Ленинец. 1964 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1964 г. (г. Липецк)

'УУУУУУУУУУУУУУУУУУУГУУУУГУУУУУУЛУУУУУУУГУУУУУУУ - — - ■ - ' ________ __ ^ ни доказывала она абсурдность такого Й 2 ._ V I . параллелизма, диюктм остался гарппр- о (}&&&■ л ш - г я * * ' В О Ж А Т А Я или „девочка на побегушках”? Ежегодно в семью старших пожатых ' приходит нопое поколение — выпускники средних шкод. Ис знают они педагоги­ ки, не владеют методикой. Нет у них опыта. Есть только большое желание— ; работать с детьми. Вожатому доверен сложный участок — политическое воспитание пионеров.А их иногда в дружине до тысячи. Руко­ водить такой многочисленной, разновоз­ растной И разнохарактерной армией ре- бят очень трудно... Именно об этом об­ стоятельстве директора школ часто за­ бывают. Хорошо, если первый сбор проходит гладко. Но если что-либо не получается, вожатая все чаще и чаще слышит: ... — Вот до вас Мария Ивановна бы­ дла — у нее все в руках горело. И об этом начинают напоминать во­ жатой изо дня в день. И чаще это бы­ вает. в тех школах, где нет. четкого, продуманного плана воспитательной ра­ боты, не "определены место и роль во­ жатого в этом плане. Чем же занимает­ ся вожатый? Его превращают лишь в добросовестного исполнителя, в «девоч­ ку на побегушках», в массовика-затей- ника, используют для выполнения са­ мых разных мелких .поручений. Даже если вожатый выпускник пед­ института, работать, нисколько не лег­ че: ведь наш» педагогические институ­ ты, к сожалению, мало обращают вни­ мания на привитие навыков будущим педагогам по пионерской работе К то- ^м у же часто в коллективе взгляд на Л о ж а того предопределен: ™ .— Дождется часов и уйдет. И вожатые, действительно, уходят, разочаровавшись в выборе профессии. ...Валя Колычева пришла после окон­ чания десятилетки в 22-ю школу г. Ли- пенка в начале учебного года.' Про­ вела первые - отчетно-выборные сборы в 4-х к 5-х классах. Вроде полу­ чилось. Окрыленная первой удачей, решила провести сбор в шестом клас­ се одна, без- учителя. Вошла в класс, а парты пусты. Все сбежали. Обратилась за помощью к классному руководите­ лю М. С. Кзковкиной. Ребят остави­ ли, «поработали», но с тех пор в отно- 'шениях между классом и вожатой слов­ но что-то оборвалось. За одной бедой пришла другая. В седьмом классе; произошло «ЧН». — Подумать только, а старшая во­ жатая об этом не знала!—с негодова­ нием воскликнула классный руководи­ тель. В конце первой четверти на педсове­ те был^поставлен отчет о работе стар­ шей вожатой. Вместо того, чтобы ра­ зобраться в ошибках, неудачах Вали, директор школы бросил ей упрек: — Ты ничего не знашь. Ты- стала пассивной. Сейчас отношения Вали с педагогиче­ ским коллективом очень натянуты. — Уйду я из шкалы, — говорит Ва­ ля, и губы у нее дрожат. А ведь этого могло и не случиться, ес­ ли е первых дней в школе помогли бы ей дружеским словом, советом. ...Тамара Артемова пришла в школу № 12 Липецка тоже после окончания десятилетки. И директор начал не с требований, а е помощи. Такой заведен здесь порядок. Раз в неделю в школе ре ор не ре­ клонен. А ведь решение этого вопроса ! напрашивается^ само по себе, если 2 вспомнить важнейший принцип —«Все * через пионерскую организацию». ! Такой разнобой в постановке зосиита- 5 тельной работы. отражается в нервую $ очередь, на ребятах. Креме того, возни- { кает почва для взаимных упреков: учи- В теля упрекают вожатую в без'деятель- ц ности, а старшая вмясатаи в том,; что I учителя не" помогают ей. Уместно было бы напомнить слова } Н. К. Крупской о том, что пионерская ц , организация это организация «самих 2 . ’ • ребят», а не для ребят. И в отряде всю 8 иую, воспитательную, пионерскую,-Каж- работу должен вести его совет а клае- 8 дую неделю слушается отчет о работе еный руководитель а старшин вожатый & пионерской дружины за неделю и на- должны лишь тактично, не вмешиваясь 2 мечается план работы на следующую, грубо м не командуя, направлять рабо- 8 1икои порядок, по-моему, говорит сам ту совета отряда 2 за себя. Вожатой не приходится рабо- И еще., В школе не. может существо- 2 тать вслепую па свой страх и риск. До- вать «чистой» пионерской работы Все 8 ла дружины на виду всей школы нес- что делается самими ребятами- сбор ме- 8 ли что-либо не получается, к ней всег- таллолома, посадка деревьев походы X да и вовремя приходят на помощь и экскурсии, праздники,-■все это и есть ■Ч партийная, и комсомольская организа- пионерская линия’ ции. Не удивительно, что школа Л« ,12 В школах пока нет четкого крута 8 в числе лучших по воспитательной ра- обязанностей вожатого. Именно- эта не- Я ,ге- четкость порождает неверное исиользо- Ч Во многих школах ист еще четкого вание вожатого. Почему-то в большим- 8 определения взаимосвязи пионерской стве школ директора обязывают ножа- 8 организации и внеклассной работы учи- тую распространять билеты собирать К телси н классных руководителей. Вожа- деньги на подарки и т. д 8 тая сама по себе, классные руководите- В. заключение хочу сказать о- том, что 8 ли сами по себе. в Оренбургской области уже присная- N Ладо сказать больше. В школе № 6 вается лучшим вожатым звание заме- Я Липецка организовано "соревнование: стителя директора по воспитательной Ч Классы соревнуются- в учебе, чистоте, работе. Почему же у нас в Липецке на 8 дисциплине. Старшую вожатую А. К. родине передового педагогического опы- 8 Логунову заставляют просто «подетра- та, этого пока еще нет’ иваться» с пионерским соревнованием " Г. КУЛАК к отрядов к общешкольному. И сколько ’ вожатая! 8 ПОЧЕМУ В ПОКРОВКЕ ПОСЕЛИЛАСЬ СКУКА? собирается на планирование работы со- Недолго радовалась мать как это на первый взгляд новое. Много делалось на вет, состоящий из директора, завуча, возвРа|Иению сына _из ар- ни странно, играет в судь- полевых станах, на фермах, —...---- . . . ----------- ------- а мни. Уехал Николаи Пара- бе многих парней и девчат на десятидворках О по- ’ УНН о ЛипАИК Н а ппмлгпи иа ппоПлт....л.п г* г ОТ РЕДАКЦИИ: _ В статье вожатой Г. Кулак поставлен очень серьезный вопрос, от решения которого зависит успех воспитательной работы среди пионеров и школьников. Редакция обращается и пионервожатым школ области, педагогам и комсомоль­ ским работникам поделиться на страницах газеты своими мыслями и предло­ жениями по затронутым вопросам. Ждем ваших писем. председателя месткома, парторга, се- ----- ” — -----“*— — ‘■■■‘«‘«л п « т ю : и кретаря комитета комсомола и старшей хин в ЛипеЧк- Не помогли не последнюю роль. Пред- кровцах писали в газете, ---------’ ~ координирует и н,жакие уговоры. Только и ставьте себе зимой долгие обобщали их опыт. о л -учеб- сказал: вечера. Проводить их в А теперь клуб пустует. — Вот устроюсь и тебя к одиночестве за книгой—не Неуютно стало в простор- себе заберу. всем под силу. А клуб на ном здании, грязно и скуч- Я хорошо знаюНиколая, замке, куда деть себя? Хо- но. Что же произошло? тпояиии пз^Атппшм по. - г. г вожатой. Этот совет __ г„..__ направляет всю работу в школе- * * " Ч и т а т е л ь В ЦЕНТРЕ Задонска красивое трехэтажное здание второй одиннадцатилетней школы. Его по вече­ рам заполняют юные музыканты, танцоры, акро­ баты. Работает школьный театр. Самодеятельные арти­ сты репетируют пьесу Б. Горбатова «Юность отцов». Театр был создан шесть лет назад. Возглавила его артистка Задонского народного театра Тамара Семе­ новна Горохова. С тех пор в школе ежегодно гото­ вятся два больших спектакля. С удовольствием работают в театре учителя Анто­ нина Ивановна Пономарева, Мария Кирилловна Бело­ копытова, Иван Федорович Куксин, техническая слу­ жащая Мария Владимировна Беляева. Активно высту­ пают ученики-старшеклассники Люда Афанасьева, Юра 1 Перников, Андрей Качекан, Миша Родионов, Лиля Уку- Г стова, 4 С каждым выступлением совершенствуется мастер- | ство артистов. Удачно были поставлены пьесы «В доб- Т рый час», «Шестеро любимых». 4 Н. ПЕСТРИКОВ, I наш нешт. корр. | г. Задо нск. Виноваты, конечно, ра­ ботники клуба и библиоте­ ки. Однако главная беда в том, что новый комитет комсомола не нашел тро­ пинок к сердцам молодых, стал невнимательным к их нуждам, а порой даже и черствым. Приведу такой пример. Решил уехать в го­ род Михаил Теряев. Трак­ торист, комсомолец, обвет* Д о с у г м о л о д е ж и— з а б о т а к о м с о м о л а ! Портрет писателя- земляка Липецкий скульптор Юрий Гришке работает над скульптурным порт-" ретом нашего земляка- пиеателя Александра Ле- витова. Этот скульптур­ ный портрет будет экс­ понироваться в област­ ном краеведческом му­ зее. На снимке: мюлодай скульптор Юрий Гришке за работой над скульп­ турным портретом А. Де- Фото Ю. Ардашева. | | §1 Щ ■ ■ * .я — ■ 'Щ Ш ш ж Й;ЙШ Отличный, работящий па­ рень. Такой не спасует пе­ ред трудностями. И вот уехал. — От скуки сбежал, —• объясняют на селе. Я задумался. Неужели и впрямь так сильна в По­ кровке скука, что перед нею отступают даже такие, как Николай? Й если это так, то что ее породило, почему чется хороших встреч, дру- . , _________ ч _ она здесь прижилась? жеских разговоров, инте- ренное лицо, прямой’ взгляд, ...За последние годы ок- ресных развлечений. Й все- крепкие руки, он не ушел репла экономика колхоза, го этого нет. бы из родного села если Полновесней стал тцудо- Как-то вечером я загля- бы... день. На жизнь в этом от- нул в Покровский клуб. Отец Михаила все зара- ношении жаловаться не Две девушки-учительницы ботанное пропивал. После приходится. Меняется об- скучали, ожидали начала окончания семи классов лик села. Появилось много сеанса кино. школьник вынужден был добротных домов. Над кры- _ Пост. Не ходят люди пойти работать. Потом отец шами то и дело мелькают в клуб. Явление для наших умер. Мать и без того антенны телевизоров. Люди мест обычное,—поясняет без больная слегла окончатель- стали одеваться лучше. И тени смущения заведующий но. Стало еще трудней. Ми- все-таки молодежь еще ухо- клубом... Я вышел на ули- хайл выучился на трактори- дит из села. цу. Среди множества маня- ста. Вроде все налаживать- — Что поделаешь?—раз- щих огоньков в окнах до- ся стало. Уехал учиться на водят руками в комитете мов один мне показался тракториста и младший комсомола,— Мы держать особенно ярким. Я завер- брат. Но тут случилась бе- таких не собираемся. Ска- нул на него. За столом ре- да—«развалился» дом. Пе- тертью дорога... бята играли в домино. Не- ребрались жить к соседям..8 Скажем сразу, что скука, заметно разговор зашел о На комсомольских собра- клубе. ниях колхоза говорят о про- Скучно у нас. Живем изводственных делах. Это—< потихонечку, - сказал кто- „адо. Но почему там ни то, вздохнув. разу не поговорили о ду- ~ А в «луб почему не Мах ребят и девчат, о том, ходите? Бога боитесь? чем они ЖИВуТ) почему не — Какой там бог! Что подняли вопрос о помощи ^здесь, что в клубе—одно и своему товарищу? Ведь за- то же. бота о человеке—это самое А ведь было в Покров- верное средство, чтобы про- - все по-другому. Было будить его активность. По- это три года назад. На за- чему об этом забыли в По­ селянин комитета комсомо- кровке? обсуждался вопрос о и вот теперь запахали спортивной работе: футбо- футбольное поле, распалась требовали форму, ин- художественная самодея- Решили обратить- тельность. Вечерами моло- правление колхоза. От- дежь собирается «на посин ш. Снова пошли. Спо- делки» у кого-нибудь дома/ рили, доказывали. И доби- и все это потому, что про- лисы своего. Купили для Пала боевитость у комитета футбольной команды все, комсомола и его секретаря что нужно было. Сначала вали Колосовой, потух ого- проигрывали всем. Потом нек в их работе пришел успех. т - Вечерами клуб и библио- Так " живет Покровская теку: заполняли колхозники. молодежь Тихо, мирно, Всем находилось интерес- скучно. Нет, трудится она ; йй * ­ ное занятие. Культпросвет­ работники при активном участии комсомольцев стро­ или работу разнообразно, всегда находили что-нибудь отлично. Но ведь этого ма­ ло. И не от колхоза уходят многие, а от скуки... И. ПЕРЕКРЕСТОВ, 5 Тербунский. район. и ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz