Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)
е Школьный всеобуч задач Три года тому назад в Елец-Лозовской восьмилетней школе работала Светлана Попова. Она окончила факультет русского языка и литературы Липецкого пединсти тута. Играла на аккордеоне и пела. В шко ле, кроме основных предметов, ей пору чили вести пение. За один год привила ребятам любовь к песне и музыке. В тот год елец-лозовские школьники принимали активное участие в художественной само деятельности и заняли первое место в районном смотре талантов ученических коллективов. О Поповой писали в «Ленин це» летом 1960 года. А через некоторое время молодая учительница оставила се ло, бросила ребят, которые успели ее по любить, и отправилась в город. Она не захотела жить и работать в селе. — У меня старая мама,— мотивировала она свое бегство.— С кем я ее оставлю? Ей предлагали школьную квартиру. Не помогло. Можно привести и другие примеры, ког да молодые учителя бросают работу на селе и перебираются под городскую кры шу. Часто при этом устраиваются на ра боту не по специальности, или долгое вре мя сидят на иждивении папаш и мамаш. Но только ли этим объясняется большая текучесть учительских кадров, скажем, в школах нашего района? Ново - Дубовскую и Верхне - Колыбельскую 11-летние школы еже годно покидают по 5— 7 человек. Причина прос тая — негде жить. В Но вом Дубовом работают 45 учителей. Из них в своих домах прожи вают менее половины. Школа располагает всего только двумя квартирами, и больше 20 учителей вынуждены искать «углы». Не лучше обстоит дело и в Верхне-Ко- лыбельской школе. Школьных квартир здесь нет совсем. И частную в этом селе найти трудно. Отсюда и результат: на про тяжении нескольких лет в Верхне-Колы- бельской 11-летней школе не велся не мецкий язык, в минувшем учебном году все полугодие некому было преподавать химию. Потому-то ученики и их родители потеряли веру, что когда-нибудь здесь бу д ут изучаться все предметы. Мне довелось беседовать в конце учеб ного года с верхне-колыбельскими деся тиклассниками. — В 11-м классе будем учиться,— заяв ляют они.— Что толку? Немецкий не ведет- В письме Алексеева поднято много серьезных вопросов, касающихся работы сельских общеобразовательных школ. И самым важным из них является текучесть кадров учителей. Правильно указаны и причины ее. С одной стороны нежелание не которых молодых педагогов работать в селе, с другой — неустроенность быта. И са мое страшное в этом—черствое отношение к учительству со стороны руководителей колхозов и совхозов, райисполкомов. Публикуя письмо А . Алексеева, редакция надеется, что руководители школ, учителя поднимут и другие серьезные проблемы, мешающие работе сельских школ. Ж дем ваших писем, товарищи! НА ЗАДНЕМ ПЛАНЕ * Их всегда ж д у т с нетерпением. Уж очень приятны бывают эти мину ты , когда вот так, прямо на току, смотришь концерт своих гостей. — И посйдишь-то, вроде, немного, а встанешь — усталости как не бы вало,— говорят колхозники. НА С Н И М К Е : выступают члены агитбригады Липецкого завода стройматериалов В . Горяйнова и Л . Мастина в колхозе имени Ленина Липецкого управления. Фото А . Гирева. Это и есть бессмертие * дни отпуска я побы вал в тех местах, где в су ровом 1942 году наше гвар дейское соединение держа- *ло оборону. Это было на Орловщине, у села Серге евского. За околицей на выселках я увидел забот ливо убранный холмик с Фашисты вытащили тело зомкнулись. погибшего. Надругавшись имена, над трупом, гитлеровцы разъехались. Жители села решили по хоронить летчика. Ночью они предали тело земле в чистом поле, под молодыми березами. Над могилой на чтобы назвать ся, химия — тоже. Как же мы будем экза мены сдавать в вузы? Наряду с квартирной проблемой, плохо решается и другая, не менее важная проблема — обеспечение учителей про дуктами питания, в частности, хлебом. Большинство сел Задонского района на ходятся далеко от хороших дорог. В мест ных магазинах не всегда бывают крупы, макаронные изделия, жиры, хлеб. Особен но плохо обеспечиваются печеным хлебом учителя, проживающие на территории кол хозов. Торгующие организации совсем не завозят в эти села хлеб. С большими пе ребоями доставляется он в Архангельское, Сцепное, Алексеевку, Верхнюю Колыбел- ку, Новое Дубовое, Малинино, Круглянку и другие села и деревни. Да, учитель много труда вкладывает в свою работу, много отдает детям, ро дителям, общественно сти, но очень часто о нем самом забывают ру ководители колхозов и совхозов, райисполкомы. Не потому ли сейчас авторитет учителя не на должной высоте? Вряд ли на какой Доске почета увидишь фотографию передового учителя. Хочется поднять еще один вопрос. С каждым годом становится все труднее подбирать руководителей школ. В чем дело? Несколько раз приходилось мне разго варивать с директором Ново-Дубовской 11-летней школы Михаилом Васильевичем Золотаревым. — Уйду1 Брошу все! Пусть любой при езжает и строит! — заявлял он, когда встречал на своем пути непреодолимые трудности по доставке строительных ма териалов, поиску мастеров, транспорта, — Избил собственную машину, до 10 раз в день обиваю пороги различных органи заций, и никакого толку. Смотрят на тебя так, будто выпрашиваешь себе, на собственный дом, — часто гово рит М. В. Золотарев. Это действительно так. Недавно мы стояли с директором Хлевенской 11-летней школы Василием Арсенть евичем Харламовым на пороге школьного здания и говорили о том же. На школьном дворе работали кровельщики. Они крыли сарай, принадлежащий Хлевенскому авто хозяйству, высококачественным оцинкованным железом, а с крыши 2-этажного школьного здания толь ко что слез мастер Григорий Ивано вич Санин. Он перекрывал школу ржавой железной черепицей. — Смотрите, красной звездой, аккуратно сыпали небольшой _холмик, выложенной из красного кирпича. — Это могила советского летчика,— пояснил мне кол хозник Сомов. — Пока что его фамилия неизвестна, но говорят, что соответствую щие организации ведут по иски. Первые сведения ука зывают, что погибший лет чик был родом из Ельца. Местные жители поведа ли мне историю о мужест ве пока что не известного летчика. В неравном бою пять • леровских истребителей (ли над селом советский самолет. Горящая машина упала на землю, а летчик выпрыгнул с парашютом и вскоре приземлился рядом со своей пылающей маши ной. Гитлеровские солдаты ложена на холме. На этот примчались на мотоциклах раз в сооружении могилы к 'месту падения «Ястреб- принимали участие и те, - ска». Летчик, совсем моло- кто был подвергнут диким дой парень, отбиваясь от избиениям, нескольких десятков окру- Вновь обнаружив могилу живших его фашистов, рас- со звездой, фашисты собра- Стрелял все патроны из ли все село и предложили своего пистолета, а сам выдать «злоумышленников», бросился в огонь. Но ни у кого уста не ра- а сверху выложили пятико нечную звезду из битого кирпича. Скоро фашисты обнару жили могилу летчика. Красная звезда привела их в ярость. Лопатами они разметали холм, сравняли могилу с землей, а потом учредили дознание — кто хоронил летчика? Все село знало о погре бении, но никто не выдал тайны. Тогда взбешенные фашисты схватили первых попавшихся десять колхоз ников и на могиле подверг ли их избиению. Били до потери сознания. Но через несколько дней могила снова появилась под березками, и красная звезда была аккуратно вы- Избив палками двадцать женщин, стариков и детей, гитлеровцы срубили березы и снова разбросали холмик. Но могила с красной звездой через несколько дней опять возвышалась над землей. Память о бе зымянном воине продол жала жить. Враги вынуж дены были на месте моги лы поставить часового. Но как только его. убрали, мо гила вновь выросла- Бессмертная душа народа как бы жила в этом про явлении непокорства. ...Вечером я покидал хол мик. Вместе с колхозника ми я уходил в село, где сейчас кипит интересная многогранная жизнь. Из пепла и развалин здесь возродилось все то, что гитлеровцы пытались наве ки, навсегда задушить сво им поганым сапогом. В вечернем мареве долго был виден . маленький хол мик, холмик вечной рус ской славы, бессмертной воинской чести и бесстра шия народа. Гордый советский сокол продолжает жить в светлой памяти народа, в его де лах, в его борьбе за ком мунизм. В . С Т Е Б А К О В , гвардии капитан г. Елец. запаса. говорили присут ствующие, — сарай, где хранятся ржавые железки, кроют цинком, а школу негодным материалом. Любые материалы продают Хлевенскому техническому училищу, расположенному рядом с одиннадцатилеткой, а вот для об щеобразовательной школы такие законы не существуют. , Много, очень много нерешенных воп росов стоит сейчас перед учительством. И самым важным из них является борьба с текучестью кадров. Встает вопрос, как же свести до минимума это нежелательное для школы бедствие? Можно решить квартирную проблему. Для этого нужно рудоводителям колхозов, совхозов, местных Советов и торгующих организаций повернуться лицом к школе и учителям. Разве нельзя поднять всёх учителей и общественность на строитель ство жилых домов? В летнее время каж дый учитель отработает 10— 15 и больше дней, если он будет знать, что ему стро ится квартира. Нужна инициатива, нужны строительные материалы. Еще проще обеспечить учителей про дуктами питания. Для этого при каждой школе достаточно иметь буфеты и заво зить туда хлеб и другие продукты. Во многих школах так и делается. И все-таки есть несколько «НО». То нет помещения, то не подберешь человека, который бес платно согласился бы взять на себя обя занности буфетчика, то не договоришься с руководителями сельпо и т. д. Сколько прекрасного и возвышенного связано с благородным учительским тру дом. Сколько бессонных ночей проведет педагог, прежде чем из сырого материа ла— дошкольника выступит человек прек расной души! А какое влияние оказывают на него срывы и педагогические просчеты! Знает ли об этом кто, кроме учителя и того, кто рядом с ним? Нет, это не всем известно. Ведь учитель привык скрывать свои неудачи, он переживает их наедине с собой, обычно ночью, когда никто не слышит его вздохов, не видит слез на глазах. Ему нельзя иначе. Если ученики за метят на лице своего наставника следы печали или обнаружат неверие в силы, они перестанут доверять ему свои души, перестанут подражать, а может быть, ува жать его и верить ему. Многое требуется от учителя. Почему же так мало ему уделяется внимания? Черствости по отношению к учителю у нас в районе еще много, как, впрочем, и в Других районах. И я думаю , что учителя расскажут об этом на страницах газеты. А . А Л Е К С Е Е В , инспектор Задонского районо. З а в т р а —Д е Военно-воздушного н ь флота Липецкий аэропорт — своеобразные ворота го рода. Самолеты еже дневно поднимают в воздух более 300 пасса жиров. Они летят в юж ные города Крыма и Кавказа, Москву, сосед ние областные центры. Большую помощь ока зывает наша авиация ра ботникам сельского хо зяйства. Обработаны сот ни тысяч гектаров кол хозных и совхозных по лей. Комсомолец Владимир Селезнев, которого вы видите на снимке (спра в а) в экипаже Ивана Богатырева обработал около 18 тысяч гектаров посевов. Д л я Владимира Се лезнева этот праздник —« двойное торжество. Не давно ему доверили командовать самолетом. НА С Н И М К Е : коман дир звена В. А . Коноп- кин и В . Селезнев после полета. Фото Ю . Ардашева.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz