Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)
О Р А З В И ТИ И Э К ОНОМ И К И СССР И ПЕРЕСТРОЙКЕ ПАРТИЙНОГО РУКОВОДСТВА Н А Р О Д Н Ы М Х О З Я Й С Т В О М П о становление П ленума Ц К К П СС п о д о кладу товарища Н. С. Х РУЩ ЕВА, принятое 23 ноября 1962 года (Окончание. Начало на 1-й стр.). Пленум ЦК КПСС считает необходимым перестро ить руководство научно-исследовательскими и конст рукторскими организациями, ликвидировать паралле лизм и разобщенность в их деятельности, осуществить меры по централизации руководства технической по литикой. Пленум ЦК КПСС обращает внимание партийных, советских и хозяйственных органов на существенные недостатки в организации промышленного, жилищного и культурно-бытового строительства. Некоторые сов нархозы, Госпланы союзных республик, местные пар тийные органы часто предпринимают строительство но вых объектов, не сообразуясь с общегосударственными интересами, без учета возможности обеспечения их проектами, материалами, рабочей силой, оборудовани ем, распыляют средства по многочисленным стройкам. В проектировании и строительстве допускаются из лишества, крайне медленно внедряются современные типовые проекты. Деятельность строительных проект ных организаций по-настоящему не направляется и не координируется. Многие проектные институты работа ют замкнуто, плохо связаны с другими проектными организациями и научно-исследовательскими институ тами. Госстрой СССР не занимает ведущего положе ния в организации строительного проектирования. Для устранения этих крупных недостатков необхо димо упорядочить проектирование строительства, улуч шить руководство делом капитального строительства со стороны партийных организаций. Пятилетний опыт деятельности советов народного хозяйства показал, что крупные совнархозы более квалифицированно управляют отраслями промышлен ности, обладают большими возможностями для манев рирования материально-техническими ресурсами, рас полагают лучшими условиями для концентрации, спе циализации и кооперирования производства. Теперь нужно сделать новый шаг в укрупнении совнархозов, чтобы еще полнее использовать возможности и пре имущества социалистического строя. Расширение масштабов народного хозяйства, бы стрый прогресс науки и техники требуют еще больше го повышения научного уровня планирования. Однако работа Госплана, Госэкономсовета и других плановых органов во многом не соответствует требованиям со временного этапа развития экономики нашей страны. Хозяйственные планы не всегда основаны на тща тельных экономических расчетах и исследованиях, темпы развития отдельных отраслей и экономических районов определяются по сложившимся пропорциям, не учитывается необходимость ускоренного роста наи более перспективных отраслей промышленности, таких, например, как химия, электроника. В соответствии с требованиями Программы КПСС необходимо улучшить дело планирования народного хозяйства, завершить начатую ранее перестройку ра боты плановых органов. Пленум ЦК КПСС обращает внимание всех партий ных организаций, государственных, хозяйственных ор ганов, профсоюзов, комсомола и других общественных организаций на необходимость дальнейшего развития демократических принципов участия трудящихся в уп равлении производством, правильного сочетания еди ноначалия с широким привлечением масс к управле нию предприятиями и стройками. В период развернутого строительства коммунистиче ского общества неизмеримо возрастают роль и значе ние партийного, государственного и общественного конт роля. Принятые партией за последние годы меры по ликвидации последствий культа личности позволили несколько улучшить работу контрольных органов. Од нако организационная структура партийного и госу дарственного контроля в ее ленинском понимании еще не полностью восстановлена. Крупные недостатки в организации контроля серьез но отражаются на ходе нашего хозяйственного и куль турного строительства. Органы государственного конт роля еще слабо проверяют выполнение важнейших директив партии и правительства, плохо ведут борьбу с очковтирательством, хищениями, взяточничеством, бюрократизмом, волокитой и другими отрицательными явлениями, чуждыми природе социалистического строя. Пленум ЦК КПСС считает, что осуществление новых мер по улучшению партийного руководства народным хозяйством, совершенствованию хозяйственного управ ления в промышленности и строительстве, созданию единого партийно-государственного контроля в стране сыграет важную роль в подъеме народного хозяйства, в решении главной задачи партии — дальнейшем улучшении народного благосостояния, удовлетворении материальных и духовных потребностей трудящихся Советского Союза. Исходя из общей линии партии на сокращение аппа рата управления, улучшение его деятельности, Пленум ЦК КПСС подчеркивает, что осуществление коренной перестройки работы партийных, советских, хозяйствен ных органов не только не увеличит численность работ ников аппарата, но, наоборот, приведет к его уменьше нию и сокращению расходов на содержание аппарата. Советский народ, которому выпала честь первым прокладывать путь к коммунизму, накопил большой опыт хозяйственного строительства. Осуществляя пере стройку руководства народным хозяйством, Коммуни стическая партия исходит из ленинских указаний о не обходимости постоянно совершенствовать формы орга низации нового общества и управления социалистиче ской экономикой. Пленум Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза ПОСТАНОВЛЯЕТ: I. В области партийного руководства народным хозяй ством: 1. Одобрить разработанные Президиумом ЦК КПСС и изложенные в докладе товарища Н. С. Хрущева на настоящем Пленуме ЦК мероприятия по перестройке партийного руководства народным хозяйством. 2. Признать необходимым реорганизовать руководя щие органы партии снизу доверху, положив в основу производственный принцип, и таким путем обеспечить более конкретное руководство промышленным и сель скохозяйственным производством. Образовать в пределах ныне существующего края, области, как правило, две самостоятельные партийные организации: — краевую, областную партийную организацию, обь. единяющую коммунистов, работающих в промышлен ности, строительстве, на транспорте, в учебных заве дениях и научно-исследовательских институтах, про ектных, конструкторских организациях и других уч реждениях, обслуживающих промышленное производ ство и строительство; — краевую, областную партийную организацию, объединяющую коммунистов, работающих в колхозах и совхозах, опытных станциях, в сельскохозяйствен ных учебных заведениях и научно-исследовательских институтах,^ на предприятиях, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, в заготовительных и дру гих учреждениях и организациях, связанных с сель скохозяйственным производством. В краевой, областной партийной организации соот ветственно иметь: — краевой, областной комитет партии по руковод ству промышленным производством- — краевой, областной комитет партии по руковод ству сельскохозяйственным производством. 3. В целях улучшения руководства народным хо зяйством признать целесообразным образование в Цент ральном Комитете КПСС, в ЦК Компартий союзных республик Бюро ЦК по руководству промышленным производством и Бюро ЦК по руководству сельскохо зяйственным производством. Для решения вопросов общереспубликанского значе ния и координации деятельности отраслевых бюро из бирать в Центральных Комитетах Компартий союзных республик Президиум ЦК. 4. Считать целесообразным иметь производственные колхозно-совхозные управления, образуемые на основе укрупнения ныне существующих сельских районов, и создание партийных комитетов производственных уп равлений взамен сельских райкомов партии. Для руководства партийными организациями пред приятий и строек, расположенных на территории вновь образуемых сельских производственных управлений, где нет горкомов партии, иметь зональные (кустовые) промышленно-производственные партийные комитеты. 5. Установить, что вновь созданные партийные орга ны по руководству промышленным производством и сельскохозяйственным производством во всей своей деятельности руководствуются соответствующими по ложениями Устава КПСС о краевых и областных парторганизациях, а партийные комитеты производст венных колхозно-совхозных управлений — положения ми Устава КПСС о городских и районных партийных организациях. 6. Для избрания новых руководящих партийных ор ганов провести в декабре 1962 года и в январе 1963 года конференции партийных организаций производст венных колхозно-совхозных управлений, а также го родские, районные в городах, областные и краевые конференции промышленных и сельскохозяйственных партийных организаций. II. В области хозяйственного управления промышленно стью, строительством и планирования: 1. В целях проведения единой технической политики в народном хозяйстве признать целесообразным пере строить руководство научно-исследовательскими и кон структорскими организациями. Для этого: а) передать ведущие научные, проектные и конст рукторские институты, конструкторские бюро заводов с опытными и экспериментальными базами в ведение государственных комитетов Совета Министров СССР по отраслям промышленности; б) возложить на государственные комитеты ответст венность за внедрение новой техники и технологии в производстве, за технический уровень развития данной отрасли и специализацию промышленного производства; в) обязать государственные комитеты по отраслям промышленности специализировать научно-исследова тельские, проектные и конструкторские организации на создании определенных типов машин и оборудования с максимальной унификацией узлов и деталей; г) учитывая размах капитального строительства в стране и необходимость коренного улучшения руковод ства этим делом, более быстрого перехода на строи тельство по типовым проектам, реорганизовать Гос строй СССР в союзно-республиканский орган, подчи нить ему проектные и научно-исследовательские орга низации в области строительства, кроме проектных ор- ганизаций министерств энергетики и электрификации и транспортного строительства, и возложить на Госстрой ответственность за проведение технической политики в области капитального строительства и утверждение титульных списков. 2. Считать целесообразным выделить строительные организации из ведения совнархозов. Создать самосто ятельные строительные организации или объединения в республиках и экономических районах, оставив за совнархозами функции заказчика. 3. Поручить Государственному комитету Совета Ми нистров СССР по координации научно-исследователь ских работ и президиуму Академии наук СССР совме стно с Советами Министров союзных республик разра ботать предложения по улучшению деятельности Ака демии наук СССР и академий наук союзных респуб лик, имея в виду сосредоточить научные силы на ре шении коренных задач, непосредственно связанных с развитием производства. 4. Одобрить меры, изложенные в докладе товарища Н. С. Хрущева, по дальнейшему укрупнению советов народного хозяйства с учетом экономической общно сти отдельных районов. 5. В связи с укрупнением совнархозов и предприя тий поручить Совету Министров СССР: а) пересмотреть правовое положение совнархозов, предусмотрев, чтобы совнархозы были наделены ши рокими правами, ограждены от мелочной опеки, могли проявлять большую самостоятельность в решении хо зяйственных вопросов, в использовании резервов уве личения промышленного производства; б) разработать и представить на утверждение Вер ховного Совета СССР рроект Закона о социалистиче ском предприятии, имея в виду дальнейшее расшире ние прав директоров предприятий, руководителей стро ительных организаций и более активное участие тру дящихся в управлении производством. 6. В интересах улучшения перспективного планиро вания развития народного хозяйства страны и руко водства реализацией планов по годам необходимо осу ществить более четкое разграничение функций между центральными плановыми органами. В этих целях передать функции Госплана СССР, осуществляющего ныне реализацию перспективных планов по годам, новому органу — Совету Народного Хозяйства СССР (СНХ СССР), придав ему необходи мые распорядительные функции. Преобразовать Гос- экономсовет в Госплан СССР, возложив на него пер спективное планирование. Ш. В области партийно-государственного контроля: 1. Реорганизовать систему контроля в стране, поло жив в ее основу ленинское указание о соединении партийного и государственного контроля, создании си стемы единого постоянно действующего контроля участием в нем широких масс трудящихся. 2. Образовать единый орган партийного и государ ственного контроля — Комитет партийно-государствен ного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР и соответствующие органы на местах. Считать важнейшей задачей органов партийно-госу дарственного контроля оказание помощи партии и го сударству в выполнении Программы КПСС, в органи зации систематической проверки исполнения директив партии и правительства, в дальнейшем совершенство вании руководства коммунистическим строительством, в соблюдении партийной и государственной дисципли ны и социалистической законности. 3. Преобразовать ныне действующий Комитет пар тийного контроля при ЦК КПСС в Парткомиссию при ЦК КПСС, возложив на нее обязанность рассмотрения апелляций на решения ЦК Компартий союзных респуб лик, краевых и областных комитетов партии об ис ключении из КПСС и партийных взысканиях. 4. Считать нецелесообразным сохранение в дальней шем Комиссии государственного контроля Совета Ми нистров СССР и ее органов на местах. Пленум ЦК КПСС подчеркивает, что перестройка партийного руководства народным хозяйством по про изводственному принципу создает благоприятные ус ловия для быстрейшего претворения в жизнь решений XXИ съезда КПСС о развитии промышленности, стро ительства, транспорта, сельского хозяйства и подъеме жизненного уровня народа. Сейчас наша Родина находится на пороге пятого года семилетки, когда советскому народу предстоит взять новые рубежи в промышленности и сельском хозяйстве, во всех отраслях экономики. Центральный Комитет КПСС призывает рабочих, колхозников, ин женерно-технических работников, всех трудящихся, коммунистов и беспартийных своим самоотверженным трудом обеспечить выполнение народнохозяйственно го плана 1963 года и тем самым сделать новый круп ный шаг на пути строительства коммунизма. Центральный Комитет партии выражает уверенность, что осуществление перестройки партийного руководст ва промышленностью, строительством и сельским хо зяйством найдет полную поддержку и одобрение всей партии, всего народа и явится важным средством в обеспечении успешного выполнения великой Програм мы строительства коммунизма, принятой XXII съездом Коммунистической партии Советского Союза.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz