Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)

би, не завершены и не- * которые другие работы. ^ 1 В колхозе имени Лени­ на высокая нагрузка. И объем работ не был выполнен на одну греть отчасти из-за простоев машин, из-за недостат- Ш к о л а , ж и з н ь и в о с п и т а н и е укомплектовать настоящую школу по приобретению механизаторских специальностей. Правление колхоза поручило «подобрать людей» агро­ ному М. В. Тарнакиной. Агроном, не долго раздумывая, села за бумагу и вскоре список «подобранных», «избранных» был готов. В него бы­ ли внесены по 15 фамилий от каж­ дой из двух бригад. Агронома нель­ зя судить. Дело по вовлечению мо­ лодежи в сеть механизаторского всеобуча прежде всего — комсо­ мольское. Комитет комсомола дол­ жен был вести индивидуальную ра­ боту с желающими учиться. И за это дело надо было браться всерь­ ез, без формального подхода. Гля­ дишь, было бы больше желающих, чем намечено. «Подобрать» людей, составить списки — дело немудреное. Их со­ ставили. Представили по месту тре­ бования. Но вот опасения предсе­ дателя не развеялись, остались. И они могут оправдаться: кто-то из «избранных» заочно, конечно же, не станет ходить на занятия. Руководители колхоза таким фор ­ мальным отношением к важному го­ сударственному делу — широкой специальной подготовке масс — компрометируют саму идею меха­ низаторского всеобуча. Если бы молодые колхозники не ощущали острую нужду в приобре­ тении механизаторской специально­ сти... Взять хотя бы Николая Чер- касина. На период уборки свеклы его посадили за штурвал свеклоубо­ рочного комбайна. Но механизатор не знал комбайн и использовал его как подъемник. Его, безусловно, на­ до было подготовить. И это понима­ ют руководители колхоза, но они тем не менее беззаботны. Беззаботны... А ведь здесь на не­ скольких тракторах совсем нет трак­ тористов. С кадрами «туго». Поэтому в кол­ хозе не вспаханы сотни гектаров эя- ка механизаторов. Хранят или хоронят? г_ _ _ унибудь б Конституции... Ди- ( ректор ска зал, что сбор надо [ провести... «Монтажик» для сбора о Дне В ДОМ пионеров пришла вожатая детского дома № 3 С. Батехо и просит: ^Советской Армии, «монтажик» | о 1 Мая, «монтажик» о 8 Мар- ч та... Так и идет в дружинах как у школ: получит вожатая «мон- ^ тажик», ра зрежет его на кус- Механизатор колхоза «Заветы Ильича» П. Блудов не давал своей оценки вещам, он привык считать правильным, что скажут руководите­ ли. Но он рассказывал все есть: „ „ ______ , 5 ки и начинаются нудные репе- 13 поле у н , у РУД' у тицин с пионерами, затащить лущильник, свекольные сеялки, куль- у ^ котРрые _ цепая тиватор, сцепы... { проблема. Затем одни на сбо- Правда, их собрали в одном ме- 2 г м сте Но - под дождем, зимой - Ре гР<>мко прочтут стихи И... под снегом. Об основной технике вот монтаж прочитан, сбор с „„ Докончен, ребята расходятся по позаботились — свезли ее на усадь- Ч * бы. А этот инвентарь-пусть себе А° мам- Ух°Дят с этого сбоРа- е. * 5 как с плохого урока, не унося ржавеет, гибнет. «Авось перезиму- { . гг ■ • г , „„ ' { ни единой искорки в душе. И ет», — решили в колхозе. Ч оа з оча оов а н н о т я н у т обвиняя Еще хуже хранится техника в {разочарованно тянут, оовиняя колхозе имени Ленина. Во второй ^ кого то. бригаде на полевом стане там и ^ Ну и сбор приготовили... сям разбросаны детали, узлы. Не- { И невдомек ребятам, что большое помещение, где находятся ^ сбор-то готовить они должны запчасти, инструменты, материалы— Ч сами, сами делать его инте- лолураскрыто. Комбайны поставле- у ресным. ны в одном месте, в рядок. Издали ^ пройдут годы... В восьмом кажется, что все в порядке. Веришь > *■ Д примут в комсомол, и председателю, который уверял в >д потом * ш’ а я вожатая, и этом. Но подойдем поближе. Сило- Упедагоги беспомощно ра зве- вСТ° ИТземлю 5Аут РУками: вАх' какая пае’ - , ■ 5 сивность у комсомольцев». И Скаты ослабли, ремни не сняты. У * „ой Тт что ви- другого - плод самодеятельности ной ^ тотйсамый имонта. - вместо подставки поставлен ак- Ч ^ й они подсовыва. кумулятор. Цепи и другие детали т б % вместо что. не спрятаны, находятся под дож- у б Нэаставлять их думатЬ1 тво. дем. Один - единственный ком- { _ит. ' байн поставлен заботливыми рука- >** - - - - - ^ Тысячи учителей со всех соуборочный комбайн подставок, уткнувшись ми, по-хозяиски. Помощник бригадира тракторной ч концов страны пишут письма, бригады А. Ярцев говорит: ц приезжают к нам в город, — Вызовем комбайнеров — наве- $ чтобы поучиться у наших луч- дут порядок. Уших педагогов. Жизнь потре- Хватились. Обо всем этом метко Ч бовала новой организации заметил один из механизаторов: «Не чУРока> е е нашли, и она дает храним технику, а хороним». Что ж, ^хорошие результаты. справедливо. Добровский район. Г. ШАЛУНОВ, К. ЛАРИН. К онф еренция педаг огов ч Но воспитательная работа у в наших школах заметно от- 5 стает от учебного процесса. ^Формы е е , и в частности пи- Чонерская, отстали от времени, чСловесные методы воспитания у стали чуть ли не главными, а ^ сбор во многих дружинах — На днях в Липецке они прочитали более 25 ференции президент 5 почти единственная форма ра- состоялась вторая кон- тысяч лекций о воспита- Педагогического обще- $ боты пионеров. А он потерял ференция отделения Пе- нии детей. Помочь пре- ства РСФСР, действи- ^всякий интерес для ребят. Они дагогического общества одолеть массовое второ- тельный член Академии ч плохо к нему готовятся. И ви- РСФСР. Это общество годничество и всемерно педагогических наук у ной всему — сухие монтажи, добровольное. В ее 426 усилить работу по вое- А. М. Арсеньев. ^которые придумывают взрос- первичных организаци- питанию нового челове- Председателем сове-^лые , чтобы поддержать инте- ях состоит около трех ка, объединив усилия та областного отделения Ч рее ребят. Они сковывают с половиной тысяч чле- школы, семьи, комсомо- избран т. Порядин 3. А. у инициативу и самодеятель- — директор института у ность пионеров, лишают их усовершенствов а н и я 5 всякого творчества, обедня- учителей. 3 . В ЕТРОВ. нов. Все они хорошо ла и всей общественно- помогают школам и ор- сти, — это главное в генам народного обра- работе всех организа- зования в совершенст- ций общества, вовании и творческом Конференция отмети- внедрении передового ла плодотворную рабо- опыта обучения и воспи- ту Задонского, Лебе- тания детей, дянского, Елецкого и Члены общества ве- других отделений обще­ дут большую работу ства. С большой речью среди населения и ро- о задачах школ и чле- дителей. За последние нов общества выступил два с половиной года присутствующий на кон- ....................... ......... ......... ................. . . .» Рабочий резерв В городском техническом училище № 1 по инициативе комсомольцев развернулось соревно­ вание за коммунистическое отношение к учебе, за тс, чтобы каждый учился только на 4 и 5. В группах токарей и электрослесарей ребята так и записали в своих обязательствах: «Бороться за звание коммунистических бригад рабочего резер­ ва». В. ТАРАНКИН. г. Липецк. '*Ч 70 специальностей— в шк о л е Во Дворце культуры имени 26 бакинских ко­ миссаров состоялся большой детский утренник. Организаторами его были учащиеся девятого класса школы № 175. Это была их первая проба сил. По окончании одиннадцатилетки они станут клубными работниками. Клубное дело — новый вид специализации в школах-И-летках Баку. Оно введено в ны­ нешнем учебном году. Программа изучения но­ вого предмета составлена педагогами совмест­ но с опытными культурно-просветительными ра­ ботниками города. В нее включены курсы педаго­ гики, психологии, основы театрального, хореогра­ фического, музыкального искусства и другие предметы. Сейчас в школах-П-летках приобрета­ ют более 70 профессий. (ТАСС). Уют пионерскую жи знь. \ Сбор — это высший орган ЖЖЖШМЖЖЖЖЖЖМЖЖ В школе рабочей молодежи № 2 г. Липецка повы­ шают свое образование более 600 рабочих тракторно- ю завода. Для успешных занятий здесь есть все возможности. На снимке: учащиеся десятого класса Н. Застрожин и Г. Выставкина в физкабинете. Фото В. Финогина. пионерского коллектива, выс­ шая форма самодеятельности, наконец, и самое главное -—это политическая форма воспита­ ния пионеров. И когда нужно договориться об общих дей ­ ствиях, показать результаты своей работы, наметить планы — вот тогда и созывается пио­ нерский сбор. Пионерам — дело д о всего! Вот последние события м еж ­ дународной жизни — события на Кубе. Немедленно коллек­ тивная реакция на это собы ­ тие. Со зывается сбор . На нем они руководят, считаются луч- шими и по пионерским д е ­ лам. Совсем недавно старшие во­ жатые наших школ побывали на торжественной линейке во второй школе. Первоклассни­ ков принимали а октябрята. Важное событие в жи зни д е ­ тей, пионерии. В этот день первоклассники не просто ста­ новятся октябрятами, а члена­ ми организации, которая яв­ ляется ступенькой в интерес ­ ную пионерскую жизнь. Это праздник, значит к нему гото­ вятся все: и дирекция, и пе ­ дагогический коллектив, и комсомольская, и пионерская организации, значит все долж . но быть в этот день в школе пс-праздничному. ребята читают и обсуждают статью газеты «Пионерская правда» о происках С ША в от ­ ношении Кубы. И самое глав­ ное, чтобы ребята не оста­ лись в стороне от политиче­ ских событий, чтобы сбор был действенным. Например, м ож ­ но написать письмо солидар ­ ности своим кубинским дру зь ­ ям, потрудиться в фонд мира, послать подарки детям ко­ лониальных стран. А почему к тому ж е сбору о Советской Конституции во ­ жатой не дать бо ев о е задание отрядам: узнать, ^сколько в районе школы общественных зданий, жилых домов , школ, детских садов, магазинов вы­ строено со дня принятия Кон­ ституции СССР, узнать, какие изменения произошли на на­ шей улице за это время, и многое другое можно с д е ­ лать. Так нет. Подводит стародав ­ няя привычка к «моктажику», к бумажке, к бездумью в пи­ онерской работе. Сейчас идет всесоюзное со ­ ревнование на лучший пио­ нерский отряд. И он стал центром всей работы. Там, где учитывается детская ини­ циатива, творчество, где она сочетается с элементами игры и детской романтики, пионер ­ ская работа дает результаты. По-деловому з а к и п е л а жизнь в пионерских отрядах школы № 5. Получив приказ Тимура, отряды превратились в корабли и отправились в плавание-соревнование. В каж­ дом отряде выбрали капита­ нов, которые зорко следят за тем, чтобы их корабль-отряд не застрял в гавани «Скуки», «Безделья», « Лени». Каждую неделю на совете дружины капитаны докладывают штабу о ре зультатах плавания-сорев. нования. Все донесения вывешивают­ ся на специальный стенд «Ве­ сти с кораблей». Здесь и шефство над детским садом, и патрули порядка, и интерес ­ ные походы, и сборы метал­ лолома, и «зона пионерского действия». Ясно, это делается с по ­ мощью всего педагогического коллектива школы, совместно с пионервожатой. Во многих наших школах пионерская работа ещ е счи­ тается печальным уделом старшей вожатой. И такое от­ ношение к старшему вожато­ му, на которого педагогиче­ ский коллектив свалил непо ­ сильную тяжесть всей пионер ­ ской работы, приводит к тому, что огонек, с которым пришел он в школу, угасает. Вожатый бегает из отряда в отряд, а не руководит работой. Если отрядов мало, он успеет «обе ­ жать» за четверть все, а если их 36!! Учителя перенимают у «ма­ яков» опыт организации уро ­ ка, но почему-то не интересу ­ ются другой стороной дела— воспитательной. А у них есть чему поучиться. Ведь у тех же В. Н. Провоторовой и В. Ф. Вместо этого детей ввели в зал. Ничто в нем не говори­ ло о пр азднике. Это был обычный зал, каким он был в любой день, да ещ е с гряз ­ ным полом. Полное отсутствие частицы торжественности, ког. да пионеры «стадом» накину­ лись на первоклассников вру ­ чать им звездочки... А с ок- тябрятским флажком вышло ещ е «лучше». Ребята торжест ­ венно приняли его, обещали свято хранить флажок, ведь это — частица нашего знамени. Когда первая часть линейки закончилась, ребята уселись на скамейки, чтобы посмот ­ реть выступления октябрят. Учительница первого клас­ са взяла флажок у ребят, ска­ тала его и сунула подмышку. Вот вам и момент полити­ ческого воспитания. Учителя не могли понять, что флажок дан детям и что они, только они, должны хранить, о б е р е ­ гать его, как свою честь, как честь октябрятской звездочки. Но вновь подвело б е здумное отношение к пионерской ра ­ боте, лишенное тонкого педа ­ гогического чутья. Под мыш- кой-то у учительницы флажку безопаснее , а то еще, чего доброго , могут порвать, за ­ пачкать. Закроет она его в шкаф в учительской и будет выдавать детям только ло торжественным дням. Спрятала учительница фла ­ жок, сняла ответственность с ребят за хранение и тем са­ мым перечеркнула важный воспитательный фактор. С это ­ го и начинается неуважение к галстуку, которым некоторые ребята не дорожат, не носят, потому что не воспитаны, не понимают, что состоять в пио­ нерской организации так ж е почетно, как и в комсомоле . Видимо, пора отказаться от сухих сборов-монтажей, от излишней опеки детей и дать пионерам самим творить, д у ­ мать, делать. Это не значит, что учителя должны быть в стороне от дел отряда, как раз наоборот , классный руко ­ водитель должен отлично знать все тонкости пионерской работы и умело их использо ­ вать в воспитании. В. КУЗ НЕЦОВА, методист Дома пионеров. г. Липецк.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz