Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)
...-..■Подросток сидел, насупившись, и смотрел на Ирину Григорьевну чуть зло и насмешливо. . — Фамилия? . ,-в- Бессонов Юрий.., —- Как ть; оказался в подвале? Что тебе там было нужно? Молчание. Инспектор детской комна ты милиции не настаивает на ответе. Она и так может себе представить, как и зачем Бессонов вместе с Валерием Гусевым забрался в полупустой подвал.. ; Важно другое: почему эти четырнадца- тилетние юнцы стали лазить по под валам. — В какой шкоде учишься? — В девятой... Учился... ...Четырнадцатилетнюю Елену Аксе нову дружинники привели в детскую комнату с, танцевальной площадки. Весь вид девчушки, ее озорные и. беззабот ные глаза говорили: «Смотрите, какая я молодая, сильная, здоровая. А боль ше мне ничего не нужно». —Так уж и ничего?'А школа? — Я не хожу в школу. ....Кузьмину Виктору — тоже четыр надцать лет. Он пришел к Ирине Гри горьевне Хоревич с просьбой помочь ему устроиться на работу. — Но тебе еще нет шестнадцати лет. Да и образованьице-то у тебя... Всего четыре класса. — Все равно. Учиться больше не хо чу. Не буду. ...Вот и все. Можно было бы к этим задача — воспитать, взлелеять, вырас тить будущих граждан коммунизма. Это интерес всей страны, всего народа. А большую ли пользу принесут обществу, стране Тюрины, Бессоновы, Водопья новы? '■ Было бы погрешением против исти ны, если бы мы сказали, что педагоги школь: № 9 равнодушны к таким фак там. В школе работают, много работа ют с отстающими и недисциплиниро ванными. А отстающие есть. Недисцип линированные — тоже. Значит, методы воспитания не дают эффекта. Меры, ко торые применяют в школе, «не сраба тывают», н е ------—т?ют в силу каких-то Много, очень много средств должно быть в арсенале педагогического воз действия. Их нужно искать, как умный исследователь ищет новые и новые разгадки тайн. И тут могут быть самые тонкие, самые неожиданные повороты. Юрий трудолюбив. Вот й поручить ему, к примеру, должность «самого главно го» школьного киномеханика—еа такая возможность есть. Что будет он делать, коли проектор не заладится? Вот ему первый урок: . необходимость что-то знать. Только к этому он должен быть подготовлен. Часто вся воспитательная работа а ВОЗДВИГАЕТСЯ * г трем фактам добавить еще бесчислен ное множество. Но все они лишний раз говорят об одном: оторвавшись от шко лы, любой подросток или начинает бес цельно прожигать жизнь, или стано вится правонарушителем, или, не при нося прямого вреда, ущерба обществу, пользы не приносит тоже, Да еще, к несчастью нашему, повествуют эти со бытия о том, что есть еще в шко ле № 9, как и во многих других, как говорится, «издержки производства», брак в воспитательной работе. В прошлом году школу окончательно бросили двое. До десятка подростков четырнадцати-пятнадцати лет перестали ходить в школу в середине или в кон це года, потому что не было надежды перейти в следующий класс. В этом го ду многие из них вернутся, но только потому, что на работу пока устроиться ввиду несовершеннолетия у них воз можности нет. А когда им исполнится шестнадцать лет, уйдут из школы на всегда, как это было с Тюриной Тасей и другими, не задержавшись ни на один день. В школе не будут пытаться за ставить их учиться: ведь эти ученики, как правило, всегда плохо учатся, е ни ми много возни. Словом, можно от них освободиться. Так и поступают^ Если даже не принимать во внима ние пятнадцатилетнего Виктора Кузьми на и четырнадцатилетнюю Галю Водо пьянову, которые больше никогда не сядут за парты, можно ли сказать, что школа № 9 выполняет закон о всеобу че? Нет! Ведь предельно проста, ясна любому истина, что закон этот разуме ет не просто «отсиживание» за партой до дня, когда перевалит за шестнад цать лет. Перед школой стоит огромная обстоятельств семена добра, брошен ные воспитателями в юные души. А эти маленькие люди живут с не правильными представлениями о жиз ни, с неправильным отношением к лю дям, к себе. Как молодые деревца на открытом поле, гнет их, обжигает зной, ным ветром. Выдюжат ли?.. Воспитательная работа — сложный процесс. .Малейший шаблон, буднич ность, примитивность приводят к браку. Возьмем, к примеру, того же Бессо нова Юрия. Ведь парень он, в общем- то, хороший. Напроказил — признается. Заставь что-то сделать — старательно выполнит. Даст слово не повторять ка кой-то проступок— будьте уверены — не повторит. Зато по-другому напрока зит. И учиться не хочет. Но в самом ли деле он неподдаю . щийся? Видели многие не раз, как на воскресниках Юрий работал куда луч ше «правильных» учеников. Но для учи. телей это было лишь средством реаби литации его. Видимо, педагогам не хва тало чуткости, тонкости подхода к подростку, умения затронуть сокровен ные струны его души. Одними словами не внушишь жиз ненные правила. Во много раз сильнее слов действует на человека благотвор ная окружающая обстановка. Школа № 9 — молодая, ей всего год. Естест венно, школьные традиции еще не мог ли сложиться. Но почему бы не поис кать других путей воспитания? И тут могут быть самые тонкие, самые нео жиданные повороты. В прошлом году Юрий сбежал из до ма. С товарищами поехал в Елец. В школе до сих пор не знают, чем выз ван был этот побег. А ребята просто- напросто хотели посмотреть город. Вот и организовать бы летом в школе крае ведческую экспедицию. школе сводится к простым назиданиям со стороны учителя. Но прямой запрет — далеко не лучший метод воспитания. Ученик может соглашаться е учите лем, давать обещания. И ответствен ность он чувствует только перед одним человеком, перед учителем. А когда он убежден, что учитель читает ему мораль «по долгу службы», по обязан ности, наверняка обещания его — игра ради того, чтобы только «отвязаться». В школе нет общественного мнения, когда ученик чувствовал бы ответствен ность за свои проступки перед други ми. Советы отрядов, совет дружины только подменяют учительские «прора- батывания». Пионерская работа в последние годы значительно оживилась. В школе № 9 тоже проводится много интересных м е. роприятмй. Но в большинстве своем они рассчитаны на «правильных» учени- Школьный всеобуч— з адача дня * ков. Подобные Бессонову остаются в стороне. Пробовали в седьмом «Г» оживить классную жизнь, основав ее на автори тете классных организаторов. Получи лось, и неплохо. Но вот применить это в общешкольном масштабе не смогли. Хорошая инициатива погасла... Да, в том, что Водопьянова, Кузьмин и другие ушли из школы, виноваты в первую очередь педагоги. Для боль шинства учителей главным были успе ваемость и внешняя дисциплина. А вос питание — побочным результатом. Говорить начинали о Бессоновых толь ко после того, как они попадали в дет скую комнату милиции. Все, о чем говорится здесь, не по-' пытка научить воспитывать. Мы только хотим доказать, что как дом начинает строится с фундамента, так и учебный процесс, овладение знаниями зиждется на воспитательной работе, на процессе формирования личности. Начался месячник по всеобучу. В те чение его нужно не только обнаружить, найти тех, кто не учится, бросил под каким-то предлогом школу. Нужно вы явить резервы воспитательной работы. Взять уклон на воспитание, на выра щивание из неоформившихся ребяти шек стойких людей, во всех отношени ях подготовленных к огромному делу— строительству будущ его. В. ШИРЯЕВ. Школа № 9 г. Липецка. ГОРОД РАЗДВИГАЕТ ГРАНИЦЫ Город раздвигает грани- Справили новоселье и 160 10 часов вечера. П о т о м - с старинке нельзя и цы. Новые жилые районы, семей строителей треста интервалами в 20_м и - воселы ежедневно прокатмонтажа» Виктор Р а зумный.—Переехали недав- подъездов дома № 7/1, в доме № 7/5 строителей — тоже. Правда, часть этой резервной площади занима-' ют пока сами домоуправле- но,- ния, но они готовы ее осво- с бодить в любое время. можно смело сказать ни в «Липецкстрой». Заселено н у т .‘ Людям приходится де- сумками ездят на город- - Грешно, вроде, еще жа- чем не уступаю т по харак- еще несколько 80-квартир- лать несколько пересадок. скои рынок^ А холостяки - ло ваться,-го вор ит молодой теру застройки столичным, ных домов, 3 из них доста- терять время. ™ смирились, ооходятся монтажник «Металлург- Ч то особенно показа- лись «холостякам», один _ Не ходит на левый бе- »ез ФРУ«Т0В и овоще», к а к тельно, много строится об- дом — молодоженам, На рег и ни один автобус, — и з . 1 щежитий для молодежи, «подходе» десятки других добавляют новолипецкие ме- Если овощная палатка Ещ е бы! Считалось недав- домов. таллурги. п р и . хорошем снабжении но- Правда, за это время но, что в отношении" сред-Население микрорайона овощами и фруктами мо- можно было бы установить него возраста их населения растет с каждым днем. Н о . • - - ■ ‘ ‘ ‘ ‘ > ж ёт обслужить новоселов радио, телевизор. Нет и га- полностью, то продоволь- зет Не знабудет ственныи ларек нуждается _ в расширении: хлеб негде красный уголок... хранить, а за ним очередь! Прав Виктор. Нужны , , . здесь и телефоны-автоматы. Не организовать ли рабо- и газетные киоски, и радио, ту этих «точек» в две сме- _ м , г . , . „ и Пии „ ягпппп ны и без выходных дней? Д а , город «омолаживает- лями т! Магазины. Они располо- ся». Но в новых районах Это - с «поэтической» ^ и Т Т о Т о с е л ы женЫ Вда, ЛИ ° Т заселенН0Г0 ПоКа Ве залум д а ю т с я в с красивыми добротными скпывяют. па. новоселы раиона д в распоряжении торге о магазинах. А заду- домами немало досадных новоселов лиш ь... продо- маться надо! В одном из мелочей, омрачающих ново- вольственный ларек и овощ- домов нижний этаж отве- селье молодых строителей главные чемпионы «по мо- бытовое обслуживание за лодежности» — Братск, Ан- метко отстает от темпов гарск. Светлый. Теперь и заселения, наш древний Липецк но. Девятое численности отряда своих ни'” юных хозяев выходит на ЛурГ0В и ВосьМое— строите- одну линейку с этими горо- находятся в центре домоуправле- новолипецких метал- О н у ж д а х молодежи одного м и к р о р а й о н а скрывают: да, новоселы дело- жаЛуЮТСЯ на бытовые не- стороны. Теперь И ои- урядицы, транспорт, почту. Р а стут города, растут и связь... запросы. О бытовых и куль- _ т - я п р - ная палатка. Раньше, веро- ден под магазин. Но строи- ворастущихВЫи “ обновляв- вушек в первые дни прибы- ятно, они были рассчитаны тели здесь не работают, щихся У городов писалось и ло около человек,—со- на рабочих, ведших строи- дом заморожен, пишется немало. Настала °бщили нам в 8 -м домоуп- теЛьство... Да и торговать Впрочем, если бы отдел пора говорить и о наших, Р влении. нечем. Одни консервы. Ле- т о р г о в л и горисполкома липецких, нуждах. На днях здесь освоились то а свежих овощей* капу- всерьез занялся организаци- Вот микрорайон возле еще 320. Всего наших стро- ’ „ „ . . „ д . . . ' л ,.— ей здесь магазинов, ларь- трамвайной остановки «Вок- ителей здесь живет около ’ у ’ ‘ 1 “ Р ‘ иФс-1Н. чф у * ков и буфетов, то это мож- зал». Его начали заселять двух тысяч. Многие работа- тов — нет- но было бы сделать в са- еще в минувшем году. ют на левом берегу реки, В «Горплодоовощторге», мый короткий срок: в 9-м В июле здесь справили работают в две смены, а наверное, не знают, что рай- домоуправлении, например, новоселье 160 семей ново- трамвай на левый берег хо- он уже заселен и что ра- для этих целей оставлен липецких м е т а л л у р г о в , дит нормально только до ботать овощной палатке по первый этаж одного из и металлургов. И. Х О В А Н С К И Х , Х о р о ш о поставлено распространение худо-: жественной литературы среди читателей Больше- Хомутецкой сельской библиотекой. Книгоноши местной одиннадцатилет ней школы приносят на : квартиры рабочих кии- ги. По своему желанию каждый может выбрать себе нужный сельскохо зяйственный журнал, а также политическую ли тературу или сделать за каз. Среди книгонош хо рошо выполняют свои обязанности Лида Око- рокова, Лена Жестерева, Аля. Долгих, а также чтецы книги Люба Ро гожина, Валя Долгих, Валя Авдеева. НА СНИМКЕ: одна из лучших книгонош учащаяся 7 класса Ма ша Гусева среди юных читателей. Фото А. Гирева, II I Щ 1|1 1|> I Щ >1! >И ;!' ||| 1|1» I» «
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz