Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)

ПРЕКРАСНОГО Шаляпин! Во всея миро ;знают это им* великого К 90-ЛЕТШО СО ДЦЯ РОЖДЕНИЯ Ф. И. ШАЛЯПИНА ' К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А. С. ДАРГОМЫЖСКОГО ПЕВЕЦ, АРТИСТ, ХУДОЖНИК Учитель музыкальной правды Петербург. Вечер. Время близится к 9 часам. В доме Даргомыжских ярко и гостеприимно горят свечи, слышны голоса гостей, оживленно беседующих, спорящих о русском искусстве, о путях его развития. За рояль сел Модест Петрович Му­ соргский и при всеобщем внимании на­ чал петь: «Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить. Чтобы бедной сиротиночке Беспечально век прожить». Истинно народная мелодая о безра­ достной крестьянской доле глубоко за­ падает в душу слушающих. Наконец, Мусоргский приподнимается и с почте­ нием отдает ноты этом песни хозяину. Надпись на них гласит: «Великому учи­ телю музыкальной правды Александру Сергеевичу Даргомыжскому». ...А. С Даргомыжский родился 14 февраля 1813 года. Получив общее об­ разование у частных педагогов, он му­ зыкой занимался в основном самостоя­ тельно. Огромный переворот в его музыкальной жизни сыграло знакомство с Глинкой. Даргомыжский вместе с Глинкой яв­ ляется основателем русской реалисти­ ческой музыкальной классики. Дарго­ мыжский отразил в музыке темы боль­ шой социальной остроты, большого об­ щественного звучания' Униженное, бес­ правное положение маленького человека (романс «Титулярный советник»), отвра­ тительное подхалимство чиновника (ро­ манс «Червяк»), трагедия честного ста­ рого солдата, который должен умереть в силу жестокой слепой несправедливо­ сти (романс «Старый капрал»)— эти и многие другие стороны жизни компози­ тор передал в музыке глубоко и правдиво. Центральное место в творчестве Дар­ гомыжского заняла очень острая про­ блема счастья девушки из народа. Тра­ гическая судьба Пушкинской Наташи, не нашедшей счастья с богатым князем, глубоко взволновала композитора. И в середине 50-х годов прошлого века он создал первую в России бытовую пси­ хологическую музыкальную драму «Ру­ салка». Опера имела колоссальный ус­ пех. Знаменитый русский актер и ре­ жиссер К. С. Станиславский высоко оценил декламаторский дар композито­ ра. «Вот пьеса, которую после Дарго­ мыжского уже в драме не сыграть»,— писал он. Свыше ста романсов на стихи Пуш­ кина, Лермонтова, Дельвига, Беранже и других, превосходные оперы, небольшие, но очень яркие симфонические произве­ дения Даргомыжского — все это бога­ тейшее творческое наследие оказало ог­ ромное влияние на композиторов после­ дующего -поколения. Прошло уже 150 лет со дня рожде­ ния этого выдающегося музыкального мастера, а его произведения до сего времени не утратили своей мелодиче­ ской прелести, проникновенной задушев­ ности, глубокого жизненного драма­ тизма. за подчас оставалось на втором плане. Очень хорошо Шаляпин пел романсы Чайковского, Римского-Корсакова, Бо­ родина н других русских, также западных композите ! . а А о- А ря- Я ные песни. «Ах ты, ночень­ ка», — проникновенно зву чит голос певца, и кажется что поет сама душа наро да, поет тоскливую, широ­ кую песню о горе русского человека. Грозные, величе­ ственные силы народа рас­ крываются в бунтарской «Дубинушке». Почти каж­ дый раз, когда Шаляпин пел эту песню, весь зал, зараженный его пафосом и энтузиазмом, начинал подпевать ему. Отмечая 90-летие со дня рождения великого артиста, советский народ гордится гениальным сыном своим, высоко поднявшим, наряду с такими корифеями опер­ ной сцены, как Собинов и Нежданова, знамя русско­ го вокального искусства. Б. КУЗНЕЦОВ, лектор областной филармонии. л русского певца-актера, тон­ кого художника,, достигше­ го тех пределов музыкаль­ ного совершенства, до кото­ рых редко кому удавалось подняться. Родившись в 1873 году в Казани в семье огромная заслуга в созда- мелкого канцелярского слу- нии глубоких реалнетиче- жашеге, пройдя, подобно ских образов при безупреч- Горькому, трудную школу ном вокальном оформлении, жизненных лишений и чего нельзя сказать о дру- невзгод, упорно работая гих певцах, в частности, над собой, Шаляпин уже в итальянски*. Все внимание __________ ______ _ 17 лет становится нрофес- итальянцев оыло приковано ров. Ещелучше ему горя- г сионгльным певцом и само- к достижению ослепитель- чо любящему свою родину V забвенно и бесповоротно ного бельканто (красивого н еенеобозримые просторы, А отдается любимеишему де- звука), а содержание обра- удавались русские народ- А лу — оперному ---- -— - < пению. Особенно яр­ ко талант Ша­ ляпина р а с ­ крылся в пе­ риод его рабо­ ты в частной опере С. И. Мамон т о в а. Наделенный в избытке всеми качествами на­ стоящего ху- д о ж н и к а, скульптора, ли­ тератора и в особенн о с т и изумителья ы м по красоте и силе голосом, Шаляпин очень скоро, к 30 го­ дам, получает мировую изве­ стность. Оди­ наково доступ­ ны становятся ему героико- эпические характеры (Суса­ нин), трагедийные (Борис Годунов, Иван Грозный), сатирические (Дон Бази- лио), романтические (Дон- Кихот, Демон), бытовые (Еремка, князь Галицкий) и другие. Почти в создании каждого из этих образов Шаляпин сказал свое слово, превзойдя всех ранее до него существовавших ис­ полнителей. Своим удиви­ тельным мастерством артист покорил города разных стран Европы и Америки, где он был на гастролях. Шаляпину принадлежит -ТТТТ»ТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТГГТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТ'>{С КТО Р А З В Е Е Т СКУКУ? (Окончание. Начало на 3-й стр.}. * * * Уборщица затопила две печи и задумалась: «А может, зря топливо трачу понапрасну! Кино не привезли, танцев вроде не будет. Вчера бы­ ли». Директор Трубетчинского Дома культуры Виктор Лобач тоже ломал голову: зря или не зря топятся пе­ чи! Он тоже не знал, что будет здесь вечером. Возможно, где-то в этот момент идет бурная подготовка к смотру сельской художественной самодея­ тельности. Молодежь спорит, утря­ сает репертуар, репетирует спектак­ ли. А здесь даже о смотре и не знают. Мы сидим за круглым столом на грязной сцене. — Не идет молодежь, что поде­ лаешь. Разговор скучный. Да он и не мо­ жет быть оживленным, работы-то никакой не было. Ват когда-то была. а теперь нет. Молодежь уехала вся, с кем же работать. Обычно такие рассуждения легко опровергаются первым же сеансом итого кино. Зал всегда бывает на­ бит. Тогда словам приходится не верить. ...Дробно стучат швейные машинки. Комбинат бытового обслуживания. Более тридцати девушек трудятся здесь. Целый хор. Они и поют за работой. С песней труд спорится. Но вот заканчивается день, и все расходятся по домам. Вечер ничего не обещает хорошего. В клубе де­ лать нечего. Танцы под одну и ту же музыку надоели. Кино—известно. А ведь в швейном цехе, да и не только здесь, есть свои плясуны, со­ листы, рассказчики. От организации многое зависит. Вот работник коммунального хозяй­ ства Владимир Константинович Ко- зеловский любит сцену. Уже не­ сколько лет он руководит драм­ кружком. Многие спектакли смотре­ ли жители соседних сея, устраива­ лись выездные концерты. Драм- кружковцы привыкли к дисциплине, полюбили сцену. А все сделал один человек, горячо любящий дело. Моною найти и любителей пляски, рассказчиков, солистов. Но никто за это не берется. Ни у кого не до­ ходят руки. Странную позицию за­ нимает и комсомольская организа­ ция совхоза кТрубетчинский». Здесь много молодежи, но организовать ее тоже некому. Вот и появилась ог­ ромная стена скуки. Клубная рабо­ та требует живой выдумки, любви, актуальности. Этого как раз нет еще во многих клубах Липецкого произ­ водственного управления. Пора бы отделу культуры Липецкого района перейти от нотаций и нравоучений, от сухих семинаров к конкретному делу. В. ЗОРИН. Доброе—Трубетчино. ЧЕТВЕРГ 14 февраля. 17.35 — Для школьников. «От истоков борьбы». 18.15, :— Телевизи- анмые новости. 18.25 — «Но­ вое — в производства». (О внедрении автоматизации). 18.50 — Г. Ибсен «Куколь­ ный дом». Спектакль МХАТ, В перерыве — «В мастер­ ской Прометея». Телевизион­ ный очерк. 22.00 —г Эстафе­ та новостей ПЯТНИЦА 15 февраля. 12.00 — Кино­ репортаж о наши* днях. 12.20 — Киноочерк сКинеяь- Черкасский народный...», 12.40 — Киножурнал «Ново"* сти сельского хозяйства». 17.50 — Для дошкольников и младших школьников. В. Го- лявкия — «Наши с Вовкой разговоры». Передача вто­ рая. 18.15 — Телевизионные новости. 18-30 — Телевизион-ч ный «луб кинопутешествий, 19.40 — Спортивная передача. 20.45 — «Новые машины — на поля». 21.50 — «Искусст­ во». Телевизионный журнал. Передача из Ленинграда. 22.30 — Телевизионные но­ вости. □ V съезд Объединения польских студентов открылся в Варшаве. Здесь присутствуют свыше 300 деле­ гатов, представляющих 100-тысяч­ ную армию польского студенчества, а- также представители иностранных студенческих организаций. Съезд за­ слушает отчет главного совета Объединения и обсудит задачи, сто- ящиё перед польскими студентами, □ В депутаты муниципального собрания японского города Ина из­ браны все кандидаты, выдвинутые коммунистической и социалистиче­ ской партиями. В результате ком­ мунисты получили четыре депутат­ ских мандата, социалисты—пять. Правящая либерально-демократиче- гатит ская партия не получила ни одного мандата. О Сотни тысяч алжирцев в раз­ личных городах страны отметили День Анголы демонстрациями в под­ держку борьбы ангольского народа за свободу и независимость, против диктаторского режима Салазара. Выступивший на митинге в городе Блида премьер-министр Алжира — Бен Белла заявил: «Борьба анголь- 4 Н Е ЭВШШ1 ВАШИ? Изящная, легкая башня ленинградского телевизионно­ го центра врезается в облака. Ее «рост»—315,3 метра — это самое высокое сооружение в Европе. Знаменитая Эйфелева башня в Париже на целый пятиэтажный доза '*' ниже. Силуэт башни стал теперь такой же неотъемлемой деталью ленинградского пейзажа, как Медный всадник и шпиль Петропавловской крепости. Ростральные ко­ лонны и пропилеи Смольного. Она символизирует нашу стремительную эпоху. Работа строителей всегда на виду, Весь Ленинград «болел» за тех, кто день за днем штурмовал высоту, наращивая метр за метром конструкции башни. А по­ года не баловала монтажников —ветер, дождь, тума­ ны, снег, холод— все было против них. И даже когда на земле была плюсовая -температура, там — на высоте —холодный ветер обжигал лица, раскачивая гигант­ ское тело башни. На грехсогметровой высоте амплигу- да колебаний достигала двух метров. И в таких усло­ виях нужно было монтировать детали с точностью до долей миллиметра. Все выше и выше поднимались конструкции единст-- венного в мире цельносварного сооружения такого и а Ш Ь штаба, С земли было хорошо видно, как изменялся ст^ю луэг башни. На вершине постепенно сужавшейся пира­ миды появилась «рюмка», так образно назвали мон­ тажники здание, где помещаются радиотехническое обо­ рудование и механизмы скоростных лифтов. Потом над «рюмкой» поднялось острие стопятнадца­ тиметровой антенны. Облака шли на высояе 200 мет­ ров. Более ста метров подъема пришлось вести всле­ пую. Связь с землей поддерживалась лишь по радио. И когда сквозь мутную пелену, скрывавшую вершину башни, в последний раз засверкал огонек электросвар­ ки,— на земле вздохнули с облегчением: проектная вы­ сота достигнута. Монтаж завершен! Башня смонтирована из трубчатых элементов. Их применение позволило значительно сэкономить расход металла, облегчить конструкцию. Вес башни—1160тонн,,, она почти а девять раз легче Эйфелевой. Ее поддеряСиТ1- вают шесть мощных опор на сверхпрочном фундамен­ те, который состоит из 250 шесгнадцаышетровых желе­ зобетонных свай, забитых на глубину двадцати четырех метров.. Виктор ВЕТЛОВ. (АП Н ). ] ского народа— это наша борьба. Ангольский народ должен знать, что его поддерживает весь Алжир». □ Немедленно отказаться от про­ изводства и испытаний ядерного оружия — с таким призывом к ан­ глийскому правительству обратились делегаты XV Ассамблеи христиан­ ской молодежи Шотландии, прохо­ дящей в настоящее время в Эдин­ бурге.. В резолюции, принятой участ­ никами Ассамблеи, подчеркивается, что отказ от ядерного оружия «дол­ жен стать первым шагом к дости­ жению мира между народами».' . — Редактор И. БОБКОВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ : г. Липецк, Коммунальная пл„ 44, ред. газеты «Ленинец». Телефоны: редактора—33—53, ответственного секретаря —34—13, отделов комсомольской жизни и сельской молодежи — 36—43, пропаганды — 38—50, писем — 28—59. школ и спорта — 35—38, бухталтерии — 34—46. АЭ 62138 Липецк, типография областного управления культуры. Зак. № 1346,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz