Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)

Были и просьбы, и требования, и убеждения. И куда бы ни обращался ав­ тор письма, слышал категорическое: — Нет! Многим идея создания летнего лагеря для подростков казалась мертво­ рожденной. Кое-кто даже называл предложение Бориса Григорьевича стари­ ковской причудой. В самом деле, в пионерских лагерях на двадцать ребяти­ шек два воспитателя и то без ЧП не обходится. А попробуй-ка держать под­ ростков в руках, не говоря уж о воспитательной работе с ними. Лесюк был непреклонен. Ем у говорили, что не раз попытка организовать лагерь старшеклассников кончалась плачевно. А он продолжал доказывать, что такой лагерь может существовать, мало того — он нужен. Энтузиазм победил. Первые лагеря, правда, были весьма малочисленны. Но не было ни одного чрезвычайного происшествия. Ребята возвращались до­ мой более собранными, серьезными. А как это происходило, мы расскажем ниже. Мы встретились с Борисом Григорье. вичем на Плющани, в сорока километ­ рах от Ельца, .в туристском лагере. Теп. лые глаза его не скрывали желания поделиться огромной радостью — тор . жеством победителя. Как обрела реальность его мечта создать вот этот лагерь, с его блестя­ щей внутренней организацией, сталь­ ной дисциплиной, с водными по­ ходами за несколько тысяч километ­ ров, лагерь, где на двести пятьдесят туристов единственный воспитатель и начальник — сам Борис Григорьевич? Десятка полтора ребят полируют наждаком весла. Завтра в поход по Дону. Хлопочут на кухне лагерные ка­ шевары, вернувшиеся из похода пере­ бирают собранные коллекции, несколь. ко команд готовятся к эстафете. Сло­ вом, все нагружены. Быть может, педагогическое кредо Бориса Григорьевича как раз и в том, что он дает свободу, возможность про­ явления естественной потребности тру­ диться. И не ради того, чтобы хоть чем-то занять ребят. Цель — глубже! Огромнее! В труде юноша должен по­ чувствовать ответственность перед дру­ гими за результат своего труда. Попро­ буй вахтенные сварить невкусную кашу ■— весь лагерь останется голодным. Бо. рис Григорьевич ни слова в осуждение не скажет, зато несколько дней ты бу­ дешь чувствовать недовольные, колю­ чие взгляды товарищей. У начальника лагеря времени едва- едва хватает для того, чтобы дать ука­ зания, кому и что сделать. Да и нет необходимости вмешиваться в исполне­ ние. Уж коль назначили двенадцати­ летнего Сережу Шириязданова начхо- зом лагеря, тот изо всех мальчишеских сил будет стараться доказать, что он не хуже взрослого справится с этим делом. А в делах, в работе рождает­ ся уверенность в своих силах, в себе самом. Так труд, тр уд самостоятельный и без нажима сверху начинает играть роль воспитательного фактора. И тут нет шаблона, все рассчитано до мелочей. Главное, считает Борис Григорьевич^ чувствовать самому, что лагерный кол­ лектив — не двести пятьдесят человеко- единиц, за которыми нужно присматри­ вать, а двести пятьдесят характеров, к каждому из которых нужен свой, осо­ бый подход. Ведь иная девчонка при­ ехала в лагерь, чтобы днем загорать на реке, а вечером танцевать до упа­ ду. И вдруг оказывается, что нужно чистить картошку на двести пятьдесят прожорливых персон, носить воду, та­ щиться с тяжеленным рюкзаком за де­ сятки километров. Как оставить в душ е человека уве­ ренность в том, что он — свободная личность, и заставить его работать на общество, на коллектив? А что есть она, эта свобода? Ведь на поверку часто выходит, что юнец, толкующий о «свободе личности», всего лишь раб своих мелких желаний. И не удивитель. Решения июньского Пленума Ц К К П С С — в жизнь ! тер. Это бывает, когда ты — сильный, всемогущий человек. А начинается подвиг, когда ты впервые переборол в себе собственный эгоизм: несешь ноч­ ную вахту у реки. Или когда за день страшно намаялся и хочешь спать, драишь котлы на кухне, а другие удят но его убеждение, что если он подчи­ няется, то «скован». А что, если... Решено: завтра Саша Юденко ведет в поход группу млад­ ших туристов. О т него зависит успех похода. И ему пришлось проявить во­ лю, выдержку, когда оказалось, что от­ ряд сбился с пути. Он обнаружил вдруг в себе твердый характер, когда сумел где-то настоять на своем. И он вспо­ минал с глубоким стыдом прежнее свое своеволие, подчас граничавшее с капризностью. Устыдился часто повто­ рявшихся когда-то: — А как я?.. Я не могу.., ...Эта девица тоже требовала по ве­ черам: — А ганцы будут? Ярко блестела помада на губах, за седого цвета начес на голове ее так и звали: «Белый пудель». Ее назначили старшиной команды. Через неделю за­ вял бантик, слезла краска с губ и ног­ тей. А однажды ее застали в палатке за странным занятием: девушка отма­ чивала в воде волосы. Не надо было доказывать ей вздорность, мелочность прежних ее интересов. Достаточно бы­ ло указать на другие, высокие, по-на­ стоящему человеческие, чтобы они ув­ лекли, заставили все прежнее отмести прочь. И девушка оказалась чудесной подругой, отзывчивым товарищем. Те­ перь на всех смотрели добрые внима­ тельные глаза, а лицо стало открытым, умным. Прав, тысячу раз прав Борис Гри­ горьевич, говоря, что не нужно быть очень талантливым человеком, чтобы поставить правильно воспитательную работу — будь то школа, пионерский лагерь. В школах воспитатели часто расска­ зывают о героях революции и граждан­ ской войны, о комсомольцах первых пятилеток, о тех, кто поднимал целину. 1 Но редко говорят, откуда берутся они, | эти герои... X Когда вечер опускает на Придонье$ темный полог, в лагере загорается гр о -{ маденный костер. Лижут небо языки X пламени, улетают к звездам искры. За- X стыли в тишине деревья. И в эти тор-Х жественные минуты хочется чего-то X необыкновенного, хочется верить, лю-Х бить, дерзать. X — Я расскажу вам..,— разносится по $ лагерю. | Сначала Борис Григорьевич читаете легенду об отважном герое, потом * вспомнит замечательный стих о ком со-* мольце— ровеснике вот этих сидящих у костра ребят. А потом... — Чго такое подвиг? — спросит он. И отвечает: — Это работа твоей воли, это осо­ знание необходимости проявить харак- рыбу. Имеешь мужество признать вину за собой, если на самом деле виноват... Эти слова врезаются в память, их нельзя забыть, как и эти вот чудные туристские вечера. — Ну, а если вдруг! ? _ начнут свои вопрос некоторые. Что ж, случалось такое и в лагере у Лесюка. Говорят,_у нас нет возможности на­ казывать. Но разве осуждение воспита­ теля, осуждение товарищей— не воспи­ тательная мера? Я сам слышал, как Бо­ рис Григорьевич отчитывал одного про­ штрафившегося: — Ты подвел товарищей, — сурово говорил он. И подросток презирал себя в эту ми­ нуту, потому что из-за него будет не­ сти наказание вся команда. Другому было приказано в наказание весь день лежать в палатке. Раз десять заглянут к нему товарищи, и он будет умолять: — Не могу я тут один, попросите за­ менить наказание. И будьте уверены, что впредь не подведет товарищей, потому что в про­ тивном случае ему скажут просто: — Трепач ты, Витька,— и отвернут­ ся от него. А как важен авторитет воспитателя! Беда, если воспитанник почувствует игру в отношении к нему—доверия ли­ шишься навеки. В добрые пять десят­ ков лет. Лесюк сохранил в себе уди­ вительно ценное качество — видеть в любом собеседнике себе равного. И воспитанники его видят в нем доброго, участливого, но строгого товарища. Он доверит тебе секрет, который знаете только вы двое, будет осторожно, как мать, смазывать йодом ранку на твоей Ж пятке, отдаст свою порцию обеда, если из-за нерасторопности вахтенных кому- то не хватит. Но уж коли провинился... За не­ сколько минут до отправления в поход сж однажды удалил из команды юношу. — Ты можешь подвести товарищей, на тебя нельзя положиться, — объяс­ нял Лесюк перед строем. Это был урок для наказанного, су­ ровое предупреждение остальным: ни малейшего послабления в походе не будет тем, кто дум ает в первую оче­ редь о себе. Ему верят, с ним советуются. У него нет, как у некоторых «мудрствующих» педагогов, готовых ответов на любой во­ прос. Сидят рядом двое и думают. Вот этот, юный, удивляется: из каких ис­ точников старший черпает энергию бод­ рости, чтобы зарядить ею других? — У меня все есть—живи, радуйся,— жалуется питомец.—А вот сам чувст­ вую, что ничего не хочется, не о чем мне мечтать, не о чем думать. Помоги­ те... Лесюк долго слушает, потом оба долго думают и спорят. — Знаешь, мне кажется, ты жил толь­ ко собой,— решает Борис Григорьевич. —По-моему, в школе тебя слишком мало знакомили с тем, как живут люди, и для чего ты живешь. Ты знаешь, не хитрая это штука — получать пятерки. Нужно уметь еще жить в обществе. Не секрет, что еще не перевелись у нас в школе Беликовы, только теперь они более «модифицированные». Ла­ герная коммуна на берегу Дона— укор им. Главное — научить человека жить в коллективе, научить его видеть себя важной частицей общества. Воспи­ тать в нем потребность работать на это общество. Остальное — прило­ жится. ...Д ве недели назад лагерный причал покинули три шлюпки с двадцатью д е­ вятью юными туристами. Средний воз­ раст каждого— шестнадцать лет. Курс— на Астрахань. Тридцатый— Лесюк—дого­ нит их через неделю, когда сдаст ла­ герное имущество. А пока они поплы­ вут одни. И на борту все будет в по­ рядке. Иначе быть не может. В. ШИРЯЕВ. г. Елец. Р е л и г и и — ни о д н о г о ч е л о в е к а Накануне «святой неде­ ли» святые отцы подрались. Отец Иоанн Скопинцев по­ стелил дорожку под ноги новобрачных вдоль. Отец Василий Яриков поправил — поперек. Скопинцев до возведения в сан был цер­ ковным конюхом. Ему за пятьдесят. Яриков же с 1939 года рождения, окон­ чил семинарию. Не где-ни­ будь, а в Одессе. И когда старина заартачился, Яри­ ков поддел коллегу: ко- яюшня-де еще не есть ду­ ховная семинария! Тут и взорвало бородача. Он вцепился Василию в стильную волосню, а сам от него «схлопотал» под­ ножку. Новобрачные, конечно, дали деру, божья паства, видя, как их старый да ма­ лый пастыри кувыркаются по полу, валяя свечи, неис­ тово запричитали и закре­ стились: «Свят, свят! Бес попутал!» Заведующая библиотекой Аня Ветчинкина взяла это происшествие на особую заметку. Можно такую ан­ тирелигиозную лекцию в клубе прочитать, что ни в одной из брошюр не вычи. таешь. И прочитала. Местная «святая», Дуня- ша, и та в ответ на такую «дискредитацию» путятин- Да- Все из окрестных мест скими атеистами ''местной идут. «Не свои... Но ведь тоже церкви ' не велела больше возить себя в село. — Хорошо идут дела, Ва- ’силий Александрович, • радостная пришла Аня к руководителю лекторской группы на селе Бадулину. —Надо бы еще несколько бесед следом провести. Что посоветуете? А в следующие дни одно­ го за одним зазывали сель­ чан в клуб объявления: «Правда о религии», «Они порвали с религией», «Вечер вопросов и ответов», «Дис­ пут о моральном облике со­ ветского человека»... И добились своего! Мало своих сельчан ходило в церковь. Теперь и они перестали заглядывать ту- наши, советские лю­ ди! Как быть?» — думала Аня. <■— Давайте, ребята, пьесу о церковниках поставим. , И покажем ее перед вечерней на казанскую, — зажегся заведующий клубом Виктор Скоробогатых. Выбрали трагикомический этюд украинского драма­ турга М. Кропивницкого «Беда не всякому беда — иному и счастье». Молодой поп Василий Яриков после «конфликта» с отцом Иоан­ ном уехал из Путятина. Его место занял отец Кузьма. Когда-то и этот был выжит из села Скопинцевым. Пье­ са будет перекликаться с местными фактами... Задолго до вечерни из ок­ руги валом повалили в пу- тятинскую церковь. Однако и к постановке все было го­ тово. При входе в село кра­ совалось большое задорное объявление. Старики тянули с собой на молебствие и молодежь, и детей. Комсо­ мольцы Ани Вет.чинкиной, особенно девчата, имеющие подружек в соседних селах, не дремали: «Будет весело. После спектакля —• танцы. Идемте в клуб!». И получилось, что вместо церкви многие из «гостей» в этот вечер оказались на скамьях в переполненном клубе. Роли распределили так: пономаря Несихия играл любимец публики разнора­ бочий Борис Громов, влюб­ ленную в него Приську — Таня Самолдина, ревнивца Данилу — тракторист Алек­ сей Найденов, Федьку и Хи- врю — пастух Алексей Ка ■» равайцев и Аня Найденова. Собирались репетировать затемно, сюрприз держали в секрете. А у Бориса Гро- мова был секрет и от «труп­ пы». Свой короткий мо­ нолог он исполнит, конечно, как он есть. Только вместо обращения «к господам пар­ ням и госпожам девушкам» он обратится... ...«Господа... путятинцы! Выбывает из стада божьего одна овца, то есть я. Слу­ жил верой и правдой. Знаю всю мою службу, как свои двадцать пальцев, на руках и ногах! Кто быстрей меня мог раздуть ладан в кади­ ле? Жалобней меня умел петь на гласы? Писал мет­ рики, рапорты, ведомости? Наконец, спрошу вдс: кто лучше меня в колокола ударил бы — на «достой­ но» ли, на «многая лета» или по «мертвому». Знаю я еще греческую азбуку и много всяких наук знаю... А теперь меня снесло, как за­ пруду водой. Выбросили, как слепого щенка. Выгна­ ли, как шкодливую кошку. Пью за ваше здоровье!». Исповедь несчастного происходит на сцене. Поно­ марь опрокидывает чарку. «Пью, дети мои, за ваше здоровье и ухожу искать се­ бе другой приход». Это уже от себя, в пьесе этого нет. В зале—хохот. Какой уж тут бог! Аня заранее решила: если в клуб на пьесу соберется много людей, разве можно их отпускать без того, что­ бы не поговорить с ними о религии на самых свежих фактах? И не успели от­ звучать аплод ц е м е н т ы , предназначенные ей как ре­ жиссеру, а уж звучит за­ дорный голос Ани-лектора:, ■— Разве это не говорит о лицемерии проповедников религии, если Скопинцев от­ казался служить на днях молебен на вынос, зная о том, что с родичей покой­ ной старушки нечего взять?, В то же время любят свя­ тые отцы наведываться в село Волчье, где наиболее богомольные делают им бо­ гатые подарки: то курочку,- то боровчонка, а то и це­ лую овечку?.. Зал бурлит. Следуют воп­ росы о том, какие посты занимали отрекшиеся от церкви священнослужите­ ли, что дал нового науке полет первой в мире жен­ щины-космонавта Вален­ тины Терешковой... Есть чем погордиться пу-: тятинским атеистам, воз­ главляемым Аней Ветчин- киной. Есть у них и планы на будущее. Надо привлечь к своей работе таких, при­ шедших к религиозному «скептицизму» женщин,' как Татьяна Терентьевна Паш . нова, вырвать из круга «ус. лужителей» местного духо­ венства девушку Ната­ шу Н., как это удалось сделать с церковным сто­ рожем Михаилом Дмитрие­ вичем Катасоновым, кото­ рый даже стал брать в библиотеке книжки, по­ глубже заинтересоваться «деятельностью» калинин­ ской «святой» Авдотьи. - Особенно нужно выводить все больше и больше людей на дорогу света и радости сейчас, когда столько вол­ нующего и замечательного' происходит на нашей земле, И. лысцов. Чаплыгинский район.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz