Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)

В этот день классный час в 9-м проходил несколько необычно. Письма двух быз- ших учениц 7-й школы Ларисы Ляпиной и Людмилы Глумовой взволновали девяти­ классников. Разгорелся спор. Кто из девушек прав? Почему Лариса разочаровалась в людях? Имеет ли она на эю право? Преподаватель Игорь Александрович Зубков предложил ребятам изложить свои мысли по поводу этих пи­ сем. Чтобы ребята не стеснялись, было поставлено условие: фами­ лию подписывает, кто хочет. Некоторые высказывания ре­ бят мы и публикуем сегодня. Г о в ор я т * « девятиклассники Да, встречаются у нас черствые, бездушные люди, бюрократы, кото­ рые верят только бумажке. Но Лариса не права в своем не­ верии людям. Таких «бумажных душ» очень мало. Мы тоже ходим на завод на практику. И везде: в школе, на заводе—я встречал чест­ ных, отзывчивых людей. Они всегда готовы поверить, если ты не обма­ нул их доверия. Правильно сделала Лариса, написав в газету: с недо­ верием надо бороться. В. БУЗУЕВ. * * * Конечно, Лариса права. Надо до­ верять человеку. Ведь доверие под­ нимает его, окрыляет. А недоверие убивает в кем гордость, уверенность в себе, делает пассивным в жизни. И оно, мне кажется, особенно вред­ но, когда выпускник только что поступил на работу. Человек, тем более школьник, не гарантирован от ошибок, и из ана­ лиза их, сделанных тобою или кем- то, строится жизнь. Но тому, кто сделал ошибку, требуется поддерж­ ка... И Людмила получает ее от своей напарницы Шуры. И это по­ могло Людмиле полюбить свою работу, стройку. Читаешь письмо и искренне радуешься его оптимизму. Людмила нужна людям, приносит пользу им. Она помогает погрузить тяжелый мотор четверым парням, и они благодарят ее. Может, в этот момент эти ребята тоже узнали, что есть добрые, отзывчивые люди. А. КУЛИНИЧ. * * * Две сверстницы, две бывшие одно­ классницы, окончив школу, вступили на самостоятельный путь. И вот через год они уже имеют полное представление о трудовой жизни. Но почему же их взгляды разошлись? Почему же Лариса Ляпина потеря­ ла веру в людей? По-моему, она просто испугалась жизненных трудностей, не стала бороться с ними, испугалась недо­ верия. Но ведь если жить по пого­ ворке «Волков бояться — в лес не ходить», то немногого в жизни добьешься. Ее подруга Людмила со­ вершенно по-другому смотрит на свою жизнь. Она сумела найти свое место, «свою точку опоры». В. БЛАГОДЕТЕЛЕВ. * * ф - Лариса пишет, что она не совсем ясно представляла себе жизнь. Что ж, это понятно. Она начинается за стенами школы. И жаль, что мы, выпускники,, всегда сталкиваемся с ней неожиданно. Людей, что живут по принципу «моя хата с краю...», еще много. Но все-таки больше тех, кто протянет всегда руку помощи, если такая по­ требуется... Нет, Лариса не права... Жизнь — это прекрасно. Без подписи. * * ф Люди, сталкиваясь в жизни с трудностями, преодолевают их, а не разочаровываются и не бросают работу. Это говорит, что все гром­ кие слова в школьных сочинениях Ларисы—пустые фразы, чтобы полу­ чить хорошую оценку. И еше. Доверять человеку нужно. Недоверие вызывает чувство, что ты никому не нужен, никому до тебя нет дела, ты не приносишь пользу обществу. А. ЗАЙЦЕВ. * ф * Оба письма правильны: люди есть и плохие и хорошие. Но не могла же Лариса встретить только бюро­ кратов. Видела она и отзывчивых людей. Почему же Пишет только о плохих? Может потому, что сама старалась остаться в стороне, смот­ реть на все глазами наблюдателя. Без подписи. Л АРИСА Ляпина адресовала свое письмо преподавателю ли­ тературы П. С. Плохих. Сегодня мы публикуем ответ учителя. Много важных и интересных вопро­ сов поднято в статье, по которым сто­ ит поговорить поподробнее. Публикуя статью Г1. С. Плохих, ре­ дакция газеты надеется, что учителя, классные руководители школ области и города выскажут свое мнение по всем этим вопросам. Редакция ждет ваших писем, това­ рищи! Д ОРОГИЕ КОЛЛЕГИ! С большим интересом слежу я за дискуссией на страницах газе­ ты «Ленинец», развернувшейся по двум письмам бывших выпускниц нашей шко­ лы Ларисы Ляпиной и Людмилы Глумо­ вой. В самом деле, почему Лариса не нашла романтики, почему первые столкновения с «прозой жизни» заста­ вили ее отступить, разочароваться в людях? И все это только за один год после выхода из родной школы! 57 де ­ сятиклассников откликнулись на эти письма. Ученица 10-го класса Шура Леликова с болью в сердце восклицает: «Кто обокрал ее? А помнится Лариса актив­ ной, полной энергии. Так куда же девалась ее энергия? Ведь прошел всего год». Долго над этим думал и я. Лариса адресовала свое письмо мне, и я обя­ зан ответить ей. Но думаю, что отзы­ вы наших десятиклассников, отклики товарищей различных профессий, на­ печатанные в газете, помогли Ларисе разобраться в своих ошибках. Мне хо­ чется поделиться своими раздумьями с вами, мои коллеги—учителя. Нет ли в нашей работе недостатков, которые способствуют появлению таких настро­ ений, как у Ларисы Ляпиной? Что нуж­ но всем нам сделать, чтобы- даже еди­ ничных подобных случаев не было? Высказываю свою точку зрения. Одним из больших недостатков в работе школы № 7 является отсутст­ вие нормальных условий для трудового воспитания учащихся, начиная с млад­ ших и кончая старшими классами. Из- за невнимательности со стороны руко­ водителей, органов народного образо­ вания коллектив учителей, по сущест­ ву, не выполняет Закона о перестрой­ ке школы и связи обучения с жизнью. До сих пор школа не имеет при­ школьного участка, нет хорошо обо­ рудованных мастерских, программу по сельскохозяйственной практике, по сле­ сарному и столярному делу выполнить должным образом нет никакой воз­ можности. Не лучше и производствен­ ная практика учащихся 9-х классов. В 1961 году девятиклассники долж­ ной практики не проходили, занима­ лись кое-чем. Весной 1962 года два девятых класса были прикреплены к тресту «Жилстрой», учеников напра­ вили на строительство домов. Встрети­ ли их недружелюбно, как лишнюю, ни­ кому не нужную обузу. Здесь не было даже попыток привить любовь юношам и девушкам к труду. Вот как сами де ­ вятиклассники отзываются об этой практике. КЛАВА КЛЮЕВА. «Вот прошел и наш трудовой месяц. Что же дала мне прак- тика? Чему я научилась? Ходила на практику целый месяц, а умею только чуть шпаклевать. Вы спросите почему? Да потому, что ничему нас не учили. Работы нам никакой не давали. А если попросишь красить, то слышишь в от­ вет: «Вы тут нам накрасите». Но ведь мы пришли учиться. Уходили со строй­ ки каждый день недовольными. За месяц мы должны были научиться многому, но при всем нашем желании почти ничему не научились. Зачем же тогда установили практику? Зачем?» НАТАША ПАНФЕРОВА. «Нам не до ­ веряли работы. Мы просто умоляли АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк, Коммунальная пл., 44, ред. газеты «Ленинец». ТЕЛЕФОНЫ: редактора — 33—53, ответственного секретаря — 34—13, отделов: комсомольский жизни и сельской молодежи — 36—43, пропаганды — 38—50, писем — 28—59, школ и спорта — 35—38, бухгалтерии — 34—46. дать нам что-нибудь делать. А нас за ­ ставляли подметать полы и выметать мусор». ЛАРИСА КЛИМОВА. «Может, это и резко, но практика мне ничего не да ­ ла. Были в бригаде маляров, а маляр­ ных работ почти не видели. Относи­ лись к нам хорошо, но было видно: бригадир просто не знает, что с нами делать, какую работу дать. Так было неприятно чувствовать, что ты лишняя. Нет у нас постоянного, шефа. А шко­ ла большая — 57 классов. Вполне ре­ зонен вопрос: могут ли наши школьни­ ки по-настоящему готовиться к полез­ ному труду, к активному участию в производстве?» В конце письма Лариса Ляпина пи­ шет: «Но я писала о том, с чем встре­ тилась в жизни сама, без прикрас, без розового света». Из этих слов я для себя лично сде­ лал вывод: не слишком ли я (да и учи­ теля других дисциплин, классные руко­ водители) увлекаюсь показом только яркого, положительного? Конечно, хо­ рошие примеры надо еще ярче пока­ ная, материнская со стороны школы. Правда, отдельные учителя, классные руководители поддерживают активную связь со своими бывшими питомцами, но опять - таки с отдельными, да и связь эта просто случайная. В школе было несколько выпусков 10-х классов, вышли в жизнь не один десяток молодых людей. Где они сей­ час? Чем занимаются? Какое место в жизни заняли? Каков их моральный об ­ лик? Никто не знает. А знать надо, обя­ зательно надо. Многие из них честно трудятся, приобрели специальности, принимают непосредственное активное участие в строительстве коммунистиче­ ского общества, многие постигают на­ уки в высших и средних специальных учебных заведениях. Здесь-то каждый учитель, каждый классный руководи­ тель и может проверить свое педаго­ гическое кредо. А у нас адреса, живые люди, плоды работы коллектива учи­ телей затерялись. Мы лишаем себя большого фактора в воспитательной ра­ боте. Почему бы не установить посто­ янную связь школы со своими выпуск­ никами, получать с места учебы, рабо­ ты характеристики на них, фотографии, у станка, на месте работы, организо­ вать постоянную выставку в школе «На­ ши выпускники». Помимо повседневной связи определить дни встречи с ними, работающими на производстве, в уч­ реждениях, где они рассказали бы о своей жизни. Со студентами сохранить традиционную встречу во время зим­ них каникул. Все встречи должны быть торжест­ венными. Дни встреч — это самые большие школьные праздники. Весь коллектив учителей должен в обяза ­ тельном порядке присутствовать на ^этих вечерах-встречах, радушно при- ветствовать своих бывших выпуск»: ков. Грустно было в феврале этого года на одном из таких вечеров в нашей школе. Человек 50 учеников старших классов, 5 — 6 учителей и 4—7 (?!) быв­ ших выпускников. Сиротливо посидели они, немного по­ танцевали и тихо, незаметно ушли домой задолго ' до конца вечера. Конечно, такие вечера встреч ма­ ло п р и н о с я т пользы. зывать. Нг^Чзельзя забывать и о необхо­ димости уйелять больше внимания бы­ тованию еще пережитков обыватель­ щины в сознании и практике отдель­ ных людей. Об этом надо не просто говорить, но и рассказывать на кон­ кретных примерах, как надо вести борьбу против этих уродливых явлений. И, что еще хуже, у ребят появляется раздвоенность взглядов. В школе мы говорим одно — в жизни он видит дру­ гое, нередко совсем противоположное. А в конце концов появляется убежде­ ние, что писать в сочинениях, в газе­ тах, говорить на собраниях вслух, для других, он обязан «громкие слова», а где-то в глубине души, для себя, хра­ нить другую «празду», мораль, втолко­ ванную ему подчас отсталыми родите­ лями и случайными фактами жизни. Так появляется лицемерие. Желая по­ лучить хорошее, мы достигаем обрат­ ного. На уроках литературы, классных ме­ роприятиях, общешкольных вечерах, диспутах мы много говорим о чувствах коллективизма, дружбы и товарищества. Искренне хотим, чтобы наши юноши и девушки, войдя в самостоятельную жизнь, не только помнили, но и твор­ чески развивали эти качества: были бы хорошими, принципиальными товарища­ ми, уважали бы коллектив, в котором работают и живут. Случай с Ларисой говорит о том, что и в этой работе у нас много недостатков, часто для от­ дельных учеников все мероприятия проходят мимо. «Как хотела бы я услышать сейчас 19 интервью о том, как прошел, год каждого из нас, первый год нашей са­ мостоятельной жизни». Сколько искренности в этих словах Люды Глумовой! Какое хорошее жела­ ние! Но оно зачастую неосуществимо. Мешает укоренившаяся вредная тради­ ция в школах: после выпускного бала, добрых, горячих пожеланий... про . вы­ пускников забывают. Десять лет школа готовит юношей и девушек к жизни, коллектив учителей советовал, воспитывал, но... Вышли уче­ ники за порог школы с аттестатом зре ­ лости, окунулись в жизнь, столкнулись с некоторыми трудностями и растеря­ лись, а рядом нет бывших учителей, классного руководителя. Вот тут-то и нужен теплый, уже как старшего това­ рища, совет, нужна поддержка мораль ­ Зная о жизни выпуск н и к о в , можно пригла­ шать их на класс­ ные с о б р а н и я , организовать шефство над отдельными учениками, классами. Да мало ли какие формы можно найти для работы с вы­ пускниками! Когда выпускники почувст­ вуют и увидят теплое отношение к се ­ бе не отдельных учителей, а со стороны школы, они с радостью придут к нам, не одиночками, а целыми классами. Ретивые руководители требуют, что­ бы после каждого воспитательного ме­ роприятия была немедленная «отдача». Они забывают, что отдача может про­ явиться через несколько лет. Воспита­ ние, а тем более перевоспитание — длительный процесс. Я считаю, что на-5, стоящая оценка , работы коллектива учителей, классных руководителей за ­ ключается не в процентах успеваемо­ сти, а в том, какое место в жизни за­ няли выпускники, как они относятся к ТРУДУ> коллективу, каково моральное лицо каждого бывшего учащегося. Толь­ ко в этом — высшая награда за кро­ потливый труд учителя, классного ру­ ководителя. Кстати, о классном руководителе у нас совсем забыли. Его только ругают и прорабатывают на каждом педсо­ вете, на каждом совещании. И многими моими коллегами всех школ руководст­ во классом принимается как тяжелая и нежелательная нагрузка. И в практике школ нередко в классе каждый год появляется новый руководитель. Это никак не может положительно отра­ жаться на воспитательной работе. Классный руководитель при всех своих способностях только тогда может быть , внимательным и чутким наставником, когда хорошо знает каждого своего ученика. Поэтому, мне кажется совер­ шенно правильным, когда учителя ве­ дут классы с 1 по 10. и" Творческая связь с выпускниками взаимно принесет много радостных, счастливых минут, она обогатит учите­ лей, остановит учащихся от необдуман­ ных шагов, поспешных решений. Павел Сергеевич ПЛОХИХ, учитель средней школы № 7 . г. Липецк. Редактор И. БОБКОв. АЭ 62590 Липецк, типография областного управления культуры. Зак. № 8824

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz