Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)
Ольга Самойловна В е й л а н д Имя Ольги Самойловны Вейланд прочно вошло в историю нашего края. В пе риод становления Советской власти Ольга Самойловна была одним из первых пред седателей Уездного комите та РКП (б). Она редакти ровала большевистскую га зету «Известия Липецкого Совета рабочих и солдат ских депутатов». Активная партийная дея тельность О. С. Вейланд на чалась с 1912 года, когда она вступила в РСДРП (б). Ей пришлось выполнять различные партийные пору чения. Свою квартиру она превратила в явочную. На ее адрес приходили письма от Надежды Константинов ны Крупской для Киевско го комитета РСДРП (б), которые она расшифровы вала, печатала листовки, посещала кружки старших партийных товарищей и го товилась к самостоятельной пропагандистской работе. Вскоре ей удалось по пасть за границу, где она пробыла 9 месяцев, снача ла в Цюрихе, а потом в Вене. Жила на квартире у старых большевиков Е. Ф. Розмирович и А. А. Троя новского. В конце 11912 года на Краковском партийном со вещании ЦК РСДРП (б) О. С. Вейланд встретилась с В. И. Лениным. Веоной 1913 года при со действии Н. К. Крупской Ольга Самойловна неле гально возвратилась в Рос сию. После революции, когда началось наступление нем цев на Киев, О. С. Вей ланд уезжает на фронт в отряд Киквидзе, где рабо тает членом Совета передо вых отрядов и редактором фронтовой газеты «Вперед». Летом 1918 года О. С. Вейланд приехала в Ли пецк и была назначена председателем Уездного ко митета РКП (б) и редакто ром «Липецких известий». . 1918 год был чрезвычай но тяжелым, партия долж на была стоять на высоте положения, а в нее часто вливались нежелательные элементы, заседала еще фракция левых социалистов- революционеров, с кото-' ры.чи приходилось вести борьбу. Задача объедине ния и укрепления партии была выполнена, одержана была победа и над левыми ооциал-революционерами. Партийная организация стала расширяться. К осе ни 1918 г. партийная орга низация Сокольского заво да насчитывала 100 чело век и 50 сочувствующих. Ячейка с Двуречек насчи тывала 22 человека, грязин- екая ячейка около 40 че ловек, в Яблоновце—32 че ловека, таволжанская до 37 человек. Росла партийная ячейка и в 1 Липецком со циалистическом п о л к у . Центром организационной работы стал партийный клуб. Здесь проводились со брания, читались лекции, доклады, рассылались аги таторы по уезду. Велась большая работа и среди молодежи. 6 февраля 1919 г. в Липецке организовался Со юз Российской Коммуни стической Молодежи. В этом же месяце была соз дана коллегия отдела рабо ты среди женщин. Всей этой работой неус танно руководила О. С. Вейланд. В 11920 году на губпарт- конференции О. С. Вейланд избирается членом Тамбов ского губкома ВКП(б). За тем она работала научным сотрудником Истпарта ЦК ВКП(б). В этот период ею написан и напечатан ряд статей. В журнале Истпар та, в частности, — большая статья: «Об Августовском блоке». До 1931 года О. С. Вейланд работала референ том Коминтерна. О славной революционер ке очень тепло вспоминают старые большевики, с кото рыми она работала. Сейчас О. С. Вейланд на заслуженном отдыхе. Жи вет в Москве. С большой теплотой Ольга Самойлов на вспоминает годы своей работы в Липецком крае. Л . Л И Т В И Н О В А , сотрудник музея, а д ЕВУШКИ из бригады передового в тресте «Елецстрой» штука тура Гусева сегодня, как и вчера, потрудились на сла ву. После смены подбили итоги и порадовались, что план перевыполнен. Однако хорошее настрое ние у девушщс все больше шло на убыль, чем ближе подходили они к своему об щежитию. Вспоминался вче рашний случай. Какой-то пьяный хулиган ворвался в общ е ж и- тие, бегал по коридо ру за дев чатами, уда рил вахтера. Девч а т а беопо к о и- лись, не по вторится ли такое про исшествие и нынешн и м вече р о м . Ведь подоб ные случаи вовсе нередкие Уже «е раз поднимался вопрос о том, что в посел ке строителей необходимо создать дружину. Кстати, есть даже специальное по мещение с вВГвеекой «Штаб», есть и желающие носить красные повязки на руюавах и наводить поря док. Но беда в том, что некому организовать и воз главить дружину. Как-то по настойчивой просьбе жильцов женского общежития в красный уго- В. РАЗИН! 10 В | „ПРИЛАГА ТРИ ДИ! 1 ЕТ 1 “ и 1 1 «/. 1 1 1 Л 1 < • щежитие управляющий тре стом «Елецстрой» т. Ива нов. Говорил он тепло, убе дительно. Девушки слуша ли и верили: теперь-то все изменится к лучшему. Но положение не изменилось. Многие девушки занима ются в школе рабочей мо лодежи, по вечерам боят ся возвращаться в общежи тие. В поселке нет телефона,- не говоря уже о том, что его нет в общежитии. Ночью заболела девушка. Нужно бы ло срочно вызвать ско- р у ю по- мощь. На это потре бовал о с ь более двух часов. А ес ли время не терпит, тог да как? Руке в о* дители тре ста «Елец- с т р о й » —• в общежити- Женокое лок зашел секретарь гарко- редкие гости общежитие в поселке стро- ма комсомола т. Разинков. ителей буквально осажда- Много пришлось ему услы- ют хулиганы. Они чувству- шать горьких упреков в ют себя в поселке вольгот- свой адрес. Он заверил но. Редко можно увидеть девчат, что приложит все здесь дружинников. усилия к тому, что девуш- Был первый час ночи, ки будут жить весело и интересно. К сожалению, эти слова остались только наконец, в поселке строите- словами. когда Лида Булавина, из той же бригады Гусева, с криком выбежала из ком наты в коридор и стала звать на помощь. Лида и ее подруга Маша Колеснико ва, вернувшись с занятий в вечерней школе, решили подготовиться к урокам. Только разложили книги, конспекты, сели за стол, как со звоном разлетелось стекло в окне, и в комна ту упал увесистый булыж ник. ях. И в рабочее время они не находят времени для того, чтобы поговорить с людьми. Посмотри руководители повнимательней на условия жизни девчат, тогда бы. Как и раньше, здесь буй ствуют безнаказанно ху лиганы. А секретарь комсо мольской организации тре ста «Елецстрой» т. Черных только разводит руками, когда узнает о безобрази ях. В лучшем случае загля нет в общежитие, но от этих посещений толку ма ло. Однажды пришел в об лей появились телефон и радио. Назрела необходи мость открыть свой мед пункт, построить стадион, танцплощадку. А пака в общежитиях ца рит скука. Иногда только читаются лекции да изред ка проводятся диспуты. Но зато ни разу не состоялись встречи с передовиками производства, с участника ми Великой Отечественной войны. Быт молодежи —• ^ это прежде всего задача I горкома комсомола. Это { его забота, чтобы были соз- * даны условия в общежити- * ях для нормального, отды- $ ха и учебы. Однако елецкие I строители не чувствуют та- * кой заботы. | А . В О Р О Т Ы Н Ц Е В , I воспитатель общежития. * г. Елец. «зав* «Золотая осень» — та кой приз разыграли в прошлое воскресенье спартаковцы области. В упорной с п о р т и в н о й борьбе первое место за няла команда города Ельца, второе—Липецка, третье — Задонска. На снимке: старт жен щин на 500 метров. Фото Ю. Ардашева. Эти годы, полные ре- волюци о ной роман тики, суро вой борьбы, встают весь рост на экране фильма. Оживают герои отважных лет, те, ко торые в перерывах между боями меч тали о наших днях, о новом человеке. Погибали от рук кулаков, от пули бандитов в боях с белогвардейцами. А революция шла по стране, ее уже нельзя было ничем остановить, расстре лять, уничтожить. Вот почему трагедия, разыгравшаяся на палубе корабля, а позже в степях России, называется оптимистической. События, о которых повествует фильм «Оптимистическая трагедия», для нас, молодых наследников, стали историей. В нем передается не только высокий патриотизм, партийная страстность, ис тинная гражданствен ность, но и драматиче ская форма активного, непосредственного раз говора со зрителем. Ведущие, обращаясь к зрителю, как бы цемен тируют эпизоды. Авторы сценария С. Самсонов и С . Виш невецкая Изучили огромный материал писателя, прежде чем раздвинуть рам ки пьесы, ограниченные событиями на корабле и на берегу Балтийского моря. Широкий формат фильма позволил более точно передать размах событий гражданской войны, их романтический пафос. На X V I Международном кинофести вале в Канне фильм удостоен специ альной премии «За наилучшее вопло щение революционной эпопеи». Остро и глубоко звучит основной конфликт пьесьЕ — непримиримая схват ка дисциплины с анархией, революци онного порядка с хаосом. В фильме мы видим три группы: ком . мунистическое ядро: комиссар (М. Во лодина), Вайнонен (О . Бьернинен). Две группировки, враждующие между со бой: Вожак (Б. Андреев), Сиплый (В. Санаев), Вожачок (Э. Гарин) с од ной стороны и с другой стороны А лек сей (В. Тихонов}. С напряжением следишь за борьбой, происходящей на экране. Невольно задаешь себе вопрос: как же могла хрупкая женщина одержать победу, завоевать сознание моряков? Она пришла на корабль одна. И вот стоит в окружении гогочущей «матрос ни». Сыплются колкие реплики, соле ные словечки. Комиссар стоит спокой но. И это спокойствие от сознания сво ей правоты, за спиной у нее партия, и она проводник ее идей. Ответ приходит вполне подготовлен но. Личным примером, спорами с А лек сеем комиссар утверждает, что рево люция, которую защищают моряки, — единственный источник свободы, рас крепощения человеческой личности. По степенно «созревает» Алексей, посте пенно, шаг за шагом отвоевывает ко миссар моряков. Они уходят из-под влияния Вожака. Драматический конф ликт— комиссар зачитывает перед строем приказ о рас стреле Вожака. Вожак сопротивляется. Приказ берет Алексей, чтобы прове рить его подлинность. Замер строй, что скажет Алексей. И Алексей подтверж дает, что есть приказ, хотя его нет, а есть чистый лист бумаги. Перед каждым из актеров стояла сложная психологическая задача: пере дать предельно кратко и выразительно суть борьбы. Актриса драматического звучания Маргарита Володина отлично справи лась со своей ролью. Ее комиссар — К И Н О волевой, энергичный, страстно верящий в победу. Внутренняя взволнованность актрисы почти ничем не проявляется внешне, сама ситуация, создающая тра гизм, требует от нее небывалой сдер жанности. Актерам удалось донести до зрителя яркие образы пьесы, и в сцеплении об разов, в столкновении характеров ясно угадываются время и максимальная полнота эпохи. Зрителям известны многие постанов ки этой пьесы: спектакль камерного те атра, осуществленный в 1933 году А . Я. Таировым, спектакль Ленинградского театра имени А . С. Пушкина, постав ленный Г. А . Товстоноговым и удосто енный Ленинской премии. Но, как сказал постановщик фильма Самсон Самсонов, пьеса Вишневского оказалась родственней кинематографу. Героям народной, романтической пьесы, действительно, дышится вольнее на просторах экрана. Эстаф ету героизма и славы отцов при нимает молодежь 60-х годов. Честно прошли жизнь и мужественно умирали солдаты Октября. Они отдали все, что могли. Но рево люция продолжается. И весь строй фильма спрашивает у нового поколе ния; а как вы живете, что сделали для будущего, для народа? В. СМО ЛИН !?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz