Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)

Молодая гвардия советской литературы (Всесоюзное совещаниеписателей) МОСКВА,. 8 мая. (ТАСС). В эти дни московские до­ роги ведут в гостиницу «Юность». Они, как про­ должение тех весенних до­ рог страны, гто которым приехали сюда поэты и прозаики, драматурги и критики — цвет молодой литературы. По доброй хо­ рошей традиции Москва вновь принимает молодое племя художников слова. Их — 170 делегатов IV Всесоюзного совещания. Вместе с ними пришли сю­ да и бывшие участники та­ ких же встреч, которые присутствуют сегодня здесь как маститые, как мастера. Наследники великих традиций Передача опыта — вот под каким лозунгом бу­ дет, проходить наше сове­ щание, сказал во вступи­ тельном слове один из ста­ рейших литераторов, сек­ ретарь правления Союза писателей СССР К. Фе­ дин. Это принцип, на ко­ тором строится вся жизнь нашей социалистической страны. К. Федин подчеркнул, что совещание будет це­ ликом посвящено писа­ тельскому труду, литера­ турной учебе. Сто пятьде­ сят мастеров разных пи­ сательских «цехов» будут руководить творческими семинарами. К. Федин при­ зывает молодежь следо- вагь традициям вел иких мастеров слова. Но преемственность — это не повторение, под­ черкнул К. Федин. Совре­ менность, естественно, ор­ ганически принимает опыт предшественников. Надо не копировать, не повто­ рять, не подражать учени­ чески, а вникнуть, понять то, что вам было дано, и идти дальше. В этом сек­ рет связи прошлого с на­ стоящим. К. Федин гово­ рит о глубоком значении недавних встреч руководи­ телей Коммунистической партии с творческой ин­ теллигенцией, о впечатля­ ющей речи Н. С. Хрущева. Единство — вот что было самым глазным во всех высказываниях на этих встречах, единство деяте­ лей искусства с народом, с партией. С огромным подъемом участники избирают почет­ ный президиум в составе Президиума ЦК КПСС во главе с Н. С. Хрущевым. Первый секретарь ЦК ВЛКСМ С. Павлов, при­ ступиз к обязанностям председателя, отметил ши­ рокий отклик, который по­ лучило совещание молодых писателей во всей стране. В работе его участвуют А. Твардовский, Н. Тихо­ нов, Л**Соболев, П. Тычина, Г. Марков, Л. Кассиль и другие опытные писатели, признанные и любимые учителя молодежи. Здесь и первый летчик-космонавт СССР Герой Советского Союза Ю. Гагарин. З а н а м и , но дальше идти . К молодым поэтам обра­ тился Н. Рыленков. Н. Рыленков говорит о тех благотворных переме­ нах, которые произошли во всей жизни нашего народа, в литературе и искусстве после XXII съезда партии. Добрые слова произно­ сит Н. Рыленков о первой книжке молодого поэта Владимира Пальчикова, работающего учителем в селе в Омской области. Н. Рыленков говорит о гражданственности, кото­ рая все больше и больше начинает звучать в стихах молодых поэтов. Мерой ее должна быть мера чело­ вечности в нашем, комму­ нистическом понимании этого слова. Герои —наши современники В докладе о проблемах развития молодой прозы критик В. Друзин сосредо­ точил внимание на совре­ менной теме, которая при­ влекает многих и многих писателей, вступающих в литературу. Задача со­ стоит в том, сказал он, чтобы мы увидели весь широкий фронт современ­ ного героя, героя, несуще­ го идеи и мораль строи­ телей коммунизма. Про­ блема современного героя вбирает широкий круг вопросов, которыми по­ стоянно живет наша лите­ ратура. У нас, к сожалению, име­ ет хождение взгляд, буд­ то бы реалистические тра­ диции — это догма, с ко­ торой нужно бороться, как борются с догмами и пере­ житками культа личности. Есть даже мнение, что нам надо отказаться от под­ робного психологического анализа, от эпических жан­ ров, писать в манере «те­ леграфного стияая», дина­ мично и экспрессивно. Но ведь об этом писали еще во времена пролеткульта, и Ленин поставил большой знак вопроса, говоря об этом! Программная задача, подчеркивает В. Друзин, — создание образа совре­ менного положительного героя. Уточняя свою мысль, докладчик акцен­ тирует внимание на том, что положительный герой — это человек с идеалами, это человек борьбы, об­ ладающий живыми чело­ веческими чертами. Без­ условно, он не должен быть образом пресловуто­ го телеграфного столба, который нужно восприни­ мать как идеальную сосну. С другой стороны, подлин­ ного героя никак нельзя подменить «звездными мальчиками» с их психоло­ гией легковесных циников. Сейчас у нас изобилие книг, где герои гово­ рят полным голосом. До­ кладчик перечисляет длин­ ный ряд произведений, где положительный герой показан в борьбе, в кон­ фликте, в котором про­ является его многогранный сильный характер. Этот человек знает, во имя чего он борется, какими путями идет. Среди таких книг до­ кладчик назвал «Молодо- зелено» А. Рекемчука, «Тетрадь с девизом» В. Монастырева, повесть Б. Изюмского «Лешка», рассказы и повести В. Ло­ гинова и других. Интересный вклад в со­ ветскую литературу вно­ сят молодые литераторы союзных республик. Т р а д и ц и и и новаторство Давно следует разобрать­ ся в том, говорит в своем докладе поэт А. Сурков, что такое традиции, но­ ваторство, что такое фор­ ма и что такое формализм. Не следует превращать в ругательство слово но­ ваторство, как, к сожале­ нию, у нас еще иногда происходит. Человек, ко­ торый только повторяет пройденное, — бездарен или вообще не приспособ­ лен к этому виду духовной деятельности. Каждый по нестоящему талантливый художник к тому, что ему дали предшественники, привносит еще и свое не­ повторимое, обогащающее общий исторический ли­ тературный процесс. Говоря о традициях и новаторстве, мы всегда должны помнить о том, что по-новому, по-своему дол­ жна звучать в наших сти­ хах тема человеческого труда. Что греха таить, мы зачастую пишем о труде как-будто гальку жуем— поскрипываем и похру­ стываем. А вспомните то­ го же Кольцова: «Раззу­ дись плечо, размахнись рука...» — сколько в этом настоящего изумительного ощущения трудового уси­ лия! Революционный держите шаг ! Драматург А. Софронов, говоря о развитии совре­ менной драматургии, ана­ лизировал ее в плане про­ блем, общих для всей ли­ тературы нозого поколе­ ния. Для молодых драматур­ гов глазной целью долж­ но быть развитие наших революционных традиций, которые дали такие про­ изведения, как «Любовь Яровая», «Разлом», «Опти­ мистическая трагедия», «В степях Украины», «Ги­ бель эскадры». Тема революционной ро­ мантики, тема резолюции живет в нашей жизни, а не суррогат, выдуманный некоторыми литераторами или подброшенный из-за рубежа. У нас есть все возможности, чтобы вместе с прозой и поэзией выве­ сти в ряды передовых «це­ хов» нашей литературы молодую драматургию. * . * Об одной цели, одной задаче, стоящей перед поэтами и космонавтами, говорил первый разведчик космоса Ю. Гагарин. Это цель — «езда в незнае­ мое». Мне хочется, говорит он, низко поклониться при­ сутствующим здесь писате­ лям старшего поколения. Спасибо вам, первооткры­ ватели и учителя, настав­ ники и товарищи! Спасибо за вдохновение, за школу, за уроки жизни. Ю. Гага­ рин говорит, о том, что са­ мое прекрасное в мире— это человек, занятый тру­ дом. Он —наш герой. Я как читатель хочу видеть его деяния в романах, сти­ хах, хочу видеть таким, ка­ кой он есть, — сильным и гордым, умным и уверен­ ным в своей правоте — в правоте нашего народа, на­ шей партии. Я обращаюсь к вам — покажите в своих произведениях человека нового времени! На совещании выступили секретарь ЦК ЛКСМ Ук­ раины Ю. Ельченко, моло­ дые поэты В. Кузнецов (Ле­ нинград), П. Халоз (Хаба­ ровск), председатель кол­ хоза имени Макарова Зве­ нигородского района Мос­ ковской области Б. Желез­ ной и другие. Молодость внимает мастерам Спор, в котором рождается истина МОСКВА, 8 мая. (ТАСС). Студенче- строчками к Пушкину, Блоку, Маяков­ скую аудиюрию напоминал вчера ак- скому. Поэзия, как сказал Маяковский, товый зал гостиницы «Юность», где «Баба капризная.». Но слова старших,— \ со-брались участники Всесоюзного со- а здесь присутствовал», кроме Василия вещания молодых писателей. Они дей- Федорова, Людмила Татьяиичева и Дискуссия в семинаое С А ствительно были похожи на студентов- критик Виктор Чалмаев,- относились ва>начавшись собсуждения ' петаТй первосентябрьских, празднично на- не только к строчке такого-то по- „„строениявзггкячя \ цр„игкпп„ строенных, когда до зачетов еще очень эта, — о-ни адресовались всем, далеко, и поэтому нечего волноваться, решил взяться за перо. существу, утрата своего, личного отно­ шения к жизни. До р о г им нашим мальчишкам Нет высшей радости для издателя, А сегодня на лицах озабоченность. Второй день совещания — начали ра- построения рассказа, очень скоро поло­ мала рамки профессиональных «тонко- стей» и пошла в русле общеинтересных открыть нового автора. Таким Молодые поэты... А задумываетесь вопросов. Это были в основном ни- открытием явился для нас Анатолий вы над тем, во что трансформнро- К0Рда не стареющие проблемы истопи- Соболев из Новокузнецка, сказал, ха- а/'I, аи-йпги-а п п п ж р н н я а п п п п я ч ы и г ^ г » „ -------- ..I-________________ ботать 20 семинаров по прозе, поэзии, валась энергия, вложенная в образы и цеского и социального' назначения ис- Рактерюуя его повесть «Грозовая рифмы, дошла ли эта энергия до серд- кусства и литературы, хотя ставились сте1ПЬ». Директор «Детгнза» К. Писку- драматургии, критике и сатире. Равнодействующая д в у х с и л О чем говорили на семинаре, кото­ рым руководил поэт Василий Федоров? Разумеется, о поэзии. Но о поэзии кон­ кретной, о стихах О. Кильчевской с Украины, А. Сенпель из Эстонии. Здесь подметил ца читателя, согрела ли она его? Ведь в чащобе образов, охвативших ваше юное воображение, надо идти по ком­ пасу правильных убеждений. Желание молодых казаться не самим собой приводит к фальши. А с читате­ лем надо быть честным. Поэзия терпит беспредметных эмоций. они в предельно конкретном плане. нов. Литературная биография Анатолия Все началось с разбора новеллы г' * 1 ' г г . «Перочинный нож» эстонца А. Валтона. Соболева очень короткая. Жил на Ал- Ему 28 лет. Этот белокурый парень с тихим от застенчивости голосом напи­ сал почти 30 рассказов. Сдан в набор тае, в деревне. Сем«адцатилетним пар­ нем ушел в Великую Отечественную войну добровольцем во флот. Стал за- »е первый его сборник. При этом он - Тем ишрнером-металлургом и препо- Это „„жри,™ ця „„„„„ „„ ___ Дает. сейчас в вузе. Узнав о конкурсе: „ -. А V инженер на одном из таллинских заво- сказал Василии Федоров. Хорошо он дав „ студент-заочник сценарного " а лучш ую детскУю КНИ* КУ- начал Р«- п о ТГ АЮ Т Т » п * . * ПП Т ЯТ 1. и я и гтП о ск о т с гг* 1 1 А о а л т г г были посланцы поэтической молодежи Истинная поэзия — это как бы Москвы, Сахалина, Киргизии. Ребята, равнодействующая двух сил: силы а. иначе их и не назовешь, чувст- традиции и силы жизни, которую вуют себя учениками. Но это не поме- факультета института кинематографии. Молодой писатель избрал своей главной темой самую сложную тему в искусстве — завод, производство. Он I и ! «V I V V 1111IIЫ II* 1 1 ^ 3 1 0 [IV 1143 [VI V - * * I шало вести разговор по крупному сче- впитывает в себя каждое новое поко- пробует решить ее в разных жанрах ту и примериваться своим» первыми ленте поэтов. короткого повествования — новелла, лирико-философский этюд, открытая публицистика. Если Л. Славин упрекнул его в не­ продуманном отборе деталей — а ведь на них-то и держится короткий рас­ сказ! — то С. Антонов и С. С. Смир­ нов поставили вопрос в ином ракурсе. Дело в том. что Арво Валтон явно тяготеет к бессюжетности. Крупней­ ший знаток рассказа, мастер сюжет­ ной прозы С. Антонов сказал: бессю­ жетность, возведенная в принцип, вы­ брасывает за борт одно из самых силь­ ных средств воздействия на душу чело­ века. Отсутствие сюжета — это, по 11 мая. 16.30 — «Пер- 17.50 — «Весенняя эста- вый клуб пионерии», фета народной .песни. 30 лет Дому культуры Передача из г. Горько- имени Павлика Морозо- го. 18.15 — Телевизион- ва. 17.15 — Для детей. ные новости. 18.30 — Мульгипликаци о н и ы е «Земля и люди». Кино­ фильмы «Королевские альманах. 19.30—И. Со- Спектакль Калужского областного драматиче­ ского театра. В переры­ вах—Киножурнал «Но­ вости дня». Телевизи­ онные новости. 22.10 — На огонек. «Весенние приветы». Повторение зайцы» н «Колобок». болев — «Разведчицы». первомайского выпуска. ботать над повестью Повесть, как сказал на семинаре Лев Кассиль, уда лась. Совещание продолжает свою работу. (ТАСС). ДО 2 Г о и г яг я д е в у ш к и / ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ „ЛЕНИНПГ ПОДПИСНАЯ ЦЕНА до конца года 1 руб. 62 коп. И. о. редактора Н. СМОЛЬЯНИНОВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк, Коммунальная пд.. 44, ред. газеты «Леиинеи». Телефоны- редактора — 33—53, ответственною секретаря— 34—13. вам, редактора, идеологический отдел—36—43, отделов: сельской молодежи —38—50, рабочей молодежи—35—38, писем и спорта—28—59, бухталтерии — 34—46. АЭ 61515 ■ ^ Н * ~ Липецк, типография областного управления культуры. Зак. № 3976.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz