Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)
воспитывать ' на героике будней Советский человек, гово рит А. Н. Воротников, до стиг великих моральных высот. Эти высоты — вы соты, которые взяли наши космонавты, люди передо вого труда. Советские лю ди покоряют суровую сти хию, подчиняют своей воле природу, развивают и со вершенствуют социалисти ческую экономику, общест венные отношения, культу ру и быт. Своим трудом на заво дах и фабриках, стройках, в колхозах и совхозах, на поприще науки и культуры, в освоении космоса наши молодые люди умножают могущество и славу нашей Редины. В выступлениях Н. С. Хрущева, в докладе т. Ильичева на июньском Пленуме Ц К КПСС много хороших слов сказано о на шей молодежи. Наша мо лодежь была и остается прекрасной и активной ча стью социалистического об щества, преданной великим идеалам коммунизма. Чем же тогда объяснить особый акцент, особое вни мание партии к воспитанию молодежи? «Обостренное внимание к проблеме вос питания молодого поколе ния,— отметил в докладе Л . Ф. Ильичев,—вызывает ся не какими-то чрезвычай ными обстоятельствами, а возросшей требовательно стью нашего общества к моральному облику, созна нию и поведению каждого советского человека, в пер вую очередь молодежи — будущего страны». Выступая на Всерос сийском съезде учителей, Н. С. Хрущев очень спра ведливо заметил, что у не большой части молодежи,, не прошедшей хорошей школы жизни, еще наблю дается легкомысленное и даже презрительное отно шение к физическому тру ду, иждивенческие настрое ния, есть факты безыдей ности, нигилизма. ■ Н. С. Хрущев подчерк нул, что это следствие не достатков в воспитательной работе, в том числе и ком сомольских организаций. Докладчик далее указы- Нает на основной недоста ток в воспитательной рабо те. Он в том, что комсо мольские организации до Ьих пор не решили главной задачи — умения доходить в , нашей идейно-воспита тельной работе до каждого молодого человека. Некото рые комсомольские органи зации недооценивают вос питательную работу, они по рою считают это второсте пенным делом, не чувству ют ответственности, снизи ли требовательность к мо лодежи. Только что прошедший I I I Пленум Ц К ВЛ КСМ особое внимание уделил воспитанию молодежи на благородных и высоконрав ственных принципах мо рального кодекса строите лей коммунизма, на одном из самых важнейший—доб росовестном труде на бла го общества, с его основ ным содержанием: кто. не работает, тот не ест. Далее докладчик замеча ет, что в последние годы комсомольцы и молодежь Липецкой области своим трудом внесли большой вклад в создание матери ально-технической базы ком мунизма. Сегодня нормой поведе ния наших юношей и де вушек стали героические трудовые дела в колхозах, совхозах, на фермах и в поле. Подлинными хозяева ми, настоящими командира ми производства растут на ши комсомольцы, наша сельская молодежь. (Изложение доклада А . Н. Воротникова) шими организаторскими способностями. Это, несом ненно, положительно сказа- Задача комсомольских ор ганизаций, всех комсомоль ских активистов,— заключа ет докладчик,— делать все для того, чтобы участие мо лодежи в . хозяйственном строительстве оказывало ре шающее воздействие на коммунистическое воспита ние. К сожалению, еще неред ки случаи, когда комсо мольские вожаки забывают о старых, проверенных жизнью, формах работы с молодежью. Есть у нас ком сомольские работники, чу рающиеся черновой рабо ты, любящие еще «руково дить», давать указания из кабинетов, устраивать раз носы, сыпать штампован ными, пустопорожними фак тами и лозунгами. Они ос таются на старых позициях и никак не могут понять современных требований, которые предъявляет нам жизнь. Докладчик критику ет Данковский производст венный комитет ВЛКСМ . Комитет комсомола не пользуется авторитетом у молодежи. Запущена воспи тательная работа в органи зациях. Нередки случаи хулиганства, пьянства сре ди отдельной части молоде жи, нарушения трудовой дисциплины. Очень редко вопросы вос питания молодежи обсуж даются на собраниях, бюро, активах и пленумах. До кладчик указывает на не которые факты, когда ком сомольские вожаки опери руют цифрами, видят толь ко «показатели» и не заме чают за ними человека. А ведь требование июньского Пленума Ц К КПСС — до вести до каждого молодого человека глубокий идейный смысл его труда — он не просто выращивает хлеб, откармливает свиней, бо рется за высокий урожай кукурузы. Любое его, даже маленькое дело — это ка мень в фундамент комму нистического здания. Поэ тому наша задача сейчас — повседневно, настойчиво воспитывать у комсомоль цев и молодежи чувство хо зяина, чувство коммунисти ческого отношения к труду. Этого можно добиться, говорит А. Н. Воротников, широким вовлечением мо лодежи в движение за ком мунистический труд. Это и своеобразная школа ком мунистического воспитания. Нельзя недооценивать это го фактора, как делают в большинстве колхозов Ус- манского, Тербунского, Ста- новлянского, Лебедянского управлений, где нет ни од ного ударника или коллек тива коммунистического труда. Очень мало комсо мольцев и молодежи в ука занных районах участвуют в этом движении. Далее докладчик перехо дит к той части доклада, в которой говорится о трудо вой подготовке нашей- мо лодежи в школах области. В докладе говорилось о том, что воспитание моло дежи на принципах мораль ного кодекса строителей коммунизма — первейшая задача наших комсомоль ских организаций. Июнь ский Пленум Ц К КП СС , пленум Ц К ВЛ К СМ при звали комсомольские орга низации уделить особое внимание воспитанию под растающего поколения в духе советского патриотиз ма, преданности делу ком мунизма. Особое значение приоб ретает воспитание юношей и девушек на героических традициях революционной борьбы, на примерах без заветного мужества и пре данности Родине советских людей в годы Великой Оте чественной войны. Мы, к сожалению, еще плохо ис пользуем эти принципы в воспитании м о л о д е я: и. Крайне редко в комсомоль ских организациях области проводятся встречи с вете ранами сражений, с Героя ми Советского Союза, Комитеты к о м с о м о л а лишь эпизодически прово дят у боевых памятников слеты пионеров. Еще реже вручают здесь комсомоль ские билеты вступившим в комсомол. Заслуживает поддержки и всемерного распространения опыт Елец кого комитета ВЛ КСМ в организации регулярных со браний и слетов у памят ников погибшим солдатам. Очень правильно, когда комсомольские билеты вру чаются старыми коммуни стами, участниками войны, ветеранами труда. Убелен ные сединами, умудренные жизненным опытом, они своими рассказами и вы ступлениями перед пионе рами, перед юношами и де вушками словно воссозда ют наяву картины станов ления Советской власти, яв ляют собой живую историю нашей страны. Это наш ог ромный воспитательный ре зерв. В революционно-патрио тическом воспитании мы еще очень плохо используем наши лучшие фильмы, кни ги, песни. Комитеты комсо мола не устраивают зри тельных конференций по нашим лучшим фильмам, не учат молодежь правильно му восприятию воссоздаю щихся на экранах событий. Особое место в докладе отведено необходимости бо роться с пороками, позор нейшими пережитками про шлого. Надо прямо сказать, что комсомольские комитеты не сколько ослабили борьбу с пьянством, хулиганством, разбазариванием социали стического имущества. Случается, что комитеты комсомола бывают неприн ципиальны, когда речь идет о фактах хулиганства. В докладе говорилось о том, что большое воспита тельное значение имеет ши рокое участие молодежи в системе комсомольского контроля, в рейдах «КП». В борьбе с бесхозяйствен ностью, рутиной и бюрокра тизмом закаляются харак теры, воспитываются под линные хозяева, несгибае мые борцы за общее дело. Плодотворно работает штаб «Комсомольского про жектора» совхоза «Отрада» Добринского района. Здо рово достается от него ло дырям и прогульщикам, бю рократам и волокитчикам. Штаб не только фиксирует недостатки, но ведет воспи тательную работу непосред ственно. Июньский Пленум Ц К КП СС , говорится в до кладе, поставил задачу ко ренного улучшения научно атеистической работы. В на шей области имеются фак ты влияния религии на мо лодежь, особенно на детей и подростков.- В докладе подвергается критике рав нодушие к борьбе против религиозных пережитков в Волченской восьмилетней школе Лебедянского райо на. Здесь больше половины ребят носят кресты, посе щают церковь. Докладчик делает вывод, что основной недостаток научно-атеистической про паганды—слабая действен ность, она не доходит до главного объекта — верую щего. Наши атеисты еще плойо учитывают приспо собленческую тактику цер ковников, неглубоко крити куют содержание пропове дей церкви и сект. Нам надо обновить и сделать по-ндстоящему бое вым, острым наше атеисти ческое оружие, воспитывать у каждого комсомольца ка чества непримиримого, во инствующего борца с рели гией. Нельзя допускать «мирного сосуществования» с религией. Становление коммунистической моради нельзя себе представить без борьбы с идеологией церковников и сектантов. Большое место в докладе было отведено воспитанию детей и подростков. Это ключевая проблема всей практической деятельности комсомольских организа ций. Наша важнейшая задача —еще лучше воспитывать у пионеров и школьников лю бовь к труду, жажду тру дового подвига, ярче и об разнее рассказывать о ге роике сегодняшнего дня. У нас в школах имеется немало примеров примити визма в пропаганде идей коммунизма, в результате чего у ребят воспитывается потребительское отношение к коммунизму. Докладчик критикует примитивщину, формализм постановки это го дела в Чемодановской восьмилетней школе Ста- новлянского района. Школы нашей области стараются соединить обуче ние с производственным трудом, привить школьнику глубокую сознательность в изучении профессии, на учить его уважать людей труда. Но сельские шкцлы используют для этого дале ко не все возможности. Школьным комсомоль ским организациям, пионер ским дружинам с помощью педагогических коллекти вов и общественных орга низаций колхозов, совхо зов, родительских коми тетов необходимо создавать широкою сеть клубов лет него отдыха учащихся, са модеятельных трудовых, спортивных, туристских ла герей. Следует серьезно улуч шить работу с детьми и по дростками по месту житель ства, в зонах пионерского действия, создавать на ули цах, в селах и деревнях лагери, отряды, клубы, по сты, штабы, тимуровские команды. Видимо, есть не обходимость при комитетах комсомола создать комис сии по работе с подрост ками. В состав этих комис сий должны войти молодые педагоги, рабочие, студен ты, колхозники, юристы, ин женеры, врачи. Эти комис сии должны глубоко изу чать вопросы труда и быта подростков, организации их досуга. Главное — органи зовать работу по месту жи тельства, полностью занять и контролировать свободное время детей и подростков. Для этого мы имеем все возможности. Говоря о формах воспи тания, докладчик подробно остановился на работе кружков политического про свещения. Критике был подвергнут в докладе ряд комитетов комсомола, где к вопросу политического про свещения из года в год подходят формально, не продуманно, без творческой инициативы. В Добринском районе только в одном кружке изучали историю КПСС , а в Хлевенской зоне Задон ского управления вообще не было ни одного кружка по изучению истории пар тии. Еще хуже, когда недо статки в политическом про свещении стараются не за мечать. В Усманском рай оне оказалось, что на заня тия приходило меньше по ловины слушателей. Хуже того, в колхозах «Россия», «Маяк коммунизма» вооб ще не было проведено ни одного занятия. Это значит, что сотни и тысячи комсо мольцев нигде не учились! Как осуществляется дело воспитания молодежи ко митетами комсомола? — так был поставлен вопрос в до кладе А. Н. Воротникова. Полгода работают они в новых условиях. В комите ты комсомола пришли гра мотные, энергичные работ ники, хорошо знающие производство, в большинст ве своем обладающие хоро- лось на состоянии идеоло гической работы: она стала более конкретной, целеуст ремленной и действенной. С каждым днем растет влия ние общественных комис сий, советов, штабов, в ра боте которых участвуют сотни молодых специали стов, передовиков сельско хозяйственного производст ва. Но если подойти к нашей работе с позиции современ ных требований и новых за дач, то можно увидеть мно жество серьезных срывов и недостатков. Комсомольские комитеты еще не отреши лись от казенщины и фор мализма, от бумаготворче ства и ненужной суеты. Дело воспитания молодежи зависит от правильного под бора комсомольских кад ров, постоянного внимания к учебе комсомольского ак тива. Нам нужно, товарищи, —* обратился докладчик к уча стникам пленума, — добить ся того, чтобы не было та ких комсомольских руково дителей, которые свалива ют все на «объективные причины», а сами не ударят пальцем о палец, чтобы ор ганизовать хорошую работу в коллективе. Улучшить вос питательную работу в ком сомоле — это значит раз вивать инициативу и са модеятельность ч л е н о в ВЛКСМ , вести всю нашу работу не только силами платного аппарата, а, преж де всего, силами нашего хорошего комсомольского актива. В заключение докладчик сказал: «Непревзойденным и мудрым мастером комму нистического воспитания нового человека является наша родная партия. Ле нинский комсомол будет и впредь активно помогать партии воспитывать моло дежь в духе непоколебимой веры в дела партии и на рода. В активном труде на благо Родины, в борьбе за коммунизм наша молодежь получит идейную закалку, моральное и нравственное совершенствование». На снимке: в зале заседания пленума. Фото Ю . Ардашева
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz