Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)

О Д Е В УШ К А Х из сто девятой комнаты по общежитию х о д я т разные слухи, которые сво­ дятся к одному: они— пло- ,*ие. Соседи полны презре- - ни я к ним: — А еще из Ленинграда приехали. Мы и отдыхаем только, когда их нет. Но если дома, уши зажимай от их песен. И парни к ним всегда ходят. — А к вам? — Что вы?! — пугаются девуш ки. — Мы же не та­ кие! Ленинградки Валя Ивано­ ва и Галя Никитина устало рассказываю т о своей жиз­ ни: — Мы разнорабочие д е­ сятого управления, делаем , что скаж ут: яму выкопать ■пожалуйста, засыпать ее я Ь с д е л е е м . С нами прораб ^Ранченко не церемонится. На работе еще ладно, а в общежитии... Идти не хо­ чется — скука. С воспита­ телем у нас другого раз- гово!ра, как о выселении, не бывает. В Ленинграде все было по-другому. Девушки рабо­ тали монтажниками на за­ воде «Светлана», были в гущ е комсомольской жиз­ ни. И до сих пор о них с большой теплотой вспоми­ нают там, в Ленинграде, спрашивают в письмах, хорошо ли им на новом месте. То Ленинград. А здесь... — В общежитии,— гово- ^ рит Валя,— только ругаться умею т, мы с другими и связываться не хотим. Но по всем четырем эта­ жам общежития треста _ «Липецкстрой» по улице ^ВКигова № 1/141 склоняют Р К м е н а ленинградок. Ради них первого декабря со­ брались все 300 жильцов, и никто не сказал о них хо­ рошего слова. Девушки не прощают ле­ нинградкам того, что они не хотят быть наравне со всеми. Но почему себе девушки прощают многое? Я была свидетельницей скандала между сто восьмой и сто девятой комнатами. В этой ссоре ленинградки вели себя сдержанней своих противниц, которым ссора доставляла удовольствие. Й* в = = 9===== а =тт Мы не будем разбирать, в чем виноваты одни, а в чем — другие. Виноваты все. Как могло получиться, что здесь даже радость оборачивается неприятно­ стью? Однажды Оля Теп­ лякова принесла хорошую весточку. Радость вылилась в бурный танец. Но вдруг на пороге выросла грозная Александра Георгиевна Ни- Несколько раз, как празд­ ник, в общежитии были танцы, стыдливо именуе­ мые вечерами отдыха. На немногих лекциях многие спали. Вот и все «меро­ приятия». А что же делает быто­ вой совет? За полтора месяца свое­ го существования он пере­ избирался три раза. Ны- 0 СПОРАХ И ССОРАХ качееа: — Вы что вытворяете? Выселю? И никто не смог доказать воспитателю , что человек мож ет радоваться и тогда, когда живет в общежитии. А вслух девушки жалу­ ются на мелочи: далеко ездить на работу, нет го­ рячей воды, большие оче­ реди у корыт в дни стир­ ки. И. М. Притченко, заме­ ститель управляющего тре­ стом, обещал превратить общежитие в рай, или, как он сказал, в образцовое. Он даже привезет швей­ ную машину. Но разве тогда исчезнет скука, та самая, которая не дает девуш кам нормально жить? Конечно, нет. Просто тогда, когда исчезнут бес­ покойные мелочи, жало­ ваться будут только на скуку. Где же спасение? Некоторым о но пред- ставляется в виде дружно­ го строя молодых красав­ цев, перед которыми ши­ роко откроются двери об­ щежития. Д ругие видят спасение в образе телеви­ зора, от голубого экрана которого брызнет неугаси­ мым весельем. И все вме­ сте ждут. Девушки согласны уча­ ствовать в интересных д е­ лах, но ни одно из них они не организовали сами. ? Г =*8 нешнии его председатель Валя Безродная сказала о работе совета так: — Стоим у дверей, что­ бы не приходили парни. Проверяем чистоту. Разби­ раем всякие жалобы. Скуч­ но у нас. Ее подруга Нина Юдина подхватывает: — Во т будет у нас теле­ визор, будем собираться, спорить. Сможем и книгу интересную почитать вме­ сте. — Она спохватывается. — Это можно и сейчас сделать. Но я уже не член бытсовета. Сама попроси­ лась о ттуда: лучше книгу интересную почитать, чем копаться в сплетнях. И потому, что девушки не хотят сами сделать свой досуг интересным, а ждут помощи от кого-то, горя­ чие дискуссии заменяют шумные ссоры, в которых рождаются не новые мыс­ ли, а новые сплетни. Они окутывают общежитие плот­ ным туманом и рождают недоверие. Здесь стало правилом: при г о т о в и л а обед — уноси свою плитку. И все согласны с мнением А . Г. Никачевой: если в красном уголке появится балалайка, то кого-то нуж­ но утвердить зав. балалай­ кой. А пока: дежурный по красному уголку, не отвле­ каясь ни на секунду, сле­ дит за играющими в шаш­ ки и домино: не дай бог украдут. Все это рождено скукой, которая прочно живет в общежитии. Конечно, пра­ ва Тамара, воскликнувшая: — Но кто-то должен за­ жечь огонек? Кто-то долж ен. А почему не вы, девушки? И, ДИМИНА. После окончания Чаплыгинского сельскохозяйствен­ ного техникум а Зина Медведева получила назначение в совхоз « Измалковский» Становлянекого управление. Сейчас она — бригадир комплексной бригады Киров­ ского отделения совхоза. — В нашем отделении,— говорит Зин а,— создали условия для гарантированного урож ая будущ его года. Мы внесли больше всех в совхозе минеральных удоб- " рений пря осеннем севе. Комсомолка Зинаида Медведева — студентка-заочни­ ца первого курса Тимирязевской сельскохозяйственной академии. Фото Ю . Ардашева. II 4 I I♦4 \ ♦ ♦I 4 4 4 4 4 4 * 4 4 С некоторых пор история села Ок тябрьокое пишется в милицейских протоколах. Такого-то числа, как го­ ворится в одном из них, учащийся Октябрьского училища механизации Алексей Лыков ударил Плеткой ра­ ботника парткома управления Вик­ тора Рожнова. Он же избил одного из преподавателей средней школы. Через некоторое время в прото­ кол было вписано еще одно из мно­ гочисленных похождений. Трое — Пчельников, Лыков, Пахомов — напали на жителя села Анатолия Рожнова и нанесли ему четыре но­ жевых раневая. Нет нужды рассказывать о содер­ жании протоколов — всего не пере­ скажешь. Нет нужды говорить и о принятых мерах — они принимают­ ся. Правда, народным судом. Ачка­ сов был осужден за хулиганство на* 5 лет, Навозников за нападение на дружинника — на 3 года лишения свободы. Список можно продолжать. Не го­ воря уже о том, сколько было з а ­ держано за мелкое хулиганство, скольких не задержало местное от­ деление милиции из-за отсутствия. камеры предварительного заключе­ ния. Словом, со дня образования в се­ ле училища механизации хлопот у милиционеров прибавилось. «Нару­ шители спокойствия» «шалили» и не иначе, как вымогали деньги у сель­ ских жителей на зелье, забирались в огороды и сады. Это, так оказать, одна сторона во­ проса. Есть и другая — крайне низ­ кая профессиональная подготовка ребят. По признанию самих препо­ давателей, большинство из буду­ щих механизаторов — недоучки. До­ статочно сказать, что для одной из групп — третьей — из-за' неподготов­ ленности ее был надолго отложен срок выпуска. В чем же причины всего этого? С удят по-разному. — Видите ли, училище недавно образовалось, еще не сложились тра­ диции. Это говорит директор Ф. И. То­ карев. — Дело в том, что к нам многие переведены из Ельца, большинство •— хулиганье, — «анализируют» пре­ подаватели. — Да нет,— раздаются голоса, — состав в общем-то неплохой... Соображения разные, но все—пра­ вильные. Прошел почти год со дня органи­ зации училища. Времени достаточно, чтобы позаботиться о создании тра­ диций и учебной базы, для изоляции «заводил» и налаживания воспита­ тельной работы. Однако все это должен кто-то делать. И тут встает Шлифовщица Р а я Архипова работает в автоматном цехе Л Т З . Качество ее изделий— отличное. К тому же она обходится без помощи наладчика. Она сама на­ страивает станок. В результате сокращаются простои, экономится время. НА С Н И М К Е : -Рая Архипова. Фото В . Финогина. И это так. Многие из преподава­ телей утратили интерес к делу, их не покидает чувство временного пре­ бывания в училище. Учащиеся остались попросту бес­ призорными. Разве нельзя было соз­ дать какое-то ядро из них, чтобы потом на него опереться в борьбе С проявлениями пьянства, хулиганст­ ва, прогулами? Можно было объе­ динить ребят на другой основе: соз­ дать самодеятельность, спортившые секций, дружину. Д а мало ли форм и возможностей! А здесь есть кому повести за собой, есть самодеятель­ ные таланты, разрядники: В. Сам­ сонов— тренер по боксу, мастер В. Петрухин имеет второй разряд по волейболу, учащийся 2 -й группы Юрий Казаков — I разряд по лы­ жам, футболу, А. Г. Афанасьев — по шахматам. Это же сила! Но никто ничего не делает. Все понимают, что без широкой воспитательной работы невозможно поставить дело профессиональной подготовки, но из-за равнодушия проходят мимо, многих проявлений аморального поведения. Показателен такой факт. Материал о хулиганстве учащегося Пчельникова был послан в народный суд. Там решили пере­ дать дело на суд общественности. Но в училище не только не осудила хулигана, но даже скрыли протокол. Когда он потребовался начальнику отделения милиции В. С. Клюеву, его так и не нашли. Провалы в воспитательной работе пытаются объяснить отсутствием за­ местителя по политической части. Он, де, должен организовать все. Но неужели воспитание не долг каждо­ го преподавателя, мастера, общест­ венных организаций? В училище жалуются на отсутст­ вие помещения, где бы можно было оборудовать красный уголок или клуб. Но ведь можно арендовать, несколько зданий. Они есть. ■ вопрос о кадрах. Принцип подбора кадров особен­ но ярко был выражен самим заме­ стителем начальника областного уп­ равления профтехобразования Н . В. Реутских: — Ищите людей на месте. Усло­ вия, сами знаете, какие... Исполняющий обязанности завуча училища А. П. Фурсов знал, о чем говорит Н. В. Реутских. Приезжим преподавателям, мастерам нет жилья. .Но не самому ли управле­ нию профтехобразования надо было позаботиться о жилье для препода­ вателей и мастеров? Словом, послушались Н . В. Реут­ ских и пошли по линии наименьше­ го сопротивления: стали набирать людей, которые... не имели к препо­ даванию никакого отношения. Из всех преподавателей, не говоря о мастерах, только трое подготовлены к ведению учебного процесса. Велика текучесть кадров. Меньше чем за год здесь уже третий дирек­ тор, уходят преподаватели. До сих пор нет заместителя по политической части. Недостает нескольких препо­ давателей по специальностям и фи­ зического воспитания. Все мастера, кроме старшего, практики, не имеют настоящей под­ готовки. По признанию А. П . Фур­ сова и директора училища, «их са­ мих надо учить». О требованиях к ним как воспитателям не может быть и речи. ' Из-за нехватки преподавателей многим приходится читать другие, не «свои» дисциплины. У большин­ ства нагрузка— до 10 — 1 1 часов в день. О каком воспитательном мо­ менте на уроках можно говорить при этом!? На жизни училища отражается и то, что в преподавательском коллек­ тиве нет настоящей спаянности, ини­ циативы, готовности идти на боль­ шое дело. Хотя период «узнавания» Друг друга кончился, но итоги пла­ чевны. Директор обливает прязью квалифицированных преподавателей, а те в свою очередь его. — Мы только выясняем личные отношения, забывая о главном, —■ делает правильный вывод Самсонов. ^ • • « • • ( • • • • « м и м п м м м м и м м м и н м м м м м м м м Хорошая профессия у парня Идет улицей парень. Улыбается, шагает уверенно. Встречные охотно здороваются с ним. Это Иван Заварзин, киномеханик Ратчннокого сель­ ского клуба. Любит и знает он свое дело. И люди уважают его за это. Когда в Москве проходил Пленум Ц К КП С С , Иван организовал по­ каз фильмов на сельскохозяйственные темы. Хлеборобы артели «Россия* от души благодарили парня за то, что он продемонстрировал для них киножурнал, рассказывающий о роли химии в сельском хозяйстве. Н . В А Д И К О В . с. Ратчммо, Чаплыгиной»го района. Что происходит в училище, я больше того вне его, видят ммогие, в том числе и работники комитета комсомола управления. Но никто из них не решился вмешаться в дела его. Работники комитета комсомола отступают перед этим потому, что считают: эго дело коллектива шко­ лы и еще, может быть, только уп­ равления профтехобразования. Об отношении тех мы уже сказа­ ли. Организовался молчаливый за­ говор равнодушия к тому, что про­ исходит в училище. А участников: его мы назвали: К . Л А Р И Н . Усмамокий район.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz