Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)

е Школьный всеобуч задач Три года тому назад в Елец-Лозовской восьмилетней школе работала Светлана Попова. Она окончила факультет русского языка и литературы Липецкого пединсти­ тута. Играла на аккордеоне и пела. В шко­ ле, кроме основных предметов, ей пору­ чили вести пение. За один год привила ребятам любовь к песне и музыке. В тот год елец-лозовские школьники принимали активное участие в художественной само­ деятельности и заняли первое место в районном смотре талантов ученических коллективов. О Поповой писали в «Ленин­ це» летом 1960 года. А через некоторое время молодая учительница оставила се­ ло, бросила ребят, которые успели ее по­ любить, и отправилась в город. Она не захотела жить и работать в селе. — У меня старая мама,— мотивировала она свое бегство.— С кем я ее оставлю? Ей предлагали школьную квартиру. Не помогло. Можно привести и другие примеры, ког­ да молодые учителя бросают работу на селе и перебираются под городскую кры­ шу. Часто при этом устраиваются на ра­ боту не по специальности, или долгое вре­ мя сидят на иждивении папаш и мамаш. Но только ли этим объясняется большая текучесть учительских кадров, скажем, в школах нашего района? Ново - Дубовскую и Верхне - Колыбельскую 11-летние школы еже­ годно покидают по 5— 7 человек. Причина прос­ тая — негде жить. В Но­ вом Дубовом работают 45 учителей. Из них в своих домах прожи­ вают менее половины. Школа располагает всего только двумя квартирами, и больше 20 учителей вынуждены искать «углы». Не лучше обстоит дело и в Верхне-Ко- лыбельской школе. Школьных квартир здесь нет совсем. И частную в этом селе найти трудно. Отсюда и результат: на про­ тяжении нескольких лет в Верхне-Колы- бельской 11-летней школе не велся не­ мецкий язык, в минувшем учебном году все полугодие некому было преподавать химию. Потому-то ученики и их родители потеряли веру, что когда-нибудь здесь бу­ д ут изучаться все предметы. Мне довелось беседовать в конце учеб­ ного года с верхне-колыбельскими деся­ тиклассниками. — В 11-м классе будем учиться,— заяв­ ляют они.— Что толку? Немецкий не ведет- В письме Алексеева поднято много серьезных вопросов, касающихся работы сельских общеобразовательных школ. И самым важным из них является текучесть кадров учителей. Правильно указаны и причины ее. С одной стороны нежелание не­ которых молодых педагогов работать в селе, с другой — неустроенность быта. И са­ мое страшное в этом—черствое отношение к учительству со стороны руководителей колхозов и совхозов, райисполкомов. Публикуя письмо А . Алексеева, редакция надеется, что руководители школ, учителя поднимут и другие серьезные проблемы, мешающие работе сельских школ. Ж дем ваших писем, товарищи! НА ЗАДНЕМ ПЛАНЕ * Их всегда ж д у т с нетерпением. Уж очень приятны бывают эти мину­ ты , когда вот так, прямо на току, смотришь концерт своих гостей. — И посйдишь-то, вроде, немного, а встанешь — усталости как не бы­ вало,— говорят колхозники. НА С Н И М К Е : выступают члены агитбригады Липецкого завода стройматериалов В . Горяйнова и Л . Мастина в колхозе имени Ленина Липецкого управления. Фото А . Гирева. Это и есть бессмертие * дни отпуска я побы­ вал в тех местах, где в су­ ровом 1942 году наше гвар­ дейское соединение держа- *ло оборону. Это было на Орловщине, у села Серге­ евского. За околицей на выселках я увидел забот­ ливо убранный холмик с Фашисты вытащили тело зомкнулись. погибшего. Надругавшись имена, над трупом, гитлеровцы разъехались. Жители села решили по­ хоронить летчика. Ночью они предали тело земле в чистом поле, под молодыми березами. Над могилой на чтобы назвать ся, химия — тоже. Как же мы будем экза­ мены сдавать в вузы? Наряду с квартирной проблемой, плохо решается и другая, не менее важная проблема — обеспечение учителей про­ дуктами питания, в частности, хлебом. Большинство сел Задонского района на­ ходятся далеко от хороших дорог. В мест­ ных магазинах не всегда бывают крупы, макаронные изделия, жиры, хлеб. Особен­ но плохо обеспечиваются печеным хлебом учителя, проживающие на территории кол­ хозов. Торгующие организации совсем не завозят в эти села хлеб. С большими пе­ ребоями доставляется он в Архангельское, Сцепное, Алексеевку, Верхнюю Колыбел- ку, Новое Дубовое, Малинино, Круглянку и другие села и деревни. Да, учитель много труда вкладывает в свою работу, много отдает детям, ро­ дителям, общественно­ сти, но очень часто о нем самом забывают ру­ ководители колхозов и совхозов, райисполкомы. Не потому ли сейчас авторитет учителя не на должной высоте? Вряд ли на какой Доске почета увидишь фотографию передового учителя. Хочется поднять еще один вопрос. С каждым годом становится все труднее подбирать руководителей школ. В чем дело? Несколько раз приходилось мне разго­ варивать с директором Ново-Дубовской 11-летней школы Михаилом Васильевичем Золотаревым. — Уйду1 Брошу все! Пусть любой при­ езжает и строит! — заявлял он, когда встречал на своем пути непреодолимые трудности по доставке строительных ма­ териалов, поиску мастеров, транспорта, — Избил собственную машину, до 10 раз в день обиваю пороги различных органи­ заций, и никакого толку. Смотрят на тебя так, будто выпрашиваешь себе, на собственный дом, — часто гово­ рит М. В. Золотарев. Это действительно так. Недавно мы стояли с директором Хлевенской 11-летней школы Василием Арсенть­ евичем Харламовым на пороге школьного здания и говорили о том же. На школьном дворе работали кровельщики. Они крыли сарай, принадлежащий Хлевенскому авто­ хозяйству, высококачественным оцинкованным железом, а с крыши 2-этажного школьного здания толь­ ко что слез мастер Григорий Ивано­ вич Санин. Он перекрывал школу ржавой железной черепицей. — Смотрите, красной звездой, аккуратно сыпали небольшой _холмик, выложенной из красного кирпича. — Это могила советского летчика,— пояснил мне кол­ хозник Сомов. — Пока что его фамилия неизвестна, но говорят, что соответствую­ щие организации ведут по­ иски. Первые сведения ука­ зывают, что погибший лет­ чик был родом из Ельца. Местные жители поведа­ ли мне историю о мужест­ ве пока что не известного летчика. В неравном бою пять • леровских истребителей (ли над селом советский самолет. Горящая машина упала на землю, а летчик выпрыгнул с парашютом и вскоре приземлился рядом со своей пылающей маши­ ной. Гитлеровские солдаты ложена на холме. На этот примчались на мотоциклах раз в сооружении могилы к 'месту падения «Ястреб- принимали участие и те, - ска». Летчик, совсем моло- кто был подвергнут диким дой парень, отбиваясь от избиениям, нескольких десятков окру- Вновь обнаружив могилу живших его фашистов, рас- со звездой, фашисты собра- Стрелял все патроны из ли все село и предложили своего пистолета, а сам выдать «злоумышленников», бросился в огонь. Но ни у кого уста не ра- а сверху выложили пятико­ нечную звезду из битого кирпича. Скоро фашисты обнару­ жили могилу летчика. Красная звезда привела их в ярость. Лопатами они разметали холм, сравняли могилу с землей, а потом учредили дознание — кто хоронил летчика? Все село знало о погре­ бении, но никто не выдал тайны. Тогда взбешенные фашисты схватили первых попавшихся десять колхоз­ ников и на могиле подверг­ ли их избиению. Били до потери сознания. Но через несколько дней могила снова появилась под березками, и красная звезда была аккуратно вы- Избив палками двадцать женщин, стариков и детей, гитлеровцы срубили березы и снова разбросали холмик. Но могила с красной звездой через несколько дней опять возвышалась над землей. Память о бе­ зымянном воине продол­ жала жить. Враги вынуж­ дены были на месте моги­ лы поставить часового. Но как только его. убрали, мо­ гила вновь выросла- Бессмертная душа народа как бы жила в этом про­ явлении непокорства. ...Вечером я покидал хол­ мик. Вместе с колхозника­ ми я уходил в село, где сейчас кипит интересная многогранная жизнь. Из пепла и развалин здесь возродилось все то, что гитлеровцы пытались наве­ ки, навсегда задушить сво­ им поганым сапогом. В вечернем мареве долго был виден . маленький хол­ мик, холмик вечной рус­ ской славы, бессмертной воинской чести и бесстра­ шия народа. Гордый советский сокол продолжает жить в светлой памяти народа, в его де­ лах, в его борьбе за ком­ мунизм. В . С Т Е Б А К О В , гвардии капитан г. Елец. запаса. говорили присут­ ствующие, — сарай, где хранятся ржавые железки, кроют цинком, а школу негодным материалом. Любые материалы продают Хлевенскому техническому училищу, расположенному рядом с одиннадцатилеткой, а вот для об­ щеобразовательной школы такие законы не существуют. , Много, очень много нерешенных воп­ росов стоит сейчас перед учительством. И самым важным из них является борьба с текучестью кадров. Встает вопрос, как же свести до минимума это нежелательное для школы бедствие? Можно решить квартирную проблему. Для этого нужно рудоводителям колхозов, совхозов, местных Советов и торгующих организаций повернуться лицом к школе и учителям. Разве нельзя поднять всёх учителей и общественность на строитель­ ство жилых домов? В летнее время каж­ дый учитель отработает 10— 15 и больше дней, если он будет знать, что ему стро­ ится квартира. Нужна инициатива, нужны строительные материалы. Еще проще обеспечить учителей про­ дуктами питания. Для этого при каждой школе достаточно иметь буфеты и заво­ зить туда хлеб и другие продукты. Во многих школах так и делается. И все-таки есть несколько «НО». То нет помещения, то не подберешь человека, который бес­ платно согласился бы взять на себя обя­ занности буфетчика, то не договоришься с руководителями сельпо и т. д. Сколько прекрасного и возвышенного связано с благородным учительским тру­ дом. Сколько бессонных ночей проведет педагог, прежде чем из сырого материа­ ла— дошкольника выступит человек прек­ расной души! А какое влияние оказывают на него срывы и педагогические просчеты! Знает ли об этом кто, кроме учителя и того, кто рядом с ним? Нет, это не всем известно. Ведь учитель привык скрывать свои неудачи, он переживает их наедине с собой, обычно ночью, когда никто не слышит его вздохов, не видит слез на глазах. Ему нельзя иначе. Если ученики за­ метят на лице своего наставника следы печали или обнаружат неверие в силы, они перестанут доверять ему свои души, перестанут подражать, а может быть, ува­ жать его и верить ему. Многое требуется от учителя. Почему же так мало ему уделяется внимания? Черствости по отношению к учителю у нас в районе еще много, как, впрочем, и в Других районах. И я думаю , что учителя расскажут об этом на страницах газеты. А . А Л Е К С Е Е В , инспектор Задонского районо. З а в т р а —Д е Военно-воздушного н ь флота Липецкий аэропорт — своеобразные ворота го­ рода. Самолеты еже­ дневно поднимают в воздух более 300 пасса­ жиров. Они летят в юж­ ные города Крыма и Кавказа, Москву, сосед­ ние областные центры. Большую помощь ока­ зывает наша авиация ра­ ботникам сельского хо­ зяйства. Обработаны сот­ ни тысяч гектаров кол­ хозных и совхозных по­ лей. Комсомолец Владимир Селезнев, которого вы видите на снимке (спра­ в а) в экипаже Ивана Богатырева обработал около 18 тысяч гектаров посевов. Д л я Владимира Се­ лезнева этот праздник —« двойное торжество. Не­ давно ему доверили командовать самолетом. НА С Н И М К Е : коман­ дир звена В. А . Коноп- кин и В . Селезнев после полета. Фото Ю . Ардашева.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz