Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)
ЧТО СТОИТ ДРУЖБА? 1 и I X БЫЛО пятеро в школе № 26— самых отъявленных, самых от чаянных, самых кичливых. В их числе и Петр Еремеев. Первые «без винные» проделки перерастали в серь езные проступки. Воровали. Хулигани ли. Одного осудили условно. Как гово рится, «туда же» смотрели остальные, И вдруг все перевернулось в Петьки ной жизни. Это началось летом, в ту ристическом походе, который органи зовал Дворец пионеров. А во главе туристского отряда была Жанна Ми хайловна Смирнова. Каждое утро вставало со лнц е— яс ное, спокойное. Но не только от него было тепло Петру и всем ребятам — как звездочка, разгорался огонек ту ристской дружбы. По вечерам пели, и при свете костра, и в торжественной звездной тишине, песня будила боль шие и горячие чувства. А еще теплее было от присутствия Жанны Михайлов ны. Как легко и просто у нее полу чается: подойдет этак к тебе, тронет чуть рукав куртки и будто не скажет ничего особенного, а тебе хорошо. И когда вернулись домой, решили не расставаться друг с другом , с Жанной Ми хайловной... I Летом ходили вместе на речку, часто соби рались дома у Жанны Михайловны. Петру ни кто не напоминал о прошлом, никто не го ворил, что он хуже щам чем-то хорошим за их хорошее к нему отношение. Это был сдвиг. Это была победа Жанны Михайловны и дружбы, в которую она вдохнула жизнь, Первая победа и последняя. Никто из мальчишек и девчонок и даже сама Жанна Михайловна не заме тили опасного и беспощадного врага, который подкрался тихо и незаметно. По просьбе ребят Жанна Михайловна играла- для них на аккордеоне, пела. Девочки слушали, тоже пели. Юноши играли в шахматы с Анатолием Павло вичем, иногда для всех устраивались чаепития — было весело и интересно. Но как раз в этом-то и крылась первая серьезная опасность. Пятнадцатилетним юнцам хотелось встречаться у Жанны Михайловны, но, сами того не заметив, они стали искать в этих встречах толь ко развлекательный момент: для них пели, играли, читали стихи. Их «не му чали», как в школе и в семье, расспро сами: почему не в полную меру сил учишься, не всегда примерно ведешь себя. Порой Жанна Михайловна спра шивала об этом тоже, но ответ, что, мол, все в порядке, ее успокаивал. На самом деле было не так. Таня Сергеева стала хуже учиться в музыкальной школе и говорила, что, наоборот, ее хвалят. Получил двойки по литературе и физике Ю ра Кечин — и тоже умолчал. Вот бы и спросить, как же, мол, вы могли беззаботно щебетать тут весь вечер, если у вас есть двойки? Таких разговоров не было. Так встречи дома у Жанны Михайловны и во Дворце пио неров стали своеобразной противоси- лой требованиям родителей и учителей к своим детям и воспитанникам. И это естественно: учителя и родители по стоянно «надоедали», требовали отче та, заставляли напрягать силы, а здесь было покойно, тихо и легко. И к тиши не этой тянулись охотнее, чем к труд ностям. Поход сблизил не только учеников из школы № 10. Среди туристов были учащиеся техникумов. Слушали восьми- и девятиклассники рассказы Виталия Никитина, Лени Глазова и Гали Теплиц- кой из машиностроительного техникума и Саши Быбочкина из строительного о техникумовской жизни и воспринимали по-своему. Вот так, слыша суждения техникумовцев о своих преподавателях, девчонки и мальчишки, в сущности еще несмышленыши, начали оценивать по ступки, поведение учителей. И это бы ли праздные суждения, стремление по казать себя тоже «взрослыми», способ ными оценить других. Жанна Михайлов на выслушивала их мнения, и даже ес ли пыталась (в лучшем случае) защи щать учителей, все равно снисходила до ребяческих пересудов. Так незаметно, постепенно хорошая дружба, так красиво расцветя вначале, завяла. А бывшие друзья скатились до праздного времяпровождения, обыва тельских пересудов. ...То, что случилось на вечере стар шеклассников, где были и «друзья», мелко и лишено самой элементарной человеческой порядочности. Галя Ша лимова, Валя и Таня Сергеевы , Лида Бреднева и другие были не в школь ных формах. Мало того: кое-кто был одет просто-напросто нескромно. Так же нескромно и танцевали. Замечания учителей были встречены в штыки. Да, быть может, Мария Гавриловна слиш ком в резких формах .отчитывала уче ниц, но, в конце концов, кого не мог ло вывести из себя демонстративное невыполнение требований завуча и учителей? И в хорошие отношения начал про никать грибок плесени. Учителя не мог ли не встревожиться. И они старались запретить... И... ошиблись... Надо было д бы разобраться во всем и лосовето- С вать Жанне Михайловне, чтобы эта дружба не противоречила школе. Но вместо этого категорическое «нет!». Сама же Ж . М. Смирнова пошла на поводу у ребят. В один из дней собирается вечерин- о ка с «легким вином». На следующий ^ день ребята вытанцовывали ка квар тире у Кечина, воспользовавшись от сутствием родителей, и разошлись да леко за полночь, вдоволь насладившись $ чарльстоном, благо, учителей там не было. И вот пришли в редакцию девочки и мальчики вместе с Жанной Михайлов- — Почему нам запрещают дружить? Почему учителя не верят в нашу друж бу?., Девочки с пафосом рассуждаю т о дружбе, и при этом не имеют, напри мер, внутренней убежденности, что ложь в любом проявлении отврати тельна. И прощают себе. Простили Петра Еремеева, когда он подделал медицинскую справку. Нет, это была не дружба, а праздное знакомство, принесшее так много обид и самим ребятам, и учителям, и Жанне Михай ловне, В. ШИРЯЕВ. О других. Вспыхнула маль- N чишеская радость отто- V го, что в него верят, что С видят в нем что-то хо- Ч рошее, по-настоящему N человеческое. Исчезла ^ озлобленность, ей на смену пришла тихая за- V думчивость, стремле ние отплатить товари- Многие школьники се ла Боринское посещают музыкальную школу. Здесь есть классы фор тепьяно и баяна. Всего в музыкальной школе — занимается 60 детей. 9 НА СНИМКЕ: препо даватель по классу бая на Н. Д. Чунихин зани мается с отличником школы Витей Лебеде вым. Отец Вити работа ет слесарем в Борин- ском отделении «Сель хозтехника». ^ Фото А. 'Гирева. З ТО было летом. Ли пецкие школьники Александр Арнаутов и Валерий Лизнев ' купа лись в реке Воронеж. Ныр нув з глубь реки, Саша и Валерий увидели какой-то металлический предмет, по- крытый илом. С трудом старинная чугунная пушка вый готовился к Азовскому они вытащили его на берег, петровского времени. походу, то он организовал На берегу отдыхал один Пушку доставили в му- па роке Воронеж построй- из работников Липецкого зей и там ребятам рас. ку судов и отливку пушен краеведческого музея. Он сказа1и. на липецких заводах, рассмотрел предмет н ска- _ Это КОрабельная?пуш- С “ ша АрнауТ0В и зал: ка конца X V II’ —начала 7леРии Лизнев помогли от- — Это очень ценная для X V III веков. Когда в на- кРыть новую страницу в музея вещь. Это небольшая чале X V III века Петр Пер- истории родного края. I ГО РИ , ГО РИ , „ Ф 0 Н А Р И К “ ! Пионерская экспедиция В начале осени в Донской одиннадцатилетней школе снаряжа* лась экспедиция. Отряды определяли маршруты: улица Донская, Октябрьская, Свердлова, Красина... Цель ставилась для всех одна — найти как можно больше «железных кладов». Экспедиция продолжала работу 10 дней. «Клады», так необходимые нашим заводам, ребята обнаружили почти на всех улицах и во всех дворах. Пионеры подвели итог. Результаты такие: собрано и сдано почти 10 тонн, В среднем на каждого пионера школы по 60 килограммов. Разве не интересная экспедиция состоялась у пионеров Донской школы после старта Всесоюзного соревнования юных ленинцев? А сейчас ребята ду мают о новом поиске «железных кладов», Ведь они взяли на себя обязатель* с тв о— до конца учебно го года собрать и сдать 20 тонн металлолома, Н. ПЕСТРИКОВ. Задонский район, с. Донское. ! Сорок детских голов бы узнать, что каждый ду- но записано ребятами, и Главное — жить в забо- Выполнено одно из кол- склонились над белыми ли- мает о себе самом. После 10 пионеров украсили свою те о новых делах. Органи- лективных обязательств. Устками бумаги. Старатель- уроков ребята положили грудь значком «Луч». зовали уголок добрых ус- Каждый второй ученик Ум° СКРЙПЯТ пеРья- Тишина, перед собой два листка. На «Пионерский фонарик»— луг, где каждый школьник учится на «хорошо» и «от- гМаруся Болдырева задум- одном, красиво разрисован- строгий, а его начальник может получить во времен- лично». Вместо традицион- учиво смотрит в свой ли- ном, написали — «Мои обя- штаба — Света Лыкова — ное пользование ручку, чер- ных эстафет «Пионерский ,сток, и затаив дыхание, вы- зательства», на другом, но- прямо гроза для лодырей и нильницу, нитку с иголкой фонарик» понес на кварти -1 Гводит четкие слова: «Все скромнее, — «Мои недостат- двоечников. Во все уголки и много других нужных ры особые карточки. Кра-7 Упионерские поручения буду ки». ребячьей жизни проникает предметов. Второй год в сиво, любовно украшенные, А СаМУЮ ЧИ‘ «вНо Г С^ ^ а в тсамокРИТЙ* ЛУЧ«пионерского фонари- классе работает буфет без они извещали радостно и ! гую совесть». ке не было, хотя промахи ка», все видит и тотчас ~ Т На самую чистУю со- Ребят не так уж и велики- штаб принимает меры. продавца, и у дежурного гордо: «Здесь живет отлич-А ► весть! Сколько искренней и «У тР0М вставать ленюсь*- Каждый день из штаба по классУ и бУФетУ ни Ра‘ ник Учебы Прокофьев Ко-7 I благородной детской души «Уроков не доучиваю». А идут на квартиры к пионе- зу не было недостачи. В ля». Т ^вложила она в эти слова! вот и последний: «Я еще рам эстафеты, обо всем, шестой класс пионеры пе-...Отец возвращается с ра у И что же все-таки пишут нц в чем не помогала то- что случилось сегодня с решли всем коллективом, боты усталый, и когда он Школьный музей Пять лет собирали мы материалы для музея. Сколько писем было на писано, сколько кило метров пути исхожено, чтобы узнать историю родного края! Теперь 1 жители села часто при- 7 ходят к нам, знакомят- учеником, извещаются ро- 1 ' открывает дверь в свою! ея е экспонатами музея, дители. Приятно нести хо- не оставив в ПУТИ ни 031 квартиру, его лицо осве-4 А экскурсоводы в музее да еще когда в классе нет ----------- -■— хорошие: рошую эстафету об отлич- ного товарища. щается улыбкой. «Здесь жи- к — сами ребята. Они рас- Мучителя? но проведенном дежурст- Кончилась учебная чет- вет ХОрошист СолдатенковА сказывают посетителям ■У гать товарищам Обязатель- пирпрпнпй верть, подведены итоги, на .........................Л - ...... ------ ----------------- 1 с таким увлечением сорок I пионеров из 6 «А» класса, варищам». Обязательства Т у теля? ф Дело в Асе зажегс -7нарик». К фпервые л Адостоин этого? 7 ГНЯЧЯЛЯ 1 том, что в клас- ства должны быть, безус- ве- 06 очередной «пятерке» пиокрском^сборе об’суждГ- Саша». Это праздничный » о жизни нашего края до я «пионерский фо- ловно, выполнены, а листок в журнале. ны и поставлены каждому подарок «пионерского фона-Т и ------- --------------- 7 п а . Кто же зажжет его с «недостатками» разре- Но, к сожалению, пока оценки по поведению, мно- рика» родителям, лучики?^ Кто будет шается торжественно сжечь, приходится посылать эста- гие ребята получили раз Решили если они будут исправлены, феты и другого содержа- решение сжечь листки с Г . Т И Ш Е Н К О . 1 сначала провести самоана- На пионерском сборе об-, ния. И это не все, чем за- «недостатками» и получить Средняя школа № 2, Тлиз своего, поведения, что- судили все, что было чест- нимается фонарик. значок — «Луч». г. Задонск. после революции, о лучших людях района. Варя ИВАНИНА, председатель совета дружины. Мало-Борковская 8 -летняя школа,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz