Ленинец. 1964 г. (г. Липецк)
'УУУУУУУУУУУУУУУУУУУГУУУУГУУУУУУЛУУУУУУУГУУУУУУУ - — - ■ - ' ________ __ ^ ни доказывала она абсурдность такого Й 2 ._ V I . параллелизма, диюктм остался гарппр- о (}&&&■ л ш - г я * * ' В О Ж А Т А Я или „девочка на побегушках”? Ежегодно в семью старших пожатых ' приходит нопое поколение — выпускники средних шкод. Ис знают они педагоги ки, не владеют методикой. Нет у них опыта. Есть только большое желание— ; работать с детьми. Вожатому доверен сложный участок — политическое воспитание пионеров.А их иногда в дружине до тысячи. Руко водить такой многочисленной, разновоз растной И разнохарактерной армией ре- бят очень трудно... Именно об этом об стоятельстве директора школ часто за бывают. Хорошо, если первый сбор проходит гладко. Но если что-либо не получается, вожатая все чаще и чаще слышит: ... — Вот до вас Мария Ивановна бы дла — у нее все в руках горело. И об этом начинают напоминать во жатой изо дня в день. И чаще это бы вает. в тех школах, где нет. четкого, продуманного плана воспитательной ра боты, не "определены место и роль во жатого в этом плане. Чем же занимает ся вожатый? Его превращают лишь в добросовестного исполнителя, в «девоч ку на побегушках», в массовика-затей- ника, используют для выполнения са мых разных мелких .поручений. Даже если вожатый выпускник пед института, работать, нисколько не лег че: ведь наш» педагогические институ ты, к сожалению, мало обращают вни мания на привитие навыков будущим педагогам по пионерской работе К то- ^м у же часто в коллективе взгляд на Л о ж а того предопределен: ™ .— Дождется часов и уйдет. И вожатые, действительно, уходят, разочаровавшись в выборе профессии. ...Валя Колычева пришла после окон чания десятилетки в 22-ю школу г. Ли- пенка в начале учебного года.' Про вела первые - отчетно-выборные сборы в 4-х к 5-х классах. Вроде полу чилось. Окрыленная первой удачей, решила провести сбор в шестом клас се одна, без- учителя. Вошла в класс, а парты пусты. Все сбежали. Обратилась за помощью к классному руководите лю М. С. Кзковкиной. Ребят остави ли, «поработали», но с тех пор в отно- 'шениях между классом и вожатой слов но что-то оборвалось. За одной бедой пришла другая. В седьмом классе; произошло «ЧН». — Подумать только, а старшая во жатая об этом не знала!—с негодова нием воскликнула классный руководи тель. В конце первой четверти на педсове те был^поставлен отчет о работе стар шей вожатой. Вместо того, чтобы ра зобраться в ошибках, неудачах Вали, директор школы бросил ей упрек: — Ты ничего не знашь. Ты- стала пассивной. Сейчас отношения Вали с педагогиче ским коллективом очень натянуты. — Уйду я из шкалы, — говорит Ва ля, и губы у нее дрожат. А ведь этого могло и не случиться, ес ли е первых дней в школе помогли бы ей дружеским словом, советом. ...Тамара Артемова пришла в школу № 12 Липецка тоже после окончания десятилетки. И директор начал не с требований, а е помощи. Такой заведен здесь порядок. Раз в неделю в школе ре ор не ре клонен. А ведь решение этого вопроса ! напрашивается^ само по себе, если 2 вспомнить важнейший принцип —«Все * через пионерскую организацию». ! Такой разнобой в постановке зосиита- 5 тельной работы. отражается в нервую $ очередь, на ребятах. Креме того, возни- { кает почва для взаимных упреков: учи- В теля упрекают вожатую в без'деятель- ц ности, а старшая вмясатаи в том,; что I учителя не" помогают ей. Уместно было бы напомнить слова } Н. К. Крупской о том, что пионерская ц , организация это организация «самих 2 . ’ • ребят», а не для ребят. И в отряде всю 8 иую, воспитательную, пионерскую,-Каж- работу должен вести его совет а клае- 8 дую неделю слушается отчет о работе еный руководитель а старшин вожатый & пионерской дружины за неделю и на- должны лишь тактично, не вмешиваясь 2 мечается план работы на следующую, грубо м не командуя, направлять рабо- 8 1икои порядок, по-моему, говорит сам ту совета отряда 2 за себя. Вожатой не приходится рабо- И еще., В школе не. может существо- 2 тать вслепую па свой страх и риск. До- вать «чистой» пионерской работы Все 8 ла дружины на виду всей школы нес- что делается самими ребятами- сбор ме- 8 ли что-либо не получается, к ней всег- таллолома, посадка деревьев походы X да и вовремя приходят на помощь и экскурсии, праздники,-■все это и есть ■Ч партийная, и комсомольская организа- пионерская линия’ ции. Не удивительно, что школа Л« ,12 В школах пока нет четкого крута 8 в числе лучших по воспитательной ра- обязанностей вожатого. Именно- эта не- Я ,ге- четкость порождает неверное исиользо- Ч Во многих школах ист еще четкого вание вожатого. Почему-то в большим- 8 определения взаимосвязи пионерской стве школ директора обязывают ножа- 8 организации и внеклассной работы учи- тую распространять билеты собирать К телси н классных руководителей. Вожа- деньги на подарки и т. д 8 тая сама по себе, классные руководите- В. заключение хочу сказать о- том, что 8 ли сами по себе. в Оренбургской области уже присная- N Ладо сказать больше. В школе № 6 вается лучшим вожатым звание заме- Я Липецка организовано "соревнование: стителя директора по воспитательной Ч Классы соревнуются- в учебе, чистоте, работе. Почему же у нас в Липецке на 8 дисциплине. Старшую вожатую А. К. родине передового педагогического опы- 8 Логунову заставляют просто «подетра- та, этого пока еще нет’ иваться» с пионерским соревнованием " Г. КУЛАК к отрядов к общешкольному. И сколько ’ вожатая! 8 ПОЧЕМУ В ПОКРОВКЕ ПОСЕЛИЛАСЬ СКУКА? собирается на планирование работы со- Недолго радовалась мать как это на первый взгляд новое. Много делалось на вет, состоящий из директора, завуча, возвРа|Иению сына _из ар- ни странно, играет в судь- полевых станах, на фермах, —...---- . . . ----------- ------- а мни. Уехал Николаи Пара- бе многих парней и девчат на десятидворках О по- ’ УНН о ЛипАИК Н а ппмлгпи иа ппоПлт....л.п г* г ОТ РЕДАКЦИИ: _ В статье вожатой Г. Кулак поставлен очень серьезный вопрос, от решения которого зависит успех воспитательной работы среди пионеров и школьников. Редакция обращается и пионервожатым школ области, педагогам и комсомоль ским работникам поделиться на страницах газеты своими мыслями и предло жениями по затронутым вопросам. Ждем ваших писем. председателя месткома, парторга, се- ----- ” — -----“*— — ‘■■■‘«‘«л п « т ю : и кретаря комитета комсомола и старшей хин в ЛипеЧк- Не помогли не последнюю роль. Пред- кровцах писали в газете, ---------’ ~ координирует и н,жакие уговоры. Только и ставьте себе зимой долгие обобщали их опыт. о л -учеб- сказал: вечера. Проводить их в А теперь клуб пустует. — Вот устроюсь и тебя к одиночестве за книгой—не Неуютно стало в простор- себе заберу. всем под силу. А клуб на ном здании, грязно и скуч- Я хорошо знаюНиколая, замке, куда деть себя? Хо- но. Что же произошло? тпояиии пз^Атппшм по. - г. г вожатой. Этот совет __ г„..__ направляет всю работу в школе- * * " Ч и т а т е л ь В ЦЕНТРЕ Задонска красивое трехэтажное здание второй одиннадцатилетней школы. Его по вече рам заполняют юные музыканты, танцоры, акро баты. Работает школьный театр. Самодеятельные арти сты репетируют пьесу Б. Горбатова «Юность отцов». Театр был создан шесть лет назад. Возглавила его артистка Задонского народного театра Тамара Семе новна Горохова. С тех пор в школе ежегодно гото вятся два больших спектакля. С удовольствием работают в театре учителя Анто нина Ивановна Пономарева, Мария Кирилловна Бело копытова, Иван Федорович Куксин, техническая слу жащая Мария Владимировна Беляева. Активно высту пают ученики-старшеклассники Люда Афанасьева, Юра 1 Перников, Андрей Качекан, Миша Родионов, Лиля Уку- Г стова, 4 С каждым выступлением совершенствуется мастер- | ство артистов. Удачно были поставлены пьесы «В доб- Т рый час», «Шестеро любимых». 4 Н. ПЕСТРИКОВ, I наш нешт. корр. | г. Задо нск. Виноваты, конечно, ра ботники клуба и библиоте ки. Однако главная беда в том, что новый комитет комсомола не нашел тро пинок к сердцам молодых, стал невнимательным к их нуждам, а порой даже и черствым. Приведу такой пример. Решил уехать в го род Михаил Теряев. Трак торист, комсомолец, обвет* Д о с у г м о л о д е ж и— з а б о т а к о м с о м о л а ! Портрет писателя- земляка Липецкий скульптор Юрий Гришке работает над скульптурным порт-" ретом нашего земляка- пиеателя Александра Ле- витова. Этот скульптур ный портрет будет экс понироваться в област ном краеведческом му зее. На снимке: мюлодай скульптор Юрий Гришке за работой над скульп турным портретом А. Де- Фото Ю. Ардашева. | | §1 Щ ■ ■ * .я — ■ 'Щ Ш ш ж Й;ЙШ Отличный, работящий па рень. Такой не спасует пе ред трудностями. И вот уехал. — От скуки сбежал, —• объясняют на селе. Я задумался. Неужели и впрямь так сильна в По кровке скука, что перед нею отступают даже такие, как Николай? Й если это так, то что ее породило, почему чется хороших встреч, дру- . , _________ ч _ она здесь прижилась? жеских разговоров, инте- ренное лицо, прямой’ взгляд, ...За последние годы ок- ресных развлечений. Й все- крепкие руки, он не ушел репла экономика колхоза, го этого нет. бы из родного села если Полновесней стал тцудо- Как-то вечером я загля- бы... день. На жизнь в этом от- нул в Покровский клуб. Отец Михаила все зара- ношении жаловаться не Две девушки-учительницы ботанное пропивал. После приходится. Меняется об- скучали, ожидали начала окончания семи классов лик села. Появилось много сеанса кино. школьник вынужден был добротных домов. Над кры- _ Пост. Не ходят люди пойти работать. Потом отец шами то и дело мелькают в клуб. Явление для наших умер. Мать и без того антенны телевизоров. Люди мест обычное,—поясняет без больная слегла окончатель- стали одеваться лучше. И тени смущения заведующий но. Стало еще трудней. Ми- все-таки молодежь еще ухо- клубом... Я вышел на ули- хайл выучился на трактори- дит из села. цу. Среди множества маня- ста. Вроде все налаживать- — Что поделаешь?—раз- щих огоньков в окнах до- ся стало. Уехал учиться на водят руками в комитете мов один мне показался тракториста и младший комсомола,— Мы держать особенно ярким. Я завер- брат. Но тут случилась бе- таких не собираемся. Ска- нул на него. За столом ре- да—«развалился» дом. Пе- тертью дорога... бята играли в домино. Не- ребрались жить к соседям..8 Скажем сразу, что скука, заметно разговор зашел о На комсомольских собра- клубе. ниях колхоза говорят о про- Скучно у нас. Живем изводственных делах. Это—< потихонечку, - сказал кто- „адо. Но почему там ни то, вздохнув. разу не поговорили о ду- ~ А в «луб почему не Мах ребят и девчат, о том, ходите? Бога боитесь? чем они ЖИВуТ) почему не — Какой там бог! Что подняли вопрос о помощи ^здесь, что в клубе—одно и своему товарищу? Ведь за- то же. бота о человеке—это самое А ведь было в Покров- верное средство, чтобы про- - все по-другому. Было будить его активность. По- это три года назад. На за- чему об этом забыли в По селянин комитета комсомо- кровке? обсуждался вопрос о и вот теперь запахали спортивной работе: футбо- футбольное поле, распалась требовали форму, ин- художественная самодея- Решили обратить- тельность. Вечерами моло- правление колхоза. От- дежь собирается «на посин ш. Снова пошли. Спо- делки» у кого-нибудь дома/ рили, доказывали. И доби- и все это потому, что про- лисы своего. Купили для Пала боевитость у комитета футбольной команды все, комсомола и его секретаря что нужно было. Сначала вали Колосовой, потух ого- проигрывали всем. Потом нек в их работе пришел успех. т - Вечерами клуб и библио- Так " живет Покровская теку: заполняли колхозники. молодежь Тихо, мирно, Всем находилось интерес- скучно. Нет, трудится она ; йй * ное занятие. Культпросвет работники при активном участии комсомольцев стро или работу разнообразно, всегда находили что-нибудь отлично. Но ведь этого ма ло. И не от колхоза уходят многие, а от скуки... И. ПЕРЕКРЕСТОВ, 5 Тербунский. район. и ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz