Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)
Б У Д Н И КОСМОНЯВТЯ-6 Валентина Терешкова перед тре нировкой и во время тренировки. За лесом, сотрясая тишину, раздался раскатистый звук. Нарастая, он перева лил через пригорок и понесся над вод ным простором вслед за реактивной громадой. В отблесках уходящего дня, запрокинув назад крылья, промчался реактивный самолет. И почти так же неожиданно, как появился, он ушел на восток, навстречу завтра, увлекая за собой громовой отзвук. — Мощь-то какая, — заметил Федор Федотович Быковский, провожая взгля дом едва заметную точку на пламене ющем горизонте, и смущенно добавил: Вот так всегда. Как увижу самолет, что-то внутри шелохнется, будто в каж дой такой громаде частица меня само го. Все это, наверное, оттого, что Валька летчик. Нет, я не жалею, что он летчик, сам ведь его «благословил». Федор Федотович говорит не спеша. Иногда теребит посеребренные усы, нет-нет да и улыбнется одними глаза ми. — Ты спрашиваешь, как Валя стал летчиком? Пожалуй, для нас с матерью это было неожиданностью. Срочную службу в армии я проходил на Балтий ском флоте. Было это в начале тридца тых. Так вот, Валя с детства тоже меч тал стать моряком. Но случилось так, что в его школе выступил как-то пред ставитель аэроклуба, агитируя старше классников учиться летать. Сын и еще двое его однокашников решили попро бовать. Но не тут-то было. Пока бега ли ребята в аэроклуб, проходили меди цинскую комиссию, домашние уроки, конечно, запустили. И Валя схватил двойку. Когда дело дошло до справки из школы, что нет возражений против занятий в аэроклубе, кто-то ему сказал: «Школа справки тебе не даст, как неус певающему». И, чтобы подтрунить, что ли, над ним, добавил: «Рожденный пол зать летать не может». Что было тогда с парнем! После этого разговора Валя ходил мрачный, задумчивый. — Федор Федо тович на мгновение умолкает, взвеши вая, оценивая прошедшее.— Впервые я таким его видел. Вгрызся в учебу. Ско ро получил справку. Одновременно с окончанием школы закончил аэроклуб. Валя. Спортсмен усиливает темп. Маль чишка бежит за ним, как привязанный. И вдруг на одном из поворотов под вела самодельная дорожка и тапочки без шипов. Зрители ахнули. «Мы с ма терью, прямо скажу, испугались, думал меня в больницу везти. А. болел я месяца три. Вот тогда-то было по- .настоящему больно, да так, что от боли не раз терял сознание, но терпел... Был у нас с ним такой случай: Валя вконец изгвоздил в футбол , новые са поги. Смотрю, прячут они их с матерью от меня. «Мне не сапоги й<алко,— ска зал я ему.—Но нужно бережливо, ак куратно относиться ко всем вещам. Це нить и свое и чуж'ое; и т руд и его плод». «Не нужны мне сапоги,— заявил Валя,— не буду их носить. Носите са ми». Вижу, не понял, обиделся парень. «А знаешь ли ты,— спросил я тогда Вальку,— почему я так ценю сапоги? Почему недоволен тобой? Я много лет в лаптях проходил. Знаешь, что такое лапти? Знаешь, что меня, моих братьев улыбается Федор Федотович,—грохнул- — твоих родственников — когда-то пре- ш ш ш Вспомнил Федор Федотозич лагерь в Пушкино под Москвой. Там все ребята и девчата самозабвенно увлекались спортом. Они построили себе стадион, по всем правилам разметили площад ки и сделали даже бегозую дорожку. В один из дней в лагера устроили спортивный праздник, пригласили роди телей, спортсменов. Начались соревно вания. В одном из забегов принял уча стие мастер спорта. Дан старт. След в след неотступно за спортсменом бежит 22 июня. 16.00 — Для де тей. Художественный фильм «Улица младшего сына». 17.45 — Объявление про граммы. 17.50 — «Неизве стные солдаты». Телевизи онный фильм. 18.30 — Те левизионные новости. 18.40 •— Художественный фильм «Баллада о солдате». 20.05 —. Новый документальный фильм «От весны до вес ны». 21.00 — Киножурнал «Новости дня». 21.10 — «Мастерам высоких урожа ев». Концерт. 22.00 — Теле визионные новости. 22.30— «На огонек». 23 июня. 12.30 — На про сторах Родины. Киноочерк «В колхозе «Новая жизнь». 12.50 — Для детей. Куколь ный фильм «Две иллюстра ции». 13.00 — Г. Бубель — «Как мы отдыхали». Теле визионный спектакль. Пе редача из Ленинграда, 13.25 — «33 пирога». Игры для детей. Передача из Ле нинграда. 15.45 — Объявле ние программы. 15.50 Для воинов Советской Ар мии и Флота. «Мы помним 1941-й». Репортаж из Крас нознаменного зала Цен трального Дома. Советской Армии. 17.00 — «Единство, сплоченность, дружба!». К Всемирному конгрессу .жен щин. 17.40 — «Музыкаль ный киоск». 18.00 — На стадионах и спортивных площадках. 19.10 — В эфи ре — «Молодость». Телеви зионный клуб молодежи. Передача из Ленинграда. 20.15 — Фестиваль телеви зионных фильмов и спек таклей. 3. Серебрянский — «Интернационал». Премьера телевизионного спектакля. 21.25 — «Пять минут по эзия». 21.30 — «Встреча с песней». Композитор В. Со- ловьев-СеДой. Передача из Ленинграда. 22.30 — Теле визионные новости. ся парень здорово, содрал кожу на но гах и руках, но, видим, вскочил и про должает бег. Ну, думаю, значит ничего опасного». — С того самого дня, как Валька стал ходить, всегда он был весь в си няках, царапинах, ссадинах,— рассказы вает Федор Федотович.— Баловался, но не ради бахвальства перед ребятами. Как, думаю, воспитывать его? С чего начинать? Запретить прыгать, лазить по деревьям, гонять в футбол? Попробуй! Чего доброго, станет неискренним, зам кнется. И стал я действовать так, как подсказывало отцовское сердце. Ника кой особой системы воспитания у меня, конечно, не было. Педагогическим да ром ни я, ни мать не обладаем. Но я был строг с сыном, ну а мать не раз бывало попустительствовала ему. Это понятно, на то и мать. Как-то, когда ему было четыре года; всей семьей поехали мы в воскресный день в Сокольники к прудам. Не успе ли расположиться, а Валька уже ока зался в одном из прудов и, нахлебав шись воды, стал тонуть. Не будь се стренки рядом, не знаю, чем бы эта история кончилась. Года через два взялся я учить его плавать. Прежде всего преподал ему урок теории и предложил затем попробовать. Смотрю, сын не торопится. Урок в Сокольниках ему, наверное, больше запомнился. Тогда, показав на островок в несколь ких метрах от берега, сказал: «Плыви!» — и бросил его в воду. Мне, конечно, страшнее было, чем ему. Не растерял ся Валя и кое-как добрался до цели. Так научил я сына плавать. В другой раз,— смеется Федор Фе дотович, — прибежала к нам взволно ванная соседка. Висит, говорит, ваш Валька на дерезе и не может слезть — повис на рубашке на верхнем суку. Молча, закусив губу, наблюдает, как внизу хлопочут соседки. На дождав шись помощи, так как взобраться на это дерево никому не удавалось, он рванулся и, продираясь сквозь густые ветки, свалился на землю. Вскочил и, прихрамывая, бросился наутек. — Ну как, больно? — спросил я его вечером, а вид у него был такой, точ но его через терку пропустили.—Это еще ничего, подбодрил я сына. Мне как-то пришлось много часов проле жать одному в степи с переломом бер цовой кости. Кулак, у ко торого я батрачил, вместо того, чтобы отвезти меня в больницу, пригласил зна харку. Так вот, пока не на чался у меня, как говорят в народе, антонов огонь, и не напугай кто-то кулака, что придется ему за пасту шонка отвечать перед Со ветской властью, он и не небрежительно звали воронежскими ла потниками?» И рассказал я ему в тот день всю свою жизнь. Рассказал и порадовался, заметив, что он будто вместе со мной переживает подробности этой жизни. Однажды я услыхал, как он говорил своим друзьям, пожалуй, даже с гор достью: «А мой отец когда-то пасту хом батрачил». Мою жизнь, жизнь ма тери сын принял и понял,— не скрызая удовлетворения, заключил Федор Фе дотович. Может быть, все это действительно и есть настоящая, жизнеутверждающая педагогика, подумалось мне. Ощуще ние кровной связи детей с судьбами, борьбой отцов способствует воспита нию цельного характера, самостоятель ного мышления и глубокой убежденно сти в том, что лишения и труд старше го поколения создали то, что называем мы сегодняшним днем нашей страны. Федор Федотович вначале удивился моей просьбе рассказать о своей жиз ни. Но, подумав, уступил и без всяких предисловий, не спеша, вспоминая де тали, стал рассказывать о трудной до роге крестьянского парнишки. Не один советский человек прошел такой путь и, может быть, потому эта повесть вол нует. В сорока километрах от Воронежа, на правом берегу Дона, у крутого взвоза раскинулось большое селение Сторожевое. Если смотреть вниз, по течению реки, то на одном берегу — высокие меловые горы, изрезанные оврагами, а на другом — заливные лу га и озера. За лугами, куда хватает глаз, поля, за ними дубовые рощи. Трава на лугах — в рост человека. А к покосу по берегам озер ежевики ви димо-невидимо. (Продолжение следует). И. о. редактора Н. СМОЛЬЯНИНОВ. Борисоглебский сельскохозяйственный техникум объявляет прием учащихся. Техникум готовит техников- механиков и техников-электриков. В техникум принимаются лица, имеющие об разование в объеменеполнойсредней (семилет ней и восьмилетней) или средней школ. Срок обучения с образованием неполной средней школы 4 года 5 месяцев. Сдесятилетним—2 года 10 месяцев. Поступающие подвергаются экзаменам на об щих основаниях. Заявления принимаются до 31 июля. Адрес: г. Борисоглебск. Советская, 11, ТРЕС ТУ «ЛИПЕЦКСТРОЙ» на особо важные стройки Липецкой Магнитки срочно требуются рабочие всех строительных спе циальностей, машинист экскаватора Э-155, а так же лица, не имеющие строительных специально стей для последующего обучения при учебном пункте треста. Одиноким предоставляется общежитие. Обращаться по адресу: остановка трамвая «ДЕПО», отдел кадров треста «Липецкстрой». Острогожский зооветеринарный техникум 1 О БЪЯВЛЯЕТ ПРИЕМ УЧАЩИХСЯ НА 1963—64 УЧЕБНЫЙ ГОД. Техникум готовит зоотехников и ветери нарных специалистов средней квалификации. На 1 курс принимаются лица, имеющие непол ное среднее образование, на 111 курс—лица, имею щие полное среднее образование. Лица, окончив шие 7, 8 и 9 классов, принимаются на I курс на общих основаниях. Срок обучения для поступающих на I курс 4 года, для поступающих на III курс 2 года 6 месяцев. Приемные экзамены для поступающих на I курс в объеме программы неполной средней школы: ПО РУССКОМУ Я ЗЫ КУ ПИСЬМЕННО (ДИКТАНТ) и МАТЕМАТИКЕ (ПИСЬМЕННО И УСТНО ); для поступающих на III курс в объеме программы средней школы: ПО РУССКО МУ Я ЗЫ КУ ПИСЬМЕННО (СОЧИНЕНИЕ) и МАТЕМАТИКЕ (ПИСЬМЕННО И УСТНО). Поступающие должны представить: ЗА ЯВЛ Е НИЕ О ПРИЕМЕ НА ИМЯ ДИРЕКТОРА Т Е Х НИКУМА, СВИДЕТЕЛЬСТВО ОБ ОКОНЧА НИИ ШКОЛЫ ИЛИ АТТЕСТАТ ЗРЕЛОСТИ (ТОЛЬКО В ПОДЛИННИКЕ), АВТОБИОГРА ФИЮ, ВЫПИСКУ ИЗ ТРУДОВОЙ книжки ИЛИ КНИЖКИ КОЛХОЗНИКА (ДЛЯ ИМЕЮ ЩИХ СТАЖ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ), СПРАВКУ О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ (ФОР МА №286). ТРИ ФОТОКАРТОЧКИ РАЗМЕРОМ 3 x 4 см (СНИМОК БЕЗ ГОЛОВНОГО УБОРА), КОПИЮ СВИДЕТЕЛЬСТВА О РОЖДЕНИИ . Прием заявлений и документов ДО 1 А В ГУ СТА 1963 ГОДА. Приемные экзамены С 1 ПО 20 АВГУСТА. Принятые в техникум обеспечиваются на об щих основаниях стипендией и общежитием. При техникуме работают подготовительные курсы с 15/УП по 30/V II 63 г. Адрес техникума: Г. ОСТРОГОЖСК ВОРО НЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ, ТЕЛЕФОН № 1—07. АДРЕС РЕДАКЦИИ : г. Липецк, Коммунальная пл., 44, ред. газеты «Ленинец». Телефоны: редактора — 33—53, ответственною секретаря — 34—13, вам, редактора, идеологический отдел—36—43, отделов: сельской молодежи —38—50, рабочей молодежи—35—38, писем и спорта—28—59, бухгалтерии— 34—46. АЭ 62585 Липецк, типография областного управления культуры, Зак. № 5161.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz