Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)

• р- К{ 0 /в II\^Ч З ТОТ класс отличается от других даже внеш­ не. Справа от класс­ ной доски стоит школьное знамя, слева — висит вым­ пел: «Лучшему пионерско­ му отряду». «МЫ ПРОСТО ПИОНЕРЫ...» Этого еще не знала ис­ тория городской полик­ линики: в кабинет глав- ача пришло целое бой ­ к о одиннэдцатилетних ре­ бятишек и—в один голос; — Вы не имеете права быть такими невнима­ тельными! Человек болен, а врач... третий день не приходит. Через минуту вся по­ ликлиника знала, что пен­ сионерка Надежда Федо­ ровна Апевалова больна и нуждается в неотложной помощи. Ребята переми­ нались с ноги на ногу, мяли шапки в руках и по­ вернулись к двери, когда отдали распоряжение вра­ чу посетить старушку. — А кто вы ей? Внуки? — спросили у ребят по­ том. — Нет, мы просто пио­ неры, — ответили они. «СКОРАЯ ПОМОЩЬ» БОЛЬШЕ НЕ НУЖНА Сергей Ширков получил двойку по лриродоваде- нию. На перерыве тесной стеной окружили его од­ ноклассники. На него смот­ рели упрямые насторожен­ ные лица. — У нас в классе нет двоечников, — говорили ребята. — Теперь у нас отберут вымпел, — возмущались они. — Ты не дорожишь че­ стью класса. ...Щ — Он даже о себе не следующем уроке — Толю думает, — сказала Галя подведет. Кротенко. — Он болен. Через два дня, Лидия Ему надо оказать «скорую Ивановна спросила Сер- помощь». гея, и он получил четвер- — Ребята, я выучу, сам ку. Потеплели глаза ребят. нами, торжественные, да­ же чуть-чуть важные. За отдельным столом сидел он, именинник. Ему улы­ бались, его поздравляли! А рядом с ним сидели Толя Герцен, Лена Зонова, Вова Филонов, Толя Воль­ ное, Люда Плисова и Валя Горохова.. Им тоже испол­ няется одиннадцать лет в ближайшие дни или уже Здравствуй, завтрашний день! Юные шефы выучу, — растерялся Сер­ гей. Он помнил, как оказыва­ ли «скорую помощь» тем, кому случалось получать двойку. Такого оставляют после занятий учить урок. Сидит рядом товарищ и спрашивает; — Может что не ясно? Давай объясню. А что может быть яс­ нее природоведения?! В тот день с Сергеем ос­ тался Толя Вольное. И Се­ режка знал: не ответит на «Значит, вымпел останется в классе», — подумал Сер­ гей, а о двойке больше никто не напоминал. НЕЗАБЫВАЕМЫЙ ДЕНЬ Саша Орехов на всю жизнь оставил его в сво­ ей памяти. День его рож­ дения справлял весь класс! Присутствовали родители, учителя. Возвышались на столах горки печенья в вазочках, клубился пар над чашками с чаем. Тозарищи были в белых сорочках с галсту- исполнилось раньше. По­ этому решили отпраздно­ вать день рождения сра­ зу семерым. И это был праздник все­ го класса. Ребята и девоч­ ки пели, танцевали, чита­ ли стихи по заявкам име­ нинников. И сами юбиляры тоже танцевали, пели, ве­ селились. ПИСЬМО ИЗ ТАМБОВА Его ждали долго. Еще в середине зимы класс на­ писал письмо пионерам четвертого «В» класса там­ бовской средней школы № 5. Ребята рассказали о том, что собрали 200 килограм­ мов цветного металла и почти 6 тонн черного. О том, что в классе нет не­ успевающих, что по их примеру и в других клас­ сах начали организовывать кукольные театры. Ребята приглашали тамбовчан в гости, предлагали сорев­ новаться. И вот недавно пришло в 4-й «В» долгожданное письмо. Тамбовские пионе­ ры вызов приняли! * - * Классная комната для них огромна, потому что здесь учитель открывает им тайны жизни, и в то же время тесиа, потому что их дела в нее не уме­ щаются. Им всегда мало того, что сделали, потому что, беспокойным и пытли­ вым, им до всего есть де­ ло. Просто потому, что они — пионеры, юные ле­ нинцы... Н. ГОНЧАРОВА, старшая пионерво­ жатая школы № 5. г. Липецк. Их — два дружных пионерских класса, пришедших осенью прошлого года на совхозный телятник и предло­ живших; — Возьмите нас помощниками к себе. Посмотрела на них телятница Мария Федоровна Ча^ пурина с недоверием и сказала; — Работа у нас нелегкая, да и чем я займу вас всех?.. — А мы дежурства установим, — наперебой загово­ рили ребята. — Обязанности распределим. Так началось шефство пионеров Дрязгинской средней школы над телятником Центрального отделения совхоза «Октябрьский». Довольна ребятами Мария Федоровна. Плановый су­ точный привес телят равен пятистам граммам. А в том, что вес каждого теленка увеличивается на 650 граммов, и заслуги ребят много. Часто вижу я, как спешат эти ребятишки прямо из школы на ферму, и радуюсь. Потому что знаю, что эстафетную палочку поколений мы передаем в надеж­ ные руки. Н. РОЛДУГИН , персональный пенсионер. ст. Дрязги. Усманский район. «Липчаночка» — так называется новый танец, кото- Тамара Щетникова, самые юные участницы ансамбля рый репетируют Люда Киренская, Оля Хованская и песни и пляски Липецкого Домаф " “0°Не^ ОВАрдашева Известный соцналист-утопиет Том- мазо Кампаиелла мечтал в свое время об идеальном коммунистическом горо­ де. Он называл его «городом Солнца». Воображение Кампанеллы рисовало стены зданий, украшенные яркими фресками и мозаиками, широкие пло­ щади со скульптурными изваяниями большой впечатляющей силы. Владимир Ильич Ленин, разрабаты­ вая план монументальной пропаганды, говорил, что в данном случае мечты утописта вовсе не являются утопией. Именно так будут выглядеть светлые красивые города будущего. Сейчас мы только еще строим эти города. Архитекторы проектируют но­ вые кварталы. Строители воплощают их проекты в жизнь. Художник и скульптор гоже долж­ ны приложить руки к этой большой и важной работе. Если на стенах зда­ ний в нашем обнов­ ляющемся с каждым днем городе нет еще мозаик, то изваяния из камня, цемента на улицах встречаются довольно часто. Многие из них только с большой на­ тяжкой можно на­ звать скульптурными произведениями. И если нам в статье придется их так на­ зывать, то мы зара­ нее просим извине­ ния у читателей. Большинство этих цементных фигур ни в коем случае нель­ зя считать украшени­ ем города. Скорее всего они портят впе­ чатление о нем. Перейдем к фак­ там. В уютном скве­ ре перед кинотеатром «Октябрь» на потрескавшемся пьедеста­ ле стой 1 бравый морячок. Эта фигура не отвечает даже самым элементарным требованиям искусства. Ни о пропорци­ ях человеческого тела, ни об образном переосмыслении этих пропорций не мо­ жет быть и речи. Никаких чувств она не вызывает, кроме чувства недоумения по поводу того, почему именно здесь потребовалось поставить изображение моряка. Нет никакой тематической свя­ зи с окружающим, если не считать, что на вазе, стоящей невдалеке, налеплены странные животные, отдаленно напоми­ нающие морских коней. На трамвайной остановке на улице Окороходова цемент- ный мужчина сред- , них лет в невообра­ зимо широких брю­ ках указывает куда- то руками, разведен­ ными в решительном жесте. К а ж д а я скульптура должна выражать мысль. И эта скульптура выра­ жает, как можно до­ гадаться, целеустрем­ ленность, широту ин­ тересов нашего совре­ менника. Но говорит она об этом очень примитивно, очень нехудожественно. Насмот р е в ш и с ь вдоволь на эту фигу­ ру, можно зайти от­ дохнуть в располо­ женный рядом сквер. Но не ждите, что хоть там вас оставят в покое пошлые по­ делки неизвестных халтурщиков. Выйдя на центральную ал­ лею, вы увидите бегущих навстречу ли­ хих футболистов. И опять недоумение: почему именно здесь нужны футболи­ сты? Можно, конечно, понять людей, установивших почти такое же «творе­ ние» на стадионе завода «Свободный сокол». Но там другая беда. У спорт­ сменов оторваны руки. Это вовсе не тот художественный прием, который мы зна­ ем по статуям древней богини Венеры. О необходимости рук говорят хотя бы торчащие из плечей металлические пруты. Еще немыслимее футболист без ног. Но изображение таких можно встре­ тить на стадионе тракторного завода. Вряд ли стоит говорить подробно о всех подобных «произведениях». По­ требуется немало места, чтобы описать хотя бы некоторые «шедевры» возле Комсомольского пруда, ил» другие, одиноко стоящие в разных концах го­ рода. В чем основные недостатки этих ра­ бот? Может быть, мы зря обрушились на непонрааившиеея нам скульптуры? Давайте разберемся. Произведение искусства должно быть эстетически красивым, от него должно веять оригинальностью и неповто­ римостью. А перечисленные нами ве­ щи лишены этой красоты, они стан­ дартны. И, наконец, где образное начало, без которого немыслимо настоящее ис­ кусство. Великий мастер скульптуры Огюст Роден, автор «Мыслителя» и «Граждан города Кале» говорил, что скульптура должна быть «наполнена глубоким духовным содержанием » что ее любая часть должна излучать то чувство, которое выражает все произ­ ведение в целом». Взгляните еще раз на фотографии. Знакомые вам фигуры невыразительны, в них отсутствует то внутреннее со­ держание, без которого все части рабо­ ты превращаются в холодные, мертвые куски цемента. Возникает вопрос: почему городская архи 1 екгура и горисполком не предъ­ явили высоких требований? Эти, с по­ зволения сказать, скульптурные про- ’ изведения не приобрел бы ни один му­ зей, их отклонил бы самый нетребова­ тельный выставном. Но нашлись лю­ ди, которые поставил» их на улицу, где ежедневно проходят во много раз больше народа, чем в музеях и на вы­ ставках. Горисполкому и общественному со­ вету при главном архитекторе стоит подумать над тем, как можно снять эти мертвые фигуры из цемента, заменив их настоящими художествен­ ными произведениями. Наше время, решительно вторгаясь в жизнь, сметает все то, что отжило свой век, с чем сейчас уже нельзя мириться. И. ЗАВРАЖИН , студент. И. КНЯЗЕВ , скульптор, сотрудники нештатного отдела литературы и искусства.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz