Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)

ВЕТЕР растормошил волосы, снова бросил спутанные пряди на глаза, но парень больше не поправлял их. Пере­ ломив толстый стебель, он так и сто­ ял, смешно уставив глаза на бригадира. — Талисман, говоришь? Шутишь, на­ верно. — Честное слово. А ты думаешь, что тот, кто не обладает им, вырастит такую кукурузу? Тут дело не простое. Не каждому такое по плечу. Паренек еще более вцепился глаза­ ми в обветренное, уже не молодое лицо бригадира, искривленное горько­ ватой усмешкой. — Только тем, у кого есть талисман, да? — Ну, конечно. — А где он его взял? — Э, где? Владимир знает, что где взять. — А какой он, талисман? — Со слов вряд ли поймешь, Это такая штучка, что ее посмотреть надо, со всех сторон обследовать, дружище. По команде бригадира безусые ре­ монтники попрыгали в кузов грузови­ ка, и машина запылила в сторону Фамино-Негачевки. Грузовик превратился в точку, по­ том скрылся из виду, а здесь, где только что он стоял, шумел кукуруз­ ный лес. Зачем тот человек не утолил жажду Им было одинаково гру­ стно — выпускникам - де­ сятиклассникам и тем, на чьих глазах каждый поз­ вонил в последний раз в бронзовый школьный ко­ локольчик. Так бывает, когда расстаются близкие люди, которых роднит един­ ство душ, чьи мечты бегут, перекрыв расстояннл и время. На десятиклассников смотрели, как на именин­ ников, отмечающих радост­ ный свой юбилей на вок­ зале за несколько минут до отхода поезда. Вот-вот ударит вокзальный коло­ кол, но, несмотря на грусть расставания, в эти торже­ ственные минуты царило и другое чувство: последний школьный звонок — пер­ вый звонок в жизнь. Шко­ ла дала знания, старшие товарищи передали свой опыт, теперь настало вре­ мя творить, выдумывать, пробовать, идти дорогой побед, нести в бурлящую жизнь пламя своей души, пламя юности. Не раз уже провожала в первый путь своих пи­ томцев Лариса Михайлов­ на Лебедева. Каждый раз по­ было больно расставаться с ними, потому что в каждом—кусочек ее серд­ ца. Вот они стоят, всем духом своей молодости не­ терпеливо рвущиеся в увлекательное путешествие, в мир труда и открытий. Они верят, что в мире нет неразрешимых загадок, что каждый может все: усми­ рить непокорную горную реку и расщепить атом, вырастить пшеницу строить космиче­ ский корабль. Весь пройденный путь — подготовка к этому. Вот счастливо подставляет лицо солнцу Лариса Парамонова, бес­ сменный староста класса. От ее при­ сутствия всегда всем было тепло всех у нее находилось доб­ рое слово. Она уже не делит свои мечты на до­ ступные и недоступные. Предстоит еще один этап жизни — биолого-почвен­ ный факультет универси­ тета, отделение микробио­ химии. Потом — работа. И везде, где бы ни была эта отзывчивая к «чужим; бедам» девочка, она в каж-! дом уголке этого огромно- < го мира оставит крупицу • своей души. А Лиля Ширманова?: Чуть вспыльчивая, чуткая' и непримиримая ко всему, что противоречит воспитан­ ным в ней учителями принципам. Для нее глав­ ное в жизни — младшего, не рассказал ему про та­ лисман? Приберег на завтра? Но для нового дня будет новый рассказ. В ТОТ день никто не знал, что при­ дет тревога в сердца Владимира и Михаила, обида сотрет улыбку с их обветренных лиц. Ох, если б все это зависело от них самих! Если бы сами они могли сделать так, как хотели. Но в совхозе есть директор, есть главный агроном, а у них «приводные ремни»: управляющие, агрономы, бригадиры. И трудно было разобраться, кто давал неверные приказания, так неумело ре­ гулировал, перестанавливал механиза­ торов с места на место. Впрочем, все это было потом на уборке... А в тот день солнце светило щедро. Небольшое облако, сбросив редкие крапинки дождя, уплыло на запад, а на поле вслед за культивато­ ром снова столбом поднималась серая пыль.* Владимир остановил трактор, спрыгнул на землю. Его лицо запыли­ лось так, что трудно было узнать. Мы легли на траву. Он снял рыжую от пыли кепку, изнанкой провел по лицу, улыбнулся: — Спасибо, что приехали. А то я се­ годня без перекура с полшестого. — По-ударному? — В нашем деле иначе нельзя. Ку­ куруза длинные перекуры не любит. Решили центнеров по 400 вырастить. Недавно обрабатывали, а сорняк опять прет. Промедлишь день-два, разрас­ тется и сколько сока из земли вытя­ нет. Приходится уплотнять рабочий день. В двух метрах от нас — поле. Нет, оно скорее всего напоминало шахмат­ ную доску. Под каким углом ни повер­ нись — вдаль убегали ровные строки растений. Будто это не громоздкий аг­ регат сеял, а кто-то нарисовал зеле­ ным карандашом на черном ватмане. Я залюбовался квадратами, и Воло­ дя заметил это. — Это дело мы освоили. И если б не квадраты, по 30—35 гектаров в день ни за что не обработать. Лавиро­ вал бы, машину терзал и сам мучил­ ся. А тут — пятая скорость. Он взглянул на часы, спохватился: ! — Однако, почти полтора гектара «просидели». Надо наверстывать. И пояснил, вставая, разводя крепкие руки в стороны: — Прошел час — и три гектара по­ зади. Вот и приходится держать счет на минуты. У края поля кто-то наступил на сте­ белек кукурузы. Прижатый к земле, он разбросал обессилевшие листки. На­ правляясь к трактору, Володя пере­ шагнул было через него, но остано­ вился, секунду посмотрел сверху вниз, присел на корточки. Приподнял нежный стебелек, шевельнул шершавы­ ми пальцами, будто проверяя, жив он или мертв. Потом обложил с двух сто­ рон комьями земли: — Расти, дружок, не подводи. И зашагал, рослый, крепкий навер­ стывать минуты, ушедшие на перекур.,! Снова на это поле приехал я уже вечером, возвращаясь с дон-негачев- ских полей. Там рокот моторов утих при мне, механизаторы час назад ра­ зошлись по домам. А неугомонный КДП Владимира все еще глухо ро­ котал вдали. На краю поля с блокно­ том и карандашом в руках стояла Александра Коротких, агроном: — Сказал, что без 35 гектаров не уйдет с поля. Ну и натура!.. И ранним утром следующего дня трактор снова напористо, деловито рокотал на огромном поле. И снова дотемна. Лишь только в сумерках устало шагал в село механизатор, на этот раз Михаил Шилов — напарник Владимира Головина. И так было всег- . да: на заре передавали они друг дру­ гу трудовую эстафету. Нет, не разросся сорняк, не затвер­ дела земля на их поле до самой осе­ ни. И потому тогда, осенью, опреде­ лив урожай зеленой массы в 408 цент­ неров на каждом гектаре, не удивилась Александра Коротких: на- добро чело­ веческих рук земля ответила добром. Иначе не бывает. И вот этот день, день уборки. По чьей-то недоброй воле Владимиру Михаилу приказали косить кукуруэу- недоросль, а их «королева» стояла, сохла, гибла. Нет, и тогда они оста­ лись самими собой: требовали, проте­ стовали, но... хайловна отпускает в жизнь, уверенная, что они не собьются с намеченного пути, как и Наташа Кампман, как и Алла Ши- Падалко. А для товарищи. Были случаи, когда дерзила преподава­ телям, зато сколько труда вложила она в то, чтобы Вова Андреев стоял сейчас вместе со всеми: помогала ему и по английскому язы­ ку и по математике — изо дня в день, из месяца в месяц. Этих двоих Лариса Ми- Кончается рабочая смена на Елецком агрегатном заводе. В заводской биб­ лиотеке становится многолюдно. Одни выбирают себе художественные книги, другие ищут нужное на стендах с общественно-политической литературой. Бо­ лее пяти тысяч книг к услугам рабочих завода. И всегда рядом добрый помощник и советчик в выборе их — библиотекарь Мила Жаворонкова. НА СНИМКЕ: Мила Жаворонкова оформляет книжный стенд. Фото Ю. Ардашева. ■••■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■■•■•■■■•■■•■■ВВ**»ВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВВ| вот Жора Гараган... Несом­ ненно, одаренный, он порой «срывается», смотрит на всех свысока. Пройдет ли это?... Дорогие мальчишки, ми­ лые девчонки... В вас взле­ леяли крылатость чувств и помыслов, научили гореть неугасимым п л а м е н е м жизни. Не застряньте на ложном пути, работайте на наше будущее, а не толь­ ко любуйтесь им, пусть ваше место в нем будет местом человека - созида­ теля. Лариса Михайловна вспоминает первое их ис­ пытание. Лето после вось­ мого класса... Класс тогда работал на прополке в совхозе «Красный горняк». Утром поднимались чуть свет, пололи, пока не на­ ступала нестерпимая жара. Казались длиннее дня длинные эти борозды, крас­ нели от солнца и покры­ вались волдырями руки. Норм дневной выработки в первые дни хватало для того, чтобы, дойдя до ху­ тора Зимник, где спали на санитарных носилках в школе, изнеженные горо­ жане падали на них, отка­ зываясь от обеда. А потом втянулись, перестали роп­ тать на «высокие» нормы, на пересоленный суп. Ве­ чером танцевали под зву­ ки привезенного из дома скрипучего патефона, лю­ бовались зорями и говори­ ли о жизни. Нет, не солн­ це тогда обожгло их руки — это дружба горячим ды­ ханием обожгла их сердца. Вместе — никакая т р у д н о с т ь не страшна. Э т о счастье бескрай­ нее — то, что ря­ дом друзья, гото­ вые разделить с тобой любую труд­ ность. И потом это дыхание дружбы не раз согревало их своим теплом. Болела мать Вити Григорьева — девчонки ходили к нему домой, мыли пол, стирали, готовили обеды. Не пришел в школу не­ сколько дней сряду Воло­ дя Андреев, — зашумел класс, как разбуженный улей, заволновались все: — Что с ним? Где он?... Полдня Валя Назаренко, Валя Демчева и Алла Ширяева искали по городу одноклассника. Нашли. Оказывается, «приятели» отговорили его идти в школу. Что говорили ему девочки, Лариса Михай­ ловна не знает, но на дру­ гой день Андреев сидел за своей партой с виноватым видом, уроков больше не пропускал. Это замечательно: друж­ ба, товарищество — глав­ ное в жизни питомцев. Кем бы ни были победи­ тель областной математи­ ческой олимпиады Саша Виноградов и Галя Мити­ на, щеки которой покры­ ваются румянцем, когда ругают весь класс, — чувство локтя никогда не изменит им. ...Взявшись за руки, на­ рами десятиклассники спускаются по широкой школьной лестнице во двор, где выстроились по­ лукругом младшие това­ рищи. Примите подарки, первоклассники, — в них боль расставания с род­ ной школой. Смейся, солн­ це, — завтра начинается жизнь. Здравствуй, буду­ щее! Их тысячи, сотни тысяч таких же вот мальчишек и девчонок, испытывающих сегодня трогательные ми­ нуты расставания со школьным» годами. Вечной памятью вреза­ лись в сердце впечатлеаи^| теплых задушевных школь^^ ных вечеров, организован­ ных этим классом. Было забавно и трогательно ви­ деть ребят в знакомых с детства чеховских сюже­ тах: «Не в духе», «Драма на охоте», «Размазня». Сколько щедрот юных сво­ их сердец отдавали они исполнению персонажей пьесы Гераскиной «Ее гря­ дущее» — ведь тема ее близка и дорога каждому: о выборе профессии, о1С счастье грудных дорог. Какой гордостью сияли их лица, когда школа за­ няла первое место на го­ родских легкоатлетических соревнованиях. Как же — пятеро в школьной коман­ де из их класса! А тре­ вожные переживания за успех трех одноклассников, посланных на областную математическую . олимпиа^К ду... Сборы металлолома^^ посадка деревьев около школы, споры о музыке и о стихах... Это уже поза­ ди. Начинается самостоя­ тельная жизвь. Лариса Михайловна гля­ дит на счастливые лица и повторяет про себя: — Пусть вся жизнь бу­ дет трассой великих дел,^ достойных дерзкого чело­ веческого ума. Пусть всег­ да влекут вас голубые го­ ризонты, пусть не исто­ щается любовь к трудо­ вым дорогам жизни. Доб­ рого пути, юные современ­ ники! В. ШИРЯЕВ . Школа № 10. г. Липецк.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz