Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)

О г р о м н ы е светлые залы хлебозавода. Стерильная чистота. И запах. Тот особый, ни с чем не сравнимый, сытный запах печеного хлеба. Здесь, на хлебозаводе, где у огненных печей священ­ нодействуют люди в бело­ снежной одежде, особое значение и особый смысл приобретает вдруг то обыч­ ное, прозаическое, что на­ зываем мы «хлебом насущ­ ным». Золотой колос, вызвани­ вающий на ветру хвалу хлеборобу... Стремительный бег жерновов и вальцев... Рвущееся из пузатых деж «поспевшее» тесто... Вовсе не прост путь каравая к нашему столу. И как до­ садно, что встречаются лю­ ди, не умеющие ценить дра­ гоценный продукт. С ДИРЕКТОРОМ хле­ бозавода № 3 Анто­ ниной Петровной По­ номаревой мы пришли на нейтральный склад. Нынеш­ ний год не побаловал, ни для кого это не секрет. Тем более надо сейчас до­ рожить каждым пудом, ки­ лограммом и граммом. Но что это? В одном мешке зияет большущая дыра, а под ним на полу горка просы­ павшейся муки. И в дру­ гом мешке, и в третьем... Антонина Петровна го­ рестно разводит рунами: — В таком вот виде по­ стоянно поступают к нам мешки с мукой. Осматриваем несколько штабелей. На этикетках значится «Мука пшеничная первого сорта. Елецкий мелькомбинат». Мы насчи­ тали 300 мешков, и из них ■30 оказались рваными. Зна­ чит из каждого десятого мешка потерялось в пути или просыпалось здесь на пол, превратившись в не­ пригодное для выпечки хле­ ба, большое количество му­ ки. И еще 140 мешков муки высшего сорта елецкой вы­ делки лежало в тот день на складе. Здесь тоже об­ наружили мы десять ху­ дых мешков. Кладовщик показал лю­ бопытный документ. Это накладная № 111.5089 на партию муки Елецкого мелькрупкомбината, посту­ пившей 25 сентября. Вся мешкотара в накладной указана первой категории. А на проверку из 18 меш­ ков — четыре с дырами, ос­ тальные старые, латаные. И, выходит, документ этот — откровенная «липа». Кроме елецкой, на завод поступает еще пшеничная витаминизированная мука первого сорта с Московского мелькомбината № 3. При мне ее принимали на оклад. Так здесь еще хуже: почти каждый второй мешок по­ рванный. Ребята-грузчики произвели контрольное взве­ шивание одного самого рва­ ного мешка, и оказалось, что в нем до стандартного веса недостает трех кило­ граммов. С одного только мешка три килограмма первосорт­ ной муки на ветер развея­ но! А может даже не раз­ веяно, а похищено во вре­ мя транспортировки? Тут все возможно. Ведь на всем пути от мелькомбина­ тов до хлебозаводов за вес муки никто не отвечает. Лишь бы количество меш­ ков сходилось. И на хлебо­ заводах так принимают. И если здесь не бывает недо­ стач, сводятся как-то кон­ цы с концами, так это за счет различного рода ски­ док «на усушку и утруску». Вот и возникает вопрос: а не правильнее будет на всех этапах транспортиров­ ки муки, передавать ее из, одних рук в другие по ве­ су или хотя бы почаще производить контрольные взвешивания? Иначе не слишком веселая арифме­ тика получается. Много му­ ки в дороге теряется. Ко­ нечно, трудно определить хотя бы приблизительно сумму потерь на пути ее, скажем, от Елецкого ыель- ХЛЕБ— ОБЩЕНАРОДНОЕ ДОБРО. ПОЭТОМУ МЫ ДОЛЖНЫ ЕГО БЕРЕЧЬ, КАК СВОЕ ДОСТОЯНИЕ. МЫ ДОЛЖНЫ БЕРЕЧЬ ЕГО НЕ ОТ НЕДОСТАТКА, А В СИЛУ СВОЕЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ СОЗНАТЕЛЬНОСТИ. ПОТОМУ ЧТО ХЛЕБ СТРАНЫ — ЭТО ХЛЕБ ТВОЙ И МОЙ. ПОТОМУ ЧТО В НЕГО ВЛОЖЕН НЕЛЕГ­ КИЙ ТРУД ХЛЕБОРОБА И РАБОЧЕГО. У НАС, К СОЖАЛЕНИЮ, ИНОГДА ЗАБЫВАЮТ ОБ ЭТОМ. МЫ ПРИВЫКЛИ К ИЗОБИЛИЮ ХЛЕБА, НЕ ЗАМЕЧАЕМ, КАК ИНОГДА НЕЭКОНОМНО РАСХО­ ДУЕМ ЕГО, ПОЭТОМУ ИНОГДА НЕТРЕБОВАТЕЛЬНЫ К РАСХИТИТЕЛЯМ, ВО­ РАМ, СПЕКУЛЯНТАМ, ТУНЕЯДЦАМ, ВСЕМ ТЕМ, КТО ПОЛЬЗУЕТСЯ НАРОДНЫМ ДОБРОМ ДЛЯ ЛИЧНОГО ОБОГАЩЕНИЯ. ИЗ-ЗА ПОПУСТИТЕЛЬСТВА, РАВНО­ ДУШИЯ НЕКОТОРЫХ ЛЮДЕЙ ВСЕ ЭТО СКЛАДЫВАЕТСЯ В ТЫСЯЧИ ТОНН ПОТЕРЬ НАРОДНОГО ХЛЕБА. Тернистый путь комбината до каждого хле­ бозавода в Липецке, Но ясно,’ что эти потери будут сведены до минимума, если уст а н о в и т ь строжайший контроль на всем пути «хлебного потока». Ведь что сейчас полу­ чается, На том же Елец­ ком мелькрупкомбинате му­ ку упаковывают в ветхую тару, которая по дороге неминуемо рвется. Или же затаскивают мешки в ваго­ ны металлическими крюч­ ками (тут и прочная тара не выдержит). Затем мука поступает на Липецкую ре- албазу. Здесь тоже не об­ ходится без того, чтобы ка­ кой-нибудь грузчик не по­ рвал мешков в результате небрежности. И еще «соло­ нее» приходится муке, ког­ да ее грузят на автомаши­ ны, чтобы отправить с ре- албазы на хлебозаводы. Машины для перевозки хлебопродуктов Липецкое АТХ-2 дает какие попало. Некрытые, грязные. Недав­ но начальник отдела сбыта реалбазы И. Д. Максимов отправил обратно не приве­ денные в порядок автома­ шины из-под... нефтепро­ дуктов. В день, когда готовился этот материал, у ворот мучного склада реалбазы. встала под погрузку авто­ машина № 23—38. *Загля­ нули в кузов, а там тор­ чали гвозди, угрожающе за­ дрались острые края жести,, которой заделаны дыры в. полу. Разумеется, в таком кузове мешки с мукой не доставишь в целости. И вот так начинается она, эта невеселая арифме­ тика потерь, самого что ни на есть ценнейшего — на­ шего хлеба насущного. С ОХРАНИТЬ, сберечь хлеб — это одна сто­ рона дела. Но не ме­ нее важная—другая: до­ ставить его без задержки. Ведь хлеб—такой продукт, без которого нельзя обой­ тись и одного дня. И вот, оказывается, один участок на пути движения «хлебно­ го потока» поистине оказы­ вается «тернистым». Хотя участок этот вовсе не столь уж длинный —от реалба­ зы до хлебозаводов, все внутри города и по глад­ кому асфальту. Мы в начале этого пути, в кабинете начальника сбы­ та реалбазы И. Д. Макси­ мова. Одна маленькая, но емкая деталь, с которой знакомит хозяин кабинета. Он показывает диск своего телефона. Сразу заметно, что отверстия с цифрами 3—1—4—5 значительно ши­ ре других. Иван Дмитриевич пояс­ няет: 31—45 — это номер Липецкого АТХ-2. А на­ званные отверстия в диске износились больше других потому, что Максимову не менее десяти раз за день приходится напоминать ру­ ководителям автохозяйства, чтобы они высылали быст­ рее машины для доставки хлебопродуктов на хлебоза­ воды и на городскую мель­ ницу. Сегодня, к примеру, реал- базе требовалось 17 авто­ машин. А пришло 12. И из них восемь с опозданием до трех часов. Иван Дмитрие­ вич позвонил, справился, почему совсем не пришло пять автомашин. —Машины вышли,— отРр» тила деспетчер В. Г. Чеснд* кова. Прошло еще время. Ма­ шин нет. Обеспокоенный Максимов позвонил уже на­ чальнику эксплуатации АТХ-2 В. Д. Сабыле. — Машины должны быть' на базе, у себя их ищите* — безапелляционно заявил тот и положил трубку. В 13.30 Максимов снова' позвонил Сабыле: — Где же машины? Мы не можем отправить зерно на мельницу. — Ну чего ты там шум поднимаешь, — недовольно отозвался Сабыля, — нашел я одну машину, у нас сто­ ит, резину меняем. — А другие? Долгая пауза и ответ со вздохом: — Разберусь. Что ж, разобраться, дей­ ствительно, надо. На все четыре колеса хромает тру­ довая дисциплина в АТХ-2. Безответственно относятся здесь к такому важнейше­ му государственному делу* каким являются п^ревозки^^. хлебопродуктов. Машины, посланные на реалбазу, как видим в данном случае, не дошли до места назна­ чения, куда-то «палево* свернули. Как правило, шо­ феры, направленные на ре­ албазу, заканчивают само­ вольно работу на два—три часа раньше и отбывают в неизвестном направлении. Из-за этого, например, бы­ ла сорвана 23 и 24 сентяб­ ря поставка® муки второму хлебозаводу. Да, поистине, тернистый путь хлебу в Липецке. А. ВОЛ ЬСКИЙ . ’ Александр Кузьмич нагнулся, что-то поднял и завел руки за спину. В ру­ ках у него было куриное яйцо: какая- то из пятидесяти кур снесла его за двором, в золе. — Кручусь вот около дома, — гово­ рил он часом раньше. Хлопотно уже немолодому человеку: много домашней живности, два дома, сруб для третьего... Правда, из скота кое-что поубавилось. Сдал в закуп для отвода глаз корову, свинью. Осталась корова с теленком, свиноматка, принес­ шая весной хороший приплод, осталь­ ное — «пустяк»: десять овец с молод­ няком, да с полсотни кур. А помочь некому: семья всего из трех человек. Так и живет Александр Кузьмич Попов, между прочим, припеваючи. Правда, стесняется: как-никак он нигде не ра­ ботает — каждый может в глаза коль­ нуть. Он пытался найти «работенку», находил, но отказывался, зарплата — ничто по сраянению с домашним до­ ходом. — Хотел пойти в церковь казначеем, подумал-лодумал и не пошел. Платят мало, да к тому же я атеист, — сооб­ щает он: Александр Кузьмич прекрасно знает, как называется его занятие, «разделя­ ет» правильные взгляды, а сам созда­ ет животноводческую ферму на дому, добывает для нее корма. Более того, отстаивает свое положение, пишет Скорбящий тунеядец «жалобы» по поводу «нападок местных властей». А нападки заключаются в том, что его квалифицируют как ту­ неядца, тщетно пытаются заставить ра­ ботать. — Смотря какой тунеядец, если бы я шабашничал, а то возле дома кручусь, — парирует он все «наскоки» предсе­ дателя сельского Совета Плешкова и уполномоченного Коробова. И никто в Б.-Самовецком отделении совхоза «Красный горняк» не подумал об источнике тунеядства, разраста­ ния собственнических интересов. В селе (4 семьи имеют поголовье скота сверх нормы. Что питает всю эту среду! Щели в хлебных закромах совхоза, небереж­ ливость, бесконтрольность. Говорить об отношении к хлебу — говорить о морали людей. Мораль По­ повых известна: как бы больше ухва­ тить. Поэтому им наплевать на то, что труженик «в поте лица своего» добы­ вает каждый килограмм хлеба. Хлеб, корма Поповы достают всяче­ скими способами. Один из них— наи­ более верный. Каждый год Евдокия Ивановка идет работать в соседний скотооткормочный совхоз «Красная дубрава» (в своем нечем поживиться]. Работает один—два месяца. «Добрый дядя» — управляющий отделением И. В. Ролдугин — заработанное выдает натурой. В этом году Попова таким образом запаслась отходами (а в них 60—70 процентов зерна!] для своей живности. Вот эта возможность достать хлеба, корма и приводит к тунеядству, рваче­ ству. Только в совхозе «Красный гор­ няк» больше полтысячи людей сидят на шее у тружеников, потребляя, ничего не производят. И все они, как суслики, тянут в свои норы общественный хлеб. Разными способами. Прямо за руку была поймана А. Я. Кудрявцева. Правда, несла она всего лишь одну сумку зерна, а изъяли... 60 пудов, не считая двух мешков кукуру­ зы, подсолнечника. В отделении недо­ оценили этого факта. — Да, она взяла-то всего одну сум­ ку зерна, — не понимает ее вины К. Ф. Романов, управляющий отделением. — Часть изъятого хлеба — прошлогод­ ний... К сожалению, руководители отделе­ ния, комитет комсомола не сделали для себя вывода и из случаев хищения хлеба А. Л. Федяниной, М. Р. Котовой. А ведь это должно было бы взволно­ вать. Это же огромная утечка народно­ го хлеба. Если бы комитет комсомола выстазил комсомольские посты, насто­ рожил «прожектористов», мог бы и не произойти такой случай... Комбайнер М. Сотников убирал про­ со. Под вечер он с поля погнал ком­ байн домой с полным бункером зерна, которое Сотников хотел украсть, но растерял по пути к дому. Об этой краже пока в селе знают только те, кто собрал просо с дороги, и неизвестно руководителям отде­ ления и комсомольским активистам. Это и говорит о их равнодушии к са­ мой серьезной задаче — сохранению хлеба. Вот все это и создает возмож­ ность «расцветать» таким, как Попов. А закрой вовремя щели в закромах, стань на пути утечки хлеба, кормов — будет положен конец паразитизму, ту­ неядству. Ведь эти паразиты произра­ стают на народном хлебе, поэтому борьба с расхитителями, спекулянта­ ми должна стать делом каждого ком­ сомольского активиста. К. КОРОВИН. с. Самовец Липецкого района.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz