Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)

...-..■Подросток сидел, насупившись, и смотрел на Ирину Григорьевну чуть зло и насмешливо. . — Фамилия? . ,-в- Бессонов Юрий.., —- Как ть; оказался в подвале? Что тебе там было нужно? Молчание. Инспектор детской комна­ ты милиции не настаивает на ответе. Она и так может себе представить, как и зачем Бессонов вместе с Валерием Гусевым забрался в полупустой подвал.. ; Важно другое: почему эти четырнадца- тилетние юнцы стали лазить по под­ валам. — В какой шкоде учишься? — В девятой... Учился... ...Четырнадцатилетнюю Елену Аксе­ нову дружинники привели в детскую комнату с, танцевальной площадки. Весь вид девчушки, ее озорные и. беззабот­ ные глаза говорили: «Смотрите, какая я молодая, сильная, здоровая. А боль­ ше мне ничего не нужно». —Так уж и ничего?'А школа? — Я не хожу в школу. ....Кузьмину Виктору — тоже четыр­ надцать лет. Он пришел к Ирине Гри­ горьевне Хоревич с просьбой помочь ему устроиться на работу. — Но тебе еще нет шестнадцати лет. Да и образованьице-то у тебя... Всего четыре класса. — Все равно. Учиться больше не хо­ чу. Не буду. ...Вот и все. Можно было бы к этим задача — воспитать, взлелеять, вырас­ тить будущих граждан коммунизма. Это интерес всей страны, всего народа. А большую ли пользу принесут обществу, стране Тюрины, Бессоновы, Водопья­ новы? '■ Было бы погрешением против исти­ ны, если бы мы сказали, что педагоги школь: № 9 равнодушны к таким фак­ там. В школе работают, много работа­ ют с отстающими и недисциплиниро­ ванными. А отстающие есть. Недисцип­ линированные — тоже. Значит, методы воспитания не дают эффекта. Меры, ко­ торые применяют в школе, «не сраба­ тывают», н е ------—т?ют в силу каких-то Много, очень много средств должно быть в арсенале педагогического воз­ действия. Их нужно искать, как умный исследователь ищет новые и новые разгадки тайн. И тут могут быть самые тонкие, самые неожиданные повороты. Юрий трудолюбив. Вот й поручить ему, к примеру, должность «самого главно­ го» школьного киномеханика—еа такая возможность есть. Что будет он делать, коли проектор не заладится? Вот ему первый урок: . необходимость что-то знать. Только к этому он должен быть подготовлен. Часто вся воспитательная работа а ВОЗДВИГАЕТСЯ * г трем фактам добавить еще бесчислен­ ное множество. Но все они лишний раз говорят об одном: оторвавшись от шко­ лы, любой подросток или начинает бес­ цельно прожигать жизнь, или стано­ вится правонарушителем, или, не при­ нося прямого вреда, ущерба обществу, пользы не приносит тоже, Да еще, к несчастью нашему, повествуют эти со­ бытия о том, что есть еще в шко­ ле № 9, как и во многих других, как говорится, «издержки производства», брак в воспитательной работе. В прошлом году школу окончательно бросили двое. До десятка подростков четырнадцати-пятнадцати лет перестали ходить в школу в середине или в кон­ це года, потому что не было надежды перейти в следующий класс. В этом го­ ду многие из них вернутся, но только потому, что на работу пока устроиться ввиду несовершеннолетия у них воз­ можности нет. А когда им исполнится шестнадцать лет, уйдут из школы на­ всегда, как это было с Тюриной Тасей и другими, не задержавшись ни на один день. В школе не будут пытаться за­ ставить их учиться: ведь эти ученики, как правило, всегда плохо учатся, е ни­ ми много возни. Словом, можно от них освободиться. Так и поступают^ Если даже не принимать во внима­ ние пятнадцатилетнего Виктора Кузьми­ на и четырнадцатилетнюю Галю Водо­ пьянову, которые больше никогда не сядут за парты, можно ли сказать, что школа № 9 выполняет закон о всеобу­ че? Нет! Ведь предельно проста, ясна любому истина, что закон этот разуме­ ет не просто «отсиживание» за партой до дня, когда перевалит за шестнад­ цать лет. Перед школой стоит огромная обстоятельств семена добра, брошен­ ные воспитателями в юные души. А эти маленькие люди живут с не­ правильными представлениями о жиз­ ни, с неправильным отношением к лю­ дям, к себе. Как молодые деревца на открытом поле, гнет их, обжигает зной, ным ветром. Выдюжат ли?.. Воспитательная работа — сложный процесс. .Малейший шаблон, буднич­ ность, примитивность приводят к браку. Возьмем, к примеру, того же Бессо­ нова Юрия. Ведь парень он, в общем- то, хороший. Напроказил — признается. Заставь что-то сделать — старательно выполнит. Даст слово не повторять ка­ кой-то проступок— будьте уверены — не повторит. Зато по-другому напрока­ зит. И учиться не хочет. Но в самом ли деле он неподдаю . щийся? Видели многие не раз, как на воскресниках Юрий работал куда луч­ ше «правильных» учеников. Но для учи. телей это было лишь средством реаби­ литации его. Видимо, педагогам не хва­ тало чуткости, тонкости подхода к подростку, умения затронуть сокровен­ ные струны его души. Одними словами не внушишь жиз­ ненные правила. Во много раз сильнее слов действует на человека благотвор­ ная окружающая обстановка. Школа № 9 — молодая, ей всего год. Естест­ венно, школьные традиции еще не мог­ ли сложиться. Но почему бы не поис­ кать других путей воспитания? И тут могут быть самые тонкие, самые нео­ жиданные повороты. В прошлом году Юрий сбежал из до­ ма. С товарищами поехал в Елец. В школе до сих пор не знают, чем выз­ ван был этот побег. А ребята просто- напросто хотели посмотреть город. Вот и организовать бы летом в школе крае­ ведческую экспедицию. школе сводится к простым назиданиям со стороны учителя. Но прямой запрет — далеко не лучший метод воспитания. Ученик может соглашаться е учите­ лем, давать обещания. И ответствен­ ность он чувствует только перед одним человеком, перед учителем. А когда он убежден, что учитель читает ему мораль «по долгу службы», по обязан­ ности, наверняка обещания его — игра ради того, чтобы только «отвязаться». В школе нет общественного мнения, когда ученик чувствовал бы ответствен­ ность за свои проступки перед други­ ми. Советы отрядов, совет дружины только подменяют учительские «прора- батывания». Пионерская работа в последние годы значительно оживилась. В школе № 9 тоже проводится много интересных м е. роприятмй. Но в большинстве своем они рассчитаны на «правильных» учени- Школьный всеобуч— з адача дня * ков. Подобные Бессонову остаются в стороне. Пробовали в седьмом «Г» оживить классную жизнь, основав ее на автори­ тете классных организаторов. Получи­ лось, и неплохо. Но вот применить это в общешкольном масштабе не смогли. Хорошая инициатива погасла... Да, в том, что Водопьянова, Кузьмин и другие ушли из школы, виноваты в первую очередь педагоги. Для боль­ шинства учителей главным были успе­ ваемость и внешняя дисциплина. А вос­ питание — побочным результатом. Говорить начинали о Бессоновых толь­ ко после того, как они попадали в дет­ скую комнату милиции. Все, о чем говорится здесь, не по-' пытка научить воспитывать. Мы только хотим доказать, что как дом начинает строится с фундамента, так и учебный процесс, овладение знаниями зиждется на воспитательной работе, на процессе формирования личности. Начался месячник по всеобучу. В те­ чение его нужно не только обнаружить, найти тех, кто не учится, бросил под каким-то предлогом школу. Нужно вы­ явить резервы воспитательной работы. Взять уклон на воспитание, на выра­ щивание из неоформившихся ребяти­ шек стойких людей, во всех отношени­ ях подготовленных к огромному делу— строительству будущ его. В. ШИРЯЕВ. Школа № 9 г. Липецка. ГОРОД РАЗДВИГАЕТ ГРАНИЦЫ Город раздвигает грани- Справили новоселье и 160 10 часов вечера. П о т о м - с старинке нельзя и цы. Новые жилые районы, семей строителей треста интервалами в 20_м и - воселы ежедневно прокатмонтажа» Виктор Р а ­ зумный.—Переехали недав- подъездов дома № 7/1, в доме № 7/5 строителей — тоже. Правда, часть этой резервной площади занима-' ют пока сами домоуправле- но,- ния, но они готовы ее осво- с бодить в любое время. можно смело сказать ни в «Липецкстрой». Заселено н у т .‘ Людям приходится де- сумками ездят на город- - Грешно, вроде, еще жа- чем не уступаю т по харак- еще несколько 80-квартир- лать несколько пересадок. скои рынок^ А холостяки - ло ваться,-го вор ит молодой теру застройки столичным, ных домов, 3 из них доста- терять время. ™ смирились, ооходятся монтажник «Металлург- Ч то особенно показа- лись «холостякам», один _ Не ходит на левый бе- »ез ФРУ«Т0В и овоще», к а к тельно, много строится об- дом — молодоженам, На рег и ни один автобус, — и з . 1 щежитий для молодежи, «подходе» десятки других добавляют новолипецкие ме- Если овощная палатка Ещ е бы! Считалось недав- домов. таллурги. п р и . хорошем снабжении но- Правда, за это время но, что в отношении" сред-Население микрорайона овощами и фруктами мо- можно было бы установить него возраста их населения растет с каждым днем. Н о . • - - ■ ‘ ‘ ‘ ‘ > ж ёт обслужить новоселов радио, телевизор. Нет и га- полностью, то продоволь- зет Не знабудет ственныи ларек нуждается _ в расширении: хлеб негде красный уголок... хранить, а за ним очередь! Прав Виктор. Нужны , , . здесь и телефоны-автоматы. Не организовать ли рабо- и газетные киоски, и радио, ту этих «точек» в две сме- _ м , г . , . „ и Пии „ ягпппп ны и без выходных дней? Д а , город «омолаживает- лями т! Магазины. Они располо- ся». Но в новых районах Это - с «поэтической» ^ и Т Т о Т о с е л ы женЫ Вда, ЛИ ° Т заселенН0Г0 ПоКа Ве залум д а ю т с я в с красивыми добротными скпывяют. па. новоселы раиона д в распоряжении торге о магазинах. А заду- домами немало досадных новоселов лиш ь... продо- маться надо! В одном из мелочей, омрачающих ново- вольственный ларек и овощ- домов нижний этаж отве- селье молодых строителей главные чемпионы «по мо- бытовое обслуживание за лодежности» — Братск, Ан- метко отстает от темпов гарск. Светлый. Теперь и заселения, наш древний Липецк но. Девятое численности отряда своих ни'” юных хозяев выходит на ЛурГ0В и ВосьМое— строите- одну линейку с этими горо- находятся в центре домоуправле- новолипецких метал- О н у ж д а х молодежи одного м и к р о р а й о н а скрывают: да, новоселы дело- жаЛуЮТСЯ на бытовые не- стороны. Теперь И ои- урядицы, транспорт, почту. Р а стут города, растут и связь... запросы. О бытовых и куль- _ т - я п р - ная палатка. Раньше, веро- ден под магазин. Но строи- ворастущихВЫи “ обновляв- вушек в первые дни прибы- ятно, они были рассчитаны тели здесь не работают, щихся У городов писалось и ло около человек,—со- на рабочих, ведших строи- дом заморожен, пишется немало. Настала °бщили нам в 8 -м домоуп- теЛьство... Да и торговать Впрочем, если бы отдел пора говорить и о наших, Р влении. нечем. Одни консервы. Ле- т о р г о в л и горисполкома липецких, нуждах. На днях здесь освоились то а свежих овощей* капу- всерьез занялся организаци- Вот микрорайон возле еще 320. Всего наших стро- ’ „ „ . . „ д . . . ' л ,.— ей здесь магазинов, ларь- трамвайной остановки «Вок- ителей здесь живет около ’ у ’ ‘ 1 “ Р ‘ иФс-1Н. чф у * ков и буфетов, то это мож- зал». Его начали заселять двух тысяч. Многие работа- тов — нет- но было бы сделать в са- еще в минувшем году. ют на левом берегу реки, В «Горплодоовощторге», мый короткий срок: в 9-м В июле здесь справили работают в две смены, а наверное, не знают, что рай- домоуправлении, например, новоселье 160 семей ново- трамвай на левый берег хо- он уже заселен и что ра- для этих целей оставлен липецких м е т а л л у р г о в , дит нормально только до ботать овощной палатке по первый этаж одного из и металлургов. И. Х О В А Н С К И Х , Х о р о ш о поставлено распространение худо-: жественной литературы среди читателей Больше- Хомутецкой сельской библиотекой. Книгоноши местной одиннадцатилет­ ней школы приносят на : квартиры рабочих кии- ги. По своему желанию каждый может выбрать себе нужный сельскохо­ зяйственный журнал, а также политическую ли­ тературу или сделать за­ каз. Среди книгонош хо­ рошо выполняют свои обязанности Лида Око- рокова, Лена Жестерева, Аля. Долгих, а также чтецы книги Люба Ро­ гожина, Валя Долгих, Валя Авдеева. НА СНИМКЕ: одна из лучших книгонош учащаяся 7 класса Ма­ ша Гусева среди юных читателей. Фото А. Гирева, II I Щ 1|1 1|> I Щ >1! >И ;!' ||| 1|1» I» «

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz