Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1962 г. (г. Липецк)

4 Новый научный подвиг Б УХА РЕ С Т , 2 ноября. { ТАСС} . Запуск межпла­ нетной станции «Марс-1» имеет исключительное зна­ чение для всего человече­ ства. Он войдет в историю изучения солнечной системы как беспримерный вклад в сокровищницу мировой науки, пишет сегодня в га­ зете «Скынтейя» секретарь комиссии по астронавтике академии РНР Ион Паска- РУ- Все газеты публикуют сегодня сообщение ТАСС на первых страницах под крупными заголовками: «СССР запустил космиче­ скую ракету в направлении планеты Марс», «Новое за­ мечательное достижение советской науки и техни­ ки», * * * ПРАГА, 2 ноября. (ТАСС) . Запуск советской космической ракеты к Мар ­ су вызвал в Чехословакии всеобщее восхищение. Все сегодняшние газеты опубли­ ковали сообщение о новом смелом научном подвиге на первых полосах под за­ головками-аншлагами. «Новый выдающийся шаг в исследовании космиче­ ского пространства, — пи­ шет газета «Руде право»,— Советская космическая ра­ кета летит к Марсу». Печать особо отмечает большой вес автоматиче­ ской межпланетной стан­ ции, нормальную работу ее аппаратуры. * * ф ТАШ КЕНТ, 2 ноября. (ТАСС) . Советский косми­ ческий корабль летит к Марсу, и вместе с ним к далекой планете устремля­ ются мысли каждого из нас. В эти часы мы думаем о величии нашей социали­ стической Родины, о гении советских людей — строи­ телей коммунизма, заявил академик Академии наук Узбекской ССР К. 3. Заки ­ ров. Великие события, подоб­ ные нынешнему шагу в космос, не только вбирают в себя частицу труда к аж ­ дого члена общества. Эти события вдохновляют нас на новые дела, открывают новые просторы для твор­ чества. Большие надежды с полетами на Марс связы­ вает биология — наука, которой посвятил себя и я. Мы на пороге оконча­ тельного решения пробле­ мы, давно волнующей оби­ тателей Земли, — есть ли жизнь на Марсе. Новая стадия изучения Марса даст ответ и на воп рос— в каких формах возможна жизнь на других планетах. Пройдет срок, и расши­ рится новая отрасль на­ уки — космическая биоло­ гия. Ведь советские ученые уже заложили ее основу — астроботанику. И нам поко­ рится простор, который можно образно назвать «космической целиной». Открыта новая страница науки, и совершили этот подвиг советские люди. Б У Д Е М З Н А К О М Ы Лилия Разумейкина работает на Елец­ ком элементном заводе сборщицей. Цех ее борется за звание коллектива ком­ мунистического труда. Лилия избрана в заводской комитет комсомола, она член «комсомольского прожектора». Вот, пожалуй, и все, что касается ее производственной и общественной дея­ тельности. Но есть у Лилии еще одно увлечение. Она пишет стихи. Искренние, негром­ кого звучания. Стихи задушевны, и эго несказанно радует. Впрочем, вы убеди­ тесь сами, прочитав их. Как-то Евгений Евтушенко сказал, что стихи все гражданственны, если они делают людей лучше, пусть даже они личные, интимные. И это правда. Пусть же стихи Лилии Разумейкиной не пройдут мимо душ человеческих, у Л и ли я Р А З УМ ЕЙ К И Н А Ш а Она пришла усталая с работы, ] Прилечь бы отдохнуть, ведь годы уж не те, ^ Да некогда: домашние заботы. Хозяйский нужен глаз | повсюду и везде* Детишки, как всегда, встречают у калитки. Но что-то новое в них чувствует она^ На праздничном столе лежат уже открытки, . И сделаны все мелкие дела* т ь Вот муж пришел с сияющей Аленкой; — Ну, дети, будем маму поздравлять? И ей пришлось с покорностью ребенка Их скромные подарки принимать. г г г г г Н в сесою з н ом у с о в е щ а н и ю молодых писателей $ г г г Р УКИ наших ровесни­ ков лежат на штур­ валах комбайнов, ры­ чагах станков, на кнопках пультов атомных электро­ станций. А в наши руки сегодня переходит судьба русской поэзии. Мы должны рассказать нашей стране и всему миру о своем поколении — о его проблемах, о его противоре­ чиях, о его борьбе и уст­ ремлениях. Мы не должны уступать приоритет в этом буржуазной прессе, кото­ рая, подобно западногер­ манскому «Дер шпигелю», пишет о нашем поколении в следующем стиле: «Не­ сколько лет тому назад рус­ ская девушка на балу или на первомайском празднике производила впечатление незатейливого существа, сияющего здоровьем и вер­ ностью партии. Этот идеал не является более неоспори­ мым. В бальных залах Мо­ сквы и Ленинграда чаще всего встречаются туалеты с декольте. Молодые дамы, которые в послеобеденное время посещают кафе, по своим прическам и туале­ там почти не отличаются от своих сверстниц в Берлине, Париже и Риме». Вот каким образом «Дер шпигель» описывает то но­ вое, что принесло с собой наше поколение. И кому же, как не нам, рассказать о том, что оно действительно принесло и несет с собой! И молодые поэты уже говорят об этом: Я со скамьи студенческой мечтаю, чтобы зданья ракетой стоступенчатой взвивались в мирозданья! А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ. Мне нравятся эти ребята — проходчики древней горы. Простая их речь грубовата, а лица чисты и добры. Работа мне нравится эта, в которой превыше всего— идти, удаляясь от света, чтоб снова достигнуть его. Б. АХМАД УЛ ИНА. Мы ждем, Мы знаем: нам уже пора из зала ожидании в зал свершений... Р. РОЖД ЕСТВЕНСК ИЙ. Ярость первого ветра не милует моря. Пусть безжалостность века не минует меня! В. ЦЫБИН. Часто новое поколение поэтов упрекают в том, что оно не хранит традиций «комсомольской поэзии». Но с той поры, когда Безыменский восклицал: Ах, Комсомолия! Мы —почки Твоих раскидистых ветвей!— изменился сам комсомол. И если молодежь сего­ дняшнего комсомольского возраста читает и Вознесен­ ского, и Ахмадулину, и Рождественского, и Цыби- на, и других поэтов, то не являются ли они комсо­ мольскими поэтами, хотя и не декларируют этого?! Могут возразить, что не все стихи этих поэтов по­ хожи на процитированные выше, что часто их стихи лишены прямой гражданст­ венности. Но гражданствен­ ны на мой взгляд все сти­ хи, которые делают людей лучше, даже самые, на пер­ вый взгляд, личные, а су­ губо личным делом поэтов всегда остаются даже са ­ мые наигражданские стихи, если они проходят мимо душ человеческих. Этому учит нас весь опыт русской поэзии. И перед нами стоит нелегкая задача обобщить этот драгоценный опыт. Недавно ко мне пришла десятиклассница с пуши­ стыми рыжими косичками и принесла очень способные стихи. Говоря со мной о своей жизни, она рассказа­ ла, как однажды, по ее выражению, она «впала в пессимизм». ( Как видите, и с десятиклассницами это бывает!) Но ей попалась книга «Общежитие», где со­ браны стихи Павлинова, Сухарева, Дмитриева и Ко­ строва, и эта книга (опять же по ее словам) «вселила в нее веру в жизнь». Как видите, стихи моло­ дых поэтов активно участ­ вуют в воспитании нового поколения. И приведенный мною пример — далеко не единственный. е с ш у ш хе ш На носу, на щеках, под глазами — веснушки. Что же делать мне с ними, скажите, подружки? Паренька я недавно приметила славного. Но ведь я не сказала вам самого главного: Дело в том, что за мною повсюду он ходит, Только близко ко мне что-то он не подходит. Посмотрю на него — засмеется глазами, И уходит... Что делать, подумайте сами. Я веселая даже теперь не бываю, Про себя потихоньку его я ругаю. Неужели веснушками парня пугаю?! О ш о р е Без слов, но в волненьи, прощаюсь я с морем, Безмолвно гляжу на бескрайнюю гладь. Возможно, что мне любоваться прибоем Не выпадет случая больше. Как знать. Сейчас я стою неподвижно на скалах, Я читал книгу «Общежи­ тие» и вижу в ней мною поэтических недостатков, но со словами этой девочки я считаюсь. И тем более мо­ лодые поэты должны пи­ сать лучше, потому что их читатели верят им и ищут у них поддержки в трудные минуты. Читатели часто прощают им плохие рифмы, затяну- тость композиции, сбивчи­ вость ритма, прямолиней­ ность мысли за их благие намерения, но сами поэты не должны себе этого про­ щать. Новелла Матвеева завое­ вала любовь читателей с первого появления ее сти­ хов в «Комсомольской прав­ де». Ее стих чуток и нежен, но иногда эта нежность пе­ реходит в зыбкость формы и содержания. У нее есть и крепкие, мастерски сколо­ ченные стихи, как, напри­ мер, «Гимн перцу», но иног­ да она впадает в литера­ турную сентиментальщину. Ц вовсе не хочу ей грубо­ вато посоветовать, как что сделал Я. Смеляков, «пи­ сать в направлении «Мано- лиса Глезоса», а не в на­ правлении «манжеток гно­ ма», но хочу предостеречь от чрезмерной литератур­ ной ассоциативности, кото­ рой перенасыщены ее сти­ хи. Они иногда похожи на натюрморты, срисованные не с настоящих плодов, а с других натюрмортов. Всесоюзное совещание молодых писателей — это как бы совещание наших надежд. А такие надежды внушают и мальчишески неловкая искренность Рим­ мы Казаковой, и иногда слишком жестковатая пря­ мота воронежца Владими­ ра Гордейчева, и непокор­ ная вихрастость свердлов­ чанина Ильи Фонякова, и мужественная обветрен- ность владивостокца Вита­ лия Коржикова, и не всегда глубокая, но искренняя по­ лемичность красно я р к и Майи Борисовой, и смущен­ ная скуповатость киевлянки Юняы Мориц, и задорность еще совсем ломающихся ю- лосов Игоря Волгина и Владимира Лугового. Не всегда, конечно, на­ дежды оправдываются. Я помню, как когда-то Юрий Панкратов и Иван Харабаров выступили с ши­ роковещательной деклара­ цией. Мы ждали от них под­ крепления декларации де­ лом. К сожалению, книга и последующие стихи Хара- барова были гораздо скром­ нее декларировавшихся им принципов, а в недавней ан­ кете «Литература и жизнь» он, по существу, отказы­ вается даже от основных положений той статьи. «...Перед лицом таких ги­ гантских тем (как темы по­ корения космоса, борьбы за мир) молодые писатели должны отвлечься от мел­ ких и несущественных спо­ ров, какая рифма лучше...» По существу, Харабаров призывает не думать о риф­ мах (хотя этот его призыв можно распространить ши- ( ре). Я думаю, что без спо- I ров и о рифмах и о мета- | форах и без новаторства и > в этой области невозмож- I но воплощение ни темы кос- I моса, ни темы борьбы за > мир. Видимо, просто-напро- I сто Харабаров лочувство-) вал, что ему оказалось не > по плечу гордо провозгла- I шенное им когда-то нова- | торство, и, потрясая слова- > ми «космос» и «мир», он ) решил объявить рифму де- | лом несущественным. Меж- 1 ду тем, на мой взгляд, в ) поэзии нет несущественных | элементов! Этому учит нас > опыт великой русской поэ- ) зии. . | Юрий Панкратов высту- > пал вначале со своеобраз- * ными стихами, поддержан- | ными Николаем Асеевым. > Но в последнее время его I поэтическая деятельность ) тоже находится в протнво- * речии с той статьей. Я пом- I ню, что его когда-то упре- | кали в формализме и идей- > ных срывах. Но разве луч- ) шим выходом является не-» брежное писание скороспе- > дых газетных стихов «на | злобу дня», не согретых I живым человеческим чувст- » вом? ) И опять-таки опыт рус- ) ской поэзии учит нас, что • можно писать «на злобу * дня» истинно поэтические ) произведения, проникнутые > подлинной лиричностью и | полные художественной за- ) ве'ршенности. Я был бы очень рад, ес- | ли бы и Харабаров и Пан- } кратов трезво отнеслись к | моим горьким сожалениям. | Нами сделано еще очень | мало. Мы обязаны сделать ) многое, !. Мы должны непрерывно \ ощущать себя наследника- ) ми великой русской поэзии. > И равняться на великое. > Только на великое! | Е. ЕВТУШЕНКО. » С улыбкою думаю, как в первый раз Южное солнце меня приласкало, А волны шумели, пугая - подчас. Щ Я вижу, как небо сливается с морем, И лунной дорожке не видно конца. Ряды кипарис, чуть спаленные зноем, И тень запоздалого вижу пловца. И память моя никогда не изгладит, Как чайки парят над морскою водой, Как гальку цветную заботливо гладит Волна за волною, одна за другой. Дышу глубоко, не борясь со слезами. Так хочется этот простор весь обнять, Здесь надо все видеть своими глазами, Кто моря не видел, всех чувств не понять. Ж в е р ю я... Когда по улице пройдешь, Как будто не заметил, Быть может, в тот момент поймешь, Что зря другую встретил. Не ты один, меня любя, Дарил цветов букеты. Не думай, мне и без тебя Берут в кино билеты. , П о д с н е ж н и к V По талым полянам Разбросан валежник. Иду я по снегу, Ищу я подснежник. {Ш Ну где же ты, где, голубая головка? В огромном лесу разыщи ее, тропка! (Следующий номер газеты «Ленинец» вый- , дет 7 ноября). |! Редактор И. БОБКОВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ: г. Липецк, Коммунальная пл., 44, ред. газеты «Ленинец». ТЕЛЕФОНЫ: редактора — 33—53, ответственного секретаря — 34—13, отделов: комсомольской жизни и сельской молодежи—36—43, пропаганды — 38—50, писем — 28—59, школ и спорта- 35—38, бухгалтерии — 34—46. АЭ 52545 Липецк, типография областного управления культуры. Зак, № 8335.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz