Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)

О Р А З В И ТИ И Э К ОНОМ И К И СССР И ПЕРЕСТРОЙКЕ ПАРТИЙНОГО РУКОВОДСТВА Н А Р О Д Н Ы М Х О З Я Й С Т В О М П о становление П ленума Ц К К П СС п о д о кладу товарища Н. С. Х РУЩ ЕВА, принятое 23 ноября 1962 года (Окончание. Начало на 1-й стр.). Пленум ЦК КПСС считает необходимым перестро­ ить руководство научно-исследовательскими и конст­ рукторскими организациями, ликвидировать паралле­ лизм и разобщенность в их деятельности, осуществить меры по централизации руководства технической по­ литикой. Пленум ЦК КПСС обращает внимание партийных, советских и хозяйственных органов на существенные недостатки в организации промышленного, жилищного и культурно-бытового строительства. Некоторые сов­ нархозы, Госпланы союзных республик, местные пар­ тийные органы часто предпринимают строительство но­ вых объектов, не сообразуясь с общегосударственными интересами, без учета возможности обеспечения их проектами, материалами, рабочей силой, оборудовани­ ем, распыляют средства по многочисленным стройкам. В проектировании и строительстве допускаются из­ лишества, крайне медленно внедряются современные типовые проекты. Деятельность строительных проект­ ных организаций по-настоящему не направляется и не координируется. Многие проектные институты работа­ ют замкнуто, плохо связаны с другими проектными организациями и научно-исследовательскими институ­ тами. Госстрой СССР не занимает ведущего положе­ ния в организации строительного проектирования. Для устранения этих крупных недостатков необхо­ димо упорядочить проектирование строительства, улуч­ шить руководство делом капитального строительства со стороны партийных организаций. Пятилетний опыт деятельности советов народного хозяйства показал, что крупные совнархозы более квалифицированно управляют отраслями промышлен­ ности, обладают большими возможностями для манев­ рирования материально-техническими ресурсами, рас­ полагают лучшими условиями для концентрации, спе­ циализации и кооперирования производства. Теперь нужно сделать новый шаг в укрупнении совнархозов, чтобы еще полнее использовать возможности и пре­ имущества социалистического строя. Расширение масштабов народного хозяйства, бы­ стрый прогресс науки и техники требуют еще больше­ го повышения научного уровня планирования. Однако работа Госплана, Госэкономсовета и других плановых органов во многом не соответствует требованиям со­ временного этапа развития экономики нашей страны. Хозяйственные планы не всегда основаны на тща­ тельных экономических расчетах и исследованиях, темпы развития отдельных отраслей и экономических районов определяются по сложившимся пропорциям, не учитывается необходимость ускоренного роста наи­ более перспективных отраслей промышленности, таких, например, как химия, электроника. В соответствии с требованиями Программы КПСС необходимо улучшить дело планирования народного хозяйства, завершить начатую ранее перестройку ра­ боты плановых органов. Пленум ЦК КПСС обращает внимание всех партий­ ных организаций, государственных, хозяйственных ор­ ганов, профсоюзов, комсомола и других общественных организаций на необходимость дальнейшего развития демократических принципов участия трудящихся в уп­ равлении производством, правильного сочетания еди­ ноначалия с широким привлечением масс к управле­ нию предприятиями и стройками. В период развернутого строительства коммунистиче­ ского общества неизмеримо возрастают роль и значе­ ние партийного, государственного и общественного конт­ роля. Принятые партией за последние годы меры по ликвидации последствий культа личности позволили несколько улучшить работу контрольных органов. Од­ нако организационная структура партийного и госу­ дарственного контроля в ее ленинском понимании еще не полностью восстановлена. Крупные недостатки в организации контроля серьез­ но отражаются на ходе нашего хозяйственного и куль­ турного строительства. Органы государственного конт­ роля еще слабо проверяют выполнение важнейших директив партии и правительства, плохо ведут борьбу с очковтирательством, хищениями, взяточничеством, бюрократизмом, волокитой и другими отрицательными явлениями, чуждыми природе социалистического строя. Пленум ЦК КПСС считает, что осуществление новых мер по улучшению партийного руководства народным хозяйством, совершенствованию хозяйственного управ­ ления в промышленности и строительстве, созданию единого партийно-государственного контроля в стране сыграет важную роль в подъеме народного хозяйства, в решении главной задачи партии — дальнейшем улучшении народного благосостояния, удовлетворении материальных и духовных потребностей трудящихся Советского Союза. Исходя из общей линии партии на сокращение аппа­ рата управления, улучшение его деятельности, Пленум ЦК КПСС подчеркивает, что осуществление коренной перестройки работы партийных, советских, хозяйствен­ ных органов не только не увеличит численность работ­ ников аппарата, но, наоборот, приведет к его уменьше­ нию и сокращению расходов на содержание аппарата. Советский народ, которому выпала честь первым прокладывать путь к коммунизму, накопил большой опыт хозяйственного строительства. Осуществляя пере­ стройку руководства народным хозяйством, Коммуни­ стическая партия исходит из ленинских указаний о не­ обходимости постоянно совершенствовать формы орга­ низации нового общества и управления социалистиче­ ской экономикой. Пленум Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза ПОСТАНОВЛЯЕТ: I. В области партийного руководства народным хозяй­ ством: 1. Одобрить разработанные Президиумом ЦК КПСС и изложенные в докладе товарища Н. С. Хрущева на настоящем Пленуме ЦК мероприятия по перестройке партийного руководства народным хозяйством. 2. Признать необходимым реорганизовать руководя­ щие органы партии снизу доверху, положив в основу производственный принцип, и таким путем обеспечить более конкретное руководство промышленным и сель­ скохозяйственным производством. Образовать в пределах ныне существующего края, области, как правило, две самостоятельные партийные организации: — краевую, областную партийную организацию, обь. единяющую коммунистов, работающих в промышлен­ ности, строительстве, на транспорте, в учебных заве­ дениях и научно-исследовательских институтах, про­ ектных, конструкторских организациях и других уч­ реждениях, обслуживающих промышленное производ­ ство и строительство; — краевую, областную партийную организацию, объединяющую коммунистов, работающих в колхозах и совхозах, опытных станциях, в сельскохозяйствен­ ных учебных заведениях и научно-исследовательских институтах,^ на предприятиях, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, в заготовительных и дру­ гих учреждениях и организациях, связанных с сель­ скохозяйственным производством. В краевой, областной партийной организации соот­ ветственно иметь: — краевой, областной комитет партии по руковод­ ству промышленным производством- — краевой, областной комитет партии по руковод­ ству сельскохозяйственным производством. 3. В целях улучшения руководства народным хо­ зяйством признать целесообразным образование в Цент­ ральном Комитете КПСС, в ЦК Компартий союзных республик Бюро ЦК по руководству промышленным производством и Бюро ЦК по руководству сельскохо­ зяйственным производством. Для решения вопросов общереспубликанского значе­ ния и координации деятельности отраслевых бюро из­ бирать в Центральных Комитетах Компартий союзных республик Президиум ЦК. 4. Считать целесообразным иметь производственные колхозно-совхозные управления, образуемые на основе укрупнения ныне существующих сельских районов, и создание партийных комитетов производственных уп­ равлений взамен сельских райкомов партии. Для руководства партийными организациями пред­ приятий и строек, расположенных на территории вновь образуемых сельских производственных управлений, где нет горкомов партии, иметь зональные (кустовые) промышленно-производственные партийные комитеты. 5. Установить, что вновь созданные партийные орга­ ны по руководству промышленным производством и сельскохозяйственным производством во всей своей деятельности руководствуются соответствующими по­ ложениями Устава КПСС о краевых и областных парторганизациях, а партийные комитеты производст­ венных колхозно-совхозных управлений — положения­ ми Устава КПСС о городских и районных партийных организациях. 6. Для избрания новых руководящих партийных ор­ ганов провести в декабре 1962 года и в январе 1963 года конференции партийных организаций производст­ венных колхозно-совхозных управлений, а также го­ родские, районные в городах, областные и краевые конференции промышленных и сельскохозяйственных партийных организаций. II. В области хозяйственного управления промышленно­ стью, строительством и планирования: 1. В целях проведения единой технической политики в народном хозяйстве признать целесообразным пере­ строить руководство научно-исследовательскими и кон­ структорскими организациями. Для этого: а) передать ведущие научные, проектные и конст­ рукторские институты, конструкторские бюро заводов с опытными и экспериментальными базами в ведение государственных комитетов Совета Министров СССР по отраслям промышленности; б) возложить на государственные комитеты ответст­ венность за внедрение новой техники и технологии в производстве, за технический уровень развития данной отрасли и специализацию промышленного производства; в) обязать государственные комитеты по отраслям промышленности специализировать научно-исследова­ тельские, проектные и конструкторские организации на создании определенных типов машин и оборудования с максимальной унификацией узлов и деталей; г) учитывая размах капитального строительства в стране и необходимость коренного улучшения руковод­ ства этим делом, более быстрого перехода на строи­ тельство по типовым проектам, реорганизовать Гос­ строй СССР в союзно-республиканский орган, подчи­ нить ему проектные и научно-исследовательские орга­ низации в области строительства, кроме проектных ор- ганизаций министерств энергетики и электрификации и транспортного строительства, и возложить на Госстрой ответственность за проведение технической политики в области капитального строительства и утверждение титульных списков. 2. Считать целесообразным выделить строительные организации из ведения совнархозов. Создать самосто­ ятельные строительные организации или объединения в республиках и экономических районах, оставив за совнархозами функции заказчика. 3. Поручить Государственному комитету Совета Ми­ нистров СССР по координации научно-исследователь­ ских работ и президиуму Академии наук СССР совме­ стно с Советами Министров союзных республик разра­ ботать предложения по улучшению деятельности Ака­ демии наук СССР и академий наук союзных респуб­ лик, имея в виду сосредоточить научные силы на ре­ шении коренных задач, непосредственно связанных с развитием производства. 4. Одобрить меры, изложенные в докладе товарища Н. С. Хрущева, по дальнейшему укрупнению советов народного хозяйства с учетом экономической общно­ сти отдельных районов. 5. В связи с укрупнением совнархозов и предприя­ тий поручить Совету Министров СССР: а) пересмотреть правовое положение совнархозов, предусмотрев, чтобы совнархозы были наделены ши­ рокими правами, ограждены от мелочной опеки, могли проявлять большую самостоятельность в решении хо­ зяйственных вопросов, в использовании резервов уве­ личения промышленного производства; б) разработать и представить на утверждение Вер­ ховного Совета СССР рроект Закона о социалистиче­ ском предприятии, имея в виду дальнейшее расшире­ ние прав директоров предприятий, руководителей стро­ ительных организаций и более активное участие тру­ дящихся в управлении производством. 6. В интересах улучшения перспективного планиро­ вания развития народного хозяйства страны и руко­ водства реализацией планов по годам необходимо осу­ ществить более четкое разграничение функций между центральными плановыми органами. В этих целях передать функции Госплана СССР, осуществляющего ныне реализацию перспективных планов по годам, новому органу — Совету Народного Хозяйства СССР (СНХ СССР), придав ему необходи­ мые распорядительные функции. Преобразовать Гос- экономсовет в Госплан СССР, возложив на него пер­ спективное планирование. Ш. В области партийно-государственного контроля: 1. Реорганизовать систему контроля в стране, поло­ жив в ее основу ленинское указание о соединении партийного и государственного контроля, создании си­ стемы единого постоянно действующего контроля участием в нем широких масс трудящихся. 2. Образовать единый орган партийного и государ­ ственного контроля — Комитет партийно-государствен­ ного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР и соответствующие органы на местах. Считать важнейшей задачей органов партийно-госу­ дарственного контроля оказание помощи партии и го­ сударству в выполнении Программы КПСС, в органи­ зации систематической проверки исполнения директив партии и правительства, в дальнейшем совершенство­ вании руководства коммунистическим строительством, в соблюдении партийной и государственной дисципли­ ны и социалистической законности. 3. Преобразовать ныне действующий Комитет пар­ тийного контроля при ЦК КПСС в Парткомиссию при ЦК КПСС, возложив на нее обязанность рассмотрения апелляций на решения ЦК Компартий союзных респуб­ лик, краевых и областных комитетов партии об ис­ ключении из КПСС и партийных взысканиях. 4. Считать нецелесообразным сохранение в дальней­ шем Комиссии государственного контроля Совета Ми­ нистров СССР и ее органов на местах. Пленум ЦК КПСС подчеркивает, что перестройка партийного руководства народным хозяйством по про­ изводственному принципу создает благоприятные ус­ ловия для быстрейшего претворения в жизнь решений XXИ съезда КПСС о развитии промышленности, стро­ ительства, транспорта, сельского хозяйства и подъеме жизненного уровня народа. Сейчас наша Родина находится на пороге пятого года семилетки, когда советскому народу предстоит взять новые рубежи в промышленности и сельском хозяйстве, во всех отраслях экономики. Центральный Комитет КПСС призывает рабочих, колхозников, ин­ женерно-технических работников, всех трудящихся, коммунистов и беспартийных своим самоотверженным трудом обеспечить выполнение народнохозяйственно­ го плана 1963 года и тем самым сделать новый круп­ ный шаг на пути строительства коммунизма. Центральный Комитет партии выражает уверенность, что осуществление перестройки партийного руководст­ ва промышленностью, строительством и сельским хо­ зяйством найдет полную поддержку и одобрение всей партии, всего народа и явится важным средством в обеспечении успешного выполнения великой Програм­ мы строительства коммунизма, принятой XXII съездом Коммунистической партии Советского Союза.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz