Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)

й ОРЕНБУРГСКАЯ ОБ­ ЛАСТЬ. Целина... Де­ сять лет прошло с тех пор, как сюда пришли первые новоселы. Мно­ гое изменилось здесь. Люди берут от целины не только то, что таит в себе плодородная па­ шня. На службу народу ставятся и богатства недо. На ударную комсо­ мольскую стройку — Буруктальский никель- кобальтовый комбинат в город Светлый едут сот­ ни молодых патриотов из разных концов на­ шей страны. Замеча­ тельно трудятся на стро­ ительстве обжигово­ восстановительного це­ ха молодые монтажни­ ки комсомольцы Вла­ димир Чигин и Виктор Есин (на снимке слева направо). Они борются за звание ударникоз коммунистического тру­ да, перевыполняют смен­ ные задания. Фото Б. Клипиницера (Фотохроника ТАСС). им приходилось только со стороны на­ блюдать настоящую работу, потому что тут уже рабочим было не до них. Не было системы обучения. У каждо­ го рабочего своя методика, каждый ра­ ботает на разных операциях. Школа не могла установить воспитательный контроль за практикой. Ученики одно­ го-двух классов были разбросаны по двенадцати цехам завода. Такой метод производственного обу-* чения вступал в противоречие не толь­ ко с нашими требованиями. Мы виде­ ли, с какими надеждами шли ребята в первый раз к проходной тракторного завода, с каким энтузиазмом соглаша­ лись на любую работу — лишь бы по­ трогать руками, попробовать самим, что же есть око, настоящее производство. И можно смело предположить, что долгое пребызание в роли «заспинни- ка» гасило энтузиазм, притупляло юно­ шеский оптимизм. Так назревала необ­ ходимость перейти от индивидуального ученичества к групповому, коллектив­ ному. Через несколько дйей вступит в строй учебный цех. Собственно, пока это только учебный участок, пролет бывшего модельного цеха тракторного завода. Но те несколько десятков то­ карных, фрезерных и сверлильных станков и слесарное отделение вполне отвечают пока нашим требованиям. Пахнет свежей краской. Ребята, пы­ жась, помогают рабочим устанавливать последние станки. Изредка слышится: — Вира!.. Майна!.. Через несколько дней зажужжат 8 учебном цехе станки, зазвучат голоса школьников. Они придут сюда, в свой цех, открытия которого ждали с огром­ ным нетерпением. И глядя на их тор­ жественные, ликующие лица, уже сей­ час можно сказать, что открытие цеха — шаг навстречу их мечте, навстречу оптимизму. Производственному обучению школь­ ников — уже несколько лет. Наша школа первой в городе взяла уклон на политехнизацию. Мы уже выдали четы­ рем выпускам квалификационные сви­ детельства токарей, фрезеровщиков, шлифовщиков, слесарей по ремонту оборудования, контролеров ОТК, элек­ триков, крановщиков, модельщиков по дереву. И, естественно, мы первыми столкнулись с трудностями на этом не­ проторенном пути, накопили некоторый опыт. Для нас многие из этих трудно­ стей уже позади, но о них следует го­ ворить, потому что другие школы только начинают идти навстречу им. Производственное обучение первых лет было индивидуальным. Приходил в НАВСТРЕЧУ ОПТИМИЗМУ класс инженер с завода, «начитывал» ученикам теоретический курс. Потом подбирали на заводе инструкторов-ра- бочих и приставляли к каждому одно­ го-двух учеников. На первых этапах такое обучение приносило свои поло­ жительные результаты. Во-первых, ре­ бята видели, кем и как создаются ма­ териальные ценности. Во-вторых, была выбита почва для бытовавшего до той поры убеждения, что, мол, стоит ли учиться, если после десятилетки все равно на завод идти. В-третьих, ребята так или иначе приобщались к общест­ венно полезному труду, начинали чув­ ствовать себя частицей рабочего клас­ са. Но учили ребят, как говорится, «вприглядку»: рабочий обрабатывает деталь, а ученик стоит за его спиной и смотрит, как это делается. Изредка рабочие давали самим ученикам «по­ щупать» станок, обработать какую-то деталь простейшей конфигурации. Но в конце месяца, когда план «поджимает», Охватить всех 382 старшеклассников индивидуальным ученичеством {да еще если учесть, что в районе трактор­ ного завода есть другая школа, № 10 , с производственным обучением) завод не мог бы. Учебный цех позволит правильно по­ ставить методическую сторону произ­ водственного обучения. Теперь, когда четко определились профили произ­ водственного обучения (мы будем го­ товить только токарей-универсалов, фрезеровщиков, слесарей-инструмен- тальщиков и слесарей по ремонту оборудования), легче ввести широкое политехническое образование в классах. С меньшим количеством профилей про­ изводства легче связать предметы по­ литехнического цикла (физика, химия, чеочение и т. д.). Будет присутствовать главная сторона — воспитательная. Можно организовать соревнование за лучшее качество, борьбу за культуру и эстетику произ­ водства. Легче про-Ап лидировать жизнь завода, срганизопывать совместные ме­ роприятия с заводской комсомолией. Стимулировать интерес к производст­ ву будет и то, что практиканты не про­ сто перегоняют, как говорится, металл на стружку, а берут для обработки у завода такие детали, которые подходят по характеру к нашей программе. Непосредственное обучение про­ фессии лежит на мастерах-производст- венниках. В помощь им на заводе соз­ дан совет содействия политехническому обучению. В его состав вошли инжене­ ры, ряд руководителей, чья деятель­ ность непосредственно связана с под­ готовкой кадров. Главная проблема производственного обучения разрешена. Хотелось бы кос­ нуться еще некоторых. Старшекласс­ ники — сложные люди. От их тепереш­ них настроений во многом зависит склад их внутренней жизни уже в ско­ ром времени. Потому хочется, чтобы было в их настроениях больше торже­ ственности, приподнятости. Ученики проходят на завод по групповому про­ пуску. А разве нельзя вы­ дать каждому из них по­ стоянный индивидуальный пропуск? Вручить его, как паспорт, ~ как путевку в жизнь, в торжественной: обстановке — на вечере встречи с передовиками. Это воспиты­ вало бы в них ответственность, вселя­ ло доверие. В этом году полтора пролета бывше­ го модельного цеха удовлетворят нуф- ду двух средних школ поселка ЛТЗ в рабочих местах. В будущем году нам этого будет уже мало. Нужно сейчас уже подумать о расширении учебного цеха. Администрация тракторного заво­ да немало сделала в деле воспитания из школьников кадров для производ­ ства. Но, к сожалению, учебный цех на ЛТЗ — пока единственный в горо­ де. А ведь в Липецке немало пред­ приятий, которым под силу было бы сооружение таких цехов. Ш е с т н а д ц а т и - семнадцатилетние школьники... Эпоха согревает их своим горячим дыханием. Их всех роднит безудержная вера в свои силы; опти­ мизм. И нужно идти навстречу этому оптимизму. М. КО Н О П Л ЕВ , г. Липецк, директор школы № 31. В этом году в одну из передач по телевидению известный писатель С. Смир­ нов попросил зрителей помочь ему дополнить би­ ографию Кати Зеленко, ко­ торая героически погибла шо время Великой Оте­ чественной войны. • Михаил Никифорович эту передачу слышал, и на следующий день в М оскву ( пошло от него Письмо. В (нем бывший комиссар аэро­ клуба рассказывал о моло­ дых годах знаменитой лет- чины. , Однажды Михаил Ники­ форович по долгу службы зашел к студентам авиаци­ онного техникума. Сразу Окружила его молодежь, посыпались вопросы. Тогда ,по стране прошел призыв: ««Комсомольцы! За овладе­ ние планером! С планера •— на самолет!». И юноши грезили новой специально­ стью. Каждому хотелось стать летчиком, быть похо­ жим на земляка М. Во­ допьянова. В разгар беседы Одна из девушек спросила: ж.А нам можно на само­ лет?». Молодая дивчина с на­ деждой смотрела на Ми­ хаила Никифоровича. Михаил Никифорович улыбнулся: — Таких, как вы, — в первую очередь. — И не успел он закончить, как в’ руках уже держал заявле­ ние в отборочную комис­ сию планеристов. Было Ка­ те 17 лет. Нелегко прихо­ дилось ей и учиться в тех­ никуме, и заниматься в школе. Но, как говорится, охота пуще неволи. Школу планеристов Ка- (Окончание. Начало в №№110— 113). тя закончила отлично. И ее зачислили в школу лет­ чиков. Но тут и превзо­ шла с Катей неприятная история, по которой, соб­ ственно, Михаил Никифо­ рович и запомнил девушку из сотни воспитанников. Отлично подготовленная к полетам, девушка завол­ новалась. Перед самой по­ садкой растерялась, никак не могла уловить момент снижения. Самолет кру­ жил над аэродромом. Ин­ структоры переглядывались, но не могли ничего по­ нять. Просто не верилось, как такая, отлично подго­ товленная летчица, стала вдруг напряженной. Катя нервничала. Само­ лет кое-как приземлился. Перед командиром эскад­ рильи поставили вопрос об отчислении Кати из летной школы. Михаил Никифоро­ вич знал, как хочется ей стать летчицей, и предло­ жил командиру поработать с ней еще. Но девушка по- прежнему нервничала. Тогда пришлось подписать приказ об отчислении ее из школы за летную не­ успеваемость. В обеденный перерыв Катя вся в слезах прибе­ жала на квартиру комисса­ ра. Она не могла вначале вымолвить слова. Сквозь рыдания девушка попро­ сила дать ей еще десять тренировочных полетов и заверила, что после этого вылетит самостоятельно. •А если не разрешат, то... лучше ей не жить... Условие, конечно, не из приятных. Посоветовались с командиром. Разрешили Кате 32 полета. Но из это,- го опять ничего не вышло. Катя закончила авиацион­ ный техникум и уехала. Ку­ да, никто этого не знал. ...Через 9—10 месяцев на аэродроме приземлились три боевых самолета. Они прилетели из авиашколы. Каково же было удивление Михаила Никифоровича, когда он узнал, что Катя Зеленко учится в авиашко­ ле, успешно овладела учеб­ ным самолетом и ее досроч­ но перевели на боевой са­ молет «Р-5». Своего добилась. Мечта Кати сбылась. Ее настойчи­ востью были поражены все работники аэроклуба. В 1942 году вышла кни­ га о летчиках, сражавших­ ся с белофиннами. На одном из снимков книги стоит у боевого самолета Катя. Она была тогда командиром звена. В войну с гитлеровцами Катя летала на истреби­ теле. В одном из неравных боев она протаранила «мес- сершмитт» и погибла. Так закончилась героиче­ ская жизнь воспитанницы аэроклуба. ...Далеко стоят те годы. Многие друзья Михаила Никифоровича уже на пен­ сии, иные погибли в боях с фашистами. Судьбу этого пламенно­ го поколения продолжают сотни тысяч сыновей н до­ черей, уверенно взяв в свои руки Красное знамя революции. Михаил Никифорович отправляется рано утром на работу. Вместе с ним. едут прокатчики, сталева­ ры, горновые. Новое поко­ ление — белозубая моло­ дость. Ничего не осталось от быхановсвой литейки. Вы­ рос огромный комбинат ме­ таллургии в центре Рос­ сии. Поднимаются белока­ менные дома, на подходе— цемзавод, аглофабрика, ки­ слородна - конверта р н ы й цех. Да разве перечис­ лишь все стройки! И в этом общем размахе, в высоком ритме жизни бьется частицей сердце большевика, борца, Че­ ловека. Так жили те, романтики от века, Мы их дела в наследие берем: Их пыл души, стремительность разбега ' И знамя, поднятое Октябрем, В. ЗО РИ Н , г. Липецк, Мотор отказал.. Фотоэтюд Анатолия Красникова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz