Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)

и Боль ш и н с т в о школ области, ов­ ладев новым ме­ тодом учебно-вос­ питательной рабо­ ты, добилось не­ малых успехов. И, быть может, поэтому на фоне неоспо­ римых заслуг наших школ еще кон­ трастнее выступают отдельные недостат­ ки. Основным из них, на наш взгляд, часто является нежелание учителей во­ зиться с так называемыми «трудными» учащимися. Это и понятно. Ведь такие подростки требуют большой кропот­ ливой работы. И вот эта-то трудность чаще всего пугает педагогов. Пройдет месяц-другой, а они уже зая 1 ЙПяют, что подросток неисправим, что он отрица­ тельно влияет на других учащихся, и его нужно во что бы то ни стало исключить из школы и направить в... детскую колонию. В такой роли выступил в прошлом году директор школы № 26 гор. Ли­ пецка М. В. Стуров, который безалпеля- ционно заявил, что школьные возмож­ ности по воспитанию учащегося этой школы Андрея Горьковченко исчер­ паны, он — наподдающийся, запущен­ ный и т. д., И его необходимо напра­ вить в колонию. На радость тов. Сту- рову это и было сделано. А что же предпринимал педколлектив школы N9 26 в отношении «неисправимого» Горьковченко? Кроме общих поучений — ничего. Если же оснований для направления подростка в детскую воспитательную колонию бывает недостаточно, то неко. торые педколлективы находят другой выход. Иногда — это откровенное из­ бавление от трудного учащегося пу­ тем его исключения из школы. Но эти случаи встречаются теперь редко. Ча­ ще выдворение таких подростков про- „ТРУДНЫЙ ВОЗРАСТ* ВОСПИТАТЕЛИ порой даже о них. лы № 53 города Грязи. Было время, когда думали отправить его в воспи­ тательную колонию. И это было совер­ шенно обоснованно: Геннадий хулига­ нил, бросал школу, бывал в детской комнате милиции и даже в вытрезви­ теле. Учителя решили «повозиться» с ним. В школе были созданы бригады ^тл^еКщ1И общественного порядка в каждом клас­ се во главе с бригадиром. Эти брига­ ды осуществляют контроль за поведе­ нием учащихся, следят за санитарным состоянием класса. исходит дипломатично, под видом проявления за6оты Во второй средней школе г. Липец­ ка учащегося Виктора Жигулина в про­ шлом учебном году пообещали уст­ роить на работу, если он добровольно возьмет документы и уйдет из школы. И этот долгожданный для школы день наступил. Подросток Жи гулин взял документы. Когда же они вместе с матерью напомнили в школе о том, что обещание нужно выполнить, директор заметил, что это не его дело. Сейчас Жигулин трудоустроен, но не школьный штаб, который создан при школой, а городским отделом мили- комитете ВЛКСМ . Однако в этот штаб входят и пионеры. Геннадия назначили В таком же положении оказались и бригадиром. Преследовались две цели: подростки Вячеслав Миронов, выбыв- во п6РВых, сами учащиеся наводили по- ший почти аналогичным путем из шко- Р ЯД °К в классах, и во-вторых, шалов- лы № 28 г. Липецка, Виктор Поляков, ливые подростки, наводя порядок, уже исключенный в сентябре этого года из не н5РУшали дисциплины. Поэтому Ген- Руководит работой бригад обще- Березовской школы-интерната Дан ковского района за неуплату за обуче­ ние и содержание. В последнем случае юридически никаких претензий к ад­ министрации Березовской школы-ин надий выполнял свои обязанности ста­ рательно. Классный руководитель Н. А . Мухор- това заметила у Геннадия организатор- терната предъявить нельзя: они действо- сние способности. По пути их развития вали согласно положению и инструкции Министерства финансов. Вопрос же, ку­ да пойдет подросток, от которого они освободились, какое у него прошлое, что у него за семья, в которую он возвращается, и в связи с этим — ка­ ково у него будущее, их не волновал. У педагогов нашей Области есть не­ мало хороших примеров по воспита­ нию «трудных» учащихся. Геннадий П. учился в 6 классе шко- она и пошла. Ему стали поручать ор­ ганизацию культпоходов в кино. И этим было достигнуто главное — подросток отвлечен от дурных дел. К концу учебного года он заметно изменил свое поведение в лучшую сторону, стал прилежнее учиться. И нет сомнений том, что, если с ним будут так же деле устремленно работать и впредь, он твердо встанет на правильный путь. Практика работы показывает, что наи­ более распространенной причиной безнадзорности детей и многих право­ нарушений является то обстоятельство, что учителя при проведении воспита­ тельных мероприятий не всегда учиты­ вают желания и наклонности учащихся и не идут по пути их удовлетворения, когда это вполне возможно. Почему, к примеру, воспитатели д ет­ дома № 3 гор. Задонска в летнее вре­ мя не организовали экскурсию или ту ­ ристический поход с воспитанниками? А ведь многих из них куда труднее отвлечь от походной романтики, чем организовать поход. Поэтому подрост­ ка Вячеслава Голубничего так и не уда­ лось удержать. Он самовольно ушел из детдома и путешествовал по Липецкой области, питался в селах овощами, мо­ локом, ягодами. Нет, он не крал. Но это ли не прелести походной жизни, которые можно было бы увеличить во сто крат, придай администрация детдо­ ма ей организованную форму? Это ли не метод воспитания, который мог бы дать хорошие плоды? В некоторых городах области пере­ стали даже говорить о специализиро­ ванных дружинах по борьбе с детской безнадзорностью. А ведь такие дружи­ ны с участием учителей и старшеклас­ сников каких-то год-полтора назад не­ плохо работали. Видимо, о них город­ ским и районным отделам народного образования, городским и производст­ венным комитетам ВЛКСМ нужно вспомнить. П. ФЕДОРОВ, сотрудник обпуправления милиции. п когда знал, что его товари­ щам грозит опасность. Многие члены выездной сессии ЧК не вернулись до­ мой. Они попади в руки ан- Очень много Я. Ф. Янкин помогал И. В. Мичурину. Он послал ему в помощь энергичных работников, расширил территорию пи- «Глубокоуважаемый Яков Федорович! Провожая Ва-с на место иовой службы, отвегст- августе 1918 года команди­ руется Высшей военной реорганизовал ЧК в всех имевшихся в г. штаб тоновцев. В это время по- томника. Принимал непо- •гиб А. Зегель, не Розвра- средственное участие в тился Женя Адамов. проведении юбилея 50- Напряженная работа и летней деятельности И. В. смерть товарищей свали- Мичурина в 1925 году, вают неутомимого чекиста Основной целью прове- в постель. Для лечения -он деяия этого юбилея была едет в Липецк. Но лечиться популяризация мичурян- не пришлось. Губернская ского учения, организация компартии со В 1927 году Яков Федо в коллегию пецке вооруженных сил и Комиссариу- возглавил руководство обо- инспекциеи Тамбовского __ -венные работники липецких та по военным делам. роной г Липецка н» р т ■ = ”- 4 . В Л Г Ь устроению новых форм коллегии Тамбовской губ- предупрежден Р ° жизни, не могут не выра- чека. ^ предупрежден зить Вам одновременно Во время вторжения в берния «была охвачена** эсе- ния ГппГЛуб°К0Г°п сожале' губернию мамонтовской ронским восстанием все ния по поводу Вашего не- банды Я. Ф. Янкин был силы направляются „Са Р т» - „ переброшен в южный ран- борьбу с антоновшиной Трудно наити такую об- он губернии, где органи- Яков Федопови нТзна тппп” уевда’ в к° - зовал районную чрезвычай- чается председатели торой Вы не оставили бы ную комиссию, расп-ростра- ездной с-еесни о себе следа, как энергии- нявшую свои функции ный работник. Липецкий, ~ Ли- всей энергией приступает родич был выдвинут в пре- к _осуществлению очеред- зидиум губисполкома и ной задачи по налажива- контрольную к о м и с с и ю ншо строительства хозяй-ст- ВКП(б). Этот год был по- вевной жизни губернии. С следним годом его партий- 1922 года т. Янкин изби- ной и общественной рабо- рается председателем ,Ди- ты. Неизлечимая болезнь пецкого уисполкома. В но-- сердца приковала к по- | и| р |П |11 ] ни 1 ни I це- стели. р , - _ - .....Лебедянский и От души желаем Вам ус- Усманский уезды. Предсе- пеха в Вашей дальнейшей дателем этой комиссии был работе». избран Яков Федорович. Под этими словами адре- Для работы в ЧК были са Якову Федоровичу Ян- мобилизованы члены пар- кину стоят 52 подписи. тин, бывшие рабочие Со- Это было в 1922 — Тамбовской всеми волостями на губчека по борьбе с эсера- мероприятия по ликом. Часто выезжает в деревни: надо изучить сельское хозяйство, беседу­ ет с агрономами, налажива­ ет телефонную связь се Проводит организа- деревне, организации дет­ ских яслей и столовых. ми, и ему поручается орга- Кии общественных работ низация этой сессии. Вместе- с ним из г. Ли­ пецка выезжает А. В. Зе­ гель, Е. А. Адамов и Д. Смирнов. Яков Федо­ рович был очень твердым. 8 октября 1928 года ему исполнилось 33 года, и в этот день он скончался. Последними словами Я. Ф. Янкина были: «Так не хо­ чется умирать, но все, что я смог, я отдал делу пар­ тии». Л . Л И Т В И Н О В А , сотрудник музея. О Я. Ф. янки к. Яков но и сам принимал участие Федорович в разгроме банд, особенно ™ „ „ Р„ , о З л СК‘я«/ 1 »ГУ гь '^нию‘ Когда банда генерала Он не точько руководит Яков Федорович родился Мамонтова наступала на ^ Руководил, в 1895 г. в семье крестья- Липецк мина-бедняка. Отец был куз­ нецом, мать — кухаркой у одного из помещиков Нов­ городской губерния. С 14 лет Яков пошел работать на завод химиче­ ских чернил. Работать при­ ходилось в тяжелых усло­ виях и, будучи еще подро­ стком, он заболел ревматиз­ мом. В 1915 г. он был моби­ лизован и служил в ар­ мии. Октябрьская револю­ ция застала Якова Федоро­ вича в Москве. Не обращая внимания на болезнь, он записывается в Красную гвардию, вступа­ ет в партию и целиком от­ дает себя революции. В Наша Валя! — так лю­ бовно называют в цехе шас­ си тракторного завода быв­ шую выпускницу Ф ЗО , то­ каря Валю Кузнецову, Д л я одних она—комсомольский вожак, для других — депу­ та т горсовета, а всем—про­ сто товарищ, отзывчивый и чуткий. НА С Н И М К Е : секретарь комсомольской организации Валя Кузнецо ва. Фото В . Фииогина. В д о б р ы й п у т ь $ $ г | Открытие учебного цеха на трактор- ♦ ном заводе произвело немалое впечат- т леиие на школьников, их родителей, на } большинство рабочих завода. Его от- ♦ крытия ждали с нетерпением. В каких | же условиях будут на заводе готовить $ будущих специалистов? ? Дирекция и партком завода преду- ? смотрели все. Здесь и бытовые поме- ? щения: раздевалка, умывальники, кла- ? довая для инструмента. В светлом за- ? ле цеха расположено достаточное коли- « чество оборудования. ? И вот школьники входят в свой цех. Первые робкие шаги. Девочка осторож­ но коснулась рычага токарного станка. ? Первый раз. Шпиндель не вертится. ♦ Пусть пока привыкнет к тому, как рас- ♦ положены рычаги. У нее все впереди. Учебным цехом предусмотрено вы­ пускать готовую продукцию, за которую школьники будут получать зарплату. А х пока... ? Пока нужно включать рычаги и руч- « ки вхолостую, чтобы была уверенность ♦ в движениях. Предстоит прослушать и | большой теоретический курс програм- ? мы. Этот курс читают в учебном зале ♦ отдела подготовки кадров, где знако- { мят с заводом и его структурой, с про- - дукцией и сырьем, с перспективой раз­ вития завода. Знакомят учащихся с профессиями слесаря, токаря, фрезеров­ щика, шлифовщика, с программой обу­ чения, с правилами внутреннего распо­ рядка, трудовой дисциплиной на про­ изводстве, техникой безопасности. Параллельно теоретическому обуче­ нию — практика. И вот уже первые хо- рошисты и отличники — ученики 9-го класса школы № 31 Евгений Сапрыкин и Виктор Нацвин. Многие ребята из 9 «А» класса и 9 «Б» класса уже хорошо овладели элементарными операциями слесарного дела. Им нравится оборудованный цех, просторный и красивый. И специаль-» ность каждый подобрал по душе. С ут - * ра до вечера слышится стук молоЖ ов? и гул станков. Трудятся ш кольники.* Их три смены. Всего проходят практику * свыше 700 человек. Хорошими специа-* листами будут ребята. Кроме техниче-$ ской оснастки и оборудования ц ех$ укомплектован хорошими специали-$ стами. » ^ Вот сменный мастер учебного у ч а стк а ? Николай Михайлович Торшин. О коло? 20 лет трудится он на производстве.? Учился в техническом училище, р або тал? слесарем на заводе, бригадиром слеса-? рей, потом мастером. Теперь передает? свой опыт учащимся школ. Николай? Михайлович отлично знает свое дело. А ? главное — Н. М. Торшин с любовью ? делится с ребятами своими знаниями. $ Должно быть, потому, что когда-то он { мечтал стать учителем. { Пройдет немного времени, и его пи-? томцы сами станут на настоящие рабо-1 чие места. ^ В добрый путь, дорогие ребята! _ | А . Г Л Е Б О В , | мастер учебного цеха ? Л Т З . |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz