Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)
Ё Н р р М * * * ^ * » § $ $ ;Н |? Г 5 ^ П ««мй щ т*«пш ф щ §/. г* л>ж« ^ ййй * |$ &*<■-, ' -V» Р И I ! 1 ^ Ш 1 М : Ш 1 Ш | д 1 Ш Ш 1 1 1 Ш 1 а ' «5>$ йи ^ шшж ^11111Н1Н1Н1111111НП11111Н111111Т11П11П1П111111111111111К111111111111111Л1П11Н11111111!Н11|1|||111Н1|1|111||111Н11П11ПХК1Х1111К11И11111111111111111111111111111Н1111111111ХХ1111111111111П!1111118 г Эту историю мне в свое время рас- 11 сказал мой преподаватель Иван Мака- 5 рович Чернышев. 2 Я ее невольно вспомнил, когда воз- 5 вращался из села Панино. История красивая ло -своему и скорее похожа на легенду о мужестве. Гестаповцам нужен был портрет Гит лера для нового помещения коменда туры. Готового не оказалось. Но был среди советских пленных в сарае паре нек. Он хорошо рисовал. Избитого, ос лабевшего, его привели на допрос и сказали: «Вот тебе краски, кисти и по лотно. К утру нарисуй нам большой портрет. Нарисуешь—подучишь жизнь, Нет— будешь расстрелян». Двадцать^часов оставалось у парень ка для раздумий. Он натянул холст на подрамник. Развел краски, взял кисть. Краски были отличные, они терпко пахли весенними цветами. И вспомни лось де 1 ствз, друзья, утренняя речка, белый-белый туман на лугу... ...С открытая глядел маленькими злы ми глазами фюрер, с тараканьими уси ками под носом. Всего несколько маз ков — и художник на свободе. Кон чится война, и опять будет утренняя речка за селом, белый-белый туман на лугу... Он схватил карандаш и быстро стал наносить штрихи. Шли часы. Ему ник то не мешал. Только изредка у двери останавливался часовой. И опять ти шина. На рассвете в комнату ввалились гестаповцы. У холста спал уставший художник. Во сне он улыбался” Улыбка его была радостная, безмятежная. С полотна сходил рассвет. Белый- белый туман на лугу, утренняя речка и два кособоких гусенка у журавля. Все цвета радуги буйствовали на хол- -сте. Казалось, сама жизнь дотронулась своим волшебным перстом до творения. Все было живым: и речка, и гуси, и туман. Все двигалось, искрилось, радо валось первым лучам весеннего солнца. У подрамника начисто вымытые су шились кисти. Паренек спал н, наверно, во сне видел то же самое — такая уж была у него безоблачная улыбка. Улыбка, последняя в жизни... Нет паренька. Хранят его картину односельчане на Белорусщине, как са мую ценную реликвию. Песню о муже стве поют земляку. Какая-то далекая аналогия проходит между этим эпизодом и тем, о чем хо чется рассказать. ...Уставшее хлеборобское солнце опу скалось за селом. Из низины потянуло холодом, заклубилась дорога от стада. Рабочий день в селе Панино заканчи вался. Возвращались с поля колхозники, прошли девчата с ферм, только на то ку по-прежнему стучали моторы. Здесь работа шла круглые сутки. И еще на двух объектах не думали заканчивать день. В самом центре села колхозные плот ники Степан Андросов, Николай Кар наухов, Иван Сущевский ремонтирова ли школу. По сосредоточенным лицам и тороп ливости можно было понять их заботу. Скоро учебный год, и школу для детей хочется сдать вовремя. Не ради денег спешат они. Их по просил колхоз. — Дело нужное, — только и сказа ли мастера, а утром—они уже на лесах. И буквально в метрах двухстах от них трудятся мастеровые, но другого пошиба. Эти ремонтируют церковь. Во дворе, на низенькой скамеечке, сидит батюшка. Он одет по-домашнему, чер ная борода широко рассылалась на крепкой груди. Глаза зоркие, ядовитые. — Вот тут еще подкрась чуток, Васи лий Максимович, — просит он парень ка на лесах. Паренек старательно вы водит Илью-пророка на колеснице. — Так. Теперь еще Иисусу Христу правую бровь подведи. Паренек послушно следует указани ям батюшки. Потом он сходит с лесов, промывает кисти, закрывает ящик с красками. Долго моет в керосине руки. Я гляжу на него со смешанным чув ством. Вроде бы современный, даже ин теллигентный парень, а с другой сто роны... Что, собственно, привело его сюда, к этой церквушке, почему он выписыва ет какого-то Илью? Разве мало работы для художника в этом же колхозе, до пустим? Мы знакомимся. О нем я уже кое- что знаю. Но он почему-то мнется, не сразу говорит, где работает. Мы ехали с поздним автобусом в Липецк вместе. Говорили откровенно о литературе, живописи, музыке, жиз ни в деревне. За разговорами вставал другой па рень: умный, наблюдательный, как го ворят, не лишенный искорки. «Он и сам не рад, что связался с этими попами. Лишние разговоры толь ко, а заработок грошевый, да налогом обложили, как кустаря...». Я слушал его и все больше убеждал ся, что не случайно все-таки он взял кисть иконописца. Далеко не случайно. Сам он—преподаватель черч&шш™ш*»- лы М 1 годов я.Липецка, женя тоже ра ботает. Вроде особых финансовых за труднений в семье нет. В бога не ве рит. Знает жизнь, идет в ногу со вре менем. Может, по-молодости решил «зашибить деньгу?» Деньги-то не пах нут, не все ли равно где подработать? Д а, отчасти эта причина. Но главное в другом. Главное в принципиальности худож ника. Настоящий страстный борец, от стаивающий свои взгляды, никогда не поступится совестью. В меру своих способностей он будет всегда бороться за справедливое дело. Судьба худож ника — судьба борца. И скидок чело веку, предающему настоящее искусст во, не может быть. Честный художник/ пусть самого скромного таланта, никог да не опустится до уровня кустаря-бо- гомаза, не продаст за деньги свои принципы. И вот как раз этого стержня нет у Василия Мещерякова. А начиналось совсем не так... В Пензенском художественном учили ще это был самый веселый выпускной вечер. Преподаватели пожелали боль ших успехов своим воспитанникам. Пе ред каждым из них открылись необоз римые горизонты творчества. Василий тоже прощался с училищем. Его ди пломная работа «На стройке» получила хорошую оценку. Разгон был взят пра вильный. Его направили в Куйбышев, большой индустриальный центр. Пищи для творчества хватало. Прибавилось забот. Надо было поступать в институт. Уже многие друзья учились, с разных мест приходили вести от них. Одно кашники Вилен Дворянчиков, Андрей Дюженков, Вадим Кулагов жили и ра ботали в Липецке. У них уже были свои успехи и свои неудачи. Ребята не опускали крылья. Шли вперед. А что поделаешь? В вечных муках твор чества настоящий художник. Василий готовился в институт. Но не прошел по конкурсу. И он махнул ру кой. Нет проторенной дорожки, а взбираться по кручам — не хватило духу. В этом году возможность учить ся была, «да вот связался с церковью». Облупятся кресты, осыплется шту катурка, выцветут краски на одежде Ильи-пророка, наконец, растратятся деньги, а за душой опять ничего не будет. Ничего не создал за эти годы Васи лий, да и не особенно стремился. Урыв ками побочная работа, денежные дого воры-жизнь на один день. Идут годы, засасывают человека быт, семейные за боты, а главная цель так и не достиг нута. Словно, по обочине большой до роги прошел человек. Оторвался от коллектива художников Василий. Разве не пришли бы на по мощь ребята, разве не помогли бы в критическую минуту. Помогли бы сове том, дали бы и работу в художествен ном фонде. Но не этого хочет Василий. Подработки превращают его все больше в ремесленника, все больше и больше уносят его от основного рус ла творчества. И он не сопротивляется, не борется, плывет по течению, куда вынесет. А вынесло его в Панино. Кисть свою Василий поставил в услужение церков никам. Труды преподавателей Елецкого и Пензенского художественных училищ пропали даром. Не того от него ожидали воспитате ли, не на то рассчитывали. И это в то время, когда деревне - нужны настоящие умелые руки, маете- 5 ра, поднимающие культуру на селе. Недавно большая группа наших ху- 5 дожников побывала в совхозах Лебе- 2 дянского района. Они в течение меся- -*2 ца производили большие оформитель- 2 ские работы. Хорошее положили нача- 2 ло ребята. А ведь сколько еще таких 2 совхозов и колхозов по области, где 5 требуются художники. Да что говорить 2 об этом. В пятистах метрах от церкви 5 —в избушке—ютится клуб. Ни одного 2 стенда, ни одной картины, даже лозун- Я га нет в нем. А под боком, в церкви, работает ху- Я дожник, который бы за день мог еде- 2 лать для сельской молодежи столько, 5 что его вспоминали бы долгое время. 2 Сам того не замечая, Василий рабо- 8 тает не на нашу идеологию, плохую 2 услугу оказывает сельской молодежи. В Вот эта всеядность, этот принцип: где 2 бы ни работать, что бы ни делать — 8 первый признак разрушена личности 8 идейного борца, художника, гражда- 8 нина. Знает ли Василин, что панинская 3 церковь для всей округи играет далеко 5 не второстепенную роль в воспитании? 8 Пока здесь дремлют комсомольские 2 активисты, пока разваливается по брев- 3 нышку сельский клуб, пока молодежь 2 добивается, чтобы в клуб провели свет, ■ церковники не дремлют. Словно на смех, по непонятным ка- 2 налам поп договорился о проводке све- 5 та. В церкви свет есть, а в клубе—нет. 2 Это ли не парадокс? И об этом знают 5 в Панинском сельском Совете, в прав- 8 ленил колхоза «Первое мая». Есть случаи, когда некоторые школь- 3 ники, молодежь села ходят в церковь, 2 не просто «из интереса», как обычно 2 поясняют сельские руководители, а 2 серьезно, под давлением религиозных 2 родителей. Борьба за молодые сердца продол- 2 жается.^ И обидно, что в этой борьбе 3 Василий Мещеряков, преподаватель 2 черчения школы № 1 города Липецка, 2 оказался по ту сторону баррикад, за- 2 одно с церковниками. И еше на одно раздумье наводит эта 2 грустная история. Беспринципность, как правило, выте- 8 кает из слабой идейной закалки, мало- Е грамотности, политической незрелости. 8 Некоторые художники считают, что Е дальше красок и холста им идти неза- 8 чем. Но великие русские художники: 2 Врубель, Левитан, Крамской, Репин — 8 были высокообразованными людьми Е своего времени, равно понимающими 2 музыку, литературу, живопись и... по- 2 литику. Только при всем этом они смогли подарить человечеству полотна, полные глубокого реализма, неистреби мого огня жизни. Проданный принцип Василия Меше- рякова — это безволие” страх.....перед СУ'ётбй жизни, это, мягко говоря, изме на самому себе. В . ЗО РИ Н . с. Панино — г. Липецк. * ИИ*Я*Я11#Ш 1ШШИ111||111111|11»|*1ШШ 111Ш 11Ш |НШШИШЦН*1Ш *Ш 11| 1 Ц| 111111111 X 2 ГЛ1111111Ш1Ш1Ш111Ш1|11111111Ш1П1Ш111Н11ШШ|1|111Ш1111Ш111Ш111ШШ11 * • Мария Каковкина — лучшая доярка в колхозе «Знамя коммунизма» Л и пецкого управления. За семь месяцев этого года она надоила от каждой ко ровы по 1.780 килограммов молока. Это самый большой показатель надоя мо лока по колхозу. НА С Н И М К Е : доярка Мария Каковкина. Фото А . Гирева. И н с т р у к т о р Иван Паршин. . . Внешне Ваня Паршин не отличается атлетической фигурой: парнишка как парнишка. Но уже в школе оказался первым лыжником, хорошо бегал на сто метровку, прыгал. Так что в техническое училище на лацкане пиджака значки II разряда по лыжам и ГТО II ступени. Выросший на селе, он вернулся в родной Воронец. — Ваня, ты ведь комсомолец, — вызвал его к се бе секретарь парткома Н. Д . Мельников. — С меха низаторскими кадрами у нас теперь наладилось. А вот инструктора по физкультуре нет. Ребята скучаю т. Возьмись! * И Паршин взялся. Сроду в Воронце не проводи лось лыжны х гонок. А ту т новый инструктор обошел все дворы и объявил: — По первой пороше, ребята, устраиваем кросс, К то запишется? — Михаил Афанасьевич, — обратился он на обрат ной дороге к своему бывшему учителю. — Выручай те, дайте школьные лыжи. Э т о на них, на школьных лыж ах, команда Ивана Паршина и взяла в первую же зиму приз районного совета Д С О «Урожай». Совхоз большой: несколько деревень и поселков. Но разве спорт — удел только молодых? Иван стал искать энтузиастов и среди ветеранов труда, и среди те х, кто когда-то занимался спортом. Такие нашлись. Лучшие из них стали надежной подмогой Ивану. Совхозный строитель Валентин Ло- тарев вызвался быть общественным тренером люби телей кожаного мяча. Во вратари он привлек и сво его приятеля, Ивана Новикова. «Правой рукой» стал Малявкин. На поле он —• помощник комбайнера, а на отдыхе — всесторонний спортсмен. На дистанцию в 400 и 800 метров деву шек стала тренировать Саш а Сафонова... Если выстроить теперь всех физкультурников сов« хоза, то будет внушительная колонна — более д вух сот рабочих занимаются сейчас спортом в разный секциях. С. АТАМАНОВ, Н. ГЛ А Д К И Х . г. Елец.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz