Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)

— Садись, Болотов. Два. Облегченно вздохнув, Вовка садится, мысленно привычно отмечает: «Урок к концу. Больше учитель • не поднимет». И погру­ жается в свои мысли и де ­ ла. А обдумать Вовке есть что. Например, напьется се­ годня отец или нет? И ес­ ли напьется, то дел у Вов­ ки будет много: отца нуж­ но разыскать и доставить домой любым способом, надо наколоть дров, прине­ сти воды, а там и мать даст кучу поручений. А если нет, то можно будет улизнуть от роди­ тельских глаз и пойти на улицу... Девятый год ходит Вовка в школу, каждый день, по­ чти никогда не пропуская уроков, но на дверях клас- __ са, в который он вошел се- -тодня, табличка: 6-й «А» класс. Далеко вперед ушли товарищи, обогнала в ученьи и младшая сестра Галя. А Вовка в прошлом • году был в пятом и в поза­ прошлом тоже в пятом. Вовка ростом невелик, худенький, взгляд просто­ душный, только, когда он ловчит и изворачивается, в глазах его мелькает ма­ ленькая хитринка. Но изворачивается маль­ чишка редко. Он усвоил твердо одно правило: по­ скорее сознайся, раскайся, меньше приставать будут. Раскаяние его всегда бур­ ное, с обильными слезами. Раньше в школу часто приходили родители: и па­ па и мама, а теперь и им, наверное, надоело. Они яв­ ляются туда только по вы­ зову. Мама, правда, рабо­ тает. А папа... В самом деле, очень трудно определить, работа- • >т ли Петр Сергеевич Бо­ лотов. В ларьке райпотреб- союза штатной единицей числится его жена, а су­ пруг ей просто «помогает». Впрочем, в воскресенье родителям «помогает» и Вовка. Нередко можно встре­ тить Петра Сергеевича ут- ' ром, медленно бредущего домой отсыпаться, а во вто­ рой половине дня у него «второй заход», и тогда домой его ведут дети— Вова и Галя. Сперва Вовка стеснял­ ся, когда встречал учи­ телей, краснел за отца, такого жалкого, грязно­ го, пьяного. Вовка пы­ тался даже прятаться, если видел, что навстре­ чу идет кто-нибудь из знакомых. Тайком сто­ рожил отца у дверей чайных и ресторана, ста­ рался увести его поскорее домой, пока он не упал где-нибудь по дороге. На другой день он не выспавшийся, бледный си­ дел за партой, не в силах ничего ответить из того, что было задано на дом. Так появились первые двойки, а потом они •стали привычными. В прошлом году не на одном педсовете ставился вопрос об успеваемости и поведении ученика 5-го класса Владимира Болото­ ва, школа обращалась за помощью в профсоюзную организацию райпотребсо­ юза, привлекали мальчика и для работы в группе про­ дленного дня. Так, с боль­ шой помощью школы, учи­ телей Вовка перешел в 6-й класс. А здесь все на­ чинается с начала. Вновь Вовке не до уроков. ‘ Сгущаются вечерние су­ мерки, медленно бредут по тротуару мужчина и двое детей: с двух сторон под­ держивают пьяного отца Вовка и Галя. Вот Петр Сергеевич сильно пошат­ нулся, одно неловкое дви­ жение — и из рук Вовки покатился, звеня по ас­ фальту, медный пятачок. — Ты что делаешь, ра­ зиня, ищи деньги! — обру­ шивается на голову маль­ чишки грубая брань. Отец вне себя, потеряли целых 5 копеек. А если бы спросить самого Петра Сергеевича Б о л о т о в а , сколько трудовых пятачков он пропил? Да что пятач­ ки! Сколько лет драгоцен­ ного времени из своего сына пропил он Почему Вовка и сегодня не имеет возможности жить интересами своих сверстни­ ков? И не пришло ли, на- конец, время припомнить отцу историю первой двой­ ки, поставленной в дневни­ ке его сына? Чья это двойка? Г. ТИШЕНКО, учительница. г. Задонск, 2-я средняя школа. жизни г Липецкое городское профессионально-техническое училище № 3 готовит поваров и товароведов. Специ­ альность приобретают здесь более четырехсот чело­ век. Многие выпускники'училища работают в мага­ зинах и столовых города и области. Молодые про­ давцы и работники столовых ведут настойчивую борь­ бу за отличное обслуживание трудящихся. На снимке: преподаватель кулинарии Нина Пав ­ ловна Георгиева проводит занятия с будущими пова­ рами. Фото Ю. Ардашева. Вос пи тыв а ть н а л у ч ш и х традициях ! — Да, трудные у нас ребята, — вздыхал Павел Андреевич Горшков, заместитель директора по культур­ но-воспитательной работе восьмого технического училища.— Что делать с такими? Будем работать. Вот ско­ ро оборудуем стенды. Еще думаем несколько панно поставить во дворе о строителях. Но уж тут фанерой не обойдешься. Придется писать на стальных листах и устанавливать на железных столбах. Иначе разнесут в щепки. Он говорил это серьезно, без тени иронии. И у меня не вызывала улыб­ ку странная речь, которая непосвя­ щенного человека могла бы здорово посмешить. Я слушал его и снова перебирал в памяти истории, увиденные и ус­ лышанные здесь, истории невероят­ ные, почти неправдоподобные. ...Саша Рябых приехал в Липецк из села Студенец Донского района после окончания семилетки. Хрупкий пятнадцатилетний мальчишка, он привез с собой много добрых поры­ вов и слишком маленький житей­ ский опыт. Город ему понравился, училище—тоже. Недолго думая, Са­ ша выбрал для себя нехитрую, но основательную профессию каменщи­ ка. День, когда выдали новенькую форму, был для него громадным праздником. Потом начались будни. С каждым днем усиливалась тоска по дому, та ­ кая понятная мальчишкам в его по­ ру и в его положении. Чтобы за ­ быться, уйти от этой тоски, нужно гических предприятий страны. Уже в бли­ жайшем будущем комбинат увеличится в 7—8 раз, а в перспективе его мощности .возрастут в 15 раз. Это будет очень меха- 1низпр#ванное и автоматизированное пред­ приятие, оснащенное новейшим высокопро­ изводительным оборудованием. Например, проектируются печи обжига, которые бу­ дут иметь в длину 93, а в диаметре 18 метров. В комплекс комбината будут вхо­ дить карьеры, дробильные заводы, извест­ ковое производство, завод огнеупорных материалов. Решается также вопрос о строительстве цементного завода, который перерабатывал бы порошковые отходы. И еще одно предприятие союзного значе­ ния вступит в строй в недалеком буду­ щем — это мясокомбинат по переработке скота и птицы, с холодильником и колбас­ ным цехом. Развитие промышленности повлечет за собой значительное увеличение транспорт­ ных перевозок, и в связи с этим в бли­ жайшие годы начнется расширение желез­ нодорожной станции Данков и строительст­ во нового вокзала. Неузнаваемо ' изменится облик древнего города. Все старые домики будут снесены, и на их месте встанут многоэтажные про­ сторные и светлые здания. Намного уве­ личится поселок химиков и строителей. Возникнет новый поселок горня^ов.^ За ­ стройка города будет вестись микрорайо­ нами с учетом создания максимальных удобств для жителей. Улицы и площади украсятся зелеными насаждениями, прина­ рядятся клумбами и газонами. Сейчас в Данкове всего 16 тысяч жите­ лей, а в ближайшие десятилетия он пре­ вратится в крупный город с населением в 60—70 тысяч человек. Валентин Сергеевич Дементьев окидывает взглядом планы-чертежи новостроек Дан ­ кова, развешенные в его кабинете, и заключает: — Как видите, замечательное будущее у нашего города. Но, разумеется, оно не придет само по себе. Надо работать. Рабо­ тать упорно и много. И если кто из моло- ) дежи области хочет получить хорошую т трудовую и жизненную закалку, пускай N приезжает к нам в Данков. Здееь каждо- I му найдется по душе большое, настоящее { дело. > " & X С Е Р Д Ц Е ПОСЕЕШЬ . . . было найти друзей, сблизиться с ре­ бятами. И «сближение» состоялось. В тот день Саша спешил в столовую. Впе­ реди вразвалку шли «второгодники» — будущие монтажники второго го­ да обучения. Они заметили новичка, сбавили шаг. Когда Саша поравнял­ ся с ними, его остановили. Валерка Иванов классически сплюнул через зубы, сделал скучную рожу, лениво процедил: — Дай закурить, мышонок. — Что вы? Я даже... не курю да­ же,— улыбнулся Саша. Тогда один из Валеркиных друзей хладнокровно бросил: — Смазать. Саша понял, что с ним не шутят, только не мог понять почему. Он убежал в общежитие. А вечером его все-таки вызвали и «смазали». Он плакал, потому что слишком было больно. Товарищи успокаивали его. Но каким грустным было их успо­ каивание! — Тебе еще повезло,— говорил Витька Жраков.— Вот у меня чемо­ дан отняли да еще обещали «за­ гнуть салазки». — А мне устроили «темную». — А у меня авторучку взяли и от­ пустили «горячих». — Мне тоже!.. В конце концов Саша понял, что так должно быть. Так положено. У «второгодников» свои законы. Они плюют на мнение старших. Они не считают нужным ходить строем. Их не затащишь на лекции. Они врыва­ ются в столовую одетые, в шапках и устраивают внеочередную «кор­ межку». Они считают особым шиком сбросить училищную «робу» и поще­ голять в гражданском костюме на своем же вечере. Наконец, они име­ ют неограниченную власть над «пер- ваками» и могут поступать с ними, как душе угодно. И Саша сделал для себя выводы. И все его однокашники —тоже. Ког­ да мы заканчивали долгий разговор в общежитии, вчера еще робкий, за­ стенчивый Саша с надеждой произ- вес: — Ну, ничего, как-нибудь год пе­ ребьемся, а потом мы свое возьмем, тоже будем первакам «смазывать». Он так и сказал — «перебьемся» и «смажем». И его поддержали едино­ гласно. Меня удивила эта наивная, а по существу очень жестокая мечта ият- надцатилетних, удивило, как легко восприняли они дурные бурсацкие манеры. «Второгодники» всерьез считают себя хранителями училищных «зако- нов».Они всерьез скорбят о том, что раньше были в училище «более гран­ диозные ЧП». А теперь остались так себе, мелочишки. — Теперь не то,—жалеют буду­ щие монтажники. Однако есть и у них свои «герои». Есть на их счету сорванные лекции, поломанное иму­ щество, пострадавшие первачки. Ху­ лиганство они возводят в доброде­ тель. Не без гордости говорят о Брежневе и Филиппове. Эти два оригинала объявили бойкот утренне­ му умыванию. Они обросли волоса­ ми и грязью. Им нравится, когда их называют «питекантропами», «снеж­ ными человеками» и другими обид­ ными кличками. Многие «второгодники» одобри­ тельно отзываются об Алексее Кан- дыкове и Владимире Тарабрине. Эти «герои» находятся под следствием, скоро сядут на скамью подсудимых. Откуда же идет такое чудовищное смешение добра и зла, преступления с героизмом, товарищества с преда­ тельством? Какая сила преобразует подчас безропотных мальчишек в отъявленных нарушителей всех и всяких нравственных заповедей? Если внимательно приглядеться, чем и как живут будущие строите­ ли, с горечью убеждаешься, что у них совершенно отсутствуют нуж­ ные, хорошие традиции. Не только учащиеся, но и наставники их жи­ вут по устаревшим обычаям. В училище приходят пятнадцати­ летние. Обыкновенные мальчишкй и девчонки. Неустоявшиеся, неуверен­ ные во всем, начинающие жить. Их сверстники еще сидят за партами, а они уже брошены на передний край большой жизни, большого труда, и надо им быстро, слишком быстро понять законы этой большой жизни. Им надо слишком быстро повзрос­ леть — за два года. Да, это трудная задача пятиадца- тилетних. В коллективе сходятся са­ мые противоречивые характеры. Дей­ ствуют на них вредные «традиции». А молодые сердца по извечному за ­ кону открыты настежь. Что посеешь в них — то и взойдет. Вот почему так нужны в техниче­ ских училищах добрые традиции, так велика ответственность педаго­ гов. К сожалению, в восьмом техни­ ческом наставники не хотят всерьез задуматься над этим. Все задачи сводят они формально к подготовке специалистов. Но ведь этого мало! Специальность должна приложиться к Человеку, главное-то — именно Че­ ловек. И прежде всего надо воспи­ тывать Человека, много требуя от него и много доверяя ему. Формализм, равнодушие — эти за­ ведомо антипедагогические тенден­ ции более всего характерны для сти­ ля мастеров и воспитателей учили­ ща. Ни одного интересного, зажига­ тельного дела за целый год! (Окончание на 4-й стрф .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz