Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)

I^ * а е ^ и . . И Д Е М Н А В Е Т Е Р " | ? / I ! П И < я 8 Р Г / / \ ' 8 I К С * ’ О ГДА шесть лет назад на базе (Услланского детского дома созда­ валась школа-интернат, учителям С> и воспитателям пришлось начинать ра- N боту с покраски кроватей и ремонта ^ матрацев. Но плохие бытовые условия ^1 были не единственной трудностью. В последние дни августа стали прибывать будущие воспитанники— чаще из «труд­ ных» семей, с представлением, что ин­ тернат— то же, что и детский дом. Смотрели хмуро и недоверчиво. Кроме того, школа-интернат была новым ти- ^ пом детского учреждения, и коллекти- N ву предстояло идти непроторенными V тропами. V На од. С советов спорили о том, как сцементи- N ровать коллектив воспитанников. Бы- X ло много предложений, сошлись на од- к. I ном из первых педагогических ном: главным должно быть воспитание моральных и нравственных принципов будущих коммунаров. Остальное — приложится. Представьте себе большую, друж ­ ную семью. Дети в семье— разных возрастов. Младшие учатся у стар­ ших, перенимают от них небольшой, но все-таки житейский опыт. У старших, в свою очередь, повышается ответствен­ ность за свои поступки. Эти качества хорошей семьи были в свое время положены Антоном Семеновичем Ма­ каренко в основу сводных бригад. В интернате шестнадцать сводных от­ рядов, в каждом по 34 человека разных возрастов — от малышей до старше­ классников. Отряды по очереди деж у­ рят на кухне, отвечают за порядок в общежитии. Сегодня первокласснику доверили разнести хлеб по столам, но ему хо­ чется — это естественная особенность возраста — во всем походить на стар­ ших. В следующее дежурство он будет стоять на лестнице общежития и внимательно следить, чтобы ребята не приносили на ногах грязь с улицы. В беспомощности, развивается уверен­ ность в себе, в свои силы. Часто говорят, что интернатовская система воспитывает в ребятах ижди­ венчество. Об Усманской школе-ин­ тернате этого сказать нельзя. Выра­ щенной ребятами на учхозе картош­ ки хватает им на полгода. На свино­ ф ерм е постоянно содержатся до трехсот свиней. Корм для* них также производится в учхозе. Разумеется, труд в учхозе покрыва­ ет лишь незначительную часть расхо­ дов на обучение ребят. Но как, долж ­ но быть, приятна мысль, "что даже и эта часть заработана тобой самим, твоим трудом. У ребят возникает желание как-то проявить себя, найти применение сво­ им силам, принести пользу другим? Часть заработанных ими денег идет в общую казну для организации празд­ ников, экскурсий в Липецк, Воронеж, Рамонь, Лев Толстой. Многие руководители школ в ряду других положительных • сторон трудо­ вого воспитания как о заслуге сооб­ щают, что школьники отремонтировали столько-то парт, покрасили столько-то квадратных метров полов. И как-то само собой получается, что они вы­ ставляют напоказ небережливость сво- третий раз ему поручат еще более от- их учеников, их небрежное отношение ветственное дело. Так, вместо детской к общественному добру. В Усманской школе-интеонате нет Я об этом и разговора. Панели на стенах Я не красили вот уже четыре года, в Ь этом — только обновили. Двадцать 8 один стул, отремонтированный за четы- К ре года,— не так уж много. О школьном самоуправлении можно 8 говорить много. На комитете комсомо- ® ла и совете дружины реб шают вопросы успеваемост ют организационные дела, товарищей. И какой наградой для ляется тот факт, что классов занимаются на одни, без учителей. Отсутстви ля не только не мешает, жит будущ ее, и наша совесть не может быть спокойна, если мы не подготовим их к этому, В. ШИРЯЕВ. г, Усмань, школа-интернат. 1 в I 4 Много хорошего можно рассказать, о делах комсомольцев механической мастерской. В груп­ пе создана своя комсомольская газета «Станоч­ ник», в которой освещается повседневная жизнь молодежи. О прогулах и опозданиях здесь не может быть и речи. У комсомольцев группы вошло в привыч­ ку приходить за полчаса до начала смены и об­ суж дать работу вчерашнего дня. Коллектив ма­ стерской добивается четкой, высокопроизводи­ тельной работы. Своими успехами комсомольцы во многом обязаны групкомсоргу Вячеславу Пировских. Ем у всегда и во всем помогает мастер Александр Николаевич Арсеньев. Недавно горком В Л К С М наградил В . Пиров­ ских и А . Н . Арсеньева похвальными грамотами. Г . М Е Л Ь Н И Ч Е Н К О , комсорг второго листопрокатного цеха Н Л М З . О Н С Н И М А Л Ф И Л Ь М О Б И Л Ь И Ч Е Это было шестьдесят лет тому назад. Моло­ дой француз Луи Фо- рестье закончил образо­ вание в одном из па­ рижских колледжей. В , 1909 году молодо­ му кинооператору пору­ чили впервые снимать не хронику, а художест­ венный фильм по пове­ сти Альфонса Додэ «Ар- лезианка». Форестье справился с заданием, проявил операторское мастерство. Вскоре ему предложили поехать на работу в Россию, где тоже начало развивать­ ся кино, но не хватало операторов. И вот осенью 1910 года он от­ правился в Москву — на разведку. Россия и ее люди пришлись молодо­ му французу по душе. Он остался здесь и стал одним из видных опера­ торов сначала русской, а потом советской кине­ матографии. Наиболее ярким эпи­ зодом своей долгой опе­ раторской -жизни Форе­ стье считал съемку В. И. Ленина. Вот что он сам рассказывает об этом в своих записках: «В 1920 году я про­ должал работать опера­ тором киноотдела Мос­ совета. Весной этого го­ да в моей операторской жизни произошло круп­ ное событие. К нам в контору явился предста­ витель Моссовета и вру­ чил мне пропуск на пло­ щадь Свердлова, где пе­ ред добровольцами, от- пр я в л я в ш и м и с я на фронт, должен был вы­ ступать Владимир Ильич Ленин. Зарядив кассету един­ ственной коробкой плен­ ки, которая хранилась в отделе в качестве непри­ косновенного фонда, я взял аппарат и пошел на место съемки. В сквере между Большим и Ма­ лым театрами была ско­ лочена небольшая доща­ тая трибуна. Я пристро­ ился около нее. Приехал Владимир Ильич. Он поднялся на трибуну и произнес го­ рячую речь против бело- поляков, ворвавшихся в Западную Белоруссию и на Украину. За неимением длино­ фокусной оптики мне пришлось снимать 50- миллиметровым объек­ тивом. Я стал в двух метрах от трибуны и решил снимать Влади­ мира Ильича как можно крупнее. Был очень хороший солнечный день, и как только Владимир Ильич начал говорить, я при­ ступил к съемке. Снимал я небольшими кусками, с интервалами. Мне по­ чему-то казалось, что шум моего старого аппа­ рата раздражает Влади­ мира Ильича. Это ощу­ щение еще усилилось, когда- я заметил, что Владимир Ильич не­ сколько -раз взглянул в мою сторону, как мне показалось, с недоволь­ ным видом. Отойти я не мог — кадры получились бы очень мелкими. По­ думав минуту, я решил продолжать съемку с того же места. Ведь я выполнял свой долг. Впрочем, скоро моя единственная коробка пленки закончилась, и я, прекратив работу, стал слушать речь Владимира Ильича. Но вот он закончил свое выступление, спус­ тился с трибуны и на­ правился прямо ко мне. Я подумал: «Вот сейчас мне и попадет за назой­ ливость». Но ничего по­ добного не случилось. Владимир Ильич ос­ тановился, посмотрел на меня и на съемочный аппарат, улыбнулся и собрался идти дальше. Я набрался храбрости и извинился, что помешал ему треском своего ап­ парата. Владимир Ильич очень ласково ответил: «Ничего, ничего. Каж­ дый должен делать свое дело. Продолжайте ва­ шу работу»,— поклонил­ ся и ушел по направле­ нию к Большому театру, где после митинга долж­ но было состояться ка­ кое-то заседание. К сожалению, многие кинокадры, запечатлев­ шие Ильича, не сохра­ нились или оказались в других странах. Такая же участь постигла лен­ ты Форестье. Возможно, они сохранились в ино­ странных фильмотеках. Макс поляновскии. (А П Н ). В ремонтно-механическом цехе тракторного завода создана передвижная библиотечка. Она уже пользуется большой популярностью. С каж­ дым днем ее читателями становятся все больше рабочих и инженерно-технических работников. НА СНИМКЕ: библиотекарь-общественник кон- структор техбюро цеха Зина Флюсова (слева) помогает выбрать интересную книгу фрезеров­ щику В. Коротееву, слесарю В. Донскому, элект­ рику В. Попову. Фото В. Финогина. Интересный у т р е н н и к Книги А. Гайдара не за­ слеживаются на полках биб­ лиотеки. Каждому юному читателю хорошо известны имена забавных малышей Чука и Гека из одноимен­ ного рассказа, мужествен­ ного Тимура, каждого чи­ тателя увлекают романти­ ческие приключения ма­ леньких героев. Рассказы, стихи о Гайдаре, любимые песни — все старательна собирали пионеры из от­ рядов 4-х классов. Подго­ товили инсценировки по книгам Аркадия Петрови­ ча. Знакомые слова, героя вновь ожили на утреннике. И клятвой писателю про­ звучала песня о Гайдаре: Страницы честных, чистых книг Стране оставил в дар Боец, писатель, большевик И гражданин Гайдар. А . М А К А Р О В А , старшая пионервожатая. Долгоруковская школа, Тербунский район. '[Л 1 ПИОИЕР(КИХ Ш А Р У Ж И Н Марс! Загадочная плане­ та... Сколько пытливых ре­ бячьих лиц всматривается в небо с огромным жела­ нием увидеть планету! А сегодня вихрастые ре­ бятишки и девчонки отря­ дов средней школы № 5 смело штурмуют подступы к Марсу, штудируя учебни­ ки физики, химии, биоло­ гии и математики. Настоя­ щее соревнование за право быть первым на Марсе раз­ вернулось со второго октяб­ ря — дня старта Всесоюз­ ного соревнования на луч­ ший пионерский отряд. Каж дую неделю летят ра­ диограммы с бортов кораб­ лей-отрядов в совет дру­ жины. Радирует корабль, борю­ щийся за звание «Победи­ тель»: «Наш корабль оторвался от земли и начал свой по­ лет. Вот что нами сделано за неделю. Мы побывали на Новолипеиком метал­ лургическом заводе. Много интересного узнали о на­ шей гордости — Липецкой Магнитке. А в одном из Впе ре д , караваны ракет! цехов произошла интерес­ ная встреча с туристами Чехословакии. Это нам за­ помнится на всю жизнь. Вот где строят фундамент коммунизма! Вот где мы будем нужны нашим отцам, братьям! Провели сбор со­ вета отряда и решили по­ слать звенья в разведку. В зоне пионерского действия обнаружили необходимость шефства над пенсионеркой по улице Зегеля дом № 2. А ребята третьего звена ведут дежурную карту по зарубежным странам». А вот радиограмма с ко­ рабля «Восток-7». «Космо­ дрому радируем: все пионе­ ры нашего отряда — стар­ шие товарищи октябрят. За неделю мы пролетели боль­ шой путь. По пути к Мар­ су мы залетели к октября­ там 1 «б» класса. Помога­ ем им в учебе, выпускаем вместе с октябрятами газе­ ту «Всезнайку», готовим ин­ сценировку. Храня память о нашем земляке-герое С . Литаврине, мы собираем материалы для альбома. Побывали на кондитерской фабрике. Все вместе гото- вимся к К В Н » . Не отстаю т и самые ма- ленькие — пионеры 4 « А : класса. Их к о р а б л ■ «Марс-1» уверенно летит ш курсу. Много полезных дел у «марсиан». Их радио граммы лаконичны: «Наин зона пионерского действит — улица Ленина. На нет мы окопали и побелили де- ревья. Пионерские сборь мы еще только учимся'про' водить. И вот мы провел* свой первый сбор, совсе» одни, без учителя. Сначала шумели, т .к. составлял* план на следующую неде' лю. Столько было предло­ жений, все говорили! Плат мы наметили, и сбор на» очень понравился, потом} что мы" все сами решили без подсказки. Учимся житт без нянек». Д а , вы, действительно молодцы, ребята! Вперед* у вас много интересны] дел! Космической скоростт вам, пионеры «Победителя», «Востока-7», «Марса- 1 »! В . К У З Н Е Ц О В А , методист Дома пионеров, наш нештатный коррь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz