Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)

ВСТРЕЧИ СИЛЬНЕЙШИХ В прошедшее воскресе­ нье мороз немножко отсту­ пил. Ртутный столбик тер­ мометра доходил до отмет­ ки 15° ниже нуля. Афиши с громким заголовком «Меж­ областные мотогонки на льду» звали на стадион «Трудовые резервы». В ав­ тобусах и трамваях только и было разговору о мото­ гонках. Такие соревно­ вания с участием сильней­ ших мастеров спорта горо­ дов Курска, Воронежа в Липецке проводились впер­ вые. ...После парада дается старт. Впервом заезде вы­ ступают чемпион РСФСР, мастер спорта курянин Шушманов; чемпион зоны, воронежский спортсмен Ко­ валев; липчанин Клементь­ ев, который имеет первый юношеский разряд. Стартер поднимает фла­ жок. Отмашка—и лед с тре­ ском вылетает из-под -стальных шипов мотоцикла. Ковалев с каждым кру­ гом уходит., от соперников. С огромной скоростью он идет на виражах, букваль­ но кладя мотоцикл на бок. Но машина, послушная умелому мастеру, не меняет ритма работы. Вот прой­ дены положенные четыре крута. Первым финишную ленточку пересекает Кова­ лев. Не успели увести с ледя­ ной дорожки свои мото­ циклы участники первого заезда, как на старт уже вызываются другие спорт­ смены. Всех заездов было тринадцать. Остановимся на самых интересных. В четвертом заезде на старт вышли товарищи по команде—Гришин (№ 5) и Шушманов (№ 1). Мы уже говорили, что Шушманов чемпион РСФСР, мастер спорта. Гришин всего толь­ ко перворазрядник. И еще никто не знал, наверное, из болельщиков, что у Гриши­ на на одной ноге протез. И вот дан старт. Крут за кругом вперед уходит Гри­ шин. С огромным мастер­ ством он проходит вира­ жи. Болельщики подбадри­ вают его. И ои отлично оправдывает их доверие. На финиш приходит пер­ вым. Все попытки Шушма- нова достать его, не увенчались успехом. Удачно выступил в этих соревнованиях самый моло­ дой гонщик из Липецка Валерий Клементьев. Он не уступал в пятом и вось­ мом заездах таким опыт­ ным мастерам вождения, как Шушманову и Гриши- яу. После заключительного, тринадцатого, заезда были подведены итоги дня. По сумме всех заездов, в классе машин 125 см3первое место занял Манихин (Во­ ронеж), вторым был Кар­ наухов (Липецк), третьим Ильин (Воронеж). В классе машин 175 см3 первое и второе места заняли соот­ ветственно Гришин и Шуш­ манов, оба из Курска. Тре­ тьим был липчанин Кле­ ментьев. На тяжелых машинах На дистанции. На снимке: первый справа чемпион РСФСР Шушманов, второй —- липецкий мастер спорта Гриднев._______ (350 см3) первенствовал чемпион зоны воронежец Ковалев. Неудачно в этих соревнованиях выступил липецкий мастер спорта Олег Гриднев. У него ока­ залась неисправной маши­ на. Он во многих заездах сходил с дистанции и до­ вольствовался только тре­ тьим местом. Теперь расскажем о мы­ тарствах болельщиков и организаторах соревнова­ ний. Рано собрался народ у окошек касс, но увы, они не открывались до самых десяти часов. И вот когда остался час до старта, за­ ветные оконца распахну­ лись. Но за час тысячи лю­ дей обслужить очень тяже­ ло. Каждый старался взять билет побыстрее. И тут на­ чалась, в полном смысле слова, давка за билетами. Председатель обкома ДОСААФ изумленно раз­ вел руками: — Мы не ожидали, что будет так много народу. Комментарии, как гово­ рится, излишни. При входе на стадион болельщиков ждало даль­ нейшее разочарование. Три­ буны не были очищены от снега. Да и не только три­ буны, даже с проходов не убрали снег. Люди продви­ гались по стадиону, как по заснеженной тайге. И тут виноваты не толь­ ко обком ДОСААФ и Союз спортобществ, но и работ­ ники стадиона «Трудовые резервы». А. ЧИЖОВ. Последние наставления. Мотоциклист В. Клементьев. ИХ БЫЛ О С ЕМЕ Р О К 2 О- л е т и ю п о б е д ы н а В о л г е Вспоминая лютую зиму сорок треть­ его года, суровую битву на берегах Волги, я невольно думаю о волгоград­ ском небе и боевых друзьях, оставив­ ших в нем свой след. Для снабжения окруженной армии Паулюса фашисты бросили множество транспортных самолетов. Перекрывая грохот наземного боя, в воздухе днем и ночью стоял неумолкаемый гул авиа­ ционных моторов. Десятки трехмотор­ ных «Юнкерсов», загруженных бое­ припасами и продовольствием, летели почти непрерывной чередой к Волге под прикрытием «Мессершмиттоз», что­ бы помочь гитлеровскому фельдмар­ шалу и его голодным солдатам. В мо­ розном небе разгорались жаркие воз­ душные схватки. Наши истребители и штурмовики врубались в боевые по­ рядки фашистских летчиков, и не один самолет со свастикой остался лежать на волжском берегу грудой покоре­ женного, обгоревшего металла. Но для поддержания воздушного моста Геринг стягивал сюда все новые и новые авиа­ ционные части. В этот период командующий фрон­ том генерал-полковник, ныне Маршал Советского Союза, А. И. Еременко по­ ставил перед нашим штурмовым пол­ ком боевую задачу. Необходимо было нанести удар по немецкому аэродрому в Сальске — основной базе снабжения армии Паулюса. Этот аэродром нахо­ дился более чем в ста километрах за линией фронта. Он прикрывался боль­ шим количеством «Мессершмиттоз» и трехслойным огнем зенитной артилле­ рии. Дважды пытались прорваться к нему нашй самолеты, но оба раза вы­ нуждены были отступить, неся большие потери. Тогда в полку отобрали семь лучших летчиков, способных взлететь ночью при кострах. Их машины должны были появиться над вражеским аэродромом на рассвете. Ночной полет обеспечи­ вал внезапность и давал возможность выхода на цель раньше, чем противо­ воздушная оборона противника сумеет что-либо предпринять. Ведущим группы штурмовиков был назначен капитан Бахтин. За ним долж­ ны были лететь лейтенанты Мордовцев, Карлов, Опалев, сержанты Долаберид- зе, Дагаев и Дубенко. Утром 9 января, когда в небе еще не погасли звезды, семерка штурмовиков, наполнив ревом аэродром, вырулила на старт. Одиннадцать костров заполыхали на земле, показывая летчикам направле­ ние для взлета. Через несколько минут штурмовики плотным строем проплыли в воздухе над командным пунктом и на бреющей высоте устремились на запад. Когда небо начало бледнеть, будто невидимая сила потащила за горизонт огромное темное покрывало. Бахтин все ниже и ниже прижимал к земле свою группу штурмовиков. Под самолетами быстро мелькали наезженные дороги, разрушенные населенные пункты, а у горизонта показался остов большого элеватора. В наушниках раздалась команда ве­ дущего: — В набор! Этой команды ждали с нетерпением. Нервное напряжение достигло преде­ ла. И теперь, будто освободившись от тяжести, штурмовики рванулись взерх. Словно провалились в бездну опален­ ные, полуразрушенные здания и пу­ стынные улицы спящего города. Высо­ та шестьсот, семьсот... восемьсот мет­ ров. Впереди открылся аэродром, густо уставленный большими транспортными «Ю-52». Возле самолетов суетились гитлеровцы, стояли бензозаправщики, подъезжали автомашины, груженные ящиками и мешками. Огромные шта­ беля таких же ящиков и мешков груди­ лись по краям летного поля, На какое-то мгновение на земле все замерло. Задрав к небу головы, непо­ движно застыли люди, остановились грузовики». И вдруг все разом вновь зашевелилось: поняв, в чем дело, гит­ леровцы бросились врассыпную, падали в снег, поднимались и снова бежали. — Атака! — подал команду капитан Бахтин, и штурмовики один за другим устремились к земле. Распластанные серые крылья и фю­ зеляжи с большими черными крестами отчетливо вырисовывались на снежной поверхности. С шумом срывались из- под крыльев штурмовиков реактивные снаряды и, оставляя огненный след, неслись в самую гущу пузатых транс­ портников. На земле уже рвались сбро­ шенные бомбы. Заплясали на ветру ог­ ромные языки пламени. В небо пополз­ ли густые черные клубы дыма. На зем­ ле бушевал огонь. Взрывались бензи­ новые баки «Юнкерсов». На вздыблен­ ных фюзеляжах, на развороченных крыльях корежилась ненавистная сва­ стика. Удар был настолько неожиданным для противника, что лишь на третьем заходе в воздухе появились темно-се­ рые шапки зенитных разрывов. По аэродрому спешили взлететь два «Мес- сершмитта». Но на них уже пикировал штурмовик Мордовцева. Две длинные сверкающие трассы снарядов ножом вошли в один из «Мессершмиттов». Он резко задрал хвост и, перевернувшись на спину, вспыхнул. Второго уже в воз­ духе сразил воздушный стрелок Андрей Саетлишнев. Пять раз заходили на цель штурмови­ ки. С каждой атакой все больше вра­ жеских самолетов полыхало в огне и дыму. Лишь когда все боеприпасы бы­ ли израсходованы, в эфире раздалась команда ведущего: — Сбор! Сбор! Скрываясь от вражеских зенитчиков в лучах выползающего из-за горизонта солнца, летчики Бахтина собрались в боевой порядок и легли на обратный курс. В строю было только шесть само­ летов... Увлекшись атакой, маневрируя в мо­ ре зенитного огня, летчики ке видели, как сержант Долаберидзе потянул свой подбитый, теряющий высоту штурмовик на юг, в степь, подальше от вражеского аэродрома. Вскоре дала о себе знать пробоина в радиаторе на самолете лейтенанта Карлова. Всего двадцать километров пролетел он в строю рядом с товари­ щами, и мотор заклинило. Карлов про­ извел вынужденную посадку на терри­ тории, занятой врагом. Через несколько дней он перешел фронт и вернулся в свою часть. Много позже, бежав из плена, возвратился в строй и Долаберидзе. Вернувшись на свой аэродром, пять летчиков группы Бахтина доложили, что уничтожили около двадцати самолетов противника. А через несколько дней из сообщений подпольщиков Саяьска ста­ ло известно, что летчики этой группы уничтожили на вражеском аэродроме семьдесят два фашистских самолета и много гитлеровцев. Четверо из участ­ ников этого вылета — Иван Бахтин, Вла­ димир Опалев, Александр Дубенко и Владимир Дагаев впоследствии стали Героями Советского Союза. Этот до дерзости смелый удар се­ мерки советских штурмовиков еще бо­ лее усложнил противнику и без того трудную задачу снабжения окруженной армии Паулюса. Так «воздушная пехо­ та», как называли тогда штурмовиков, помогала нашим войскам громить врага на берегах великой русской реки. Г. ГОФМАН, Герой Советского Союза. Редактор И. БОБКОВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк, Коммунальная пл, 44. реа. газеты «Ленинем». Телефоны: редактора— 33—53, ответственного секретаря — 34—13, * отделов комсомольской жизни и сельской молодежи— 36—43. пропаганды— 38—50. писем — 28 —59, школ и спорта — 35— 38, бухталтерии — 84—46. АЭ 61079 Липецк, типография областного управления культуры. Зак. М» 952

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz