Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)

в оМОРАЛЬНОМУ З ^ Д К О А Е К С У Ма л е н ь к и й п о дви г Ты, наверное, до сих пор улыбаешься про се­ бя над странностью к ор ­ респондента, Аня Перо ­ ва. За окнами общежи ­ тия к ружит громадный мир. Миллионы людей. Миллионы подвигов. Миллионы героев. Так зачем же обра­ щать внимание на то, что сделали твои друзья и ты сама! Разве к аж­ дый не сделал бы точ ­ но так же! Сделал бы. Ты права, Аня. Все очень просто и обык новенно. Но то, что я хочу рассказать, я рас­ ск ажу не для тебя. По ­ нимаешь, совсем не для тебя, совсем для других. А расск азать надо зту волнующую историю , к оторая началась недоб­ рой вспышкой огня. ...Я не хочу еще раз обвинять Ивана Федоро ­ вича Коробейник ова, хо ­ тя в большой мере по его вине в цехе случи ­ лась беда. Слишк ом бес. печным был мастер. Пе­ сок не успели насыпать на сырую землю , а он дал к оманду Дмитрию Васильевичу отк рыть днище вагранки. Смена к ончилась. Хотелось по ­ ск орее уйти домой. Все это так , но нельзя же было «голым и рук ами» брать раскаленный ме­ талл! Мастер сам поплатил­ ся за свою небрежность. Колючие брызги чугуна попали ему на лицо, на рук и. Но спецовк а сбе­ регла его от большей беды. А Дмитрий Ва­ сильевич, как нарочно, снял перед этим фуфай ­ к у. Ожоги были жутк ими. К велик ому удивлению врачей Дмитрий Василь­ евич к ак им -то чудом со­ хранял сознание. Прав­ да, иногда ему к азалось, что на него падает солн ­ це. Обычная элек триче­ ская лампочк а превра­ щалась в солнце и м ед­ ленно опуск алась на не­ го, давила, жгла. Когда боль становилась невы­ носимой, он знал: это солнце вошло в него, прямо внутрь и плавит­ ся где-то рядом с серд­ цем. Дмитрий Васильевич не знал точно, на каком волоск е висела его жизнь. Не знал он, что происходило за стенами палаты, в его цехе. Утром в больницу при ­ бежали две девушки к омсомолк и — Валя Са- востик ова и Аня Перо ­ ва. Конечно, их не пу­ стили в палату. Они все равно долго не уходили и к аждом у выходящему врачу задавали один и тот же тревожный во­ прос: — Как он! Ему луч ­ ше! Нет, то было не про ­ сто любопытство, с ка­ ким иные людишк и вглядываются в потер ­ певших, То была боль ­ шая боль за товарища. Потом в цехе стихий­ но началось отк рытое к омсомольск ое собра­ ние. Повестк а дня была необычной: врачи сказа­ ли, что Дмитрию Ва­ сильевичу срочно нужна к ровь для переливания. Ник то не выступал с до ­ к ладом . Не было пре­ ний. — Я даю к ровь, — просто сказала, пультов- Щица Аня Перова. — И я , — торопливо подхватила машинист бе­ гунк ов Валя Савостик о- ва. — Я тоже, — отк лик ­ нулся газовщик Дима Ак иньшин. — Пишите и меня, — попросил м олодой ма­ стер Миша Колесник ов. Оператор Лида Зи ­ новьева, заливщик Вик ­ тор Тяпшев и многие другие парни к девчата пошли добровольцами. Волосок жизни стал прочнее. Однак о опас­ ность оставалась. Вск оре Дмитрия Ва­ сильевича на самолете от­ правили в Моск ву, в специализи- ро в а н к ы й научный ин­ ститут име­ ни Вишнев­ ск ого. Через не­ ск ольк о дней из инсти­ тута в заводск ую боль ­ ницу пришла телеграм ­ ма: вызывалась медсест­ ра для постоянного ухо ­ да за беспомощным больным . Но обстоя ­ тельства сложились так , что свободной медсест­ ры в больнице не ок а­ залось. Об этом узнали в це­ хе. Тогда и пришла Аня Перова к своему началь­ ник у. Она не говорила громк их слов. Она про­ сто сказала: — Можно я поеду! Я постараюсь... Рано утром следую ­ щего дня сна была уже в Моск ве. Ей не прихо­ дилось еще бывать в столице. И это первое свидание было необыч­ ным. В этом городе че­ ловек . Ему тяжело. Его надо спасти. Он еще не старик . У него пятеро детей, меньший самый — Сережк а' — пошел в первый к ласс, научился тольк о рук и пачкать чер ­ нилами... Аня не рассматривала подробности больших домов, ярк ие афиши и панно. Она спешила. И странно, ей было сов­ сем не страшно одной в громадном спящем городе. Ей почем у-то верилось, что она обя ­ зательно сама найдет Серпуховск ую улицу, на к оторой находились ин ­ ститут и человек , к ото ­ рого она приехала спа­ сать от смерти. Она улыбнулась и в шутк у обозвала себя «к олдуньей», к огда дей ­ ствительно вышла на Серпуховск ую совер­ шенно случайно, по ка­ к ой-то интуиции. С этого дня у Дм ит­ рия Васильевича появил­ ся «главный док тор», как стал он называть Аню . Да, она оказалась добрым и строгим док ­ тором , хотя нелегк о бы ­ ло ей, восемнадцатилет­ ней девушк е, ухаживать за неподвижным , напо­ ловину обгоревшим че­ ловек ом . С восьми часов утра до десяти часов вечера она не отходила от него все двадцать дней .Толь ­ ко к огда надо было сбе­ гать в магазин, она мельк ом видела к рае­ шек Моск вы, да седьм о­ го ноября удалось по­ смотреть ей к усочек праздничного парада. Вот и все. Впрочем, меньше все­ го думала она об этом. Продолжалась борьба за человек а. И если у Дм ит­ рия Васильевича хоть немножк о поднималось настроение — этот день она обводила в к аленда­ ре красным к аранда­ шом. После пересадк и к о­ жи самочувствие Дм ит­ рия Васильевича стало улучшаться. Однажды он даже попробовал за­ петь. Аню сначала ис­ пугал его чуть слыш­ ный, к ак ой-то подзем ­ ный голос. Ск орее это было просто дыхание. Песня не пелась, а чу­ точк у выдыхалась: «Рас­ цветали яблони и гру­ ши...» Ок а не спросила его, почему вдруг имен­ но эту песню захотелось ему спеть. Она вообще сделала вид, что ничего (Ок ончание на 4-й стр.). На п ракт ике И вот мы — препода­ ватели. Правда, лишь па I два месяца. Мы, семь! человек, работаем в шко - 1 ле рабочей молодежи. Наши первые уроки, первые неудачи, огорчения. К нам на помрщь пришли такие опытные педагоги, как 3. А. Черкасова, методисты В. Т. Ванюшёчкйн, Т. А. Федорова и Л. И. Хицко, указали на ошибки, недочеты, посоветовали, как их исправить. Мы побыва­ ли-на уроках преподавателей школы, на уроках своих товарищей, учились хорошему, критиковали недостатки. И неудачи сменились успехами, огорчения — радостью. Мы поняли еще, что педагогу недостаточно -одних знаний. Самое главное—идти на урок с большим жела­ нием научить людей новому, нужному. Практика в шко­ ле рабочей молодежи очень полезна для нашей работы в будущем. Р. СОЛОМАТИНА, студентка IV курса Елецкого пединститута. Несколько секунд требуется лаборанту-спектроскописгу, чтобы сделать количественный анализ стали на квантомет- ре—современной сложной установке в экспресс-лаборатории электросталеплавильного цеха Новолипецкого металлургиче­ ского завода. На снимке: инженер-спектроскопист центральной завод­ ской лаборатории Светлана Крамаренко и лаборант-спек­ троскопист Нелли Смирнова за определением количественно­ го состава вредных примесей в трансформаторной стали. Фото Ю. Ардашева. ( Те х н и к а 1 п р и ш л а 1 ! в к ла с с ! ♦ = { Земля комьями лете-: 5 ла во все стороны, = ? ухали падающие сте - 1 {ны .. ; ! ...С замирающим серп- { ; цем, напряженно следят ! | ребята за экраном. Се- ; |годня на очередном уро- { ; ке истории они изучают! { хол Великой Отечест-1 ! венной войны. И экран { | воскрешает у них в п а - ! | мяли все, что вычитано ; ! из книг. | Так проходят уроки! ; истории в 1 -й средней; | школе. Киноурок здесь) ? стал обычной формой! {изучения нового мате - 1 | риала. Для этой цели { ? был приобретен проек-! {ционный звуковой кино - 1 | аппарат. В актовом за- { ; ле соорудили кинобуд-! {ку. Киноуроки проводит I I учитель с помощью са- { ?мих учеников. П. Г.! ; Вишнякова, завуч шко - 1 I лм, говорит, что уже { 5приобретены киноленты ! {по истории, литературе I | и другим предметам. ] ; Техника пришла н а ; | урок. Она помогает учи- * | толям доходчиво пре- ! ! поднести знания, а уче - 1 ; никам — глубже усвоить ! { материал учебной про-* ! граммы. { А. ВЫСОКОСОВ. { { г. Лебедянь. 4ч Игорь стоит перед членами комитета и не­ брежно теребит серую поношенную кепку. Валя Швец — комсо- ТРУДНЫЙ мольский секретарь школы — бес­ помощно оглядывает членов ко­ митета. Те молчат. Игорь чувст­ вует себя на голову выше всех. «Почему получаю двойки? А это не ваше дело!» Самодовольная улыбка играет на его лице. Он ждет, когда ему зададут очеред­ ной вопрос, чтобы так же, с язви­ тельной иронией, ответить. Но его отпускают. Повернувшись на од­ ной ноге, он бежит играть в пинг- понг. Ракеткой он владеет ма­ стерски: нет в школе ему равных. Таков пятнадцатилетний Игорь Алексеев, ученик восьмого клас­ са. Была в школе и его мама. Едва открыв дверь учительской, она заявила: — Мне надоело слушать пре­ тензии учителей. Педагог должен знать, что у мальчика переход­ ный возраст, — Да, переходный возраст соз­ дает трудности в воспитании, но это не значит... Что не значит, собеседница не дала мне договорить. — Как не значит?! Вы не при­ знаете переходного возраста? Вы, педагог и сама мать, разве вы не наблюдали этого явления у своих сыновей? — Наблюдала... Но в этом воз­ расте они, как и все ребята, чи­ тали книги, занимались пионер­ скими и комсомольскими делами и даже учились отлично. — Терпеть не мо 1 у отличников. Семиклассник должен разбивать окна и получать двойки. Это нор­ мально,— категорически заканчи­ вает разговор Лидия Ивановна. У меня опускаются руки. Нет, здесь ничего не изменишь в судь­ бе Игоря. Мама создала «собст­ венную педагогику» и не призна­ ет никаких авторитетов учителей, школы. И эта «педагогика» за­ шла слишком далеко, одела ман­ тию высокомерия на способного мальчика, приучила отлынивать от труда и делать, что он сам хочет. Его двойка по гео: рафии оправдывалась «переходным воз­ растом». Беспокоились одни учителя. Они ходили к Игорю на дом, прино­ сили ему учебник, беседовали с ма­ мой, «уговаривали» сына. Благо­ даря этим стараниям Игорь сел за парту в 8-м классе, но... Передо мной классный журнал 8-го «А» класса. Внимательно изу­ чаю успехи Игоря. Математика, физика, литература, история ра- ВОЗРАСТ дуют оценками 4 и 5, а по дру­ гим предметам сплошные двойки. В чем дело? Беру личное дело. В нем характеристика, данная завучем той школы, где Игорь учился первые четыре года: «На­ читанный, любознательный, актив­ ный звеньевой, помогает товари­ щам». А сейчас... Вот он стоит передо мной светловолосый, коренастый, в модном светлом плаще. Ведем «неофициальную» беседу. Игорь старается меня опередить. — Вы, наверное, тоже о двой­ ках? Не можете себе представить, как мне все это надоело! Меня обжигает насмешливый, высокомерный прищур его глаз, губы кривятся в снисходительной улыбке. — Что, собственно, тебе надое­ ло? — Да учителя со своими во­ просами: почему у тебя двойки? Мысли Игоря перекликаются с мыслями его мамы. — Одни говорят, что у меня очень умная голова, другие — на­ оборот,— добавляет он. — Нет, Игорь. Ты способный, но голова у тебя не так уж ум­ ная. Способности и ум — веши разные. В голосе, в свободной, непри­ нужденной позе я читаю этакую гордость за свою исключитель­ ность, — Я как раз не о двойках хо­ чу говорить. Можешь получать их сколько угодно, если они тебе нравятся. Мне по-дружески хо- ...................................... $ . чется тебе сказать, что уж очень ты смешной в роли Печорина, не получается она у тебя... Я наблюдала Игоря на уроках математики, физики и даже геог­ рафии, по которой он «принципи­ ально» получает двойки, видела увлеченного, активного, живого, любознательного. И дело совсем не в том, что одни уроки более интересны, другие не совсем удовлетворяют развитого мальчи­ ка, единственного сына. Дело в том, что Игорь и поня­ тия не имеет, что такое настоя­ щий, упорный груд. Он берет только то, что легко дается, что ему нравится, остальное придет само за счет незаурядных способ­ ностей. На это надеется и мать, которой легче успокоить себя осо­ бенностями переходного возраста сына, чем всерьез заняться его воспитанием. Как бы ни были бле­ ет ищи способности подростка, ес­ ли они не сочетаются с умением преодолеть трудности, системати­ чески работать, здраво оценивать свои возможности — эти способ­ ности постепенно глохнут, разви­ ваются безволие, равнодушие, эта­ кое наигранное презрительное от­ ношение ко всему окружающему. И особенно это опасно в пере­ ходном возрасте, когда подросток неустойчив, стремится к самостоя­ тельности, пытается сам, часто неумело, оценивать все происхо­ дящее вокруг него. И это прежде всего надо по­ нять папам и мамам, прикрываю­ щим огрехи в воспитании своих детей трудным переходным воз­ растом. Г. ТИШЕНКО, учитель. г, Задонск, 2-я средняя школа.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz