Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)
В этот день классный час в 9-м проходил несколько необычно. Письма двух быз- ших учениц 7-й школы Ларисы Ляпиной и Людмилы Глумовой взволновали девяти классников. Разгорелся спор. Кто из девушек прав? Почему Лариса разочаровалась в людях? Имеет ли она на эю право? Преподаватель Игорь Александрович Зубков предложил ребятам изложить свои мысли по поводу этих пи сем. Чтобы ребята не стеснялись, было поставлено условие: фами лию подписывает, кто хочет. Некоторые высказывания ре бят мы и публикуем сегодня. Г о в ор я т * « девятиклассники Да, встречаются у нас черствые, бездушные люди, бюрократы, кото рые верят только бумажке. Но Лариса не права в своем не верии людям. Таких «бумажных душ» очень мало. Мы тоже ходим на завод на практику. И везде: в школе, на заводе—я встречал чест ных, отзывчивых людей. Они всегда готовы поверить, если ты не обма нул их доверия. Правильно сделала Лариса, написав в газету: с недо верием надо бороться. В. БУЗУЕВ. * * * Конечно, Лариса права. Надо до верять человеку. Ведь доверие под нимает его, окрыляет. А недоверие убивает в кем гордость, уверенность в себе, делает пассивным в жизни. И оно, мне кажется, особенно вред но, когда выпускник только что поступил на работу. Человек, тем более школьник, не гарантирован от ошибок, и из ана лиза их, сделанных тобою или кем- то, строится жизнь. Но тому, кто сделал ошибку, требуется поддерж ка... И Людмила получает ее от своей напарницы Шуры. И это по могло Людмиле полюбить свою работу, стройку. Читаешь письмо и искренне радуешься его оптимизму. Людмила нужна людям, приносит пользу им. Она помогает погрузить тяжелый мотор четверым парням, и они благодарят ее. Может, в этот момент эти ребята тоже узнали, что есть добрые, отзывчивые люди. А. КУЛИНИЧ. * * * Две сверстницы, две бывшие одно классницы, окончив школу, вступили на самостоятельный путь. И вот через год они уже имеют полное представление о трудовой жизни. Но почему же их взгляды разошлись? Почему же Лариса Ляпина потеря ла веру в людей? По-моему, она просто испугалась жизненных трудностей, не стала бороться с ними, испугалась недо верия. Но ведь если жить по пого ворке «Волков бояться — в лес не ходить», то немногого в жизни добьешься. Ее подруга Людмила со вершенно по-другому смотрит на свою жизнь. Она сумела найти свое место, «свою точку опоры». В. БЛАГОДЕТЕЛЕВ. * * ф - Лариса пишет, что она не совсем ясно представляла себе жизнь. Что ж, это понятно. Она начинается за стенами школы. И жаль, что мы, выпускники,, всегда сталкиваемся с ней неожиданно. Людей, что живут по принципу «моя хата с краю...», еще много. Но все-таки больше тех, кто протянет всегда руку помощи, если такая по требуется... Нет, Лариса не права... Жизнь — это прекрасно. Без подписи. * * ф Люди, сталкиваясь в жизни с трудностями, преодолевают их, а не разочаровываются и не бросают работу. Это говорит, что все гром кие слова в школьных сочинениях Ларисы—пустые фразы, чтобы полу чить хорошую оценку. И еше. Доверять человеку нужно. Недоверие вызывает чувство, что ты никому не нужен, никому до тебя нет дела, ты не приносишь пользу обществу. А. ЗАЙЦЕВ. * ф * Оба письма правильны: люди есть и плохие и хорошие. Но не могла же Лариса встретить только бюро кратов. Видела она и отзывчивых людей. Почему же Пишет только о плохих? Может потому, что сама старалась остаться в стороне, смот реть на все глазами наблюдателя. Без подписи. Л АРИСА Ляпина адресовала свое письмо преподавателю ли тературы П. С. Плохих. Сегодня мы публикуем ответ учителя. Много важных и интересных вопро сов поднято в статье, по которым сто ит поговорить поподробнее. Публикуя статью Г1. С. Плохих, ре дакция газеты надеется, что учителя, классные руководители школ области и города выскажут свое мнение по всем этим вопросам. Редакция ждет ваших писем, това рищи! Д ОРОГИЕ КОЛЛЕГИ! С большим интересом слежу я за дискуссией на страницах газе ты «Ленинец», развернувшейся по двум письмам бывших выпускниц нашей шко лы Ларисы Ляпиной и Людмилы Глумо вой. В самом деле, почему Лариса не нашла романтики, почему первые столкновения с «прозой жизни» заста вили ее отступить, разочароваться в людях? И все это только за один год после выхода из родной школы! 57 де сятиклассников откликнулись на эти письма. Ученица 10-го класса Шура Леликова с болью в сердце восклицает: «Кто обокрал ее? А помнится Лариса актив ной, полной энергии. Так куда же девалась ее энергия? Ведь прошел всего год». Долго над этим думал и я. Лариса адресовала свое письмо мне, и я обя зан ответить ей. Но думаю, что отзы вы наших десятиклассников, отклики товарищей различных профессий, на печатанные в газете, помогли Ларисе разобраться в своих ошибках. Мне хо чется поделиться своими раздумьями с вами, мои коллеги—учителя. Нет ли в нашей работе недостатков, которые способствуют появлению таких настро ений, как у Ларисы Ляпиной? Что нуж но всем нам сделать, чтобы- даже еди ничных подобных случаев не было? Высказываю свою точку зрения. Одним из больших недостатков в работе школы № 7 является отсутст вие нормальных условий для трудового воспитания учащихся, начиная с млад ших и кончая старшими классами. Из- за невнимательности со стороны руко водителей, органов народного образо вания коллектив учителей, по сущест ву, не выполняет Закона о перестрой ке школы и связи обучения с жизнью. До сих пор школа не имеет при школьного участка, нет хорошо обо рудованных мастерских, программу по сельскохозяйственной практике, по сле сарному и столярному делу выполнить должным образом нет никакой воз можности. Не лучше и производствен ная практика учащихся 9-х классов. В 1961 году девятиклассники долж ной практики не проходили, занима лись кое-чем. Весной 1962 года два девятых класса были прикреплены к тресту «Жилстрой», учеников напра вили на строительство домов. Встрети ли их недружелюбно, как лишнюю, ни кому не нужную обузу. Здесь не было даже попыток привить любовь юношам и девушкам к труду. Вот как сами де вятиклассники отзываются об этой практике. КЛАВА КЛЮЕВА. «Вот прошел и наш трудовой месяц. Что же дала мне прак- тика? Чему я научилась? Ходила на практику целый месяц, а умею только чуть шпаклевать. Вы спросите почему? Да потому, что ничему нас не учили. Работы нам никакой не давали. А если попросишь красить, то слышишь в от вет: «Вы тут нам накрасите». Но ведь мы пришли учиться. Уходили со строй ки каждый день недовольными. За месяц мы должны были научиться многому, но при всем нашем желании почти ничему не научились. Зачем же тогда установили практику? Зачем?» НАТАША ПАНФЕРОВА. «Нам не до веряли работы. Мы просто умоляли АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк, Коммунальная пл., 44, ред. газеты «Ленинец». ТЕЛЕФОНЫ: редактора — 33—53, ответственного секретаря — 34—13, отделов: комсомольский жизни и сельской молодежи — 36—43, пропаганды — 38—50, писем — 28—59, школ и спорта — 35—38, бухгалтерии — 34—46. дать нам что-нибудь делать. А нас за ставляли подметать полы и выметать мусор». ЛАРИСА КЛИМОВА. «Может, это и резко, но практика мне ничего не да ла. Были в бригаде маляров, а маляр ных работ почти не видели. Относи лись к нам хорошо, но было видно: бригадир просто не знает, что с нами делать, какую работу дать. Так было неприятно чувствовать, что ты лишняя. Нет у нас постоянного, шефа. А шко ла большая — 57 классов. Вполне ре зонен вопрос: могут ли наши школьни ки по-настоящему готовиться к полез ному труду, к активному участию в производстве?» В конце письма Лариса Ляпина пи шет: «Но я писала о том, с чем встре тилась в жизни сама, без прикрас, без розового света». Из этих слов я для себя лично сде лал вывод: не слишком ли я (да и учи теля других дисциплин, классные руко водители) увлекаюсь показом только яркого, положительного? Конечно, хо рошие примеры надо еще ярче пока ная, материнская со стороны школы. Правда, отдельные учителя, классные руководители поддерживают активную связь со своими бывшими питомцами, но опять - таки с отдельными, да и связь эта просто случайная. В школе было несколько выпусков 10-х классов, вышли в жизнь не один десяток молодых людей. Где они сей час? Чем занимаются? Какое место в жизни заняли? Каков их моральный об лик? Никто не знает. А знать надо, обя зательно надо. Многие из них честно трудятся, приобрели специальности, принимают непосредственное активное участие в строительстве коммунистиче ского общества, многие постигают на уки в высших и средних специальных учебных заведениях. Здесь-то каждый учитель, каждый классный руководи тель и может проверить свое педаго гическое кредо. А у нас адреса, живые люди, плоды работы коллектива учи телей затерялись. Мы лишаем себя большого фактора в воспитательной ра боте. Почему бы не установить посто янную связь школы со своими выпуск никами, получать с места учебы, рабо ты характеристики на них, фотографии, у станка, на месте работы, организо вать постоянную выставку в школе «На ши выпускники». Помимо повседневной связи определить дни встречи с ними, работающими на производстве, в уч реждениях, где они рассказали бы о своей жизни. Со студентами сохранить традиционную встречу во время зим них каникул. Все встречи должны быть торжест венными. Дни встреч — это самые большие школьные праздники. Весь коллектив учителей должен в обяза тельном порядке присутствовать на ^этих вечерах-встречах, радушно при- ветствовать своих бывших выпуск»: ков. Грустно было в феврале этого года на одном из таких вечеров в нашей школе. Человек 50 учеников старших классов, 5 — 6 учителей и 4—7 (?!) быв ших выпускников. Сиротливо посидели они, немного по танцевали и тихо, незаметно ушли домой задолго ' до конца вечера. Конечно, такие вечера встреч ма ло п р и н о с я т пользы. зывать. Нг^Чзельзя забывать и о необхо димости уйелять больше внимания бы тованию еще пережитков обыватель щины в сознании и практике отдель ных людей. Об этом надо не просто говорить, но и рассказывать на кон кретных примерах, как надо вести борьбу против этих уродливых явлений. И, что еще хуже, у ребят появляется раздвоенность взглядов. В школе мы говорим одно — в жизни он видит дру гое, нередко совсем противоположное. А в конце концов появляется убежде ние, что писать в сочинениях, в газе тах, говорить на собраниях вслух, для других, он обязан «громкие слова», а где-то в глубине души, для себя, хра нить другую «празду», мораль, втолко ванную ему подчас отсталыми родите лями и случайными фактами жизни. Так появляется лицемерие. Желая по лучить хорошее, мы достигаем обрат ного. На уроках литературы, классных ме роприятиях, общешкольных вечерах, диспутах мы много говорим о чувствах коллективизма, дружбы и товарищества. Искренне хотим, чтобы наши юноши и девушки, войдя в самостоятельную жизнь, не только помнили, но и твор чески развивали эти качества: были бы хорошими, принципиальными товарища ми, уважали бы коллектив, в котором работают и живут. Случай с Ларисой говорит о том, что и в этой работе у нас много недостатков, часто для от дельных учеников все мероприятия проходят мимо. «Как хотела бы я услышать сейчас 19 интервью о том, как прошел, год каждого из нас, первый год нашей са мостоятельной жизни». Сколько искренности в этих словах Люды Глумовой! Какое хорошее жела ние! Но оно зачастую неосуществимо. Мешает укоренившаяся вредная тради ция в школах: после выпускного бала, добрых, горячих пожеланий... про . вы пускников забывают. Десять лет школа готовит юношей и девушек к жизни, коллектив учителей советовал, воспитывал, но... Вышли уче ники за порог школы с аттестатом зре лости, окунулись в жизнь, столкнулись с некоторыми трудностями и растеря лись, а рядом нет бывших учителей, классного руководителя. Вот тут-то и нужен теплый, уже как старшего това рища, совет, нужна поддержка мораль Зная о жизни выпуск н и к о в , можно пригла шать их на класс ные с о б р а н и я , организовать шефство над отдельными учениками, классами. Да мало ли какие формы можно найти для работы с вы пускниками! Когда выпускники почувст вуют и увидят теплое отношение к се бе не отдельных учителей, а со стороны школы, они с радостью придут к нам, не одиночками, а целыми классами. Ретивые руководители требуют, что бы после каждого воспитательного ме роприятия была немедленная «отдача». Они забывают, что отдача может про явиться через несколько лет. Воспита ние, а тем более перевоспитание — длительный процесс. Я считаю, что на-5, стоящая оценка , работы коллектива учителей, классных руководителей за ключается не в процентах успеваемо сти, а в том, какое место в жизни за няли выпускники, как они относятся к ТРУДУ> коллективу, каково моральное лицо каждого бывшего учащегося. Толь ко в этом — высшая награда за кро потливый труд учителя, классного ру ководителя. Кстати, о классном руководителе у нас совсем забыли. Его только ругают и прорабатывают на каждом педсо вете, на каждом совещании. И многими моими коллегами всех школ руководст во классом принимается как тяжелая и нежелательная нагрузка. И в практике школ нередко в классе каждый год появляется новый руководитель. Это никак не может положительно отра жаться на воспитательной работе. Классный руководитель при всех своих способностях только тогда может быть , внимательным и чутким наставником, когда хорошо знает каждого своего ученика. Поэтому, мне кажется совер шенно правильным, когда учителя ве дут классы с 1 по 10. и" Творческая связь с выпускниками взаимно принесет много радостных, счастливых минут, она обогатит учите лей, остановит учащихся от необдуман ных шагов, поспешных решений. Павел Сергеевич ПЛОХИХ, учитель средней школы № 7 . г. Липецк. Редактор И. БОБКОв. АЭ 62590 Липецк, типография областного управления культуры. Зак. № 8824
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz