Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)

Б У Д Н И КОСМОНЯВТЯ-6 Валентина Терешкова перед тре­ нировкой и во время тренировки. За лесом, сотрясая тишину, раздался раскатистый звук. Нарастая, он перева­ лил через пригорок и понесся над вод­ ным простором вслед за реактивной громадой. В отблесках уходящего дня, запрокинув назад крылья, промчался реактивный самолет. И почти так же неожиданно, как появился, он ушел на восток, навстречу завтра, увлекая за собой громовой отзвук. — Мощь-то какая, — заметил Федор Федотович Быковский, провожая взгля­ дом едва заметную точку на пламене­ ющем горизонте, и смущенно добавил: Вот так всегда. Как увижу самолет, что-то внутри шелохнется, будто в каж­ дой такой громаде частица меня само­ го. Все это, наверное, оттого, что Валька летчик. Нет, я не жалею, что он летчик, сам ведь его «благословил». Федор Федотович говорит не спеша. Иногда теребит посеребренные усы, нет-нет да и улыбнется одними глаза­ ми. — Ты спрашиваешь, как Валя стал летчиком? Пожалуй, для нас с матерью это было неожиданностью. Срочную службу в армии я проходил на Балтий­ ском флоте. Было это в начале тридца­ тых. Так вот, Валя с детства тоже меч­ тал стать моряком. Но случилось так, что в его школе выступил как-то пред­ ставитель аэроклуба, агитируя старше­ классников учиться летать. Сын и еще двое его однокашников решили попро­ бовать. Но не тут-то было. Пока бега­ ли ребята в аэроклуб, проходили меди­ цинскую комиссию, домашние уроки, конечно, запустили. И Валя схватил двойку. Когда дело дошло до справки из школы, что нет возражений против занятий в аэроклубе, кто-то ему сказал: «Школа справки тебе не даст, как неус­ певающему». И, чтобы подтрунить, что ли, над ним, добавил: «Рожденный пол­ зать летать не может». Что было тогда с парнем! После этого разговора Валя ходил мрачный, задумчивый. — Федор Федо­ тович на мгновение умолкает, взвеши­ вая, оценивая прошедшее.— Впервые я таким его видел. Вгрызся в учебу. Ско­ ро получил справку. Одновременно с окончанием школы закончил аэроклуб. Валя. Спортсмен усиливает темп. Маль­ чишка бежит за ним, как привязанный. И вдруг на одном из поворотов под­ вела самодельная дорожка и тапочки без шипов. Зрители ахнули. «Мы с ма­ терью, прямо скажу, испугались, думал меня в больницу везти. А. болел я месяца три. Вот тогда-то было по- .настоящему больно, да так, что от боли не раз терял сознание, но терпел... Был у нас с ним такой случай: Валя вконец изгвоздил в футбол , новые са­ поги. Смотрю, прячут они их с матерью от меня. «Мне не сапоги й<алко,— ска­ зал я ему.—Но нужно бережливо, ак­ куратно относиться ко всем вещам. Це­ нить и свое и чуж'ое; и т руд и его плод». «Не нужны мне сапоги,— заявил Валя,— не буду их носить. Носите са­ ми». Вижу, не понял, обиделся парень. «А знаешь ли ты,— спросил я тогда Вальку,— почему я так ценю сапоги? Почему недоволен тобой? Я много лет в лаптях проходил. Знаешь, что такое лапти? Знаешь, что меня, моих братьев улыбается Федор Федотович,—грохнул- — твоих родственников — когда-то пре- ш ш ш Вспомнил Федор Федотозич лагерь в Пушкино под Москвой. Там все ребята и девчата самозабвенно увлекались спортом. Они построили себе стадион, по всем правилам разметили площад­ ки и сделали даже бегозую дорожку. В один из дней в лагера устроили спортивный праздник, пригласили роди­ телей, спортсменов. Начались соревно­ вания. В одном из забегов принял уча­ стие мастер спорта. Дан старт. След в след неотступно за спортсменом бежит 22 июня. 16.00 — Для де­ тей. Художественный фильм «Улица младшего сына». 17.45 — Объявление про­ граммы. 17.50 — «Неизве­ стные солдаты». Телевизи­ онный фильм. 18.30 — Те­ левизионные новости. 18.40 •— Художественный фильм «Баллада о солдате». 20.05 —. Новый документальный фильм «От весны до вес­ ны». 21.00 — Киножурнал «Новости дня». 21.10 — «Мастерам высоких урожа­ ев». Концерт. 22.00 — Теле­ визионные новости. 22.30— «На огонек». 23 июня. 12.30 — На про­ сторах Родины. Киноочерк «В колхозе «Новая жизнь». 12.50 — Для детей. Куколь­ ный фильм «Две иллюстра­ ции». 13.00 — Г. Бубель — «Как мы отдыхали». Теле­ визионный спектакль. Пе­ редача из Ленинграда, 13.25 — «33 пирога». Игры для детей. Передача из Ле­ нинграда. 15.45 — Объявле­ ние программы. 15.50 Для воинов Советской Ар­ мии и Флота. «Мы помним 1941-й». Репортаж из Крас­ нознаменного зала Цен­ трального Дома. Советской Армии. 17.00 — «Единство, сплоченность, дружба!». К Всемирному конгрессу .жен­ щин. 17.40 — «Музыкаль­ ный киоск». 18.00 — На стадионах и спортивных площадках. 19.10 — В эфи­ ре — «Молодость». Телеви­ зионный клуб молодежи. Передача из Ленинграда. 20.15 — Фестиваль телеви­ зионных фильмов и спек­ таклей. 3. Серебрянский — «Интернационал». Премьера телевизионного спектакля. 21.25 — «Пять минут по­ эзия». 21.30 — «Встреча с песней». Композитор В. Со- ловьев-СеДой. Передача из Ленинграда. 22.30 — Теле­ визионные новости. ся парень здорово, содрал кожу на но­ гах и руках, но, видим, вскочил и про­ должает бег. Ну, думаю, значит ничего опасного». — С того самого дня, как Валька стал ходить, всегда он был весь в си­ няках, царапинах, ссадинах,— рассказы­ вает Федор Федотович.— Баловался, но не ради бахвальства перед ребятами. Как, думаю, воспитывать его? С чего начинать? Запретить прыгать, лазить по деревьям, гонять в футбол? Попробуй! Чего доброго, станет неискренним, зам­ кнется. И стал я действовать так, как подсказывало отцовское сердце. Ника­ кой особой системы воспитания у меня, конечно, не было. Педагогическим да­ ром ни я, ни мать не обладаем. Но я был строг с сыном, ну а мать не раз бывало попустительствовала ему. Это понятно, на то и мать. Как-то, когда ему было четыре года; всей семьей поехали мы в воскресный день в Сокольники к прудам. Не успе­ ли расположиться, а Валька уже ока­ зался в одном из прудов и, нахлебав­ шись воды, стал тонуть. Не будь се­ стренки рядом, не знаю, чем бы эта история кончилась. Года через два взялся я учить его плавать. Прежде всего преподал ему урок теории и предложил затем попробовать. Смотрю, сын не торопится. Урок в Сокольниках ему, наверное, больше запомнился. Тогда, показав на островок в несколь­ ких метрах от берега, сказал: «Плыви!» — и бросил его в воду. Мне, конечно, страшнее было, чем ему. Не растерял­ ся Валя и кое-как добрался до цели. Так научил я сына плавать. В другой раз,— смеется Федор Фе­ дотович, — прибежала к нам взволно­ ванная соседка. Висит, говорит, ваш Валька на дерезе и не может слезть — повис на рубашке на верхнем суку. Молча, закусив губу, наблюдает, как внизу хлопочут соседки. На дождав­ шись помощи, так как взобраться на это дерево никому не удавалось, он рванулся и, продираясь сквозь густые ветки, свалился на землю. Вскочил и, прихрамывая, бросился наутек. — Ну как, больно? — спросил я его вечером, а вид у него был такой, точ­ но его через терку пропустили.—Это еще ничего, подбодрил я сына. Мне как-то пришлось много часов проле­ жать одному в степи с переломом бер­ цовой кости. Кулак, у ко­ торого я батрачил, вместо того, чтобы отвезти меня в больницу, пригласил зна­ харку. Так вот, пока не на­ чался у меня, как говорят в народе, антонов огонь, и не напугай кто-то кулака, что придется ему за пасту­ шонка отвечать перед Со­ ветской властью, он и не небрежительно звали воронежскими ла­ потниками?» И рассказал я ему в тот день всю свою жизнь. Рассказал и порадовался, заметив, что он будто вместе со мной переживает подробности этой жизни. Однажды я услыхал, как он говорил своим друзьям, пожалуй, даже с гор­ достью: «А мой отец когда-то пасту­ хом батрачил». Мою жизнь, жизнь ма­ тери сын принял и понял,— не скрызая удовлетворения, заключил Федор Фе­ дотович. Может быть, все это действительно и есть настоящая, жизнеутверждающая педагогика, подумалось мне. Ощуще­ ние кровной связи детей с судьбами, борьбой отцов способствует воспита­ нию цельного характера, самостоятель­ ного мышления и глубокой убежденно­ сти в том, что лишения и труд старше­ го поколения создали то, что называем мы сегодняшним днем нашей страны. Федор Федотович вначале удивился моей просьбе рассказать о своей жиз­ ни. Но, подумав, уступил и без всяких предисловий, не спеша, вспоминая де­ тали, стал рассказывать о трудной до­ роге крестьянского парнишки. Не один советский человек прошел такой путь и, может быть, потому эта повесть вол­ нует. В сорока километрах от Воронежа, на правом берегу Дона, у крутого взвоза раскинулось большое селение Сторожевое. Если смотреть вниз, по течению реки, то на одном берегу — высокие меловые горы, изрезанные оврагами, а на другом — заливные лу­ га и озера. За лугами, куда хватает глаз, поля, за ними дубовые рощи. Трава на лугах — в рост человека. А к покосу по берегам озер ежевики ви­ димо-невидимо. (Продолжение следует). И. о. редактора Н. СМОЛЬЯНИНОВ. Борисоглебский сельскохозяйственный техникум объявляет прием учащихся. Техникум готовит техников- механиков и техников-электриков. В техникум принимаются лица, имеющие об­ разование в объеменеполнойсредней (семилет­ ней и восьмилетней) или средней школ. Срок обучения с образованием неполной средней школы 4 года 5 месяцев. Сдесятилетним—2 года 10 месяцев. Поступающие подвергаются экзаменам на об­ щих основаниях. Заявления принимаются до 31 июля. Адрес: г. Борисоглебск. Советская, 11, ТРЕС ТУ «ЛИПЕЦКСТРОЙ» на особо важные стройки Липецкой Магнитки срочно требуются рабочие всех строительных спе­ циальностей, машинист экскаватора Э-155, а так­ же лица, не имеющие строительных специально­ стей для последующего обучения при учебном пункте треста. Одиноким предоставляется общежитие. Обращаться по адресу: остановка трамвая «ДЕПО», отдел кадров треста «Липецкстрой». Острогожский зооветеринарный техникум 1 О БЪЯВЛЯЕТ ПРИЕМ УЧАЩИХСЯ НА 1963—64 УЧЕБНЫЙ ГОД. Техникум готовит зоотехников и ветери­ нарных специалистов средней квалификации. На 1 курс принимаются лица, имеющие непол­ ное среднее образование, на 111 курс—лица, имею­ щие полное среднее образование. Лица, окончив­ шие 7, 8 и 9 классов, принимаются на I курс на общих основаниях. Срок обучения для поступающих на I курс 4 года, для поступающих на III курс 2 года 6 месяцев. Приемные экзамены для поступающих на I курс в объеме программы неполной средней школы: ПО РУССКОМУ Я ЗЫ КУ ПИСЬМЕННО (ДИКТАНТ) и МАТЕМАТИКЕ (ПИСЬМЕННО И УСТНО ); для поступающих на III курс в объеме программы средней школы: ПО РУССКО­ МУ Я ЗЫ КУ ПИСЬМЕННО (СОЧИНЕНИЕ) и МАТЕМАТИКЕ (ПИСЬМЕННО И УСТНО). Поступающие должны представить: ЗА ЯВЛ Е ­ НИЕ О ПРИЕМЕ НА ИМЯ ДИРЕКТОРА Т Е Х ­ НИКУМА, СВИДЕТЕЛЬСТВО ОБ ОКОНЧА­ НИИ ШКОЛЫ ИЛИ АТТЕСТАТ ЗРЕЛОСТИ (ТОЛЬКО В ПОДЛИННИКЕ), АВТОБИОГРА­ ФИЮ, ВЫПИСКУ ИЗ ТРУДОВОЙ книжки ИЛИ КНИЖКИ КОЛХОЗНИКА (ДЛЯ ИМЕЮ­ ЩИХ СТАЖ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ), СПРАВКУ О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ (ФОР­ МА №286). ТРИ ФОТОКАРТОЧКИ РАЗМЕРОМ 3 x 4 см (СНИМОК БЕЗ ГОЛОВНОГО УБОРА), КОПИЮ СВИДЕТЕЛЬСТВА О РОЖДЕНИИ . Прием заявлений и документов ДО 1 А В ГУ ­ СТА 1963 ГОДА. Приемные экзамены С 1 ПО 20 АВГУСТА. Принятые в техникум обеспечиваются на об­ щих основаниях стипендией и общежитием. При техникуме работают подготовительные курсы с 15/УП по 30/V II 63 г. Адрес техникума: Г. ОСТРОГОЖСК ВОРО­ НЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ, ТЕЛЕФОН № 1—07. АДРЕС РЕДАКЦИИ : г. Липецк, Коммунальная пл., 44, ред. газеты «Ленинец». Телефоны: редактора — 33—53, ответственною секретаря — 34—13, вам, редактора, идеологический отдел—36—43, отделов: сельской молодежи —38—50, рабочей молодежи—35—38, писем и спорта—28—59, бухгалтерии— 34—46. АЭ 62585 Липецк, типография областного управления культуры, Зак. № 5161.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz