Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)
У Н АС БЫЛО ДВО Е в нетопленой комнате, если не считать смотревших Со стен и углов «святых», чье присутствие так остро чувствовал Ю рий, Он часто ог лядывался на иконы и истово крестился, приговаривая: — Прости, господи, раба своего блудливого... Было страшно и больно слышать эти слова от семнадцатилетнего подростка, сверстники которого, должно быть, идут веселой гурьбой в клуб или раскраснев шиеся от мороза возвращаются с лыжной прогулки, или мечтают о полете на Марс! А (Юрий не хочет, не мож ет покинуть эту комнату, все свободное время отдает мо литвам. И — самое страшное! — весной собирается поступить в духовную семи нарию. Б надвигавшихся сум ерках странно звучал будто треснувший голос, — Включим свет? — предложил я. — Нет у нас электричества и нельзя. Мамка говорит, что оно от нечистой силы... г ■ церкви прямо над входом светит огромная электрическая лам- И НЕВЕРУЮЩИХ — Почему ж е почка? — Наш батюшка — отступник.., — Не только в вашей церкви так... — Ох! Замолчите, замолчите! — вдруг почти закричал шу, не терзайте! Исстрадался весь... И л услышал тихие всхлипывания. Сколько боли слышалось в этих слезах! И силь нее всего проступала в них, как и в рассказах Юрия о себе, не вера в бога — стр а х| Юрий. — Не тяните ду- перед ним. Ш аг за шагом приближался Юрий Стребков согласия матери, с благословения «святых отцов», ружающих не попытался оторвать его от церкви, не поставил на правильную дорогу. Д ля матери Ю рия главным в жизни всегда был бог. И вот однажды, когда ем у было двенадцать, приснилось, будто спустилась с иконой божья м а терь, наклонилась над его кроватью и манит, манит к себе. Проснулся — темно в комнате, страшно. Бросился к матери. Мать, выслушав сына, сказала: — Это на тебя божья благодать сни зош ла. Пойдешь завтра к батюшке С теф ану. Назавтра священник подтвердил предполож ение матери и добавил: — Молись, отрок, служи богу! И Юрий молился. Пока зло не укрепилось, его можно было пресечь. Но в школе № 18, где Ю рий учился, частые пропуски занятий расценили, как «обычное» нежелание учиться. — Что мы могли узнать о нем,— се- к этому финишу — с молчаливого И ни разу в жизни, никто из ок- Сегодня в нашей газе те открылся «К луб для верующих и неверую щих». В век атома, космиче ских полетов и вдруг такой клуб? Д а , именно. Нечего скрывать, кое- где «слугам христо вым» удается вовлечь в свои ловко расстав ленные сети малодуш- безвольных лю- ных и дей. Полное отрешение от «мирской» суеты , пре зрение и равнодушие к том у, что волнует об щество, религия считает высшей нравственной добродетелью. Бы вает и другое. Мо лодые люди с комсо мольскими билетами вен чаются в церкви, крес тя т детей, а их товари щи равнодушно прохо д я т мимо этого. «Религия есть опиум народа», — сказал в свое время Карл Маркс. Т а к давайте совместны ми силами поведем ре шительную войну с этим пережитком прошлого. Этому и будет служ ить наш клуб. СПАСИТЕ ЮРУ С Т Р Е Б К О В А ! тс ва.п И. Н. Водопьянов, директор шко лы, — если мать принимала учителей не дома, а у соседей? Юрия, м ежду тем, все чаще пригла шали читать псалтырь над Покойника ми, а в школе об этом не знали. Чтобы оторвать Юрия от церкви, ну жен был, может, один-единстн-енный разговор по душ ам . Был, например, та кой случай. Осенью заболела попадья Александра Алексеевна, О тец С теф ан ■Ой Д Е Д Е Л И С Е Й большой чудак и пьяница. Ему за семьдесят. Но он всегда бодр и выглядит довольно молодо. Подстригается ко ротко, бреется в неделю че тыре раза. После бритья обязательно освежает лицо тройным одеколоном. Ос тавшуюся часть выпивает, а пустой флакон прячет в старые валенки, что ви сят в кладовой. Бабка моя — женщина крутого нрава. Дед поба ивается ее. Прихоти ста рого стоят денег. И так как бабка все материальные Затраты встречает в шты ки, то он решил стать зна харем. И поползли слухи, что о-н лечит от дурного глаза и прочих напастей. О н их сам распускал и да же расхваливал себя на все лады. Что греха таить, есть у нас еще те, кто верит во всякую чепуху. К деду ни кто не ходил, н я удивился, Ю М О Р Е С К А V М ОЙ И когда однажды утром к — нам постучали и вошли две -------- с ..... — молодых женщины. —- Ну-с, красавицы, вы- , — Вы уж , дедуся, поста- ч; райтесь, а мы в долгу... ^ — Ну, чего уж там. ^ попросил Юрия помочь ему. Мальчик топил печку, мыл полы, грел чай для попа, бегал на базар и в магазины за покупками, стирал половики в ледяной воде на речке, колол дрова. И это на зывалось «помощью ближнему». Однажды Юрий услышал, как в се редине молйтвы отец Стеф ан крикнул попадье: — Матушка, достань к обеду водоч ки! Многое, очень многое узнал за это время мальчик. Видел, чТо «святые от цы» в «великий пост» едят скоромное и пьют водку. Подросток засомневался в святости церковных истин. Так ли уж они святы. Женщины ушли, а дед, \ если, думал он, даже сам С теф ан пре- V десят- ^ довольный, хрустел кой. К вечеру у него комнате «шумел камыш». Д *д Елисей лезне? у него было небрегает ими? Послушаешь его в церк ви — сущий ангел! А дома — другой. ® ш кладываите, что на серд це? — вопрошал Елисей. Смущаясь, клиентки рас сказали о своих неудачах в любви. — Так, так! — не стал долго слушать дед. — Зна чит, нет взаимности? Беда не велика! «лечил» от О всех бо й. Для этого с испытанное N средство — «святая» вода. \ Приготовлял он ее запро- ^ сто. Поговорит с клиент-с кой, а потом удаляется в л ванную. Случалось, что в V это время в ванной я про-^ являл фотографии. Дед N подсаживался ко мне и л на чем свет стоит ругал ч «больную». Затем наполнял^ «святой» водой из крана N сосуд и уходил. Мне стало жаль чивых людей. Я не сдер- ^ жал данное слово деду^ молчать и всем рассказал о ч И КЛТ к як- о при- ^ * при-ч >о его проделках. вот а %; то одна из клиенток шла снова к нам. — Что, красавица, шла поблагодарить меня? ^ — засуетился дед. ^ А — Нет, пришла сказать,^ -что ты мошенник и плут. ^ — Ну, и дура! — отре-л - - о ♦ч ...... „ Азал просто Елисей. ^ — То-то и дура, — чточ; * поверила... ф — Это ты, красавица, § чаще всего поедали либо а брось. Ведь жил с тобой N изображение этого б о га,* ▼твой возлюбленный, по- ^ сделанное из теста, либо* фмогло все-таки! самого того человека, в$ Причащение Э тот церковный обряд — пережиток кровавых человеческих жертвоприно шений глубокой древности. В причаще нии отразилось первобытное представ ление, что, съедая мясо какого-нибудь сущ ества, человек приобретает его свойства. Лю ди верили, что если съесть тело почитаемого животного, то можно приобщиться к его «божественной» сущности. Причащаясь телом «чело- ^ векоподобного бога», людич комсомола? г. Елец. В. ШИРЯЕВ. Л Юрий накупил антирелигиозной лите ратуры, посещал все лекции на атеис тические темы — мучительно искал истину. Вмешайся в его жизнь в момент этих колебаний добрый, участливый д руг — «вере» Юрия пришел бы конец. Но к этому времени школу он бросил, учи теля о нем забыли, а в комиссию по делам несовершеннолетних при горис полкоме его вызвали только для того, чтобы «пропесочить». Зато не дремали церковники. Они за метили колебания Юрия, предложили исповедоваться. На исповеди подросток рассказал о том, что однажды ему при снился сон: открываются «царские вра та», выходит из них «отец» Василий и за махивается посохом на него. — Вот-вот, — проговорил батюшка С теф ан, — это господь на первый раз предупреждает тебя. И Юрий смирился. Могли помочь Юрию и комсомольцы с мебельной фабрики, куда устроили его на работу, Н В" там кто-то, увидев, его выходящим из церкви, высмеял при всех. Юрий уволился. Сейчас он работает в строительном управлении № 4. О его связи с цер ковью там не знают. Тот факт, что перед на чалом работы Юрий крестится и приговари вает: «Благослови, гос поди», принимают за чудачество. ...Я вспоминаю окон чание разговора с Юри ем. Он говорил тихо, смиренно. — Через полгода по ступлю в семинарию ... — Но ведь, кажется, в семинарию принима ют с десятилетним об разованием... — Вон Мишка два класса окончил, а его приняли... Такой пьяница... — И тебе хочется быть таким? Парнишка молчит. Я понимаю, что предстоит еще долгая борьба, чтобы перековать убеждения Юрия. Но пока для этого ничего не сделано. Возникает законный вопрос: кто в от вете за судьбу Юрия Стребкова? Мо ж ет, ответите вы, товарищи из горкома Бог простит, только денеж ку покажи. Было бы что поесть, А — Помогло, пока водкой N которого будто бы вопло-* ^поила... ^ тился бог. ♦ У Клиентка --------------- - ч‘ ^хлопнула повернулась и ^ а богу успеем 4 ° 3^ а- еШЮ -заклк>чил: $ В Древней Греции и в Де О Римской империи это бого- дверью, а заключи Вот тебе и на! С тех пор дела его по-'^ ♦шли на убыль, и скоро фир- ^ есть в виде хлеба и вина, ^ма деда Елисея, как он^ ее^ Из языческих обрядов} ■4 N едство приняло ную форму: бога смягчен-} стали помолиться. Господи, прости, — помоги нагрести да т „ , ------, - . . . . унести. А N -Грех и молитва рядом |сам^ называл, потерпела \ христаане „ заимствовали* В . У Д А Р О В . ^ «таинство» причащения» V хлебом и вином. *♦ .4 живут. © И в. церковь ходит, и людям шкодит. А Попу темнота народа' — источник дохода. ^ А У неба не выпросишь ф хлеба. 1 А Винограднику нужна ^ не молитва, а мотыга. Т А На бога полагаться — 4 без хлеба остаться, ф г. 'Липецк. Смотрите в кинотеатрах «О К Т Я Б Р Ь » . 26 декабря. Крестоносцы (первая се- - 9.00, 16.00. Крестоносцы (вторая серия)— 110.45, 17.45. Конец «Никотнаны» (вторая серия) — 12.35, 14.15, 19.35 ( удлиненный сеанс), 21.40. Детский кино театр «О РЛ ЕНО К » , Королевство кривых * зеркал. __ 10.00, 12.00, 14.00, 16.00. М О Л О Д Е Ж Н У Ю ГАЗЕТУ « Л ЕНИН Е Ц » /- на 1 9 6 4 год ' П О Д П И С Н А Я Ц Е Н А : НА 6 М Е С . — 1 Р У Б . 56 КО П . НА 1 ГОД — 3 РУБ. 12 КОП. Зам. редактора И. Л Е С Н И К О В . АДРЕС РЕДАКЦИИ : г. Липецк, Коммунальная пл., 44, ред. газеты «Ленинец». Телефоны: редактора — 33—53, ответственного секретаря — 34—13, вам, редакюра, идсоло: ический отдел — 36—43, отделов: сельской молодежи — 38—50, рабочей молодежи — 35—38, писем н спорта — 28—59, бухгалтерия — 34—4в. ^ э ~ б 1 э б « ' ^ Липецк, типография областного уара а культуры. З а к . № 10483.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz