Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)
I^ * а е ^ и . . И Д Е М Н А В Е Т Е Р " | ? / I ! П И < я 8 Р Г / / \ ' 8 I К С * ’ О ГДА шесть лет назад на базе (Услланского детского дома созда валась школа-интернат, учителям С> и воспитателям пришлось начинать ра- N боту с покраски кроватей и ремонта ^ матрацев. Но плохие бытовые условия ^1 были не единственной трудностью. В последние дни августа стали прибывать будущие воспитанники— чаще из «труд ных» семей, с представлением, что ин тернат— то же, что и детский дом. Смотрели хмуро и недоверчиво. Кроме того, школа-интернат была новым ти- ^ пом детского учреждения, и коллекти- N ву предстояло идти непроторенными V тропами. V На од. С советов спорили о том, как сцементи- N ровать коллектив воспитанников. Бы- X ло много предложений, сошлись на од- к. I ном из первых педагогических ном: главным должно быть воспитание моральных и нравственных принципов будущих коммунаров. Остальное — приложится. Представьте себе большую, друж ную семью. Дети в семье— разных возрастов. Младшие учатся у стар ших, перенимают от них небольшой, но все-таки житейский опыт. У старших, в свою очередь, повышается ответствен ность за свои поступки. Эти качества хорошей семьи были в свое время положены Антоном Семеновичем Ма каренко в основу сводных бригад. В интернате шестнадцать сводных от рядов, в каждом по 34 человека разных возрастов — от малышей до старше классников. Отряды по очереди деж у рят на кухне, отвечают за порядок в общежитии. Сегодня первокласснику доверили разнести хлеб по столам, но ему хо чется — это естественная особенность возраста — во всем походить на стар ших. В следующее дежурство он будет стоять на лестнице общежития и внимательно следить, чтобы ребята не приносили на ногах грязь с улицы. В беспомощности, развивается уверен ность в себе, в свои силы. Часто говорят, что интернатовская система воспитывает в ребятах ижди венчество. Об Усманской школе-ин тернате этого сказать нельзя. Выра щенной ребятами на учхозе картош ки хватает им на полгода. На свино ф ерм е постоянно содержатся до трехсот свиней. Корм для* них также производится в учхозе. Разумеется, труд в учхозе покрыва ет лишь незначительную часть расхо дов на обучение ребят. Но как, долж но быть, приятна мысль, "что даже и эта часть заработана тобой самим, твоим трудом. У ребят возникает желание как-то проявить себя, найти применение сво им силам, принести пользу другим? Часть заработанных ими денег идет в общую казну для организации празд ников, экскурсий в Липецк, Воронеж, Рамонь, Лев Толстой. Многие руководители школ в ряду других положительных • сторон трудо вого воспитания как о заслуге сооб щают, что школьники отремонтировали столько-то парт, покрасили столько-то квадратных метров полов. И как-то само собой получается, что они вы ставляют напоказ небережливость сво- третий раз ему поручат еще более от- их учеников, их небрежное отношение ветственное дело. Так, вместо детской к общественному добру. В Усманской школе-интеонате нет Я об этом и разговора. Панели на стенах Я не красили вот уже четыре года, в Ь этом — только обновили. Двадцать 8 один стул, отремонтированный за четы- К ре года,— не так уж много. О школьном самоуправлении можно 8 говорить много. На комитете комсомо- ® ла и совете дружины реб шают вопросы успеваемост ют организационные дела, товарищей. И какой наградой для ляется тот факт, что классов занимаются на одни, без учителей. Отсутстви ля не только не мешает, жит будущ ее, и наша совесть не может быть спокойна, если мы не подготовим их к этому, В. ШИРЯЕВ. г, Усмань, школа-интернат. 1 в I 4 Много хорошего можно рассказать, о делах комсомольцев механической мастерской. В груп пе создана своя комсомольская газета «Станоч ник», в которой освещается повседневная жизнь молодежи. О прогулах и опозданиях здесь не может быть и речи. У комсомольцев группы вошло в привыч ку приходить за полчаса до начала смены и об суж дать работу вчерашнего дня. Коллектив ма стерской добивается четкой, высокопроизводи тельной работы. Своими успехами комсомольцы во многом обязаны групкомсоргу Вячеславу Пировских. Ем у всегда и во всем помогает мастер Александр Николаевич Арсеньев. Недавно горком В Л К С М наградил В . Пиров ских и А . Н . Арсеньева похвальными грамотами. Г . М Е Л Ь Н И Ч Е Н К О , комсорг второго листопрокатного цеха Н Л М З . О Н С Н И М А Л Ф И Л Ь М О Б И Л Ь И Ч Е Это было шестьдесят лет тому назад. Моло дой француз Луи Фо- рестье закончил образо вание в одном из па рижских колледжей. В , 1909 году молодо му кинооператору пору чили впервые снимать не хронику, а художест венный фильм по пове сти Альфонса Додэ «Ар- лезианка». Форестье справился с заданием, проявил операторское мастерство. Вскоре ему предложили поехать на работу в Россию, где тоже начало развивать ся кино, но не хватало операторов. И вот осенью 1910 года он от правился в Москву — на разведку. Россия и ее люди пришлись молодо му французу по душе. Он остался здесь и стал одним из видных опера торов сначала русской, а потом советской кине матографии. Наиболее ярким эпи зодом своей долгой опе раторской -жизни Форе стье считал съемку В. И. Ленина. Вот что он сам рассказывает об этом в своих записках: «В 1920 году я про должал работать опера тором киноотдела Мос совета. Весной этого го да в моей операторской жизни произошло круп ное событие. К нам в контору явился предста витель Моссовета и вру чил мне пропуск на пло щадь Свердлова, где пе ред добровольцами, от- пр я в л я в ш и м и с я на фронт, должен был вы ступать Владимир Ильич Ленин. Зарядив кассету един ственной коробкой плен ки, которая хранилась в отделе в качестве непри косновенного фонда, я взял аппарат и пошел на место съемки. В сквере между Большим и Ма лым театрами была ско лочена небольшая доща тая трибуна. Я пристро ился около нее. Приехал Владимир Ильич. Он поднялся на трибуну и произнес го рячую речь против бело- поляков, ворвавшихся в Западную Белоруссию и на Украину. За неимением длино фокусной оптики мне пришлось снимать 50- миллиметровым объек тивом. Я стал в двух метрах от трибуны и решил снимать Влади мира Ильича как можно крупнее. Был очень хороший солнечный день, и как только Владимир Ильич начал говорить, я при ступил к съемке. Снимал я небольшими кусками, с интервалами. Мне по чему-то казалось, что шум моего старого аппа рата раздражает Влади мира Ильича. Это ощу щение еще усилилось, когда- я заметил, что Владимир Ильич не сколько -раз взглянул в мою сторону, как мне показалось, с недоволь ным видом. Отойти я не мог — кадры получились бы очень мелкими. По думав минуту, я решил продолжать съемку с того же места. Ведь я выполнял свой долг. Впрочем, скоро моя единственная коробка пленки закончилась, и я, прекратив работу, стал слушать речь Владимира Ильича. Но вот он закончил свое выступление, спус тился с трибуны и на правился прямо ко мне. Я подумал: «Вот сейчас мне и попадет за назой ливость». Но ничего по добного не случилось. Владимир Ильич ос тановился, посмотрел на меня и на съемочный аппарат, улыбнулся и собрался идти дальше. Я набрался храбрости и извинился, что помешал ему треском своего ап парата. Владимир Ильич очень ласково ответил: «Ничего, ничего. Каж дый должен делать свое дело. Продолжайте ва шу работу»,— поклонил ся и ушел по направле нию к Большому театру, где после митинга долж но было состояться ка кое-то заседание. К сожалению, многие кинокадры, запечатлев шие Ильича, не сохра нились или оказались в других странах. Такая же участь постигла лен ты Форестье. Возможно, они сохранились в ино странных фильмотеках. Макс поляновскии. (А П Н ). В ремонтно-механическом цехе тракторного завода создана передвижная библиотечка. Она уже пользуется большой популярностью. С каж дым днем ее читателями становятся все больше рабочих и инженерно-технических работников. НА СНИМКЕ: библиотекарь-общественник кон- структор техбюро цеха Зина Флюсова (слева) помогает выбрать интересную книгу фрезеров щику В. Коротееву, слесарю В. Донскому, элект рику В. Попову. Фото В. Финогина. Интересный у т р е н н и к Книги А. Гайдара не за слеживаются на полках биб лиотеки. Каждому юному читателю хорошо известны имена забавных малышей Чука и Гека из одноимен ного рассказа, мужествен ного Тимура, каждого чи тателя увлекают романти ческие приключения ма леньких героев. Рассказы, стихи о Гайдаре, любимые песни — все старательна собирали пионеры из от рядов 4-х классов. Подго товили инсценировки по книгам Аркадия Петрови ча. Знакомые слова, героя вновь ожили на утреннике. И клятвой писателю про звучала песня о Гайдаре: Страницы честных, чистых книг Стране оставил в дар Боец, писатель, большевик И гражданин Гайдар. А . М А К А Р О В А , старшая пионервожатая. Долгоруковская школа, Тербунский район. '[Л 1 ПИОИЕР(КИХ Ш А Р У Ж И Н Марс! Загадочная плане та... Сколько пытливых ре бячьих лиц всматривается в небо с огромным жела нием увидеть планету! А сегодня вихрастые ре бятишки и девчонки отря дов средней школы № 5 смело штурмуют подступы к Марсу, штудируя учебни ки физики, химии, биоло гии и математики. Настоя щее соревнование за право быть первым на Марсе раз вернулось со второго октяб ря — дня старта Всесоюз ного соревнования на луч ший пионерский отряд. Каж дую неделю летят ра диограммы с бортов кораб лей-отрядов в совет дру жины. Радирует корабль, борю щийся за звание «Победи тель»: «Наш корабль оторвался от земли и начал свой по лет. Вот что нами сделано за неделю. Мы побывали на Новолипеиком метал лургическом заводе. Много интересного узнали о на шей гордости — Липецкой Магнитке. А в одном из Впе ре д , караваны ракет! цехов произошла интерес ная встреча с туристами Чехословакии. Это нам за помнится на всю жизнь. Вот где строят фундамент коммунизма! Вот где мы будем нужны нашим отцам, братьям! Провели сбор со вета отряда и решили по слать звенья в разведку. В зоне пионерского действия обнаружили необходимость шефства над пенсионеркой по улице Зегеля дом № 2. А ребята третьего звена ведут дежурную карту по зарубежным странам». А вот радиограмма с ко рабля «Восток-7». «Космо дрому радируем: все пионе ры нашего отряда — стар шие товарищи октябрят. За неделю мы пролетели боль шой путь. По пути к Мар су мы залетели к октября там 1 «б» класса. Помога ем им в учебе, выпускаем вместе с октябрятами газе ту «Всезнайку», готовим ин сценировку. Храня память о нашем земляке-герое С . Литаврине, мы собираем материалы для альбома. Побывали на кондитерской фабрике. Все вместе гото- вимся к К В Н » . Не отстаю т и самые ма- ленькие — пионеры 4 « А : класса. Их к о р а б л ■ «Марс-1» уверенно летит ш курсу. Много полезных дел у «марсиан». Их радио граммы лаконичны: «Наин зона пионерского действит — улица Ленина. На нет мы окопали и побелили де- ревья. Пионерские сборь мы еще только учимся'про' водить. И вот мы провел* свой первый сбор, совсе» одни, без учителя. Сначала шумели, т .к. составлял* план на следующую неде' лю. Столько было предло жений, все говорили! Плат мы наметили, и сбор на» очень понравился, потом} что мы" все сами решили без подсказки. Учимся житт без нянек». Д а , вы, действительно молодцы, ребята! Вперед* у вас много интересны] дел! Космической скоростт вам, пионеры «Победителя», «Востока-7», «Марса- 1 »! В . К У З Н Е Ц О В А , методист Дома пионеров, наш нештатный коррь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz