Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)

75 лет со дня рождения В. В. Куйбышева Пламенный революционер Валериан Куйбышев принадлежал к поколению профессиональных револю­ ционеров, которое воспитал Ленин. Этому поколению пришлось выдержать на своих плечах неимоверную тяжесть борьбы за социалистическую револю­ цию. В 1904 году, едва Валериану исполни­ лось шестнадцать лет, он вступил в Омскую социал-демократическую ор­ ганизацию и с тех пор на всю жизнь неразрывно связал себя с рабочим клас­ сом, его авангардом — партией боль­ шевиков, Революция 1905 года застает его в Петербурге. Несмотря на свою юность, он пользуется известностью среди партийных работников, распро­ страняет нелегальную литературу, а затем по заданию большевистского ко­ митета организует транспортировку и хранение оружия, которое предназна­ чалось для декабрьского вооруженного восстания в Москве. На протяжении всего 1905 года Вале­ риан Куйбышев активно участвует в жизни петербургской партийной орга­ низации. Совместно с другими соратниками Ленина Валериан Куйбышев организует поволжскую большевистскую конфе­ ренцию. Вскоре после этого вновь аре­ стовывается и высылается на пять лет в Туруханский край. На пути в ссылку, в этапной избе села Бобровка на Крас­ ноярско-Енисейском тракте, Куйбы­ шева и его товарищей застает февраль­ ская революция. Куйбышев смело ри­ нулся в ее бурный поток. Невозможно представить себе вос­ становление и развитие народного хо­ зяйства Советской страны без участия Куйбышева. С первых дней мирного строительства партия поручает ему ответственнейшие посты. В мае 1921 года он назначается членом президиу­ ма ВСНХ, начальником Главэлектро и с присущей ему энергией борется за осуществление ленинского плана электрификации страны. На X съезде Коммунистической пар­ тии Куйбышев избирается кандидатом, на XI съезде — членом и секретарем Центрального Комитета партии. Когда по предложению В. И. Ленина были созданы Центральная Контроль­ ная Комиссия (ЦКК) и Наркомат Рабо­ че-Крестьянской инспекции (РКП), во главе этого объединенного органа, ко­ торому Ленин придавал громадное значение, партия ставит Куйбышева. А в 1926 году после смерти Ф. Э. Дзер­ жинского он назначается председате­ лем ВСНХ. Возглавляя Высший Совет народного хозяйства, а с 1930 года — Госплан СССР и будучи заместителем предсе­ дателя Совета Народных Комиссаров и Совета Труда и Обороны СССР, Куй­ бышев сыграл выдающуюся роль в де­ ле индустриализации страны и рекон­ струкции всего народного хозяйства. Отличительной чертой его как го­ сударственного деятеля была энцикло­ педическая осведомленность об эконо­ мике страны. С именем Куйбышева связана разработка и осуществление первого пятилетнего плана, проектиро­ вание второй пятилетки. Валериан Куйбышев скончался 25 ян­ варя 1935 года. Еще за час до смерти он проводил заседание. Он умер в полном расцвете сил, и самое поня­ тие смерти по отношению к нему каза­ лось какой-то нелепой и жестокой бес­ смыслицей. На смерть пламенного революционе­ ра откликнулись трудящиеся многих стран. Центральный Комитет Француз­ ской коммунистической партии писал в редакцию газеты «Рабочая Москва»: «Куйбышев боец, выросший в пла­ менных боях пролетарской революции, уходит в момент, когда несравненные успехи увенчивают великолепное де­ ло, которому он посвятил свою жизнь, в тот момент, когда страна пролетар­ ской диктатуры, обширная, как целый мир, грандиозно индустриализирован­ ная, с уверенностью и достоинством движется к сверкающему будущему со­ циалистического бесклассового обще­ ства». Николай НЕЛИДОВ. (АПН). кулис О Райкине из-за Без улыбки на Аркадия Райкина не ходят. Такая уж у него слава — улыбча- тая. Во время его спектак­ лей каждую минуту зал, переполненный зрителями, взрывается аплодисмента­ ми. И так до последней ми­ ниатюры, до последнего по­ клона артиста. И зритель заранее знает, что будет весело, и зара­ нее улыбается. Ну, а каков Райк-ин там, где его не ви­ дит зритель? За кулисами театра, по ту сторону апло­ дисментов? Прозвенел тре­ тий звонок, и я поднялся за кули­ сы. Все были в сборе — и актеры, и рабочие сцены, и реквизитор. За закрытым занаве­ сом слышался шум зрительного зала. Последние мгно­ вения перед спек­ таклем. Звучит увертюра. Кажет­ ся, все за сценой должно застыть в тревожном ожида­ нии. Но актеры, сбившись веселой группкой, уже го­ товые шагнуть к рампе, спешат до­ сказать друг дру­ гу недосказанные не похоже на то, что было секунду назад. Только что был очень веселый человек, а здесь сидит тупой бюро­ крат. Способность Райкина перевоплощаться, совершать моментальные метаморфозы стала нарицательной. Осо­ бенно любят зрители, когда Райкин начинает работать с масками. Сколько раз мне приходилось слышать вос­ торженные возгласы «Ну, как он это делает? Как?» Как он это делает? Я ду­ маю, что Аркадий Райкин не будет на меня в боль- новости. И лишь у правой кулисы молчаливо стоит красивый человек с седой прядкой в черных волосах. Аркадий Райкин. Он делает несколь­ ко балетных па, выпивает глоток воды и тревожным взглядом окидывает кули­ сы: все ли в порядке. Не­ задолго до спектакля он говорил мне, что перед каж­ дым выходом на сцену вол­ нуется, как перед первым дебютом. Зритель подготовлен к встрече заранее — он зна­ ет, что Райкин не может подвести. Такое предраспо­ ложение зрителя у иного актера породило бы само­ уверенность: зритель любит — зритель простит. У ино­ го, но не у Райкина. Мне рассказывали, каким стро­ гим бывает этот в общем очень добрый человек на репетициях. Строгим к себе и строгим к другим. Но вот занавес раскрыл­ ся, и Райкин преобразился. Его лицо уже совершенно шой обиде, если ц расска­ жу о том, что я увидел. В одной миниатюре Рай­ кин играл двух героев. По­ жилого, интеллигентного профессора и наглого раз­ битного чинушу. Причем, как только уходил один, моментально появлялся вто­ рой. Действие проходило на фоне ширмы, разрисо­ ванной под книжную пол­ ку. За этой ширмой полу­ кругом расселись незаня­ тые артисты театра. У каж­ дого в руках части костю­ ма одного из героев. Рай­ кин — профессор нетороп­ ливой походкой уходит за ширму. Райкин — актер бе­ жит вдоль ширмы, и на хо­ ду на него надевают пид­ жак, вручают плащ, шляпу и портфель, прикрепляют парик, и вот уже Райкин— чинуша появляется на сце­ не. Я засекал по часам — на все превращение ушло две секунды. Но Райкин не был бы Райкиным, если бы он ограничивался чисто внешней стороной транс­ формации. За эти две се­ кунды старый, немного на­ ивный, чуть рассеянный и очень симпатичный ученый преобразился в молодого, наглого дурака. Внешне, го­ лосом и внутренней психо­ логией. Райкин перевоплощает­ ся даже тогда, когда, каза­ лось бы, в этом нет ника­ кой необходимости. В той же миниатюре профессор и чинуша, наконец, встреча­ ются за ширмой. Между ними идет диалог. Около полутора минут зритель не видит Райкина, а Райкин не видит зрителя. И эти полторы минуты артист продолжает играть. Играть не только голосом, но и каждым мускулом своего лица. Играть так, как буд­ то он стоит у рампы. По­ сле спектакля я спросил его, зачем он это делает, ведь зритель все равно не видит созданного им обра­ за. «Но зато он его слы­ шит», — ответил артист. Райкин не может не иг­ рать. Даже находясь за ку­ лисами, он продолжает играть за тех, кто сейчас перед зрителем. Мне рас­ сказывали, что однажды он даже упал точно так же, как это сделал актер на подмостках. Во время од­ ной из миниатюр я стоял с ним у кулисы и смотрел на сцену. Оттуда раздавал­ ся оглушительный лай. Ми­ ниатюра называлась «Со­ баки». Вдруг рядом послы­ шалось тонкое, визгливое тявканье. Я оглянулся. Ко­ нечно, никакой собаки не было. А тявканье продол­ жалось. Я посмотрел на Райкина. Вытянувшись впе­ ред, весь напружинившись, он самозабвенно тявкал. Потом повернулся и ска­ зал: «Ну как они лают? Вот как надо!» И снова из- за кулис понеслось в общий хор собак тонкое и нахаль­ ное тявканье. Потом я пошел в зри­ тельный зал. Веселая ат­ мосфера праздника захле­ стнула его до краев. И я подумал, что она не могла бы быть такой жизнерадо­ стной и искренней, если бы не было всего того, что находится по ту сторону аплодисментов, Михаил СТОЯНОВ. (АПН ). * ПРИКЛЮЧЕНИЕ ИХТИОЛОГОВ Некоторое время тому назад чет­ веро американских ихтиологов выш­ ли из бухты Сан-Диего на неболь­ шом суденышке в океан к безымян­ ному островку для сбора ракооб­ разных. Один из ихтиологов, Чарльз Никлин, решил обследовать отмель. Его внимание привлек предмет про­ долговатой, обтекаемой формы, ко­ лыхавшийся на небольшой волне. Как только ихтиолог, одетый в гидрокостюм и вооруженный аква­ лангом, обогнул небольшой зубец выступавшей из воды скалы, он по­ нял, что перед ним не «предмет», а живой кит-полосатик, запутавшийся в рыболовной сети. Пораженный своей находкой ихтиолог что есть духу зашлепал по воде ластами, же­ лая скорее сообщить новость своим коллегам. Выслушав рассказ Чарль­ за, ихтиологи последовали за ним. При виде приближающихся к нему людей кит беспокойно зашевелился, но, видимо, раздумав нырять, успо­ коился. С некоторой опаской ихтио­ логи все ближе и ближе подплыва­ ли к киту. Вот уже хорошо видна его глянцевитая кожа. — Наконец, мы так близко под­ плыли к киту, — рассказывал впо­ следствии Никлин, — что могли до­ тронуться до него рукой. Мой това­ рищ не удержался и похлопал кита по мокрому и гладкому боку. Нам казалось, что он не способен реагировать на такое прикосновение, но неожиданно увидели, что глаз кита следит за нашими движениями. Портрет на... машинке В дни героического рейса Юрия Гагарина в просторы Вселенной румынская ма­ шинистка Жоржетта Сарру напечатала портрет космо­ навта № 1 на пишущей ма­ шинке. Это вызвало у Людмилы Осиповой, работницы Киро­ воградского областного го­ сударственного архива, вос­ хищение. Не раз она пыта­ лась сделать то же самое. Самый удачный портрет космонавта она отправила в его адрес. Вскоре после этого маши­ нистка напечатала портрет Фиделя Кастро и отправи­ ла его на Кубу. (АПН). Спокойное поведение кита, если не сказать добродушие, вселило в нас уверенность, что у него добрый нрав, и мы спокойно проплыли во­ круг его тела. Кто-то из нас предло­ жил взобраться на кита и прогулять­ ся по спине. Мы поочередно, шлепая ластами, совершили «восхождение» на эту гору жира и мяса. Кит вновь изогнулся, но тут же успокоился, и мы опять услышали мерное всхли­ пывание-сопение. Дерзкие пришель­ цы потеребили его небольшой спин­ ной плавник, заглянули в отверстия дыхала и посидели на глянцевитой покатой спине. Разглядывая опутавшие огромное тело кита сети, ихтиологи нашли в их ячейках несколько десятков рыб — в основном это были сельди. Ста­ ло ясно, каким образом кит был «пойман» в сети. Он, видимо, решил полакомиться сельдью, не утруждая себя ее добычей. Наткнувшись на сети рыбаков, унесенные недавним штормом, кит начал «выбирать» по­ павшуюся в сеть рыбу. Наевшись, он стал резвиться и накрутил на себя сеть. Сфотографировавшись на ките, натуралисты решили освободить пленника, разрезав сеть. Кит не сра­ зу почувствовал свободу. Некоторое время он лежал, а затем спокойно, слегка изогнув спину и махнув «на прощанье» хвостом, нырнул в глуби­ ну. Валентин ГЕО РГИ ЕВ . (ТАСС ). * 6 июня. 18.00 — Для школьников. «Жизнь сделать с кого». В. В. Куйбышев. 18.50 — Те­ левизионные новости. 19.00 — И' Куприянов— «Сын века». Спектакль . драматического театра | имени Н. В. Гоголя. В перерыве — «Пять ми­ нут поэзии». 21.45 « Эс­ тафета новостей». 7 июня. 12.00 — Ки­ норепортаж о наших днях. 12.10—Киноочерк «Поэма о красном гал­ стуке». 17.40 — Для де­ тей. «Приходи, сказка». «Сказка о спящей кра­ савице». Венгерский ку­ кольный фильм. 18.15 — Для школьников. «Во [дворе идет игра». 18.50 — Телевизионные ново­ сти. 19.00 — «К всесо­ юзному смотру художе­ ственной самодеятельно­ сти. Концерт участни­ ков художественной са­ модеятельности Львов­ ской области. Переда­ ча из Киева. 19.50 —■ «Незабываемые кино­ ленты». Художествен­ ный фильм «Чапаев». 21.20 — «Экран боль­ шой химии». 22.20 — «Признание народа». Народный художник СССР У. Джапаридзе. 22.30 — Телевизионные новости. И. о. редактора Н. СМОЛЬЯНИНОВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк Коммунальная пл., 44, ред. газеты «Ленинец». Телефоны: редактора — 33—53, ответственною секретаря — 34—13 эам. редактора, идеологический отдел- 3 6 - 4 3 , отделов: сельской молодежи - 3 8 -5 0 , рабочей молодежи—35-38, писем и спорта-28-59, бухюлтерии- 34-46. АЭ 63685 Липецк, типография областного управления культуры. За к. № 4694

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz