Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)
й ОРЕНБУРГСКАЯ ОБ ЛАСТЬ. Целина... Де сять лет прошло с тех пор, как сюда пришли первые новоселы. Мно гое изменилось здесь. Люди берут от целины не только то, что таит в себе плодородная па шня. На службу народу ставятся и богатства недо. На ударную комсо мольскую стройку — Буруктальский никель- кобальтовый комбинат в город Светлый едут сот ни молодых патриотов из разных концов на шей страны. Замеча тельно трудятся на стро ительстве обжигово восстановительного це ха молодые монтажни ки комсомольцы Вла димир Чигин и Виктор Есин (на снимке слева направо). Они борются за звание ударникоз коммунистического тру да, перевыполняют смен ные задания. Фото Б. Клипиницера (Фотохроника ТАСС). им приходилось только со стороны на блюдать настоящую работу, потому что тут уже рабочим было не до них. Не было системы обучения. У каждо го рабочего своя методика, каждый ра ботает на разных операциях. Школа не могла установить воспитательный контроль за практикой. Ученики одно го-двух классов были разбросаны по двенадцати цехам завода. Такой метод производственного обу-* чения вступал в противоречие не толь ко с нашими требованиями. Мы виде ли, с какими надеждами шли ребята в первый раз к проходной тракторного завода, с каким энтузиазмом соглаша лись на любую работу — лишь бы по трогать руками, попробовать самим, что же есть око, настоящее производство. И можно смело предположить, что долгое пребызание в роли «заспинни- ка» гасило энтузиазм, притупляло юно шеский оптимизм. Так назревала необ ходимость перейти от индивидуального ученичества к групповому, коллектив ному. Через несколько дйей вступит в строй учебный цех. Собственно, пока это только учебный участок, пролет бывшего модельного цеха тракторного завода. Но те несколько десятков то карных, фрезерных и сверлильных станков и слесарное отделение вполне отвечают пока нашим требованиям. Пахнет свежей краской. Ребята, пы жась, помогают рабочим устанавливать последние станки. Изредка слышится: — Вира!.. Майна!.. Через несколько дней зажужжат 8 учебном цехе станки, зазвучат голоса школьников. Они придут сюда, в свой цех, открытия которого ждали с огром ным нетерпением. И глядя на их тор жественные, ликующие лица, уже сей час можно сказать, что открытие цеха — шаг навстречу их мечте, навстречу оптимизму. Производственному обучению школь ников — уже несколько лет. Наша школа первой в городе взяла уклон на политехнизацию. Мы уже выдали четы рем выпускам квалификационные сви детельства токарей, фрезеровщиков, шлифовщиков, слесарей по ремонту оборудования, контролеров ОТК, элек триков, крановщиков, модельщиков по дереву. И, естественно, мы первыми столкнулись с трудностями на этом не проторенном пути, накопили некоторый опыт. Для нас многие из этих трудно стей уже позади, но о них следует го ворить, потому что другие школы только начинают идти навстречу им. Производственное обучение первых лет было индивидуальным. Приходил в НАВСТРЕЧУ ОПТИМИЗМУ класс инженер с завода, «начитывал» ученикам теоретический курс. Потом подбирали на заводе инструкторов-ра- бочих и приставляли к каждому одно го-двух учеников. На первых этапах такое обучение приносило свои поло жительные результаты. Во-первых, ре бята видели, кем и как создаются ма териальные ценности. Во-вторых, была выбита почва для бытовавшего до той поры убеждения, что, мол, стоит ли учиться, если после десятилетки все равно на завод идти. В-третьих, ребята так или иначе приобщались к общест венно полезному труду, начинали чув ствовать себя частицей рабочего клас са. Но учили ребят, как говорится, «вприглядку»: рабочий обрабатывает деталь, а ученик стоит за его спиной и смотрит, как это делается. Изредка рабочие давали самим ученикам «по щупать» станок, обработать какую-то деталь простейшей конфигурации. Но в конце месяца, когда план «поджимает», Охватить всех 382 старшеклассников индивидуальным ученичеством {да еще если учесть, что в районе трактор ного завода есть другая школа, № 10 , с производственным обучением) завод не мог бы. Учебный цех позволит правильно по ставить методическую сторону произ водственного обучения. Теперь, когда четко определились профили произ водственного обучения (мы будем го товить только токарей-универсалов, фрезеровщиков, слесарей-инструмен- тальщиков и слесарей по ремонту оборудования), легче ввести широкое политехническое образование в классах. С меньшим количеством профилей про изводства легче связать предметы по литехнического цикла (физика, химия, чеочение и т. д.). Будет присутствовать главная сторона — воспитательная. Можно организовать соревнование за лучшее качество, борьбу за культуру и эстетику произ водства. Легче про-Ап лидировать жизнь завода, срганизопывать совместные ме роприятия с заводской комсомолией. Стимулировать интерес к производст ву будет и то, что практиканты не про сто перегоняют, как говорится, металл на стружку, а берут для обработки у завода такие детали, которые подходят по характеру к нашей программе. Непосредственное обучение про фессии лежит на мастерах-производст- венниках. В помощь им на заводе соз дан совет содействия политехническому обучению. В его состав вошли инжене ры, ряд руководителей, чья деятель ность непосредственно связана с под готовкой кадров. Главная проблема производственного обучения разрешена. Хотелось бы кос нуться еще некоторых. Старшекласс ники — сложные люди. От их тепереш них настроений во многом зависит склад их внутренней жизни уже в ско ром времени. Потому хочется, чтобы было в их настроениях больше торже ственности, приподнятости. Ученики проходят на завод по групповому про пуску. А разве нельзя вы дать каждому из них по стоянный индивидуальный пропуск? Вручить его, как паспорт, ~ как путевку в жизнь, в торжественной: обстановке — на вечере встречи с передовиками. Это воспиты вало бы в них ответственность, вселя ло доверие. В этом году полтора пролета бывше го модельного цеха удовлетворят нуф- ду двух средних школ поселка ЛТЗ в рабочих местах. В будущем году нам этого будет уже мало. Нужно сейчас уже подумать о расширении учебного цеха. Администрация тракторного заво да немало сделала в деле воспитания из школьников кадров для производ ства. Но, к сожалению, учебный цех на ЛТЗ — пока единственный в горо де. А ведь в Липецке немало пред приятий, которым под силу было бы сооружение таких цехов. Ш е с т н а д ц а т и - семнадцатилетние школьники... Эпоха согревает их своим горячим дыханием. Их всех роднит безудержная вера в свои силы; опти мизм. И нужно идти навстречу этому оптимизму. М. КО Н О П Л ЕВ , г. Липецк, директор школы № 31. В этом году в одну из передач по телевидению известный писатель С. Смир нов попросил зрителей помочь ему дополнить би ографию Кати Зеленко, ко торая героически погибла шо время Великой Оте чественной войны. • Михаил Никифорович эту передачу слышал, и на следующий день в М оскву ( пошло от него Письмо. В (нем бывший комиссар аэро клуба рассказывал о моло дых годах знаменитой лет- чины. , Однажды Михаил Ники форович по долгу службы зашел к студентам авиаци онного техникума. Сразу Окружила его молодежь, посыпались вопросы. Тогда ,по стране прошел призыв: ««Комсомольцы! За овладе ние планером! С планера •— на самолет!». И юноши грезили новой специально стью. Каждому хотелось стать летчиком, быть похо жим на земляка М. Во допьянова. В разгар беседы Одна из девушек спросила: ж.А нам можно на само лет?». Молодая дивчина с на деждой смотрела на Ми хаила Никифоровича. Михаил Никифорович улыбнулся: — Таких, как вы, — в первую очередь. — И не успел он закончить, как в’ руках уже держал заявле ние в отборочную комис сию планеристов. Было Ка те 17 лет. Нелегко прихо дилось ей и учиться в тех никуме, и заниматься в школе. Но, как говорится, охота пуще неволи. Школу планеристов Ка- (Окончание. Начало в №№110— 113). тя закончила отлично. И ее зачислили в школу лет чиков. Но тут и превзо шла с Катей неприятная история, по которой, соб ственно, Михаил Никифо рович и запомнил девушку из сотни воспитанников. Отлично подготовленная к полетам, девушка завол новалась. Перед самой по садкой растерялась, никак не могла уловить момент снижения. Самолет кру жил над аэродромом. Ин структоры переглядывались, но не могли ничего по нять. Просто не верилось, как такая, отлично подго товленная летчица, стала вдруг напряженной. Катя нервничала. Само лет кое-как приземлился. Перед командиром эскад рильи поставили вопрос об отчислении Кати из летной школы. Михаил Никифоро вич знал, как хочется ей стать летчицей, и предло жил командиру поработать с ней еще. Но девушка по- прежнему нервничала. Тогда пришлось подписать приказ об отчислении ее из школы за летную не успеваемость. В обеденный перерыв Катя вся в слезах прибе жала на квартиру комисса ра. Она не могла вначале вымолвить слова. Сквозь рыдания девушка попро сила дать ей еще десять тренировочных полетов и заверила, что после этого вылетит самостоятельно. •А если не разрешат, то... лучше ей не жить... Условие, конечно, не из приятных. Посоветовались с командиром. Разрешили Кате 32 полета. Но из это,- го опять ничего не вышло. Катя закончила авиацион ный техникум и уехала. Ку да, никто этого не знал. ...Через 9—10 месяцев на аэродроме приземлились три боевых самолета. Они прилетели из авиашколы. Каково же было удивление Михаила Никифоровича, когда он узнал, что Катя Зеленко учится в авиашко ле, успешно овладела учеб ным самолетом и ее досроч но перевели на боевой са молет «Р-5». Своего добилась. Мечта Кати сбылась. Ее настойчи востью были поражены все работники аэроклуба. В 1942 году вышла кни га о летчиках, сражавших ся с белофиннами. На одном из снимков книги стоит у боевого самолета Катя. Она была тогда командиром звена. В войну с гитлеровцами Катя летала на истреби теле. В одном из неравных боев она протаранила «мес- сершмитт» и погибла. Так закончилась героиче ская жизнь воспитанницы аэроклуба. ...Далеко стоят те годы. Многие друзья Михаила Никифоровича уже на пен сии, иные погибли в боях с фашистами. Судьбу этого пламенно го поколения продолжают сотни тысяч сыновей н до черей, уверенно взяв в свои руки Красное знамя революции. Михаил Никифорович отправляется рано утром на работу. Вместе с ним. едут прокатчики, сталева ры, горновые. Новое поко ление — белозубая моло дость. Ничего не осталось от быхановсвой литейки. Вы рос огромный комбинат ме таллургии в центре Рос сии. Поднимаются белока менные дома, на подходе— цемзавод, аглофабрика, ки слородна - конверта р н ы й цех. Да разве перечис лишь все стройки! И в этом общем размахе, в высоком ритме жизни бьется частицей сердце большевика, борца, Че ловека. Так жили те, романтики от века, Мы их дела в наследие берем: Их пыл души, стремительность разбега ' И знамя, поднятое Октябрем, В. ЗО РИ Н , г. Липецк, Мотор отказал.. Фотоэтюд Анатолия Красникова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz