Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)
в оМОРАЛЬНОМУ З ^ Д К О А Е К С У Ма л е н ь к и й п о дви г Ты, наверное, до сих пор улыбаешься про се бя над странностью к ор респондента, Аня Перо ва. За окнами общежи тия к ружит громадный мир. Миллионы людей. Миллионы подвигов. Миллионы героев. Так зачем же обра щать внимание на то, что сделали твои друзья и ты сама! Разве к аж дый не сделал бы точ но так же! Сделал бы. Ты права, Аня. Все очень просто и обык новенно. Но то, что я хочу рассказать, я рас ск ажу не для тебя. По нимаешь, совсем не для тебя, совсем для других. А расск азать надо зту волнующую историю , к оторая началась недоб рой вспышкой огня. ...Я не хочу еще раз обвинять Ивана Федоро вича Коробейник ова, хо тя в большой мере по его вине в цехе случи лась беда. Слишк ом бес. печным был мастер. Пе сок не успели насыпать на сырую землю , а он дал к оманду Дмитрию Васильевичу отк рыть днище вагранки. Смена к ончилась. Хотелось по ск орее уйти домой. Все это так , но нельзя же было «голым и рук ами» брать раскаленный ме талл! Мастер сам поплатил ся за свою небрежность. Колючие брызги чугуна попали ему на лицо, на рук и. Но спецовк а сбе регла его от большей беды. А Дмитрий Ва сильевич, как нарочно, снял перед этим фуфай к у. Ожоги были жутк ими. К велик ому удивлению врачей Дмитрий Василь евич к ак им -то чудом со хранял сознание. Прав да, иногда ему к азалось, что на него падает солн це. Обычная элек триче ская лампочк а превра щалась в солнце и м ед ленно опуск алась на не го, давила, жгла. Когда боль становилась невы носимой, он знал: это солнце вошло в него, прямо внутрь и плавит ся где-то рядом с серд цем. Дмитрий Васильевич не знал точно, на каком волоск е висела его жизнь. Не знал он, что происходило за стенами палаты, в его цехе. Утром в больницу при бежали две девушки к омсомолк и — Валя Са- востик ова и Аня Перо ва. Конечно, их не пу стили в палату. Они все равно долго не уходили и к аждом у выходящему врачу задавали один и тот же тревожный во прос: — Как он! Ему луч ше! Нет, то было не про сто любопытство, с ка ким иные людишк и вглядываются в потер певших, То была боль шая боль за товарища. Потом в цехе стихий но началось отк рытое к омсомольск ое собра ние. Повестк а дня была необычной: врачи сказа ли, что Дмитрию Ва сильевичу срочно нужна к ровь для переливания. Ник то не выступал с до к ладом . Не было пре ний. — Я даю к ровь, — просто сказала, пультов- Щица Аня Перова. — И я , — торопливо подхватила машинист бе гунк ов Валя Савостик о- ва. — Я тоже, — отк лик нулся газовщик Дима Ак иньшин. — Пишите и меня, — попросил м олодой ма стер Миша Колесник ов. Оператор Лида Зи новьева, заливщик Вик тор Тяпшев и многие другие парни к девчата пошли добровольцами. Волосок жизни стал прочнее. Однак о опас ность оставалась. Вск оре Дмитрия Ва сильевича на самолете от правили в Моск ву, в специализи- ро в а н к ы й научный ин ститут име ни Вишнев ск ого. Через не ск ольк о дней из инсти тута в заводск ую боль ницу пришла телеграм ма: вызывалась медсест ра для постоянного ухо да за беспомощным больным . Но обстоя тельства сложились так , что свободной медсест ры в больнице не ок а залось. Об этом узнали в це хе. Тогда и пришла Аня Перова к своему началь ник у. Она не говорила громк их слов. Она про сто сказала: — Можно я поеду! Я постараюсь... Рано утром следую щего дня сна была уже в Моск ве. Ей не прихо дилось еще бывать в столице. И это первое свидание было необыч ным. В этом городе че ловек . Ему тяжело. Его надо спасти. Он еще не старик . У него пятеро детей, меньший самый — Сережк а' — пошел в первый к ласс, научился тольк о рук и пачкать чер нилами... Аня не рассматривала подробности больших домов, ярк ие афиши и панно. Она спешила. И странно, ей было сов сем не страшно одной в громадном спящем городе. Ей почем у-то верилось, что она обя зательно сама найдет Серпуховск ую улицу, на к оторой находились ин ститут и человек , к ото рого она приехала спа сать от смерти. Она улыбнулась и в шутк у обозвала себя «к олдуньей», к огда дей ствительно вышла на Серпуховск ую совер шенно случайно, по ка к ой-то интуиции. С этого дня у Дм ит рия Васильевича появил ся «главный док тор», как стал он называть Аню . Да, она оказалась добрым и строгим док тором , хотя нелегк о бы ло ей, восемнадцатилет ней девушк е, ухаживать за неподвижным , напо ловину обгоревшим че ловек ом . С восьми часов утра до десяти часов вечера она не отходила от него все двадцать дней .Толь ко к огда надо было сбе гать в магазин, она мельк ом видела к рае шек Моск вы, да седьм о го ноября удалось по смотреть ей к усочек праздничного парада. Вот и все. Впрочем, меньше все го думала она об этом. Продолжалась борьба за человек а. И если у Дм ит рия Васильевича хоть немножк о поднималось настроение — этот день она обводила в к аленда ре красным к аранда шом. После пересадк и к о жи самочувствие Дм ит рия Васильевича стало улучшаться. Однажды он даже попробовал за петь. Аню сначала ис пугал его чуть слыш ный, к ак ой-то подзем ный голос. Ск орее это было просто дыхание. Песня не пелась, а чу точк у выдыхалась: «Рас цветали яблони и гру ши...» Ок а не спросила его, почему вдруг имен но эту песню захотелось ему спеть. Она вообще сделала вид, что ничего (Ок ончание на 4-й стр.). На п ракт ике И вот мы — препода ватели. Правда, лишь па I два месяца. Мы, семь! человек, работаем в шко - 1 ле рабочей молодежи. Наши первые уроки, первые неудачи, огорчения. К нам на помрщь пришли такие опытные педагоги, как 3. А. Черкасова, методисты В. Т. Ванюшёчкйн, Т. А. Федорова и Л. И. Хицко, указали на ошибки, недочеты, посоветовали, как их исправить. Мы побыва ли-на уроках преподавателей школы, на уроках своих товарищей, учились хорошему, критиковали недостатки. И неудачи сменились успехами, огорчения — радостью. Мы поняли еще, что педагогу недостаточно -одних знаний. Самое главное—идти на урок с большим жела нием научить людей новому, нужному. Практика в шко ле рабочей молодежи очень полезна для нашей работы в будущем. Р. СОЛОМАТИНА, студентка IV курса Елецкого пединститута. Несколько секунд требуется лаборанту-спектроскописгу, чтобы сделать количественный анализ стали на квантомет- ре—современной сложной установке в экспресс-лаборатории электросталеплавильного цеха Новолипецкого металлургиче ского завода. На снимке: инженер-спектроскопист центральной завод ской лаборатории Светлана Крамаренко и лаборант-спек троскопист Нелли Смирнова за определением количественно го состава вредных примесей в трансформаторной стали. Фото Ю. Ардашева. ( Те х н и к а 1 п р и ш л а 1 ! в к ла с с ! ♦ = { Земля комьями лете-: 5 ла во все стороны, = ? ухали падающие сте - 1 {ны .. ; ! ...С замирающим серп- { ; цем, напряженно следят ! | ребята за экраном. Се- ; |годня на очередном уро- { ; ке истории они изучают! { хол Великой Отечест-1 ! венной войны. И экран { | воскрешает у них в п а - ! | мяли все, что вычитано ; ! из книг. | Так проходят уроки! ; истории в 1 -й средней; | школе. Киноурок здесь) ? стал обычной формой! {изучения нового мате - 1 | риала. Для этой цели { ? был приобретен проек-! {ционный звуковой кино - 1 | аппарат. В актовом за- { ; ле соорудили кинобуд-! {ку. Киноуроки проводит I I учитель с помощью са- { ?мих учеников. П. Г.! ; Вишнякова, завуч шко - 1 I лм, говорит, что уже { 5приобретены киноленты ! {по истории, литературе I | и другим предметам. ] ; Техника пришла н а ; | урок. Она помогает учи- * | толям доходчиво пре- ! ! поднести знания, а уче - 1 ; никам — глубже усвоить ! { материал учебной про-* ! граммы. { А. ВЫСОКОСОВ. { { г. Лебедянь. 4ч Игорь стоит перед членами комитета и не брежно теребит серую поношенную кепку. Валя Швец — комсо- ТРУДНЫЙ мольский секретарь школы — бес помощно оглядывает членов ко митета. Те молчат. Игорь чувст вует себя на голову выше всех. «Почему получаю двойки? А это не ваше дело!» Самодовольная улыбка играет на его лице. Он ждет, когда ему зададут очеред ной вопрос, чтобы так же, с язви тельной иронией, ответить. Но его отпускают. Повернувшись на од ной ноге, он бежит играть в пинг- понг. Ракеткой он владеет ма стерски: нет в школе ему равных. Таков пятнадцатилетний Игорь Алексеев, ученик восьмого клас са. Была в школе и его мама. Едва открыв дверь учительской, она заявила: — Мне надоело слушать пре тензии учителей. Педагог должен знать, что у мальчика переход ный возраст, — Да, переходный возраст соз дает трудности в воспитании, но это не значит... Что не значит, собеседница не дала мне договорить. — Как не значит?! Вы не при знаете переходного возраста? Вы, педагог и сама мать, разве вы не наблюдали этого явления у своих сыновей? — Наблюдала... Но в этом воз расте они, как и все ребята, чи тали книги, занимались пионер скими и комсомольскими делами и даже учились отлично. — Терпеть не мо 1 у отличников. Семиклассник должен разбивать окна и получать двойки. Это нор мально,— категорически заканчи вает разговор Лидия Ивановна. У меня опускаются руки. Нет, здесь ничего не изменишь в судь бе Игоря. Мама создала «собст венную педагогику» и не призна ет никаких авторитетов учителей, школы. И эта «педагогика» за шла слишком далеко, одела ман тию высокомерия на способного мальчика, приучила отлынивать от труда и делать, что он сам хочет. Его двойка по гео: рафии оправдывалась «переходным воз растом». Беспокоились одни учителя. Они ходили к Игорю на дом, прино сили ему учебник, беседовали с ма мой, «уговаривали» сына. Благо даря этим стараниям Игорь сел за парту в 8-м классе, но... Передо мной классный журнал 8-го «А» класса. Внимательно изу чаю успехи Игоря. Математика, физика, литература, история ра- ВОЗРАСТ дуют оценками 4 и 5, а по дру гим предметам сплошные двойки. В чем дело? Беру личное дело. В нем характеристика, данная завучем той школы, где Игорь учился первые четыре года: «На читанный, любознательный, актив ный звеньевой, помогает товари щам». А сейчас... Вот он стоит передо мной светловолосый, коренастый, в модном светлом плаще. Ведем «неофициальную» беседу. Игорь старается меня опередить. — Вы, наверное, тоже о двой ках? Не можете себе представить, как мне все это надоело! Меня обжигает насмешливый, высокомерный прищур его глаз, губы кривятся в снисходительной улыбке. — Что, собственно, тебе надое ло? — Да учителя со своими во просами: почему у тебя двойки? Мысли Игоря перекликаются с мыслями его мамы. — Одни говорят, что у меня очень умная голова, другие — на оборот,— добавляет он. — Нет, Игорь. Ты способный, но голова у тебя не так уж ум ная. Способности и ум — веши разные. В голосе, в свободной, непри нужденной позе я читаю этакую гордость за свою исключитель ность, — Я как раз не о двойках хо чу говорить. Можешь получать их сколько угодно, если они тебе нравятся. Мне по-дружески хо- ...................................... $ . чется тебе сказать, что уж очень ты смешной в роли Печорина, не получается она у тебя... Я наблюдала Игоря на уроках математики, физики и даже геог рафии, по которой он «принципи ально» получает двойки, видела увлеченного, активного, живого, любознательного. И дело совсем не в том, что одни уроки более интересны, другие не совсем удовлетворяют развитого мальчи ка, единственного сына. Дело в том, что Игорь и поня тия не имеет, что такое настоя щий, упорный груд. Он берет только то, что легко дается, что ему нравится, остальное придет само за счет незаурядных способ ностей. На это надеется и мать, которой легче успокоить себя осо бенностями переходного возраста сына, чем всерьез заняться его воспитанием. Как бы ни были бле ет ищи способности подростка, ес ли они не сочетаются с умением преодолеть трудности, системати чески работать, здраво оценивать свои возможности — эти способ ности постепенно глохнут, разви ваются безволие, равнодушие, эта кое наигранное презрительное от ношение ко всему окружающему. И особенно это опасно в пере ходном возрасте, когда подросток неустойчив, стремится к самостоя тельности, пытается сам, часто неумело, оценивать все происхо дящее вокруг него. И это прежде всего надо по нять папам и мамам, прикрываю щим огрехи в воспитании своих детей трудным переходным воз растом. Г. ТИШЕНКО, учитель. г, Задонск, 2-я средняя школа.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz