Ленинец. 1963 г. (г. Липецк)
Ко дню памяти В. И. Ленина * в ЫСОКИЙ постамент излучает сия ние, красный гранит отражает солнце. Ленин, чуть подавшись вперед, смотрит с постамента на Мо- „скву. Поначалу об одном живом свидете ле, как принято говорить в таких слу чаях. Ему восемьдесят три года—шесть десят из них он в рядах Коммунистиче ской партии! И поныне он энергичен, бодр, неусидчив. — Не пенсионная моя закалка... — улыбается Николай Яковлевич. Эго тот самый рабочий Иванов, кото рый выскочил из окна цеха, услышав револьверные выстрелы. Раненого Ле нина уже увезли, толпившиеся во дво ре ребята кричали: «Дяденька Иванов, какая стреляла, та побегла к Серпухов- И м ке!» — и он бросился за ворота, нагнал терро ристку Фанни Каплан, передал ее в руки пра восудия. Уже сорок с лишним лет носит за вод имя Владимира Ильича. И об этих годах можно написать сорок томов. Говорят, старики любят вспоминать прошлое. Это не всегда' так. Встречаясь с молодежью, ветеран завода Николай Яковлевич с большей охотой говорит о настоящем. А настоящее — вот оно, рядом, и каждый может своими глазами уви деть, как раздался вширь, поднялся ввысь, окреп и помолодел один из старейших заводов Москвы. — Дело не только в новых корпу- е н и И л ь и ч а сах...— говорит Николай Яковлевич. — Проще всего построить корпуса. По глядите, что внутри делается! В свое время Ленин напутствовал ра бочих этого завода: — Творите свою революционную ра боту! И с этим напутствием вот уже сорок лет начинается любое дело на заводе. Это напутствие помнят, свято берегут. Молодой рабочий Альберт Кубарев вместе со своей бригадой призвал весь завод добиться высшей производитель ности труда на каждом рабочем месте. Сэм он в совершенстве освоил станок, отказался от наладчика, стал работать за семерых. Но этого ему было мало, он хотел, чтобы каждый рабочий так же трудился — и на его участке, и В цехе, и на всем заводе. Почин Кубаре ва был подхвачен. Молодо заблестели глаза Николая Яковлевича Иванова, когда мы загово рили о Кубареве: — Настоящий ленинец! «Настоящий ленинец» — высшая по хвала на заводе. Семен ГАРИН. (АПН). Снимая с полки томик Макаренко Повестка дня пле нума горкома комсо мола мало соответст вовала речам высту павших. Уч и т е л я , комсомольские работ ники говорили больше о воспитании в школе, нежели об инициативе и самодеятельности пионерских и ком сомольских организации. И это было правильным хотя бы потому, что из всех наших школ передового липец кого метода, относительными образцами воспитательной работы могут быть всего несколько: №№ 3, 5, 12. Как-то нам пришлось беседовать с директором но вой 36-й школы юрода И. И, Авраменко. Он рассказывал о своей школе: — Знаете, трудно начинать все заново. Ребята из разных школ, разные порядки с собой принесли. Ду маем ввести у себя праздник — День школы. Он будет проходить весной. Это будет подведение итогов работы школы вместе с родителями, со взрослыми. Иван Иванович прервался, потом добавил с улыб кой: ^ — Пока наметки, планы.. Иногда я вот думаю, что ™ наших ребятишек нет . даже малейшей гордости за свою школу. А ученик и на улице должен чувствовать себя учеником именно 30-й или, скажем, 25-й или 15-й школы. Нужен, образно говоря, «фамильный герб» шко лы. Все это и многое другое: пионерская и комсо мольская работа, внеклассная и внешкольная, приве денное в систему, и должно дать полезные плоды. Позже нам пришлось встретиться с Марией Нау мовной Черкасс, завучем школы № 3. Не менее опыт ный педагог, к тому же прекрасный знаток пионер ской работы, она сразу же начала со слов: единый план пионерской, комсомольской, воспитательной ра боты школы. Что же вадо понимать под этим единым планом. Прежде всего то, что пионерская работа за няла свое Место в системе!!) воспитательной работы. А эта система рождена здесь, в самой школе. Она очень своеобразна. Здесь появились первые вожатые- Р А З О Б Л А Ч Е Н И Е „ Ч У Д Е С' П ( « с Многие тайны раскрыла химия любознатель ным ребятам из Казннской средней школы. Од на из них — тайна «чудес» религии. Они узнали и увидели, как, используя химию, попы вводили народ в заблуждение. Ребята узнали, как с по мощью особых молитв и заклинаний попы за жигали костер без спичек, делали «плачущие иконы». Все хитрые обманы попов, все «чудеса» бога — это чудеса химии. н. ПОПОВ. с. Каэинка. производственники, здесь появились и первые коллек тивные вожатые — бригады коммунистического труда. Впервые началось серьезное деловое соревнование от цов с детьми. Причем все это поставлено не по прин ципу «абы сделать», а всерьез, на твердой основе, рассчитано на силу воздействия коллектива. Все отдельные пункты этого плана продуманы до мелочей. В нем слилась пионерская и комсомольская работа, вошли традиции школы, работа с родителями (так называемые конференции отцов, родительские университеты в прочее). Все это вместе взятое, объединенное в одну строй ную систему, которую М. Н. Черкасс и назвала еди ным планом, создало ту оправданную жизнью органи зацию воспитательной работы, которая определила ли цо этой школы. ИОНЕРСКИЕ и комсомольские организации! бо гаты своими традициями, интересными по форме и содержанию ритуалами, символикой и атри бутикой. Ежегодно в них вносится новая струя: пио нерская двухлетка, соревнование отрядов. Эти ритуалы таят в себе воспитательный заряд огромной силы. Но он срабатывает только лишь при очень умелом в тон ком подходе к нему. И этот тонкий подход нашел педколлектив школы № 5. — Знаете, мы порой даже и сами не знаем кое о каких вещах,— призналась в беседе директор Э. Р. Лахина — Приходят ребята — члены школьного ко митета комсомола и докладывают: — Эмилия Романовна, мы разобрались с таким-то. Больше ничего не надо делать. И мы знаем, что ребята действительно разобрались, как положено, и что нет необходимости вмешиваться нам. А уж проберут они будь здоров. Ученик Н. нахулиганил. Его исключили на 10 дней. Смотрю, он в школу приходит, но на уроки не идет. День проходит, другой... Он все отирает углы. Думаю, комитетчики придут ко мне и попросят до пустить его к занятиям. Есть у них такая струнка. Нет... Не идут. Пришел ко мне сам: — Простите, больше не буду. — Нет. Ты комсомолец, ты нарушил устав своей организации... Так что иди в комитет... А комитет в один голос: — Нет, мы тебе не верим! Н. краснеет, чуть не плача, клянется, что это в по следний раз... — Вот если класс за тебя будет просить, тогда еще посмотрим. Он в класс. И только после заявления комсорга пе ред всей школьной линейкой заставило ребят сменить гнев на милость. Я удивилась такому суровому осуж дению... А позже говорят мне ребята: — А все-таки Н.—дрянный человечинжо. Он обманул нас. И знаете, эго еще раз убеждает, что сами ребята глубже, чем иногда мы, педагоги, понимают друг друга. З ТИ слова были по существу признанием боль шой роли самих ребят, комитета комсомола школы в воспитательной работе. Педагоги школы сумели поставить себе на службу пионерские дела в дружине. Каждому отряду-кораблю ребята придумали интерес ные названия «Искра», «Ракета», «Победитель». И это форма, но с.на необычная, она увлекает детей. Отряды отравились в плавание по морю интересных пионерских дел. Кораблю, занявшему первое место, комитет комсомола вручает знамя школы на хранение. И на' всех дружинных торжествах, школьных праздни ках отряд-победитель —«Ракета» торжественно, под звуки марша, гордо вносит знамя в зал. Мальчишки и девчонки из 4 «В» будут из кож» лезть вон, чтобы быть лучшими и не потерягь знамя. И оно становится воспитательным фактором. Не само по себе, а благо даря педагогической изобретательности, чутью учи телей и директора школы. И если в дружинах школ №№ 10, 16, 24 нет полной пионерской атрибутики, то это лишний раз говорит о том, что роль пионерской организации в воспитании здесь сведена практически к нулю, на . ее работу смот.рят сквозь пальцы. Жизнь требует повернуться лицом к пионерии, на стоятельно требует создать в каждой школе строго продуманную систему воспитания, основанную на эдо* ровых трудовых традициях. Пока же этого в наших школах нет, и вся работа С ребятами сводится к скучным, эпизодичным, зачастую шумным, но бесполезным мероприятиям. В ЕЛИКИЙ Человечище» в свое время писал, что у нас. . .Вместо того, чтобы честно и серьезно • • работать над вопросами коммунистического, воспитания, сделали умное лицо и заявили: — Воспитание? А зачем? Учитель — он же препода ет, вот в это самое время он и воспитывает. Исто рия? Вы знаете, одна история сколько может воспи тать, вы себе представить не можете!.. Нечто подобное происходит » в нашем городе. Корифеи педагогической мысли, сделав не менее ум ное лицо, заявили: — Новый метод ведения урока — это все! Воспита ние? А зачем? Ведь при максимальной загруженности на уроке недисциплинированному некогда проявлять свои выходки. Но, увы... Находится время. И в школе, и вне ее.: Об этом со всеми подробностями может рассказать инспектор детской комнаты милиции тов. Хоревич... Н. НИКОЛАЕВ, ............................................................................................................................................................................ ................ Село Сухая Лубна оживает рано, с первыми лучами. Скрипят воротки ко лодцев, проносятся автомашины, спешат юркие «Беларусь» с прицепами. Если в Лубну приезжать со стороны Липецка, то еще издали можно увидеть возвышающуюся над селом колоколь- ■- ню церкви. Церковь тоже просыпается Е ^ с первыми звуками дня. Раскрытые широко двери поглощают людей, Под торжественное - песнопение церковного хора несколько десятков человек кла дут кресты. Рядом с бормочущими ста рухами — парни и девушки из самой Лубны в окрестных деревень. Вот одна из ник —Татьяна Денеж- кина. Она пришла сюда из Знобиловк», за несколько километров по весенней распутице, несмотря на то, что сего дня — рабочий день в совхозе. Прилип шая к сапогам грязь красноречиво рас сказывает о трудной дороге, а сосре доточенное, даже какое-то испуганное, лицо с широко раскрытыми глазами — о глубоком ее почтении к этим торже ственным каменным сводам а глядя щим в упор богам. Чуть поодаль мо лится молодой широкоплечий парень. ...Вечером в сельском клубе было ки но. Несколько человек, ожидая начала сеанса, тоскливо поглядывали на гряз ное полотно экрана, на окна с выбиты ми стеклами «гу стой, толщиной в палец, иней на стенах. Парни ку рили, д е в у ш к и грызли семечки, ежились от холо да и постукивали по полу замерз шими ногам». За ведующий клубом Николай Крюков время от времени выглядывал на улицу: не идет ли еще кто. Наконец безнадежно махнул рукой и сказал киномеханику: — Крути. Все равно больше никого не будет. Пост... Чем же объяснить тот факт, что в Сухой Дубне, в селе, расположенном в тридцати километрах от большого культурного центра — засилье церковни ков? Почему ходят в церковь и соблюда ют все религиозные обряды некоторые выпускник» местной восьмилетней шко лы? Местные учителя часто читают анти религиозные лекции в клубе, агитаторы проводят беседы на десятидворках. Но одних только лекций и бесед ма ло. Нужно противопоставить влиянию церкви достойную силу. А такого про тиводействия в селе нет. Прежде всего, недостаточна актив ность сельского клуба. Танцы, кино — вот и весь перечень «мероприятий». За то в церкви — великолепный хор, сла женный, с подголосками. Поют в нем ОПАСНОЕ РАВНОДУШИЕ и молодые девушки. Зимой клуб превращается в камен ный мешок, в термос, где хранят мо роз. Скука и холод отпугивают, за ставляют искать интересное. Слабое влияние имеет на жителей и сельская комсомолия. Спросите у любого комсомольца села, какое интересное дело затевали они в последние годы. Ответа не будет, пото му чго комсомольцы пассивно относят ся и к производственным вопросам, и к организации быта и досуга молодежи села. И ни руководство совхоза, ни сель ский Совет, ни учителя школы, ни ко митет управления не помогли комитету комсомола села выйти из этого сонного оцепенения. В противовес общественности верую щие проявляют и активность, и органи зованность. Родители заставляют детей молиться. Мать школьницы Тани Куз нецовой сказала: — Не пойдешь в церковь — есть не дам. И девочка послушно молится. А не давно ее подруги-шестиклассницы Е. Миронова, Н. Воронина и Н. Овчин никова не пришли в школу, потому что в гот день по просьбе священника мы ли полы в церкви. Учителя школы, руководители совхо за, комсомольцы села расписались в бессилии оградить молодежь от рели гии. Ищут и находят компромиссы. Управляющий отделением совхоза М. А. Лукьянов не раз просил попа: — Батюшка, у нас прополка. Отпу стите сегодня девчат пораньше. Неслыханный случай. Пора отказаться от равнодушия и на чать решительную борьбу с церковью. Мало одних только лекций и бесед — нужна кропотливая и ежедневная ра бота с верующими. А пока... Пока отец Алексей не имеет никаких претензий к общественности! и комсомолу села Сухая Лубна. — — ----- В. ШИРЯЕВ. с. Сухая Лубна. '< Н 1 ф Я И И И Ш 1 |1М » ВЮ 1 И ти П 1 И П 1 П И П 1 1 И »И »И » « «Н »Ш 1 1 1 П 1 П 1 Ц Н 1Ш И 1 1 1 Н т1 И И Ш П 1 1 И 1 1 1 ||» |И |Ш И 1 1 1 Ц Щ |тП |Ш П 1 П 1 1 »И Ц 1 1 П 1 Ч 1 1 1 И 1 1 1 И И
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz