Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)
К 45-й годовщине Советской А рмии и Ноенно-Морского Ф л о т а Н А УЛИЦЕ, пробегая глазами афиши, Ни колай заметил ог ромные буквы, написанные через весь лист: «Аэро клуб ДОСААФ Кировско го района объявляет на бор желающих получить летную специальность». В кабинеты врачей вхо дили группами. Потом, вол нуясь, ожидали результатов медкомиссии. В коридор вышел майор и громко выкрикнул, ко-му остаться, но фамилию Пет рова он не произнес. Юно ша вначале подумал, что ослышался, влетел в каби нет и переспросил еще раз. Ответ последовал отрица тельный. Со слезами на глазах он просил объяс нить, в чем дело. Седой хирург сказал, что у него немножко искривлена нога. Но он все стоял и не ухо дил из кабинета, а потом попросил обследовать еще раз. Врачи собрали конси лиум и во второй раз уже решили, что с таким изъяном учиться в аэро клубе можно. ...Быстро пролетели шесть месяцев. Потом его, как от личника учебы, послали в летную школу. И тут нача лась война. Курсанты услы шали эту весть на занятиях от политрука. И еще они услышали, что занятия бу дут теперь проходить в бо лее сжатой форме, так как в такое время раскачивать ся некогда. ...Они выстроились во дворе училища, теперь уже не курсанты, а офицеры. Последние напутствия по литрука молодым летчикам и... на фронт... И вот настал день боево го крещения. Наши войска уже стали теснить врага, выбивать его из занятых советских городов. В октяб ре 1943 года развернулась борьба на Днепре. Форси ровать Днепр—такова бы ла задача Второго Украин ского фронта. Враг сосре доточил на правом берегу много техники, огромное количество живой силы. Предстояло уничтожить самый главный вражеский аэродром в районе Кирово града. А главный он был вот почему. На Украине в это время была распутица. Взлетные площадки испор тились, а Канатовский аэродром имел бетониро ванную площадку. На нем враг и сосредоточил в ос новном свои самолеты. Их было, по данным разведки, около четырехсот. Выполнять это задание командующий дивизией приказал наиболее подго товленному к полетам в сложных метеорологических условиях полку, в котором служил Николай Петров. Вылет был назначен на рас свете, чтобы захватить вра жеские «мессершмиты», «юнкерсы» врасплох, до взлета. Точно в назначенное время 24 самолета-штурмо- сторон мелькали силуэты вражеских самолетов. Николай Петров со сво им стрелком сбил уже два самолета. Оглянулся, чтобы развернуть боевую маши ну. Прямо перед ним «стер вятник». И тут же он слы шит голос Саши Варганова, стрелка: «На хвост прице пились двое!». — Саша, действуй там, я—здесь! — крикнул Пет ров. Николай бросил самолет в пике, развернулся и пошел на врага. Вот он совсем рядом, Петров идет в лоб, на таран. Враг трусит, меня ет курс. Но это и нужно В двадцать юношеских лет... вика под прикрытием ист ребителей вылетели на за дание. Николаю на этот раз доверили эскадрилью. Линия фронта. И здесь случилось непредвиденное. Неожиданно появились не мецкие истребители. Они старались навязать бой. Но он не выгоден нашим штур мовикам. Бомбы должны упасть в цель. Стрелки на легают на рукоятки пуле метов, бьют пушки. Заго релся один «стервятник»,, второй, третий... Враг чув ствует, что бой ему не вы играть и поспешно меняет курс. Но успевает сооб щить на аэродром, о приб лижении группы штурмови ков со смертоносным гру зом. Это усложняло операцию. И вот она — цель. Всячески уклоняясь от ненужного боя, штурмови ки переходят на бреющий полет. Бомбы одна за дру гой срываются на головы фашистов. Загорается топ ливный склад. Рвутся сна ряды. Некоторые самолеты все же пытаются подняться. Их прямо на взлете уничто жают из пушек и пулеме тов. Круг за кругом заходят штурмовики на цель. И вот уже огромное облако за крыло аэродром. Вражеские самолеты, которые находят ся в воздухе, стараются от тянуть храбрецов подальше от аэродрома. Но это сде лать не так-то просто. — В небе не поймешь что было, — вспоминает сейчас Петров. — Со всех Петрову. Он яростно нажи мает на гашетку и «проши вает» очередью бензобак «стервятника». Тот валится вниз, остазляя за собой черный шлейф дыма. Саша сообщает командиру ра достную весть. Он тоже отогнал двух «поклонни ков». Теперь тянуть до аэрод рома. Машина изрешечена. Патроны кончились. Но от куда ни возьмись — опять «стервятник». Его пулемет ная очередь заставляет за молчать двигатель. Сажать машину пришлось на «живот», на занятой вра гом территории: другого вы хода не было. Израненные, все в крови, Петров и Варга нов приземлились недале ко от шоссе, где проходила огромная вражеская колон на. К ним сразу направи лись две машины, желая захватить советских лет чиков живыми. Расстояние сокращалось с каждой минутой. Уже была слышна немецкая речь: «Рус, сдавайся!» Николай и Саша приготовили пистоле ты. Машины остановились в нескольких метрах. Один из фашистских офицеров мед ленно подходил к самолету. И тут Саша вспомнил о запасной пулеметной ленте. Он длинной очередью бьет по колонне. Рвутся мины. У фашистов паника. Рядом неубранная куку руза, и летчики скрываются в ней. Перебраться к своим че рез Днепр им помогли местные жители. В части их уже считали погибшими. За эту боевую операцию Николая наградили орде ном боевого Красного Знамени. На его счету по явились четыре сбитых не мецких самолета. Он продолжал биться на Днепре, потом в Польше, Австрии. В начале 1944 го да Николай Петров имел уже 128 боевых вылетов и сбил девять вражеских са молетов. Вскоре в часть пришла радостная весть:, за муже ство и героизм, проявлен ные в боевых операциях и особенно на Днепре, Нико лаю Степановичу Петрову присвоить звание Героя Советского Союза. Это бы ло на двадцатом году его жизни. ...Петров продолжал во евать до конца войны. Он сделал 261 боевой вылет. После войны учил мастерству молодых летчи ков. Недавно я встретился с ним в Липецком обкоме ДОСААФ, где он сейчас ра ботает. Долго длилась наша беседа, много интересного рассказал из военной жиз ни Н. С. Петров. Но больше всего в памяти у него оста лись бои на Днепре.^ А. ЧИЖОВ. П и с ь м о к о м а н д и р а Храбро сражались с ненавистным врагом наши зем ляки-герои. О их храбрости и мужестве в годы Вели кой Отечественной войны рассказывают документы. Один из них говорит о подвигах старшего сержанта Петра Бурлакова, жителя с. Головщино Плехановского сельсовета. «Находясь в нашей части с первых дней Отечествен ной войны, командуя взводом, — сообщает командир Изяславской бригады в письме исполкому Грязинского райсовета,— Петр участвозал вместе с нашей частью во всех наступательных операциях по освобождению советской земли от фашистских извергов. За мужество и смелость, проявленные в боях, он награжден тремя орденами и медалями. Особенно отважно он действовал со взводом во вре мя форсирования реки Днепр, когда под сильным ог нем противника, окопавшегося на правом берегу, Петр переправлял на подручных средствах десант пехоты. ...Завязались бои за крупную железнодорожную стан цию и город Шепетовка. Противник укрепил подступы к городу. Старший сержант Бурлаков со своим подраз делением сделал 15 проходов в минных полях и 10— в проволочных заграждениях противника. Наши танки без потерь от мин шли в наступление. Он снял и обез вредил 1500 мин противника. При выполнении этой за дачи Бурлаков был убит разрывом вражеского снаря да. Он награжден посмертно орденом Отечественной войны (I степени». «Мы потеряли отличного командира, храброго и смелого воина, преданного до конца своей Родине. За смерть нашего боевого друга мы отомстим ненавист ному врагу,— так закончил свое письмо командир Изяславской бригады т. Серебряков». В. Я. БЛЫНСКИЙ, директор Государственного архива Липецкой области. • м м м и н н м и м я н н н м и м м м н м н н } Мотогонки на льду привлекают всегда много спортсменов. ПЛпобвл этот вид спорта рабочий тракторно го завода Валерий Клементьев. Он свободное время отдает этому виду спорта. На снимкес Валерий Клементьев во время гонок на ледяной дорожке. Фото Ю. Ардашева. »б* М М *« « « * •« « «««« «б н ф СТРЕЧА с Было это в 1942 году на Калинин ском фронте, в панфиловской диви зии, в низком и сыром блиндаже гвардейского полка, где я и встре тился с А. Беком. Мне, тогда воен кому фотокорреспонденту, требова лось сделать для своей корпусной газеты фотоснимки передовых снай перов части. За этим и приехал в полк. — А я вот нахожусь здесь, что бы собрать литературный материал для своей новой книги о действиях одного батальона в боях под Мо сквой, — сказал при знакомстве писатель. На нем была новенькая ватная солдатская телогрейка. На лице при свете тусклой керосиновой лампы поблескивали большие очки в метал лической оправе. Скромный и вме сте с этим приветливый, общитель ный, он успел за короткое время обжиться на новом вместе и чувст- ^■■1111...... . ■ш. Третий год руководит секцией су-! домоделизма при Липецком морском * клубе ДОСААФ Владимир Никола-1 евяч Васильев. В секции занимается: около 50 человек из разных школ; города. Здесь ребята учатся строить I модели кораблей и судов. Члены: секции принимают участие в сорев-; нованиях по судомоделизму. На снимке: ученик 9-го класса- школы № 15 Виктор Шербань и уче- Е ница 9-го класса школы № 31 Ва-- дентина Давыдова яа занятиях сек- • ции. : Фото Ю. Ардашева, • вовал себя тут непринужденно. И, возможно поэтому, Момыш-улы, обращаясь к писателю, у которого не было еще воинского звания, на зывал его товарищем полковником. Мне довелось наблюдать за исто ком творческого процесса по соз данию крупного художественного произведения о войне. По моим тог дашним наблюдениям все выгляде ло так: молодой по возрасту и за нимаемой должности командир пол ка Момыш-улы, сухощавый, очень подвижный, возбужденно рассказы вал о том, как на Волоколамском шоссе дрался с врагом батальон под его командой. Писатель быстро-бы стро все записывал. Он стремился занести в тетрадь речь как можно подробнее. Момыш-улы не сидел спокойно, то и дело быстро Шагал по блиндажу, находился весь в напря жении, и все его движения были резкими. Чувствовалось, что перед его умственным взором вспыхивают яркие эпизоды пережитых смер тельных схваток с врагом. Речь то же была резкой, отрывистой. Ми нутами сильная возбужденность команднра-рассказчиха глубоко за хватывала писателя, и он в возбуж дении опускал карандаш, только слушал. Но тут же хватался записы вать с новой быстротой. Так зарождалась умная, точная и правдивая книга. Первая книга была небольшой, но замечательно и удивительно то,что она появилась быстро, и уже в 1943 году ее с увлечением читали на фронте. Затем в течение ряда лет Бек про должал работу и создал цикл, все части которого оказались объедине ны. Первая повесть из цикла «Волоко ламское шоссе» начинается такими словами: «В этой книге я всего лишь доб росовестный и прилежный писец». Но эти вступительные слова яв< ляются просто обычным литератур ным приемом автора. Это легко по нять при чтении книги. И очень пра вильно отмечалось как-то в печати, что повесть не записана со слов Момыш-улы, а написана с его слов. В то время, о котором я пишу, Александр Бек находился в панфи ловской дивизии продолжительное время. Его можно было встретить и у артиллеристов, и у окопных стрел ков, и за беседой с разведчиками. Он не боялся посещать места, где рвались мины, и снаряды рыли землю — он ведь изучал боевую жизнь. Прошли годы... Они отделяют нас от суровых к полных героизма дней, когда про славленная в боях панфиловская ди визия билась за свободу и незави симость Родины. Враг был остановлен, а затем от брошен от Москвы. Повести А. А. Бека рассказывают нам о мужестве, о силе и оптимизме советского народа, совершившего ве личайший подвиг в Великой Отече ственной войне против немецко-фа шистских захватчиков. ; И. НАРЦИССОВ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz