Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)
и Боль ш и н с т в о школ области, ов ладев новым ме тодом учебно-вос питательной рабо ты, добилось не малых успехов. И, быть может, поэтому на фоне неоспо римых заслуг наших школ еще кон трастнее выступают отдельные недостат ки. Основным из них, на наш взгляд, часто является нежелание учителей во зиться с так называемыми «трудными» учащимися. Это и понятно. Ведь такие подростки требуют большой кропот ливой работы. И вот эта-то трудность чаще всего пугает педагогов. Пройдет месяц-другой, а они уже зая 1 ЙПяют, что подросток неисправим, что он отрица тельно влияет на других учащихся, и его нужно во что бы то ни стало исключить из школы и направить в... детскую колонию. В такой роли выступил в прошлом году директор школы № 26 гор. Ли пецка М. В. Стуров, который безалпеля- ционно заявил, что школьные возмож ности по воспитанию учащегося этой школы Андрея Горьковченко исчер паны, он — наподдающийся, запущен ный и т. д., И его необходимо напра вить в колонию. На радость тов. Сту- рову это и было сделано. А что же предпринимал педколлектив школы N9 26 в отношении «неисправимого» Горьковченко? Кроме общих поучений — ничего. Если же оснований для направления подростка в детскую воспитательную колонию бывает недостаточно, то неко. торые педколлективы находят другой выход. Иногда — это откровенное из бавление от трудного учащегося пу тем его исключения из школы. Но эти случаи встречаются теперь редко. Ча ще выдворение таких подростков про- „ТРУДНЫЙ ВОЗРАСТ* ВОСПИТАТЕЛИ порой даже о них. лы № 53 города Грязи. Было время, когда думали отправить его в воспи тательную колонию. И это было совер шенно обоснованно: Геннадий хулига нил, бросал школу, бывал в детской комнате милиции и даже в вытрезви теле. Учителя решили «повозиться» с ним. В школе были созданы бригады ^тл^еКщ1И общественного порядка в каждом клас се во главе с бригадиром. Эти брига ды осуществляют контроль за поведе нием учащихся, следят за санитарным состоянием класса. исходит дипломатично, под видом проявления за6оты Во второй средней школе г. Липец ка учащегося Виктора Жигулина в про шлом учебном году пообещали уст роить на работу, если он добровольно возьмет документы и уйдет из школы. И этот долгожданный для школы день наступил. Подросток Жи гулин взял документы. Когда же они вместе с матерью напомнили в школе о том, что обещание нужно выполнить, директор заметил, что это не его дело. Сейчас Жигулин трудоустроен, но не школьный штаб, который создан при школой, а городским отделом мили- комитете ВЛКСМ . Однако в этот штаб входят и пионеры. Геннадия назначили В таком же положении оказались и бригадиром. Преследовались две цели: подростки Вячеслав Миронов, выбыв- во п6РВых, сами учащиеся наводили по- ший почти аналогичным путем из шко- Р ЯД °К в классах, и во-вторых, шалов- лы № 28 г. Липецка, Виктор Поляков, ливые подростки, наводя порядок, уже исключенный в сентябре этого года из не н5РУшали дисциплины. Поэтому Ген- Руководит работой бригад обще- Березовской школы-интерната Дан ковского района за неуплату за обуче ние и содержание. В последнем случае юридически никаких претензий к ад министрации Березовской школы-ин надий выполнял свои обязанности ста рательно. Классный руководитель Н. А . Мухор- това заметила у Геннадия организатор- терната предъявить нельзя: они действо- сние способности. По пути их развития вали согласно положению и инструкции Министерства финансов. Вопрос же, ку да пойдет подросток, от которого они освободились, какое у него прошлое, что у него за семья, в которую он возвращается, и в связи с этим — ка ково у него будущее, их не волновал. У педагогов нашей Области есть не мало хороших примеров по воспита нию «трудных» учащихся. Геннадий П. учился в 6 классе шко- она и пошла. Ему стали поручать ор ганизацию культпоходов в кино. И этим было достигнуто главное — подросток отвлечен от дурных дел. К концу учебного года он заметно изменил свое поведение в лучшую сторону, стал прилежнее учиться. И нет сомнений том, что, если с ним будут так же деле устремленно работать и впредь, он твердо встанет на правильный путь. Практика работы показывает, что наи более распространенной причиной безнадзорности детей и многих право нарушений является то обстоятельство, что учителя при проведении воспита тельных мероприятий не всегда учиты вают желания и наклонности учащихся и не идут по пути их удовлетворения, когда это вполне возможно. Почему, к примеру, воспитатели д ет дома № 3 гор. Задонска в летнее вре мя не организовали экскурсию или ту ристический поход с воспитанниками? А ведь многих из них куда труднее отвлечь от походной романтики, чем организовать поход. Поэтому подрост ка Вячеслава Голубничего так и не уда лось удержать. Он самовольно ушел из детдома и путешествовал по Липецкой области, питался в селах овощами, мо локом, ягодами. Нет, он не крал. Но это ли не прелести походной жизни, которые можно было бы увеличить во сто крат, придай администрация детдо ма ей организованную форму? Это ли не метод воспитания, который мог бы дать хорошие плоды? В некоторых городах области пере стали даже говорить о специализиро ванных дружинах по борьбе с детской безнадзорностью. А ведь такие дружи ны с участием учителей и старшеклас сников каких-то год-полтора назад не плохо работали. Видимо, о них город ским и районным отделам народного образования, городским и производст венным комитетам ВЛКСМ нужно вспомнить. П. ФЕДОРОВ, сотрудник обпуправления милиции. п когда знал, что его товари щам грозит опасность. Многие члены выездной сессии ЧК не вернулись до мой. Они попади в руки ан- Очень много Я. Ф. Янкин помогал И. В. Мичурину. Он послал ему в помощь энергичных работников, расширил территорию пи- «Глубокоуважаемый Яков Федорович! Провожая Ва-с на место иовой службы, отвегст- августе 1918 года команди руется Высшей военной реорганизовал ЧК в всех имевшихся в г. штаб тоновцев. В это время по- томника. Принимал непо- •гиб А. Зегель, не Розвра- средственное участие в тился Женя Адамов. проведении юбилея 50- Напряженная работа и летней деятельности И. В. смерть товарищей свали- Мичурина в 1925 году, вают неутомимого чекиста Основной целью прове- в постель. Для лечения -он деяия этого юбилея была едет в Липецк. Но лечиться популяризация мичурян- не пришлось. Губернская ского учения, организация компартии со В 1927 году Яков Федо в коллегию пецке вооруженных сил и Комиссариу- возглавил руководство обо- инспекциеи Тамбовского __ -венные работники липецких та по военным делам. роной г Липецка н» р т ■ = ”- 4 . В Л Г Ь устроению новых форм коллегии Тамбовской губ- предупрежден Р ° жизни, не могут не выра- чека. ^ предупрежден зить Вам одновременно Во время вторжения в берния «была охвачена** эсе- ния ГппГЛуб°К0Г°п сожале' губернию мамонтовской ронским восстанием все ния по поводу Вашего не- банды Я. Ф. Янкин был силы направляются „Са Р т» - „ переброшен в южный ран- борьбу с антоновшиной Трудно наити такую об- он губернии, где органи- Яков Федопови нТзна тппп” уевда’ в к° - зовал районную чрезвычай- чается председатели торой Вы не оставили бы ную комиссию, расп-ростра- ездной с-еесни о себе следа, как энергии- нявшую свои функции ный работник. Липецкий, ~ Ли- всей энергией приступает родич был выдвинут в пре- к _осуществлению очеред- зидиум губисполкома и ной задачи по налажива- контрольную к о м и с с и ю ншо строительства хозяй-ст- ВКП(б). Этот год был по- вевной жизни губернии. С следним годом его партий- 1922 года т. Янкин изби- ной и общественной рабо- рается председателем ,Ди- ты. Неизлечимая болезнь пецкого уисполкома. В но-- сердца приковала к по- | и| р |П |11 ] ни 1 ни I це- стели. р , - _ - .....Лебедянский и От души желаем Вам ус- Усманский уезды. Предсе- пеха в Вашей дальнейшей дателем этой комиссии был работе». избран Яков Федорович. Под этими словами адре- Для работы в ЧК были са Якову Федоровичу Ян- мобилизованы члены пар- кину стоят 52 подписи. тин, бывшие рабочие Со- Это было в 1922 — Тамбовской всеми волостями на губчека по борьбе с эсера- мероприятия по ликом. Часто выезжает в деревни: надо изучить сельское хозяйство, беседу ет с агрономами, налажива ет телефонную связь се Проводит организа- деревне, организации дет ских яслей и столовых. ми, и ему поручается орга- Кии общественных работ низация этой сессии. Вместе- с ним из г. Ли пецка выезжает А. В. Зе гель, Е. А. Адамов и Д. Смирнов. Яков Федо рович был очень твердым. 8 октября 1928 года ему исполнилось 33 года, и в этот день он скончался. Последними словами Я. Ф. Янкина были: «Так не хо чется умирать, но все, что я смог, я отдал делу пар тии». Л . Л И Т В И Н О В А , сотрудник музея. О Я. Ф. янки к. Яков но и сам принимал участие Федорович в разгроме банд, особенно ™ „ „ Р„ , о З л СК‘я«/ 1 »ГУ гь '^нию‘ Когда банда генерала Он не точько руководит Яков Федорович родился Мамонтова наступала на ^ Руководил, в 1895 г. в семье крестья- Липецк мина-бедняка. Отец был куз нецом, мать — кухаркой у одного из помещиков Нов городской губерния. С 14 лет Яков пошел работать на завод химиче ских чернил. Работать при ходилось в тяжелых усло виях и, будучи еще подро стком, он заболел ревматиз мом. В 1915 г. он был моби лизован и служил в ар мии. Октябрьская револю ция застала Якова Федоро вича в Москве. Не обращая внимания на болезнь, он записывается в Красную гвардию, вступа ет в партию и целиком от дает себя революции. В Наша Валя! — так лю бовно называют в цехе шас си тракторного завода быв шую выпускницу Ф ЗО , то каря Валю Кузнецову, Д л я одних она—комсомольский вожак, для других — депу та т горсовета, а всем—про сто товарищ, отзывчивый и чуткий. НА С Н И М К Е : секретарь комсомольской организации Валя Кузнецо ва. Фото В . Фииогина. В д о б р ы й п у т ь $ $ г | Открытие учебного цеха на трактор- ♦ ном заводе произвело немалое впечат- т леиие на школьников, их родителей, на } большинство рабочих завода. Его от- ♦ крытия ждали с нетерпением. В каких | же условиях будут на заводе готовить $ будущих специалистов? ? Дирекция и партком завода преду- ? смотрели все. Здесь и бытовые поме- ? щения: раздевалка, умывальники, кла- ? довая для инструмента. В светлом за- ? ле цеха расположено достаточное коли- « чество оборудования. ? И вот школьники входят в свой цех. Первые робкие шаги. Девочка осторож но коснулась рычага токарного станка. ? Первый раз. Шпиндель не вертится. ♦ Пусть пока привыкнет к тому, как рас- ♦ положены рычаги. У нее все впереди. Учебным цехом предусмотрено вы пускать готовую продукцию, за которую школьники будут получать зарплату. А х пока... ? Пока нужно включать рычаги и руч- « ки вхолостую, чтобы была уверенность ♦ в движениях. Предстоит прослушать и | большой теоретический курс програм- ? мы. Этот курс читают в учебном зале ♦ отдела подготовки кадров, где знако- { мят с заводом и его структурой, с про- - дукцией и сырьем, с перспективой раз вития завода. Знакомят учащихся с профессиями слесаря, токаря, фрезеров щика, шлифовщика, с программой обу чения, с правилами внутреннего распо рядка, трудовой дисциплиной на про изводстве, техникой безопасности. Параллельно теоретическому обуче нию — практика. И вот уже первые хо- рошисты и отличники — ученики 9-го класса школы № 31 Евгений Сапрыкин и Виктор Нацвин. Многие ребята из 9 «А» класса и 9 «Б» класса уже хорошо овладели элементарными операциями слесарного дела. Им нравится оборудованный цех, просторный и красивый. И специаль-» ность каждый подобрал по душе. С ут - * ра до вечера слышится стук молоЖ ов? и гул станков. Трудятся ш кольники.* Их три смены. Всего проходят практику * свыше 700 человек. Хорошими специа-* листами будут ребята. Кроме техниче-$ ской оснастки и оборудования ц ех$ укомплектован хорошими специали-$ стами. » ^ Вот сменный мастер учебного у ч а стк а ? Николай Михайлович Торшин. О коло? 20 лет трудится он на производстве.? Учился в техническом училище, р або тал? слесарем на заводе, бригадиром слеса-? рей, потом мастером. Теперь передает? свой опыт учащимся школ. Николай? Михайлович отлично знает свое дело. А ? главное — Н. М. Торшин с любовью ? делится с ребятами своими знаниями. $ Должно быть, потому, что когда-то он { мечтал стать учителем. { Пройдет немного времени, и его пи-? томцы сами станут на настоящие рабо-1 чие места. ^ В добрый путь, дорогие ребята! _ | А . Г Л Е Б О В , | мастер учебного цеха ? Л Т З . |
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz