Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)
75 лет со дня рождения В. В. Куйбышева Пламенный революционер Валериан Куйбышев принадлежал к поколению профессиональных револю ционеров, которое воспитал Ленин. Этому поколению пришлось выдержать на своих плечах неимоверную тяжесть борьбы за социалистическую револю цию. В 1904 году, едва Валериану исполни лось шестнадцать лет, он вступил в Омскую социал-демократическую ор ганизацию и с тех пор на всю жизнь неразрывно связал себя с рабочим клас сом, его авангардом — партией боль шевиков, Революция 1905 года застает его в Петербурге. Несмотря на свою юность, он пользуется известностью среди партийных работников, распро страняет нелегальную литературу, а затем по заданию большевистского ко митета организует транспортировку и хранение оружия, которое предназна чалось для декабрьского вооруженного восстания в Москве. На протяжении всего 1905 года Вале риан Куйбышев активно участвует в жизни петербургской партийной орга низации. Совместно с другими соратниками Ленина Валериан Куйбышев организует поволжскую большевистскую конфе ренцию. Вскоре после этого вновь аре стовывается и высылается на пять лет в Туруханский край. На пути в ссылку, в этапной избе села Бобровка на Крас ноярско-Енисейском тракте, Куйбы шева и его товарищей застает февраль ская революция. Куйбышев смело ри нулся в ее бурный поток. Невозможно представить себе вос становление и развитие народного хо зяйства Советской страны без участия Куйбышева. С первых дней мирного строительства партия поручает ему ответственнейшие посты. В мае 1921 года он назначается членом президиу ма ВСНХ, начальником Главэлектро и с присущей ему энергией борется за осуществление ленинского плана электрификации страны. На X съезде Коммунистической пар тии Куйбышев избирается кандидатом, на XI съезде — членом и секретарем Центрального Комитета партии. Когда по предложению В. И. Ленина были созданы Центральная Контроль ная Комиссия (ЦКК) и Наркомат Рабо че-Крестьянской инспекции (РКП), во главе этого объединенного органа, ко торому Ленин придавал громадное значение, партия ставит Куйбышева. А в 1926 году после смерти Ф. Э. Дзер жинского он назначается председате лем ВСНХ. Возглавляя Высший Совет народного хозяйства, а с 1930 года — Госплан СССР и будучи заместителем предсе дателя Совета Народных Комиссаров и Совета Труда и Обороны СССР, Куй бышев сыграл выдающуюся роль в де ле индустриализации страны и рекон струкции всего народного хозяйства. Отличительной чертой его как го сударственного деятеля была энцикло педическая осведомленность об эконо мике страны. С именем Куйбышева связана разработка и осуществление первого пятилетнего плана, проектиро вание второй пятилетки. Валериан Куйбышев скончался 25 ян варя 1935 года. Еще за час до смерти он проводил заседание. Он умер в полном расцвете сил, и самое поня тие смерти по отношению к нему каза лось какой-то нелепой и жестокой бес смыслицей. На смерть пламенного революционе ра откликнулись трудящиеся многих стран. Центральный Комитет Француз ской коммунистической партии писал в редакцию газеты «Рабочая Москва»: «Куйбышев боец, выросший в пла менных боях пролетарской революции, уходит в момент, когда несравненные успехи увенчивают великолепное де ло, которому он посвятил свою жизнь, в тот момент, когда страна пролетар ской диктатуры, обширная, как целый мир, грандиозно индустриализирован ная, с уверенностью и достоинством движется к сверкающему будущему со циалистического бесклассового обще ства». Николай НЕЛИДОВ. (АПН). кулис О Райкине из-за Без улыбки на Аркадия Райкина не ходят. Такая уж у него слава — улыбча- тая. Во время его спектак лей каждую минуту зал, переполненный зрителями, взрывается аплодисмента ми. И так до последней ми ниатюры, до последнего по клона артиста. И зритель заранее знает, что будет весело, и зара нее улыбается. Ну, а каков Райк-ин там, где его не ви дит зритель? За кулисами театра, по ту сторону апло дисментов? Прозвенел тре тий звонок, и я поднялся за кули сы. Все были в сборе — и актеры, и рабочие сцены, и реквизитор. За закрытым занаве сом слышался шум зрительного зала. Последние мгно вения перед спек таклем. Звучит увертюра. Кажет ся, все за сценой должно застыть в тревожном ожида нии. Но актеры, сбившись веселой группкой, уже го товые шагнуть к рампе, спешат до сказать друг дру гу недосказанные не похоже на то, что было секунду назад. Только что был очень веселый человек, а здесь сидит тупой бюро крат. Способность Райкина перевоплощаться, совершать моментальные метаморфозы стала нарицательной. Осо бенно любят зрители, когда Райкин начинает работать с масками. Сколько раз мне приходилось слышать вос торженные возгласы «Ну, как он это делает? Как?» Как он это делает? Я ду маю, что Аркадий Райкин не будет на меня в боль- новости. И лишь у правой кулисы молчаливо стоит красивый человек с седой прядкой в черных волосах. Аркадий Райкин. Он делает несколь ко балетных па, выпивает глоток воды и тревожным взглядом окидывает кули сы: все ли в порядке. Не задолго до спектакля он говорил мне, что перед каж дым выходом на сцену вол нуется, как перед первым дебютом. Зритель подготовлен к встрече заранее — он зна ет, что Райкин не может подвести. Такое предраспо ложение зрителя у иного актера породило бы само уверенность: зритель любит — зритель простит. У ино го, но не у Райкина. Мне рассказывали, каким стро гим бывает этот в общем очень добрый человек на репетициях. Строгим к себе и строгим к другим. Но вот занавес раскрыл ся, и Райкин преобразился. Его лицо уже совершенно шой обиде, если ц расска жу о том, что я увидел. В одной миниатюре Рай кин играл двух героев. По жилого, интеллигентного профессора и наглого раз битного чинушу. Причем, как только уходил один, моментально появлялся вто рой. Действие проходило на фоне ширмы, разрисо ванной под книжную пол ку. За этой ширмой полу кругом расселись незаня тые артисты театра. У каж дого в руках части костю ма одного из героев. Рай кин — профессор нетороп ливой походкой уходит за ширму. Райкин — актер бе жит вдоль ширмы, и на хо ду на него надевают пид жак, вручают плащ, шляпу и портфель, прикрепляют парик, и вот уже Райкин— чинуша появляется на сце не. Я засекал по часам — на все превращение ушло две секунды. Но Райкин не был бы Райкиным, если бы он ограничивался чисто внешней стороной транс формации. За эти две се кунды старый, немного на ивный, чуть рассеянный и очень симпатичный ученый преобразился в молодого, наглого дурака. Внешне, го лосом и внутренней психо логией. Райкин перевоплощает ся даже тогда, когда, каза лось бы, в этом нет ника кой необходимости. В той же миниатюре профессор и чинуша, наконец, встреча ются за ширмой. Между ними идет диалог. Около полутора минут зритель не видит Райкина, а Райкин не видит зрителя. И эти полторы минуты артист продолжает играть. Играть не только голосом, но и каждым мускулом своего лица. Играть так, как буд то он стоит у рампы. По сле спектакля я спросил его, зачем он это делает, ведь зритель все равно не видит созданного им обра за. «Но зато он его слы шит», — ответил артист. Райкин не может не иг рать. Даже находясь за ку лисами, он продолжает играть за тех, кто сейчас перед зрителем. Мне рас сказывали, что однажды он даже упал точно так же, как это сделал актер на подмостках. Во время од ной из миниатюр я стоял с ним у кулисы и смотрел на сцену. Оттуда раздавал ся оглушительный лай. Ми ниатюра называлась «Со баки». Вдруг рядом послы шалось тонкое, визгливое тявканье. Я оглянулся. Ко нечно, никакой собаки не было. А тявканье продол жалось. Я посмотрел на Райкина. Вытянувшись впе ред, весь напружинившись, он самозабвенно тявкал. Потом повернулся и ска зал: «Ну как они лают? Вот как надо!» И снова из- за кулис понеслось в общий хор собак тонкое и нахаль ное тявканье. Потом я пошел в зри тельный зал. Веселая ат мосфера праздника захле стнула его до краев. И я подумал, что она не могла бы быть такой жизнерадо стной и искренней, если бы не было всего того, что находится по ту сторону аплодисментов, Михаил СТОЯНОВ. (АПН ). * ПРИКЛЮЧЕНИЕ ИХТИОЛОГОВ Некоторое время тому назад чет веро американских ихтиологов выш ли из бухты Сан-Диего на неболь шом суденышке в океан к безымян ному островку для сбора ракооб разных. Один из ихтиологов, Чарльз Никлин, решил обследовать отмель. Его внимание привлек предмет про долговатой, обтекаемой формы, ко лыхавшийся на небольшой волне. Как только ихтиолог, одетый в гидрокостюм и вооруженный аква лангом, обогнул небольшой зубец выступавшей из воды скалы, он по нял, что перед ним не «предмет», а живой кит-полосатик, запутавшийся в рыболовной сети. Пораженный своей находкой ихтиолог что есть духу зашлепал по воде ластами, же лая скорее сообщить новость своим коллегам. Выслушав рассказ Чарль за, ихтиологи последовали за ним. При виде приближающихся к нему людей кит беспокойно зашевелился, но, видимо, раздумав нырять, успо коился. С некоторой опаской ихтио логи все ближе и ближе подплыва ли к киту. Вот уже хорошо видна его глянцевитая кожа. — Наконец, мы так близко под плыли к киту, — рассказывал впо следствии Никлин, — что могли до тронуться до него рукой. Мой това рищ не удержался и похлопал кита по мокрому и гладкому боку. Нам казалось, что он не способен реагировать на такое прикосновение, но неожиданно увидели, что глаз кита следит за нашими движениями. Портрет на... машинке В дни героического рейса Юрия Гагарина в просторы Вселенной румынская ма шинистка Жоржетта Сарру напечатала портрет космо навта № 1 на пишущей ма шинке. Это вызвало у Людмилы Осиповой, работницы Киро воградского областного го сударственного архива, вос хищение. Не раз она пыта лась сделать то же самое. Самый удачный портрет космонавта она отправила в его адрес. Вскоре после этого маши нистка напечатала портрет Фиделя Кастро и отправи ла его на Кубу. (АПН). Спокойное поведение кита, если не сказать добродушие, вселило в нас уверенность, что у него добрый нрав, и мы спокойно проплыли во круг его тела. Кто-то из нас предло жил взобраться на кита и прогулять ся по спине. Мы поочередно, шлепая ластами, совершили «восхождение» на эту гору жира и мяса. Кит вновь изогнулся, но тут же успокоился, и мы опять услышали мерное всхли пывание-сопение. Дерзкие пришель цы потеребили его небольшой спин ной плавник, заглянули в отверстия дыхала и посидели на глянцевитой покатой спине. Разглядывая опутавшие огромное тело кита сети, ихтиологи нашли в их ячейках несколько десятков рыб — в основном это были сельди. Ста ло ясно, каким образом кит был «пойман» в сети. Он, видимо, решил полакомиться сельдью, не утруждая себя ее добычей. Наткнувшись на сети рыбаков, унесенные недавним штормом, кит начал «выбирать» по павшуюся в сеть рыбу. Наевшись, он стал резвиться и накрутил на себя сеть. Сфотографировавшись на ките, натуралисты решили освободить пленника, разрезав сеть. Кит не сра зу почувствовал свободу. Некоторое время он лежал, а затем спокойно, слегка изогнув спину и махнув «на прощанье» хвостом, нырнул в глуби ну. Валентин ГЕО РГИ ЕВ . (ТАСС ). * 6 июня. 18.00 — Для школьников. «Жизнь сделать с кого». В. В. Куйбышев. 18.50 — Те левизионные новости. 19.00 — И' Куприянов— «Сын века». Спектакль . драматического театра | имени Н. В. Гоголя. В перерыве — «Пять ми нут поэзии». 21.45 « Эс тафета новостей». 7 июня. 12.00 — Ки норепортаж о наших днях. 12.10—Киноочерк «Поэма о красном гал стуке». 17.40 — Для де тей. «Приходи, сказка». «Сказка о спящей кра савице». Венгерский ку кольный фильм. 18.15 — Для школьников. «Во [дворе идет игра». 18.50 — Телевизионные ново сти. 19.00 — «К всесо юзному смотру художе ственной самодеятельно сти. Концерт участни ков художественной са модеятельности Львов ской области. Переда ча из Киева. 19.50 —■ «Незабываемые кино ленты». Художествен ный фильм «Чапаев». 21.20 — «Экран боль шой химии». 22.20 — «Признание народа». Народный художник СССР У. Джапаридзе. 22.30 — Телевизионные новости. И. о. редактора Н. СМОЛЬЯНИНОВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк Коммунальная пл., 44, ред. газеты «Ленинец». Телефоны: редактора — 33—53, ответственною секретаря — 34—13 эам. редактора, идеологический отдел- 3 6 - 4 3 , отделов: сельской молодежи - 3 8 -5 0 , рабочей молодежи—35-38, писем и спорта-28-59, бухюлтерии- 34-46. АЭ 63685 Липецк, типография областного управления культуры. За к. № 4694
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz