Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)
<1, . ™ 1» жаа , жжжа » аж , . ^ * * а * л » аажа *» аа »> аа ^ ажа * * , аа * ааж * жа * * ж ^ * а * л Ы * лаж * * > аа ^ * * * аа * ^ м * Ы ^ : Нет, не знаю. Видите ли, в принципе оба вскры, тия должен был произвести один врач, так как они • нужны для одного и того же дела. Но труп Рема на шли в Пражском районе, и следствием, по территори альному признаку, занялась пражская районная комен датура. Труп жены Рема обнаружен часов на пятнад цать раньше в центре, и лоэгому сначала следствие по этому делу вела центральная районная комендату- Р^- Прошло какое-то время, прежде чем была замечена * связь между обоими делами, и общее следствие пере дали пражской комендатуре, на территории которой обнаружен труп убийцы. К тему времени оба вскрытия были произведены независимо друг от друга. Одно сде лал я, другое, кажется, доктор Черник...' — Что-нибудь новое выявили? Завея нерешительно покачал головой: — Еще ничего не удалось выявить, но, может, удаст ся, если вы, доктор, поможете мне. — Он открыл портфель и вынул оттуда протоколы вскрытия тел. — Прежде чем кое-что зачитать вам, я хотел бы обра титься к вам за консультацией. — Скажите, пожалуйста, через какое время после смерти наступает окоченение? Доктор Калужный выпятил губы, с минуту подумал и начал голосом опытного лектора: «Окоченение тела взрослого человека появляется через полтора-три часа после смерти. Начинается с верхних частей тела, точ нее, с мышц челюсти, и постепенно распространяется на нижние части тела. Через шесть-восемь часов оно • уже охватывает все тело. Встречаются однако значи- |гельн% 1 е отклонения от этих норм. Многое зависит от условий, в которых находилось тело после смерти, от степени напряжения его мышц в момент смерти». Доктор выжидательно посмотрел на капитана, как бы спрашивая: достаточно этого? Тем временем Завея отыскал в протоколах осмотра трупов все подчеркнутые места и громко прочел: «Осмотр трупа показал полное окоченение всех ча стей тела, включая нижние конечности». «Окоченение ^Выступает в области мышц челюсти, шеи и верхних конечностей»,— Какой вывод можно сделать по этим двум записям, доктор? (Продолжение. Начало в №№ 92—97). поднял на него глаза с ра- №МАЕТЖАМСТИ Доктор Калужный с минуту раздумывал, наконец медленно сказал: — Если вы хотите от меня письменного заключения, тогда я, конечно, напишу, что по этим двум . фразам нельзя сделать никакого определенного вывода. — А если бы вы ограничились устным, сугубо лич ным мнением, какое, кстати, я и хочу знать в данный момент? — вопросом ответил Завея и буквально впил ся взглядом в тонкие сжатые губы врача. — Тогда я сказал бы так: весьма правдоподобно, что человек, которого касается первая фраза, умер на несколько часов раньше того, о котором говорит вто рая. — Только правдоподобно, не больше?— разочарован но спросил Завея. — Только,— сухо ответил врач.— Если бы я был уверен, мне ничто не помешало бы так и записать в официальном заключении. Видите ли, если, например, труп Ме 1 находился в холодном помещении, а труп № 2 в теплом, то тогда могло случиться, что мы име ем дело не с прогрессирующим окоченением, а с рег рессирующим, и тогда окоченение тела, находящегося в теплом помещении, исчезает быстрее, чем у того, ко торый находился в холодном. . ' — Но ведь в данном случае окоченение не было регрессирующим,— упорствовал капитан. — Это нам известно лишь в отношении трупа жен щины, который обнаруживал прогрессирующее око ченение от момента его осмотра до момента вскры тия. Но мы ничего не знаем о трупе мужчины, кото рый уже в момент осмотра был полностью окоченев шим. Капитан начал понимать, к чему клонит милень кий, подвижной старик с лицом, сморщенным, как сушеная груша. Он стущей надеждой. — То есть вы предполагаете..,— начал он, но доктор Калужный прервал его резким движением руки: — Я ничего не предполагаю! Для этого есть вы, следователи!Я лишь устанавливаю факты и различные варианты связей между ними с узко медицинской точки зрения. — Во всяком случае, с медицинской точки зрения не исключено, что мужчина умер не только на час—два, но даже на пятнадцать—двадцать часов раньше?— горячо продолжал свою мысль капитан. Доктор Калужный взял оба протокола и отыскал в них соответствующие пункты: — Посмотрите, здесь, например, я на писал: «...признаков разложения, труп ных пятен и т. п. не обнаружено». Однако нужно пом нить, что труп мужчины находился в холодном и про дуваемом подвале, что тормозяще действует на разви тие процессов разложения. Конечно, если бы топш я сам проводил оба вскрытия, можно было бы найти больше доводов в подтверждение вашей версии. Но, видите ли, мы подчиняемся правильному в своей осно ве принципу территориальности, и поэтому следствие пошло сначала по двум отдельным линиям, — Это лишнее доказательство того,— сказал Завея, вставая,— что даже самые правильные принципы в не которых конкретных случаях оказываются вредными. — А что вы хотите? Такова уж судьба всех общих принципов. Но без них жизнь была бы путаницей неупорядоченных и хаотичных действий отдельных личностей. Правда,— добавил он тут же, — если бы офицер, проводивший следствие в Пражском районе, раньше внимательно изучил оба протокола, он пришел бы к выводам, которые появились лишь через неделю, благодаря вам... Капитан обошея молчанием это замечание доктора, Он был согласен с его мнением, но считал, что перед посторонними следует охранять авторитет своих кол лег по милиции, даже если их поведение не было ли шено ошибок. Впрочем, действительно ли его предшест венник ошибся? Что, собственно, дал ему визит к док тору? Еще один довод к пучку предыдущих. Но все еще никакого доказательства у него не было. Может, завтра в квартире Ремов ему удастся найти какие-то доказательства? (Продолжение следует). П и с ь м а с комментариями ^ Каждый день в редакцию посту пают письма. Среди них немало о работе сельских клубов. Их объеди няет одна мысль: люди хо тят кра сиво и культурно отдыхать — ведь от того, как смогут они отдохнуть, зависит, как они потом будут ра ботать. Вот письмо из села М.Колодезь Тербунского управления. «Наш клуб ,—пишет И. Полянский, — это парная баня летом и холодильник зимой. А строительство нового клу ба идет только на бумаге». Слабая материальная база ска зывается не только на работе М.-Колодезского клуба. Тревожные сигналы поступают из села Фа- щевки Усманского управления, из Крутоборья и Падов— Боринского. С удя по письмам, многие работ ники культурного фронта еще не уяснили, что клубная работа — это работа по воспитанию людей. Но какое воспитание может быть в клу бе Становлянской лесостепной стан ции, если там сменяют за пьянку киномехаников одного за другим, а заведующая клубом 3 . Киреева мо ж ет самовольно закрыть клуб на за мок в любое время или не открыть совсем? Отделам культуры Тербунского, Боринского, Усманского, Станов- лянского и других районов следует обратить серьезное внимание на усиление материальной базы наз ванных клубов, на укомплектова ние культурных учреждений квали фицированными кадрами. С этого —-*иачинается поход за большую куль- ТУ РУ- Но есть о чем задуматься и коми тетам комсомола. Есть письма, чи та я которые испытываешь горькую обиду за ребят. Они жалую тся, именно ж алую тся, на скуку в селе. Вот, к примеру, письмо от молоде жи совхоза «Ударник» Тербунского управления. В сельском клубе, пи шут они, были прежде и бильярд, и радиола, и шашки. Д аж е диван купили. Но потом игры «исчезли», радиола и гармошка поломались, на мебели — пыли на сантиметр. «И вот теперь молодежь скучает», —заключают читатели. И выглядят в этом письме такими беспомощны ми и слабыми, что диву даешься: молодые, полные сил люди пишут или дряхлые старцы? Кто, кроме них самих, виноват в том, что растащили клубное иму щество? И разве не смогут они са ми навести порядок и чистоту в клубе? Наконец, кто, кроме них, развеет скуку в селе? Они требуют платного организатора веселья, а сами хо тят остатьс»Эпотребителями. Но так не бывает! Положение не изменится до тех пор, пока совхоз ная комсомолия не приложит силы к созданию художественной само деятельности, пока не разгорится молодёжная выдумка и инициатива, не станет им дорога честь клуба, честь родного села. А один заве дующий клубом ничего не сделает. Этого же упрека заслуживаю т комсомолки Т . Хворых, А. Иваки на, Л . Звягина, рассказавшие в своем письме о неудовлетворитель ной работе Калининского сельского клуба Липецкого района. «Есть в селе те, кто пляшет, танцует, поет, —пишут они. — А вот самодея тельность никто не решается орга низовать». Но раз у вас, девушки, нашлось мужество написать об этом в газе ту , то почему бы не поставить та кой вопрос на одном из комсомоль ских собраний, повести принци пиальный разговор. Ведь в скуке виновато прежде всего ваше соб ственное равнодушие. И уж никак нельзя не ответить на письмо Анатолия П яты х из села Кривополянье Чаплыгинского района. Служил в армии, вернулся в село. «Кучка хулиганов не дает спокойно отдыхать ни в кинозале, ни на тан цевальной площадке»,—пишет он. Где же твое мужество, Анатолий? Неужели не под силу молодежи се ла, таким же парням, как ты , усми рить хулиганов, которых и есть-то, как ты пишешь, «кучка»..? Поход за большую культуру на чался. О тды х, настоящий культур ный отдых, — один из каналов его. И ту т должна приложить свои ру ки молодежь. Д ать разгореться эн тузиазму, выдумке, смекалке. По меха на вашем пути одна — ваше же равнодушие. Л и н о г р а в ю р ы „Липецкая Магнитка** Это взволнованный страстный рассказ о нашем городе, его индустрии. Раесказ необычный, рас сказ штрихами, пятнами, линиями. Липецкие художники Михаил Виноградов, Анд рей Дюженков, Вилен Дворянчиков хо тят запе чатлеть город с его промышленным размахом, с его новыми жилыми кварталами, парками и скверами. Окраина города... Когда-то здесь ютились кро хотные избушки, надвинув соломенные крыши- шапки до наличников. Но пришли люди, заро котали бульдозеры, застучали пневмомолотки, и пейзаж изменился. На пустыре стали расти кор пуса завода. Год, второй, третий... Уже не узнать местности, И все это сделано мужественными парнями в ко соворотках, буденовках, клетчатых рубахах. Словно в кино, один за другим проходят кад ры, возрождается история. Серия линогравюр «Мой город» рассказывает о липчанах, об их труде, отдыхе. НА С Н И М К Е : художники Михаил Виноградов и Андрей Дюженков придирчиво осматривают новые листы линогравюр. А вот две уже готовы. Так начиналось. Так закладывался мощный комбинат в центре России.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz