Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)
Галя Кайдалова пришла на Липецкий радиа торный завод после окончания технического училища. В ремонтной группе инструментального цеха она единственная девушка-электрогазо- сварщица. Галя — комсорг цеха, ударник ком мунистического труда. Она учится на 5-м курсе педагогического института. Чаше всего ей приходится заваривать алюми ниевые формы для стержней — драера, но и вся кую другую работу она выполняет только на отлично. На снимке: Г. Кайдалова. Фото Ю. Ардашева. К р у ж о к „ лю б и т е ле й “ Руководители колхоза «Заветы Ильича» много не мудрят. Поду маешь, задача—подготовить механи заторов своими силами. — Приедет с семинара наш ме ханик °и начнем. Вот вам и ответ. Это могло бы показаться по хвальной деловитостью, если бы... За этим «если бы» и кроется «ка мень преткновения». Дело в том, что до сих пор мно гие, даже бригадиры комплексных бригад, на которых якобы возложе но комплектование курсов механи заторов, не совсем отчетливо пред ставляют, о чем речь. Что-то было сказано, что-то слышали. — Как же, говорили, — вносит ясность секретарь комитета комсо мола А. Термин, — решено органи зовать агрономический, зоотехниче ский и механизаторский кружки... Слов нет, колхозникам нужны аг рономические и зоотехнические, и знание техники. Конечно, необходи мо создавать такие кружки. Но речь идет о подготовке механиза торов по большому счету, о меха низаторском всеобуче, а не о со здании отдельного кружка. Может быть, дело только в названии? Не все ли равно, будет ли это имено ваться школой или курсами меха низаторов, или кружком? Нет, замысел руководителей был так скромен, что они сами постеснялись назвать создающийся кружок бо лее весомым словом. Да, именно кружок. Секретарь комитета комсомола на днях рапортовал райкому комсо мола, что механизаторами захотели стать 25 человек. Через несколько дней была внесена поправка — 18 человек. Итак, всего 18 человек включены в список. Скромно. Кроме того, почти все из них — прицеп щики, сеяльщики, то есть люди, ко торые до этого имели непосредст венное отношение к технике. Они сами давно самоучкой тянутся к трактору, к комбайну. И создание кружка механизаторов для них счастливая возможность овладеть специальностью. А как же с дояр ками, скотниками, свинарками, счетными работниками? Те даже не подозревают о создании кружка механизаторов. Всеобуч, оказывает ся, не для них. В колхозе не поняли Постановления Бюро ЦК КПСС по РСФСР о всеобуче, как предельно широкой механизаторской подго товке масс. Идею всеобуча здесь свели к «кружковщине». Между прочим, колхозные руководители планируют, что кружок и занимать ся будет всего лишь один раз в не делю. Так же, как и агрономиче ский, зоотехнический.. Послушают, разойдутся... Словом, в колхозе не думают о самой цели — о подго товке специалистов, которых можно бы посадить за руль трактора или штурвал комбайна уже этой весной, о создании активного резерва. Может быть, в колхозе благопо лучно с кадрами, и не из-за чего «тратить порох», волноваться? # 11 Ш 11 Ш 111111111111 Ш Н 11111 | | | | | | | | | | | 11111 | | | | | 11111111 | | | | | ]| | | | | | | | | | | | | д|Ш 111111 11111111111111 | 11 Н 1 Н 11 и НЕТ, НЕ СНЯТО СПОВЕСТКИ! • • (Окончание. Начало на 1-й стр.). — Работаю я на этой операции совсем недавно, не освоился, ну и «запорол» де тали. Таких не освоившихся, не имеющих опы та молодых рабочих на заводе не один и не два. Вот бы и сделать здесь же на ко митете необходимые выводы, подумать, как помочь новичкам быстрее овладеть профессией, приобрести практические на выки. Ьыть может, стоит, организовать кружки техминимума, поручить лучшим ра- бочим-комсомольцам взять шефство над от стающими? Так, как это сделали на неко торых других предприятиях области. В борьбе за качество продукции немалая роль принадлежит контролерам. От их зна ния дела, внимания, добросовестного отно шения к делу зависит, в основном, будет или нет получать предприятие обидные рекламации на свою продукцию. Ведь ге самые 180 фильтров, о которых говорилось в телеграмме, поданной главному инжене ру, владимирские тракторостроители забра ковали из-за течи в корпусах. А это недо смотр контролеров. Скорее, даже неопыт ность их. Ведь на агрегатном большинство контролеров — девчата только вчера со школьной скамьи, а техническая учеба с ними в последнее время почти не ведется. Вот и помог бы комсомольский комитет на ладить обмен опытом, привлекая для этого лучших старых работников ОТК. Но, как видно, комсомольских вожаков не тревожит, что на предприятии уходит в брак значительная часть продукции. В походе за качество продукции многое мог бы сделать «комсомольский прожек тор». Он был на заводе, но' как-то сам по себе потух, так и не успев разгореться до статочно ярко. Недавно его снова зажгли, обновили состав штаба, наметили вы пускать специальную стенгазету «Комсо мольский луч». Но у секретаря комитета Николая Кабанова смутное представление о целях и задачах «прожектора». — Будем прорабатывать нарушителей дисциплины, будем сигналить о недостат ках,..— перечисляет он. В общем, все эго верно. Но, во-первых, «прожектористы» должны не только «сигналить», им надо и самим действовать, помогать устранять недостатки, а, во-вторых, распылившись на множество второстепенных дел, можно не увидеть за деревьями леса. Где у «прожек тора» основное направление в работе, !де его главная цель? А такой целью должна быть, в первую очередь, борьба с браком и параллельно ей, дополняя ее, борьба за технический прогресс. В инструментальном цехе рабочие вруч- иую переносят, поднимают на станки тяже лые многопудовые штампы. Но можно очень просто облегчить труд, установив здесь кран-балку... В инструментальном це хе девушки проделывают за смену тысячи однообразных утомительных движений, сжимая секции с помощью червячного вин та. Чуть не два года налаживали здесь пневматический зажим, а недавно он со всем исчез куда-то из цеха... Из каждой сотни готовых фильтров 15— 20 после испытаний, как правило, уходят в брак из-за течи корпусов. А если, как это предлагал Иван Макаркин со стаканами для центрифуг, испытания отливок корпу сов тоже проводить заранее до начала ме ханической обработки? Если отливки кор пусов, в которых обнаружены дефекты, не выбрасывать в металлолом, а обучить Двух-трех рабочих сварке по алюминию и реставрировать?... Какая получится гро мадная экономия, учитывая, что в сутки завод дает несколько сотен фильтров, а каждый готовый корпус стоит примерно около четырех рублей!... Вот важнейшие объекты, которые в пер вую очередь должен взять под прицел сво их лучей «комсомольский прожектор». Или заводской БРИЗ. Очень даже стоит заглянуть «прожектористам» в его папку. Они увидели бы, что некоторые рационали заторские предложения «маринуются» по нескольку лет. Еще в 1958 году комсо молка Валентина Минина предложила по ставить на сверлильный станок двухмест ный кондуктор со специальным зажимом, что дало бы возможность сверлить сразу по две детали и снизило бы брак на опе рации. Но до сих пор это ценное предло жение не реализовано, и, хотя подсчитан экономический эффект, автору не выплаче но законное вознаграждение. А всего ждут решения своей судьбы 35 рацпредложений. Начальник БРИЗа Н. И. Лавриненко без конца просит начальника инструментального цеха тов. Кузнецова и главного механика завода тов. Нестерова поторопиться с изготовлением оснастки, необходимой для внедрения предложений. Но те за головы хватаются — никак не мо жем, говорят: все оборудование полностью загружено основной работой. Правда, в ОГМ оборудование бывает свободным од ну смену в сутки, но где людей взять?.. Вот здесь как раз и могли бы комсо мольские вожаки проявить свою инициати ву. Они ведь организуют воскресники по уборке территории, по сбору металлическо го лома... А почему бы не мобилизовать ребят и девчат на помощь БРИЗу, органи зовать на общественных началах одну-дру- гую комсомольскую смену, чтобы изгото вить оснастку, необходимую для внедре ния всех ценных, но залежавшихся рацио нализаторских предложений?.. Стоит толь ко бросить клич, и, безусловно, найдется немало добровольцев, готовых выполнить это важное дело, государственное дело. Нет также сомнения и в том, что руково дители предприятия одобрили бы и под держали такой замечательный почин комсо мольцев. ... Да, на Чаплыгинском агрегатном за воде заметно снижается количество брака. Но этот добрый процесс протекал бы мно го быстрее, если бы комитет комсомола су мел правильно организовать поход за вы сокое качество продукции, за то, чтобы ста ла марка «ЧАЗ» отличной. Сделать это не поздно. Борьба с браком еще остается главной задачей, она не снята с повестки дня. А. ВОЛЬСКИЙ. Наш корр. В этом хозяйстве пять тракторов без трактористов. Потребуются ком байнеры, машинисты жаток, ремонт ные рабочие, операторы на установ ках типа «елочка». Но в колхозе ор ганизован всего лишь узкий кружок «любителей» техники. — Хорошо и это для начала, — ■ спокойно заметил А. Тармин. — Ведь если осуществлять всеобуч, надо будет оборудовать отдельные классные комнаты... Да и многое другое... Одним словом, потребуется серь езная работа по подготовке механи заторов всех специальностей, начи ная с комплектования курсов. Пра вильная мысль. А такое решение вопроса — «кружковщина» не тре бует особых усилий... Словом, здесь относятся к всеобучу, как к очеред ной кампании. Они за всеобуч, но фактически против него. Всеобуч для... „избранных" Председатель колхоза имени Ле нина Н, Н. Взсильчиков откровенно признавал: — Вплотную мы еще не занима лись механизаторским всеобучем. Но кое-что уже сделано. Назначен ответственный за подготовку меха низаторов. Им будет пенсионер И. Н. Фролов. Намечены помещения— в обеих бригадах. Словом, кое-что в колхозе все-таки сделали. Но как? Васильчиков не скрывает опасе ния, что и те хлопоты, которые бы ли, могут оказаться неоправданны ми. Он задается вопросом: — Как вот заставить ребят ходить’ на занятия?.. Опасения, заботы председателя не напрасны. Тут и встает вопрос: как делали то немногое по подго товке к обучению, как комплекто вали курсы механизаторов? Работы по вовлечению молодежи, как таковой, не было. Хотя комитет комсомола колхоза мог сделать многое. Из 70 стоящих на учете комсомольцев здесь можно было >• е Токарь-револьверщик Лебедянско го литейно-механического завода Валентина Андреева, обрабатывая крышки вентилей, ежедневно пере выполняет свои сменные задания, дает продукцию отличного качества. А вечером после рабочего дня Валя читает учебники, пишет кон спекты: девушка учится на заочном отделении Московского техникума тяжелого машиностроения. На снимке: В. Андреева. Фото К. Назарова. ЕСТЬ .. ПМ - 1 “ ! 1 9 В железнодорожном цехе Новолипецкого металлургическо- >го завода уже давно думали создать такой механический | снегоочиститель, который мог бы работать в сложных стан- ; ционных условиях. И вот Г. Строганову, С. Коптеву и [Б. Крахту удалось создать новую машину. Они сделали все ; необходимые чертежи и расчеты, представили их в цеховой : БРИЗ. Слесари цеха под руководством мастера С. Коптева взя лись за ремонт оборудования, одновременно стали готовить раму и буксы. А токарь Леонид Севостьянов занялся рестав рацией шеек колесных пар. Весь коллектив цеха заинтересовала новая машина, и каж- ‘дый старался помочь, чем мог. Комсомольцы и молодежь ; взяли шефство над новым снегоочистителем. Слесарь Петр : Булгаков изготовил косынки, чтобы укрепить раму, а свар- ■шик Алексей Ткаченко накрепко закрепил их. Другой слесарь Геннадий Серебряков каждый день отправлялся в копровый цех, рылся в металлоломе, чтобы $ раздобыть какую-нибудь деталь для $ машины. И он никогда не воззра- щался с пустыми руками. То тягу какую-нибудь притащит, то — вал. И вот новый снегоочиститель готов. Один его мотор приво дит в движение всю машину со скоростью до 10 километ-* ров в час, другой—вращает стальную щетку, с помощью ко-Т торой очищаются от снега пути. Рабочая часть машины мо-* жет поворачиваться, устанавливая щетку под любым углом,* и, благодаря этому, снег с рельс сбрасывается только в одну - сторону, не заваливая другой путь. Можно щетку поворачи вать и на все сто восемьдесят градусов, что позволяет ма шине сразу без длительных маневров начинать движение в обратном направлении, продолжая работу. Новая самоходная машина дает цеху более 16 тысяч руб лей экономии за год. «ПМ-1» — написано на ее синей каби не. Это значит, путевая машина первая. Но в цехе сейчас думают о создании второй — еще более совершенной и про изводительной. В. ТАРАНЧЕВ, слесарь железнодорожного цеха НЛМЗ. А
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz