Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)
Мы строим новое об- [ щество, новый, невидан ный ранее мир. В него !должен войти и новый [ человек—человек высо ких коммунистических I идеалов и чистой, ком- I мунистической нравст- [ венности. > «Даже когда человек I переходит в новую квар- [ тиру, он старается из- [ бавиться от всего уста- | ревшего, не тащить за [ собой ничего негодно- [ го... Передовые люди , стремятся заранее выра- МОРАЛЬНОМУ К ОДЕ К СУ ботать в себе те качест ва, те свойства, те при вычки, которыми надо будет пользоваться в новом доме», — говорил Н. С. Хрущев, , Эти качества четко' сформулированы в мо ральном кодексе строи теля коммунизма, кото рый изложен в Про грамме КПСС. Сегодня мы начинаем разговор об основных принципах коммунисти ческой морали. Твоя хата не с краю ш ную смелость, гражданское мужество, а не бояться как бы из этого чего не вышло, не помалкивать, не отмахивать ся: авось, без меня разберутся. Слесарь липецкого управления «Центроанергсчермет» Николай Шелуд- ченков любил выпить. Товарищи по ра боте, комсомольская организация ана- ли о его пороке, но старались почему- то замолчать, не говорить об этом. А человек катался вниз. Дошел до воровства. В поисках спиртного взло мал окно в палатке № 13 Горплодов о щ т о р г а. По пал на скамью подсуди- Федор Злобин работал трактористом в совхозе «Краснянский». Неплохим комсомольцем считался он. Но однаж ды е ним произошел нехороший слу чай. И парень потерял доверие. А слу чилось вот что. Федор Злобин гнал трактор к усадь бе совхоза. Тут-то и произошла авария из-за досадной оплошности. Тракторист не убрал трос. В пути он зацепился за гусеницу трактора, а потом за масля ный фильтр. Масло вытекло. Ф. Злобин видел это, но не остановился, а наобо рот прибавил скорость. Поплавились подшипники, и трактор вышел из строя. Нет необходимости напоминать о том, что значит для совхоза трактор. А ведь аварии могло и не быть, если бы Ф. Злобин потратил одну—две мину ты, чтобы убрать трос. Невольно спрашиваешь себя, а как бы поступил комсомолец, если бы трак тор был его, собственный? Конечно же, он убрал бы трос. Более того, Ф. Зло бин постарался бы, видимо, очистить машину от грязи, протереть детали. Вот это чувство «мое» и «наше» не которыми резко еще разграничивается. Вспоминаются слова В. И. Ленина. Тогда, на заре зарождения нашего го сударства, он говорил, что нужно бе речь, хранить, как зеницу ока, землю, фабрики, хлеб, продукты, транспорт, что все это отныне будет всецело на шим, общенародным достоянием. Мы строим коммунизм. Мы утверж даем самую высшую справедливость на земле. Наши люди становятся с каждым годом нравственно и духовно выше, чи ще, благороднее и красивее. Но почему мы все же говорим о необходимости быть непримиримым к расхитителям, тунеядцам, стяжателям, лодырям, ко всем формам морального уродства, включаем это требование в свой мо ральный кодекс. Так и записано там; — забота каждого о сохранении и ум ножении общественного достояния. Мы говорим потому, что еще не из житы до конца пережитки в сознании людей. Еще есть у нас люди, которые живут по принципу: «Моя хата с краю, я ничего не знаю». Это объясняется или низкой сознательностью отдельных людей, пли их безответственностью пе ред обществом. Вспоминается такой случай. В колхо зе «Советская Россия» Добринского района работал шофером комсомолец К. Болдырев. Как и его товарищи, он возил зерно от комбайна. Но в отли чие от них, он делал рейсы «налево». 1410 килограммов зерна украл он в колхозе. Расхитителя поймали с поллч- ныдМ. Народный суд приговорил его к 4 годам лишения свободы. Казалось бы, все ясно. Человек со вершил преступление и за это понес заслуженное наказание. Но реакция на поступок у молодежи колхоза была довольно странной. Секретарь комсо мольской организации колхоза Алексей Шалимов срочно собрал комсомольцев. Ожидался серьезный разговор о про ступке товарища. По логике вещей, мо лодые колхозники должны были резко осудить расхитителя народного добра К. Болдырева. Но па собрании речь пошла о том, как бы освободить из- под стражи «пострадавшего». Петиция за подписью секретаря была направле на в областной суд. Где же принципиальность, где же суровая, прямая критика? Ее не было. Потому что девушки и парни отнес лись к этому вопиющему случаю равно душно, проявили трусость. Слов нет, милиция, прокуратура, суд должны выявлять и строго наказывать нарушителей. Но им на помощь долж на прийти и общественность. В нашей стране всякий отстаивающий общественные или свои личные закон ные интересы не остается в одиноче стве. Конечно, для того чтобы высту пить против уродливых явлений, всту пить в борьбу с несправедливостью, нужно всякий раз проявлять извест- А если бы Николая своевременно пригласить на общее собр-ание п до-че стному, открыто поговорить с ним. Пусть бы он попотел перед товарища- ми. Не поможет — наказать, как сле дует, Может быть, число преступников и не увеличилось бы тогда еще на од ного человека. Борьбе с расхитителями, стяжателя ми, хулиганами мы должны учиться у Ленина. Великий вождь всей своей жизнью и деятельностью показал, ка ким должен быть передовой человек нашей эпохи. «Вот она, судьба моя, __ писал Владимир Ильич Иннессе Ар манд. — Одна боевая кампания за дру- гой —* против политических глупостей, пошлостей, оппортунизма и т. д. Это с 1893 года. И ненависть по шляков из-за этого. Ну, а я все же не променял бы сей судьбы на «мир» с пошляками». Н. УСИК, советник юстиции. г. Липецк. « • т 11 т т 1 « Н 11 п и 1 пш | | | | | П 111 т | ^ Г е р о и - з е м л я к и | Экспозиции Великой Отечественной» : войны были созданы во время войны» (почти во всех краеведческих музеях.^ Они и сейчас играют огромную роль $ ; не только в всторико-яознавагелыюм ♦ ; смысле, но и ■ идейго-военитательном. Перед музеями стоит задача: у веко-1 Евечить участие края в Отечественной; 1войне, показать боевую и трудовую: I доблесть советских людей, местных Е ; предприятий. [ Это. вызывает законную гордость за< ►свой край, рождая стремление к под-} [ «игу, ► В Липецком областном краеведческом! ( музее в разделе Великая Отечествен- < ; ная «окна особое место уделяется *е- 1 ; роям-землякам. Наши земляки на фрои-1 ►те проявили массовый героизм. Около < : 100 липчанам за мужества ■ героизм в; ►борьбе против фашистских захватчиков < (присвоено звание Героя Советского Со-| | юза, а М. Т. Степанищев, уроженец; ♦Задонского района, этого звания уде- 2 стоен дважды. 2 Тысячи воинов награждены орденами! ? и медалями. Именами наших героев-1 | липчан назван ряд городов страны —| | Гусев, Гурьев, Нестеров, а также пасе-2 ^ ленных пунктов и улиц. $ 2 Работники музея за последнее время« ♦выявили много новых интересных ма- 2 ^ териалов, а также фамилий героев $ Советского Союза, наших земляков. ♦ В сборе этих ценных материалов но- 2 мотают нам сами посетители музея. | М. ТАЛИНСКАЯ. I ................................ ««имм»»» ч и н * * ТИ два часа необыч- ны. В классной ком- нате, где сидят буду щие повара и продавцы, звучит музыка. Да, да—са мая настоящая: арии из опер, хоры, симфонии, пьесы. Девушки слушают, затаив дыхание, музыку, беседу о музыке. Идет страстный разговор о музыке, о ее самых со кровенных, незаметных для несведущего уха движени ях, тайнах познания искус ства. Звенит звонок, никто не двигается с места — так вепико обаяние рас сказа. Со всех сторон сып лются вопросы, учащиеся окружают преподавателя. Беседа продолжается и на перемене. Что же это за урок! Нет, это не занятие по музыке. Это урок эстетического • воспитания. Совсем недав но в городском професси онально-техническом учи лище № 3 введен предмет. До этого го года учащиеся изучали только свои специальные предметы: кулинарию, калькуляцию, бухгалте рию. Ни на одном из занятий не было ни разговора, ни беседы о чувстве прекрас ного, об умении понимать музыку, живопись, литера туру. — Зачем! — недоумева ли девушки. — Ведь это никак не касается нашем основной работы. Доводы как будто правильные. В самом деле, продавцы про- У Ч И Т Ь К Р А С О Т Е А У ВАС ЕСТЬ ТАК ИЕ УРОКИ? мышленных товаров с ка кой вроде бы стати начнут знакомиться с известными операми мира, с великими полотнами живописи. Ведь это не относится к их ра боте. Однажды в квасе вошла новая учительница Лариса Александровна Савченко. Выпускница ГИТИСа, она очень волновалась, как примут ее предмет уча щиеся технического учили ща... Первые слова об эстетике. Дальше, дальше. Лариса Александровна рас сказывает о прекрасном, о духовном богатстве челове чества, о величайших со кровищах мира, обо всем, что делает человека чище, благороднее, поднимает его на новую ступень. В училище теперь отво дится на эстетику 78 часов в первом полугодии. В 14 группах каждую неделю два часа посвящены или музыке, или живописи, или поэзии, или театру. Такое же количество часов ос тается и «о втором полуго дии. Учиться красиво жить — нелегкая наука. И успех учебы часто зависит от пре- он поста- подавателя, как вит обучение. Как-то среди учащихся завязался спор о кинофиль ме «Грешница». Каждый высказывал свои сообра жения, а к общему выводу так и не пришли. Как дать оценку фильму! И тут на помощь пришел урок во эстетическому воспитанию, посвященный театру, сцени ческому искусству. Лариса Александровна сказала, что прежде чем оценить то или иное про изведение, нужно знать все его «секреты». Что же это за «секреть»! Шаг за шагом преподаватель вме сте с учащимися выяснил, что такое тема, идея про изведения, его направлен ность, жанр, смысл кон фликта, общественное зву чание. Интересные разговоры о путях работы режиссера, сб образах пьесы я спек такля не прошли даром. Они помогли учащимся ос мысленно, вполне квалифи цированно обсудить фильм, дать ему правильную граж данскую оценку. А вот еще урок в 3-й группе. Здесь готовятся ИДЕТ УРОД ЭСТЕТИКИ. ЛАРИСА АЛЕКСАНДРОВНА САВЧЕНКО, ПРЕ- ПОДАВАТЕЛЬ ГОРОДСКОГО ПРОФЕС СИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИ* ЛИ1ЦА № 3, РАССКАЗЫВАЕТ О ТВОР ЧЕСТВЕ ЗНАМЕНИТОГО РУССКОГО ХУДОЖНИКА В. А. СЕРОВА. Фото Ю. Ардашева. продавцы промышленных товаров. Первый год обу чения. Люди разные, есть девочки из сел. Казалось бы, очень трудно повести разговор о музыкальной грамоте. Но постепенно урок увлекает всех. Выяс няется, что такое музы кальный слух, его свойст ва. — Какой голос у певца! —спрашивает Лариса Алек сандровна, заводя пла стинки. Тут же, на уроке, учащиеся безошибочно оп ределяют: тенор, баритон или бас. Новые слова: «регистры», «октава» старательно за писываются в тетради. Уроки по эстетическому воспитанию необходимо приветствовать. Культур ный человек обязательно должен знать к чувство вать искусство. Наука кра сиво жить должна еще ши ре популяризироваться в учебных заведениях. В. ЗОРИН. Спасибо вам, лю ди в белы х х ал а т а х ! Передо мной два листка бумаги. На одном из них неровным почерком написано: «Объявите, пожалуйста, благодарность Михаилу Васильевичу Житкову, нейрохирургу областной больницы за хорошее лечение моего сына Николая». А вот короткая история, которая произошла с Николаем Дыкиным. Мальчику был нанесен силь ный удар по голове. Он потерял сознание. Требо валась сложнейшая операция в области черепа. Срочно был вызван нейрохирург областной боль ницы Михаил Васильевич Житков. Четыре часа он боролся за человеческую жизнь. Операция была закончена успешно. Теперь ученик Добровской восьмилетней школы Н. Дыкин выздоравливает. ...Второе письмо. Оно из Днепропетровска. «Большое спасибо хирургу Добровской райболь ницы Петру Максимовичу Тарасову и медсест рам, которые вырвали из лап смерти нашу мать Сдвижк-ову Арину Степановну. И. и В. Сдвижко- вь.». Эти письма из разных городов. Но в них одна мысль. Люди благодарят наших мужествен ных врачей. А. ПОПОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz