Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)
ПРЕКРАСНОГО Шаляпин! Во всея миро ;знают это им* великого К 90-ЛЕТШО СО ДЦЯ РОЖДЕНИЯ Ф. И. ШАЛЯПИНА ' К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А. С. ДАРГОМЫЖСКОГО ПЕВЕЦ, АРТИСТ, ХУДОЖНИК Учитель музыкальной правды Петербург. Вечер. Время близится к 9 часам. В доме Даргомыжских ярко и гостеприимно горят свечи, слышны голоса гостей, оживленно беседующих, спорящих о русском искусстве, о путях его развития. За рояль сел Модест Петрович Му соргский и при всеобщем внимании на чал петь: «Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить. Чтобы бедной сиротиночке Беспечально век прожить». Истинно народная мелодая о безра достной крестьянской доле глубоко за падает в душу слушающих. Наконец, Мусоргский приподнимается и с почте нием отдает ноты этом песни хозяину. Надпись на них гласит: «Великому учи телю музыкальной правды Александру Сергеевичу Даргомыжскому». ...А. С Даргомыжский родился 14 февраля 1813 года. Получив общее об разование у частных педагогов, он му зыкой занимался в основном самостоя тельно. Огромный переворот в его музыкальной жизни сыграло знакомство с Глинкой. Даргомыжский вместе с Глинкой яв ляется основателем русской реалисти ческой музыкальной классики. Дарго мыжский отразил в музыке темы боль шой социальной остроты, большого об щественного звучания' Униженное, бес правное положение маленького человека (романс «Титулярный советник»), отвра тительное подхалимство чиновника (ро манс «Червяк»), трагедия честного ста рого солдата, который должен умереть в силу жестокой слепой несправедливо сти (романс «Старый капрал»)— эти и многие другие стороны жизни компози тор передал в музыке глубоко и правдиво. Центральное место в творчестве Дар гомыжского заняла очень острая про блема счастья девушки из народа. Тра гическая судьба Пушкинской Наташи, не нашедшей счастья с богатым князем, глубоко взволновала композитора. И в середине 50-х годов прошлого века он создал первую в России бытовую пси хологическую музыкальную драму «Ру салка». Опера имела колоссальный ус пех. Знаменитый русский актер и ре жиссер К. С. Станиславский высоко оценил декламаторский дар композито ра. «Вот пьеса, которую после Дарго мыжского уже в драме не сыграть»,— писал он. Свыше ста романсов на стихи Пуш кина, Лермонтова, Дельвига, Беранже и других, превосходные оперы, небольшие, но очень яркие симфонические произве дения Даргомыжского — все это бога тейшее творческое наследие оказало ог ромное влияние на композиторов после дующего -поколения. Прошло уже 150 лет со дня рожде ния этого выдающегося музыкального мастера, а его произведения до сего времени не утратили своей мелодиче ской прелести, проникновенной задушев ности, глубокого жизненного драма тизма. за подчас оставалось на втором плане. Очень хорошо Шаляпин пел романсы Чайковского, Римского-Корсакова, Бо родина н других русских, также западных композите ! . а А о- А ря- Я ные песни. «Ах ты, ночень ка», — проникновенно зву чит голос певца, и кажется что поет сама душа наро да, поет тоскливую, широ кую песню о горе русского человека. Грозные, величе ственные силы народа рас крываются в бунтарской «Дубинушке». Почти каж дый раз, когда Шаляпин пел эту песню, весь зал, зараженный его пафосом и энтузиазмом, начинал подпевать ему. Отмечая 90-летие со дня рождения великого артиста, советский народ гордится гениальным сыном своим, высоко поднявшим, наряду с такими корифеями опер ной сцены, как Собинов и Нежданова, знамя русско го вокального искусства. Б. КУЗНЕЦОВ, лектор областной филармонии. л русского певца-актера, тон кого художника,, достигше го тех пределов музыкаль ного совершенства, до кото рых редко кому удавалось подняться. Родившись в 1873 году в Казани в семье огромная заслуга в созда- мелкого канцелярского слу- нии глубоких реалнетиче- жашеге, пройдя, подобно ских образов при безупреч- Горькому, трудную школу ном вокальном оформлении, жизненных лишений и чего нельзя сказать о дру- невзгод, упорно работая гих певцах, в частности, над собой, Шаляпин уже в итальянски*. Все внимание __________ ______ _ 17 лет становится нрофес- итальянцев оыло приковано ров. Ещелучше ему горя- г сионгльным певцом и само- к достижению ослепитель- чо любящему свою родину V забвенно и бесповоротно ного бельканто (красивого н еенеобозримые просторы, А отдается любимеишему де- звука), а содержание обра- удавались русские народ- А лу — оперному ---- -— - < пению. Особенно яр ко талант Ша ляпина р а с крылся в пе риод его рабо ты в частной опере С. И. Мамон т о в а. Наделенный в избытке всеми качествами на стоящего ху- д о ж н и к а, скульптора, ли тератора и в особенн о с т и изумителья ы м по красоте и силе голосом, Шаляпин очень скоро, к 30 го дам, получает мировую изве стность. Оди наково доступ ны становятся ему героико- эпические характеры (Суса нин), трагедийные (Борис Годунов, Иван Грозный), сатирические (Дон Бази- лио), романтические (Дон- Кихот, Демон), бытовые (Еремка, князь Галицкий) и другие. Почти в создании каждого из этих образов Шаляпин сказал свое слово, превзойдя всех ранее до него существовавших ис полнителей. Своим удиви тельным мастерством артист покорил города разных стран Европы и Америки, где он был на гастролях. Шаляпину принадлежит -ТТТТ»ТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТГГТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТТ'>{С КТО Р А З В Е Е Т СКУКУ? (Окончание. Начало на 3-й стр.}. * * * Уборщица затопила две печи и задумалась: «А может, зря топливо трачу понапрасну! Кино не привезли, танцев вроде не будет. Вчера бы ли». Директор Трубетчинского Дома культуры Виктор Лобач тоже ломал голову: зря или не зря топятся пе чи! Он тоже не знал, что будет здесь вечером. Возможно, где-то в этот момент идет бурная подготовка к смотру сельской художественной самодея тельности. Молодежь спорит, утря сает репертуар, репетирует спектак ли. А здесь даже о смотре и не знают. Мы сидим за круглым столом на грязной сцене. — Не идет молодежь, что поде лаешь. Разговор скучный. Да он и не мо жет быть оживленным, работы-то никакой не было. Ват когда-то была. а теперь нет. Молодежь уехала вся, с кем же работать. Обычно такие рассуждения легко опровергаются первым же сеансом итого кино. Зал всегда бывает на бит. Тогда словам приходится не верить. ...Дробно стучат швейные машинки. Комбинат бытового обслуживания. Более тридцати девушек трудятся здесь. Целый хор. Они и поют за работой. С песней труд спорится. Но вот заканчивается день, и все расходятся по домам. Вечер ничего не обещает хорошего. В клубе де лать нечего. Танцы под одну и ту же музыку надоели. Кино—известно. А ведь в швейном цехе, да и не только здесь, есть свои плясуны, со листы, рассказчики. От организации многое зависит. Вот работник коммунального хозяй ства Владимир Константинович Ко- зеловский любит сцену. Уже не сколько лет он руководит драм кружком. Многие спектакли смотре ли жители соседних сея, устраива лись выездные концерты. Драм- кружковцы привыкли к дисциплине, полюбили сцену. А все сделал один человек, горячо любящий дело. Моною найти и любителей пляски, рассказчиков, солистов. Но никто за это не берется. Ни у кого не до ходят руки. Странную позицию за нимает и комсомольская организа ция совхоза кТрубетчинский». Здесь много молодежи, но организовать ее тоже некому. Вот и появилась ог ромная стена скуки. Клубная рабо та требует живой выдумки, любви, актуальности. Этого как раз нет еще во многих клубах Липецкого произ водственного управления. Пора бы отделу культуры Липецкого района перейти от нотаций и нравоучений, от сухих семинаров к конкретному делу. В. ЗОРИН. Доброе—Трубетчино. ЧЕТВЕРГ 14 февраля. 17.35 — Для школьников. «От истоков борьбы». 18.15, :— Телевизи- анмые новости. 18.25 — «Но вое — в производства». (О внедрении автоматизации). 18.50 — Г. Ибсен «Куколь ный дом». Спектакль МХАТ, В перерыве — «В мастер ской Прометея». Телевизион ный очерк. 22.00 —г Эстафе та новостей ПЯТНИЦА 15 февраля. 12.00 — Кино репортаж о наши* днях. 12.20 — Киноочерк сКинеяь- Черкасский народный...», 12.40 — Киножурнал «Ново"* сти сельского хозяйства». 17.50 — Для дошкольников и младших школьников. В. Го- лявкия — «Наши с Вовкой разговоры». Передача вто рая. 18.15 — Телевизионные новости. 18-30 — Телевизион-ч ный «луб кинопутешествий, 19.40 — Спортивная передача. 20.45 — «Новые машины — на поля». 21.50 — «Искусст во». Телевизионный журнал. Передача из Ленинграда. 22.30 — Телевизионные но вости. □ V съезд Объединения польских студентов открылся в Варшаве. Здесь присутствуют свыше 300 деле гатов, представляющих 100-тысяч ную армию польского студенчества, а- также представители иностранных студенческих организаций. Съезд за слушает отчет главного совета Объединения и обсудит задачи, сто- ящиё перед польскими студентами, □ В депутаты муниципального собрания японского города Ина из браны все кандидаты, выдвинутые коммунистической и социалистиче ской партиями. В результате ком мунисты получили четыре депутат ских мандата, социалисты—пять. Правящая либерально-демократиче- гатит ская партия не получила ни одного мандата. О Сотни тысяч алжирцев в раз личных городах страны отметили День Анголы демонстрациями в под держку борьбы ангольского народа за свободу и независимость, против диктаторского режима Салазара. Выступивший на митинге в городе Блида премьер-министр Алжира — Бен Белла заявил: «Борьба анголь- 4 Н Е ЭВШШ1 ВАШИ? Изящная, легкая башня ленинградского телевизионно го центра врезается в облака. Ее «рост»—315,3 метра — это самое высокое сооружение в Европе. Знаменитая Эйфелева башня в Париже на целый пятиэтажный доза '*' ниже. Силуэт башни стал теперь такой же неотъемлемой деталью ленинградского пейзажа, как Медный всадник и шпиль Петропавловской крепости. Ростральные ко лонны и пропилеи Смольного. Она символизирует нашу стремительную эпоху. Работа строителей всегда на виду, Весь Ленинград «болел» за тех, кто день за днем штурмовал высоту, наращивая метр за метром конструкции башни. А по года не баловала монтажников —ветер, дождь, тума ны, снег, холод— все было против них. И даже когда на земле была плюсовая -температура, там — на высоте —холодный ветер обжигал лица, раскачивая гигант ское тело башни. На грехсогметровой высоте амплигу- да колебаний достигала двух метров. И в таких усло виях нужно было монтировать детали с точностью до долей миллиметра. Все выше и выше поднимались конструкции единст-- венного в мире цельносварного сооружения такого и а Ш Ь штаба, С земли было хорошо видно, как изменялся ст^ю луэг башни. На вершине постепенно сужавшейся пира миды появилась «рюмка», так образно назвали мон тажники здание, где помещаются радиотехническое обо рудование и механизмы скоростных лифтов. Потом над «рюмкой» поднялось острие стопятнадца тиметровой антенны. Облака шли на высояе 200 мет ров. Более ста метров подъема пришлось вести всле пую. Связь с землей поддерживалась лишь по радио. И когда сквозь мутную пелену, скрывавшую вершину башни, в последний раз засверкал огонек электросвар ки,— на земле вздохнули с облегчением: проектная вы сота достигнута. Монтаж завершен! Башня смонтирована из трубчатых элементов. Их применение позволило значительно сэкономить расход металла, облегчить конструкцию. Вес башни—1160тонн,,, она почти а девять раз легче Эйфелевой. Ее поддеряСиТ1- вают шесть мощных опор на сверхпрочном фундамен те, который состоит из 250 шесгнадцаышетровых желе зобетонных свай, забитых на глубину двадцати четырех метров.. Виктор ВЕТЛОВ. (АП Н ). ] ского народа— это наша борьба. Ангольский народ должен знать, что его поддерживает весь Алжир». □ Немедленно отказаться от про изводства и испытаний ядерного оружия — с таким призывом к ан глийскому правительству обратились делегаты XV Ассамблеи христиан ской молодежи Шотландии, прохо дящей в настоящее время в Эдин бурге.. В резолюции, принятой участ никами Ассамблеи, подчеркивается, что отказ от ядерного оружия «дол жен стать первым шагом к дости жению мира между народами».' . — Редактор И. БОБКОВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ : г. Липецк, Коммунальная пл„ 44, ред. газеты «Ленинец». Телефоны: редактора—33—53, ответственного секретаря —34—13, отделов комсомольской жизни и сельской молодежи — 36—43, пропаганды — 38—50, писем — 28—59. школ и спорта — 35—38, бухталтерии — 34—46. АЭ 62138 Липецк, типография областного управления культуры. Зак. № 1346,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz