Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)
Молодая гвардия советской литературы (Всесоюзное совещаниеписателей) МОСКВА,. 8 мая. (ТАСС). В эти дни московские до роги ведут в гостиницу «Юность». Они, как про должение тех весенних до рог страны, гто которым приехали сюда поэты и прозаики, драматурги и критики — цвет молодой литературы. По доброй хо рошей традиции Москва вновь принимает молодое племя художников слова. Их — 170 делегатов IV Всесоюзного совещания. Вместе с ними пришли сю да и бывшие участники та ких же встреч, которые присутствуют сегодня здесь как маститые, как мастера. Наследники великих традиций Передача опыта — вот под каким лозунгом бу дет, проходить наше сове щание, сказал во вступи тельном слове один из ста рейших литераторов, сек ретарь правления Союза писателей СССР К. Фе дин. Это принцип, на ко тором строится вся жизнь нашей социалистической страны. К. Федин подчеркнул, что совещание будет це ликом посвящено писа тельскому труду, литера турной учебе. Сто пятьде сят мастеров разных пи сательских «цехов» будут руководить творческими семинарами. К. Федин при зывает молодежь следо- вагь традициям вел иких мастеров слова. Но преемственность — это не повторение, под черкнул К. Федин. Совре менность, естественно, ор ганически принимает опыт предшественников. Надо не копировать, не повто рять, не подражать учени чески, а вникнуть, понять то, что вам было дано, и идти дальше. В этом сек рет связи прошлого с на стоящим. К. Федин гово рит о глубоком значении недавних встреч руководи телей Коммунистической партии с творческой ин теллигенцией, о впечатля ющей речи Н. С. Хрущева. Единство — вот что было самым глазным во всех высказываниях на этих встречах, единство деяте лей искусства с народом, с партией. С огромным подъемом участники избирают почет ный президиум в составе Президиума ЦК КПСС во главе с Н. С. Хрущевым. Первый секретарь ЦК ВЛКСМ С. Павлов, при ступиз к обязанностям председателя, отметил ши рокий отклик, который по лучило совещание молодых писателей во всей стране. В работе его участвуют А. Твардовский, Н. Тихо нов, Л**Соболев, П. Тычина, Г. Марков, Л. Кассиль и другие опытные писатели, признанные и любимые учителя молодежи. Здесь и первый летчик-космонавт СССР Герой Советского Союза Ю. Гагарин. З а н а м и , но дальше идти . К молодым поэтам обра тился Н. Рыленков. Н. Рыленков говорит о тех благотворных переме нах, которые произошли во всей жизни нашего народа, в литературе и искусстве после XXII съезда партии. Добрые слова произно сит Н. Рыленков о первой книжке молодого поэта Владимира Пальчикова, работающего учителем в селе в Омской области. Н. Рыленков говорит о гражданственности, кото рая все больше и больше начинает звучать в стихах молодых поэтов. Мерой ее должна быть мера чело вечности в нашем, комму нистическом понимании этого слова. Герои —наши современники В докладе о проблемах развития молодой прозы критик В. Друзин сосредо точил внимание на совре менной теме, которая при влекает многих и многих писателей, вступающих в литературу. Задача со стоит в том, сказал он, чтобы мы увидели весь широкий фронт современ ного героя, героя, несуще го идеи и мораль строи телей коммунизма. Про блема современного героя вбирает широкий круг вопросов, которыми по стоянно живет наша лите ратура. У нас, к сожалению, име ет хождение взгляд, буд то бы реалистические тра диции — это догма, с ко торой нужно бороться, как борются с догмами и пере житками культа личности. Есть даже мнение, что нам надо отказаться от под робного психологического анализа, от эпических жан ров, писать в манере «те леграфного стияая», дина мично и экспрессивно. Но ведь об этом писали еще во времена пролеткульта, и Ленин поставил большой знак вопроса, говоря об этом! Программная задача, подчеркивает В. Друзин, — создание образа совре менного положительного героя. Уточняя свою мысль, докладчик акцен тирует внимание на том, что положительный герой — это человек с идеалами, это человек борьбы, об ладающий живыми чело веческими чертами. Без условно, он не должен быть образом пресловуто го телеграфного столба, который нужно восприни мать как идеальную сосну. С другой стороны, подлин ного героя никак нельзя подменить «звездными мальчиками» с их психоло гией легковесных циников. Сейчас у нас изобилие книг, где герои гово рят полным голосом. До кладчик перечисляет длин ный ряд произведений, где положительный герой показан в борьбе, в кон фликте, в котором про является его многогранный сильный характер. Этот человек знает, во имя чего он борется, какими путями идет. Среди таких книг до кладчик назвал «Молодо- зелено» А. Рекемчука, «Тетрадь с девизом» В. Монастырева, повесть Б. Изюмского «Лешка», рассказы и повести В. Ло гинова и других. Интересный вклад в со ветскую литературу вно сят молодые литераторы союзных республик. Т р а д и ц и и и новаторство Давно следует разобрать ся в том, говорит в своем докладе поэт А. Сурков, что такое традиции, но ваторство, что такое фор ма и что такое формализм. Не следует превращать в ругательство слово но ваторство, как, к сожале нию, у нас еще иногда происходит. Человек, ко торый только повторяет пройденное, — бездарен или вообще не приспособ лен к этому виду духовной деятельности. Каждый по нестоящему талантливый художник к тому, что ему дали предшественники, привносит еще и свое не повторимое, обогащающее общий исторический ли тературный процесс. Говоря о традициях и новаторстве, мы всегда должны помнить о том, что по-новому, по-своему дол жна звучать в наших сти хах тема человеческого труда. Что греха таить, мы зачастую пишем о труде как-будто гальку жуем— поскрипываем и похру стываем. А вспомните то го же Кольцова: «Раззу дись плечо, размахнись рука...» — сколько в этом настоящего изумительного ощущения трудового уси лия! Революционный держите шаг ! Драматург А. Софронов, говоря о развитии совре менной драматургии, ана лизировал ее в плане про блем, общих для всей ли тературы нозого поколе ния. Для молодых драматур гов глазной целью долж но быть развитие наших революционных традиций, которые дали такие про изведения, как «Любовь Яровая», «Разлом», «Опти мистическая трагедия», «В степях Украины», «Ги бель эскадры». Тема революционной ро мантики, тема резолюции живет в нашей жизни, а не суррогат, выдуманный некоторыми литераторами или подброшенный из-за рубежа. У нас есть все возможности, чтобы вместе с прозой и поэзией выве сти в ряды передовых «це хов» нашей литературы молодую драматургию. * . * Об одной цели, одной задаче, стоящей перед поэтами и космонавтами, говорил первый разведчик космоса Ю. Гагарин. Это цель — «езда в незнае мое». Мне хочется, говорит он, низко поклониться при сутствующим здесь писате лям старшего поколения. Спасибо вам, первооткры ватели и учителя, настав ники и товарищи! Спасибо за вдохновение, за школу, за уроки жизни. Ю. Гага рин говорит, о том, что са мое прекрасное в мире— это человек, занятый тру дом. Он —наш герой. Я как читатель хочу видеть его деяния в романах, сти хах, хочу видеть таким, ка кой он есть, — сильным и гордым, умным и уверен ным в своей правоте — в правоте нашего народа, на шей партии. Я обращаюсь к вам — покажите в своих произведениях человека нового времени! На совещании выступили секретарь ЦК ЛКСМ Ук раины Ю. Ельченко, моло дые поэты В. Кузнецов (Ле нинград), П. Халоз (Хаба ровск), председатель кол хоза имени Макарова Зве нигородского района Мос ковской области Б. Желез ной и другие. Молодость внимает мастерам Спор, в котором рождается истина МОСКВА, 8 мая. (ТАСС). Студенче- строчками к Пушкину, Блоку, Маяков скую аудиюрию напоминал вчера ак- скому. Поэзия, как сказал Маяковский, товый зал гостиницы «Юность», где «Баба капризная.». Но слова старших,— \ со-брались участники Всесоюзного со- а здесь присутствовал», кроме Василия вещания молодых писателей. Они дей- Федорова, Людмила Татьяиичева и Дискуссия в семинаое С А ствительно были похожи на студентов- критик Виктор Чалмаев,- относились ва>начавшись собсуждения ' петаТй первосентябрьских, празднично на- не только к строчке такого-то по- „„строениявзггкячя \ цр„игкпп„ строенных, когда до зачетов еще очень эта, — о-ни адресовались всем, далеко, и поэтому нечего волноваться, решил взяться за перо. существу, утрата своего, личного отно шения к жизни. До р о г им нашим мальчишкам Нет высшей радости для издателя, А сегодня на лицах озабоченность. Второй день совещания — начали ра- построения рассказа, очень скоро поло мала рамки профессиональных «тонко- стей» и пошла в русле общеинтересных открыть нового автора. Таким Молодые поэты... А задумываетесь вопросов. Это были в основном ни- открытием явился для нас Анатолий вы над тем, во что трансформнро- К0Рда не стареющие проблемы истопи- Соболев из Новокузнецка, сказал, ха- а/'I, аи-йпги-а п п п ж р н н я а п п п п я ч ы и г ^ г » „ -------- ..I-________________ ботать 20 семинаров по прозе, поэзии, валась энергия, вложенная в образы и цеского и социального' назначения ис- Рактерюуя его повесть «Грозовая рифмы, дошла ли эта энергия до серд- кусства и литературы, хотя ставились сте1ПЬ». Директор «Детгнза» К. Писку- драматургии, критике и сатире. Равнодействующая д в у х с и л О чем говорили на семинаре, кото рым руководил поэт Василий Федоров? Разумеется, о поэзии. Но о поэзии кон кретной, о стихах О. Кильчевской с Украины, А. Сенпель из Эстонии. Здесь подметил ца читателя, согрела ли она его? Ведь в чащобе образов, охвативших ваше юное воображение, надо идти по ком пасу правильных убеждений. Желание молодых казаться не самим собой приводит к фальши. А с читате лем надо быть честным. Поэзия терпит беспредметных эмоций. они в предельно конкретном плане. нов. Литературная биография Анатолия Все началось с разбора новеллы г' * 1 ' г г . «Перочинный нож» эстонца А. Валтона. Соболева очень короткая. Жил на Ал- Ему 28 лет. Этот белокурый парень с тихим от застенчивости голосом напи сал почти 30 рассказов. Сдан в набор тае, в деревне. Сем«адцатилетним пар нем ушел в Великую Отечественную войну добровольцем во флот. Стал за- »е первый его сборник. При этом он - Тем ишрнером-металлургом и препо- Это „„жри,™ ця „„„„„ „„ ___ Дает. сейчас в вузе. Узнав о конкурсе: „ -. А V инженер на одном из таллинских заво- сказал Василии Федоров. Хорошо он дав „ студент-заочник сценарного " а лучш ую детскУю КНИ* КУ- начал Р«- п о ТГ АЮ Т Т » п * . * ПП Т ЯТ 1. и я и гтП о ск о т с гг* 1 1 А о а л т г г были посланцы поэтической молодежи Истинная поэзия — это как бы Москвы, Сахалина, Киргизии. Ребята, равнодействующая двух сил: силы а. иначе их и не назовешь, чувст- традиции и силы жизни, которую вуют себя учениками. Но это не поме- факультета института кинематографии. Молодой писатель избрал своей главной темой самую сложную тему в искусстве — завод, производство. Он I и ! «V I V V 1111IIЫ II* 1 1 ^ 3 1 0 [IV 1143 [VI V - * * I шало вести разговор по крупному сче- впитывает в себя каждое новое поко- пробует решить ее в разных жанрах ту и примериваться своим» первыми ленте поэтов. короткого повествования — новелла, лирико-философский этюд, открытая публицистика. Если Л. Славин упрекнул его в не продуманном отборе деталей — а ведь на них-то и держится короткий рас сказ! — то С. Антонов и С. С. Смир нов поставили вопрос в ином ракурсе. Дело в том. что Арво Валтон явно тяготеет к бессюжетности. Крупней ший знаток рассказа, мастер сюжет ной прозы С. Антонов сказал: бессю жетность, возведенная в принцип, вы брасывает за борт одно из самых силь ных средств воздействия на душу чело века. Отсутствие сюжета — это, по 11 мая. 16.30 — «Пер- 17.50 — «Весенняя эста- вый клуб пионерии», фета народной .песни. 30 лет Дому культуры Передача из г. Горько- имени Павлика Морозо- го. 18.15 — Телевизион- ва. 17.15 — Для детей. ные новости. 18.30 — Мульгипликаци о н и ы е «Земля и люди». Кино фильмы «Королевские альманах. 19.30—И. Со- Спектакль Калужского областного драматиче ского театра. В переры вах—Киножурнал «Но вости дня». Телевизи онные новости. 22.10 — На огонек. «Весенние приветы». Повторение зайцы» н «Колобок». болев — «Разведчицы». первомайского выпуска. ботать над повестью Повесть, как сказал на семинаре Лев Кассиль, уда лась. Совещание продолжает свою работу. (ТАСС). ДО 2 Г о и г яг я д е в у ш к и / ПРОДОЛЖАЕТСЯ ПОДПИСКА НА ГАЗЕТУ „ЛЕНИНПГ ПОДПИСНАЯ ЦЕНА до конца года 1 руб. 62 коп. И. о. редактора Н. СМОЛЬЯНИНОВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк, Коммунальная пд.. 44, ред. газеты «Леиинеи». Телефоны- редактора — 33—53, ответственною секретаря— 34—13. вам, редактора, идеологический отдел—36—43, отделов: сельской молодежи —38—50, рабочей молодежи—35—38, писем и спорта—28—59, бухталтерии — 34—46. АЭ 61515 ■ ^ Н * ~ Липецк, типография областного управления культуры. Зак. № 3976.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz