Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)

Разговор о главном Учительница наклони­ лась. А когда выпрямилась, в ее руках все ученики увидели кусочек ржаного хлеба. — Знаете ли вы, сколько стоит этот кусочек хле­ ба?— как можно спокой­ нее, спросила она. — Это ведь из вас кто-то бро­ сил. В классе стало тихо и как-то неловко. Ребята виновато смотрели друг на друга. Учительница с минуту помедлила и заговорила: — Так слушайте меня внимательно. Я вам расска­ жу, сколько стоит кусочек хлеба. Это было в Ленин­ граде в дни блокгды... Так в ПереХзальской средней школе * начался разговор с учащимися о цене хлеба, о труде, ко­ торый затрачивают люди на то, чтобы наш стол ни­ когда не был пустым. — Не раз можно было видеть, СТ) рассказывает старший пионервожатый т. Ермоленко, — как ребя­ та оставляли куски хлеба в буфете, столовой. За­ мечания, которые им де­ лали, не помогали. И вот, посоветовавшись с отряд­ ными вожатыми, мы реши­ ли провести сбор пионер­ ской дружины на тему: «Хлеб — народное богат­ ство». В подготовку к сбо­ ру включились и старше­ классники. Подобрали спе­ циальную литературу, кар­ тины, в классах проводи­ лись беседы, где главное внимание обращали на трудовое воспитание и бережное отношение к на­ родному добру. Как и следовало ожи­ дать, сбор был интерес­ ным и поучительным. Вни­ мательно слушали ребята рассказы бригадира поле­ водческой бригады, пере­ довых доярок. И хотя раз­ говор шел, казалось бы, об очень простом, обыден­ ном, о куске хлеба, кото­ рого сейчас у нас в до­ статке, но он трогал ребят, брал, как говорится, за ду­ шу. Несмотря на та, что хлебные запасы в нашей стране огромные, хлеб нужно беречь, разумно расходовать, уважать труд хлебороба. Об этом гово­ рили ребята. В течение ряда лет пе­ дагогический коллектив Перехвальской школы умело прививает своим питомцам трудовые навыки и бережное отношение к народному добру. Школь­ ники помогают колхозу вы­ ращивать кукурузу, горох, бобы, ухаживать за садом. Старшеклассники охотно трудятся в ученической производственной брига­ де. В. СТЕЦКЖ, сотрудник облоно. ! ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ * т ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦♦♦♦♦ ♦ . 1 ♦ -< г\ 4 ♦♦♦♦♦ I УфВ Где проявить талант? Ш.111 в своем письме потпебногти ь нлппио .П .ги . ............ . в— ПРОДОЛЖАЮТ * * • ЛМИ 1 ННПН» РА)Г ОВОР ? - Л Р * , В «На заднем плане» инспектор Задонско­ го районе А. Алексе­ ев затронул важные вопросы, касающиеся и текучести молодых педагогических кадров, и авторитета и быта сель­ ского учителя. От авторитета учителя зависит во многом успех учебно-воспитательной работы. Де­ ти колируют учителя в поступках, в отношении к ТРУДУ, ко всему окружающему. Но учитель не всегда пользуется должным уважением не толь­ ко детей, но и их родителей. Есть причины и те­ кучести молодых кадров. Есть выражение в народе: «От хорошей жиз­ ни не побежишь». Ча­ сто молодой педагог, окончив вуз, поработает год — другой и остав­ ляет деревню, а иногда и работу педагога. Го­ воря откровенно, моло­ дых педагогов порой и не приходится винить за то, что они уходят в го­ род и работают не по специальности. Представьте: молодая девушка или юноша по­ падает в деревню, где нет никакого очага куль­ туры. Ведь есть же се­ ла, где даже есть заве­ дующие клубами, а клу­ бов кет. Приехав по окончании вуза, моло­ дой человек, отдает все­ го себя работе, а от­ дохнуть, проявить свой талант на сцене, к при- меру, в хоровом кружке, негде. О строительстве клубов, о месте отдыха нашей молодежи пека слишком мало проявляется заботы. Есть и другие, не менее веские причины теку­ чести педагогических кадров. Приезжая в село, молодой педагог занимает «угол», нанятый сель­ ским Советом. А этот «угол» порою становится местом содержания хозяйских поросят и телят. Но, допустим, квартирный вопрос улажен. А ведь педагог, как и другие смертные, имеет В № 98 нашей газеты эа 17 августа бы­ ла опубликована статья инспектора Задон­ ского роно тов. Алексеева «На заднем плане». В ней поднимались важные вопро­ сы работы сельских учителей и школ. Се­ годня мы печатаем отклик на эту статью нашего читателя В. Пастушкова. Автор ставит много важных и, надо ска­ зать, противоречащих вопросов. В самом деле, молодой учитель приехал в село, где нет клуба (а если и есть, го зачастую на замке), нег, как пишет В. Пастушков, «очага культуры». И негде ему скоротать время. Это е одной стороны. А с другой, разве не молодые учителя должны нести культуру на село, должны, образно гово­ ря, открывать замки клубных дверей? Публикуя эту статью редакция надеет­ ся, что молодые учителя, работники сель­ ских органов просвещения пришлют свои отклики. Ждем ваших писем, друзья! потребность в молоке, других продуктах. Вот тут-то и начинается хождение по мукам. Моло­ дой специалист вынужден выпрашивать, разу­ меется за деньги, литр молока или десяток яиц. И, не решив проблему питания, он в выходной день, лишаясь отдыха, выезжает за продуктами в Воронеж или в Липецк. А как быть, когда польют дожди, разгуляются метели!.. Так живут одиночки-учителя. А семейные! Как купить для большой семьи хотя бы десяток яиц, * масла! В магазине ни того, ни другого нет. Учи­ тель вынужден заводить кур. Куда проще: при­ вез цыплят из инкубатора, вот и запищал молод­ няк. Но и здесь появляется проблема. Цыплят нужно кормить, а чем! Учитель идет к доброму дяде, колхозному или совхозному кладовщику. ____________________________ Тут-то и оживает старая пословица: «Не подма­ жешь, ке поедешь». Приходится «подмазы­ вать», идти на сделку с совестью. О таких свя­ зях с кладовщиком уз­ нают дети. Вот вам и «авторитет» учителя! Вопросы, затронутые в письме А. Алексеева, очень важные и их не­ замедлительно нужно решать. Чтобы не кривить ду­ шой перед фактами, нужно коснуться и дру­ гой крайности. Есть и такие учителя, . которые часто начинают с разве­ дения цыплят и конча­ ют тем, что в своих са­ раях откармливают по Две —три свиньи в год, имеют большие стада гусей и уток, откармливают другую живность. И вместо того, чтобы воспитывать детей, они вы­ ращивают «молодняк». Разумеется, я. не охватил всех сторон жизни сельского учителя. Надеюсь, скажут свое слово и другие мои коллеги. В. ПАСТУШКОВ, учитель Куринской восьмилетней школы Задонского района. В строительном управлении № 10 на арматур­ ных работах водопроводного туннеля азотно-ту­ кового цеха хорошо трудится Валентина Поно­ марева из бригады Николая Сергеевича Долма­ това. Передовая арматурщица ежедневно пере­ выполняет сменные задания на 10— 15 процен­ тов. НА СНИМ К Е: Валентина Пономарева. Фото К. Юрова. ♦♦♦ 4 4 ♦♦♦♦ V ♦♦ 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 „Кроха-сынспросилотца". I I После трудового дня я со своей семьей решил по­ ехать к отцу-пенсионеру в село Ленино, Подали авто­ бус «Липецк—-Пады». Кое- как сели. У кого не было билетов, кондуктор выдал. Мы заплатили с женой 40 копеек. А билетов оказа­ лось только на 30 копеек. Наутро мы были на оста­ новке Ленино. Автобус «Липецк — Боринское» без остановки проезжает мимо. Правда, в нем много пас­ сажиров. Но вот примерно через 15—20 минут — идет автобус ЛПА 09—14 «Ли­ пецк—Пады», в ц^м не бо­ лее 8—10 человек. С боль­ шой скоростью мчится ми­ мо собравшихся. Сынишка, в возрасте пя­ ти лет, спрашивает: -— Папа, почему автобус пустой, а нас не посадил?" Отвечаю: — Дядя из облавтотре­ ста ему не велел. •А когда я приехал на следующем рейсовом авто­ бусе «Боринское—Липецк», обратился к диспетчеру: — Почему автобус 09—14 не сделал останов­ ку? Тот отвечает, что-де ав­ тобусам «Липецк—Воро­ неж», «Липецк—Елец»< «Липецк—Задонск», «Хлев- ное» и «Пады» в Ленвно, Хрущевке, Подгорном на телецентре остановки за­ прещены, даже если они идут и без пассажиров. Спрашивается, где же забота о людях? П. Г У С Е » , Д О Б Р Ы Й д р у г Вот уже десять лет Николай Васильевич Романов заведует агит- площадкой Централь­ ного рудничного посел­ ка. Вначале люди с неохо­ той шли на лекции, бе­ седы... — Да что там, — рав­ нодушно отвечали жи­ тели, — мы уж как- нибудь без лекций. Николай Васильевич кропотливо работал е людьми. Бывало, зайдет к ко­ му-нибудь на огонек, расскажет о последних политических событиях. Заинтересуются люди. — Завтра лекция бу­ дет о положении в Ал-' жире. Приходите. Ил» выйдет после ра­ боты на улицу, соберет жильцов своего дома и прочтет вслух ин­ тересную статью из га­ зеты. Люди, увлеченные ин­ тересными беседами, ■стали приходить на агитплощадку. ’ — Одному бы мне не справиться, — говорит Романов, — активисты помогают, особенно мо­ лодые. С годами изменилось многое. Если раньше на секции и беседы прихо­ дили по 15—20 человек, то сейчас—до двухсот н более... Со всеми взрослыми жильцами нескольких соседних домов была хо­ рошо налажена работа. Но Николаю Васильеви­ чу не давала покоя мысль о детях. Ничем не занятые, они озорни­ чают, грубят, И тут-то пришла мысль: «Что, если ребят приобщить к работе агитплощадк-и. Ну хотя бы пусть выступят е концертом перед роди­ телями?». Когда ребя­ тишки узнали, что будут выступать на агитгрло-1 щадке перед своими ро­ дителямч», они подняли восторженный шум.' Же­ лающих было много. С этого дня детвоэа готовилась. Под руко­ водством Полины Ми­ трофановны ребята ра­ зучивали новые песни, пляски, стихи, переши­ вали платья, костюмчи­ ки, готовили бутафо­ рию. Верховодили де­ вочки: Валя Акулова, Зина Бельских, Надя Дадонова, Нина Коро­ лева, Рая Козлова. И вот в один из вече­ ров, после лекции, ребя­ та на импровизирован­ ной сцене начали высту­ пать. Сколько людей па агитплощадке у собра­ лось в этот'вечер, столь­ ко .еще ни разу не было. Всем хотелось посмот­ реть выступления своих дггеТ|. Под аккомпанемент аккордиона семиклассни­ ка Володи Мочалипа, мальчики и девочки ис­ полнили несколько хо­ ровых и сольных песен. Затем показали скетч, декламировали стихи, плясали. Концертом были до­ вольны как собравшиеся на лекцию жители ули­ цы Донской, так и сами юные артисты. Добрый друг Ни­ колай Васильевич для, детей поселка. С. СЕЛЕЗНЕВ. л ж р .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz