Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)

Ко дню памяти В. И. Ленина * в ЫСОКИЙ постамент излучает сия­ ние, красный гранит отражает солнце. Ленин, чуть подавшись вперед, смотрит с постамента на Мо- „скву. Поначалу об одном живом свидете­ ле, как принято говорить в таких слу­ чаях. Ему восемьдесят три года—шесть­ десят из них он в рядах Коммунистиче­ ской партии! И поныне он энергичен, бодр, неусидчив. — Не пенсионная моя закалка... — улыбается Николай Яковлевич. Эго тот самый рабочий Иванов, кото­ рый выскочил из окна цеха, услышав револьверные выстрелы. Раненого Ле­ нина уже увезли, толпившиеся во дво­ ре ребята кричали: «Дяденька Иванов, какая стреляла, та побегла к Серпухов- И м ке!» — и он бросился за ворота, нагнал терро­ ристку Фанни Каплан, передал ее в руки пра­ восудия. Уже сорок с лишним лет носит за­ вод имя Владимира Ильича. И об этих годах можно написать сорок томов. Говорят, старики любят вспоминать прошлое. Это не всегда' так. Встречаясь с молодежью, ветеран завода Николай Яковлевич с большей охотой говорит о настоящем. А настоящее — вот оно, рядом, и каждый может своими глазами уви­ деть, как раздался вширь, поднялся ввысь, окреп и помолодел один из старейших заводов Москвы. — Дело не только в новых корпу- е н и И л ь и ч а сах...— говорит Николай Яковлевич. — Проще всего построить корпуса. По­ глядите, что внутри делается! В свое время Ленин напутствовал ра­ бочих этого завода: — Творите свою революционную ра­ боту! И с этим напутствием вот уже сорок лет начинается любое дело на заводе. Это напутствие помнят, свято берегут. Молодой рабочий Альберт Кубарев вместе со своей бригадой призвал весь завод добиться высшей производитель­ ности труда на каждом рабочем месте. Сэм он в совершенстве освоил станок, отказался от наладчика, стал работать за семерых. Но этого ему было мало, он хотел, чтобы каждый рабочий так же трудился — и на его участке, и В цехе, и на всем заводе. Почин Кубаре­ ва был подхвачен. Молодо заблестели глаза Николая Яковлевича Иванова, когда мы загово­ рили о Кубареве: — Настоящий ленинец! «Настоящий ленинец» — высшая по­ хвала на заводе. Семен ГАРИН. (АПН). Снимая с полки томик Макаренко Повестка дня пле­ нума горкома комсо­ мола мало соответст­ вовала речам высту­ павших. Уч и т е л я , комсомольские работ­ ники говорили больше о воспитании в школе, нежели об инициативе и самодеятельности пионерских и ком­ сомольских организации. И это было правильным хотя бы потому, что из всех наших школ передового липец­ кого метода, относительными образцами воспитательной работы могут быть всего несколько: №№ 3, 5, 12. Как-то нам пришлось беседовать с директором но­ вой 36-й школы юрода И. И, Авраменко. Он рассказывал о своей школе: — Знаете, трудно начинать все заново. Ребята из разных школ, разные порядки с собой принесли. Ду­ маем ввести у себя праздник — День школы. Он будет проходить весной. Это будет подведение итогов работы школы вместе с родителями, со взрослыми. Иван Иванович прервался, потом добавил с улыб­ кой: ^ — Пока наметки, планы.. Иногда я вот думаю, что ™ наших ребятишек нет . даже малейшей гордости за свою школу. А ученик и на улице должен чувствовать себя учеником именно 30-й или, скажем, 25-й или 15-й школы. Нужен, образно говоря, «фамильный герб» шко­ лы. Все это и многое другое: пионерская и комсо­ мольская работа, внеклассная и внешкольная, приве­ денное в систему, и должно дать полезные плоды. Позже нам пришлось встретиться с Марией Нау­ мовной Черкасс, завучем школы № 3. Не менее опыт­ ный педагог, к тому же прекрасный знаток пионер­ ской работы, она сразу же начала со слов: единый план пионерской, комсомольской, воспитательной ра­ боты школы. Что же вадо понимать под этим единым планом. Прежде всего то, что пионерская работа за­ няла свое Место в системе!!) воспитательной работы. А эта система рождена здесь, в самой школе. Она очень своеобразна. Здесь появились первые вожатые- Р А З О Б Л А Ч Е Н И Е „ Ч У Д Е С' П ( « с Многие тайны раскрыла химия любознатель­ ным ребятам из Казннской средней школы. Од­ на из них — тайна «чудес» религии. Они узнали и увидели, как, используя химию, попы вводили народ в заблуждение. Ребята узнали, как с по­ мощью особых молитв и заклинаний попы за­ жигали костер без спичек, делали «плачущие иконы». Все хитрые обманы попов, все «чудеса» бога — это чудеса химии. н. ПОПОВ. с. Каэинка. производственники, здесь появились и первые коллек­ тивные вожатые — бригады коммунистического труда. Впервые началось серьезное деловое соревнование от­ цов с детьми. Причем все это поставлено не по прин­ ципу «абы сделать», а всерьез, на твердой основе, рассчитано на силу воздействия коллектива. Все отдельные пункты этого плана продуманы до мелочей. В нем слилась пионерская и комсомольская работа, вошли традиции школы, работа с родителями (так называемые конференции отцов, родительские университеты в прочее). Все это вместе взятое, объединенное в одну строй­ ную систему, которую М. Н. Черкасс и назвала еди­ ным планом, создало ту оправданную жизнью органи­ зацию воспитательной работы, которая определила ли­ цо этой школы. ИОНЕРСКИЕ и комсомольские организации! бо­ гаты своими традициями, интересными по форме и содержанию ритуалами, символикой и атри­ бутикой. Ежегодно в них вносится новая струя: пио­ нерская двухлетка, соревнование отрядов. Эти ритуалы таят в себе воспитательный заряд огромной силы. Но он срабатывает только лишь при очень умелом в тон­ ком подходе к нему. И этот тонкий подход нашел педколлектив школы № 5. — Знаете, мы порой даже и сами не знаем кое о каких вещах,— призналась в беседе директор Э. Р. Лахина — Приходят ребята — члены школьного ко­ митета комсомола и докладывают: — Эмилия Романовна, мы разобрались с таким-то. Больше ничего не надо делать. И мы знаем, что ребята действительно разобрались, как положено, и что нет необходимости вмешиваться нам. А уж проберут они будь здоров. Ученик Н. нахулиганил. Его исключили на 10 дней. Смотрю, он в школу приходит, но на уроки не идет. День проходит, другой... Он все отирает углы. Думаю, комитетчики придут ко мне и попросят до­ пустить его к занятиям. Есть у них такая струнка. Нет... Не идут. Пришел ко мне сам: — Простите, больше не буду. — Нет. Ты комсомолец, ты нарушил устав своей организации... Так что иди в комитет... А комитет в один голос: — Нет, мы тебе не верим! Н. краснеет, чуть не плача, клянется, что это в по­ следний раз... — Вот если класс за тебя будет просить, тогда еще посмотрим. Он в класс. И только после заявления комсорга пе­ ред всей школьной линейкой заставило ребят сменить гнев на милость. Я удивилась такому суровому осуж­ дению... А позже говорят мне ребята: — А все-таки Н.—дрянный человечинжо. Он обманул нас. И знаете, эго еще раз убеждает, что сами ребята глубже, чем иногда мы, педагоги, понимают друг друга. З ТИ слова были по существу признанием боль­ шой роли самих ребят, комитета комсомола школы в воспитательной работе. Педагоги школы сумели поставить себе на службу пионерские дела в дружине. Каждому отряду-кораблю ребята придумали интерес­ ные названия «Искра», «Ракета», «Победитель». И это форма, но с.на необычная, она увлекает детей. Отряды отравились в плавание по морю интересных пионерских дел. Кораблю, занявшему первое место, комитет комсомола вручает знамя школы на хранение. И на' всех дружинных торжествах, школьных праздни­ ках отряд-победитель —«Ракета» торжественно, под звуки марша, гордо вносит знамя в зал. Мальчишки и девчонки из 4 «В» будут из кож» лезть вон, чтобы быть лучшими и не потерягь знамя. И оно становится воспитательным фактором. Не само по себе, а благо­ даря педагогической изобретательности, чутью учи­ телей и директора школы. И если в дружинах школ №№ 10, 16, 24 нет полной пионерской атрибутики, то это лишний раз говорит о том, что роль пионерской организации в воспитании здесь сведена практически к нулю, на . ее работу смот.рят сквозь пальцы. Жизнь требует повернуться лицом к пионерии, на­ стоятельно требует создать в каждой школе строго продуманную систему воспитания, основанную на эдо* ровых трудовых традициях. Пока же этого в наших школах нет, и вся работа С ребятами сводится к скучным, эпизодичным, зачастую шумным, но бесполезным мероприятиям. В ЕЛИКИЙ Человечище» в свое время писал, что у нас. . .Вместо того, чтобы честно и серьезно • • работать над вопросами коммунистического, воспитания, сделали умное лицо и заявили: — Воспитание? А зачем? Учитель — он же препода­ ет, вот в это самое время он и воспитывает. Исто­ рия? Вы знаете, одна история сколько может воспи­ тать, вы себе представить не можете!.. Нечто подобное происходит » в нашем городе. Корифеи педагогической мысли, сделав не менее ум­ ное лицо, заявили: — Новый метод ведения урока — это все! Воспита­ ние? А зачем? Ведь при максимальной загруженности на уроке недисциплинированному некогда проявлять свои выходки. Но, увы... Находится время. И в школе, и вне ее.: Об этом со всеми подробностями может рассказать инспектор детской комнаты милиции тов. Хоревич... Н. НИКОЛАЕВ, ............................................................................................................................................................................ ................ Село Сухая Лубна оживает рано, с первыми лучами. Скрипят воротки ко­ лодцев, проносятся автомашины, спешат юркие «Беларусь» с прицепами. Если в Лубну приезжать со стороны Липецка, то еще издали можно увидеть возвышающуюся над селом колоколь- ■- ню церкви. Церковь тоже просыпается Е ^ с первыми звуками дня. Раскрытые широко двери поглощают людей, Под торжественное - песнопение церковного хора несколько десятков человек кла­ дут кресты. Рядом с бормочущими ста­ рухами — парни и девушки из самой Лубны в окрестных деревень. Вот одна из ник —Татьяна Денеж- кина. Она пришла сюда из Знобиловк», за несколько километров по весенней распутице, несмотря на то, что сего­ дня — рабочий день в совхозе. Прилип­ шая к сапогам грязь красноречиво рас­ сказывает о трудной дороге, а сосре­ доточенное, даже какое-то испуганное, лицо с широко раскрытыми глазами — о глубоком ее почтении к этим торже­ ственным каменным сводам а глядя­ щим в упор богам. Чуть поодаль мо­ лится молодой широкоплечий парень. ...Вечером в сельском клубе было ки­ но. Несколько человек, ожидая начала сеанса, тоскливо поглядывали на гряз­ ное полотно экрана, на окна с выбиты­ ми стеклами «гу­ стой, толщиной в палец, иней на стенах. Парни ку­ рили, д е в у ш к и грызли семечки, ежились от холо­ да и постукивали по полу замерз­ шими ногам». За­ ведующий клубом Николай Крюков время от времени выглядывал на улицу: не идет ли еще кто. Наконец безнадежно махнул рукой и сказал киномеханику: — Крути. Все равно больше никого не будет. Пост... Чем же объяснить тот факт, что в Сухой Дубне, в селе, расположенном в тридцати километрах от большого культурного центра — засилье церковни­ ков? Почему ходят в церковь и соблюда­ ют все религиозные обряды некоторые выпускник» местной восьмилетней шко­ лы? Местные учителя часто читают анти­ религиозные лекции в клубе, агитаторы проводят беседы на десятидворках. Но одних только лекций и бесед ма­ ло. Нужно противопоставить влиянию церкви достойную силу. А такого про­ тиводействия в селе нет. Прежде всего, недостаточна актив­ ность сельского клуба. Танцы, кино — вот и весь перечень «мероприятий». За­ то в церкви — великолепный хор, сла­ женный, с подголосками. Поют в нем ОПАСНОЕ РАВНОДУШИЕ и молодые девушки. Зимой клуб превращается в камен­ ный мешок, в термос, где хранят мо­ роз. Скука и холод отпугивают, за­ ставляют искать интересное. Слабое влияние имеет на жителей и сельская комсомолия. Спросите у любого комсомольца села, какое интересное дело затевали они в последние годы. Ответа не будет, пото­ му чго комсомольцы пассивно относят­ ся и к производственным вопросам, и к организации быта и досуга молодежи села. И ни руководство совхоза, ни сель­ ский Совет, ни учителя школы, ни ко­ митет управления не помогли комитету комсомола села выйти из этого сонного оцепенения. В противовес общественности верую­ щие проявляют и активность, и органи­ зованность. Родители заставляют детей молиться. Мать школьницы Тани Куз­ нецовой сказала: — Не пойдешь в церковь — есть не дам. И девочка послушно молится. А не­ давно ее подруги-шестиклассницы Е. Миронова, Н. Воронина и Н. Овчин­ никова не пришли в школу, потому что в гот день по просьбе священника мы­ ли полы в церкви. Учителя школы, руководители совхо­ за, комсомольцы села расписались в бессилии оградить молодежь от рели­ гии. Ищут и находят компромиссы. Управляющий отделением совхоза М. А. Лукьянов не раз просил попа: — Батюшка, у нас прополка. Отпу­ стите сегодня девчат пораньше. Неслыханный случай. Пора отказаться от равнодушия и на­ чать решительную борьбу с церковью. Мало одних только лекций и бесед — нужна кропотливая и ежедневная ра­ бота с верующими. А пока... Пока отец Алексей не имеет никаких претензий к общественности! и комсомолу села Сухая Лубна. — — ----- В. ШИРЯЕВ. с. Сухая Лубна. '< Н 1 ф Я И И И Ш 1 |1М » ВЮ 1 И ти П 1 И П 1 П И П 1 1 И »И »И » « «Н »Ш 1 1 1 П 1 П 1 Ц Н 1Ш И 1 1 1 Н т1 И И Ш П 1 1 И 1 1 1 ||» |И |Ш И 1 1 1 Ц Щ |тП |Ш П 1 П 1 1 »И Ц 1 1 П 1 Ч 1 1 1 И 1 1 1 И И

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz