Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)

В селе каждый человек на виду. Год назад в станционном поселке Дрязги увидели, как к вокзалу с тяжелой по­ клажей шла девушка. Это была учи­ тельница местной средней школы Тама­ ра Павловна Ольчук. — И эта уезжает,— пронеслось эхом по поселку. Да, в последние годы не один уже раз они видели такие картины. Одино­ ко, избегая встречных взглядов и при­ ветствий, идут к вокзалу учителя.. ЧЕМ ЖИВЕШЬ ТЫ, педагогический коллектив в последнее время едва оправились от огромной психической травмы—семь лет назад погиб их сын. Ох, как нужна им была теперь моральная поддержка! Нет, не ш пришел По- Уехалн из Дрязгов Анисья Ивановна фов запылившиеся приборы и приводи- Бочарникова, Елена Ивановна Борнео- ла их в порядок. Инспекторской про- ва, Валентина Парамоновна Карпова, веркой уроки Удодовой были отмечены видела, с какой тщательностью та го- Испытание всякого коллектива на ловилась к урокам, извлекала из шка- зрелость проверяется в делах, даже са- Продает свой дом и уезжает Варвара N Александровна Кудинова. Список мож- V но продолжить. Сейчас в школе из трех б десятков учителей нет тех, кто работал ^ бы в ней пять лет назад 8 и раньше. N Все упорнее в селе слухи, что учителя \ не могут ужиться друг с другом, что в царят в учительском коллективе враж- л да и неприязнь. И что раз уж не могут N они найти ключ друг к другу, могут ли Й его найти к детям? О Школа, учителя... В памяти жителей С поселка еще свежи воспоминания о 8 том, как сорок пять лет назад в зда- V нии чайной, отобранной у местного бо' особо, как хорошие уроки. Так поче­ му?!.. Каждый день открывал что-то новое. Среди учителей жили весьма непристой­ ные разговоры о бытовых деталях жиз­ ни почти каждого. Директор, тяжелый, угловатый в отношениях с людьми, мог позволить любую грубость. Не разгорались споры о ..педагоги­ ческих проблемах. Тамара ждала от старших учителей с богатым жизнен­ ным и педагогическим опытом советов, помощи. А слышала только пересуды друг о друге. И, не найдя причины этой больной обстановки, решила уехать, по- гача Толчеева, открылась первая в нс- ка и ее не поглотила такая жизнь... тории села школа. Жители поселка Сейчас уже трудн0 найти кто и ког_ помнят, как, кроме знании, учителя при- да внес зто яблоко раздора _ преЖде несли им правду о новой жизни. Пол- его не было ная общественных забот жизнь учите- лей была для них знаком высокой ду- Три месяца назад из п°« л к а , где проучительствовал десять лет, уехал Анатолий Алексеевич Игнатенко, учи­ тель немецкого языка. Этот предмет те­ перь в школе не ведется. Но в школе пошли даже на такую жертву, лишь бы освободиться от Игнатенко: слишком часто он делал замечания даже директо­ ру по поводу нездоровой жизни коллек­ тива. Нашелся повод отомстить. Не станем ворошить дальше подроб­ ности жизни коллектива учителей шко­ лы. Ясно и так, что обстановка нера­ бочая. Учителя больше заняты выясне­ нием отношений между собой, а не вос- ховной зрелости. Вот почему тепереш­ ние неодобрительные разговоры об учи- ^ телях—первый серьезный сигнал о том, N что дела в учительском коллективе в § самом деле плохи и что есть о чем по- § говорить. § Вернемся к началу педагогической деятельности Тамары Ольчук в Дряз- гинской средней школе. Выросшая в ■'Я. семье учителей, после окончания Ли- § 0 пецкого педагогического института она приехала в Дрязги. Первый самостоя- ^ тельный урок; знакомство с учителями, § жителями села, со «своим» классом. Первые, пока небольшие, успехи и на- питанием детей. А вот и результаты, ходки в работе... Это настраивало на Недавно трое подростков Леонид Че- какой-то по-особенному торжественный пурин, Василий Жданов и Юрий Мат- тон начало ее самостоятельной жизни, веев вытащили на станции промаслен- А когда восторженность первых дней ную подбивку из буксы товарного ва- прошла, когда осмотрелась по-настоя- гона. Не заметь вовремя железнодорож- щему, вдруг ужаснулась. На одном из ники — эшелон пошел бы под откос, педсоветов с испугом обнаружила, что Наш закон как строг, так и гуманен: в учительском коллективе нет того подростки были лишь предупреждены, главного, без чего нет ни одного кол- Однако этот случай не заставил учи- N лектива,— дружбы. Замечания по уро- телей задуматься о том, что подростки Я кам не были здоровыми товарищескими в поселке безнадзорны, предоставлены советами, а скорее исходили из какой- самим себе. то необъяснимой вражды. При выходе из поселка часто соби- Ну, почему, например, директор Иван раются они, чтобы поиграть в футбол, Владимирович Почерняев и несколько посражаться на деревянных саблях. И учителей говорили, что уроки физики вот уху проходящих мимо слышится у Зинаиды Ивановны Удодовой—не ка- вместе со звонкими детскими голосами N чественные, «меловые»? Тамара сама грубая циничная брань. — Мишук, вставай. Заря- стало. Дед достал тепло- то уж больно хороша. ватую бутылку молока, ку- Мишук сладко улыбнул- сок пышки. Протянул Ми- ся, приоткрыл глаз. Дед шуку: нарезал помидоры, разде- — Подкрепись. Щуку-то лил хлеб, крошки собрал в домой тащить не так легко ладонь. Пододвинул дере- будет, вянную солонку с крупной — А ты не возьмешь се- солью. бе? — К лозине поедем? — — Я еще поймаю, промурлыкал Мишук и пе- Дома в Студенках его ревернулся на бок. ждала новаярадость. Отец — Поедем, поедем. Да договорился с батюшкой об ты вставай шибче. учебе Мишука. Попобещал мых маленьких. В поселке живет учи­ тельница-пенсионерка Ольга Максимов­ на Петронио. Больная сама, с больным сыном на руках, она даже не имеет возможности заготовить топливо на зи­ му. Много раз приходила в школу, про­ сила: — Помогите. — Вас обязан снабжать райсобес, у нас вы сняты с учета,—-отвечает дирек­ тор. Молчат учителя. Неужели никто не подумал, что нельзя снять с учета со­ рок семь лет труда и борьбы?! Ведь это она организовала в чайной Толчеева первую школу, это она 47 лет прорабо­ тала без второгодников, это она с та­ кими же, как она сама, зарабатывала своим трудом высокую славу советско­ го учителя. А чего стоят слова Почерняева: — Орден Ленина Петронио дали зря, она его не заслужила. Больного сына не отдает в больницу потому, что тог­ да пенсию за него будут отдавать ту­ да, а не ей. Это же чудовищно — такие слова! Сколько в них грубости и бесчеловеч­ ности! В сравнении с ними сплетни в учительском коллективе кажутся пустя­ ком. Не он ли первый закрывает на них глаза? Весной на уроке труда осколок ме­ талла попал в глаз ученице Зине Мар- чуковой. Глаз не видит. Родители Зины зыка л схо- N диц? § 8 на ^ черняев к V Марч у к о- 8 вым. Нет *■ ему дела до того, что пали неизмеримо от этого и его собственный авторитет, и авторитет школы. Вот так и живет коллектив школы. Впрочем, есть ли он, коллектив? Успех воспитания во многом зависит от авто­ ритета воспитателей. Но о каком авто­ ритете может идти речь, если с я родителей тех, кого они учат, не дят подробности школьных неуря Был даже такой случай. Дело Игнатенко обсуждалось родительском комитете. Неслыханный § случай! Тем самым школа, во-первых, Я доказала свое бессилие самой разоб- Я раться с ним. А во-вторых, открыла ^ то, что знать многим не было необхо- ^ димости. Родители стали защищать 1 натенко. Тогда Анна Михайловна ляева сказала: — А на черта вы мне нужны?(! А ведь родители считают, что они учителя — одно целое, раз цель у одна — воспитание детей. Сколько потеряно драгоценных чужин учителями школы! Родители рестали верить тому, что учителя гут воспитать их детей настоящими людьми будущего, лишенными мелких интересов. Людьми большой цели, до­ стойными дерзкого и могучего нашего времени. Учителя и школа потеряли свой авторитет... Это ли не страшно? В. Ш И Р Я ЕВ . Ст. Дрязги, Усмансвий район. К 4 5 - л е т и ю Ленинского комсомола Я! * повышения заработной пла­ ты, сокращения рабочего дня. 1917 год в Липецке на­ чался также буднично. Но уже в первые месяцы в го­ роде стало неспокойно. Ра- у иного есть - штаны, а новья Быханова, а сделать ®°Ч1Ие за8рДов живо обсуж- учиться не хочет. ничего не могут. 1али событая в стране. К концу занятий пришли Подались за помощью. „п„!ральская революция, в училище братья купца. Мишук привязал лодку, ог- п.павЖ6НИе царя’ временное - А ну, снимай, бандит, Р«л Улочкой . корову, она Ры ительство. чужое. Голь несчастная. — Ринулась и выскочила. ЯИ“ П°à ФРа’К1*ия больше­ р у к а " 3заб рукЬу Ви 'н е '™ УВМИ * Д°М К БЫИ' Вели'кой О ^яб^ьшоГ рево- пел Мишук опомниться, как нову’ на.К0Рмили ситным и люции. Триумфальное шест- его раздели. В нижнем колбасой, дали пятачок и вие революции продолжа- бельишке бежал он от ре- сказали: лось по^ стране, ального училища (здание, — Стереги наших коров Весной 1918 года Ми- где теперь филиал институ- Так и стал он пастухом ШУ* У*хал с отцом и брать- у липецкого промышленни- т ^ к „ ^ С^?!!аВЛИп ать разру" ка Быханова. А к зиме мосты. Путь их ле- взял его Быханов к себе на „ а ^ аРииын' чугунолитейный завод. Рас- началось наступление прощался он с прудом и с Деникина и пришлось ди­ удочками, да и навсегда с Р™ии> в которой работали детством. Фарафоновы, отступать. Труд на заводе изнуряю- пр™ИШпК ввРнУлся 8 Д-и- щий. Жара, копоть, точь-в- "е“к' Подобралось их де- точь как дед рассказывал П<,шли в ®о- про ад. Миша не знал тог- п Приняли одного да, есть ли ад на небе, а Водопьянова. Ростом вот здесь, у Быханова, он „ пл“ л выше’ да и шяре был точно. Платили ему 6 в плечах- юкош Мишук откинул рогожу, замолвить слово перед ди- «струме,нт;> и отораМлся к та стали) до Студенок. Мо- рублей в месяц- а Р^отал м Р Т ' 4 "°Ка работать подтянул штаны. ректором реального учили- Подрядился за бес- роз лютый, поземка метет. ° н; п°дР°с™к, наравне со ™ « л верховым-ра^ыль- Петровскии пруд весь за- ща. Отец же со своими ценок д перебрать. Трое А Мишук ничего не слы- всеми- 1 2 часов. нь м при Упродкоме. Это и лит зарей. Не поймешь, где братьями за это отстроит суток работал> почти ^ез ШИТ1 не' видит. В голове Шел 19116 год. Где-то гре- ®“ л аге™ пеР®ая Должность небо, где вода. Только ког- амбар попу. отдыха, а потом намекнул одна мысль засела: конец мела война, в России на- р ской власти, да крупная рыба пройдет Шут с ним, с амбаром.0 косхюме_ Все равно мол учению зревала революция. Все ча- Юноша шел навстречу совсем близко от поверхно- Главное сын учился бы. без делалежит. Кое-как Всю зиму провалялся от ще на «Свободном соколе» солнцу... сти — пойдут круги. Нелегко попасть в реаль- уломал/простуды на соломенном вспыхивали з а б а с т о в к и , В. ЗОРИН. — Ишь играет,— повора- ное, если ты—сын крестья- Ми причерился матраце, к весне ожил, к стачки. Рабочие требовали (Продолжение следует), чивая кудлатую голову, как нина. н н телу опять ня т бы про себя говорит дед. Но теперь все-таки есть - Что твой ученый, - брался^ Двенадцатый гоя Взмахивая огромными надежда. Амбар построили всплеснула руками Марфа емуД т п„Г°Л веслами, подстать размаху быстро. Потом на Мишука Даниловна.И стал учиться начинялась Д «як рук, дед ведет лодку на са- одели новую рубаху, приче- Мишук. Хорошо пошли де- начиналась Мип гук и мую середину, к трем ку- сали, завернули в тряпицу ла поначалу. Отметки от- ’ - стикам. свидетельство об оконча- личные и хорошие, «хоть и Так и огтяягя бы бея пе Над Липецком поплыл нии земского училища и по- сын крестьянина». ла Ми если бы не слу. колокольный звон. К заут- вели к директору. Беда нагрянула неждан- чай 3 . ренне звал. Дед пригладил Чиновник поглядел на но-негаданно. Под рождест- Однажды он у мечьницы бороду, размашисто пере- мальчика, удивился: с от- во Сарычев-младший об- ловил караоиков ' Хорошо крестился. личием кончил? мотнулся. Пришли за фор- 0Н;И брали в тот деньР На — Батюшка-то чего ска- — А форма есть? мои. Так уж было Мишуку дне ЛОПки уж е е прсяток зал отцу? Формы не было. Отец обидно. Блеснув глазами в отливали золотой Вдруг Мишук, не отрывая глаз опередил: корову продам, а слезах, крикнул он в лицо за луРОМ где трясина по- от поплавка, прошептал: форму куплю. купчикам: «Ни за что не слышались крики Вывел — Клюет. На обратном пути отец отдам»,—и побежал в. учи- СВРЮ Л0ДКу Мишук на се- Леска зазвенела. молчал. Форма из дорогого л,ище- На уроках сидел в редину пруда посмотреть — Дай-ка мне. Дед при- сукна стоила как раз столь- раздумье. чт0 там Д€лается д там’ встал, схватившись руками ко же, сколько и корова. — Как же так,—раесуж- одну из быхановоких коров за борта лодки. Стал пере- Продать? А пять ртов? дал он,—нет подходящих трясина засосала, бираться к передней корме, Радость сменилась горечью, штанов и учиться нельзя. А Бегают вокруг нее сы- Леска ходила взад-вперед Где же взять столько де­ рядом с лодкой. И Мишук нег? Надежда у Мишука ничего не мог сделать. на учебу пропала. До на- . Дед ловко подхватил чала учебы оставалась не- улильник обеими руками и деля, потащил на себя. И тут Никифор Андриа- Щука, извиваясь, плюх- нович прослышал, что у Са- нулась на дно лодки. Буд- рычева сын тяжело болен то два весла теперь лежа- и в училище ходить не бу­ ди рядом. дет. В полдень клевать пере- Взял он свой плотницкий САХАЛИН СКА Я ОБЛА СТЬ. На передовом рыболовном сейнере «Чугуев» много молодежи. На снимке вы видите матроса Семена Косоного- ва (слева) и практиканта Виктора Полочкина. Им есть о чем поговорить. Семен — заочник, а Виктор — курсант Сахалинского мореходного училища. Оба — будущие штурманы. Фото Л . Гаркавого. (Фотохроника ТА С С ),

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz