Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)

воспитывать ' на героике будней Советский человек, гово­ рит А. Н. Воротников, до­ стиг великих моральных высот. Эти высоты — вы­ соты, которые взяли наши космонавты, люди передо­ вого труда. Советские лю­ ди покоряют суровую сти­ хию, подчиняют своей воле природу, развивают и со­ вершенствуют социалисти­ ческую экономику, общест­ венные отношения, культу­ ру и быт. Своим трудом на заво­ дах и фабриках, стройках, в колхозах и совхозах, на поприще науки и культуры, в освоении космоса наши молодые люди умножают могущество и славу нашей Редины. В выступлениях Н. С. Хрущева, в докладе т. Ильичева на июньском Пленуме Ц К КПСС много хороших слов сказано о на­ шей молодежи. Наша мо­ лодежь была и остается прекрасной и активной ча­ стью социалистического об­ щества, преданной великим идеалам коммунизма. Чем же тогда объяснить особый акцент, особое вни­ мание партии к воспитанию молодежи? «Обостренное внимание к проблеме вос­ питания молодого поколе­ ния,— отметил в докладе Л . Ф. Ильичев,—вызывает­ ся не какими-то чрезвычай­ ными обстоятельствами, а возросшей требовательно­ стью нашего общества к моральному облику, созна­ нию и поведению каждого советского человека, в пер­ вую очередь молодежи — будущего страны». Выступая на Всерос­ сийском съезде учителей, Н. С. Хрущев очень спра­ ведливо заметил, что у не­ большой части молодежи,, не прошедшей хорошей школы жизни, еще наблю­ дается легкомысленное и даже презрительное отно­ шение к физическому тру­ ду, иждивенческие настрое­ ния, есть факты безыдей­ ности, нигилизма. ■ Н. С. Хрущев подчерк­ нул, что это следствие не­ достатков в воспитательной работе, в том числе и ком­ сомольских организаций. Докладчик далее указы- Нает на основной недоста­ ток в воспитательной рабо­ те. Он в том, что комсо­ мольские организации до Ьих пор не решили главной задачи — умения доходить в , нашей идейно-воспита­ тельной работе до каждого молодого человека. Некото­ рые комсомольские органи­ зации недооценивают вос­ питательную работу, они по­ рою считают это второсте­ пенным делом, не чувству­ ют ответственности, снизи­ ли требовательность к мо­ лодежи. Только что прошедший I I I Пленум Ц К ВЛ КСМ особое внимание уделил воспитанию молодежи на благородных и высоконрав­ ственных принципах мо­ рального кодекса строите­ лей коммунизма, на одном из самых важнейший—доб­ росовестном труде на бла­ го общества, с его основ­ ным содержанием: кто. не работает, тот не ест. Далее докладчик замеча­ ет, что в последние годы комсомольцы и молодежь Липецкой области своим трудом внесли большой вклад в создание матери­ ально-технической базы ком­ мунизма. Сегодня нормой поведе­ ния наших юношей и де­ вушек стали героические трудовые дела в колхозах, совхозах, на фермах и в поле. Подлинными хозяева­ ми, настоящими командира­ ми производства растут на­ ши комсомольцы, наша сельская молодежь. (Изложение доклада А . Н. Воротникова) шими организаторскими способностями. Это, несом­ ненно, положительно сказа- Задача комсомольских ор­ ганизаций, всех комсомоль­ ских активистов,— заключа­ ет докладчик,— делать все для того, чтобы участие мо­ лодежи в . хозяйственном строительстве оказывало ре­ шающее воздействие на коммунистическое воспита­ ние. К сожалению, еще неред­ ки случаи, когда комсо­ мольские вожаки забывают о старых, проверенных жизнью, формах работы с молодежью. Есть у нас ком­ сомольские работники, чу­ рающиеся черновой рабо­ ты, любящие еще «руково­ дить», давать указания из кабинетов, устраивать раз­ носы, сыпать штампован­ ными, пустопорожними фак­ тами и лозунгами. Они ос­ таются на старых позициях и никак не могут понять современных требований, которые предъявляет нам жизнь. Докладчик критику­ ет Данковский производст­ венный комитет ВЛКСМ . Комитет комсомола не пользуется авторитетом у молодежи. Запущена воспи­ тательная работа в органи­ зациях. Нередки случаи хулиганства, пьянства сре­ ди отдельной части молоде­ жи, нарушения трудовой дисциплины. Очень редко вопросы вос­ питания молодежи обсуж­ даются на собраниях, бюро, активах и пленумах. До­ кладчик указывает на не­ которые факты, когда ком­ сомольские вожаки опери­ руют цифрами, видят толь­ ко «показатели» и не заме­ чают за ними человека. А ведь требование июньского Пленума Ц К КПСС — до­ вести до каждого молодого человека глубокий идейный смысл его труда — он не просто выращивает хлеб, откармливает свиней, бо­ рется за высокий урожай кукурузы. Любое его, даже маленькое дело — это ка­ мень в фундамент комму­ нистического здания. Поэ­ тому наша задача сейчас — повседневно, настойчиво воспитывать у комсомоль­ цев и молодежи чувство хо­ зяина, чувство коммунисти­ ческого отношения к труду. Этого можно добиться, говорит А. Н. Воротников, широким вовлечением мо­ лодежи в движение за ком­ мунистический труд. Это и своеобразная школа ком­ мунистического воспитания. Нельзя недооценивать это­ го фактора, как делают в большинстве колхозов Ус- манского, Тербунского, Ста- новлянского, Лебедянского управлений, где нет ни од­ ного ударника или коллек­ тива коммунистического труда. Очень мало комсо­ мольцев и молодежи в ука­ занных районах участвуют в этом движении. Далее докладчик перехо­ дит к той части доклада, в которой говорится о трудо­ вой подготовке нашей- мо­ лодежи в школах области. В докладе говорилось о том, что воспитание моло­ дежи на принципах мораль­ ного кодекса строителей коммунизма — первейшая задача наших комсомоль­ ских организаций. Июнь­ ский Пленум Ц К КП СС , пленум Ц К ВЛ К СМ при­ звали комсомольские орга­ низации уделить особое внимание воспитанию под­ растающего поколения в духе советского патриотиз­ ма, преданности делу ком­ мунизма. Особое значение приоб­ ретает воспитание юношей и девушек на героических традициях революционной борьбы, на примерах без­ заветного мужества и пре­ данности Родине советских людей в годы Великой Оте­ чественной войны. Мы, к сожалению, еще плохо ис­ пользуем эти принципы в воспитании м о л о д е я: и. Крайне редко в комсомоль­ ских организациях области проводятся встречи с вете­ ранами сражений, с Героя­ ми Советского Союза, Комитеты к о м с о м о л а лишь эпизодически прово­ дят у боевых памятников слеты пионеров. Еще реже вручают здесь комсомоль­ ские билеты вступившим в комсомол. Заслуживает поддержки и всемерного распространения опыт Елец­ кого комитета ВЛ КСМ в организации регулярных со­ браний и слетов у памят­ ников погибшим солдатам. Очень правильно, когда комсомольские билеты вру­ чаются старыми коммуни­ стами, участниками войны, ветеранами труда. Убелен­ ные сединами, умудренные жизненным опытом, они своими рассказами и вы­ ступлениями перед пионе­ рами, перед юношами и де­ вушками словно воссозда­ ют наяву картины станов­ ления Советской власти, яв­ ляют собой живую историю нашей страны. Это наш ог­ ромный воспитательный ре­ зерв. В революционно-патрио­ тическом воспитании мы еще очень плохо используем наши лучшие фильмы, кни­ ги, песни. Комитеты комсо­ мола не устраивают зри­ тельных конференций по нашим лучшим фильмам, не учат молодежь правильно­ му восприятию воссоздаю­ щихся на экранах событий. Особое место в докладе отведено необходимости бо­ роться с пороками, позор­ нейшими пережитками про­ шлого. Надо прямо сказать, что комсомольские комитеты не­ сколько ослабили борьбу с пьянством, хулиганством, разбазариванием социали­ стического имущества. Случается, что комитеты комсомола бывают неприн­ ципиальны, когда речь идет о фактах хулиганства. В докладе говорилось о том, что большое воспита­ тельное значение имеет ши­ рокое участие молодежи в системе комсомольского контроля, в рейдах «КП». В борьбе с бесхозяйствен­ ностью, рутиной и бюрокра­ тизмом закаляются харак­ теры, воспитываются под­ линные хозяева, несгибае­ мые борцы за общее дело. Плодотворно работает штаб «Комсомольского про­ жектора» совхоза «Отрада» Добринского района. Здо­ рово достается от него ло­ дырям и прогульщикам, бю­ рократам и волокитчикам. Штаб не только фиксирует недостатки, но ведет воспи­ тательную работу непосред­ ственно. Июньский Пленум Ц К КП СС , говорится в до­ кладе, поставил задачу ко­ ренного улучшения научно­ атеистической работы. В на­ шей области имеются фак­ ты влияния религии на мо­ лодежь, особенно на детей и подростков.- В докладе подвергается критике рав­ нодушие к борьбе против религиозных пережитков в Волченской восьмилетней школе Лебедянского райо­ на. Здесь больше половины ребят носят кресты, посе­ щают церковь. Докладчик делает вывод, что основной недостаток научно-атеистической про­ паганды—слабая действен­ ность, она не доходит до главного объекта — верую­ щего. Наши атеисты еще плойо учитывают приспо­ собленческую тактику цер­ ковников, неглубоко крити­ куют содержание пропове­ дей церкви и сект. Нам надо обновить и сделать по-ндстоящему бое­ вым, острым наше атеисти­ ческое оружие, воспитывать у каждого комсомольца ка­ чества непримиримого, во­ инствующего борца с рели­ гией. Нельзя допускать «мирного сосуществования» с религией. Становление коммунистической моради нельзя себе представить без борьбы с идеологией церковников и сектантов. Большое место в докладе было отведено воспитанию детей и подростков. Это ключевая проблема всей практической деятельности комсомольских организа­ ций. Наша важнейшая задача —еще лучше воспитывать у пионеров и школьников лю­ бовь к труду, жажду тру­ дового подвига, ярче и об­ разнее рассказывать о ге­ роике сегодняшнего дня. У нас в школах имеется немало примеров примити­ визма в пропаганде идей коммунизма, в результате чего у ребят воспитывается потребительское отношение к коммунизму. Докладчик критикует примитивщину, формализм постановки это­ го дела в Чемодановской восьмилетней школе Ста- новлянского района. Школы нашей области стараются соединить обуче­ ние с производственным трудом, привить школьнику глубокую сознательность в изучении профессии, на­ учить его уважать людей труда. Но сельские шкцлы используют для этого дале­ ко не все возможности. Школьным комсомоль­ ским организациям, пионер­ ским дружинам с помощью педагогических коллекти­ вов и общественных орга­ низаций колхозов, совхо­ зов, родительских коми­ тетов необходимо создавать широкою сеть клубов лет­ него отдыха учащихся, са­ модеятельных трудовых, спортивных, туристских ла­ герей. Следует серьезно улуч­ шить работу с детьми и по­ дростками по месту житель­ ства, в зонах пионерского действия, создавать на ули­ цах, в селах и деревнях лагери, отряды, клубы, по­ сты, штабы, тимуровские команды. Видимо, есть не­ обходимость при комитетах комсомола создать комис­ сии по работе с подрост­ ками. В состав этих комис­ сий должны войти молодые педагоги, рабочие, студен­ ты, колхозники, юристы, ин­ женеры, врачи. Эти комис­ сии должны глубоко изу­ чать вопросы труда и быта подростков, организации их досуга. Главное — органи­ зовать работу по месту жи­ тельства, полностью занять и контролировать свободное время детей и подростков. Для этого мы имеем все возможности. Говоря о формах воспи­ тания, докладчик подробно остановился на работе кружков политического про­ свещения. Критике был подвергнут в докладе ряд комитетов комсомола, где к вопросу политического про­ свещения из года в год подходят формально, не­ продуманно, без творческой инициативы. В Добринском районе только в одном кружке изучали историю КПСС , а в Хлевенской зоне Задон­ ского управления вообще не было ни одного кружка по изучению истории пар­ тии. Еще хуже, когда недо­ статки в политическом про­ свещении стараются не за­ мечать. В Усманском рай­ оне оказалось, что на заня­ тия приходило меньше по­ ловины слушателей. Хуже того, в колхозах «Россия», «Маяк коммунизма» вооб­ ще не было проведено ни одного занятия. Это значит, что сотни и тысячи комсо­ мольцев нигде не учились! Как осуществляется дело воспитания молодежи ко­ митетами комсомола? — так был поставлен вопрос в до­ кладе А. Н. Воротникова. Полгода работают они в новых условиях. В комите­ ты комсомола пришли гра­ мотные, энергичные работ­ ники, хорошо знающие производство, в большинст­ ве своем обладающие хоро- лось на состоянии идеоло­ гической работы: она стала более конкретной, целеуст­ ремленной и действенной. С каждым днем растет влия­ ние общественных комис­ сий, советов, штабов, в ра­ боте которых участвуют сотни молодых специали­ стов, передовиков сельско­ хозяйственного производст­ ва. Но если подойти к нашей работе с позиции современ­ ных требований и новых за­ дач, то можно увидеть мно­ жество серьезных срывов и недостатков. Комсомольские комитеты еще не отреши­ лись от казенщины и фор­ мализма, от бумаготворче­ ства и ненужной суеты. Дело воспитания молодежи зависит от правильного под­ бора комсомольских кад­ ров, постоянного внимания к учебе комсомольского ак­ тива. Нам нужно, товарищи, —* обратился докладчик к уча­ стникам пленума, — добить­ ся того, чтобы не было та­ ких комсомольских руково­ дителей, которые свалива­ ют все на «объективные причины», а сами не ударят пальцем о палец, чтобы ор­ ганизовать хорошую работу в коллективе. Улучшить вос­ питательную работу в ком­ сомоле — это значит раз­ вивать инициативу и са­ модеятельность ч л е н о в ВЛКСМ , вести всю нашу работу не только силами платного аппарата, а, преж­ де всего, силами нашего хорошего комсомольского актива. В заключение докладчик сказал: «Непревзойденным и мудрым мастером комму­ нистического воспитания нового человека является наша родная партия. Ле­ нинский комсомол будет и впредь активно помогать партии воспитывать моло­ дежь в духе непоколебимой веры в дела партии и на­ рода. В активном труде на благо Родины, в борьбе за коммунизм наша молодежь получит идейную закалку, моральное и нравственное совершенствование». На снимке: в зале заседания пленума. Фото Ю . Ардашева

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz