Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ „ ОДИН Г О Д “ Липецкий драматический театр поставил инсцениров ку романа Юрия Германа «Один год». Роман этот по пулярен, и события, о которых рассказывается в нем, достаточно известны. Алексей Жмакин был из-за косности сотрудника уго ловного розыска Митрохина несправедливо осужден, бежал из мест заключения и, возвратясь в Ленинград, стал, что называется, в пику милиции лихо орудовать на вокзалах, проверяя содержимое карманов и сумо чек. Все это продолжается до тех пор, пока Жмакин не встречает хорошую, простую и чуткую женщину Клавдию. А в это время. один из сотрудников уголовного ро зыска Иван Михайлович "Лапшин ведет длительную и трудную борьбу за доказательство невиновности Алек сея. Естественно, что инсценировка не вобрала в себя все сюжетные линии романа. Многие образы сущест- ■венно обеднены, о некоторых событиях рассказывается вскользь, кое-что опущено совсем. Основная идея пьесы — это идея борьбы нашего об щества за счастье каждого человека. Первое слово о режиссуре спектакля. Постановщик спектакля А. Г. Новиков — художник интересного да рования, который проявляет неподдельный интерес к высокой гражданской теме, стремление к яркой, откры той, порою полемической театральности, к оригиналь- иым сценическим приемам. В режиссерском решении спектакля «Один год» чув ствуются традиции Н. Охлопкова я театра им. Маяков ского. Это видно во всем: и в стремлении приблизить звучание пьесы к нашему сегодня, и в откровенной па тетике некоторых сцен. А. Новиков, как и Н. Охлопков, очень смело обра щается с тем драматическим материалом, который бе рется ставить. При этом могут быть значительные на ходки и не менее значительные упущения. Так, увлек шись судьбою Жмакина, режиссер, явно, меньше уде лил внимания в спектакле сюжетной линии Лапшин— Митрохин. В стремлении придать актуальность спек таклю режиссер проглядел явную натяжку автора ин сценировки. Спектакль динамичен, действие в нем развивается стремительно. Режиссер, имеющий дело с детективным материалом, не забывает, что главное — это сцены, где с наибольшей полнотой показывается жизнь человече ского духа. ' Об актерских работах. Самая интересная из них — роль Алексея Жмакина в исполнении молодого актера Л . Н. Кулагина. Л. Кулагин видит своего героя воле вым, сильным и в глубине души честным человеком. Он горд, смел. На его Жмакине есть уже тот тлетвор ный налет, что остается от каждого, даже пустячного, соприкосновения с преступным миром. Но актер убе дительно доказывает, что не это главное в Алексее. Главное в нем — стремление жить чистой, хорошей жизнью. Л. Кулагин не живописует «блатную жизнь». Он выступил как способный, интересный актер, вели колепно владеющий своим телом, голосом, очень есте ственный, органичный. По воле автора инсценировки главный персонаж, Алексей Жмакин, выступает как бы в двух липах. Эти два лица присутствуют на сцене одновременно. Один Жмакин действует, живет реально, а второй как бы лишь в мыслях того, первого. Это раздвоение персона жа потребовалось автору инсценировки для того, что бы связать разрозненные эпизоды в единое целое, рас сказать о предшествующих событиях, наконец, дать авторскую опенку происходящему. Эту роль исполняет М. С. Ильин. Задача у актера необыкновенно трудная. Жмакин-второй не действует, он резонерствует, иногда комментирует. Естественно, что перед исполнителем стояла трудная задача, найти должную манеру сценического поведения. В целом эта задача, на мой взгляд, М. С. Ильиным выполнена. Есть в рецензируемом спектакле роль женщины, ко торая своим теплом, чистой, всепонимающей (но. от нюдь не всепрощающей!) любовью помогает стать Жма- ■кину человеком настоящим. Клавдия — С. Д. Лисов ская рассказала нам. о своей любви просто, иногда да же чуть-чуть по-бабьи, но так задушевно и так взвол нованно, что в эту любовь веришь сразу и окончатель но. В спектакле, где много зрелищного, где выворачи вается наизнанку столько человеческих душ, порою мерзких, порою слабых, была опасность для актеров и постановщика как-то невольно сбавить тон, показать любовь в несколько приглушенном, бытовом плане. Нет, и Л. Кулагин, и С. Лисовская вместе с режис сером идут на смелый в данном спектакле шаг: лю бовь их герои несут в зрительный зал смело, открыто, как победу, как предмет гордости. И нужно видеть, какой отклик они встречают у зрителя! ^ УУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУ /УУ .'У УУУУУУ /У /УУУУУУУУУУУУУУ '/ УУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУЖ УУУУУУУ . ^ Г а з е т ы и жу р н а л ы в к а ж д у ю с е м ь ю I - В А Ж Н О Е Д Е Л О 1 Д ва месяца идет под писка на газеты и ж ур налы на 1964 год. Сейчас областной от дел «Союзпечати» под вел предвар и т е л ь н ы е итоги работы комитетов комсомола управлений. Что можно сказать о них? Они, эти итоги, по ка неутешительны. Неко торые комитеты комсо мола плохо занимаются этой работой. Ведь только этим можно объяснить, что в области распространено только немногим более 12 тысяч экземпляров молодежной газеты «Л е нинец» и около 1100 эк земпляров журналов «Молодой коммунист» и «Комсомольская жизнь». Особенно плохо занима ются распространением молодежных газет и журналов Грязинский, Данковский, Липецкий горкомы В Л К С М , Доб- ринский, Елецкий, С-та- новлянский, Усманский комитеты производствен ных управлений, где од на газета «Ленинец» в подписке приходится на 12— 18 комсомольцев, а молодежные журналы выписывают в этих го родах и районах едини цы. В оставшиеся 20—25 дней надо организовать всем комитетам комсо мола практическую ра боту по распростране нию газет и журналов с таким расчетом, чтобы каждый комсомолец, каждая девушка и юно ша выписали на 1964 год молодежные изда ния. Это будет гаранти- - новля ск , Ус анск ей успешного проведе- - в - ния этого важного дела. На местах сейчас стоит организовать боевое со ревнование обществен ных распространителей печати за большое ко личество подписчиков. Требуется максимум практической работы ко митетов В Л К С М , работ ников связи «Союзпеча-- ти» и общественных рас- Я УУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУЖ УУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУ Главным действующим лицом в инсценировке яв ляется руководитель бригады уголовного розыска Лап шин. В романе это чудесный образ человека, оставше гося кристально чистым, сталкиваясь каждый день, каждый час со всевозможной грязью.” В инсценировке образ уже значительно обеднен. Да еще в спектакле получилось так, что на первом месте — все перипетии Жмакина. Лапшин — М. Н. Соболев — оказался на втором плане. И получилось это, видимо, потому, что исполнителю не хватило красок для многогранного образа. По действию пьесы Лапшину приходится стал киваться с разными людьми. К каждому человеку у него свое отношение, очень разное, в каждом случае индивидуальное. Вот этой индивидуализации, этого богатства палитры и не хватило М. Н. Соболеву. Есть роли в спектакле, когда актер на сцене всего несколько минут. Вот Неля, которая промолчала и тем обрекла на заключение Жмакина. Молодая актриса А. Г. Бабенко избежала опасности мелодраматизма, таящегося в ее роли. Трудно актеру,, не подготовив зрителя предшествующим исполнением, так вот, сразу, выдать какой-то сильный порыв души, смятение чувств. Молодой актрисе это удалось: мы видим слабого чело века, оставшегося посторонним из-за малодушия. Вот официантка — Г. И. Марина. Во всей фигуре, в манере держать поднос виден человек, ' привыкший к прозе жизни, к грубости и сам отвечающий грубостью. И когда официантка бросает упрек Жмакину: «А еще в шляпе!», актриеа так верно передает зерно роли, что зал взрывается аплодисментами. Образ Митрохина несет большую идейную нагрузку, хотя роль и сокращена в спектакле до предела. Ми трохин органически не способен понять гуманизм свое го товарища. В исполнении В. А. Митрофанова Митро хин— дуб, тупой, подлый и глупый. Но ведь в романе и в пьесе это тип социально заостренный. В спектакле он слишком мелок, чтобы претендовать на такую роль. Может быть, причина тут в том, что В. А . Ми трофанов видит лишь часть характера героя, причем несколько шаржирует, переходя ту грань, где начинает ся переигрыш. г" В спектакле целая «карточная колода» всяких уголов ных элементов. Роли эти, ярко выписанные, могли стать главным козырем в спектакле, если бы не умная ру ка режиссера. Он добился все-таки, что в спектакл^ колоритности фигур уголовного мира противостоят у б Я дительные образы людей советских. Поэтому, как н ? сочен образ мерзкого, липкого Балаги (арт. Д . Г. Кор саков), как ни живописен благовоспитанный налетчик Мамалыга (артисты Л. М. Бляхер и Г. Д. Горелов), как ни отвратителен в своей все опустошающей злобе матерый враг советской власти Корнюха (артист В, П. Кобец создал поистине жуткую фигуру) — всем им противостоит спокойный и мужественный Толя Гриб ков, комичный, но милый Окошкин, проницательный и спокойный Бочков. В этом спектакле коллектив в целом выступает в самом благоприятном свете. Как-то стало особенно наглядно, что в Липецком театре много способных ху дожников. Р . П Е Р О В , 30 ноября. 15.15— Для юношества. И. Прут — «Князь Мстислав уда лой». Премьера телеви зионного спектакля. 17.10 — Программа передач. 17.15 — Телевизионные новости. 17.30 — «Зна ние». Телевизионный журнал. «Химия на службе народа». 18.00^— «Телевизионный клуб ки нопутешествий». 19.10 — «Московский калейдо скоп». 20.00 — «Тайна Жоао Карраль». Худо- жественный фильм. 21.45 —- Телевизионные ново сти. 22.10—«На огонек». Передача из Ленингра да. 1 декабря. 1Г25— Для школьников. «Наша сто лица». Передача третья. «Площадь Пушкина». 62.00— «Пионерский ко стер». Телевиз и о н н ы й журнал. Передача из Минска. 13.00 — Концерт молодых исполнителей. Передача из Киева. 13.45 — «Поливное земледе лие». Телев и з и о н н ы й очерк. 15.10 — Програм ма передач. 15.15—«Му зыкальный киоск». 15,40 — Для воинов Советской Армии и Флота. Иду щие впереди. 16.10 — Те левизионные н о в о с т и . 66.25 — «На стадионах и спортивных площадках». В перерыве — Киножур нал «Новости дня». 18.30 —Вечер народного твор чества. 21.30—Телевизи онные новости. 22.00 — Вечер народного творче ства. (Продолжение). пространителеи в горо дах и селах области. Областной отдел «Со юзпечати» совместно с редакцией газеты «Л е нинец» объявляет кон курс на лучшего рас пространителя газеты «Ленинец» и других мо лодежных изданий. Гор комы и комитеты ком сомола, которые обеспе чат наибольшее количе ство подписчиков и до бьются такого положе ния, когда каждый юно ша и девушка выписы вают газету и журнал, будут награждены де нежными премиями в размере от 150 до 30 рублей. В . Е В С Е Е В , старший инструктор областного отдела «Союзпечать». { * >« ч \ \ \ \ \ у \ хч \ » х « у \ х >- I Смотрите | в кинотеатрах: I « О К Т Я Б Р Ь » . 30 нояб- $ = ря. Карусель. — 9.00, л I 12.25, 16.00, 119.25 (удли- § 1 ненный сеанс Матч ги- О I ган то в). Афера в казн- л 1 н о .— 10.35, 14.00, 17.35, 8 ! 21.35. « М Е Т А Л Л У Р Г » . 30 но- Й | ября. Повесть о лесном § I великане. — 9.30. Мечте I навстречу.— 11.00, 13.00, ! 115.00, 17.00, 19.00, 21.30. - и В ы п и с а л ли ты О Б Л А С т М У К ) МОЛОДЕЖНУЮГД 1 ЕТУ НА 1 ГО Д НА 6 М ЕС . 3 Р У Б . 12 КО П . Р У Б . 56 КО П . А Д Р Е С Р Е Д А К Ц И И : г. Липецк, Коммунальная пл., 44, р ед. газеты «Ленинец». Телефоны: редактора— вам, редактора, идеологический отдел — 36—43, отделов: сельской молодежи — 38—50, рабочей молодежи — 35—38, АЭ 62949 ” : . ”. 1 ■-■■■■ • И. о. редактора Н. СМ О Л Ь Я Н И Н О В . 33—53, ответственного секретаря — 34— 13, писем и спорта — 28—59, бухгалтерии — 34—46. Липецк, типография областного управления культуры. З ак, № 9777 ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz