Ленинец. 1964 г. (г. Липецк)
БЫТЬ ЗА ПОДРОСТКОВ В Изложение доклада секретаря промышленного обкома комсомола В, Прибыткова ка VI пленуме обкома ВЛКСМ В системе коммунисти ческого воспитании моло дого поколения ' исключи тельное место принадлежит школьному комсомолу, ибо в школе закладываются ос новы знаний, мировоззре ния, формируются нравст венные . принципы, кого-рые определяют отношение че ловека к обществу, к тру ду, К ЖИЗНИ; За последние- годы -значи тельно обогатилось содер жание работы школьных комсомольских организаций нашей области. Большое внимание они уделяют по вышению успеваемости и посещаемости учащихся. Действуют посты всеобуча. Так, посты всеобуча сред ней школы № 12 г. Липец ка дважды в году, в сен тябре и январе, Делают Проверку, в микрорайоне, все ли посещают школу. Бывают дома у тех, кто слабо учится, знакомятся с условиями, в которых ре бята готовят домашние задания. В школе прово дятся дни математики, фи зики, литературы, олимпи ады физиков, математиков, химиков. В результате из 150 комсомольцев в первом полугодии не успевало 4, во втором — неуспеваю щих нет, а 32 человека учатся только ва отлично и хорошо. Открытые комсомольские собрания, диспуты, сатири ческая газета, заседания комитета — вот далеко не 'Полный перечень форм ра боты комсомольской орга низация елецкой железно дорожной школы № 97 во борьбе за полную успе ваемость. В этой организа ции повышены требования к отличникам, которые должны помогать отстаю щим. Комсомольцы не оставляют в стороне и не союзную молодежь, во время оказывают ей по мощь. В 51-й школе г. Грязи ® классах с низкой успева емостью проводятся заседа ния комитета ВЛКСМ, учебного сектора и его ак тива. Комсомольская орга низация поддер ж и в а е т связь с родителями неуспе вающих, с предприятиями, где работают родители. В -классах работают группы взаимопомощи, консульта ционные пункты. Борьбу с неуспеваемостью неустан но ведут и классные сове ты. Много можно привести примеров, когда комсо мольские организации стре мятся к тому, чтобы каж дый школьник упорно и на стойчиво овладевал знания ми. Коммунизм и знания не отделимы, как неотделимы знания и мечта. Старше классники мечтают о меж звездных космических ко раблях, мечтают постигать самые сокровенные тайн® природы. Романтика сме лых дерзаний и становится союзником комсомольских организаций в борьбе за знания. Старшеклассники расширяют уровень своих апату, занимаясь в ; пред метных кружках. Сейчас в жизнь школьного комсо мола входят "новые формы работы: юношеское науч ное обществоГ клубы юных химиков, физиков, матема тиков, литераторов. В них не только углубляются зна ния, полученные на уроке, но и воспитывается подлин ная любовь к науке не только ради пятерок, а во имя больших целей, откры ваются ВОЗМОЖНОСТИ для применения знаний на прак тике. Б последнее время в боль шинстве школ области улучшилось идейно-лолити- чеокое воспитание учащих ся на революционных и трудовых традициях партии и советского народа, на примере жизни и деятель ности В. И. Ленина. В шко лах рождаются новые зз- мёчагельные-тр'ад'иции, на которых воспитываются юноши и девушки, В этом смысле громадное значение имеет военно-патриотиче ское воспитание наших старшеклассников и подро стков. Большой, интерес ный опыт работы имеется в липецкой средней школе № 5. Комсомольская и пи онерская организации, кол лектив учителей . приложи ли много усилий к тому, чтобы разыскать имена тех, кто учился в их школе -и в дни Великой Отечествен ной . войны отдал жизнь за ' Родину. Большую;:" кро потливуюлработу : проделал отряд Красных еледопы- то вм ^ ‘ В 51-й Школе' г. Грязи вопросами'- идейно-полити ческого воспитания учащих ся занимается специальный сектор ' при комитете ВЛКСМ, при котором- ра ботает совет агитаторов. Большое' распространение в классных _ комсомольских организациях получили уст ные журналы, в них имеют ся разделы: волитичеокий, шскусстЗо Ш .спорт. В ком- :муяарских классах имекп^ "группы просветителей, ко торые знакомят ребят с событиями, происшедшими в Советском Союзе и за рубежом, с участием : учи телей помогают учащимся разобраться в сложных во просах политической жиз ни. Политинформации де лаются и на комсомоль ских «сигналах», которые проводятся классами два раза в месяц. В школе имеются дежурная Карта мира, стенд с материалами о важнейших событиях международной жизни. Однако во многих шко лах области работа по вос питанию на революционных традициях проводится кам панейски. В большинстве школ ос новной формой политпро свещения продолжает ос таваться политинформа ция. Политкружки прижи лись не везде. Диспуты в основном сводятся к рас смотрению нравственных проблем. Очевидно, в ос нову системы политическо го просвещения в ком сомольских организациях школ должен быть поло жей принцип ступенчато сти. . ■ ■ У комсомольцев, -=■особен но У подростков, -мы дол жны. воспитывать не только иммунитет к б у р ж у а з- ным идеям, занимать не оборонительную позицию, а решительно наступать на буржуазную идеологию, до биваться, чтобы каждый молодой советский человек был активным борцом за идеалы коммунизма. Все мы, каждый комсомолец, обязаны быть идейными бойцами, активными пропа гандистами достижений на шего народа, нашего строя. "Большие задачи стоят перед школьным комсомо лом по трудовому воспи танию старшеклассников и подростков. . Комитеты ком сомола ШКОЛ во многих случаях являются органи заторами самообслужива ния, -создания различных бригад по . содержанию в образцовом порядке школы, по изготовлению пособий, оборудованию кабинетов, по строительству парников, теплиц, спортивных ..пло щадок и стадионов. Члены радиокружка: . данковекой средней школы № 2 радио фицировали все классные, комнаты обоях зданий, и передачи по1:школьно.му . ра дио ребята слушают в каждом классе. Комсо мольцы школы .\’« 3 постро или для школы теплицу. Они часто помогают рабо чим завода «Свободный сокол» приводить в поря док ' заводскую территорию. Комсомольским органи зациям. предприятий необ ходимо теснее и конкретнее вести совместную работу со школьными комсомоль скими организациями по воспитанию у старшеклас сников' . любви и гордости к героическим традициям рабочего .класса. В последнее время зна чительно улучшился . отдых старшеклассников. В жизнь .вшили такие формы актив ного отдыха, как «огонь ки», -молодежные клубы КВН, клубы старшеклассни ков, тематические.-, вечера, ; спортивные секции ,,. диЕзкус- еиояные клубы, клубы вы ходного ХбзЯевйЙр клубов являются сами ре бята. Они " заботятся- .р Том, чтобы на занятиях клуба было весело и инте ресно. > Жорощо отдыхают Старшеклассники средней школы № 2 города Данко в а , ,Школы Л» 51 г. Гря.зи, школы-интерната г, Усмани, школ №№ 12, 3, .29, 19 г. Липецка. Раз в неделю там проводятся вечера на самые .-^.разнообразные те мы: «Разговор в выборе; профессии», вечвресоветсКой поэзий, «Химия и религия», вечер художников, «Ленин всегда живой» и т. д. Однако не все делается для того, чтобы ребята большую часть свободного времени были заняты по лезным делом. Много мы ведем разговоров о клубах выходного дня при школах. Но ведь до сих пор подав ляющее большинство школ области в выходной день не работает, а учащиеся в эти дни отдыхают неорга низованно. Во многих школах под линными хозяевами явля ются комсомольцы. Они са мостоятельно составляют планы работы, сами гото вят комсомольские собра ния, диспуты, вечера. На пример, комсомольцы шко лы № .511 г. Грязи классные комсомольские . собрания проводят в форме «огонь ка», в подготовке к кото рым принимают участие все учащиеся класса. Те мы собраний — самые раз ные. Они остры и своевре менны, начинаются и закан чиваются песней, на собра ние всегда вносится школь ное комсомольское знамя, подаренное школе коллек тивом локомотивного депо. Собрания часто превраща ются в диспуты. Большинство комсомоль ских . организаций школ включилось -в областное со ревнование на .лучшую ком-, сомольосую организацию. В ряде Школ области найде ны интересные формы про ведения соревнования, вно сят свою . выдумку ребята и при подведении итогов. В школе № 97 г. Ельца луч шей комсомольской группе вручается переходящий ; вымпел «Золотая звезда», в средней школе № 3 г. Ли пецка подводятся . .итоги’ отдельно по каждому усло вию. Лучшей группе вру- чается вымпел.,.". Жизнь . подсказывает, что формы и методы рабо т ы ; » . старшеклассниками должны быть иными, не жели с пионерами: более конкретными, целенаправ ленными, открывающими ши.рокие возможности для активного участия- ребят в общеполитической жизни страны. И в то же время они обязательно должны быть насыщены романтикой больших дел. У подростка остается .детская увлечен ность необычным. В пони мание этой необычности он вкладывает очень многое: быть полезным людям, уме ние проявлять свои способ ности, поступить так, чтобы ; удивить своих товарищей и т. п. Многие комсомольские организации не всегда пре доставляют такие возмож ности . -;. старшеклассникам. Выработался определенный стандарт мероприятий для комсомольцев - старшеклас сников: ком сом о л ьско е собрание, кружок, вечер, выпуск стенгазеты и ' т. п. А ведь можно из числа комсомольцев создать «экс педиционные " ' ■ отряды», целью которых явится изучение истории партий ной, комсомольской органи заций предприятия. , Это одна из форм воспитания подростков на революцион ных ТраДифИЙ. Научно - географическое общее тар "«Глобус» расши ряет знания и представле ния , ребят о нашей Роди не, воспитывает любовь к родному краю. Врагом номер один школьного комсомола . по праву считают серость, фор мализм, казенщину. В этом легко убедиться, г. познако мившись с тем, как прохо дят собрания, когда, с до кладом на собрании высту пает. учитель, а директор держит дверь, чтобы никто , не ушел Такое' нередко бы вает в тпколах-МЬМг 21,'12, г. Ельца, №№ 19 , 38 г. Ли пецка, школе-интернате г. Уемани. Об этом говорят и факты формального от ношения к приему в ком сомол-, : - Говоря о работе комсо мола школ, необходимо по думать о романтике в по вседневной комсомольской жизни. У комсомольцев 20-х годов было немало яр ких традиций, обычаев, своеобразных норм комсо- . мольекаго поведения. ; Сей час .некоторые: из них за быты. А почему бы не сделать так, чтобы у каж дой ученической - комсо мольской организации бы ли свои знамена, красочные ритуалы, символика, обы чай?; ; Каждое предприятие имеет подшефную школу. Почему бы комитетам ВЛКСМ не выделить сво их помощников в комсо мольские классы? У нас еще не все школь ники охвачены комсомоль ским влиянием. В этом убеждают случаи, когда ребята бросают школы, по падают в детскую комнату милиции. Комсомольские организа ции чаще всего проходят мимо таких ребят, а они через некоторое время по падают в разряд «трудно воспитуемых». Эти ребята, как правило, в обществен но! жизни школы не участ вуют, не читают книг, не посещают массовые меро приятия.. ..... Нередки и такие случаи, когда школа ищет пути из бавления . от недисциплини рованных, неуспевающих: мальчишек под . любым предлогбм; хотя в'Шоложе- нли о комиссии по делам несовершеннолетних сказа но, что. директор без .реше ния комиссии не имеет нра ва исключать ребят из шко лы. Комсомольская органи зация школы Вг таких слу чаях не стремится помочь товарищу исправиться, а занимает положение сто роннего наблюдателя. Комсомольские .организа ций должны принять - непо средственное участие в борьбе с правонарушениями среди подростков. С этой целью во всех школах создаются отряды ЮДМ, задачей которых является борьба с детской безнал- зоркостью. «Трудные» ре бята требуют, индивидуаль ного подхода, их нужно чем-то - увлечь, заинтересо вать. Многие «трудноеоолитуе- мые» ребята вышли из-под влияния родителей. Зача стую эти подростки из се мей, где сложилась нездо ровая обстановка. Ими за нимается детская комната милиции. Вот где нужна помощь: комсомольна-стар- шекласскика, студента, мо лодого рабочего! . На наш взгляд совершен но иеудовдетворительяо от носятся к работе со старше классниками внешкольные учреждения. Вкружках, как правило, занимаются только примерные учащиеся. Да око и понятно — ведь так Называемых «трудновоспи туемых» . ребят трудно втя нуть в кружки рукоделия, сольного пения, танцеваль ный и хоркружок. А круж кой,, которые ' могли бы удовлетворить любозна тельность этих мальчишек, нет. Настало время.домам пи онеров, спортивным шко лам, станциям юных техни ков на базе кружков со здать клубы по интересам. Клуб должен возглавлять совет из числа ребят. Это дает возможность больше подростков привлечь к за нятиям любимым делом. При каждом Даме пионе ров обязательно должен ра ботать клуб старшеклассни ков, который позволит ве сти с подростками постоян ную, целенаправленную ра боту. . _ В период летних каникул целесообразно, центр рабо ты внешкольных учрежде ний перенести в домоуправ ления. У нас есть опыт ра боты пионерских отрядов при домоуправлениях. По чему бы не создать по ме сту жительства клубы старшеклассников, найти подросткам такое дело, что бы самые «трудные» при шли сами в эти клубы. От ветственность ' за работу в: клубах старшеклассников по месту жительства воз ложить на комитеты ВЛКСМ предприятий, ко торые должны направить для работы с подростками лучших комсомольцев. В период летних каникул можно провести'конкурс на лучшую улицу города, в котором должны принять участие все пионерские от ряды и клубы старшеклас сников: по месту жительет- ва. Старшие товарищи дол жны помочь ребятам орга низовать экскурсии, одно дневные и многодневные по- ходы, научить ребят пла вать, уметь ориентировать ся в незнакомой обстанов ке. Многие школы области имеют опыт организации туристских" лагерей труда и отдыха для старшеклас сников. Нужно, чтобы в этом году таких лагерей стало больше, чтобы хозяе вами в них были сами ре бята.. Большие претензии мы вправе предъявить нашим домам культуры. Детские «еиоры в основном работа ют только с пионерами, хотя каждый Дом культуры должен вести определен ную работу, с ребятами старших возрастов. Мало работают с подро стками и кинотеатры. Очень немногие создали детские кинотеатры. В об ласти, нет ни , одного кино театра на общественных на чалах для старших школь ников. Студию кинолюбите лей открыл только липец кий кинотеатр «Октябрь». Один из самых решаю щих моментов в жизни со всем. еще молодого подро стка — поступление на ра боту. Здесь он должен по лучить трудовую закалку, правильное представление о жизни, о своем месте в ней, о роля в ней труда. Па деде у нас бывает так. Подросток;,, впервые при ходит на завод, но никто по-настоящему не интере суется, о чем он думает* что- чувствует, как воспри нимает все, что видит во- круг себя. Подростки слабо вовлекаются в обществен-- ную жизнь, порой не ощум* щают благотворного н.тня- пня комсомольцев вред-* приятия. Давно ведут . комсомола ские активисты предлрияЧ тий разговоры, об обществ венных отделах кадров, кои тбфые следили бы за роч стом молодых рабочих* устраивали встречи с вете ранами и передовикам» производства. Если бы ра-. бегали общественные' отде лы кадров, то не было бы уволено 48 подростков с тракторного завода, 47 уче ников с завода «Свобод ный сокол». Не числились' по году учениками, а давно бы уже имели свои рабо чие моста подростки, ра ботающие на Липецком - станкозаводе, бригадиры. СУ. «Отделстроя» № 2 и треста «Жилстрой» самовольно не снижали бы молодым рабо чим разряды. Основную ответственность за те, что школьные ком- сомольекие организации жи вут неинтересно, что ко митеты ВЛКСМ предприя тий не работают, с подрост ками и старшеклассниками* несут горкомы ВЛКСМ. Они являются центром,- руководящим работой ком сомольских , . ‘организаций щкол и училищ профтехоСИ^ разования, .арганизуЮщиЩг настоящую работу . обще ственности с подростками* Примером умелого руковод ства работой школьных к&мсомольеких организаций может служить Грязинекий горком ВЛКСМ. Однако Липецкий, Даяч конский горкомы ВЛКСМ* Чаллыганский комитет ком сомола пока очень слабо занимаются вопросами ра боты оо старшеклассниками и подростками. Особенно Липецкому горкому необ ходимо коренным образом перестраивать свое отно шение к этому важному де- лу.: ■ При горкомах ВЛКСМ нужно создать советы стар ших. Цель этих советов __ воспитательная работа сре ди молодежи. В эти советы-> включить заслуженных лю- Лей города, которые и о л ь ^ ^ зуюгея всеобщим уважениЩР ем, старых коммунистов. Старейшие могут шефство вать над отдельными «труд ными» ребятами, а также над школьными комсо мольскими организациями. Для работы с подростка ми. состоящими на учете в детских комнатах мили ции, целесообразно созда вать советы детских ком нат милиции. В эти еоветы включить старших товари щей, любящих и умеющих работать е детьми. Комитеты - комсомола Предприятий, промышлен ности, транспорта и строе)® должны создать оператив ные отряды для работы с подростками. Члены т а ких, отрядов; могут прово дить рейды по выявлению беспризорных детей, фото- рейды по паркам, стадио нам и дворам с целью; . проверить, как отдыха ют подростки. Фотографии послать на предприятия, где работают ребята, а также родителям с сопроводитель-:, ными письмами. При серьезном отношении к этой работе можно найти массу новых интересных форм, , которые помогут, сделать жизнь подростков содержательной, полезной* Используя все известные- н находя новые формы ра боты с подростками, коми теты комсомола!; должны .добиться того, чтобы воспи- тание старшекласснике®^ подростков стало делом всей общественности.. . --
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz