Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)
Были и просьбы, и требования, и убеждения. И куда бы ни обращался ав тор письма, слышал категорическое: — Нет! Многим идея создания летнего лагеря для подростков казалась мертво рожденной. Кое-кто даже называл предложение Бориса Григорьевича стари ковской причудой. В самом деле, в пионерских лагерях на двадцать ребяти шек два воспитателя и то без ЧП не обходится. А попробуй-ка держать под ростков в руках, не говоря уж о воспитательной работе с ними. Лесюк был непреклонен. Ем у говорили, что не раз попытка организовать лагерь старшеклассников кончалась плачевно. А он продолжал доказывать, что такой лагерь может существовать, мало того — он нужен. Энтузиазм победил. Первые лагеря, правда, были весьма малочисленны. Но не было ни одного чрезвычайного происшествия. Ребята возвращались до мой более собранными, серьезными. А как это происходило, мы расскажем ниже. Мы встретились с Борисом Григорье. вичем на Плющани, в сорока километ рах от Ельца, .в туристском лагере. Теп. лые глаза его не скрывали желания поделиться огромной радостью — тор . жеством победителя. Как обрела реальность его мечта создать вот этот лагерь, с его блестя щей внутренней организацией, сталь ной дисциплиной, с водными по ходами за несколько тысяч километ ров, лагерь, где на двести пятьдесят туристов единственный воспитатель и начальник — сам Борис Григорьевич? Десятка полтора ребят полируют наждаком весла. Завтра в поход по Дону. Хлопочут на кухне лагерные ка шевары, вернувшиеся из похода пере бирают собранные коллекции, несколь. ко команд готовятся к эстафете. Сло вом, все нагружены. Быть может, педагогическое кредо Бориса Григорьевича как раз и в том, что он дает свободу, возможность про явления естественной потребности тру диться. И не ради того, чтобы хоть чем-то занять ребят. Цель — глубже! Огромнее! В труде юноша должен по чувствовать ответственность перед дру гими за результат своего труда. Попро буй вахтенные сварить невкусную кашу ■— весь лагерь останется голодным. Бо. рис Григорьевич ни слова в осуждение не скажет, зато несколько дней ты бу дешь чувствовать недовольные, колю чие взгляды товарищей. У начальника лагеря времени едва- едва хватает для того, чтобы дать ука зания, кому и что сделать. Да и нет необходимости вмешиваться в исполне ние. Уж коль назначили двенадцати летнего Сережу Шириязданова начхо- зом лагеря, тот изо всех мальчишеских сил будет стараться доказать, что он не хуже взрослого справится с этим делом. А в делах, в работе рождает ся уверенность в своих силах, в себе самом. Так труд, тр уд самостоятельный и без нажима сверху начинает играть роль воспитательного фактора. И тут нет шаблона, все рассчитано до мелочей. Главное, считает Борис Григорьевич^ чувствовать самому, что лагерный кол лектив — не двести пятьдесят человеко- единиц, за которыми нужно присматри вать, а двести пятьдесят характеров, к каждому из которых нужен свой, осо бый подход. Ведь иная девчонка при ехала в лагерь, чтобы днем загорать на реке, а вечером танцевать до упа ду. И вдруг оказывается, что нужно чистить картошку на двести пятьдесят прожорливых персон, носить воду, та щиться с тяжеленным рюкзаком за де сятки километров. Как оставить в душ е человека уве ренность в том, что он — свободная личность, и заставить его работать на общество, на коллектив? А что есть она, эта свобода? Ведь на поверку часто выходит, что юнец, толкующий о «свободе личности», всего лишь раб своих мелких желаний. И не удивитель. Решения июньского Пленума Ц К К П С С — в жизнь ! тер. Это бывает, когда ты — сильный, всемогущий человек. А начинается подвиг, когда ты впервые переборол в себе собственный эгоизм: несешь ноч ную вахту у реки. Или когда за день страшно намаялся и хочешь спать, драишь котлы на кухне, а другие удят но его убеждение, что если он подчи няется, то «скован». А что, если... Решено: завтра Саша Юденко ведет в поход группу млад ших туристов. О т него зависит успех похода. И ему пришлось проявить во лю, выдержку, когда оказалось, что от ряд сбился с пути. Он обнаружил вдруг в себе твердый характер, когда сумел где-то настоять на своем. И он вспо минал с глубоким стыдом прежнее свое своеволие, подчас граничавшее с капризностью. Устыдился часто повто рявшихся когда-то: — А как я?.. Я не могу.., ...Эта девица тоже требовала по ве черам: — А ганцы будут? Ярко блестела помада на губах, за седого цвета начес на голове ее так и звали: «Белый пудель». Ее назначили старшиной команды. Через неделю за вял бантик, слезла краска с губ и ног тей. А однажды ее застали в палатке за странным занятием: девушка отма чивала в воде волосы. Не надо было доказывать ей вздорность, мелочность прежних ее интересов. Достаточно бы ло указать на другие, высокие, по-на стоящему человеческие, чтобы они ув лекли, заставили все прежнее отмести прочь. И девушка оказалась чудесной подругой, отзывчивым товарищем. Те перь на всех смотрели добрые внима тельные глаза, а лицо стало открытым, умным. Прав, тысячу раз прав Борис Гри горьевич, говоря, что не нужно быть очень талантливым человеком, чтобы поставить правильно воспитательную работу — будь то школа, пионерский лагерь. В школах воспитатели часто расска зывают о героях революции и граждан ской войны, о комсомольцах первых пятилеток, о тех, кто поднимал целину. 1 Но редко говорят, откуда берутся они, | эти герои... X Когда вечер опускает на Придонье$ темный полог, в лагере загорается гр о -{ маденный костер. Лижут небо языки X пламени, улетают к звездам искры. За- X стыли в тишине деревья. И в эти тор-Х жественные минуты хочется чего-то X необыкновенного, хочется верить, лю-Х бить, дерзать. X — Я расскажу вам..,— разносится по $ лагерю. | Сначала Борис Григорьевич читаете легенду об отважном герое, потом * вспомнит замечательный стих о ком со-* мольце— ровеснике вот этих сидящих у костра ребят. А потом... — Чго такое подвиг? — спросит он. И отвечает: — Это работа твоей воли, это осо знание необходимости проявить харак- рыбу. Имеешь мужество признать вину за собой, если на самом деле виноват... Эти слова врезаются в память, их нельзя забыть, как и эти вот чудные туристские вечера. — Ну, а если вдруг! ? _ начнут свои вопрос некоторые. Что ж, случалось такое и в лагере у Лесюка. Говорят,_у нас нет возможности на казывать. Но разве осуждение воспита теля, осуждение товарищей— не воспи тательная мера? Я сам слышал, как Бо рис Григорьевич отчитывал одного про штрафившегося: — Ты подвел товарищей, — сурово говорил он. И подросток презирал себя в эту ми нуту, потому что из-за него будет не сти наказание вся команда. Другому было приказано в наказание весь день лежать в палатке. Раз десять заглянут к нему товарищи, и он будет умолять: — Не могу я тут один, попросите за менить наказание. И будьте уверены, что впредь не подведет товарищей, потому что в про тивном случае ему скажут просто: — Трепач ты, Витька,— и отвернут ся от него. А как важен авторитет воспитателя! Беда, если воспитанник почувствует игру в отношении к нему—доверия ли шишься навеки. В добрые пять десят ков лет. Лесюк сохранил в себе уди вительно ценное качество — видеть в любом собеседнике себе равного. И воспитанники его видят в нем доброго, участливого, но строгого товарища. Он доверит тебе секрет, который знаете только вы двое, будет осторожно, как мать, смазывать йодом ранку на твоей Ж пятке, отдаст свою порцию обеда, если из-за нерасторопности вахтенных кому- то не хватит. Но уж коли провинился... За не сколько минут до отправления в поход сж однажды удалил из команды юношу. — Ты можешь подвести товарищей, на тебя нельзя положиться, — объяс нял Лесюк перед строем. Это был урок для наказанного, су ровое предупреждение остальным: ни малейшего послабления в походе не будет тем, кто дум ает в первую оче редь о себе. Ему верят, с ним советуются. У него нет, как у некоторых «мудрствующих» педагогов, готовых ответов на любой во прос. Сидят рядом двое и думают. Вот этот, юный, удивляется: из каких ис точников старший черпает энергию бод рости, чтобы зарядить ею других? — У меня все есть—живи, радуйся,— жалуется питомец.—А вот сам чувст вую, что ничего не хочется, не о чем мне мечтать, не о чем думать. Помоги те... Лесюк долго слушает, потом оба долго думают и спорят. — Знаешь, мне кажется, ты жил толь ко собой,— решает Борис Григорьевич. —По-моему, в школе тебя слишком мало знакомили с тем, как живут люди, и для чего ты живешь. Ты знаешь, не хитрая это штука — получать пятерки. Нужно уметь еще жить в обществе. Не секрет, что еще не перевелись у нас в школе Беликовы, только теперь они более «модифицированные». Ла герная коммуна на берегу Дона— укор им. Главное — научить человека жить в коллективе, научить его видеть себя важной частицей общества. Воспи тать в нем потребность работать на это общество. Остальное — прило жится. ...Д ве недели назад лагерный причал покинули три шлюпки с двадцатью д е вятью юными туристами. Средний воз раст каждого— шестнадцать лет. Курс— на Астрахань. Тридцатый— Лесюк—дого нит их через неделю, когда сдаст ла герное имущество. А пока они поплы вут одни. И на борту все будет в по рядке. Иначе быть не может. В. ШИРЯЕВ. г. Елец. Р е л и г и и — ни о д н о г о ч е л о в е к а Накануне «святой неде ли» святые отцы подрались. Отец Иоанн Скопинцев по стелил дорожку под ноги новобрачных вдоль. Отец Василий Яриков поправил — поперек. Скопинцев до возведения в сан был цер ковным конюхом. Ему за пятьдесят. Яриков же с 1939 года рождения, окон чил семинарию. Не где-ни будь, а в Одессе. И когда старина заартачился, Яри ков поддел коллегу: ко- яюшня-де еще не есть ду ховная семинария! Тут и взорвало бородача. Он вцепился Василию в стильную волосню, а сам от него «схлопотал» под ножку. Новобрачные, конечно, дали деру, божья паства, видя, как их старый да ма лый пастыри кувыркаются по полу, валяя свечи, неис тово запричитали и закре стились: «Свят, свят! Бес попутал!» Заведующая библиотекой Аня Ветчинкина взяла это происшествие на особую заметку. Можно такую ан тирелигиозную лекцию в клубе прочитать, что ни в одной из брошюр не вычи. таешь. И прочитала. Местная «святая», Дуня- ша, и та в ответ на такую «дискредитацию» путятин- Да- Все из окрестных мест скими атеистами ''местной идут. «Не свои... Но ведь тоже церкви ' не велела больше возить себя в село. — Хорошо идут дела, Ва- ’силий Александрович, • радостная пришла Аня к руководителю лекторской группы на селе Бадулину. —Надо бы еще несколько бесед следом провести. Что посоветуете? А в следующие дни одно го за одним зазывали сель чан в клуб объявления: «Правда о религии», «Они порвали с религией», «Вечер вопросов и ответов», «Дис пут о моральном облике со ветского человека»... И добились своего! Мало своих сельчан ходило в церковь. Теперь и они перестали заглядывать ту- наши, советские лю ди! Как быть?» — думала Аня. <■— Давайте, ребята, пьесу о церковниках поставим. , И покажем ее перед вечерней на казанскую, — зажегся заведующий клубом Виктор Скоробогатых. Выбрали трагикомический этюд украинского драма турга М. Кропивницкого «Беда не всякому беда — иному и счастье». Молодой поп Василий Яриков после «конфликта» с отцом Иоан ном уехал из Путятина. Его место занял отец Кузьма. Когда-то и этот был выжит из села Скопинцевым. Пье са будет перекликаться с местными фактами... Задолго до вечерни из ок руги валом повалили в пу- тятинскую церковь. Однако и к постановке все было го тово. При входе в село кра совалось большое задорное объявление. Старики тянули с собой на молебствие и молодежь, и детей. Комсо мольцы Ани Вет.чинкиной, особенно девчата, имеющие подружек в соседних селах, не дремали: «Будет весело. После спектакля —• танцы. Идемте в клуб!». И получилось, что вместо церкви многие из «гостей» в этот вечер оказались на скамьях в переполненном клубе. Роли распределили так: пономаря Несихия играл любимец публики разнора бочий Борис Громов, влюб ленную в него Приську — Таня Самолдина, ревнивца Данилу — тракторист Алек сей Найденов, Федьку и Хи- врю — пастух Алексей Ка ■» равайцев и Аня Найденова. Собирались репетировать затемно, сюрприз держали в секрете. А у Бориса Гро- мова был секрет и от «труп пы». Свой короткий мо нолог он исполнит, конечно, как он есть. Только вместо обращения «к господам пар ням и госпожам девушкам» он обратится... ...«Господа... путятинцы! Выбывает из стада божьего одна овца, то есть я. Слу жил верой и правдой. Знаю всю мою службу, как свои двадцать пальцев, на руках и ногах! Кто быстрей меня мог раздуть ладан в кади ле? Жалобней меня умел петь на гласы? Писал мет рики, рапорты, ведомости? Наконец, спрошу вдс: кто лучше меня в колокола ударил бы — на «достой но» ли, на «многая лета» или по «мертвому». Знаю я еще греческую азбуку и много всяких наук знаю... А теперь меня снесло, как за пруду водой. Выбросили, как слепого щенка. Выгна ли, как шкодливую кошку. Пью за ваше здоровье!». Исповедь несчастного происходит на сцене. Поно марь опрокидывает чарку. «Пью, дети мои, за ваше здоровье и ухожу искать се бе другой приход». Это уже от себя, в пьесе этого нет. В зале—хохот. Какой уж тут бог! Аня заранее решила: если в клуб на пьесу соберется много людей, разве можно их отпускать без того, что бы не поговорить с ними о религии на самых свежих фактах? И не успели от звучать аплод ц е м е н т ы , предназначенные ей как ре жиссеру, а уж звучит за дорный голос Ани-лектора:, ■— Разве это не говорит о лицемерии проповедников религии, если Скопинцев от казался служить на днях молебен на вынос, зная о том, что с родичей покой ной старушки нечего взять?, В то же время любят свя тые отцы наведываться в село Волчье, где наиболее богомольные делают им бо гатые подарки: то курочку,- то боровчонка, а то и це лую овечку?.. Зал бурлит. Следуют воп росы о том, какие посты занимали отрекшиеся от церкви священнослужите ли, что дал нового науке полет первой в мире жен щины-космонавта Вален тины Терешковой... Есть чем погордиться пу-: тятинским атеистам, воз главляемым Аней Ветчин- киной. Есть у них и планы на будущее. Надо привлечь к своей работе таких, при шедших к религиозному «скептицизму» женщин,' как Татьяна Терентьевна Паш . нова, вырвать из круга «ус. лужителей» местного духо венства девушку Ната шу Н., как это удалось сделать с церковным сто рожем Михаилом Дмитрие вичем Катасоновым, кото рый даже стал брать в библиотеке книжки, по глубже заинтересоваться «деятельностью» калинин ской «святой» Авдотьи. - Особенно нужно выводить все больше и больше людей на дорогу света и радости сейчас, когда столько вол нующего и замечательного' происходит на нашей земле, И. лысцов. Чаплыгинский район.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz