Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)
О Д Е В УШ К А Х из сто девятой комнаты по общежитию х о д я т разные слухи, которые сво дятся к одному: они— пло- ,*ие. Соседи полны презре- - ни я к ним: — А еще из Ленинграда приехали. Мы и отдыхаем только, когда их нет. Но если дома, уши зажимай от их песен. И парни к ним всегда ходят. — А к вам? — Что вы?! — пугаются девуш ки. — Мы же не та кие! Ленинградки Валя Ивано ва и Галя Никитина устало рассказываю т о своей жиз ни: — Мы разнорабочие д е сятого управления, делаем , что скаж ут: яму выкопать ■пожалуйста, засыпать ее я Ь с д е л е е м . С нами прораб ^Ранченко не церемонится. На работе еще ладно, а в общежитии... Идти не хо чется — скука. С воспита телем у нас другого раз- гово!ра, как о выселении, не бывает. В Ленинграде все было по-другому. Девушки рабо тали монтажниками на за воде «Светлана», были в гущ е комсомольской жиз ни. И до сих пор о них с большой теплотой вспоми нают там, в Ленинграде, спрашивают в письмах, хорошо ли им на новом месте. То Ленинград. А здесь... — В общежитии,— гово- ^ рит Валя,— только ругаться умею т, мы с другими и связываться не хотим. Но по всем четырем эта жам общежития треста _ «Липецкстрой» по улице ^ВКигова № 1/141 склоняют Р К м е н а ленинградок. Ради них первого декабря со брались все 300 жильцов, и никто не сказал о них хо рошего слова. Девушки не прощают ле нинградкам того, что они не хотят быть наравне со всеми. Но почему себе девушки прощают многое? Я была свидетельницей скандала между сто восьмой и сто девятой комнатами. В этой ссоре ленинградки вели себя сдержанней своих противниц, которым ссора доставляла удовольствие. Й* в = = 9===== а =тт Мы не будем разбирать, в чем виноваты одни, а в чем — другие. Виноваты все. Как могло получиться, что здесь даже радость оборачивается неприятно стью? Однажды Оля Теп лякова принесла хорошую весточку. Радость вылилась в бурный танец. Но вдруг на пороге выросла грозная Александра Георгиевна Ни- Несколько раз, как празд ник, в общежитии были танцы, стыдливо именуе мые вечерами отдыха. На немногих лекциях многие спали. Вот и все «меро приятия». А что же делает быто вой совет? За полтора месяца свое го существования он пере избирался три раза. Ны- 0 СПОРАХ И ССОРАХ качееа: — Вы что вытворяете? Выселю? И никто не смог доказать воспитателю , что человек мож ет радоваться и тогда, когда живет в общежитии. А вслух девушки жалу ются на мелочи: далеко ездить на работу, нет го рячей воды, большие оче реди у корыт в дни стир ки. И. М. Притченко, заме ститель управляющего тре стом, обещал превратить общежитие в рай, или, как он сказал, в образцовое. Он даже привезет швей ную машину. Но разве тогда исчезнет скука, та самая, которая не дает девуш кам нормально жить? Конечно, нет. Просто тогда, когда исчезнут бес покойные мелочи, жало ваться будут только на скуку. Где же спасение? Некоторым о но пред- ставляется в виде дружно го строя молодых красав цев, перед которыми ши роко откроются двери об щежития. Д ругие видят спасение в образе телеви зора, от голубого экрана которого брызнет неугаси мым весельем. И все вме сте ждут. Девушки согласны уча ствовать в интересных д е лах, но ни одно из них они не организовали сами. ? Г =*8 нешнии его председатель Валя Безродная сказала о работе совета так: — Стоим у дверей, что бы не приходили парни. Проверяем чистоту. Разби раем всякие жалобы. Скуч но у нас. Ее подруга Нина Юдина подхватывает: — Во т будет у нас теле визор, будем собираться, спорить. Сможем и книгу интересную почитать вме сте. — Она спохватывается. — Это можно и сейчас сделать. Но я уже не член бытсовета. Сама попроси лась о ттуда: лучше книгу интересную почитать, чем копаться в сплетнях. И потому, что девушки не хотят сами сделать свой досуг интересным, а ждут помощи от кого-то, горя чие дискуссии заменяют шумные ссоры, в которых рождаются не новые мыс ли, а новые сплетни. Они окутывают общежитие плот ным туманом и рождают недоверие. Здесь стало правилом: при г о т о в и л а обед — уноси свою плитку. И все согласны с мнением А . Г. Никачевой: если в красном уголке появится балалайка, то кого-то нуж но утвердить зав. балалай кой. А пока: дежурный по красному уголку, не отвле каясь ни на секунду, сле дит за играющими в шаш ки и домино: не дай бог украдут. Все это рождено скукой, которая прочно живет в общежитии. Конечно, пра ва Тамара, воскликнувшая: — Но кто-то должен за жечь огонек? Кто-то долж ен. А почему не вы, девушки? И, ДИМИНА. После окончания Чаплыгинского сельскохозяйствен ного техникум а Зина Медведева получила назначение в совхоз « Измалковский» Становлянекого управление. Сейчас она — бригадир комплексной бригады Киров ского отделения совхоза. — В нашем отделении,— говорит Зин а,— создали условия для гарантированного урож ая будущ его года. Мы внесли больше всех в совхозе минеральных удоб- " рений пря осеннем севе. Комсомолка Зинаида Медведева — студентка-заочни ца первого курса Тимирязевской сельскохозяйственной академии. Фото Ю . Ардашева. II 4 I I♦4 \ ♦ ♦I 4 4 4 4 4 4 * 4 4 С некоторых пор история села Ок тябрьокое пишется в милицейских протоколах. Такого-то числа, как го ворится в одном из них, учащийся Октябрьского училища механизации Алексей Лыков ударил Плеткой ра ботника парткома управления Вик тора Рожнова. Он же избил одного из преподавателей средней школы. Через некоторое время в прото кол было вписано еще одно из мно гочисленных похождений. Трое — Пчельников, Лыков, Пахомов — напали на жителя села Анатолия Рожнова и нанесли ему четыре но жевых раневая. Нет нужды рассказывать о содер жании протоколов — всего не пере скажешь. Нет нужды говорить и о принятых мерах — они принимают ся. Правда, народным судом. Ачка сов был осужден за хулиганство на* 5 лет, Навозников за нападение на дружинника — на 3 года лишения свободы. Список можно продолжать. Не го воря уже о том, сколько было з а держано за мелкое хулиганство, скольких не задержало местное от деление милиции из-за отсутствия. камеры предварительного заключе ния. Словом, со дня образования в се ле училища механизации хлопот у милиционеров прибавилось. «Нару шители спокойствия» «шалили» и не иначе, как вымогали деньги у сель ских жителей на зелье, забирались в огороды и сады. Это, так оказать, одна сторона во проса. Есть и другая — крайне низ кая профессиональная подготовка ребят. По признанию самих препо давателей, большинство из буду щих механизаторов — недоучки. До статочно сказать, что для одной из групп — третьей — из-за' неподготов ленности ее был надолго отложен срок выпуска. В чем же причины всего этого? С удят по-разному. — Видите ли, училище недавно образовалось, еще не сложились тра диции. Это говорит директор Ф. И. То карев. — Дело в том, что к нам многие переведены из Ельца, большинство •— хулиганье, — «анализируют» пре подаватели. — Да нет,— раздаются голоса, — состав в общем-то неплохой... Соображения разные, но все—пра вильные. Прошел почти год со дня органи зации училища. Времени достаточно, чтобы позаботиться о создании тра диций и учебной базы, для изоляции «заводил» и налаживания воспита тельной работы. Однако все это должен кто-то делать. И тут встает Шлифовщица Р а я Архипова работает в автоматном цехе Л Т З . Качество ее изделий— отличное. К тому же она обходится без помощи наладчика. Она сама на страивает станок. В результате сокращаются простои, экономится время. НА С Н И М К Е : -Рая Архипова. Фото В . Финогина. И это так. Многие из преподава телей утратили интерес к делу, их не покидает чувство временного пре бывания в училище. Учащиеся остались попросту бес призорными. Разве нельзя было соз дать какое-то ядро из них, чтобы потом на него опереться в борьбе С проявлениями пьянства, хулиганст ва, прогулами? Можно было объе динить ребят на другой основе: соз дать самодеятельность, спортившые секций, дружину. Д а мало ли форм и возможностей! А здесь есть кому повести за собой, есть самодеятель ные таланты, разрядники: В. Сам сонов— тренер по боксу, мастер В. Петрухин имеет второй разряд по волейболу, учащийся 2 -й группы Юрий Казаков — I разряд по лы жам, футболу, А. Г. Афанасьев — по шахматам. Это же сила! Но никто ничего не делает. Все понимают, что без широкой воспитательной работы невозможно поставить дело профессиональной подготовки, но из-за равнодушия проходят мимо, многих проявлений аморального поведения. Показателен такой факт. Материал о хулиганстве учащегося Пчельникова был послан в народный суд. Там решили пере дать дело на суд общественности. Но в училище не только не осудила хулигана, но даже скрыли протокол. Когда он потребовался начальнику отделения милиции В. С. Клюеву, его так и не нашли. Провалы в воспитательной работе пытаются объяснить отсутствием за местителя по политической части. Он, де, должен организовать все. Но неужели воспитание не долг каждо го преподавателя, мастера, общест венных организаций? В училище жалуются на отсутст вие помещения, где бы можно было оборудовать красный уголок или клуб. Но ведь можно арендовать, несколько зданий. Они есть. ■ вопрос о кадрах. Принцип подбора кадров особен но ярко был выражен самим заме стителем начальника областного уп равления профтехобразования Н . В. Реутских: — Ищите людей на месте. Усло вия, сами знаете, какие... Исполняющий обязанности завуча училища А. П. Фурсов знал, о чем говорит Н. В. Реутских. Приезжим преподавателям, мастерам нет жилья. .Но не самому ли управле нию профтехобразования надо было позаботиться о жилье для препода вателей и мастеров? Словом, послушались Н . В. Реут ских и пошли по линии наименьше го сопротивления: стали набирать людей, которые... не имели к препо даванию никакого отношения. Из всех преподавателей, не говоря о мастерах, только трое подготовлены к ведению учебного процесса. Велика текучесть кадров. Меньше чем за год здесь уже третий дирек тор, уходят преподаватели. До сих пор нет заместителя по политической части. Недостает нескольких препо давателей по специальностям и фи зического воспитания. Все мастера, кроме старшего, практики, не имеют настоящей под готовки. По признанию А. П . Фур сова и директора училища, «их са мих надо учить». О требованиях к ним как воспитателям не может быть и речи. ' Из-за нехватки преподавателей многим приходится читать другие, не «свои» дисциплины. У большин ства нагрузка— до 10 — 1 1 часов в день. О каком воспитательном мо менте на уроках можно говорить при этом!? На жизни училища отражается и то, что в преподавательском коллек тиве нет настоящей спаянности, ини циативы, готовности идти на боль шое дело. Хотя период «узнавания» Друг друга кончился, но итоги пла чевны. Директор обливает прязью квалифицированных преподавателей, а те в свою очередь его. — Мы только выясняем личные отношения, забывая о главном, —■ делает правильный вывод Самсонов. ^ • • « • • ( • • • • « м и м п м м м м и м м м и н м м м м м м м м Хорошая профессия у парня Идет улицей парень. Улыбается, шагает уверенно. Встречные охотно здороваются с ним. Это Иван Заварзин, киномеханик Ратчннокого сель ского клуба. Любит и знает он свое дело. И люди уважают его за это. Когда в Москве проходил Пленум Ц К КП С С , Иван организовал по каз фильмов на сельскохозяйственные темы. Хлеборобы артели «Россия* от души благодарили парня за то, что он продемонстрировал для них киножурнал, рассказывающий о роли химии в сельском хозяйстве. Н . В А Д И К О В . с. Ратчммо, Чаплыгиной»го района. Что происходит в училище, я больше того вне его, видят ммогие, в том числе и работники комитета комсомола управления. Но никто из них не решился вмешаться в дела его. Работники комитета комсомола отступают перед этим потому, что считают: эго дело коллектива шко лы и еще, может быть, только уп равления профтехобразования. Об отношении тех мы уже сказа ли. Организовался молчаливый за говор равнодушия к тому, что про исходит в училище. А участников: его мы назвали: К . Л А Р И Н . Усмамокий район.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz