Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)
И Н С Т И Т У Т Е б л ш е м ж а я т е ? Был очень нужный и важ ный разговор с молоды ми учителями. Они впервые се&рались все вместе, со брались не сами, их при гласили. И это приглашение прошло не без известных усилий работников горко ма комсомола. Среди явившихся много однокурсников. Когда-то они сидели вместе, за сту денческими столами, горя чо спорили на диспутах и собраниях и даже «ходили» в активистах... А сейчас... Сейчас идет разговор о том, почему они не платят членские взносы. Из-за первого стола вста ет девушка. Это Т. Петуни- на, учительница начальных классов школы № 3. — Знаете, — опр а в д ы - вается она, — я в марте прошлого года была на правлена в Донской район. Работала там. Уехала, с уче та не снялась... — Да, но вы знали, что первая обязанность комсо мольца?.. — Знала, знала, — по спешно перебивает она. — Но вот вышло так... Члены бюро напоминают ей о долге, об Уставе, о чести комсомольца. Ей не- Она опускает гла- в голове проносится мысль: «Фу, как неприятно... Вот заплатила бы и не краснела здесь». За ней поднимается учи тель физкультуры 15-й шко лы А. Семененко. Он ниче го не объясняет,, он пере ходит а наступление: — А что я? У нас в шко ле и другие не платят. Я только два года, а есть лет по 5 — 6 не сдают. В конце концов мне даже неудобно подходить к уче нику со своими деньгами... А. Семененко прав в од ном. В их школе 6 учите- лей-комсомольцев, и все они и на учете не стоят, и взносов не платят. И не только в 15-й школе есть такие учителя. ^Зо, пожалуй, на самую !(^Ивную причину такого отношения к комсомольско му долгу указала В. Лимо нова, пионервожатая 36-й школы. — Все это отговорки, — начала она, — тольк<? что бы оправдать себя. Полу чается так: приходит учи тель в школу — и кончи лась комсомольская его жизнь. Он уходит от нее... Уроки... Уроки... Только они — и больше ничего. Всегда не хватает времени. Вся жизнь в этом. И забы вают о комсомоле... Не знаю, но мне кажется, что не так должны мы жить. Ведь в институте мы не были такими... Ну, почему это? — с горечью спраши вает она. Дело, конечно, не только в членских взносах. Речь идет о долге учителя-ком сомольца, о том, какова его роль в жизни город ской комсомольской орга низации. На бюро раздалось явно ироническое: — А что должен делать в школе учитель-комсомо лец? Вместе с ребятами пробирать двоечников? Он должен, прежде все го, быть комсомольцем- бойцом. Иного ответа нет. Но это не убеждает и слы шатся возражения: — Громкие слова... Не раз слышали... Вы пойдите сами в школу... Что ж, можно пойти. На пример, в школу № 8 и за глянуть в 8 «Б» класс. В классе 7 неуспевающих, дисциплины — никакой. Ос тавляет учитель их на до полнительные занятия — уходят все. Вжилась стран ная традиция круговой по руки, и «тот не товарищ, кто не получает двоек». Их (у кого нет двоек) называют «чистюлями», предателями. В классе почему-то нет комсомольской организа ции. А что же учителя- комсомольцы? Заинтересо вались они этим «стропти вым» классом, подсказали комитету комсомола, с ка кой стороны подойти к не му? Ничего подобного. И можно привести .десят ки новых примеров по другим школам, где тре буется вмешательство учи- телей-комсомольцев. Ученическая и учитель ская комсомольские орга низации призваны решать одну задачу — воспитывать. Это тоже азбучная истина. Но ее приходится повто рять, потому что между учительскими комсомоль скими организациями и интересуется только пионе рами, — закончил дирек тор. Слова А. Б. Яковлева за ставляют задуматься и по дойти к делу с другой сто роны. Что верно, то верно. Не трогали их годами, очень мало интересовался учительскими организация ми горком комсомола. Мо лодых учителей нет ни ; в списках активистов, ни в различных клубах, ни в П р о б л е мы молодой интеллигенции ученическими нет, как пра вило, тесного . контакта. Пришлось как-то поделить ся этими горькими вывода ми с директором школы № 8 А. В. Яковлевым. — А вы знаете, — отве тил он, — я их, молодых учителей, отчасти оправды ваю. Вы удивляетесь? Объ ясню. Пришел учитель ■ в школу после института. Первый год ведь трудно... Тут и тетради, и к урокам готовиться надо... Год, дру гой, и он потихонечку на чинает отходить от всего... А кто интересуется им? Никто. Кто дает поручения? Никто. Кто же работает с ним? Вот тут и надо искать причину. Их не трогали го дами, годами это и копи лось... Горком комсомола лекторской группе горко ма. Попробовали было про вести новогодний вечер для учителей, но пришло всего ...14 человек. Не пришли потому, что уж слишком неожиданно это было для них. Нет, не научился еще отдел школ горкома рабо тать с ними, не учитывает их настроения, запросов. И есть еще одна органи зация, которая,' на наш взгляд, должна вести рабо ту именно Среди учитель ской молодежи — Дом работников просвещения. Это клуб учителей, куда должна тянуться на свой «педагогический огонек» именно молодёжь. Но огонька-то, оказывается, там нет. Исполняющая обя занности председателя правления Дома учителя Альбина Васильевна с го речью разводит руками: — Не идет к нам моло дежь. В нашем активе больше пенсионеров. Гордостью работников ДРП является учительский городской академический хор. Название громкое. Нам неизвестны истоки его организации, но вот перед нами один документ. Он подписан бывшим предсе дателем правления Дома учителя Ларичевой и руко водителем хора * Дугиной. Его нельзя не • привести здесь полностью,' ибо он красноречивее всяких фак тов говорит о работе. Он гласит: «Председателю оргкоми тета по организации хора учителей зав. гороно т. Салтыкову С. И. 17 но ября на занятии мужской группы хора не присутство вали следующие товарищи по школам» (далее идет длинный список фамилий). Сия «информация» пред полагает прежде всего, что зав. гороно должен при гласить упомянутых това рищей на «лицеприятную беседу». Эта бумажка — олице творение всего стиля, всей организации работы Дома учителя. Ни одного диспута, вечера, никаких учетов за просов молодёжи. Был г На общественных н а ч а л а х Детская спортивная школа на общественных началах при Липецком педагогическом институте открылась всего год назад. Сейчас в ней работа ют секции лыжного спорта под руководством старшего преподавателя пединститута А. Н. Дун- дукова и В. И. Двуреченского, легкой атлетики под руководством преподавателя института Ю. Ф. .Панкратова и преподавателя средней школы № 3 С. И. Быкова, секция конькобежного спорта. Всего в школе сейчас занимается около ста мальчиков и девочек, юношей и девушек. Есть уже свои знаменитости, такие, как Павел Вере щ ак— чемпион области по лыжам 1962 года, Га лина Бессонова — чемпионка области по конькам в 1962 году, Тома Голубовская, чемпионка по конькам среди школьников Липецка в 1963 году, а также призеры соревнований города и области по лыжам и. конькам Михаил Якименко, Юрий Углинский, Виктор Ласкуринский, Игорь Бала- шев. Директорам ДСШ «Буревестник» назначен старший преподаватель средней школы № 3 В. И, Двуреченский. В плане работы школы намечено провести то варищескую встречу с юными спортсменами ДСШ гороно и ДСШ. Новолипецкого завода по лыжам, встречу с ДСШ «Торпедо» по конькам. Занятия с юными спортсменами проводятся 3 —4 раза в неделю на базе педагогического ин ститута, в спортивном зале школы № 3, а так же в парке и на стадионе завода «Свободный сокол». Школа прививает любовь к физкультуре, здесь оттачивают свое мастерство молодые спортсмены. В. Ф. СМИРНОВ, завуч ДСШ «Буревестник» на общественных началах, ст. преподаватель Липецкого пединститута. X X X X X X X X X X X драмкружок, но он распал ся. И' кроме хора, показы вать нечего. Шаром покати, А тут, как никак, одно на звание что стоит __ «ака демический». А по сущест ву—это фиговый листок гор кома профсоюза работни ков просвещения и правле ния Дома учителя. А где же педагогические дискус сии, веселые вечера? И мо жет быть, стоило бы Дому учителя на своей базе сов местно с горкомом ком сомола создать клуб мо лодых учителей, привлечь туда энтузиастов живой организаторской работой. Тогда бы пришла туда мо лодежь и принесла бы она с собой много нового и ин тересного, что подняло бы работу ДРП. Ожила бы его былая слава среди учителей города, опять зажегся бы в нем живой огонек. А пока стоит неказистый свиду Дом учителя на глухой ули це. Его работники вспоми нают, что когда-то тут бы ла кипучая жизнь, моло дежь собиралась, была са модеятельность. Это вос поминание относится к то му времени, когда в Ли пецке не было ни Дома культуры металлургов, ни клубов горняков и трубо литейщиков, ни тем более Дворца тракторостроите лей. Прошли годы, на месте старого Липецка выросло еще несколько с прекрас ными домами культуры... А он все неизменный, Дом учителя, грустный и мрач ный как по форме, так и по содержанию. Словно время пролетело, не кос нувшись его. Н. СМОЛЬЯНИНОВ. г, Липецк. ПРЯЗДНИК 1 РУССКОЙ з и м ы « Ровенская о б л а с т ь . | Производственники пред- * приятия коммунистиче- = ского труда Новоздол- I буновского цементно-шн- ? ферного комбината ор- | ганизовали в своем ра- | бочем поселке праздник { зимы. В веселом гулянье ; приняли участие и кол- I хозвики близлежащих | артелей. * Особым успехом у от- I дыхающих пользовалось | катание на санях. Смех, | песни, шутки долго не | смолкали на морозных I улицах. I На снимке: массовое | катание на санях. Слева | — сама Зима, слесарь | цементного завода На- ; талья Кириллова. I Фото А. Платонова. ! (Фотохроника ТАСС). | ц«и*п«и*и*II Игра в биллиард проходила в нижней комнате добровского Дома культуры. Это был самый оживлен ный уголок, где горел свет, слыша лись шум, смех. Два остальных эта жа погрузились в безмолвие. В роскошных залах гулко раздавались шаги. Был клубный день, когда артисты, плясуны, солисты имеют возмож ность работать без помех, не от влекаясь. Но холодно поблескивали стекла окон, замки прочно держали под своим контролем высокие рез ные двери. Гнетущая тишина, холод. Словно нензлечимым недугом забо лел белокаменный дом с колоннами у входа. Беседуем с директором До ма культуры Б. В. Хабаровым. Начали с плана работы. «Он у мас совика Анны Носковой, а она сей час в Липецке, на семинаре». Аня Носкова на самом деле сиде ла в соседней комнате в это время и зевала от скуки: «План, вроде бы, должен быть у директора». Все яс но, его пока не существует. Бесплановая работа Дома культу ры сказывается, конечно, и на энту зиазме. У рабочего коммунального хозяйства Анатолия Попова и учени цы 9-го класса средней школы Александры Сметаниной возникла хорошая идея — провести лнтера- • Идет смотр сельской художест- ; венной самодеятельности. Клубы ■и дома культуры должны стать • очагами культурно-массовой рабо- : ты в эти дни. • Но не везде еще идет подготов- ■ка к смотру на высоком уровне. ! Мы побывали в двух домах куль- • туры и вот что увидели. К Т О РАЗВЕЕТ СКУКУ ? туриый вечер, посвященный лиса- телю-земляку Левитову. Преподава тель литературы А. А. Ежова согла силась сделать доклад о творческом пути писателя. Собирались пригла сить на вечер родственников земля ка, живущих в Добром. Тут бы и поддержать молодежь директору Дома культуры и художе ственному руководителю. Интерес ный мог состояться вечер. Но на полпути подготовки Б. В. Хабаров наложил запрет — «знаем, что де лать и без вас». Нет здесь и агитационно-массово! работы. Казалось бы, навстречу Дн: выборов нужно бросить все силы, здесь даже нет плаката. Более тоге деятельности штатного художник вообще не видно. Два полотна, при слоненкые к шкафу в одной из ком нат, — на этом оканчивается нагляд ная агитация. На поверку оказало» что и танцевальный кружок, и ду ховой оркестр, и эстрадный — очко втирательство. Когда-то преподава тель школы Анатолий Антонов су мел сплотить хороший коллектив ду хового оркестра. Но этот кружо энтузиастов абсолютно не эависи от Дома культуры. Он работает са/ по себе. Хотя я выгодных места Б. В. Хабаров на них обращает вив мание. Так бывает, когда музыканте приглашают на похороны. За амор тизацию инструментов на слецсче Дома культуры приходуется пят рублей за выезд. Огромный механизм культуры н включен в селе Добром. По-прен< нему остается самым оживленньн местом — биллиардная, где особе* но активно выступает директо добровского Дома культуры Бори Васильевич Хабаров. (Окончание на 4-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz