Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)
ВСТРЕЧИ СИЛЬНЕЙШИХ В прошедшее воскресе нье мороз немножко отсту пил. Ртутный столбик тер мометра доходил до отмет ки 15° ниже нуля. Афиши с громким заголовком «Меж областные мотогонки на льду» звали на стадион «Трудовые резервы». В ав тобусах и трамваях только и было разговору о мото гонках. Такие соревно вания с участием сильней ших мастеров спорта горо дов Курска, Воронежа в Липецке проводились впер вые. ...После парада дается старт. Впервом заезде вы ступают чемпион РСФСР, мастер спорта курянин Шушманов; чемпион зоны, воронежский спортсмен Ко валев; липчанин Клементь ев, который имеет первый юношеский разряд. Стартер поднимает фла жок. Отмашка—и лед с тре ском вылетает из-под -стальных шипов мотоцикла. Ковалев с каждым кру гом уходит., от соперников. С огромной скоростью он идет на виражах, букваль но кладя мотоцикл на бок. Но машина, послушная умелому мастеру, не меняет ритма работы. Вот прой дены положенные четыре крута. Первым финишную ленточку пересекает Кова лев. Не успели увести с ледя ной дорожки свои мото циклы участники первого заезда, как на старт уже вызываются другие спорт смены. Всех заездов было тринадцать. Остановимся на самых интересных. В четвертом заезде на старт вышли товарищи по команде—Гришин (№ 5) и Шушманов (№ 1). Мы уже говорили, что Шушманов чемпион РСФСР, мастер спорта. Гришин всего толь ко перворазрядник. И еще никто не знал, наверное, из болельщиков, что у Гриши на на одной ноге протез. И вот дан старт. Крут за кругом вперед уходит Гри шин. С огромным мастер ством он проходит вира жи. Болельщики подбадри вают его. И ои отлично оправдывает их доверие. На финиш приходит пер вым. Все попытки Шушма- нова достать его, не увенчались успехом. Удачно выступил в этих соревнованиях самый моло дой гонщик из Липецка Валерий Клементьев. Он не уступал в пятом и вось мом заездах таким опыт ным мастерам вождения, как Шушманову и Гриши- яу. После заключительного, тринадцатого, заезда были подведены итоги дня. По сумме всех заездов, в классе машин 125 см3первое место занял Манихин (Во ронеж), вторым был Кар наухов (Липецк), третьим Ильин (Воронеж). В классе машин 175 см3 первое и второе места заняли соот ветственно Гришин и Шуш манов, оба из Курска. Тре тьим был липчанин Кле ментьев. На тяжелых машинах На дистанции. На снимке: первый справа чемпион РСФСР Шушманов, второй —- липецкий мастер спорта Гриднев._______ (350 см3) первенствовал чемпион зоны воронежец Ковалев. Неудачно в этих соревнованиях выступил липецкий мастер спорта Олег Гриднев. У него ока залась неисправной маши на. Он во многих заездах сходил с дистанции и до вольствовался только тре тьим местом. Теперь расскажем о мы тарствах болельщиков и организаторах соревнова ний. Рано собрался народ у окошек касс, но увы, они не открывались до самых десяти часов. И вот когда остался час до старта, за ветные оконца распахну лись. Но за час тысячи лю дей обслужить очень тяже ло. Каждый старался взять билет побыстрее. И тут на чалась, в полном смысле слова, давка за билетами. Председатель обкома ДОСААФ изумленно раз вел руками: — Мы не ожидали, что будет так много народу. Комментарии, как гово рится, излишни. При входе на стадион болельщиков ждало даль нейшее разочарование. Три буны не были очищены от снега. Да и не только три буны, даже с проходов не убрали снег. Люди продви гались по стадиону, как по заснеженной тайге. И тут виноваты не толь ко обком ДОСААФ и Союз спортобществ, но и работ ники стадиона «Трудовые резервы». А. ЧИЖОВ. Последние наставления. Мотоциклист В. Клементьев. ИХ БЫЛ О С ЕМЕ Р О К 2 О- л е т и ю п о б е д ы н а В о л г е Вспоминая лютую зиму сорок треть его года, суровую битву на берегах Волги, я невольно думаю о волгоград ском небе и боевых друзьях, оставив ших в нем свой след. Для снабжения окруженной армии Паулюса фашисты бросили множество транспортных самолетов. Перекрывая грохот наземного боя, в воздухе днем и ночью стоял неумолкаемый гул авиа ционных моторов. Десятки трехмотор ных «Юнкерсов», загруженных бое припасами и продовольствием, летели почти непрерывной чередой к Волге под прикрытием «Мессершмиттоз», что бы помочь гитлеровскому фельдмар шалу и его голодным солдатам. В мо розном небе разгорались жаркие воз душные схватки. Наши истребители и штурмовики врубались в боевые по рядки фашистских летчиков, и не один самолет со свастикой остался лежать на волжском берегу грудой покоре женного, обгоревшего металла. Но для поддержания воздушного моста Геринг стягивал сюда все новые и новые авиа ционные части. В этот период командующий фрон том генерал-полковник, ныне Маршал Советского Союза, А. И. Еременко по ставил перед нашим штурмовым пол ком боевую задачу. Необходимо было нанести удар по немецкому аэродрому в Сальске — основной базе снабжения армии Паулюса. Этот аэродром нахо дился более чем в ста километрах за линией фронта. Он прикрывался боль шим количеством «Мессершмиттоз» и трехслойным огнем зенитной артилле рии. Дважды пытались прорваться к нему нашй самолеты, но оба раза вы нуждены были отступить, неся большие потери. Тогда в полку отобрали семь лучших летчиков, способных взлететь ночью при кострах. Их машины должны были появиться над вражеским аэродромом на рассвете. Ночной полет обеспечи вал внезапность и давал возможность выхода на цель раньше, чем противо воздушная оборона противника сумеет что-либо предпринять. Ведущим группы штурмовиков был назначен капитан Бахтин. За ним долж ны были лететь лейтенанты Мордовцев, Карлов, Опалев, сержанты Долаберид- зе, Дагаев и Дубенко. Утром 9 января, когда в небе еще не погасли звезды, семерка штурмовиков, наполнив ревом аэродром, вырулила на старт. Одиннадцать костров заполыхали на земле, показывая летчикам направле ние для взлета. Через несколько минут штурмовики плотным строем проплыли в воздухе над командным пунктом и на бреющей высоте устремились на запад. Когда небо начало бледнеть, будто невидимая сила потащила за горизонт огромное темное покрывало. Бахтин все ниже и ниже прижимал к земле свою группу штурмовиков. Под самолетами быстро мелькали наезженные дороги, разрушенные населенные пункты, а у горизонта показался остов большого элеватора. В наушниках раздалась команда ве дущего: — В набор! Этой команды ждали с нетерпением. Нервное напряжение достигло преде ла. И теперь, будто освободившись от тяжести, штурмовики рванулись взерх. Словно провалились в бездну опален ные, полуразрушенные здания и пу стынные улицы спящего города. Высо та шестьсот, семьсот... восемьсот мет ров. Впереди открылся аэродром, густо уставленный большими транспортными «Ю-52». Возле самолетов суетились гитлеровцы, стояли бензозаправщики, подъезжали автомашины, груженные ящиками и мешками. Огромные шта беля таких же ящиков и мешков груди лись по краям летного поля, На какое-то мгновение на земле все замерло. Задрав к небу головы, непо движно застыли люди, остановились грузовики». И вдруг все разом вновь зашевелилось: поняв, в чем дело, гит леровцы бросились врассыпную, падали в снег, поднимались и снова бежали. — Атака! — подал команду капитан Бахтин, и штурмовики один за другим устремились к земле. Распластанные серые крылья и фю зеляжи с большими черными крестами отчетливо вырисовывались на снежной поверхности. С шумом срывались из- под крыльев штурмовиков реактивные снаряды и, оставляя огненный след, неслись в самую гущу пузатых транс портников. На земле уже рвались сбро шенные бомбы. Заплясали на ветру ог ромные языки пламени. В небо пополз ли густые черные клубы дыма. На зем ле бушевал огонь. Взрывались бензи новые баки «Юнкерсов». На вздыблен ных фюзеляжах, на развороченных крыльях корежилась ненавистная сва стика. Удар был настолько неожиданным для противника, что лишь на третьем заходе в воздухе появились темно-се рые шапки зенитных разрывов. По аэродрому спешили взлететь два «Мес- сершмитта». Но на них уже пикировал штурмовик Мордовцева. Две длинные сверкающие трассы снарядов ножом вошли в один из «Мессершмиттов». Он резко задрал хвост и, перевернувшись на спину, вспыхнул. Второго уже в воз духе сразил воздушный стрелок Андрей Саетлишнев. Пять раз заходили на цель штурмови ки. С каждой атакой все больше вра жеских самолетов полыхало в огне и дыму. Лишь когда все боеприпасы бы ли израсходованы, в эфире раздалась команда ведущего: — Сбор! Сбор! Скрываясь от вражеских зенитчиков в лучах выползающего из-за горизонта солнца, летчики Бахтина собрались в боевой порядок и легли на обратный курс. В строю было только шесть само летов... Увлекшись атакой, маневрируя в мо ре зенитного огня, летчики ке видели, как сержант Долаберидзе потянул свой подбитый, теряющий высоту штурмовик на юг, в степь, подальше от вражеского аэродрома. Вскоре дала о себе знать пробоина в радиаторе на самолете лейтенанта Карлова. Всего двадцать километров пролетел он в строю рядом с товари щами, и мотор заклинило. Карлов про извел вынужденную посадку на терри тории, занятой врагом. Через несколько дней он перешел фронт и вернулся в свою часть. Много позже, бежав из плена, возвратился в строй и Долаберидзе. Вернувшись на свой аэродром, пять летчиков группы Бахтина доложили, что уничтожили около двадцати самолетов противника. А через несколько дней из сообщений подпольщиков Саяьска ста ло известно, что летчики этой группы уничтожили на вражеском аэродроме семьдесят два фашистских самолета и много гитлеровцев. Четверо из участ ников этого вылета — Иван Бахтин, Вла димир Опалев, Александр Дубенко и Владимир Дагаев впоследствии стали Героями Советского Союза. Этот до дерзости смелый удар се мерки советских штурмовиков еще бо лее усложнил противнику и без того трудную задачу снабжения окруженной армии Паулюса. Так «воздушная пехо та», как называли тогда штурмовиков, помогала нашим войскам громить врага на берегах великой русской реки. Г. ГОФМАН, Герой Советского Союза. Редактор И. БОБКОВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк, Коммунальная пл, 44. реа. газеты «Ленинем». Телефоны: редактора— 33—53, ответственного секретаря — 34—13, * отделов комсомольской жизни и сельской молодежи— 36—43. пропаганды— 38—50. писем — 28 —59, школ и спорта — 35— 38, бухталтерии — 84—46. АЭ 61079 Липецк, типография областного управления культуры. Зак. М» 952
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz