ния , ребят о нашей Роди­ не, воспитывает любовь к родному краю. Врагом номер один школьного комсомола . по праву считают серость, фор­ мализм, казенщину. В этом легко убедиться, г. познако­ мившись с тем, как прохо­ дят собрания, когда, с до­ кладом на собрании высту­ пает. учитель, а директор держит дверь, чтобы никто , не ушел Такое' нередко бы­ вает в тпколах-МЬМг 21,'12, г. Ельца, №№ 19 , 38 г. Ли­ пецка, школе-интернате г. Уемани. Об этом говорят и факты формального от­ ношения к приему в ком­ сомол-, : - Говоря о работе комсо­ мола школ, необходимо по­ думать о романтике в по­ вседневной комсомольской жизни. У комсомольцев 20-х годов было немало яр­ ких традиций, обычаев, своеобразных норм комсо- . мольекаго поведения. ; Сей­ час .некоторые: из них за­ быты. А почему бы не сделать так, чтобы у каж­ дой ученической - комсо­ мольской организации бы­ ли свои знамена, красочные ритуалы, символика, обы­ чай?; ; Каждое предприятие имеет подшефную школу. Почему бы комитетам ВЛКСМ не выделить сво­ их помощников в комсо­ мольские классы? У нас еще не все школь­ ники охвачены комсомоль­ ским влиянием. В этом убеждают случаи, когда ребята бросают школы, по­ падают в детскую комнату милиции. Комсомольские организа­ ции чаще всего проходят мимо таких ребят, а они через некоторое время по­ падают в разряд «трудно­ воспитуемых». Эти ребята, как правило, в обществен­ но! жизни школы не участ­ вуют, не читают книг, не посещают массовые меро­ приятия.. ..... Нередки и такие случаи, когда школа ищет пути из­ бавления . от недисциплини­ рованных, неуспевающих: мальчишек под . любым предлогбм; хотя в'Шоложе- нли о комиссии по делам несовершеннолетних сказа­ но, что. директор без .реше­ ния комиссии не имеет нра­ ва исключать ребят из шко­ лы. Комсомольская органи­ зация школы Вг таких слу­ чаях не стремится помочь товарищу исправиться, а занимает положение сто­ роннего наблюдателя. Комсомольские .организа­ ций должны принять - непо­ средственное участие в борьбе с правонарушениями среди подростков. С этой целью во всех школах создаются отряды ЮДМ, задачей которых является борьба с детской безнал- зоркостью. «Трудные» ре­ бята требуют, индивидуаль­ ного подхода, их нужно чем-то - увлечь, заинтересо­ вать. Многие «трудноеоолитуе- мые» ребята вышли из-под влияния родителей. Зача­ стую эти подростки из се­ мей, где сложилась нездо­ ровая обстановка. Ими за­ нимается детская комната милиции. Вот где нужна помощь: комсомольна-стар- шекласскика, студента, мо­ лодого рабочего! . На наш взгляд совершен­ но иеудовдетворительяо от­ носятся к работе со старше­ классниками внешкольные учреждения. Вкружках, как правило, занимаются только примерные учащиеся. Да око и понятно — ведь так Называемых «трудновоспи­ туемых» . ребят трудно втя­ нуть в кружки рукоделия, сольного пения, танцеваль­ ный и хоркружок. А круж­ кой,, которые ' могли бы удовлетворить любозна­ тельность этих мальчишек, нет. Настало время.домам пи­ онеров, спортивным шко­ лам, станциям юных техни­ ков на базе кружков со­ здать клубы по интересам. Клуб должен возглавлять совет из числа ребят. Это дает возможность больше подростков привлечь к за­ нятиям любимым делом. При каждом Даме пионе­ ров обязательно должен ра­ ботать клуб старшеклассни­ ков, который позволит ве­ сти с подростками постоян­ ную, целенаправленную ра­ боту. . _ В период летних каникул целесообразно, центр рабо­ ты внешкольных учрежде­ ний перенести в домоуправ­ ления. У нас есть опыт ра­ боты пионерских отрядов при домоуправлениях. По­ чему бы не создать по ме­ сту жительства клубы старшеклассников, найти подросткам такое дело, что­ бы самые «трудные» при­ шли сами в эти клубы. От­ ветственность ' за работу в: клубах старшеклассников по месту жительства воз­ ложить на комитеты ВЛКСМ предприятий, ко­ торые должны направить для работы с подростками лучших комсомольцев. В период летних каникул можно провести'конкурс на лучшую улицу города, в котором должны принять участие все пионерские от­ ряды и клубы старшеклас­ сников: по месту жительет- ва. Старшие товарищи дол­ жны помочь ребятам орга­ низовать экскурсии, одно­ дневные и многодневные по- ходы, научить ребят пла­ вать, уметь ориентировать­ ся в незнакомой обстанов­ ке. Многие школы области имеют опыт организации туристских" лагерей труда и отдыха для старшеклас­ сников. Нужно, чтобы в этом году таких лагерей стало больше, чтобы хозяе­ вами в них были сами ре­ бята.. Большие претензии мы вправе предъявить нашим домам культуры. Детские «еиоры в основном работа­ ют только с пионерами, хотя каждый Дом культуры должен вести определен­ ную работу, с ребятами старших возрастов. Мало работают с подро­ стками и кинотеатры. Очень немногие создали детские кинотеатры. В об­ ласти, нет ни , одного кино­ театра на общественных на­ чалах для старших школь­ ников. Студию кинолюбите­ лей открыл только липец­ кий кинотеатр «Октябрь». Один из самых решаю­ щих моментов в жизни со­ всем. еще молодого подро­ стка — поступление на ра­ боту. Здесь он должен по­ лучить трудовую закалку, правильное представление о жизни, о своем месте в ней, о роля в ней труда. Па деде у нас бывает так. Подросток;,, впервые при­ ходит на завод, но никто по-настоящему не интере­ суется, о чем он думает* что- чувствует, как воспри­ нимает все, что видит во- круг себя. Подростки слабо вовлекаются в обществен-- ную жизнь, порой не ощум* щают благотворного н.тня- пня комсомольцев вред-* приятия. Давно ведут . комсомола ские активисты предлрияЧ тий разговоры, об обществ венных отделах кадров, кои тбфые следили бы за роч стом молодых рабочих* устраивали встречи с вете­ ранами и передовикам» производства. Если бы ра-. бегали общественные' отде­ лы кадров, то не было бы уволено 48 подростков с тракторного завода, 47 уче­ ников с завода «Свобод­ ный сокол». Не числились' по году учениками, а давно бы уже имели свои рабо­ чие моста подростки, ра­ ботающие на Липецком - станкозаводе, бригадиры. СУ. «Отделстроя» № 2 и треста «Жилстрой» самовольно не снижали бы молодым рабо­ чим разряды. Основную ответственность за те, что школьные ком- сомольекие организации жи­ вут неинтересно, что ко­ митеты ВЛКСМ предприя­ тий не работают, с подрост­ ками и старшеклассниками* несут горкомы ВЛКСМ. Они являются центром,- руководящим работой ком­ сомольских , . ‘организаций щкол и училищ профтехоСИ^ разования, .арганизуЮщиЩг настоящую работу . обще­ ственности с подростками* Примером умелого руковод­ ства работой школьных к&мсомольеких организаций может служить Грязинекий горком ВЛКСМ. Однако Липецкий, Даяч конский горкомы ВЛКСМ* Чаллыганский комитет ком­ сомола пока очень слабо занимаются вопросами ра­ боты оо старшеклассниками и подростками. Особенно Липецкому горкому необ­ ходимо коренным образом перестраивать свое отно­ шение к этому важному де- лу.: ■ При горкомах ВЛКСМ нужно создать советы стар­ ших. Цель этих советов __ воспитательная работа сре­ ди молодежи. В эти советы-> включить заслуженных лю- Лей города, которые и о л ь ^ ^ зуюгея всеобщим уважениЩР ем, старых коммунистов. Старейшие могут шефство­ вать над отдельными «труд­ ными» ребятами, а также над школьными комсо­ мольскими организациями. Для работы с подростка­ ми. состоящими на учете в детских комнатах мили­ ции, целесообразно созда­ вать советы детских ком­ нат милиции. В эти еоветы включить старших товари­ щей, любящих и умеющих работать е детьми. Комитеты - комсомола Предприятий, промышлен­ ности, транспорта и строе)® должны создать оператив­ ные отряды для работы с подростками. Члены т а ­ ких, отрядов; могут прово­ дить рейды по выявлению беспризорных детей, фото- рейды по паркам, стадио­ нам и дворам с целью; . проверить, как отдыха­ ют подростки. Фотографии послать на предприятия, где работают ребята, а также родителям с сопроводитель-:, ными письмами. При серьезном отношении к этой работе можно найти массу новых интересных форм, , которые помогут, сделать жизнь подростков содержательной, полезной* Используя все известные- н находя новые формы ра­ боты с подростками, коми­ теты комсомола!; должны .добиться того, чтобы воспи- тание старшекласснике®^ подростков стало делом всей общественности.. . --

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz