Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)
О г р о м н ы е светлые залы хлебозавода. Стерильная чистота. И запах. Тот особый, ни с чем не сравнимый, сытный запах печеного хлеба. Здесь, на хлебозаводе, где у огненных печей священ нодействуют люди в бело снежной одежде, особое значение и особый смысл приобретает вдруг то обыч ное, прозаическое, что на зываем мы «хлебом насущ ным». Золотой колос, вызвани вающий на ветру хвалу хлеборобу... Стремительный бег жерновов и вальцев... Рвущееся из пузатых деж «поспевшее» тесто... Вовсе не прост путь каравая к нашему столу. И как до садно, что встречаются лю ди, не умеющие ценить дра гоценный продукт. С ДИРЕКТОРОМ хле бозавода № 3 Анто ниной Петровной По номаревой мы пришли на нейтральный склад. Нынеш ний год не побаловал, ни для кого это не секрет. Тем более надо сейчас до рожить каждым пудом, ки лограммом и граммом. Но что это? В одном мешке зияет большущая дыра, а под ним на полу горка просы павшейся муки. И в дру гом мешке, и в третьем... Антонина Петровна го рестно разводит рунами: — В таком вот виде по стоянно поступают к нам мешки с мукой. Осматриваем несколько штабелей. На этикетках значится «Мука пшеничная первого сорта. Елецкий мелькомбинат». Мы насчи тали 300 мешков, и из них ■30 оказались рваными. Зна чит из каждого десятого мешка потерялось в пути или просыпалось здесь на пол, превратившись в не пригодное для выпечки хле ба, большое количество му ки. И еще 140 мешков муки высшего сорта елецкой вы делки лежало в тот день на складе. Здесь тоже об наружили мы десять ху дых мешков. Кладовщик показал лю бопытный документ. Это накладная № 111.5089 на партию муки Елецкого мелькрупкомбината, посту пившей 25 сентября. Вся мешкотара в накладной указана первой категории. А на проверку из 18 меш ков — четыре с дырами, ос тальные старые, латаные. И, выходит, документ этот — откровенная «липа». Кроме елецкой, на завод поступает еще пшеничная витаминизированная мука первого сорта с Московского мелькомбината № 3. При мне ее принимали на оклад. Так здесь еще хуже: почти каждый второй мешок по рванный. Ребята-грузчики произвели контрольное взве шивание одного самого рва ного мешка, и оказалось, что в нем до стандартного веса недостает трех кило граммов. С одного только мешка три килограмма первосорт ной муки на ветер развея но! А может даже не раз веяно, а похищено во вре мя транспортировки? Тут все возможно. Ведь на всем пути от мелькомбина тов до хлебозаводов за вес муки никто не отвечает. Лишь бы количество меш ков сходилось. И на хлебо заводах так принимают. И если здесь не бывает недо стач, сводятся как-то кон цы с концами, так это за счет различного рода ски док «на усушку и утруску». Вот и возникает вопрос: а не правильнее будет на всех этапах транспортиров ки муки, передавать ее из, одних рук в другие по ве су или хотя бы почаще производить контрольные взвешивания? Иначе не слишком веселая арифме тика получается. Много му ки в дороге теряется. Ко нечно, трудно определить хотя бы приблизительно сумму потерь на пути ее, скажем, от Елецкого ыель- ХЛЕБ— ОБЩЕНАРОДНОЕ ДОБРО. ПОЭТОМУ МЫ ДОЛЖНЫ ЕГО БЕРЕЧЬ, КАК СВОЕ ДОСТОЯНИЕ. МЫ ДОЛЖНЫ БЕРЕЧЬ ЕГО НЕ ОТ НЕДОСТАТКА, А В СИЛУ СВОЕЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ СОЗНАТЕЛЬНОСТИ. ПОТОМУ ЧТО ХЛЕБ СТРАНЫ — ЭТО ХЛЕБ ТВОЙ И МОЙ. ПОТОМУ ЧТО В НЕГО ВЛОЖЕН НЕЛЕГ КИЙ ТРУД ХЛЕБОРОБА И РАБОЧЕГО. У НАС, К СОЖАЛЕНИЮ, ИНОГДА ЗАБЫВАЮТ ОБ ЭТОМ. МЫ ПРИВЫКЛИ К ИЗОБИЛИЮ ХЛЕБА, НЕ ЗАМЕЧАЕМ, КАК ИНОГДА НЕЭКОНОМНО РАСХО ДУЕМ ЕГО, ПОЭТОМУ ИНОГДА НЕТРЕБОВАТЕЛЬНЫ К РАСХИТИТЕЛЯМ, ВО РАМ, СПЕКУЛЯНТАМ, ТУНЕЯДЦАМ, ВСЕМ ТЕМ, КТО ПОЛЬЗУЕТСЯ НАРОДНЫМ ДОБРОМ ДЛЯ ЛИЧНОГО ОБОГАЩЕНИЯ. ИЗ-ЗА ПОПУСТИТЕЛЬСТВА, РАВНО ДУШИЯ НЕКОТОРЫХ ЛЮДЕЙ ВСЕ ЭТО СКЛАДЫВАЕТСЯ В ТЫСЯЧИ ТОНН ПОТЕРЬ НАРОДНОГО ХЛЕБА. Тернистый путь комбината до каждого хле бозавода в Липецке, Но ясно,’ что эти потери будут сведены до минимума, если уст а н о в и т ь строжайший контроль на всем пути «хлебного потока». Ведь что сейчас полу чается, На том же Елец ком мелькрупкомбинате му ку упаковывают в ветхую тару, которая по дороге неминуемо рвется. Или же затаскивают мешки в ваго ны металлическими крюч ками (тут и прочная тара не выдержит). Затем мука поступает на Липецкую ре- албазу. Здесь тоже не об ходится без того, чтобы ка кой-нибудь грузчик не по рвал мешков в результате небрежности. И еще «соло нее» приходится муке, ког да ее грузят на автомаши ны, чтобы отправить с ре- албазы на хлебозаводы. Машины для перевозки хлебопродуктов Липецкое АТХ-2 дает какие попало. Некрытые, грязные. Недав но начальник отдела сбыта реалбазы И. Д. Максимов отправил обратно не приве денные в порядок автома шины из-под... нефтепро дуктов. В день, когда готовился этот материал, у ворот мучного склада реалбазы. встала под погрузку авто машина № 23—38. *Загля нули в кузов, а там тор чали гвозди, угрожающе за дрались острые края жести,, которой заделаны дыры в. полу. Разумеется, в таком кузове мешки с мукой не доставишь в целости. И вот так начинается она, эта невеселая арифме тика потерь, самого что ни на есть ценнейшего — на шего хлеба насущного. С ОХРАНИТЬ, сберечь хлеб — это одна сто рона дела. Но не ме нее важная—другая: до ставить его без задержки. Ведь хлеб—такой продукт, без которого нельзя обой тись и одного дня. И вот, оказывается, один участок на пути движения «хлебно го потока» поистине оказы вается «тернистым». Хотя участок этот вовсе не столь уж длинный —от реалба зы до хлебозаводов, все внутри города и по глад кому асфальту. Мы в начале этого пути, в кабинете начальника сбы та реалбазы И. Д. Макси мова. Одна маленькая, но емкая деталь, с которой знакомит хозяин кабинета. Он показывает диск своего телефона. Сразу заметно, что отверстия с цифрами 3—1—4—5 значительно ши ре других. Иван Дмитриевич пояс няет: 31—45 — это номер Липецкого АТХ-2. А на званные отверстия в диске износились больше других потому, что Максимову не менее десяти раз за день приходится напоминать ру ководителям автохозяйства, чтобы они высылали быст рее машины для доставки хлебопродуктов на хлебоза воды и на городскую мель ницу. Сегодня, к примеру, реал- базе требовалось 17 авто машин. А пришло 12. И из них восемь с опозданием до трех часов. Иван Дмитрие вич позвонил, справился, почему совсем не пришло пять автомашин. —Машины вышли,— отРр» тила деспетчер В. Г. Чеснд* кова. Прошло еще время. Ма шин нет. Обеспокоенный Максимов позвонил уже на чальнику эксплуатации АТХ-2 В. Д. Сабыле. — Машины должны быть' на базе, у себя их ищите* — безапелляционно заявил тот и положил трубку. В 13.30 Максимов снова' позвонил Сабыле: — Где же машины? Мы не можем отправить зерно на мельницу. — Ну чего ты там шум поднимаешь, — недовольно отозвался Сабыля, — нашел я одну машину, у нас сто ит, резину меняем. — А другие? Долгая пауза и ответ со вздохом: — Разберусь. Что ж, разобраться, дей ствительно, надо. На все четыре колеса хромает тру довая дисциплина в АТХ-2. Безответственно относятся здесь к такому важнейше му государственному делу* каким являются п^ревозки^^. хлебопродуктов. Машины, посланные на реалбазу, как видим в данном случае, не дошли до места назна чения, куда-то «палево* свернули. Как правило, шо феры, направленные на ре албазу, заканчивают само вольно работу на два—три часа раньше и отбывают в неизвестном направлении. Из-за этого, например, бы ла сорвана 23 и 24 сентяб ря поставка® муки второму хлебозаводу. Да, поистине, тернистый путь хлебу в Липецке. А. ВОЛ ЬСКИЙ . ’ Александр Кузьмич нагнулся, что-то поднял и завел руки за спину. В ру ках у него было куриное яйцо: какая- то из пятидесяти кур снесла его за двором, в золе. — Кручусь вот около дома, — гово рил он часом раньше. Хлопотно уже немолодому человеку: много домашней живности, два дома, сруб для третьего... Правда, из скота кое-что поубавилось. Сдал в закуп для отвода глаз корову, свинью. Осталась корова с теленком, свиноматка, принес шая весной хороший приплод, осталь ное — «пустяк»: десять овец с молод няком, да с полсотни кур. А помочь некому: семья всего из трех человек. Так и живет Александр Кузьмич Попов, между прочим, припеваючи. Правда, стесняется: как-никак он нигде не ра ботает — каждый может в глаза коль нуть. Он пытался найти «работенку», находил, но отказывался, зарплата — ничто по сраянению с домашним до ходом. — Хотел пойти в церковь казначеем, подумал-лодумал и не пошел. Платят мало, да к тому же я атеист, — сооб щает он: Александр Кузьмич прекрасно знает, как называется его занятие, «разделя ет» правильные взгляды, а сам созда ет животноводческую ферму на дому, добывает для нее корма. Более того, отстаивает свое положение, пишет Скорбящий тунеядец «жалобы» по поводу «нападок местных властей». А нападки заключаются в том, что его квалифицируют как ту неядца, тщетно пытаются заставить ра ботать. — Смотря какой тунеядец, если бы я шабашничал, а то возле дома кручусь, — парирует он все «наскоки» предсе дателя сельского Совета Плешкова и уполномоченного Коробова. И никто в Б.-Самовецком отделении совхоза «Красный горняк» не подумал об источнике тунеядства, разраста ния собственнических интересов. В селе (4 семьи имеют поголовье скота сверх нормы. Что питает всю эту среду! Щели в хлебных закромах совхоза, небереж ливость, бесконтрольность. Говорить об отношении к хлебу — говорить о морали людей. Мораль По повых известна: как бы больше ухва тить. Поэтому им наплевать на то, что труженик «в поте лица своего» добы вает каждый килограмм хлеба. Хлеб, корма Поповы достают всяче скими способами. Один из них— наи более верный. Каждый год Евдокия Ивановка идет работать в соседний скотооткормочный совхоз «Красная дубрава» (в своем нечем поживиться]. Работает один—два месяца. «Добрый дядя» — управляющий отделением И. В. Ролдугин — заработанное выдает натурой. В этом году Попова таким образом запаслась отходами (а в них 60—70 процентов зерна!] для своей живности. Вот эта возможность достать хлеба, корма и приводит к тунеядству, рваче ству. Только в совхозе «Красный гор няк» больше полтысячи людей сидят на шее у тружеников, потребляя, ничего не производят. И все они, как суслики, тянут в свои норы общественный хлеб. Разными способами. Прямо за руку была поймана А. Я. Кудрявцева. Правда, несла она всего лишь одну сумку зерна, а изъяли... 60 пудов, не считая двух мешков кукуру зы, подсолнечника. В отделении недо оценили этого факта. — Да, она взяла-то всего одну сум ку зерна, — не понимает ее вины К. Ф. Романов, управляющий отделением. — Часть изъятого хлеба — прошлогод ний... К сожалению, руководители отделе ния, комитет комсомола не сделали для себя вывода и из случаев хищения хлеба А. Л. Федяниной, М. Р. Котовой. А ведь это должно было бы взволно вать. Это же огромная утечка народно го хлеба. Если бы комитет комсомола выстазил комсомольские посты, насто рожил «прожектористов», мог бы и не произойти такой случай... Комбайнер М. Сотников убирал про со. Под вечер он с поля погнал ком байн домой с полным бункером зерна, которое Сотников хотел украсть, но растерял по пути к дому. Об этой краже пока в селе знают только те, кто собрал просо с дороги, и неизвестно руководителям отде ления и комсомольским активистам. Это и говорит о их равнодушии к са мой серьезной задаче — сохранению хлеба. Вот все это и создает возмож ность «расцветать» таким, как Попов. А закрой вовремя щели в закромах, стань на пути утечки хлеба, кормов — будет положен конец паразитизму, ту неядству. Ведь эти паразиты произра стают на народном хлебе, поэтому борьба с расхитителями, спекулянта ми должна стать делом каждого ком сомольского активиста. К. КОРОВИН. с. Самовец Липецкого района.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz