Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)
Разговор о главном Учительница наклони лась. А когда выпрямилась, в ее руках все ученики увидели кусочек ржаного хлеба. — Знаете ли вы, сколько стоит этот кусочек хле ба?— как можно спокой нее, спросила она. — Это ведь из вас кто-то бро сил. В классе стало тихо и как-то неловко. Ребята виновато смотрели друг на друга. Учительница с минуту помедлила и заговорила: — Так слушайте меня внимательно. Я вам расска жу, сколько стоит кусочек хлеба. Это было в Ленин граде в дни блокгды... Так в ПереХзальской средней школе * начался разговор с учащимися о цене хлеба, о труде, ко торый затрачивают люди на то, чтобы наш стол ни когда не был пустым. — Не раз можно было видеть, СТ) рассказывает старший пионервожатый т. Ермоленко, — как ребя та оставляли куски хлеба в буфете, столовой. За мечания, которые им де лали, не помогали. И вот, посоветовавшись с отряд ными вожатыми, мы реши ли провести сбор пионер ской дружины на тему: «Хлеб — народное богат ство». В подготовку к сбо ру включились и старше классники. Подобрали спе циальную литературу, кар тины, в классах проводи лись беседы, где главное внимание обращали на трудовое воспитание и бережное отношение к на родному добру. Как и следовало ожи дать, сбор был интерес ным и поучительным. Вни мательно слушали ребята рассказы бригадира поле водческой бригады, пере довых доярок. И хотя раз говор шел, казалось бы, об очень простом, обыден ном, о куске хлеба, кото рого сейчас у нас в до статке, но он трогал ребят, брал, как говорится, за ду шу. Несмотря на та, что хлебные запасы в нашей стране огромные, хлеб нужно беречь, разумно расходовать, уважать труд хлебороба. Об этом гово рили ребята. В течение ряда лет пе дагогический коллектив Перехвальской школы умело прививает своим питомцам трудовые навыки и бережное отношение к народному добру. Школь ники помогают колхозу вы ращивать кукурузу, горох, бобы, ухаживать за садом. Старшеклассники охотно трудятся в ученической производственной брига де. В. СТЕЦКЖ, сотрудник облоно. ! ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ * т ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦♦♦♦♦ ♦ . 1 ♦ -< г\ 4 ♦♦♦♦♦ I УфВ Где проявить талант? Ш.111 в своем письме потпебногти ь нлппио .П .ги . ............ . в— ПРОДОЛЖАЮТ * * • ЛМИ 1 ННПН» РА)Г ОВОР ? - Л Р * , В «На заднем плане» инспектор Задонско го районе А. Алексе ев затронул важные вопросы, касающиеся и текучести молодых педагогических кадров, и авторитета и быта сель ского учителя. От авторитета учителя зависит во многом успех учебно-воспитательной работы. Де ти колируют учителя в поступках, в отношении к ТРУДУ, ко всему окружающему. Но учитель не всегда пользуется должным уважением не толь ко детей, но и их родителей. Есть причины и те кучести молодых кадров. Есть выражение в народе: «От хорошей жиз ни не побежишь». Ча сто молодой педагог, окончив вуз, поработает год — другой и остав ляет деревню, а иногда и работу педагога. Го воря откровенно, моло дых педагогов порой и не приходится винить за то, что они уходят в го род и работают не по специальности. Представьте: молодая девушка или юноша по падает в деревню, где нет никакого очага куль туры. Ведь есть же се ла, где даже есть заве дующие клубами, а клу бов кет. Приехав по окончании вуза, моло дой человек, отдает все го себя работе, а от дохнуть, проявить свой талант на сцене, к при- меру, в хоровом кружке, негде. О строительстве клубов, о месте отдыха нашей молодежи пека слишком мало проявляется заботы. Есть и другие, не менее веские причины теку чести педагогических кадров. Приезжая в село, молодой педагог занимает «угол», нанятый сель ским Советом. А этот «угол» порою становится местом содержания хозяйских поросят и телят. Но, допустим, квартирный вопрос улажен. А ведь педагог, как и другие смертные, имеет В № 98 нашей газеты эа 17 августа бы ла опубликована статья инспектора Задон ского роно тов. Алексеева «На заднем плане». В ней поднимались важные вопро сы работы сельских учителей и школ. Се годня мы печатаем отклик на эту статью нашего читателя В. Пастушкова. Автор ставит много важных и, надо ска зать, противоречащих вопросов. В самом деле, молодой учитель приехал в село, где нет клуба (а если и есть, го зачастую на замке), нег, как пишет В. Пастушков, «очага культуры». И негде ему скоротать время. Это е одной стороны. А с другой, разве не молодые учителя должны нести культуру на село, должны, образно гово ря, открывать замки клубных дверей? Публикуя эту статью редакция надеет ся, что молодые учителя, работники сель ских органов просвещения пришлют свои отклики. Ждем ваших писем, друзья! потребность в молоке, других продуктах. Вот тут-то и начинается хождение по мукам. Моло дой специалист вынужден выпрашивать, разу меется за деньги, литр молока или десяток яиц. И, не решив проблему питания, он в выходной день, лишаясь отдыха, выезжает за продуктами в Воронеж или в Липецк. А как быть, когда польют дожди, разгуляются метели!.. Так живут одиночки-учителя. А семейные! Как купить для большой семьи хотя бы десяток яиц, * масла! В магазине ни того, ни другого нет. Учи тель вынужден заводить кур. Куда проще: при вез цыплят из инкубатора, вот и запищал молод няк. Но и здесь появляется проблема. Цыплят нужно кормить, а чем! Учитель идет к доброму дяде, колхозному или совхозному кладовщику. ____________________________ Тут-то и оживает старая пословица: «Не подма жешь, ке поедешь». Приходится «подмазы вать», идти на сделку с совестью. О таких свя зях с кладовщиком уз нают дети. Вот вам и «авторитет» учителя! Вопросы, затронутые в письме А. Алексеева, очень важные и их не замедлительно нужно решать. Чтобы не кривить ду шой перед фактами, нужно коснуться и дру гой крайности. Есть и такие учителя, . которые часто начинают с разве дения цыплят и конча ют тем, что в своих са раях откармливают по Две —три свиньи в год, имеют большие стада гусей и уток, откармливают другую живность. И вместо того, чтобы воспитывать детей, они вы ращивают «молодняк». Разумеется, я. не охватил всех сторон жизни сельского учителя. Надеюсь, скажут свое слово и другие мои коллеги. В. ПАСТУШКОВ, учитель Куринской восьмилетней школы Задонского района. В строительном управлении № 10 на арматур ных работах водопроводного туннеля азотно-ту кового цеха хорошо трудится Валентина Поно марева из бригады Николая Сергеевича Долма това. Передовая арматурщица ежедневно пере выполняет сменные задания на 10— 15 процен тов. НА СНИМ К Е: Валентина Пономарева. Фото К. Юрова. ♦♦♦ 4 4 ♦♦♦♦ V ♦♦ 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 „Кроха-сынспросилотца". I I После трудового дня я со своей семьей решил по ехать к отцу-пенсионеру в село Ленино, Подали авто бус «Липецк—-Пады». Кое- как сели. У кого не было билетов, кондуктор выдал. Мы заплатили с женой 40 копеек. А билетов оказа лось только на 30 копеек. Наутро мы были на оста новке Ленино. Автобус «Липецк — Боринское» без остановки проезжает мимо. Правда, в нем много пас сажиров. Но вот примерно через 15—20 минут — идет автобус ЛПА 09—14 «Ли пецк—Пады», в ц^м не бо лее 8—10 человек. С боль шой скоростью мчится ми мо собравшихся. Сынишка, в возрасте пя ти лет, спрашивает: -— Папа, почему автобус пустой, а нас не посадил?" Отвечаю: — Дядя из облавтотре ста ему не велел. •А когда я приехал на следующем рейсовом авто бусе «Боринское—Липецк», обратился к диспетчеру: — Почему автобус 09—14 не сделал останов ку? Тот отвечает, что-де ав тобусам «Липецк—Воро неж», «Липецк—Елец»< «Липецк—Задонск», «Хлев- ное» и «Пады» в Ленвно, Хрущевке, Подгорном на телецентре остановки за прещены, даже если они идут и без пассажиров. Спрашивается, где же забота о людях? П. Г У С Е » , Д О Б Р Ы Й д р у г Вот уже десять лет Николай Васильевич Романов заведует агит- площадкой Централь ного рудничного посел ка. Вначале люди с неохо той шли на лекции, бе седы... — Да что там, — рав нодушно отвечали жи тели, — мы уж как- нибудь без лекций. Николай Васильевич кропотливо работал е людьми. Бывало, зайдет к ко му-нибудь на огонек, расскажет о последних политических событиях. Заинтересуются люди. — Завтра лекция бу дет о положении в Ал-' жире. Приходите. Ил» выйдет после ра боты на улицу, соберет жильцов своего дома и прочтет вслух ин тересную статью из га зеты. Люди, увлеченные ин тересными беседами, ■стали приходить на агитплощадку. ’ — Одному бы мне не справиться, — говорит Романов, — активисты помогают, особенно мо лодые. С годами изменилось многое. Если раньше на секции и беседы прихо дили по 15—20 человек, то сейчас—до двухсот н более... Со всеми взрослыми жильцами нескольких соседних домов была хо рошо налажена работа. Но Николаю Васильеви чу не давала покоя мысль о детях. Ничем не занятые, они озорни чают, грубят, И тут-то пришла мысль: «Что, если ребят приобщить к работе агитплощадк-и. Ну хотя бы пусть выступят е концертом перед роди телями?». Когда ребя тишки узнали, что будут выступать на агитгрло-1 щадке перед своими ро дителямч», они подняли восторженный шум.' Же лающих было много. С этого дня детвоэа готовилась. Под руко водством Полины Ми трофановны ребята ра зучивали новые песни, пляски, стихи, переши вали платья, костюмчи ки, готовили бутафо рию. Верховодили де вочки: Валя Акулова, Зина Бельских, Надя Дадонова, Нина Коро лева, Рая Козлова. И вот в один из вече ров, после лекции, ребя та на импровизирован ной сцене начали высту пать. Сколько людей па агитплощадке у собра лось в этот'вечер, столь ко .еще ни разу не было. Всем хотелось посмот реть выступления своих дггеТ|. Под аккомпанемент аккордиона семиклассни ка Володи Мочалипа, мальчики и девочки ис полнили несколько хо ровых и сольных песен. Затем показали скетч, декламировали стихи, плясали. Концертом были до вольны как собравшиеся на лекцию жители ули цы Донской, так и сами юные артисты. Добрый друг Ни колай Васильевич для, детей поселка. С. СЕЛЕЗНЕВ. л ж р .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz