Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)
ВЕТЕР растормошил волосы, снова бросил спутанные пряди на глаза, но парень больше не поправлял их. Пере ломив толстый стебель, он так и сто ял, смешно уставив глаза на бригадира. — Талисман, говоришь? Шутишь, на верно. — Честное слово. А ты думаешь, что тот, кто не обладает им, вырастит такую кукурузу? Тут дело не простое. Не каждому такое по плечу. Паренек еще более вцепился глаза ми в обветренное, уже не молодое лицо бригадира, искривленное горько ватой усмешкой. — Только тем, у кого есть талисман, да? — Ну, конечно. — А где он его взял? — Э, где? Владимир знает, что где взять. — А какой он, талисман? — Со слов вряд ли поймешь, Это такая штучка, что ее посмотреть надо, со всех сторон обследовать, дружище. По команде бригадира безусые ре монтники попрыгали в кузов грузови ка, и машина запылила в сторону Фамино-Негачевки. Грузовик превратился в точку, по том скрылся из виду, а здесь, где только что он стоял, шумел кукуруз ный лес. Зачем тот человек не утолил жажду Им было одинаково гру стно — выпускникам - де сятиклассникам и тем, на чьих глазах каждый поз вонил в последний раз в бронзовый школьный ко локольчик. Так бывает, когда расстаются близкие люди, которых роднит един ство душ, чьи мечты бегут, перекрыв расстояннл и время. На десятиклассников смотрели, как на именин ников, отмечающих радост ный свой юбилей на вок зале за несколько минут до отхода поезда. Вот-вот ударит вокзальный коло кол, но, несмотря на грусть расставания, в эти торже ственные минуты царило и другое чувство: последний школьный звонок — пер вый звонок в жизнь. Шко ла дала знания, старшие товарищи передали свой опыт, теперь настало вре мя творить, выдумывать, пробовать, идти дорогой побед, нести в бурлящую жизнь пламя своей души, пламя юности. Не раз уже провожала в первый путь своих пи томцев Лариса Михайлов на Лебедева. Каждый раз по было больно расставаться с ними, потому что в каждом—кусочек ее серд ца. Вот они стоят, всем духом своей молодости не терпеливо рвущиеся в увлекательное путешествие, в мир труда и открытий. Они верят, что в мире нет неразрешимых загадок, что каждый может все: усми рить непокорную горную реку и расщепить атом, вырастить пшеницу строить космиче ский корабль. Весь пройденный путь — подготовка к этому. Вот счастливо подставляет лицо солнцу Лариса Парамонова, бес сменный староста класса. От ее при сутствия всегда всем было тепло всех у нее находилось доб рое слово. Она уже не делит свои мечты на до ступные и недоступные. Предстоит еще один этап жизни — биолого-почвен ный факультет универси тета, отделение микробио химии. Потом — работа. И везде, где бы ни была эта отзывчивая к «чужим; бедам» девочка, она в каж-! дом уголке этого огромно- < го мира оставит крупицу • своей души. А Лиля Ширманова?: Чуть вспыльчивая, чуткая' и непримиримая ко всему, что противоречит воспитан ным в ней учителями принципам. Для нее глав ное в жизни — младшего, не рассказал ему про та лисман? Приберег на завтра? Но для нового дня будет новый рассказ. В ТОТ день никто не знал, что при дет тревога в сердца Владимира и Михаила, обида сотрет улыбку с их обветренных лиц. Ох, если б все это зависело от них самих! Если бы сами они могли сделать так, как хотели. Но в совхозе есть директор, есть главный агроном, а у них «приводные ремни»: управляющие, агрономы, бригадиры. И трудно было разобраться, кто давал неверные приказания, так неумело ре гулировал, перестанавливал механиза торов с места на место. Впрочем, все это было потом на уборке... А в тот день солнце светило щедро. Небольшое облако, сбросив редкие крапинки дождя, уплыло на запад, а на поле вслед за культивато ром снова столбом поднималась серая пыль.* Владимир остановил трактор, спрыгнул на землю. Его лицо запыли лось так, что трудно было узнать. Мы легли на траву. Он снял рыжую от пыли кепку, изнанкой провел по лицу, улыбнулся: — Спасибо, что приехали. А то я се годня без перекура с полшестого. — По-ударному? — В нашем деле иначе нельзя. Ку куруза длинные перекуры не любит. Решили центнеров по 400 вырастить. Недавно обрабатывали, а сорняк опять прет. Промедлишь день-два, разрас тется и сколько сока из земли вытя нет. Приходится уплотнять рабочий день. В двух метрах от нас — поле. Нет, оно скорее всего напоминало шахмат ную доску. Под каким углом ни повер нись — вдаль убегали ровные строки растений. Будто это не громоздкий аг регат сеял, а кто-то нарисовал зеле ным карандашом на черном ватмане. Я залюбовался квадратами, и Воло дя заметил это. — Это дело мы освоили. И если б не квадраты, по 30—35 гектаров в день ни за что не обработать. Лавиро вал бы, машину терзал и сам мучил ся. А тут — пятая скорость. Он взглянул на часы, спохватился: ! — Однако, почти полтора гектара «просидели». Надо наверстывать. И пояснил, вставая, разводя крепкие руки в стороны: — Прошел час — и три гектара по зади. Вот и приходится держать счет на минуты. У края поля кто-то наступил на сте белек кукурузы. Прижатый к земле, он разбросал обессилевшие листки. На правляясь к трактору, Володя пере шагнул было через него, но остано вился, секунду посмотрел сверху вниз, присел на корточки. Приподнял нежный стебелек, шевельнул шершавы ми пальцами, будто проверяя, жив он или мертв. Потом обложил с двух сто рон комьями земли: — Расти, дружок, не подводи. И зашагал, рослый, крепкий навер стывать минуты, ушедшие на перекур.,! Снова на это поле приехал я уже вечером, возвращаясь с дон-негачев- ских полей. Там рокот моторов утих при мне, механизаторы час назад ра зошлись по домам. А неугомонный КДП Владимира все еще глухо ро котал вдали. На краю поля с блокно том и карандашом в руках стояла Александра Коротких, агроном: — Сказал, что без 35 гектаров не уйдет с поля. Ну и натура!.. И ранним утром следующего дня трактор снова напористо, деловито рокотал на огромном поле. И снова дотемна. Лишь только в сумерках устало шагал в село механизатор, на этот раз Михаил Шилов — напарник Владимира Головина. И так было всег- . да: на заре передавали они друг дру гу трудовую эстафету. Нет, не разросся сорняк, не затвер дела земля на их поле до самой осе ни. И потому тогда, осенью, опреде лив урожай зеленой массы в 408 цент неров на каждом гектаре, не удивилась Александра Коротких: на- добро чело веческих рук земля ответила добром. Иначе не бывает. И вот этот день, день уборки. По чьей-то недоброй воле Владимиру Михаилу приказали косить кукуруэу- недоросль, а их «королева» стояла, сохла, гибла. Нет, и тогда они оста лись самими собой: требовали, проте стовали, но... хайловна отпускает в жизнь, уверенная, что они не собьются с намеченного пути, как и Наташа Кампман, как и Алла Ши- Падалко. А для товарищи. Были случаи, когда дерзила преподава телям, зато сколько труда вложила она в то, чтобы Вова Андреев стоял сейчас вместе со всеми: помогала ему и по английскому язы ку и по математике — изо дня в день, из месяца в месяц. Этих двоих Лариса Ми- Кончается рабочая смена на Елецком агрегатном заводе. В заводской биб лиотеке становится многолюдно. Одни выбирают себе художественные книги, другие ищут нужное на стендах с общественно-политической литературой. Бо лее пяти тысяч книг к услугам рабочих завода. И всегда рядом добрый помощник и советчик в выборе их — библиотекарь Мила Жаворонкова. НА СНИМКЕ: Мила Жаворонкова оформляет книжный стенд. Фото Ю. Ардашева. ■••■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■•■•■■■•■■•■■ВВ**»ВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВ| вот Жора Гараган... Несом ненно, одаренный, он порой «срывается», смотрит на всех свысока. Пройдет ли это?... Дорогие мальчишки, ми лые девчонки... В вас взле леяли крылатость чувств и помыслов, научили гореть неугасимым п л а м е н е м жизни. Не застряньте на ложном пути, работайте на наше будущее, а не толь ко любуйтесь им, пусть ваше место в нем будет местом человека - созида теля. Лариса Михайловна вспоминает первое их ис пытание. Лето после вось мого класса... Класс тогда работал на прополке в совхозе «Красный горняк». Утром поднимались чуть свет, пололи, пока не на ступала нестерпимая жара. Казались длиннее дня длинные эти борозды, крас нели от солнца и покры вались волдырями руки. Норм дневной выработки в первые дни хватало для того, чтобы, дойдя до ху тора Зимник, где спали на санитарных носилках в школе, изнеженные горо жане падали на них, отка зываясь от обеда. А потом втянулись, перестали роп тать на «высокие» нормы, на пересоленный суп. Ве чером танцевали под зву ки привезенного из дома скрипучего патефона, лю бовались зорями и говори ли о жизни. Нет, не солн це тогда обожгло их руки — это дружба горячим ды ханием обожгла их сердца. Вместе — никакая т р у д н о с т ь не страшна. Э т о счастье бескрай нее — то, что ря дом друзья, гото вые разделить с тобой любую труд ность. И потом это дыхание дружбы не раз согревало их своим теплом. Болела мать Вити Григорьева — девчонки ходили к нему домой, мыли пол, стирали, готовили обеды. Не пришел в школу не сколько дней сряду Воло дя Андреев, — зашумел класс, как разбуженный улей, заволновались все: — Что с ним? Где он?... Полдня Валя Назаренко, Валя Демчева и Алла Ширяева искали по городу одноклассника. Нашли. Оказывается, «приятели» отговорили его идти в школу. Что говорили ему девочки, Лариса Михай ловна не знает, но на дру гой день Андреев сидел за своей партой с виноватым видом, уроков больше не пропускал. Это замечательно: друж ба, товарищество — глав ное в жизни питомцев. Кем бы ни были победи тель областной математи ческой олимпиады Саша Виноградов и Галя Мити на, щеки которой покры ваются румянцем, когда ругают весь класс, — чувство локтя никогда не изменит им. ...Взявшись за руки, на рами десятиклассники спускаются по широкой школьной лестнице во двор, где выстроились по лукругом младшие това рищи. Примите подарки, первоклассники, — в них боль расставания с род ной школой. Смейся, солн це, — завтра начинается жизнь. Здравствуй, буду щее! Их тысячи, сотни тысяч таких же вот мальчишек и девчонок, испытывающих сегодня трогательные ми нуты расставания со школьным» годами. Вечной памятью вреза лись в сердце впечатлеаи^| теплых задушевных школь^^ ных вечеров, организован ных этим классом. Было забавно и трогательно ви деть ребят в знакомых с детства чеховских сюже тах: «Не в духе», «Драма на охоте», «Размазня». Сколько щедрот юных сво их сердец отдавали они исполнению персонажей пьесы Гераскиной «Ее гря дущее» — ведь тема ее близка и дорога каждому: о выборе профессии, о1С счастье грудных дорог. Какой гордостью сияли их лица, когда школа за няла первое место на го родских легкоатлетических соревнованиях. Как же — пятеро в школьной коман де из их класса! А тре вожные переживания за успех трех одноклассников, посланных на областную математическую . олимпиа^К ду... Сборы металлолома^^ посадка деревьев около школы, споры о музыке и о стихах... Это уже поза ди. Начинается самостоя тельная жизвь. Лариса Михайловна гля дит на счастливые лица и повторяет про себя: — Пусть вся жизнь бу дет трассой великих дел,^ достойных дерзкого чело веческого ума. Пусть всег да влекут вас голубые го ризонты, пусть не исто щается любовь к трудо вым дорогам жизни. Доб рого пути, юные современ ники! В. ШИРЯЕВ . Школа № 10. г. Липецк.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz