Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)
— Садись, Болотов. Два. Облегченно вздохнув, Вовка садится, мысленно привычно отмечает: «Урок к концу. Больше учитель • не поднимет». И погру жается в свои мысли и де ла. А обдумать Вовке есть что. Например, напьется се годня отец или нет? И ес ли напьется, то дел у Вов ки будет много: отца нуж но разыскать и доставить домой любым способом, надо наколоть дров, прине сти воды, а там и мать даст кучу поручений. А если нет, то можно будет улизнуть от роди тельских глаз и пойти на улицу... Девятый год ходит Вовка в школу, каждый день, по чти никогда не пропуская уроков, но на дверях клас- __ са, в который он вошел се- -тодня, табличка: 6-й «А» класс. Далеко вперед ушли товарищи, обогнала в ученьи и младшая сестра Галя. А Вовка в прошлом • году был в пятом и в поза прошлом тоже в пятом. Вовка ростом невелик, худенький, взгляд просто душный, только, когда он ловчит и изворачивается, в глазах его мелькает ма ленькая хитринка. Но изворачивается маль чишка редко. Он усвоил твердо одно правило: по скорее сознайся, раскайся, меньше приставать будут. Раскаяние его всегда бур ное, с обильными слезами. Раньше в школу часто приходили родители: и па па и мама, а теперь и им, наверное, надоело. Они яв ляются туда только по вы зову. Мама, правда, рабо тает. А папа... В самом деле, очень трудно определить, работа- • >т ли Петр Сергеевич Бо лотов. В ларьке райпотреб- союза штатной единицей числится его жена, а су пруг ей просто «помогает». Впрочем, в воскресенье родителям «помогает» и Вовка. Нередко можно встре тить Петра Сергеевича ут- ' ром, медленно бредущего домой отсыпаться, а во вто рой половине дня у него «второй заход», и тогда домой его ведут дети— Вова и Галя. Сперва Вовка стеснял ся, когда встречал учи телей, краснел за отца, такого жалкого, грязно го, пьяного. Вовка пы тался даже прятаться, если видел, что навстре чу идет кто-нибудь из знакомых. Тайком сто рожил отца у дверей чайных и ресторана, ста рался увести его поскорее домой, пока он не упал где-нибудь по дороге. На другой день он не выспавшийся, бледный си дел за партой, не в силах ничего ответить из того, что было задано на дом. Так появились первые двойки, а потом они •стали привычными. В прошлом году не на одном педсовете ставился вопрос об успеваемости и поведении ученика 5-го класса Владимира Болото ва, школа обращалась за помощью в профсоюзную организацию райпотребсо юза, привлекали мальчика и для работы в группе про дленного дня. Так, с боль шой помощью школы, учи телей Вовка перешел в 6-й класс. А здесь все на чинается с начала. Вновь Вовке не до уроков. ‘ Сгущаются вечерние су мерки, медленно бредут по тротуару мужчина и двое детей: с двух сторон под держивают пьяного отца Вовка и Галя. Вот Петр Сергеевич сильно пошат нулся, одно неловкое дви жение — и из рук Вовки покатился, звеня по ас фальту, медный пятачок. — Ты что делаешь, ра зиня, ищи деньги! — обру шивается на голову маль чишки грубая брань. Отец вне себя, потеряли целых 5 копеек. А если бы спросить самого Петра Сергеевича Б о л о т о в а , сколько трудовых пятачков он пропил? Да что пятач ки! Сколько лет драгоцен ного времени из своего сына пропил он Почему Вовка и сегодня не имеет возможности жить интересами своих сверстни ков? И не пришло ли, на- конец, время припомнить отцу историю первой двой ки, поставленной в дневни ке его сына? Чья это двойка? Г. ТИШЕНКО, учительница. г. Задонск, 2-я средняя школа. жизни г Липецкое городское профессионально-техническое училище № 3 готовит поваров и товароведов. Специ альность приобретают здесь более четырехсот чело век. Многие выпускники'училища работают в мага зинах и столовых города и области. Молодые про давцы и работники столовых ведут настойчивую борь бу за отличное обслуживание трудящихся. На снимке: преподаватель кулинарии Нина Пав ловна Георгиева проводит занятия с будущими пова рами. Фото Ю. Ардашева. Вос пи тыв а ть н а л у ч ш и х традициях ! — Да, трудные у нас ребята, — вздыхал Павел Андреевич Горшков, заместитель директора по культур но-воспитательной работе восьмого технического училища.— Что делать с такими? Будем работать. Вот ско ро оборудуем стенды. Еще думаем несколько панно поставить во дворе о строителях. Но уж тут фанерой не обойдешься. Придется писать на стальных листах и устанавливать на железных столбах. Иначе разнесут в щепки. Он говорил это серьезно, без тени иронии. И у меня не вызывала улыб ку странная речь, которая непосвя щенного человека могла бы здорово посмешить. Я слушал его и снова перебирал в памяти истории, увиденные и ус лышанные здесь, истории невероят ные, почти неправдоподобные. ...Саша Рябых приехал в Липецк из села Студенец Донского района после окончания семилетки. Хрупкий пятнадцатилетний мальчишка, он привез с собой много добрых поры вов и слишком маленький житей ский опыт. Город ему понравился, училище—тоже. Недолго думая, Са ша выбрал для себя нехитрую, но основательную профессию каменщи ка. День, когда выдали новенькую форму, был для него громадным праздником. Потом начались будни. С каждым днем усиливалась тоска по дому, та кая понятная мальчишкам в его по ру и в его положении. Чтобы за быться, уйти от этой тоски, нужно гических предприятий страны. Уже в бли жайшем будущем комбинат увеличится в 7—8 раз, а в перспективе его мощности .возрастут в 15 раз. Это будет очень меха- 1низпр#ванное и автоматизированное пред приятие, оснащенное новейшим высокопро изводительным оборудованием. Например, проектируются печи обжига, которые бу дут иметь в длину 93, а в диаметре 18 метров. В комплекс комбината будут вхо дить карьеры, дробильные заводы, извест ковое производство, завод огнеупорных материалов. Решается также вопрос о строительстве цементного завода, который перерабатывал бы порошковые отходы. И еще одно предприятие союзного значе ния вступит в строй в недалеком буду щем — это мясокомбинат по переработке скота и птицы, с холодильником и колбас ным цехом. Развитие промышленности повлечет за собой значительное увеличение транспорт ных перевозок, и в связи с этим в бли жайшие годы начнется расширение желез нодорожной станции Данков и строительст во нового вокзала. Неузнаваемо ' изменится облик древнего города. Все старые домики будут снесены, и на их месте встанут многоэтажные про сторные и светлые здания. Намного уве личится поселок химиков и строителей. Возникнет новый поселок горня^ов.^ За стройка города будет вестись микрорайо нами с учетом создания максимальных удобств для жителей. Улицы и площади украсятся зелеными насаждениями, прина рядятся клумбами и газонами. Сейчас в Данкове всего 16 тысяч жите лей, а в ближайшие десятилетия он пре вратится в крупный город с населением в 60—70 тысяч человек. Валентин Сергеевич Дементьев окидывает взглядом планы-чертежи новостроек Дан кова, развешенные в его кабинете, и заключает: — Как видите, замечательное будущее у нашего города. Но, разумеется, оно не придет само по себе. Надо работать. Рабо тать упорно и много. И если кто из моло- ) дежи области хочет получить хорошую т трудовую и жизненную закалку, пускай N приезжает к нам в Данков. Здееь каждо- I му найдется по душе большое, настоящее { дело. > " & X С Е Р Д Ц Е ПОСЕЕШЬ . . . было найти друзей, сблизиться с ре бятами. И «сближение» состоялось. В тот день Саша спешил в столовую. Впе реди вразвалку шли «второгодники» — будущие монтажники второго го да обучения. Они заметили новичка, сбавили шаг. Когда Саша поравнял ся с ними, его остановили. Валерка Иванов классически сплюнул через зубы, сделал скучную рожу, лениво процедил: — Дай закурить, мышонок. — Что вы? Я даже... не курю да же,— улыбнулся Саша. Тогда один из Валеркиных друзей хладнокровно бросил: — Смазать. Саша понял, что с ним не шутят, только не мог понять почему. Он убежал в общежитие. А вечером его все-таки вызвали и «смазали». Он плакал, потому что слишком было больно. Товарищи успокаивали его. Но каким грустным было их успо каивание! — Тебе еще повезло,— говорил Витька Жраков.— Вот у меня чемо дан отняли да еще обещали «за гнуть салазки». — А мне устроили «темную». — А у меня авторучку взяли и от пустили «горячих». — Мне тоже!.. В конце концов Саша понял, что так должно быть. Так положено. У «второгодников» свои законы. Они плюют на мнение старших. Они не считают нужным ходить строем. Их не затащишь на лекции. Они врыва ются в столовую одетые, в шапках и устраивают внеочередную «кор межку». Они считают особым шиком сбросить училищную «робу» и поще голять в гражданском костюме на своем же вечере. Наконец, они име ют неограниченную власть над «пер- ваками» и могут поступать с ними, как душе угодно. И Саша сделал для себя выводы. И все его однокашники —тоже. Ког да мы заканчивали долгий разговор в общежитии, вчера еще робкий, за стенчивый Саша с надеждой произ- вес: — Ну, ничего, как-нибудь год пе ребьемся, а потом мы свое возьмем, тоже будем первакам «смазывать». Он так и сказал — «перебьемся» и «смажем». И его поддержали едино гласно. Меня удивила эта наивная, а по существу очень жестокая мечта ият- надцатилетних, удивило, как легко восприняли они дурные бурсацкие манеры. «Второгодники» всерьез считают себя хранителями училищных «зако- нов».Они всерьез скорбят о том, что раньше были в училище «более гран диозные ЧП». А теперь остались так себе, мелочишки. — Теперь не то,—жалеют буду щие монтажники. Однако есть и у них свои «герои». Есть на их счету сорванные лекции, поломанное иму щество, пострадавшие первачки. Ху лиганство они возводят в доброде тель. Не без гордости говорят о Брежневе и Филиппове. Эти два оригинала объявили бойкот утренне му умыванию. Они обросли волоса ми и грязью. Им нравится, когда их называют «питекантропами», «снеж ными человеками» и другими обид ными кличками. Многие «второгодники» одобри тельно отзываются об Алексее Кан- дыкове и Владимире Тарабрине. Эти «герои» находятся под следствием, скоро сядут на скамью подсудимых. Откуда же идет такое чудовищное смешение добра и зла, преступления с героизмом, товарищества с преда тельством? Какая сила преобразует подчас безропотных мальчишек в отъявленных нарушителей всех и всяких нравственных заповедей? Если внимательно приглядеться, чем и как живут будущие строите ли, с горечью убеждаешься, что у них совершенно отсутствуют нуж ные, хорошие традиции. Не только учащиеся, но и наставники их жи вут по устаревшим обычаям. В училище приходят пятнадцати летние. Обыкновенные мальчишкй и девчонки. Неустоявшиеся, неуверен ные во всем, начинающие жить. Их сверстники еще сидят за партами, а они уже брошены на передний край большой жизни, большого труда, и надо им быстро, слишком быстро понять законы этой большой жизни. Им надо слишком быстро повзрос леть — за два года. Да, это трудная задача пятиадца- тилетних. В коллективе сходятся са мые противоречивые характеры. Дей ствуют на них вредные «традиции». А молодые сердца по извечному за кону открыты настежь. Что посеешь в них — то и взойдет. Вот почему так нужны в техниче ских училищах добрые традиции, так велика ответственность педаго гов. К сожалению, в восьмом техни ческом наставники не хотят всерьез задуматься над этим. Все задачи сводят они формально к подготовке специалистов. Но ведь этого мало! Специальность должна приложиться к Человеку, главное-то — именно Че ловек. И прежде всего надо воспи тывать Человека, много требуя от него и много доверяя ему. Формализм, равнодушие — эти за ведомо антипедагогические тенден ции более всего характерны для сти ля мастеров и воспитателей учили ща. Ни одного интересного, зажига тельного дела за целый год! (Окончание на 4-й стрф .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz