Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)
Н а в с т р е ч у 4 5 - л е т и ю ВЛКСМ Борьба за каждого чело века продолжалась. Она требовала огромной вы держки, смекалки, анер гии. Приходилось не спать по ночам, ходить по селам, собирать молодежь. Работа секретаря касалась всего: от распределения муки среди голодающих до орга низации изб-читален по се лам. Невежество, страх пе ред новым превращали порой самый заурядный случай в необъяснимое яв ление. Тут же верующие истолковывали случай по- своему. Начиналось смяте ние. Люди, напуганные вре менными трудностями, со бирались по избам, устраи вали моления за спасение душ. Как-то вечером в комна ту к Михаилу вошла со седка. Она присела на та буретку и стала рассказы вать о конце света. В Бу- тырках, мол, только и го ворят об этом, А подтверж дение тому—огненные стол бы в небе. Они появлялись .^над Липецком в одно и то же время — в полночь. Вот и сегодня народ соберется на выгоне смотреть пред знаменование. В полночь Михаил вышел из дома. Мороз пощипывал уши. Снег хрустел так, что было слышно по всему се лу, как идет человек. У церкви уже собралась тол па. — Смотри, смотри. По является. ( Продолжение. Начало в №№ ПО, 111). И действительно. За ле сом в морозном воздухе поднимался столб огня. Он шел от самой земли, пе реламывался и таял высо ко-высоко в небе. Что бы это могло зна чить? И тут Михаил вспом нил... Он шепнул комсомоль цам, чтобы те приготовили подводы. А сам оказал ста рикам. — Кто со мной поедет в Липецк сейчас, тот убе дится, что никакое это не предзнаменование божье. Минут через пятнадцать подводы подошли. Старики расселись в санях, поехали и молодые активисты. У электростанции остано вились. Михаил подвел к столбу. — Видите лампочку. — Видим, да только не от нее все это, — отрезали старики. — От нее, — начал было доказывать Михаил.—Лам почка-то в 1000 свечей. Электрики ее включают, за канчивая смену, чтобы до мой идти не впотьмах. Не верят старики. Ми хаил снял свои часы. — Вот, Митрич, возьми их и езжайте на пару с кем-нибудь опять в Бутыр ки. А мы останемся здесь. Я буду включать лампочку через каждые десять минут, а вы там смотрите, будет появляться столб или нет. Первый раз я включу в 0.20. Ясно? Долго потом рассказыва ли историю о «конце све та» по селам. Таким нелегким путем велась по селам атеистиче ская работа. Но не успева ли комсомольцы разобла чать один случай, как появ лялся другой. С ОПРОТИВЛЕН И Е кулачества и духо венства принимало самые неожиданные фор мы. Еще до приезда Михаила в Бутырки здесь был убит председатель сельского со вета. Ночью пять кулаков во главе с бывшим старши ной волости подкараулили председателя. Отрубили го лову, а труп •— на куски. Убийство взбудоражило село. Народ сам выловил бандитов. Всех пятерых расстреляли и закопали за селом, считая, что на клад бище не место лежать убийцам. Михаил об этом случае знал хорошо. Однажды в разговоре с ребятами кто-то обронил, что по ночам на могиле убийц горит свечка. Крестьяне подтвердили это. Решил Михаил прове рить сам слухи. Ночью с товарищами они окружили могилу, залегли. Было ти хо, безлунно. И вот из тем ноты вынырнула черная фигурка. Мелкими шажка ми монашка добралась до могилы, зажгла свечку и— назад. Оказывается, духовенство решило объявить убийц святыми страдальцами. К ТОМУ времени ком сомольская органи зация сильно вырос ла. Около двухсот комсо мольцев работало в воло сти. Вступали в ряды и де вушки. Их уже насчитыва лось тридцать человек. От ряд комсомольской молоде жи являлся серьезной вто рой партийной организа ции. Я гляжу на фотографии тех далеких лет. Годы юно сти страны, овеянные зна менем революции. Так на чинали наши отцы, так по- боевому, оперативно рас чищали путь в новую жизнь романтики века. Начиналась коллективи зация. И Михаилу, и сотням таких же, как он, предстоя ла упорная борьба, из ко торой они должны были выйти победителями. Во многих учреждениях засе ли кулаки, эсеры. Под именем «красный» иногда таился матерый враг революции. Он теперь готовился взять реванш за проигранный бой. Готовил экономическую расправу над молодой страной. Ми хаила перебрасывают сна чала в уком комсомода-.за.- тем он на саделхуо^ рзбод- те в Лшхеше. Работа в Бутырском волкоме зака- у д а л а е г^Ж у ч ^ а -’ -тлубже разбираться в людях. А было ему в то время 21 год. Ритм жизни был такой. Отстать от него, значит отстать от революции. В конце двадцатых го дов его перебрасывают на партийную работу на Хме- линецкий сахарный ком бинат. И вот здесь-то он и столкнулся лицом к лицу с врагом. Врагом хищ ным, коварным и почти неуязвимым. Он, не задумываясь, ри нулся в трудный бой. ...Назавтра предстояло первое знакомство с людь ми сахкомбината. Что они ему расскажут, как помо гут в его правом деле. В. ЗО РИН . (Продолжение следует). Дружный коллектив работает на Никольской молочнотоварной ферме колхоза «Знамя комму низма» Липецкого производственного управле ния. Здесь, в основном, молодые девчата. Их фер ма считается одной из передовых в колхозе. НА СНИМКЕ: доярки направляются на вечер нюю дойку. Фото А. Гирева. НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ СЕБЯ! N+2, где 2 — КОСМОНАВТЫ В 40-й шкоде старинного русского города Курска около полусотни юных коммунаров. Может, чуть боль ше или меньше, но если это число принять, как в ал гебре, за п, считайте, что с 16 июня коммунаров стало п4г2. «Два»—-это Валентина Терешкова и Валерий Быковский. Попали ли к Терешковой и Быковскому в космос те леграммы из Курска о том, что они единогласно зачис лены почетными коммунарами? Во всяком случае, на земле телеграмму им вручили наверняка. Это не толь ко знак уважения к покорителям звездных дорог. — Понимаете,— говорит председатель Совета комму наров девятиклассница Алла Толстопятова,— они, кос-, монавты, очень близки нам', потому что живут не тодь- о для себя. «НАША Ц Е Л Ь — СЧ А С ТЬ Е ЛЮ Д ЕЙ » Их много, мальчишек и девчонок, для которых ком- Ведь это все равно, что залезть в чужой карман и вы тащить пятак. Нас поддержали остальные пассажиры». ОНИ СПО РЯТ Спорят часто и долго. «Какой ты представляешь свою жизнь при комму низме?», «Что такое счастье?», «Можно ли стать ге роем в 16 лет?». Наташа Коршунова (девочка, для которой неясных вопросов не существует): «16 лет — это возраст героя Краснодонского подполья времен войны, Олега Коше вого, а Павлик Морозов вступил в борьбу с кулаками, когда ему было 10 лет. И одержал победу». Валерий Алферов (спорщик № 1): «Посмотрел бы я на тебя, если пришлось бы вступить в борьбу, поло жим, со старшими. Пусть ты будешь трижды прав, все равно отмахнутся: мол, ребенок еще, а лезет спорить со взрослыми и заслуженными людьми...» мунизм—«е отвлеченное по нятие, а вполне конкретная 'цель. Они готовятся стать членами коммунистического общества. Самые активные вступают в Клуб юных ком мунаров. Каждый раз, при ходя на свой традиционный сбор «Голубой огонек», они подводят итоги сделанного за неделю. Само собой ра зумеется, хорошая учеба в школе — непременное условие для коммунара. Но ком мунары считают, что только хорошо учиться — этого мало. И они добровольно возлагают на себя целый ряд общественных обязанностей, которые, по их мнению, помогают воспитать в себе черты человека будущего. — Наша цель — счастье людей!— громко произносит дежурный коммунар в конце «Огонька», а остальные подхватывают хором: — Мы победим! Иначе быть не может! Р А С СКА З КОЛИ М ЕНЧИКОВА «Как-то у нас на «Огоньке» попросил слово один парнишка, отец у которого работает водителем авто буса. Он сказал, что открыли маршрут без кондуктора, но некоторые пассажиры не берут билетов. Ребята решили поймать «зайцев». Договорились в автобусном парке, что выйдут на линию обществен ными контролерами. И вот — первый рейс. Пожилой дядя никак не хо тел понять, что от него требует Люба Ковалева. Он тянул время: — Билет? Какой билет? Ах, мой1 А ты что за на чальница? — Я общественный контролер из Клуба юных ком мунаров. Тут мы еще подошли. Дядя пошарил по карманам— вроде искал билет. А что его искать, мы ведь видели, что он его не брал. — Взрослый, говорим, человек, а билет не берете. Витя Харланов: «Почему все время речь идет о борь бе с кем-то? Разве мы не должны бороться со своими собственными дурными ка чествами, с плохими при вычками? Пусть не оби жается на меня Света Кре стинина, но ей бы вовсе не помешало повоевать с соб ственным самомнением и бахвальством»... ПОЙДЕТ ЛИ В ПОХОД КРЕСТИНИНА? На школьной доске в физическом кабинете еще оста лись формулы функций арксинуса, а рядом: «Завтрак — бутерброды, кофе», «6 топоров, пила-ножовка, вед р о— на каждый отряд»... Это коммунары готовятся к походу. Осталось решить главный вопрос — пойдет ли с ними Света Крестинина. Месяц назад Света отказалась работать на заводе. «У меня есть дело поинтересней,— заявила она комму нарам,— я рисую картину». «Но ведь ты — коммунар ка,— возмутился Саша Павленко,— разве для тебя не существуют наши правила?». «Не очень-то мне нужен ваш клуб»,— ответила Света. А вчера она подошла к Алле и попросила взять ее в поход. — Ни за что! — сказала Люба Королева. — Ренегат не может быть коммунаром,— отрезал Саша Павленко. — Пусть рисует картины,— подала голос Наташа Коршунова. И тогда поднялась Света: — Ребята,— сказала она,— можете взять меня в по ход, можете не брать. Но только знайте, мне очень стыдно и за свои слова, и за свое бахвальство. Свете поручили закупить для отряда сгущенное мо локо... Валерия ФЕДОРОВА. (АП Н ). „СУРОВАЯ ПАМЯТЬ" • «Суровая память» . — таи называется 1 новый докумен- •! тапьный фильм, с о з д а н н ы й на Свердловской ки ностудии моло дым режиссером Иго рем Персидским. Это картина о людях, кото рых «можно убить, но - нельзя сломить». Волею военной судьбы они оказались в фашистском плену, познали все ужа- / сы гитлеровских лаге- \ рей смерти, но не пали • духом, а продолжали ■ ; борьбу за правое дело, \ за победу над злейши ми врагами человече- 1 ства. Скупо и в то же вре- ■ мя правдиво и вырази тельно рассказывают об этих героях, живущих в большой семье совет ских людей, уральские ; кинодокументали с т ы. Часть материала для фильма была снята в / Германской Демокра- • тической Республике и \ Польше, где в годы 1 войны развертывались ■ события, в которых уча- ■ ствовали советские лат- 1 риоты. Вот некоторые из ге- • роев фильма. Алек- I сандр Сарапкин из го- ' рода Каменска-Ураль- ; ского томился в лагере > смерти Заксенхауэеи. Здесь он стал активным ! участником подпольной антифашистской группы, ■ крепкая дружба связа ла его с узниками лаге ря немецкими комму- ■ нистами Куртом Швоце- ром и Зеллом Хааном... [ Летчик - истреб и т е л ь ! Александр Кузнецов, / совершив побег из ла- ■ гериого ада, вступил в ; отряд польских рарти- 1 зан и снискал всеобщее уважение как человек беззаветной отваги. ■ ; Вскоре он командовал уже партизанской брига дой, и его имя наводи- \ ло ужас на фашистов... Широко известен под виг Михаила Девятаева, который, находясь в ] плену на «острове смер ти» в Свинемюнде, за- хватил вражеский са- молет и перелетел с 1 несколькими товарища ми в расположение ча стей Советской Ар- { мии... Эти скромные, отваж ные люди теперь вместе со своими соотечествен никами участвуют в со- X зидательном труде на- ■; рода. Александр Сарап- кин — мастер Уральске- го алюминиевого заво- 1 да, Александр Кузнецов работает начальником .’ аэропорта в уральском 11 городе Магнитогорске, ! Михаил Девятаев — ка- ) питан корабля на под- ; водных крыльях «Раке- та», который бороздит 1 волжские просторы... Друзья в Германской Демократической Рес- ‘ публике и Польше с жи- !■ вейшим вниманием еле- ■ дили за созданием кар- [ > тины. Не таи давно ре- ■ жиссер Игорь Персид- \ ский получил из Бер- ] лина письмо от Зелла ' Хаана. «Только что, — '• писал он, — получил от Андрея (подпольная ла- герная кличка Сарапки- • на) письмо, которое ме ня взволновало и обра довало. Он сообщил мне, что фильм «Мы \ вернулись к тебе. Рос- ’• сия» (первоначальное < название картины «Су- ровая память») наконец > закончен»... \ ОКТЯБРИН, БАЛАБАНОВ. (АПН).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz