Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)
• р- К{ 0 /в II\^Ч З ТОТ класс отличается от других даже внеш не. Справа от класс ной доски стоит школьное знамя, слева — висит вым пел: «Лучшему пионерско му отряду». «МЫ ПРОСТО ПИОНЕРЫ...» Этого еще не знала ис тория городской полик линики: в кабинет глав- ача пришло целое бой к о одиннэдцатилетних ре бятишек и—в один голос; — Вы не имеете права быть такими невнима тельными! Человек болен, а врач... третий день не приходит. Через минуту вся по ликлиника знала, что пен сионерка Надежда Федо ровна Апевалова больна и нуждается в неотложной помощи. Ребята переми нались с ноги на ногу, мяли шапки в руках и по вернулись к двери, когда отдали распоряжение вра чу посетить старушку. — А кто вы ей? Внуки? — спросили у ребят по том. — Нет, мы просто пио неры, — ответили они. «СКОРАЯ ПОМОЩЬ» БОЛЬШЕ НЕ НУЖНА Сергей Ширков получил двойку по лриродоваде- нию. На перерыве тесной стеной окружили его од ноклассники. На него смот рели упрямые насторожен ные лица. — У нас в классе нет двоечников, — говорили ребята. — Теперь у нас отберут вымпел, — возмущались они. — Ты не дорожишь че стью класса. ...Щ — Он даже о себе не следующем уроке — Толю думает, — сказала Галя подведет. Кротенко. — Он болен. Через два дня, Лидия Ему надо оказать «скорую Ивановна спросила Сер- помощь». гея, и он получил четвер- — Ребята, я выучу, сам ку. Потеплели глаза ребят. нами, торжественные, да же чуть-чуть важные. За отдельным столом сидел он, именинник. Ему улы бались, его поздравляли! А рядом с ним сидели Толя Герцен, Лена Зонова, Вова Филонов, Толя Воль ное, Люда Плисова и Валя Горохова.. Им тоже испол няется одиннадцать лет в ближайшие дни или уже Здравствуй, завтрашний день! Юные шефы выучу, — растерялся Сер гей. Он помнил, как оказыва ли «скорую помощь» тем, кому случалось получать двойку. Такого оставляют после занятий учить урок. Сидит рядом товарищ и спрашивает; — Может что не ясно? Давай объясню. А что может быть яс нее природоведения?! В тот день с Сергеем ос тался Толя Вольное. И Се режка знал: не ответит на «Значит, вымпел останется в классе», — подумал Сер гей, а о двойке больше никто не напоминал. НЕЗАБЫВАЕМЫЙ ДЕНЬ Саша Орехов на всю жизнь оставил его в сво ей памяти. День его рож дения справлял весь класс! Присутствовали родители, учителя. Возвышались на столах горки печенья в вазочках, клубился пар над чашками с чаем. Тозарищи были в белых сорочках с галсту- исполнилось раньше. По этому решили отпраздно вать день рождения сра зу семерым. И это был праздник все го класса. Ребята и девоч ки пели, танцевали, чита ли стихи по заявкам име нинников. И сами юбиляры тоже танцевали, пели, ве селились. ПИСЬМО ИЗ ТАМБОВА Его ждали долго. Еще в середине зимы класс на писал письмо пионерам четвертого «В» класса там бовской средней школы № 5. Ребята рассказали о том, что собрали 200 килограм мов цветного металла и почти 6 тонн черного. О том, что в классе нет не успевающих, что по их примеру и в других клас сах начали организовывать кукольные театры. Ребята приглашали тамбовчан в гости, предлагали сорев новаться. И вот недавно пришло в 4-й «В» долгожданное письмо. Тамбовские пионе ры вызов приняли! * - * Классная комната для них огромна, потому что здесь учитель открывает им тайны жизни, и в то же время тесиа, потому что их дела в нее не уме щаются. Им всегда мало того, что сделали, потому что, беспокойным и пытли вым, им до всего есть де ло. Просто потому, что они — пионеры, юные ле нинцы... Н. ГОНЧАРОВА, старшая пионерво жатая школы № 5. г. Липецк. Их — два дружных пионерских класса, пришедших осенью прошлого года на совхозный телятник и предло живших; — Возьмите нас помощниками к себе. Посмотрела на них телятница Мария Федоровна Ча^ пурина с недоверием и сказала; — Работа у нас нелегкая, да и чем я займу вас всех?.. — А мы дежурства установим, — наперебой загово рили ребята. — Обязанности распределим. Так началось шефство пионеров Дрязгинской средней школы над телятником Центрального отделения совхоза «Октябрьский». Довольна ребятами Мария Федоровна. Плановый су точный привес телят равен пятистам граммам. А в том, что вес каждого теленка увеличивается на 650 граммов, и заслуги ребят много. Часто вижу я, как спешат эти ребятишки прямо из школы на ферму, и радуюсь. Потому что знаю, что эстафетную палочку поколений мы передаем в надеж ные руки. Н. РОЛДУГИН , персональный пенсионер. ст. Дрязги. Усманский район. «Липчаночка» — так называется новый танец, кото- Тамара Щетникова, самые юные участницы ансамбля рый репетируют Люда Киренская, Оля Хованская и песни и пляски Липецкого Домаф " “0°Не^ ОВАрдашева Известный соцналист-утопиет Том- мазо Кампаиелла мечтал в свое время об идеальном коммунистическом горо де. Он называл его «городом Солнца». Воображение Кампанеллы рисовало стены зданий, украшенные яркими фресками и мозаиками, широкие пло щади со скульптурными изваяниями большой впечатляющей силы. Владимир Ильич Ленин, разрабаты вая план монументальной пропаганды, говорил, что в данном случае мечты утописта вовсе не являются утопией. Именно так будут выглядеть светлые красивые города будущего. Сейчас мы только еще строим эти города. Архитекторы проектируют но вые кварталы. Строители воплощают их проекты в жизнь. Художник и скульптор гоже долж ны приложить руки к этой большой и важной работе. Если на стенах зда ний в нашем обнов ляющемся с каждым днем городе нет еще мозаик, то изваяния из камня, цемента на улицах встречаются довольно часто. Многие из них только с большой на тяжкой можно на звать скульптурными произведениями. И если нам в статье придется их так на зывать, то мы зара нее просим извине ния у читателей. Большинство этих цементных фигур ни в коем случае нель зя считать украшени ем города. Скорее всего они портят впе чатление о нем. Перейдем к фак там. В уютном скве ре перед кинотеатром «Октябрь» на потрескавшемся пьедеста ле стой 1 бравый морячок. Эта фигура не отвечает даже самым элементарным требованиям искусства. Ни о пропорци ях человеческого тела, ни об образном переосмыслении этих пропорций не мо жет быть и речи. Никаких чувств она не вызывает, кроме чувства недоумения по поводу того, почему именно здесь потребовалось поставить изображение моряка. Нет никакой тематической свя зи с окружающим, если не считать, что на вазе, стоящей невдалеке, налеплены странные животные, отдаленно напоми нающие морских коней. На трамвайной остановке на улице Окороходова цемент- ный мужчина сред- , них лет в невообра зимо широких брю ках указывает куда- то руками, разведен ными в решительном жесте. К а ж д а я скульптура должна выражать мысль. И эта скульптура выра жает, как можно до гадаться, целеустрем ленность, широту ин тересов нашего совре менника. Но говорит она об этом очень примитивно, очень нехудожественно. Насмот р е в ш и с ь вдоволь на эту фигу ру, можно зайти от дохнуть в располо женный рядом сквер. Но не ждите, что хоть там вас оставят в покое пошлые по делки неизвестных халтурщиков. Выйдя на центральную ал лею, вы увидите бегущих навстречу ли хих футболистов. И опять недоумение: почему именно здесь нужны футболи сты? Можно, конечно, понять людей, установивших почти такое же «творе ние» на стадионе завода «Свободный сокол». Но там другая беда. У спорт сменов оторваны руки. Это вовсе не тот художественный прием, который мы зна ем по статуям древней богини Венеры. О необходимости рук говорят хотя бы торчащие из плечей металлические пруты. Еще немыслимее футболист без ног. Но изображение таких можно встре тить на стадионе тракторного завода. Вряд ли стоит говорить подробно о всех подобных «произведениях». По требуется немало места, чтобы описать хотя бы некоторые «шедевры» возле Комсомольского пруда, ил» другие, одиноко стоящие в разных концах го рода. В чем основные недостатки этих ра бот? Может быть, мы зря обрушились на непонрааившиеея нам скульптуры? Давайте разберемся. Произведение искусства должно быть эстетически красивым, от него должно веять оригинальностью и неповто римостью. А перечисленные нами ве щи лишены этой красоты, они стан дартны. И, наконец, где образное начало, без которого немыслимо настоящее ис кусство. Великий мастер скульптуры Огюст Роден, автор «Мыслителя» и «Граждан города Кале» говорил, что скульптура должна быть «наполнена глубоким духовным содержанием » что ее любая часть должна излучать то чувство, которое выражает все произ ведение в целом». Взгляните еще раз на фотографии. Знакомые вам фигуры невыразительны, в них отсутствует то внутреннее со держание, без которого все части рабо ты превращаются в холодные, мертвые куски цемента. Возникает вопрос: почему городская архи 1 екгура и горисполком не предъ явили высоких требований? Эти, с по зволения сказать, скульптурные про- ’ изведения не приобрел бы ни один му зей, их отклонил бы самый нетребова тельный выставном. Но нашлись лю ди, которые поставил» их на улицу, где ежедневно проходят во много раз больше народа, чем в музеях и на вы ставках. Горисполкому и общественному со вету при главном архитекторе стоит подумать над тем, как можно снять эти мертвые фигуры из цемента, заменив их настоящими художествен ными произведениями. Наше время, решительно вторгаясь в жизнь, сметает все то, что отжило свой век, с чем сейчас уже нельзя мириться. И. ЗАВРАЖИН , студент. И. КНЯЗЕВ , скульптор, сотрудники нештатного отдела литературы и искусства.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz